Информация о направленностях (профилях) образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки «Почвоведение» и  «Экология и природопользование», реализуемых на кафедрах факультета почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова. Основные теоретические знания и прикладные навыки, которые получают выпускники, прошедшие обучение по интегрированным программам бакалавриата и магистратуры. Распределение по кафедрам осуществляется по результатам собеседования после окончания второго курса бакалавриата, обучение продолжается в магистратуре. С учебными планами бакалавров и магистров можно ознакомиться в прикрепленных файлах внизу страницы.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПОЧВОВЕДЕНИЕ»

Направленность программы «Физика, мелиорация и эрозия почв»

  • владение знаниями о почвенно-физических процессах, движении влаги, солей, газов в почве, современных математических моделях переноса веществ и энергии в почве;
  • владение знаниями основ теории физики и мелиорации почв, смежных дисциплин, почвенно-ландшафтных исследований;
  • способность пользоваться современными экспериментальными и расчетными методами в физике и мелиорации почв, современные приборы и лабораторное оборудование;
  • готовность использовать профессиональные знания и практические навыки при оценке почв, их агрофизической и экономической характеристике;
  • готовность применения понятийного аппарата, математических моделей, эколого-мелиоративных принципов, агрофизических подходов и методов, экономических принципов при характеристике, оценке, прогнозе и использование почв;
  • умение оценивать состояние земель, опасность и степень развития эрозии почв и других деградационных процессов, устанавливать причины и ущерб деградации;
  • знание концепции устойчивого землепользования и понимание ее задач в системе глобальных взаимоотношений, понимание взаимосвязей целей устойчивого развития и повышения условий жизнеобеспечения с задачами сохранения почвенно-земельных ресурсов и основными проблемами их деградации, включая эрозию и опустынивание.

Направленность программы «Химия почв»

  • знание состава и структуры тонкодисперсных минералов для составления прогнозов поведения элементов питания и неорганических и органических поллютантов в почвах;
  • владение современными физико-химическими инструментальными методами качественного и количественного анализа минеральных веществ в почвах;
  • владение современными методами исследования органического вещества почвы;
  • умение использовать представления о трансформации органического вещества почв для анализа процессов, протекающих в почве с участием органических веществ, и оценки роли металлорганических и органо-минеральных взаимодействий в функционировании почв;
  • умение количественно оценить устойчивость почв к загрязнению и прогнозировать экологическое состояние почв;
  • умение организовать работу по контролю за экологическим состоянием почв;
  • умение использовать знания о характере связей между оптическими свойствами почв и их вещественным составом для решения задач в области мониторинга и картографирования почвенного покрова;
  • владение современными представлениями об окислительно-восстановительных процессах в почвах и умение использовать  их для прогноза поведения химических элементов в почвах.

Направленность программы «Биология почв»

  • знание фундаментальных и прикладных аспектов почвенной микробиологии и зоологии, глубокое понимание современных насущных задач и проблем в данных областях;
  • целостное представление о строении, составе и функционировании живой клетки, о сущности метаболизма и механизмах его регуляции; знание базовых основ генетики организмов.
  • знание биологической систематики организмов; знание особенностей онтогенеза отдельных групп почвенных организмов и условий устойчивого существования и жизнеспособности в почвах микробных популяций.
  • понимание роли микроорганизмов в глобальных биогеохимических циклах элементов в биосфере; четкое представление о ключевой роли почвенных организмов в почвообразовании и формировании почвенного плодородия.
  • способность проводить самостоятельные экспериментальные исследования в области почвенной микробиологии: анализировать научную литературу, формулировать актуальные цели и задачи, уметь ориентироваться в современных методах почвенной микробиологии и биохимии, нести ответственность за качество работ и достоверность результатов.
  • владение современными компьютерными и информационными технологиями для решения задач по идентификации микроорганизмов и структурных компонентов, проведения статистической обработки экспериментальных данных и поиска необходимой информации в мировых базах данных научных публикаций.
  • готовность использовать профессиональные знания и практические навыки при решении практических задач: оценке качества природных объектов, разработке методов по очистке и рекультивации загрязненных территорий, управление микроорганизмами, положительно влияющими на рост растений, выявлении продуцентов физиологически активных веществ, борьбе с патогенными микроорганизмами.

Направленность программы «Земельные ресурсы и функционирование почв»

  • владение знаниями о земельных ресурсах, как основе продовольственной безопасности; о глобальной и региональной организации почвенного покрова; об основах управления земельными ресурсами; о правовых основах оценки и охраны почв и земель;
  • знание теоретических основ географических информационных систем в области земельных ресурсов, фундаментального и прикладного почвоведения; владение практическими навыками по созданию и использованию цифровых почвенных карт;
  • владение базовыми основами дистанционных методов исследования окружающей среды и практическими навыками анализа материалов дистанционного зондирования почвенного покрова;
  • готовность проводить полевые работы, предполагающие последующие лабораторные исследования почв современными инструментальными методами изучения органического вещества и минеральных компонентов почвы, включая изотопные методы и методы морфогенетического анализа и биоиндикации почв;
  • владение понятийным аппаратом, теорией и методологией учения о биосферных функциях почв; способность ориентироваться в подходах к изучению и методах регулирования педосферно-геосферных процессов;
  • знание основных закономерностей дифференциации вещества в земной коре, специфики процессов выветривания в разных климатических и литологических условиях; понимание специфики исследования биологического круговорота в разных природных экосистемах и роли абиотических и биотических факторов в функционировании почв.

Направленность программы «Агрохимия и агроэкология»

  • умение разработать эффективную комплексную систему удобрений с целью повышения плодородия почвы, продуктивности культурных растений, получения качественной экологически безопасной продукции растениеводства;
  • способность использовать полученные знания по земледелию и агроэкологии для выбора оптимальных способов обработки почв в различных системах земледелия. Умение определить рациональные пути рекультивации земель нарушенных территорий с учетом их воздействия на окружающие среду и почвенный покров;
  • владение физико-химическими и физиолого-биохимическими методами агрохимии: вегетационными, лизиметрическими и в фитотронах; методиками проведения полевых опытов: мелкоделяночных, краткосрочных, длительных и стационарных;
  • владение методами исследования, логического и статистического анализа и отображения данных о пространственном варьировании объектов агроценоза;
  • владение методами экологической, агрономической, экономической и энергетической оценки применения системы агрохимических средств;
  • готовность использовать знания фундаментальных основ почвоведения, принципов рационального природопользования для разработки технологий нового поколения, не вызывающих ухудшения состояния почв, деградацию компонентов окружающей среды и обеспечивающих реализацию природно-ресурсного потенциала территорий;
  • умение осуществить ресурсно-экологический прогноз последствий хозяйственно-экономической деятельности и определить допустимый уровень антропогенной нагрузки.

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

Направленность программы «Экологический менеджмент и экобезопасность»

  • знание закономерностей, методов, принципов экологического менеджмента, а также приемов, порядка  и процедуры применения экологического аудита в управлении природопользованием и обеспечении устойчивого развития, а также получение практических навыков по решению конкретных хозяйственных ситуаций.
  • понимание экономических закономерностей взаимодействия природных и производственных систем в обеспечении комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Умение пользоваться конкретными расчетами эколого-экономических ситуаций. Умение принимать экологически, технически и экономически обоснованные решения при управлении и сопровождении промышленной деятельности;
  • понимание возрастания роли экологических требований в системе глобальных взаимоотношений, знание международного права, регулирующего отношения в области окружающей среды, понимание взаимосвязей задачи повышения условий жизнеобеспечения с задачами сохранения природных ресурсов.
  • умение использовать знания о составе, техногенных потоках  и трансформационных изменениях загрязняющих веществ в природных средах для нормирования антропогенных воздействий и качества окружающей среды;
  • владение навыками организации и планирования контроля экологического состояния водной, наземной и почвенной сред с использованием современных технологий;
  • понимание специфики воздействия на компоненты окружающей среды промышленности и городских агломераций. Знание подходов к экологизации производственного и градостроительного комплексов. Владение методологией управления состоянием охраны окружающей среды на производственных и городских территориях. Умение применять современные технологии рекультивации.

Направленность программы «Радиоэкология»

  • владение системой знаний  о поведении, формах соединений, подвижности радионуклидов в компонентах природных (наземных, водных) и агроэкосистем; современных достижениях,  проблемах  и перспективах развития науки; принципах ведения хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях. Умение применять полученные знания при решении экологических проблем и прикладных задач различного уровня.
  • знание механизмов биологического действия радиационного фактора, особенностей и закономерностей  проявления радиационных эффектов на молекулярном, клеточном и организменном уровнях Умение прогнозировать экологические последствия  радиоактивного загрязнения для различных типов экосистем, выявлять критические компоненты биоты и понимать процессы пострадиационного восстановления биогеоценозов.
  • понимание особенностей биогеохимических  и геохимических потоков и циклов естественных и техногенных радионуклидов в биосфере; умение планировать и проводить радиоэкологические исследования, давать оценку и прогноз изменения потоков в  окружающей среде при  различных радиационных ситуациях в атомной промышленности.
  • знание основ радиационной безопасности, российских и международных регламентов нормирования радиационных воздействий, подходов к  оценке экологического состояния окружающей среды в условиях радиоактивного загрязнения  в соответствии с современными концепциями экологического нормирования.
  • знание основ, принципов и методов организации радиоэкологического мониторинга в  природных и агроэкосистемах при различных  сценариях  их загрязнения; современных методов  идентификации и определения содержания естественных и техногенных радионуклидов в объектах окружающей среды и принципов выбора наиболее эффективных методов при проведении экологических исследований.
  • владение широким спектром информационно-вычислительных технологий и методов статистического анализа, адаптированных к применению в экологических исследованиях. Умение применять их при организации системы радиационного мониторинга, планировании пробоотбора, обработке и анализе информации, осуществлении экологической экспертизы и прогнозировании на фоновых и загрязненных территориях.
  • знание современных методов эколого- экономической оценки при различных воздействиях, прежде всего радиационном на окружающую среду. Умение видеть особенности функционирования социоприродных систем и находить пути решения проблем, в них возникающих. Владение представлениями о механизмах экологически сбалансированного взаимодействия социума и окружающей среды.

Направленность программы «Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды»

  • владение навыками экологического управления земельными ресурсами и охраной окружающей среды,  проведения экологического мониторинга и контроля;
  • умение проводить процедуру экологического нормирования окружающей среды;
  • знание правовых норм в области охраны окружающей среды и землепользования;
  • владение общим экологическим мировоззрением: понимание взаимосвязи абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, представление о пределах толерантности организмов и популяций; об экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
  • владение знаниями о химическом составе, строении и функционировании живой клетки; об особенностях метаболизма у про- и эукариот; о межорганизменных взаимодействиях и метаболитах, регулирующих эти процессы;
  • знание основополагающих принципов биологических круговоротов веществ и химических элементов; представление о геохимических функциях и значимости различных экофизиологических групп прокариот и эукариот в биосфере;
  • умение использовать знания и навыки при решении практических задач биологического контроля: оценки качества природных объектов, разработки методов по очистке и рекультивации загрязненных территорий, управления микроорганизмами, положительно влияющими на рост растений, выявления продуцентов физиологически активных веществ, борьбы с патогенными микроорганизмами.

 

 

См. также Перечень основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова

 
 

 
 
 
Спонсор конференции: