Автор: с.н.с., д.с/х.н. Д.С.Булгаков

I. Организационно-методический раздел

Цель курса – изучение агроэкологического подхода, его использование при оценке пахотных почв.

Задачи курса – рассмотреть структуру и особенности агроэкологической оценки пахотных почв, систематизацию почвенных районирований, содержание прикладных районирований, концепцию почвенных группировок, агроэкологическую модель, эталоны плодородия почв, принципы и содержание комплексной агрономической характеристики почв, проблемы и задачи агроэкологической оценки пахотных почв.

Место курса в профессиональной подготовке выпускников . Курс читается в 8 семестре студентам кафедры Общего земледелия (4 год обучения) после прослушивания основных и специальных курсов: общее земледелие, почвоведение, география почв, неоднородность почвенных тел, экология почв, неоднородность почвенного покрова в агроландшафтах.

Требования к уровню освоения содержания курса . По окончании курса студенты должны знать структуру агроэкологической оценки пахотных почв, освоить понятие ее комплексности, разбираться и уметь составлять почвенные группировки в конкретных хозяйствах, районах, областях, владеть навыками составления почвенного эталона, научиться использовать почвенно-экологический индекс при оценке агроэкологических условий возделывания конкретных культур.

II. Содержание курса

Разделы курса

История развития агроэкологической оценки пахотных почв. Ее структура и особенности. Проблемы и задачи.

Анализ компонентов агроэкологической оценки пахотных почв. Этапы развития метода почвенного районирования и анализ современных почвенных районирований. Систематизация, принципы и критерии почвенно-агроэкологических районирований.

Концепция почвенных группировок, анализ существующих группировок почв в России и за рубежом, принципы и критерии при выделении почвенных групп, генетическая и агрономическая группировки почв.

Агроэкологическая модель и эталоны состояния плодородия почв, методология моделирования и эталонизации почвенного плодородия, локальный (региональный) эталон состояния плодородия почв, информационно-программное обеспечение моделей (эталонов) плодородия почв.

Темы и краткое содержание

Введение. Агроэкологическая оценка пахотных почв как самостоятельный раздел агропочвоведения. История развития агроэкологического подхода. Структура и особенности агроэкологической оценки пахотных почв. Ее проблемы и задачи.

Тема 1. Анализ компонентов агроэкологической оценки пахотных почв. Этапы развития метода почвенного районирования и анализ современных почвенных районирований. Систематизация, принципы и критерии почвенно-агроэкологических прикладных районирований.

Практическое занятие №1. Районирование конкретной территории в табличной форме.

Тема 2. Концепция почвенных группировок, анализ группировок почв в России и за рубежом, принципы и критерии при выделении почвенных групп, генетическая и агрономическая группировки почв.

Практическое занятие №2. Составление генетической группировки почв.

Практическое занятие №3. Составление агрономической группировки почв.

Тема 3. Методология моделирования и эталонизации почвенного плодородия. Агроэкологическая модель и эталоны состояния плодородия почв, локальный (региональный) эталон.

Практическое занятие №4. Составление локального эталона состояния плодородия почв.

Тема 4. Информационно-программное обеспечение моделей (эталонов) плодородия почв.

Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу. Зачет состоит из двух частей. В теоретической части вопросы посвящены анализу компонентов агроэкологической оценки пахотных почв, систематизации, принципам и критериям составления почвенно-агроэкологических районирований и т.д. В практической части характеризуют генетические и агрономические группировки, локальные эталоны состояния плодородия почв.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Содержание курса

Лекции

Семинары

Всего

Введение

4

-

4

Тема 1

4

-

4

Практическое занятие 1

-

2

2

Тема 2

4

-

4

Практические занятия 2, 3

-

2

2

Тема 3

4

-

4

Практическое занятие 4

-

2

2

Тема 4

2

-

2

Итого

18

6

24

IV. Форма итогового контроля – зачет

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Булгаков Д.С. Агроэкологическая оценка пахотных почв. М., мзд. Почвенного ин-та им. В.В.Докучаева, 2002.

Дополнительная литература

  1. Карманов И.И. Плодородие почв СССР. М., изд. “Колос”, 1980.
  2. Теоретические основы и пути регулирования плодородия почв. М., ВО “Агропромиздат”, 1991.

Рецензенты: чл.-корр. РАСХН, проф., д.б.н. М.С.Кузнецов, чл.-корр. РАСХН, проф., д.с/х.н. И.И.Карманов