Автор: профессор, д.б.н. О.А.Макаров

Для студентов кафедры земельных ресурсов и оценки почв факультета почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова, YII семестр, общее количество учебных часов 24.

I. Организационно-методический раздел

Цель курса: дать представление об основах почвенно-ландшафтного планирования территории.

Задачи курса: показать роль почвенного покрова как основы ландшафтного проектирования территории; ознакомить студентов с основными разделами ландшафтного искусства.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Данный спецкурс относится к числу наиболее перспективных для профессиональной подготовки студентов кафедры земельных ресурсов и оценки почв.

Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты должны освоить предлагаемые курс лекций, научную литературу в такой степени, чтобы последующие теоретические и практические разделы (ландшафтное проектирование, озеленение, дендрологические работы на участке, разведение газонов и т. д. ) понимались, как часть единого - ландшафтного искусства.

II. Содержание курса

1. Разделы курса

  • почва как основа ландшафтного планирования территории;
  • представление о ландшафтном искусстве.

2. Темы и краткое содержание

Тема 1 (2 учебных часа). Понятие о ландшафте и роли почвенного покрова в нем. Взаимосвязь ландшафтоведения и садово-паркового искусства. Таксономические единицы ландшафтоведения (ландшафт, урочище, фация), классификация ландшафтов по степени антропогенной измененности, основные компоненты ландшафта. Основные функции почвенного покрова в ландшафте. Изменение природных компонентов архитектурно-ландшафтной среды в целях их наилучшего приспособления к потребностям человека.

Тема 2 (2 учебных часа). Планирование почвенно-земельных ресурсов в административном регионе. Потенциал управления природоохранными мероприятиями на уровне административного региона. Региональные модели оптимального управления природными (в том числе, почвенными) ресурсами, природоохранное зонирование территории административного региона. Алгоритм создания региональной имитационной модели оптимального управления почвенно-земельными ресурсами. Элементы методики планирования (прогнозирования) процессов комплексного использования земельных ресурсов.

Тема 3 (2 учебных часа). Оценка состояния ОПС как основа природоохранного зонирования территории административного региона. Экологический контроль и экологическое нормирование в административном регионе. Опыт природоохранного зонирования административных регионов Российской Федерации.

Тема 4 (2 учебных часа). Агрохимические свойства почв на участке. Известкование кислых почв. Пескование почв тяжелого гранулометрического состава. Питание растений, макро- и микроэлементы в почве, типы питания растений: воздушное и корневое питание растений, связь между ними. Значение отдельных химических элементов в питании растений, насыпные почвы и почвогрунты, посадочные смеси. Стимуляторы и ингибиторы роста растений. Фунгициды. Инсектициды. Гербициды.

Тема 5 (2 учебных часа). Сведения о водном режиме почв как основе для проектирования мелиорации. Оросительные мелиорации на участке. Задачи орошения, потребность растений в воде, поливная норма, виды поливов и техника полива.

Тема 6 (2 учебных часа). Виды дренажа, проектирование дренажных систем на участке. Виды осушителей: открытый, закрытый (материальный и кротовый) дренаж. Понятие о времени и норме осушения. Глубина осушения и междренные расстояния. Проектирование дренажа. Организация работ по устройству дренажных систем на участке, материалы и оборудование для устройства дренажа.

Тема 7 (2 учебных часа). Объемно-пространственная структура объектов ландшафтного искусства и ее связь с компонентами ландшафта. Типы пространственной структуры, их соотношение. Композиции открытых пространств.

Тема 8 (2 учебных часа). Архитектурные формы. Основные законы объемно-пространственной композиции. Перспективное изображение ландшафта и его компонентов. Ландшафтная композиция. Разнообразие малых архитектурных форм: навесы, беседки, арки, перголы, подпорные стенки и др. Размеры архитектурных форм в зависимости от размеров участка. Стилевое решение малых архитектурных форм.

Тема 9 (2 учебных часа) . Предпроектный анализ и исследование территории: морфология ландшафта, функциональное зонирование и оптимизация хозяйственного использования территории. Генеральный план. Проектная документация.

Тема 10. (2 учебных часа). Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве. Садово-парковое искусство Древнего мира, сады Средневековья и эпохи Возрождения, садово-парковое искусство Франции XVII в., регулярные сады России.

Тема 11. (2 учебных часа). Пейзажное стилевое направление садово-парковом искусстве. Садово-парковое искусство Китая и Японии. Пейзажные парки Европы XYIII - начала XIX в. Русские пейзажные парки.

Тема 12. (2 учебных часа). Современное ландшафтное искусство в России и за рубежом. Озеленение и благоустройство населенных пунктов и загородных территорий. Особенности конструирования почв и почвенного покрова. Сертификация почв и земель при проведении работ по почвенно-ландшафтному планированию.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Геоморфологическая характеристика естественных ландшафтов Русской равнины. Понятие о газоне, типология газонов, история культуры выращивания и ухода. Абиотические и антропогенные факторы существования газонов. Декоративное сочетание растений на участке. Виды газонов: партерные, обыкновенные садово-парковые, лугового типа, спортивные, специального назначения. Газонные смеси. Декоративно-лиственные кустарники, применение в озеленении. Биологические особенности, посадка и уход. Декоративно-цветущие кустарники, применение в озеленении. Биологические особенности, посадка и уход. Характеристика альпинария. Выбор места для цветника, сроки строительства, размеры альпинария. Общие принципы устройства альпинария. Субстраты и растения для альпинария.

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ. « Почвенно-ландшафтное планирование территории: наука или искусство?» «Почва – основа ландшафтного проектирования территории»; «Проявление национальных традиций в почвенно-ландшафтном планировании территории»; «Планирование хозяйственного использования почвенно-земельных ресурсов в административном регионе».

5. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу. Основные функции почвенного покрова в ландшафте. Современное ландшафтное искусство в России и за рубежом. Взаимосвязь ландшафтоведения и садово-паркового искусства. Таксономические единицы ландшафтоведения (ландшафт, урочище, фация), классификация ландшафтов по степени антропогенной измененности, основные компоненты ландшафта. Изменение природных компонентов архитектурно-ландшафтной среды в целях их наилучшего приспособления к потребностям человека. Садово-парковое искусство Китая и Японии. Региональные модели оптимального управления природными (в том числе, почвенными) ресурсами, природоохранное зонирование территории административного региона. Пейзажные парки Европы XYIII - начала XIX в. Оценка состояния ОПС как основа природоохранного зонирования территории административного региона. Экологический контроль и экологическое нормирование в административном регионе. Русские пейзажные парки. Опыт природоохранного зонирования административных регионов Российской Федерации. Питание растений, макро- и микроэлементы в почве, типы питания растений: воздушное и корневое питание растений, связь между ними. Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве. Садово-парковое искусство Древнего мира. Сады Средневековья и эпохи Возрождения, садово-парковое искусство Франции XVII в. Регулярные сады России. Значение отдельных химических элементов в питании растений, насыпные почвы и почвогрунты, посадочные смеси Предпроектный анализ и исследование территории: морфология ландшафта, функциональное зонирование и оптимизация хозяйственного использования территории. Основные законы объемно-пространственной композиции. Перспективное изображение ландшафта и его компонентов. Ландшафтная композиция. Стимуляторы и ингибиторы роста растений, фунгициды, инсектициды, гербициды. Разнообразие малых архитектурных форм: навесы, беседки, арки, перголы, подпорные стенки и др. Размеры архитектурных форм в зависимости от размеров участка. Стилевое решение малых архитектурных форм. Сведения о водном режиме почв как основе для проектирования мелиорации. Оросительные мелиорации на участке. Задачи орошения, потребность растений в воде, поливная норма, виды поливов и техника полива. Виды осушителей участка: открытый, закрытый (материальный и кротовый) дренаж. Понятие о времени и норме осушения. Глубина осушения и междренные расстояния. Объемно-пространственная структура объектов ландшафтного искусства и ее связь с компонентами ландшафта. Типы пространственной структуры, их соотношение. Композиции открытых пространств. Проектирование дренажа. Организация работ по устройству дренажных систем на участке, материалы и оборудование для устройства дренажа. Особенности конструирования почв и почвенного покрова. Сертификация почв и земель при проведении работ по почвенно-ландшафтному планированию. Особенности конструирования почв и почвенного покрова.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п / п

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1.

Все указанные темы и разделы

24

24

-

-

ИТОГО

24

24

-

-

IV. Форма итогового контроля

В качестве итогового контроля усвоения материалов специального лекционного курса «Почвенно-ландшафтное планирование территории» выступает экзамен для студентов кафедры земельных ресурсов и оценки почв (4-й курс, YII семестр) - примерный перечень вопросов к экзамену указан в п. 5 раздела II).

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Багриновский К.А., Лемешев М.Я. О планировании экономического развития с учетом требований экологии// Экология. 1976. №4. С. 681- 691.
  2. Боговая И.О. Ландшафтная композиция. Л., 1977.
  3. Боговая И.О. Пейзажная живопись и садово-парковое искусство. Л., 1985.
  4. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. 223 с.
  5. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Экологические функции почвы. М.: Изд-во МГУ, 1986. 137 с.
  6. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы. М.: Наука, МАИК «Наука/Интерпериодика»2000, 185 с.
  7. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах. М.: Наука, 1990. 270 с.
  8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ. М.: Юрайт-М, 2002.
  9. Исаченко А.Г. Учение о ландшафте и физико-географическое районирование. Л.: Наука, 1966.
  10. Макаров О.А. Состояние почвы как объект экологического нормирования окружающей природной среды. Автореф. дис...д-ра биол. наук. М.:, 2002. 46 с.
  11. Палентреер С.Н. Ландшафтное искусство. М.: МЛТИ, 1981.
  12. Палентреер С.Н. Садово-парковое искусство. М.: МЛТИ, 1978. Вып. I , II .
  13. Саймондс Джон Ормсби. Ландшафт и архитектура. М., 1965.

Дополнительная литература

  1. Белов Н.В. 10000 советов садоводу. Минск: «Современный Литератор», 2000, 640 с.
  2. Ганичкина О.А. Большая книга садовода и огородника. Москва, «Оникс», 2000, 864 с.
  3. Гринин А.С., Орехов Н.А., Шмидхейни С. Экологический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 206 с.
  4. Гродзинский М.Д., Шищенко П.Г. Ландшафтно-экологический анализ в мелиоративном природопользовании. Киев: Либидь, 1993.
  5. Классификация и диагностика почв СССР. 1977. M.: Колос, 1977. 222 с.
  6. Ковальский В.В. Геохимическая экология. М.: Наука, 1974.
  7. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. М.: Минприроды России, 1992.
  8. Лисянский Б.Г., Ладыгина Г.Г. Гладиолусы. Москва: «АСТ», 2001, 142 с.
  9. Оптимальное управление природно-экономическими системами/ Отв. ред. В.И.Гурман, А.И.Москаленко. М.: Наука, 1980. 296 с.
  10. Оценка экологического состояния почвенно-земельных ресурсов и окружающей природной среды Московской области. / Под общей редакцией академика РАН Г.В.Добровольского, члена-корреспондента РАН С.А.Шобы. М.: Изд-во МГУ, 2000. 221 с.
  11. Оценка экологического состояния почвенно-земельных ресурсов региона в зонах влияния промышленных предприятий (на примере Тульской области)/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Добровольского, С.А.Шобы. М.: Изд-во МГУ, 1999. 252 с.
  12. Ракитин А.Ю. Приусадебное хозяйство. Плодоводство. Москва: «Эксмо-Пресс», 2001, 336 с.
  13. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.
  14. Снакин В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник // Под ред. академика А.Л.Яншина. М.: Academia , 2000. 384 с.
  15. Состояние почвенно-земельных ресурсов в зонах влияния промышленных предприятий Тульской области/Под общей редакцией академика РАН Г.В.Добровольского, члена-корреспондента РАН С.А.Шобы. М.: Изд-во МГУ, 2002. 173 с.
  16. Теоретические основы и пути регулирования плодородия почв / Л.Л.Шишов, Д.Н.Дурманов, И.И.Карманов, В.В.Ефремов. М.: Агропромиздат, 1991. 304 с.
  17. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  18. Хессайон Д.Г. Все для сада своими руками. Москва: «Кладезь-Букс», 2000, 128 с.
  19. Хессайон Д.Г. Все о вечнозеленых растениях. Москва: «Кладезь-Букс», 2001, 128 с.
  20. Хессайон Д.Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках. Москва: «Кладезь-Букс», 2001, 128 с.
  21. Хессайон Д.Г. Все о клумбовых растениях. Москва: «Кладезь-Букс», 2001, 140 с.
  22. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании. М.: Наука, 1997. 253 с.
  23. Чуб В.В., Малеева Ю.В. Современный сад. Москва: "Эксмо-Пресс", 2001, 432 с.
  24. Экологический энциклопедический словарь. М.: Ноосфера, 1999. 930 с.

Использование обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа жестко не регламентировано.