Из-за острова на стрежень...

На Парижском коллоквиуме почвенных зоологов М.С.Гиляров возил всех наших участников по парижскому метро как опытный экскурсовод. На ужине после заседаний вдруг выяснилось, что все участники будут петь свои национальные песни. Гиляров забеспокоился, из президиума подошел к нашей группе и подсказывая всем слова вдохновил группу спеть "Из-за острова на стрежень..." (Рассказала Э.А. Штина).

Применение игрового метода активного обучения в рамках стратегии образования для устойчивого развития при проведении кружка юного почвоведа-эколога

Расширение концепции экологического образования в интересах устойчивого развития сопряжено с приобретением межпредметных знаний, развитием системного, критического и творческого мышления, а также экологического мировоззрения у обучающихся (Марфенин Н.Н., Попова Л.В., 2014, Кавтарадзе Д.Н., 2007). Следует отметить особую специфику активных методов обучения, направленных на мотивацию развития культуры взаимоуважения как в общении, так и в процессе принятия решений на основе диалога, комплексного подхода (М.А. Курьянов, В.С. Половцев ,2011, В. В. Чечет, С. Н. Захарова, 2015 и др.).

 

Образовательная система России имеет потребность в новых методах обучения. Подготовка специалистов в области управления природными ресурсами на настоящий момент в условиях антропогенной деградации биосферы выходит на первый план, а потребность в формировании экологически ответственного природопользования выходит далеко за пределы узкоспециальных кругов. Как отмечено Лихачевой Е. Ю. с соавторами (2007), имитационные игры становятся новым методом, обучающим людей вырабатывать решения, действовать в неопределенности через обретение видения проблемы, динамической модели будущего и стратегии ее достижения. По мнению Кавтарадзе Д.Н. (2011), экологическое образование является продолжением усилий человеческого рода, направленных на обеспечение выживания, он же дает определение: «экологическое образование – это система социальных норм, правил, знаний, навыков и институтов, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в биосфере». Имитационные игры как нельзя лучше помогают в подготовке молодых кадров к ситуации неопределенности.

Использование активных или интерактивных методов обучения, в том числе игр, способствует погружению обучающихся в активное контролируемое общение, где они получают знания и учатся взаимодействовать с другими людьми (Попова Л.В., 2015)

Имитационные игры как метод обучения обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными методами, применяемыми в образовании (Кавтарадзе Д. Н. и др., 2007, Марфенин Н.Н., Попова Л.В., 2006, 2014): активное развитие системности мышления,  высокий уровень включенности в процесс обучения (в игре участвуют все системы тела человека – двигательная, сенсорная, пр.), высокий уровень мотивации к обучению у участников в процессе игр – активная позиция в освоении нового материала, оносительно быстрая (не отсроченная во времени) обратная связь (в том числе, от самих участников процесса обучения), игра актуализирует абстрактные знания, позволяет их проверить и использовать на практике в условиях высокой неопределенности имитационных игр.

Использование обучающих игр относится к наиболее эффективным методам в экологическом образовании, так как большинство из них развивают логическое мышление и позволяют проектировать деятельность человека. Экологические игры начали активно разрабатываться и использоваться в образовательном процессе в последнюю четверть ХХ века (Попова Л.В. и др., 2015).

Игры в целом являются важным средством получения экологических знаний и могут формировать мотивацию к природоохранной деятельности в ненавязчивой и свободной форме (Л.В.Попова, 2015).

Для проведения школы юного почвоведа-эколога Тимофеевой Е.А. и Бажановой А.Е. была создана и апробирована имитационная игра «Почва и 17 целей устойчивого развития», отражающей специфику теоретического и практического изучения почвы как истощаемого природного ресурса и объекта охраны окружающей среды.

Уникальный набор карточек-заданий «Почва и 17 целей устойчивого развития» включает в себя: карточки почв (дерново-подзолистая, чернозем, серая лесная, солонец), карточки сельскохозяйственных культур (технические, зерновые, кормовые, произрастаюшие при разных значениях рН), практикарточки (лабораторные задания, сформулированная в соответствии с целями устойчивого развития, решение задания помогает в достижении целей устойчивого развития, на обратной стороне карточек приведена соответствующая цель устойчивого развития), тест-задания, встроенную игру Мемори, модель Земли, карточки-баллы «гумусы» (при выполнении задания выдаются в соответствии с правилами игры), фишки – «человеки» представлены зелеными палочками (1 фишка = 1 условная единица человеков =1 млрд). Для того, чтобы прокормить 1 единицу «человеков» нужна 1 единица «гумусов». Для этого нужно показать, что «человеки» накормлены достаточно установить в отверстие одной фишки гумусов одну зеленую фишку «человеков». Но «человеков» может быть больше, чем доступных «гумусов», поэтому 1 единица «человеков» может только один раз оставаться ненакормленной т.е. голодать. Если участник не может второй раз накормить 1 единицу «человеков», то она умирает. Чем больше выполненных заданий, тем больше очков набирает команда. Задания игры «Почва и 17 целей устойчивого развития» рассчитаны примерно на 6 занятий по 2 часа.

Цель игры является привлечение внимания игроков-школьников к важнейшей проблеме - исчерпанию и уничтожению почвенных ресурсов нашей планеты из-за неумелого использования человеком. Участники управляют моделью Земли, в рамках которой пытаются установить баланс между использованием почвы как источника жизненно необходимых для человека ресурсов и восстановлением почв, заключающимся в поддержании эффективного плодородия, защиты против эрозии и химических загрязнений.  Почва кормит человечество, поэтому в рамках концепции устойчивого развития мы должны построить здоровые отношения между почвой и человеком. Слоган игры подобран под стать цели: «Человек своими поступками сам определяет своё будущее, а участник – победу в игре».

Особенности проведения занятий с использованием игрового набора «Почва и 17 целей устойчивого развития» следующие:

1. анализ входных данных (работа с игровыми карточками, содержащими различные характеристики почв и соответствующими им реальными образцами почв);

2. постановка проблемной ситуации (осуществление подбора культур в соответствии с показателем pH водной, решение вопросов засоления почв и др.);

3. анализ проблемы в виде лабораторного опыта с реальными образцами почвы (обучение методике получения водных вытяжек из почвы, определение pH водных вытяжек и др.);

4. решение проблемы на основе полученной информации (определение требуемых мелиоративных мероприятий, условий существования растений в почве по результатам химического анализа почв и др.).

Применение имитационной игры «Почва и 17 целей устойчивого развития» на занятиях кружка юного почвоведа-эколога позволило систематизировать и углубить знания о почве в области экологии и охраны окружающей среды у школьников 5-11 классов, распространить идеи устойчивого развития и экологической ответственности.

Данный подход позволяет актуализировать применение практических методов химического анализа в полевых и лабораторных условиях при решении конкретных глобальных проблем с использованием знаний в области почвоведения и экологии.

Благодаря разнообразным практическим заданиям, наличию встроенных мини-игр, красочным наглядным материалам и реализации свободного взаимодействия преподавателя и обучающихся, удалось не только действительно сконцентрировать внимание школьников на проблематике игры, но и сформировать особые условия динамичного концентрического не допускающего скуки образования в интересах устойчивого развития.