АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН поточных курсов приведены ниже, аннотации дисциплин каждого профиля подготовки размещены в прикрепленных файлах.

Направление подготовки 06.04.02. "Почвоведение"

06. Магистратура - ОП "Физика, мелиорация и эрозия почв"

07. Магистратура - ОП "Химия почв"

08. Магистратура - ОП "Биология почв"

09. Магистратура - ОП "Земельные ресурсы и функционирование почв"

10. Магистратура - ОП "Агрохимия и агроэкология"

11. Магистратура - ОП "Управление земельными ресурсами"

Направление подготовки 05.04.06. "Экология и природопользование"

15. Магистратура - ОП "Экологический менеджмент и экобезопасность"

16. Магистратура - ОП "Радиоэкология"

17. Магистратура - ОП "Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды"

18. Магистратура - ОП "Экотехнологии"

Рабочие программы профильных дисциплин находятся в ЭИОС факультета почвоведения и предоставляются по запросу.

 


АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПОТОЧНЫХ КУРСОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 06.04.02 ПОЧВОВЕДЕНИЕ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Авторы-составители: профессор, д.ф.н. Полубиченко Л.В; доцент, кандидат культурологии Егорова О.А.

Дисциплина «Иностранный язык (английский)» входит в состав базовой части стандарта подготовки в интегрированной магистратуре МГУ имени М.В.Ломоносова по направлению «Почвоведение» и реализуется в двух учебных планах – бакалавриата и магистратуры. Настоящая программа обеспечивает подготовку по английскому языку на уровне магистратуры и нацелена на закрепление и наращивание полученных в бакалавриате знаний и достигнутых компетенций и на формирование на их основе коммуникативной компетенции на английском языке не ниже уровня В2 (в диапазоне уровней В2 - В2+) по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками. Среди основных задач дисциплины: комплексное формирование речевых умений с фокусом на речевой продукции в устной и письменной формах; развитие когнитивных и исследовательских умений с использованием разнообразных англоязычных ресурсов; развитие информационной культуры; воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов; повышение уровня учебной автонономии, способности к самообразованию.

Проблематика учебного общения складывается из тех же трех крупных блоков (социально-культурная сфера общения, академическая сфера общения и профессиональная сфера общения), в рамках которых была организована коммуникация и в бакалавриате, что обеспечивает преемственность обучения. Возрастает глубина и степень коммуникативной и когнитивной сложности решаемых студентами задач и изучаемого ими материала, значительная часть которого собирается и анализируется ими самостоятельно в рамках индивидуальных и групповых творческих и исследовательских проектов.

Содержание дисциплины структурировано в табличной форме по темам общения и их коммуникативно-компетентностному наполнению. На данном этапе студенты работают главным образом над расширением своего словарного запаса за счет освоения новой лексики и новых значений уже знакомых слов, делая акцент на функционально-стилистической дифференциации лексических средств и многообразии используемого словарного запаса. Грамматика отдельно не рассматривается, отрабатывается и корректируется непосредственно при говорении и в производимых студентами письменных текстах. Постоянное прослушивание аудиозаписей, работа с видеоматериалами, проговаривание на занятиях доводят навыки разговорной речи до автоматизма.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И БАЗЫ ДАННЫХ В ОЦЕНКЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Авторы-составители: доцент И.О. Алябина, к.б.н. О.М. Голозубов

Лекционная часть дисциплины «Информационные технологии и базы данных в оценке земельных ресурсов» включает характеристику, состояние и перспективы использования почвенно-земельных ресурсов России, историю развития Почвенно-географической базы данных РФ и её современное состояние. Даны основы информатики и теории баз данных, представление о моделях баз данных, системах управления базами данных, их задачах и функциях, а также история почвенной информатики в нашей стране. Представлены зарубежные земельные и почвенные информационные системы, Интернет-ресурсы национального и международного уровня. Подробно рассматриваются практические вопросы оценки земель сельскохозяйственного назначения, источники почвенно-географической информации, используемые в оценке земельных ресурсов, применяемые для этого алгоритмы расчетов и методы ГИС-анализа.

Практическая часть дисциплины включает выполнение самостоятельного ГИС-проекта по оценке одного из 60 хозяйств Ростовской, Белгородской, Московской областей с применением цифрового картографического материала доступного в сети Интернет и актуальных данных, содержащихся в ИС ПГБД РФ. Освоение материала предусматривает постепенное нарастание сложности задач к концу практического курса, что позволяет в конце семестра приобрести достаточные навыки для самостоятельного применения различных методов геоинформационных технологий.

Цель преподавания дисциплины "Информационные технологии и базы данных в оценке земельных ресурсов" состоит в формировании у студентов теоретических знаний о возможностях использования информационных систем и баз данных в инвентаризации и формализации данных о земельных и почвенных ресурсах России, а также информационном обеспечении научно-исследовательских работ и образовательных программ в области почвоведения и экологии. Также целью является воспитание у студента системного подхода к оценке почв, учету и управлению земельными ресурсами на основе формирования и использования единого геоинформационного пространства.

Задачи:

- Изучение основных понятий геоинформатики и теории баз данных.

- Характеристика имеющейся информации о земельных и почвенных ресурсах России.

- Знакомство с зарубежными земельными и почвенными информационными системами и Интернет-ресурсами.

- Изучение структуры и функционирования Почвенно-географической базы данных России.

- Практическое знакомство с источниками почвенно-географической информации, используемыми в оценке земельных ресурсов.

- Выполнение ГИС-проекта по расчетам почвенной составляющей в оценке земель сельскохозяйственного назначения.

 

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЧВОВЕДЕНИЯ

Авторы-составители: П.В. Красильников проф., Т.В. Прокофьева доц.

Курс обобщает знания молодых специалистов в области почвоведения на основе изучения его истории с характеристикой научного вклада выдающихся ученых и созданных ими научных направлений, школ и методов исследования. Что позволяет сформировать системное представление об истории развития учения о почве, дает представление о месте и роли почвоведения в системе фундаментальных и прикладных наук, отражает современное состояние и направления развития почвоведения в отечественной и мировой науке. Углубленное изучение методологических особенностей почвоведения в начале магистерского курса позволяет сформировать у студентов компетенции необходимые для дальнейшего освоения программы магистратуры и успешного выполнения научно-исследовательских и научно-практических работ.

Основной целью дисциплины является систематизация и обобщение знаний молодых специалистов в области почвоведения на основе изучения его истории и современных представлений о методологии науки.

Задачи курса: 1) Сформировать системное представление об истории развития учения о почве, с характеристикой научного вклада выдающихся ученых и созданных ими научных направлений,  школ и методов исследования; 2) Охарактеризовать особенности методологических подходов в почвоведении; 3) Дать анализ места и роли почвоведения в системе естественных фундаментальных и прикладных наук в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов; 4) Охарактеризовать современное состояние и направления развития наук о почве в России и в мире.

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОЧВОВЕДЕНИИ

Авторы-составители: Д.б.н., проф. Шеин Е.В., д.б.н., проф. Рыжова И.М.

В курсе приведены базовые сведения, позволяющие свободно ориентироваться во множестве математических моделей по почвоведению, познакомить с работой программ, реализующих готовые модели, а также стимулировать интерес к активному использованию этого метода в собственных исследованиях. Особое внимание уделено физически обоснованным, имитационным динамическим моделям почвенных систем, движения влаги, веществ и энергии в почвах.

Цели и задачи дисциплины - дать слушателям базовые сведения, позволяющие свободно ориентироваться во множестве математических моделей по почвоведению, познакомить с работой программ, реализующих готовые модели, а также стимулировать интерес к активному использованию этого метода в собственных исследованиях.

Основные задачи курса состоят в формирование представлений о:

- математическом моделировании и его роли в почвенных исследованиях;

- специфике почв, как объекта моделирования;

- этапах построения математических моделей сложных динамических систем;

- источниках неопределенностей в моделях;

- динамических моделях. Качественные методы исследования динамических моделей;

- биогеохимических моделях;

- моделях педогенеза;

- применение математических моделей в почвоведении, агрохимии, мелиорации и экологии;

- понятии о расчетных схемах и численных решениях. Сеточный метод. Возможные погрешности метода;

- моделях потребления и переноса веществ в растениях;

- моделях описания движения ионов в почвах различной сложности;

- использовании прогнозных имитационных моделей для анализа экологического риска.

 

ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ БИОСФЕРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Авторы-составители: д.б.н., профессор кафедры химии почв Мотузова Г.В.; к.б.н., старший преподаватель кафедры химии почв Тимофеева Е.А.

Химическое загрязнение как наиболее опасный вид деградации экосистемы. Классификация загрязняющих веществ, показатели степени опасности и критерии их установления. Характер, масштабы распространения загрязняющих веществ. Факторы, обусловливающие загрязнение природных сред, перераспределение и превращения загрязняющих веществ в биосфере. Медико-биологические аспекты влияния загрязнения на биосферу. Подходы и методы нормирования содержания химических веществ в природных средах. Понятие о предельно допустимых концентрациях. Значение экологического мониторинга, экологической экспертизы, программы ОВОС для обеспечения охраны окружающей среды от загрязнения. Загрязнение биосферы оксидами углерода, серы, азота. Экологические последствия действия кислых дождей на атмосферу, гидросферу, почву. Загрязнение биосферы отходами основных отраслей промышленности. Формы поступления загрязняющих веществ в окружающую среду. Показатели загрязнения почв неорганическими поллютантами. Влияние загрязняющих веществ неорганической природы на агроценозы. Экологические последствия внесения в почвы пестицидов. Органические экотоксиканты: состав, свойства, источники поступления в окружающую среду, влияние на биосферу, абиотические и биотические процессы трансформации в биосфере. Влияние на природные среды загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Рекультивация и реабилитация загрязненных почв.

Цель дисциплины: освоение студентами теории и методологии выявления химического загрязнения биосферы, овладение методологией и методами оценки и диагностики загрязнения; подготовка студентов к умению разрабатывать программу оценки состояния природных сред в условиях их загрязнении, овладевать методами ее выполнения, приобретать практические навыки и компетенции в сфере экологического почвоведения.

Задачи дисциплины:

1) формирование способности обосновывать и выбирать информативные показатели состояния экосистемы и состояния контролируемых свойств природных сред, критерии оценки состояния почв и экосистемы в целом;

2) формирование способности обосновывать и выбирать методы анализа и оценки экологического состояния загрязненных почв;

3) формирование способности анализировать полученные при проведении производственного экологического контроля и экологического мониторинга результат,

4) формирование способности понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию при анализе экологического состояния контролируемых природных сред, прогнозировать изменение экологического состояния природных сред.

 

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПОТОЧНЫХ КУРСОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

 

АГРОЭКОЛОГИЯ (дисциплина по выбору)

Автор-составитель: д.б.н., проф.  В.С. Егоров

Рассматриваются экологические проблемы, связанные с применением агрохимических средств, химических средств защиты растений, вопросы круговорота и баланса элементов питания растений,  проблемы получения экологически безопасной продукции, оптимизации агроландшафта, агроэкологический мониторинг, основные направления природоохранной деятельности.

Целью дисциплины является освоение теоретических и практических основ обучающихся в области агроэкологии, владение системой фундаментальных научных понятий, методологией и методами современной экологии, готовность проводить научные исследования в области агроэкологии, способность применять и разрабатывать новые инновационные технологии, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере агроэкологии.

Задачи дисциплины:

1) формирование способности количественно анализировать полученные экспериментальные и известные из литературы результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения в соответствующей в области экологии;

(2) формирование способности понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию о возможных негативных и позитивных последствиях взаимодействия человека с окружающей средой  в процессе сельскохозяйственной деятельности, влиянии сельского хозяйства на природные комплексы и их компоненты в агроландшафте; сохранении и воспроизводстве природно-ресурсной базы аграрного сектора; характере функционирования агроэкосистем в условиях техногенных нагрузок;

(3) формирование готовности обучающихся к проектированию комплексных научно-исследовательских и производственно-изыскательских работ по изучению и оценке взаимодействия  компонентов агроэкосистем; специфики круговорота в них веществ и переноса энергии.

 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Авторы-составители: профессор, д.ф.н. Полубиченко Л.В; доцент, кандидат культурологии Егорова О.А.

Дисциплина «Иностранный язык (английский)» входит в состав базовой части стандарта подготовки в интегрированной магистратуре МГУ имени М.В.Ломоносова по направлению «Экология и природопользование» и реализуется в двух учебных планах – бакалавриата и магистратуры. Настоящая программа обеспечивает подготовку по английскому языку на уровне магистратуры и нацелена на закрепление и наращивание полученных в бакалавриате знаний и достигнутых компетенций и на формирование на их основе коммуникативной компетенции на английском языке не ниже уровня В2 (в диапазоне уровней В2 - В2+) по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками. Среди основных задач дисциплины: комплексное формирование речевых умений с фокусом на речевой продукции в устной и письменной формах; развитие когнитивных и исследовательских умений с использованием разнообразных англоязычных ресурсов; развитие информационной культуры; воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов; повышение уровня учебной автонономии, способности к самообразованию.

Проблематика учебного общения складывается из тех же трех крупных блоков (социально-культурная сфера общения, академическая сфера общения и профессиональная сфера общения), в рамках которых была организована коммуникация и в бакалавриате, что обеспечивает преемственность обучения. Возрастает глубина и степень коммуникативной и когнитивной сложности решаемых студентами задач и изучаемого ими материала, значительная часть которого собирается и анализируется ими самостоятельно в рамках индивидуальных и групповых творческих и исследовательских проектов.

Содержание дисциплины структурировано в табличной форме по темам общения и их коммуникативно-компетентностному наполнению. В силу ограниченности места лингвистическое содержание дисциплины (языковые средства и навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте) не нашло отражения в таблице. На данном этапе студенты работают главным образом над расширением своего словарного запаса за счет освоения новой лексики и новых значений уже знакомых слов, делая акцент на функционально-стилистической дифференциации лексических средств и многообразии используемого словарного запаса. Грамматика отдельно не рассматривается, отрабатывается и корректируется непосредственно при говорении и в производимых студентами письменных текстах. Постоянное прослушивание аудиозаписей, работа с видеоматериалами, проговаривание на занятиях доводят навыки разговорной речи до автоматизма.

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ

Авторы-составители: д.б.н., проф. Т. А. Архангельская, д.б.н., проф. И. М. Рыжова

Курс знакомит с основными понятиями и методологическими принципами моделирования и характеризует специфику почв и экосистем как объекта моделирования. Рассматривается процесс построения моделей и источники их неопределенности. Обсуждаются различные классификации моделей. Представлены характеристики, достоинства, недостатки и область применения различных типов моделей в экологии. Курс включает элементы качественного анализа дифференциальных уравнений в применении к экологическим задачам. Обсуждаются модели динамики популяций при различных внутренних ограничениях и внешних нагрузках, в том числе демографические модели и модели глобального развития. Рассматриваются модели агроэкосистем, лесных экосистем, наземных водных экосистем, а также связанные с ними модели формирования почв и углеродного цикла, климатические модели с различными сценариями эмиссий, модели динамики загрязняющих веществ в наземных экосистемах.

Целью дисциплины является освоение теоретических и практических основ в области математического моделирования в экологии, владение системой фундаментальных научных понятий, методологией и методами современного математического моделирования в экологии, готовность проводить научные исследования в области математического моделирования в экологии, способность применять и разрабатывать новые инновационные технологии, приобретение обучающимися практических навыков и компетенций в сфере математического моделирования в экологии. 

Задачи дисциплины:

(1) формирование способности количественно анализировать полученные расчетные и известные из литературы результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения в соответствующей области математического моделирования в экологии;

(2) формирование способности понимать, излагать и критически с помощью физических и математических методов анализировать базовую информацию в области математического моделирования в экологии;

(3) формирование готовности обучающихся к проектированию комплексных научно-исследовательских и производственно-изыскательских работ, почвенно-экологических исследований в области математического моделирования в экологии.

 

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Автор-составитель: к.б.н., доцент кафедры химии почв, доцент Караванова Е. И.

Терминология, история развития ОВОС в мире. Нормативно-правовая база проведения ОВОС в Российской Федерации. Теоретические основы  и процедура оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. Базовые законодательные требования к содержанию материалов ОВОС (МОВОС), предъявляемых на экологическую экспертизу. Основные разделы материалов ОВОС на примере конкретных реализованных объектов хозяйственной деятельности. Экологическая оценка веществ и материалов, требования к содержанию обосновывающих материалов. Методы и приемы, применяемые в системах ОВОС. Прогнозирование возможных воздействий различных видов хозяйственной деятельности на окружающую среду и его оценка при составлении МОВОС. Качественные и количественные подходы и критерии, экспертные оценки, применяемые в ОВОС. Специфика оценок воздействия на абиогенные сферы, флору и фауну, социально- экономическую среду.

Целью дисциплины является: овладение основными методами и приемами оценки воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством.

Задачи дисциплины:

  1. формирование представлений об основных видах воздействий на окружающую среду, связанных с различными типами хозяйственной деятельности;
  2. формирование представлений о современной процедуре оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), законодательных требованиях к содержанию материалов ОВОС на базе регулирующих нормативно-правовых документов;
  3. формирование способности получать, критически осмыслять, документировать в материалах ОВОС и доступно излагать информацию о состоянии и изменении окружающей среды в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью (НХЗ).
  4. овладение методами, навыками и способами прогноза и оценки значимости изменений природной и социально-экономической среды вследствие реализации проекта хозяйственной деятельности при подготовке материалов ОВОС;
  5.  формирование способности решения задач по оценке и определению значимости разных видов антропогенного воздействия на геосферы, почвенный и растительный покров, животный мир, социально-экономическую обстановку;
  6. овладение практическими приемами и навыками составления экологических обоснований безопасности веществ и материалов; планирования и составления технических заданий на проведение экологических изысканий при проектировании хозяйственной деятельности, подготовки материалов ОВОС

 

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Автор-составитель: доктор философских наук, профессор С.А.Хмелевская

Цели дисциплины:

- формирование представлений о философии как способе познания мира в его целостности, ее основных проблемах и методах исследования действительности, а также о соотношении философии и науки,

- изучение методов научного познания;

- введение в историю философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, решением социальных и профессиональных задач.

Задачи дисциплины:

- освоить терминологию и категориальный аппарат современной философии применительно к научному познанию;

- сформировать способность самостоятельно ставить, анализировать и оценивать философско-методологические проблемы;

- сформировать углубленные знания о системе науки, ее структуре и методах;

- выработать умения использовать средства философского анализа при решении научных проблем, проводить исследование основных методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Автор-составитель: заведующий кафедрой агроинформатики, профессор, д.т.н. Хомяков Д.М. 

Краткая аннотация дисциплины: предмет, метод и задачи экологического менеджмента, правовая основа его проведения, стандарты и нормативные документы, экологические заявления и декларации,  источники экологической и технологической  информации; группировка и сводка материалов статистических и контрольных наблюдений;  экологический аудит, экологический менеджмент в системе природоохранного законодательства, экономические преимущества современных систем управления состоянием окружающей среды. Экологическая политика и оценка работы компаний, «зеленые» рейтинги, экологические заявления и декларации, позиционирование и представление деятельности заинтересованным сторонам, экологическая ответственность бизнеса.

Цель курса: состоит в формировании у студентов теоретических и практических знаний о значении создания системы экологического менеджмента, ее роли, особенностях организации, функционирования и развития  на предприятиях различных отраслей экономики, форм собственности и величины;  а также понимания нормативно-правовых и финансово-экономических основ ее деятельности, как в России, так и за рубежом.

Задачи курса: 1) теоретическое знакомство с предметом, методами и задачами экологического менеджмента, нормативно-правовой основой его функционирования, корпоративными экологическими программами, заявлениями и декларациями различного рода, аудита систем экологического менеджмента, экологической оценки и экологической сертификации; 2) формирование знаний об  источниках экологической и технологической  информации; группировки и сводки материалов статистических и контрольных наблюдений;  принципах экологической маркировки продукции;  3) информирование о примерах деятельности отдельных российских и зарубежных компаний в данной сфере, их взаимодействия со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и иными заинтересованными сторонами.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ (дисциплина по выбору)

Автор-составитель: Агапкина Галина Ивановна - вед.н.с., к.х.н.

В курсе лекций особо подчеркнут предмет экологической токсикологии как междисциплинарного научного направления, рассматривающего действие токсических веществ на биологические системы организменного, популяционного и биоценотического уровней. В связи с этим особое внимание уделено основным закономерностям поступления, трансформации, биологического накопления и удаления экотоксикантов из окружающей среды под воздействием биотических и абиотических факторов, а также изменению биологических параметров организмов, популяций и сообществ в условия экотоксикологического стресса. Данный круг вопросов составляет теоретическую основу  подхода к решению глобальных экологических проблем, вызванных поступлением химических веществ в биосферу.

Рассмотрены также  прикладные аспекты экотоксикологии – использование методов биоиндикации и биотестирования в экотоксикологических исследованиях, экологическое нормирование, оценка и управление экологическим риском.

Значительное место отведено анализу поведения в окружающей среде группы  особо опасных экотоксикантов (суперэкотоксикантов): полихлорированные дибензодиоксны, фураны и бифенилы; пестициды, полициклические ароматические углеводороды, тяжелые металлы и др.

Целью дисциплины является освоение теоретических основ и практических навыков оценки последствий поведения и экотоксического действия химических веществ на компоненты антропогенных и  природных экосистем.

Задачи дисциплины:

(1) владение системой фундаментальных научных понятий, методологией и методами современной экологической токсикологии, готовность проводить научные исследования поступления, распределения и трансформации экотоксикантов в окружающей среде, развития экотоксического процесса и формирования экотоксических эффектов с применением биологических, химико-аналитических, токсикологических и математических методов.

(2) формирование способности анализировать экспериментальные данные в области экологической токсикологии, делать необходимые обобщения и выводы, формулировать предложения для решения задач рациональной эксплуатации экосистем и охраны здоровья населения.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Автор-составитель: Д.б.н., профессор А.С. Яковлев

Данный курс относится к завершающей фазе профессионального образования эколога, которая позволит обобщить опыт академических курсов, научить применять полученные знания на практике в государственных и негосударственных органах управления окружающей средой. Проводить государственную экологическую экспертизу и экспертизу проектной документации.

Цель курса - дать представление о современной законодательной и нормативной базе в области охраны окружающей среды, практическом применении указанного законодательства в землепользовании и при охране почв.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с процедурой проведения государственной экологической экспертизы, значением государственной экологической экспертизы в области управления рациональным природопользованием, предотвращением негативного воздействия на все компоненты природной среды, включая почву.

- дать практические навыки работы с предпроектными и проектными материалами с целью определения допустимости и возможности для окружающей среды реализации хозяйственных намерений;

- дать представление о страховании экологических рисков, экологическом аудите, ОВОС в свете обеспечения экологической безопасности.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ (дисциплина по выбору)

Автор-составитель: д.б.н., проф.  Н.В.Верховцева

В курсе представлены основные факторы окружающей среды (инфекционные и неинфекционные) влияющие на возникновение, протекание и распространение заболеваемости человека. Рассматриваются методы экологической эпидемиологии - междисциплинарном направлении современной эпидемиологии и экологии, которое изучает влияние природных, антропогенных, техногенных и социальных факторов окружающей среды на санитарно-эпидемиологическое благополучие и экологическую безопасность  населения, дана  оценка  рискам в реальных ситуациях, проводится ознакомление с актуальными проблемами медико-экологической безопасности, изучение основных понятий, принципов и методов проведения эколого-эпидемиологических исследований.

Цель: дать основные представления об экологической эпидемиологии как быстро развивающимся междисциплинарном направлении современной эпидемиологии и экологии, изучающим влияние природных, антропогенных, техногенных и социальных факторов окружающей среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц, являющимся одним из основных инструментов эколого-гигиенической оценки качества окружающей среды, оценки и управления риском в реальных ситуациях, обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Задачи курса:

1) ознакомить с актуальными проблемами медико-экологической безопасности;

2) изучить основные понятия, принципы и методы проведения эколого-эпидемиологических исследований;

3) сформировать представления о научно-обоснованных подходах к комплексному, многоуровневому, междисциплинарному изучению системы "окружающая среда - здоровье человека";

4) выработать навыки планирования и проведения эколого-эпидемиологических расследований на примерах анализа конкретных эколого-эпидемиологических ситуаций.

5) иметь представления об особенностях возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

6) знать особенности влияния загрязнений различной природы на организм человека и отдельные контингенты населения;

 

Вложения:
Скачать этот файл (06_07_1.pdf)06_07_1.pdf184 Кб
Скачать этот файл (07_07_1.pdf)07_07_1.pdf130 Кб
Скачать этот файл (08_07_1.pdf)08_07_1.pdf204 Кб
Скачать этот файл (09_07_1.pdf)09_07_1.pdf214 Кб
Скачать этот файл (10_07_1.pdf)10_07_1.pdf139 Кб
Скачать этот файл (11_07_1.pdf)11_07_1.pdf117 Кб
Скачать этот файл (15_07_1.pdf)15_07_1.pdf182 Кб
Скачать этот файл (16_07_1.pdf)16_07_1.pdf175 Кб
Скачать этот файл (17_07_1.pdf)17_07_1.pdf207 Кб
Скачать этот файл (18_07_1.pdf)18_07_1.pdf323 Кб
Скачать этот файл (ИМ_Почвоведение_Философия.pdf)Философия ИМ_Почвоведение385 Кб
Скачать этот файл (ИМ_Экология_Картография.pdf)Картография_ИМ Экология407 Кб
Скачать этот файл (Иностранный язык 05.04.06 «Экология и природопользование».pdf)Иностранный язык 05.04.06 «Экология и природопользование».pdf599 Кб
Скачать этот файл (Иностранный язык.pdf)Иностранный язык.pdf763 Кб
Скачать этот файл (Информационные технологии и базы данных в оценке земельных ресурсов.pdf)Информационные технологии и базы данных в оценке земельных ресурсов.pdf316 Кб
Скачать этот файл (Итория и методология почвоведения.pdf)Итория и методология почвоведения.pdf468 Кб
Скачать этот файл (Математическая статистика 05.04.06 «Экология и природопользование».pdf)Математическая статистика 05.04.06 «Экология и природопользование».pdf596 Кб
Скачать этот файл (Математическая статистика.pdf)Математическая статистика.pdf597 Кб
Скачать этот файл (Математическое моделирование в почвоведении.pdf)Математическое моделирование в почвоведении.pdf397 Кб
Скачать этот файл (Математическое моделирование в экологии 05.04.06 «Экология и природопользование»)Математическое моделирование в экологии 05.04.06 «Экология и природопользование»404 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Геотехнологии.pdf)ММ_Почвоведение_Геотехнологии.pdf337 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Землепользование и землеустройство.pdf)ММ_Почвоведение_Землепользование и землеустройство.pdf309 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Инновационный менеджмент.pdf)ММ_Почвоведение_Инновационный менеджмент.pdf340 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Информационные технологии в почвоведении.pdf)ММ_Почвоведение_Информационные технологии в почвоведении.pdf421 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Математическое моделирование в почвоведении.pdf)ММ_Почвоведение_Математическое моделирование в почвоведении.pdf391 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Нормативно-правовые аспекты управления земельными ресурсами.pdf)ММ_Почвоведение_Нормативно-правовые аспекты управления земельными ресурсами.pdf290 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Палеопочвоведение.pdf)ММ_Почвоведение_Палеопочвоведение.pdf332 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Почвенно-ландшафтное проектирование.pdf)ММ_Почвоведение_Почвенно-ландшафтное проектирование.pdf338 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Почвозащитные системы земледелия.pdf)ММ_Почвоведение_Почвозащитные системы земледелия.pdf295 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Теория почвообразования.pdf)ММ_Почвоведение_Теория почвообразования.pdf306 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Философские проблемы естествознания.pdf)ММ_Почвоведение_Философские проблемы естествознания.pdf386 Кб
Скачать этот файл (ММ_Почвоведение_Экологические функции почв в биосфере.pdf)ММ_Почвоведение_Экологические функции почв в биосфере.pdf288 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Агроэкология.pdf)ММ_Экология_Агроэкология.pdf357 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Биодиагностика и биотестирование.pdf)ММ_Экология_Биодиагностика и биотестирование.pdf338 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Биология почв.pdf)ММ_Экология_Биология почв.pdf322 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Инновационный менеджмент.pdf)ММ_Экология_Инновационный менеджмент.pdf340 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_История экологии.pdf)ММ_Экология_История экологии.pdf313 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Картография.pdf)ММ_Экология_Картография.pdf299 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Компьютерные технологии и статистические методы в экологии и природо)ММ_Экология_Компьютерные технологии и статистические методы в экологии и природо421 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Ландшафтная и историческая биогеография.pdf)ММ_Экология_Ландшафтная и историческая биогеография.pdf307 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Современные проблемы экологии.pdf)ММ_Экология_Современные проблемы экологии.pdf692 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Управление научными проектами.pdf)ММ_Экология_Управление научными проектами.pdf298 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Устойчивое развитие.pdf)ММ_Экология_Устойчивое развитие.pdf299 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Философские проблемы естествознания.pdf)ММ_Экология_Философские проблемы естествознания.pdf386 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Экологическое образование.pdf)ММ_Экология_Экологическое образование.pdf559 Кб
Скачать этот файл (ММ_Экология_Экотехнология и инженерная экология.pdf)ММ_Экология_Экотехнология и инженерная экология.pdf265 Кб
Скачать этот файл (Оценка воздействия на окружающую среду 05.04.06 «Экология и природопользование».)Оценка воздействия на окружающую среду 05.04.06 «Экология и природопользование».583 Кб
Скачать этот файл (Современная философия и методология науки 05.04.06 «Экология и природопользовани)Современная философия и методология науки 05.04.06 «Экология и природопользовани513 Кб
Скачать этот файл (Химическое загрязнение биосферы и экологические правонарушения.pdf)Химическое загрязнение биосферы и экологические правонарушения.pdf609 Кб
Скачать этот файл (Экологическая экспертиза и природоохранное законодательство 05.04.06 «Экология и)Экологическая экспертиза и природоохранное законодательство 05.04.06 «Экология и350 Кб
Скачать этот файл (Экологический менеджмент 05.04.06 «Экология и природопользование».pdf)Экологический менеджмент 05.04.06 «Экология и природопользование».pdf405 Кб