Автор: доцент, д.б.н. Г.П.Глазунов

Примерная программа дисциплины Федерального компонента цикла ОПД (СД, ДС) составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки (специальности) почвовед.

I . Организационно-методический раздел

Цель курса: изложение основ, принципов и методов экологического нормирования в аридной зоне.

Задачи курса. Воспитание у студента системного подхода к оценке почв, учету и управлению земельными ресурсами в аридной зоне. Ознакомление студента с основами ландшафтной экологии аридной зоны. Формирование навыков экологического нормирования.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс завершает формирование почвоведа, специалиста в области оценки почв и управления земельными ресурсами. Он обобщает, систематизирует и углубляет знания, усвоенные при изучении спецкурсов кафедры оценки почв и управления земельными ресурсами и общефакультетских курсов “Почвоведение”, “Химия почв”, “Биология почв”, “Физика почв”, “Мелиорация почв”, “География почв”, “Земельные ресурсы”, “Почвенное картирование”, “Эрозия и охрана почв” и дополняет их представлениями о ландшафтной экологии аридной зоны и принципах и методах экологического нормирования. Он позволяет закрепить системные представления об основах оценки почв, учета и управления земельными ресурсами и усвоить научные основы и методы экологического нормирования. Овладение курсом обеспечивает студента достаточным багажом знаний и навыками для работы в областях науки и практики, связанных с учетом, оценкой и управлением земельными ресурсами.

Требования к уровню освоения содержания курса. По освоении курса студент должен уметь самостоятельно осуществить проект по экологической оценке в аридной зоне. Он должен уметь сформулировать цели и задачи проекта, обосновать необходимые методы и ресурсы, сформировать необходимую базу данных, проанализировать ее и осуществить оценку.

II . Содержание курса

Темы и краткое содержание

Введение. Концепция экологического нормирования. Цели и задачи нормирования. Методические основы нормирования. Основные проблемы природопользования в аридной зоне.

Экосистемы аридных территорий. Функциональная ландшафтная экология. Экосистемы и климат, гидрография, рельеф, геологическое строение. Ландшафт: растительность и почвы. Радиационный режим экосистем. Динамическая ландшафтная экология. Ритмика экосистем, долговременная динамика экосистем, экологическое прогнозирование и картографирование экосистем. Типы экосистем. Системы классификации земельных единиц. Основы иерархии структур экосистем. Антропизированные структуры экосистем. Прикладная ландшафтная экология. Экологический мониторинг, экологическое нормирование, экологическая индикация, экологическая безопасность.

Механизмы опустынивания и деградации аридных территорий. Опустынивание. Определение понятия. Масштабы явления. Механизмы опустынивания и деградации почв. Водная эрозия почв. Распространение. Факторы, виды, оценка, прогнозирование, нормирование. Противоэрозионные мероприятия. Ветровая эрозия почв. Распространение. Факторы, оценка, прогнозирование, нормирование. Противоэрозионные мероприятия. Химическая деградация почв. Распространение. Факторы, виды, оценка, прогнозирование, нормирование. Основы мелиорации. Физическая деградация почв. Распространение. Факторы, виды, оценка, прогнозирование, нормирование. Основы мелиорации.

Основы природопользования в аридной зоне. Государственное регулирование – основа рационального природопользования. Правовая основа регулирования. Организационая основа регулирования. Основы нормотворчества.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Теоретические основы экологического нормирования. Практические аспекты экологического нормирования. Требования к ключевому участку в ландшафтной экологии. Экологическая индикация и прямые измерения. Критерии экологической безопасности.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ. Состояние ландшафтной экологии в России. Глобальная экология. Теория и практика экологического нормирования. Мировой опыт экологического нормирования. Экологические основы природопользования. Оценка экологической безопасности территории.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу. Концепция экологического нормирования. Проблемы природопользования в аридной зоне. Экосистемы и климат, гидрография, рельеф, геологическое строение. Ландшафты аридной зоны. Динамическая ландшафтная экология. Типы экосистем. Экологический мониторинг. Принципы и методы экологического нормирования в аридной зоне. Экологическая индикация. Экологическая безопасность. Экологическое нормирование водной эрозии почв. Экологическое нормирование ветровой эрозии почв. Экологическое нормирование физического состояния почв. Экологическое нормирование химического состояния почв. Опустынивание и основы его предупреждения. Основы почвозащитного земледелия аридной зоны.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час.), в том числе

Самост. работа

Лекции

Семинары

1

Введение

2

2

2

Экосистемы аридных территорий

12

12

3

Механизмы опустынивания и деградации аридных территорий

12

12

4

Основы природопользования в аридной зоне

2

2

Итого

28

28

IV. Форма итогового контроля – зачет (экзамен)

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977, 327 с.
  2. Виноградов Б.В. Основы ландшафтной экологии. М.: ГЕОС, 1998, 418 с.
  3. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функция почв в биосфере и экосистемах. М.: Наука, 1990, 261 с.