Внимание!
26 мая в 15.00 на фак. почвоведения МГУ (биологический фак., ауд. 599Л)
состоится очередное заседание семинара по теоретическим проблемам почвоведения (руков. Г.В. Добровольский)
Доклад к.б.н. И.В.Ковалева, д.б.н. Н.О.Ковалевой
факультет почвоведения МГУ, ИЭП МГУ
Роль лигнина в формировании гумуса почв
Приглашаются все желающие
Роль лигнина в формировании гумуса почв
Ковалев И.В., Ковалева Н.О.
кафедра физики почв факультета почвоведения МГУ, ИЭП МГУ
26 мая в 15.00; ауд. 599Л
Лигнин – наиболее распространенное в природе фенольное соединение растительного происхождения, а лигнификация клеточных стенок – важнейший этап эволюции растительного мира. Лигноцеллюлозы составляют 70-90 % сухого веса растительных тканей. С позиций гумификации лигнин интересен не только как структурный компонент растительного опада, обладающий относительной устойчивостью к разложению, но и тем, что химически он представляет собой нерегулярный трехзамещенный биополимер большого молекулярного веса, построенный из фенилпропановых звеньев и обладающий коллоидными свойствами. Относительные пропорции составляющих лигнин фенолов определяются филогенетическим происхождением растений и обуславливают возможность возникновения большого числа разнообразных низко- и высокомолекулярных продуктов разложения лигнина в почвах, которые участвуют в гумусообразовании.
Впервые изучены содержание и состав лигниновых фенолов в различных экосистемах: евразийских таежных лесов из сосны, лиственницы, кедра, ели; южнотаежных лесов из березы и осины; березовых колок и агроландшафтов лесостепи; дубово-липовых широколиственных лесов; вертикальных природных зон Северного Кавказа и Северного Тянь-Шаня; тропического леса Амазонии. Методом мягкого щелочного гидролиза органического вещества растений и почв оксидом меди получены простые продукты деградации лигнина, которые сохраняют важнейшие химические свойства структурных единиц исходного биополимера, количество и относительные пропорции которых служат параметрами степени деструкции молекул лигнина. Лигниновые фенолы (ванилин, ванилиновая кислота, сирингиловая кислота, сирингиловый альдегид, феруловая и кумаровая кислоты) проанализированы в тканях растений, опаде, подстилках, почве и гуминовых кислотах.
Установлено, что наибольшее содержание лигниновых фенолов свойственно не надземным, а подземным тканям растений, что заставляет пересмотреть минорные взгляды на роль корней в гумификации и объясняет «гуматный» характер гумуса степных почв.
По величинам лигниновых параметров VSC (общее количество продуктов окисления лигнина) С/V (циннамилы/ванилины), S/V (сирингилы/ванилины), К/F (кумарилы/ферулы), кислоты/альдегиды можно выделять разные типы растительных тканей (хвойные и лиственные, древесные и недревесные, травянистые разнотравные и злаковые), а также типы трансформации лигнина в почвах (степной, лесной, луговой).
Во всех районах исследования максимум накопления фенольных соединений приходится на почвы с длительным господством восстановительных условий во всем профиле. Наиболее дренированные разности почв обладают наименьшими количествами фенолов. Минерализация ароматических соединений лигнина в аэробных условиях сопровождается значительным увеличением доли фенольных кислот.
При превращении органических соединений живых растительных тканей в ряду «растительные ткани – опад – подстилка – почвы – гумусовые кислоты дневных почв – погребенные гумусовые кислоты гумусовые кислоты» сохраняются количественные пропорции лигниновых фенолов, хотя и нарастает степень окисленности биополимера. Лигнин – основной предшественник гумуса?
Установлено, что в рамках региональных климатических различий биохимический состав растений разных экосистем оказывает решающее влияние на характер гумификации, определяя механизмы гумусообразования и структуру гуминовых кислот почв. С помощью количественного анализа лигниновых фенолов и 13С-ЯМР-спектроскопии доказано, что лигнин высших растений принимает участие в формировании структурных фрагментов гумусовых кислот, причем, как алифатической, так и ароматической частей молекулы.
На соотношение лигниновых фенолов в почвах ни распашка, ни осушение не оказали значимого влияния, что связано с неравномерным распределением лигниновых фенолов по гранулометрическим фракциям почв и Fe-Mn ортштейнов и обусловлено разными типами их стабилизации в органоминеральных структурах.
Пропорции лигниновых фенолов долговременно сохраняются неизменными в составе гумуса погребенных почв. На этом основании композиционные соотношения лигниновых фенолов в палеопочвах и осадках можно использовать в качестве диагностических критериев типа наземной растительности прошлых эпох. Впервые выполнен анализ содержания и состава лигниновых фенолов в почвах разного возраста и выявлено нарастание степени окисленности лигниновых структур во временных рядах почв. Разным типам фотосинтеза соответствует разный биохимический состав растений и разное строение гуминовых кислот почвы. Современные типы гумуса почв разновозрастны. Изменение климата на рубеже плейстоцена и голоцена и изменение парциального давления углекислоты в атмосфере обусловило смену типов растительности и появление высокогумусных типов почвообразования.
 
 

 
 
 
Спонсор конференции: