Применение игрового метода активного обучения в рамках стратегии образования для устойчивого развития при проведении кружка юного почвоведа-эколога

Расширение концепции экологического образования в интересах устойчивого развития сопряжено с приобретением межпредметных знаний, развитием системного, критического и творческого мышления, а также экологического мировоззрения у обучающихся (Марфенин Н.Н., Попова Л.В., 2014, Кавтарадзе Д.Н., 2007). Следует отметить особую специфику активных методов обучения, направленных на мотивацию развития культуры взаимоуважения как в общении, так и в процессе принятия решений на основе диалога, комплексного подхода (М.А. Курьянов, В.С. Половцев ,2011, В. В. Чечет, С. Н. Захарова, 2015 и др.).

 

Образовательная система России имеет потребность в новых методах обучения. Подготовка специалистов в области управления природными ресурсами на настоящий момент в условиях антропогенной деградации биосферы выходит на первый план, а потребность в формировании экологически ответственного природопользования выходит далеко за пределы узкоспециальных кругов. Как отмечено Лихачевой Е. Ю. с соавторами (2007), имитационные игры становятся новым методом, обучающим людей вырабатывать решения, действовать в неопределенности через обретение видения проблемы, динамической модели будущего и стратегии ее достижения. По мнению Кавтарадзе Д.Н. (2011), экологическое образование является продолжением усилий человеческого рода, направленных на обеспечение выживания, он же дает определение: «экологическое образование – это система социальных норм, правил, знаний, навыков и институтов, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в биосфере». Имитационные игры как нельзя лучше помогают в подготовке молодых кадров к ситуации неопределенности.

Использование активных или интерактивных методов обучения, в том числе игр, способствует погружению обучающихся в активное контролируемое общение, где они получают знания и учатся взаимодействовать с другими людьми (Попова Л.В., 2015)

Имитационные игры как метод обучения обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными методами, применяемыми в образовании (Кавтарадзе Д. Н. и др., 2007, Марфенин Н.Н., Попова Л.В., 2006, 2014): активное развитие системности мышления,  высокий уровень включенности в процесс обучения (в игре участвуют все системы тела человека – двигательная, сенсорная, пр.), высокий уровень мотивации к обучению у участников в процессе игр – активная позиция в освоении нового материала, оносительно быстрая (не отсроченная во времени) обратная связь (в том числе, от самих участников процесса обучения), игра актуализирует абстрактные знания, позволяет их проверить и использовать на практике в условиях высокой неопределенности имитационных игр.

Использование обучающих игр относится к наиболее эффективным методам в экологическом образовании, так как большинство из них развивают логическое мышление и позволяют проектировать деятельность человека. Экологические игры начали активно разрабатываться и использоваться в образовательном процессе в последнюю четверть ХХ века (Попова Л.В. и др., 2015).

Игры в целом являются важным средством получения экологических знаний и могут формировать мотивацию к природоохранной деятельности в ненавязчивой и свободной форме (Л.В.Попова, 2015).

Для проведения школы юного почвоведа-эколога Тимофеевой Е.А. и Бажановой А.Е. была создана и апробирована имитационная игра «Почва и 17 целей устойчивого развития», отражающей специфику теоретического и практического изучения почвы как истощаемого природного ресурса и объекта охраны окружающей среды.

Уникальный набор карточек-заданий «Почва и 17 целей устойчивого развития» включает в себя: карточки почв (дерново-подзолистая, чернозем, серая лесная, солонец), карточки сельскохозяйственных культур (технические, зерновые, кормовые, произрастаюшие при разных значениях рН), практикарточки (лабораторные задания, сформулированная в соответствии с целями устойчивого развития, решение задания помогает в достижении целей устойчивого развития, на обратной стороне карточек приведена соответствующая цель устойчивого развития), тест-задания, встроенную игру Мемори, модель Земли, карточки-баллы «гумусы» (при выполнении задания выдаются в соответствии с правилами игры), фишки – «человеки» представлены зелеными палочками (1 фишка = 1 условная единица человеков =1 млрд). Для того, чтобы прокормить 1 единицу «человеков» нужна 1 единица «гумусов». Для этого нужно показать, что «человеки» накормлены достаточно установить в отверстие одной фишки гумусов одну зеленую фишку «человеков». Но «человеков» может быть больше, чем доступных «гумусов», поэтому 1 единица «человеков» может только один раз оставаться ненакормленной т.е. голодать. Если участник не может второй раз накормить 1 единицу «человеков», то она умирает. Чем больше выполненных заданий, тем больше очков набирает команда. Задания игры «Почва и 17 целей устойчивого развития» рассчитаны примерно на 6 занятий по 2 часа.

Цель игры является привлечение внимания игроков-школьников к важнейшей проблеме - исчерпанию и уничтожению почвенных ресурсов нашей планеты из-за неумелого использования человеком. Участники управляют моделью Земли, в рамках которой пытаются установить баланс между использованием почвы как источника жизненно необходимых для человека ресурсов и восстановлением почв, заключающимся в поддержании эффективного плодородия, защиты против эрозии и химических загрязнений.  Почва кормит человечество, поэтому в рамках концепции устойчивого развития мы должны построить здоровые отношения между почвой и человеком. Слоган игры подобран под стать цели: «Человек своими поступками сам определяет своё будущее, а участник – победу в игре».

Особенности проведения занятий с использованием игрового набора «Почва и 17 целей устойчивого развития» следующие:

1. анализ входных данных (работа с игровыми карточками, содержащими различные характеристики почв и соответствующими им реальными образцами почв);

2. постановка проблемной ситуации (осуществление подбора культур в соответствии с показателем pH водной, решение вопросов засоления почв и др.);

3. анализ проблемы в виде лабораторного опыта с реальными образцами почвы (обучение методике получения водных вытяжек из почвы, определение pH водных вытяжек и др.);

4. решение проблемы на основе полученной информации (определение требуемых мелиоративных мероприятий, условий существования растений в почве по результатам химического анализа почв и др.).

Применение имитационной игры «Почва и 17 целей устойчивого развития» на занятиях кружка юного почвоведа-эколога позволило систематизировать и углубить знания о почве в области экологии и охраны окружающей среды у школьников 5-11 классов, распространить идеи устойчивого развития и экологической ответственности.

Данный подход позволяет актуализировать применение практических методов химического анализа в полевых и лабораторных условиях при решении конкретных глобальных проблем с использованием знаний в области почвоведения и экологии.

Благодаря разнообразным практическим заданиям, наличию встроенных мини-игр, красочным наглядным материалам и реализации свободного взаимодействия преподавателя и обучающихся, удалось не только действительно сконцентрировать внимание школьников на проблематике игры, но и сформировать особые условия динамичного концентрического не допускающего скуки образования в интересах устойчивого развития.

 

 
 

 
 
 
Спонсор конференции: