«А курица - не дичь»

На 6-м Международном Конгрессе почвоведов в Париже в 1956 г. присутствовала делегация советских почвоведов. В ресторане им подали курицу. Чл-корр. Тадж. АН Иван Николаевич Антипов-Каратаев сказал: - «Дичь даже за королевским столом едят руками» и разломал курицу. И тут вдруг официант-француз на чистом русском языке заметил: - «А курица - не дичь».

Сегодня  исследования экологов и почвоведов затрагивают основы существования человечества. Обеспечение продовольствием и качественной средой обитания (землей, водой и воздухом), парниковый эффект и связанное с ним потепление климата, нехватка пресной воды, истощение запасов ископаемого горючего, качество воздушной среды и др. Казалось бы, что общего между всеми этими бедами, какая наука в состоянии найти спасение? Но все перечисленные проблемы в той или иной степени замыкаются на почве - четвертом царстве природы. И решение их следует искать с помощью науки о почве.

Роль почвы-кормилицы в нашей жизни остается той же уже на протяжении 10 тысяч лет. Почва - необходимое средство и материальная основа обеспечения продукцией растениеводства, желательно высококачественной и экологически безопасной.

Вместе с тем, почва выполняет в биосфере ряд важнейших глобальных экологических функций, которые не могут быть выполнены никакими другими ее компонентами. Она является основным звеном биогеохимических циклов всех элементов на Земле, регулируя все процессы обмена веществом и энергией между атмосферой, литосферой и гидросферой.

Близость почвоведения и экологи особенно ярко проявляется на факультете почвоведения  Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, являющемся крупнейшим учебно-научным центром страны, готовящем высококвалифицированных специалистов по направлениям «Почвоведение» и «Экология и природопользование».

 

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

Направление «Почвоведение». Учебный план по подготовке высококвалифицированных специалистов в области почвоведения – это хорошо сбалансированный состав учебных дисциплин, их распределение по семестрам в течение всего срока обучения. 

Он построен так, чтобы на 1 и частично на 2 курсах обеспечить фундаментальную подготовку по основным естественным наукам, включая математику, физику, химию, общую геологию и минералогию, географию, биологию, экологию и другие. Образование в области гуманитарных наук студентам дает изучение истории, культурологи, основ экономической теории и права, социологии и других дисциплин.

Все это закладывает базу для последующего изучения основных разделов почвоведения на 2 и 3 курсах: биологии почв, химии почв, физики почв, географии почв, генезиса и эволюции почвенного покрова и т.д. Профессиональная теоретическая подготовка сопровождается лабораторными занятиями, что  позволяет студентам получать практические навыки экспериментальных исследований и умение работать с современными приборами.

Большое внимание уделено изучению основ программирования и вычислительной техники, которые затем используются при освоении математического моделирования природных процессов, современных информационных технологий.

Обучение на старших курсах бакалавриата и затем в магистратуре посвящено изучению специальных дисциплин, необходимых как в исследовательской, так и практической деятельности почвоведа: агрохимия и физиология растений, геоинформационные системы, земельный кадастр, управление земельными ресурсами, мониторинговые исследования почв и др.

В соответствии с потребностями общества в условиях новых экономических отношений претерпевает изменение и учебный план. В последние годы перед почвоведами наиболее актуальными стали задачи рационального использования земельных ресурсов, экологической оценки состояния окружающей природной среды, внедрения новых технологий рационального природопользования. Это нашло отражение и в структуре учебного плана: усилено изучение современной нормативно-правовой базой, методов контроля и предотвращения  деградации почв в результате техногенеза, технологий мелиорации и  ремедиации почв, получения практических навыков почвенно-ландшафтного проектирования для создания ландшафтов с заданными эстетическими и функциональными свойствами.

 

Направление «Экология и природопользование». Учебный план по подготовке экологов, как и план «Почвоведение», обеспечивает фундаментальную подготовку студентов 1 и 2 курсов по основным естественным наукам: математика, физика, химия, география, биология, общая геология, экология и др. Гуманитарное образование студентам дает изучение истории, культурологи, экономики, права, социологии и других дисциплин.

На 2 и 3 курсах на основе заложенного научного фундамента идет изучение основных разделов экологии: экология организмов, экология человека, экотоксикология, устойчивое развитие, биологический контроль окружающей  среды, кадастры природных ресурсов, молекулярно-биологические методы в экологии и т.д. Одним из главных преимуществ обучения экологов на факультете является сочетание теоретических курсов и  профессиональной практической подготовки, заложенной во время лабораторных занятий. Это дает студентам базовые навыки экспериментальных исследований и умение работать с современным лабораторным оборудованием, применяемым в экологии и смежных науках.

Изучение программирования и вычислительной техники, а затем освоение математического моделирования природных процессов, современных информационных технологий используется при расчете экологического риска и оценке техногенных систем.

С 3-го курса бакалавриата и затем в магистратуре студенты-экологи выбирают и проходят узкую подготовку по одному из профилей: «Экологический менеджмент и аудит», «Экологическая безопасность», «Радиоэкология», «Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды». Это позволяет овладеть самыми современными достижениями, необходимыми как в исследовательской, так и практической деятельности.

В учебном плане постоянно находят отражение актуальные направления экологии,  внедрение новых технологий и методов оценки состояния окружающей природной среды, технологические и региональные аспекты экологической безопасности производств в России, проблемы экологической безопасности при нефтедобыче, экологическая биотехнология, урбоэкология, современная нормативно-правовая база в сфере экологии.

 

Очень важную роль в подготовке естествоиспытателей играют учебные полевые практики, где студенты осваивают современные полевые методы исследования почвенного покрова, атмосферы, контроля окружающей среды. Особое место занимает зональная практика по основным природным зонам европейской части России, чрезвычайно полезная в учебном отношении и  оставляющая неизгладимые впечатления у всех, кто ее прошел.

Одной из главных особенностей университетского образования является сочетание обучения с участием в исследовательской работе. Факультет почвоведения, являясь одним из ведущих исследовательских центров в области экологии и почвоведения, предоставляет студентам возможности научного поиска. Сотрудники факультета плодотворно работают над крупными научными проектами, в которых и студенты принимают самое непосредственное участие.

 

ВЫПУСКНИКИ

Наши выпускники подготовлены к решению теоретических и прикладных задач в науке, производственной сфере и бизнесе. Они разрабатывают фундаментальные теоретические проблемы экологии и почвоведения. Полученное образование позволяет им успешно работать в научно-исследовательских учреждениях и заниматься преподавательской деятельностью.

 

Направление подготовки «Почвоведение»,

квалификация выпускника – почвовед

Сферой профессиональной деятельности являются:

  • проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, организации и др.
  • органы охраны природы и государственные органы управления землепользованием и природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений).
  • высшие учебные заведения и др.

Объектами профессиональной деятельности  являются: физическое состояние почв, мелиорация почв, химический состав почв и химический мониторинг,  биологическое состояние почв, география почв, генезис и эволюция почвенного покрова, агрохимия и биохимия почв, экология человека (адаптация и взаимоотношения со средой, медико-демографические проблемы); экологический менеджмент и аудит; управление земельными ресурсами, сертификация почв, экологический мониторинг и нормирование, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

Специалист–почвовед подготовлен к профессиональной практической деятельности:

  • научно-исследовательская,
  • проектно-производственная,
  • контрольно-экспертная,
  • педагогическая.

Почвовед подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на почвенный покров,
  • организации управления земельными ресурсами и сертификации;
  • проектированию типовых мероприятий по охране почв;
  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • моделированию и прогнозированию почвенных процессов;
  • обеспечению качества сельскохозяйственной продукции;
  • проведению экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработке практических рекомендаций по сохранению почвенного покрова;
  • контрольно-ревизионной деятельности;
  • информационному моделированию и разработке геоинформационных систем
  • почвенно-ландшафтному проектированию.

 

Направление подготовки «Экология и природопользование»

Квалификация выпускника – эколог

Сферой профессиональной деятельности выпускника по направлению «Экология и природопользование» являются:

  • проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.
  • органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений).
  • общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.

Объектами профессиональной деятельности эколога являются: популяции, сообщества, экосистемы, экология человека (адаптация и взаимоотношения со средой, медико-демографические проблемы); экологический менеджмент и аудит; экологическое страхование и сертификация; экологический мониторинг и нормирование, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду, экологические риски

Специалист– эколог подготовлен к следующим видам профессиональной практической деятельности :

  • научно-исследовательская,
  • проектно-производственная,
  • контрольно-экспертная,
  • педагогическая.

Эколог подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на окружающую среду,
  • организации систем экологического менеджмента и сертификации;
  • проектированию типовых мероприятий по охране природы;
  • анализу медико-демографических проблем в условиях антропогенно-техногенных геосистем;
  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • моделированию и прогнозированию экологических рисков ;
  • обеспечению экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
  • проведению экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;
  • контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту;
  • информационному моделированию и разработке геоинформационных систем.