О дренаже

Г.П.Глазунов спросил одного студента: - «Что такое гектар?» - «Не знаю» - чистосердечно ответил студент. На вопрос, как дренируют переувлажненные почвы, другой студент ответил: - «Закладывают дреновину».

Подготовка почвоведов с различными уровнями высшего образования концептуально и организационно связана в единую программу. На основе образовательно-профессиональной программы базового высшего образования по почвоведению с нормативной длительностью обучения 4 года и присуждением академической степени «бакалавр почвоведения» факультет ведет подготовку как дипломированных специалистов-почвоведов, с нормативной длительностью обучения 5 лет, так и «магистров почвоведения» с нормативной длительностью обучения 6 лет.

Образовательно-профессиональная программа базового образования по почвоведению включает: цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин (история Отечества, основы экономической теории, социология, философия, иностранный язык) - 768 аудиторных часов; цикл общих естественнонаучных дисциплин (высшая математика - 216, вычислительные машины - 168, физика - 222, общая химия, аналитическая, органическая, коллоидная и физическая химия - 456, общая геология - 108, минералогия - 54, геодезия с аэрофотометодами - 36, экология - 72, ботаника - 108, физиология и биохимия растений - 72) - всего 1344 академических часа; цикл фундаментальных дисциплин по направлению (почвоведение - 252, картирование почв - 48, география почв - 72, химия почв - 120, химический анализ почв - 132, физика почв - 144, биология почв - 108, агрохимия - 162, мелиорация почв - 84, эрозия и охрана почв - 36, история и методология почвоведения - 24) - всего 1182 академических часа. Специальные курсы составляют 324 часа отмечены по кафедрам при описании структуры факультета. Выпускная работа 72 часа.

Много времени в обучении почвоведов уделено полевым практикам. После 1 курса студенты проходят восьминедельную комплексную практику по ботанике, геологии, геодезии, почвоведению. Практика по ботанике с основами геоботаники состоит из двух частей. Первая - флорестическая часть практики, где студенты знакомятся с отдельными видами растений (морфология, систематика, фитоценология, экология) и получают представление об экологической индивидуальности. Вторая часть практики - геоботаническая: на ней студенты во время экскурсий в природу знакомятся с признаками основных фитоценозов, осваивают методы геоботанических описаний. На полевой учебной практике по геодезии студенты овладевают навыками работы с точными геодезическими инструментами (теодолит, нивелир, кипрегель) и вычислительной техникой в полевых условиях, осваивают приемы крупномасштабной съемки (мензульный способ на чистой основе), съемки рельефа способом нивелирования поверхности, осваивают геометрическое нивелирование, знакомятся с приемами топографического дешифрирования аэрофотоснимков. На геолого-геоморфологической практике студенты картируют различные формы рельефа, в естественных карьерах и обнажениях изучают четвертичные и более древние отложения, являющиеся материнскими для почв.

Полевая практика по почвоведению составляет последний этап комплексной практики по ботанике, геологии и геоморфологии, закрепляя навыки по изучению почв как компонента ландшафта, находящегося в неразрывной связи с факторами почвообразования. Студенты знакомятся с профильно-морфологическим описанием почв, определением некоторых свойств с целью диагностики. После второго курса студенты проходят в течение восьми недель основную полевую маршрутную практику по основным природным и почвенным зонам европейской части России. Студенты изучают морфологию и диагностику почв, знакомятся с их рациональным использованием. После третьего курса в течение шести недель студенты проходят практику по полевым методам исследования физических свойств почв. Они изучают методы определения плотности и твердости почв, их влагопроводности в насыщенном (фильтрация) и ненасыщенном водою состоянии, ведут наблюдения за динамикой термодинамического потенциала почвенной влаги, температурным и газовым режимами почв; по результатам полевых исследований составляются математические модели и прогнозируются режимы и процессы переноса с помощью компьютеров.

На практике по полевым методам почвенных исследований студенты приобретают навыки и приемы составления почвенных карт крупного масштаба, составляют агрохимические картограммы. На практике по земледелию студенты знакомятся с современными почвообрабатывающими орудиями и их воздействием на свойства почв, овладевают методами оценки качества проведения различных приемов обработки почв, овладевают методами оценки засоренности полай сорно-полевыми растениями. На полевой практике по эрозии почв студенты учатся выявлять основные закономерности распределения эродированных почв и особенности их морфологических и физических свойств; оценивать эрозионную опасность участка территории и анализировать природные факторы, влияющие на степень развития эрозионных процессов; оценивать противоэрозионную стойкость почв; составлять рекомендации по проведению противоэрозионных мероприятий.

После трехнедельной учебно-производственной практики, выполнения выпускной работы и сдачи государственного экзамена по почвоведению студенты получают академическую степень «бакалавр почвоведения».

Студенты, изъявившие желание получить диплом специалиста почвоведа и прошедшие отборочные тестовые испытания, продолжают обучение еще один год. В течение этого года они проходят расширенную производственную практику на 19 недель, во время которой собирают материал для дипломной работы, слушают дополнительные спецкурсы производственно-профессиональной направленности и выполняют дипломную работу.

Студенты, изъявившие желание продолжить обучение в магистратуре, проходят отборочные тестовые испытания и продолжают обучение в течение двух лет по профессиональным образовательным магистерским программам.

Магистерская профессиональная образовательная программа состоит из примерно двух равных по объему частей - образовательной и научно-исследовательской. Образовательная часть программы включает дополнительные главы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, ориентированных на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также специальные дисциплины.

8 состав общих для всех программ дисциплин входят философия научного познания, социология культуры, науки и образования, управление и экономика, земельное и экологическое право, биогеофизика ландшафта, биогеохимия ландшафта (с агробиогеохимивй), математическое моделирование почвенных процессов, геохимическая деятельность микроорганизмов, эволюция почв и почвенного покрова, прчвы мира, классификаций и систематика почв, роль биоты в почвообразовании и функционировании почв, экологические функции почвы.

Специальные дисциплины этих программ углубляют и расширяют знания, необходимые для специализации.

Содержание научно-исследовательской работы определяется индивидуальным планом. По результатам научно-исследовательской работы защищается магистерская диссертация и присуждается степень «магистр почвоведения». Студентам обучающимся по магистерской программе может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума.

Существующая на факультете многоуровневая система обучения почвоведению позволяет включиться в обучение на уровне подготовки дипломированного специалиста-почвоведа или «магистра почвоведения» при условии сдачи экзаменов лицам из смежных наук, имеющим базовое образование адекватное образовательно-профессиональному образованию по почвоведению.

На факультете почвоведения работает аспирантура, в которой в настоящее время обучается около 90 человек.

На факультете работают советы по присуждению ученой степени доктора биологических наук по специальности «Почвоведение», доктора биологических наук и кандидата биологических наук по специальности «Биогеохимия», кандидата биологических наук по специальности «Почвоведение», «Агропочвоведение и агрофизика», «Агрохимия» и «Микробиология».

Выпускники факультета могут работать в соответствующих должностях в институтах Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, и других отраслевых академий, в федеральной и региональной службах по земельным ресурсам и землеустройству, в институтах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, в частных фирмах, использующих земельные ресурсы, вести преподавательскую работу в высшей и средней школе. В последнем случае обязательно изучение дисциплины «Психология и педагогика». Выпускники факультета подготовлены для того, чтобы преподавать естествознание, химию и биологию.