Отзывы студентов и выпускников

Сегодня перед сотнями тысяч вчерашних школьников встает вопрос: куда идти учиться дальше? Кто-то уже давно знает ответ, а кто-то до сих пор выбирает и сомневается.

Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета.

Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников.

Содержание раздела: про что хотите почитать?

  • Про обучение на факультете в целом: 
  • Специальности и научные исследования:
  • Аспирантура и стажировки:
  • Экспедиции и практики:
  • Трудоустройство:
  • Или просто обновите страницу и читайте в случайном порядке!

Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Александра Князева закончила бакалавриат и магистратуру на факультете почвоведения и сейчас учится в аспирантуре по специальности «Микробиология»:

«Аспирантура стала еще одной ступенью обучения и логичным продолжением моей научной работы, которой я занималась последние годы.

Уже несколько лет я изучаю микробное разнообразие тропических лесов. Я рассматриваю особенности функционирования микробного сообщества: его обилие, разнообразие, активность и распределение в пространственно-временных рамках. Как все мы знаем, основной точкой сосредоточения биологического разнообразия наземных экосистем являются тропические регионы Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Однако вследствие расширения антропогенного воздействия, площади, занятые «целинными» биогеоценозами, неумолимо сокращаются. Поэтому в результате сотрудничества с Совместным Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром проводятся разнообразные исследования, одной из целей которых является сохранение и изучение разнообразия тропических муссонных лесов.

На данный момент я занимаюсь поиском бактериальных культур, которые могут потенциально быть использованы в качестве микробных препаратов, стимулирующих рост сельскохозяйственно значимых растений путем проведения процессов азотфиксации, фосфатмобилизации, продукции фитогормонов и иных вторичных метаболитов.

Классическое образование, которое мы получаем в Университете, определило широту моих профессиональных интересов. Спектр практических навыков, которые мы отрабатывали на семинарах, и теоретические знания, полученные от старших коллег и преподавателей, а также из литературных источников, заложили фундамент знаний, который мы можем использовать практически в любом направлении. В частности, за годы учебы я работала в сфере клинической медицинской микробиологии, преподавала биологию, сейчас же я работаю во Всероссийской коллекции микроорганизмов.

Наука - это не просто работа. Наука - это стиль жизни, это образ мышления.

Стремитесь, развивайтесь, достигайте. Никогда не бойтесь, что ваш труд недостаточен, не думайте, что ваша работа неважна. Если вы вложите в нее все возможные силы, она даст прекрасные плоды!»

Сегодня о своей профессиональной деятельности рассказывает Роман Титарев – выпускник факультета почвоведения МГУ 2005 года. Роман закончил кафедру земельных ресурсов и оценки почв, а в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию.

«Мой общий профессиональный стаж составляет более 16 лет и включает работу на должностях: почвоведа в ООО «Изыскательский центр ШАНЭКО»; главного специалиста в ЗАО «Группа компаний ШАНЭКО»; ведущего инженера экологической группы и руководителя экологической группы в Проектно-изыскательском институте электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» - филиал акционерного общества «Росжелдопроект». В рамках работы в этих организациях я приобрел большой опыт по производству, координации и руководству всеми этапами инженерно-экологических изысканий (в том числе на линейных объектах) в различных природно-климатических зонах России, взаимодействию с экспертными органами и подрядными организациями.

В 2019 году я приступил к работе в ФАУ «Главгосэкспертиза России» в должности главного специалиста отдела экологической экспертизы. С марта 2022 года являюсь заместителем начальника Отдела инженерно-экологических изысканий Управления экологической экспертизы.

За время работы в «Главгосэкспертизе России» рассмотрено более 500 проектов. Участвовал в проведении государственной экспертизы результатов инженерно- экологических изысканий значимых объектов по целому ряду важных для развития экономики и социальной инфраструктуры страны, водохозяйственным и гидроэнергетическим объектам, горнодобывающим и перерабатывающим предприятиям, объектам производственного и гражданского назначения.

Инженерно-экологические изыскания это один из обязательных видов изысканий, которые ложатся в основу разработки любого проекта. Результаты инженерно-экологических изысканий являются основой для разработки ОВОС, ПМООС и МООС, а также «Проектов рекультивации земель» и «Проектов консервации земель». В целом, моя профессиональная деятельность связана с почвоведением, геоботаникой, зоологией и экологией.

В рамках учебы на факультете мы получили на первых курсах общие знания по химии, географии, минералогии, геоботанике, потом нас учили их применять на практике в почвоведении и экологии. Все эти знания и опыт работы пригождаются для решения производственных задач. Они позволяют осуществлять экспертизу в части исследований плодородного слоя почв, выявления неточностей и недостатков исследований компонентов природной среды в рамках инженерно-экологических изысканий.

С особой теплотой я вспоминаю своих преподавателей - С.А. Баландина, А.С. Яковлева, Г.П. Глазунова, Н.Ю. Гончарук, О.А. Макарова, горжусь личным знакомством с Глебом Всеволодовичем Добровольским.

А сегодняшним студентам я хочу пожелать всецело отдаваться учебе и работе - жизнь вас за это вознаградит»

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

Сегодня на наши вопросы ответила Виктория Миличенкова, выпускница кафедры географии почв.

Виктория рассказала нам о своей дипломной работе, карьере, а также о создании своего проекта для туристов и походников.

Тема научной работы Виктории: “Сравнительный анализ ландшафтной структуры водосборных бассейнов Переднеазиатских нагорий на основе данных дистанционного зондирования”, научный руководитель — Трифонова Татьяна Анатольевна.

Виктория, расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе?

Уже при поступлении на факультет я знала, что буду учиться именно на географии почв, поэтому другие кафедры меня мало интересовали. Объясню, почему я сразу исключила из своего поля зрения другие направления: география — тот самый предмет, который не переставал меня удивлять и поражать еще со школы, и мне хотелось более детально в него погрузиться.

Про выбор научного руководителя я спрашивала у преподавателей других кафедр, старшекурсников, куратора курса. Общалась со многими сотрудниками кафедры географии почв, но достаточно долго не могла понять, к кому именно пойти. У меня было желание изучать горы, и кто-то рассказал про научные интересы Татьяны Анатольевны, после чего я стала ее студенткой.

Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

Впечатления от учебы на кафедре у меня остались смешанные. Некоторые спецкурсы были интересными, другие воспринимались без энтузиазма. Самые интересные, на мой взгляд, спецкурсы были, пожалуй, от преподавателей кафедры химии почв.

Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться, бывало, правда тяжело, особенно при полном погружении в процесс. Я думаю, что в целом можно работать на парт-тайме. У меня, к сожалению, такого опыта не было. Я с 3-го курса помимо учебы на факультете проходила программу профессиональной подготовки как научно-технического переводчика, поэтому училась и днем, и вечером. Как следствие, времени на работу уже физически не оставалось.

Расскажите о своей дипломной работе.

Проект моей дипломной работы предполагал расширение и в перспективе дополнение докторской диссертации Т.А. Трифоновой о ландшафтной структуре Армянского нагорья - одном из самых интересных в Передней Азии. Методологически я использовала разные инструменты настольных ГИС-приложений ArcGIS и SAGA. Моя работа прежде всего интересна с точки зрения алгоритмов, которые в ней опробованы и анализом Переднеазиатского макрорегиона с точки зрения бассейнового подхода: выделением общих и отличительных черт всех нагорий, которые в него входят.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика проходила на кафедре — я изучала возможности ГИС-приложений и строила заготовки карт. Насчет полезности могу сказать, что эта практика придала мне самостоятельности в выборе планирования. Я была неким “фрилансером” и выработала самодисциплину для выполнения поставленных мной же задач.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета?

Во время обучения я была несколько раз на волонтерских мероприятиях, также первые 2 года учебы являлась стажером геологической школы МГУ, где помогала старшим студентам геологического факультета учить школьников геологии, проводить большую февральскую геологическую олимпиаду и ежегодные слеты. Мне также удалось дистанционно поучаствовать в научной конференции EGU-2020 и немного рассказать о своей дипломной работе.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

Преимущества, как и во всем МГУ, это глубокая теоретическая база знаний. Что не нравилось — обучение по старой литературе, нехватка нового оборудования. Также хотелось больше практических кейсов, которые помогли бы понять профессию и сформировать возможный пул задач, который пришлось бы решать на рабочем месте.

Какая сфера деятельности Вам наиболее интересна?

Для меня идеальная работа выглядит примерно так: каждые 2-3 месяца уезжать в экспедицию, чтобы потом по собранным материалам делать маленькие научные открытия. Мне сложно находиться на одном месте, поэтому перемещения в пространстве помогают чувствовать себя лучше. На данный момент я пришла к жизни периодического digital nomad'a (цифрового кочевничества — прим. ред.), так что могу с ноутбуком работать из другого города и страны, но хотелось бы большего вовлечения именно в географически-картографический контекст.

Расскажите про вашу деятельность в настоящий момент времени, как вы пришли к идее создания проекта?

Немного расскажу о текущей ситуации: сейчас я не работаю по профессии уже примерно год. Я ушла в молодой стартап, который помогает технологическим компаниям на рынке нанимать хороших разработчиков. Занимаюсь сейчас, в основном, привлечением кандидатов и аналитикой. Я решила кардинально поменять сферу деятельности после года работы по профессии: сначала ГИС-специалистом в 2ГИС, а потом инженером в Газпроме. Также год назад я стала самозанятым инструктором по туризму и вожу людей в походы по нашей стране.

Насчет идеи проекта: во время обучения в ВУЗе я посещала центральную секцию турклуба МГУ, в рамках которой зимой 2020 года была руководителем похода 1-й категории сложности по Подмосковью. Тогда я столкнулась с проблемой: очень сложно найти себе участников в группу, если постоянно не крутиться в туристских кругах и быть на виду. И тогда у меня возникла мысль, почему бы не облегчить этот поиск участников? И вот как раз сейчас я продумываю такой сервис, который был бы удобен и спортивным туристам, и коммерческим гидам для поиска участников в свои походы и поездки. Уже есть некоторые наработки, но не хотела бы выкладывать все козыри - после релиза обязательно покажу, что вышло (надеюсь, что это уже будет к осени).

С чем связано такое обильное прохождение ESRI MOOC курсов (открытые онлайн курсы — прим. ред.)? Ощущаете ли Вы недостаток навыков?

Недостаток знаний именно в ГИС я ощущала остро, поэтому курсы помогали мне изучать особенности ArcGIS и смотреть на ее различные применения в работе.

Какие навыки важны на практике больше всего?

С моей точки зрения, навыки обучения и общения с людьми наиболее важны, поэтому если вы еще не научились выстраивать коммуникацию — самое время начать.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Здесь не могу не упомянуть зональную практику — там было все, каждый раз с теплотой вспоминаю тот месяц. Я, как любитель природы, ценю походную атмосферу и возможность изучать природу на местности.

 

Совет студентам.

Не бойтесь общаться с преподавателями и продвигать свои идеи, зачастую они найдут отклик. В мире самое важное — коммуникация, поэтому структурируйте свои мысли четко и ясно излагайте желаемое.

Обучение на факультете - сказка, если это действительно призвание всей твоей жизни, и ты с детства бегал за жуками, пытался сажать лимоны и рисовал карты сокровищ. Нас учили всему! И почти все, что дал мне факультет, я уже успела использовать в своей жизни. Для примера, в рамках курса геодезии на практике первого курса нас учили пользоваться теодолитами, и следующим же летом мне предоставилась возможность продемонстрировать эти навыки на даче при строительстве дома. Все были в восторге и приятном шоке! А я была горда собой и в очередной раз осознала, что вот оно - то самое, что мне интересно, и оттого у меня все получается.

А кроме знаний факультет дает широчайший кругозор. Ну когда еще в жизни проведешь месяц в палатках и доедешь до Волгограда, заехав на соленое озеро Баскунчак!? Зоналка - лучшее воспоминание студенческой поры. Помимо воспоминаний и знаний на факультете люди обычно заводят хороших друзей на всю свою жизнь. Во-первых, потому что у вас схожие интересы, а во-вторых, потому что выездные практики очень здорово сближают тебя со своими однокурсниками.

Четыре года пролетели как один день, и вот уже мы все в преддипломных хлопотах и мечтах о будущем. Летом откроются двери факультета для того, чтобы выпустить нас в большой мир, полный возможностей, а кому-то факультет даст немного погулять, а в сентябре снова будет ждать в гости.

Преподаватели и однокурсники стали второй семьей, а здание факультета - вторым домом, и все это останется с нами навсегда! Не хватит слов, чтобы описать свою благодарность и оказать почтение всем, кто является частью факультета почвоведения! В моем сердце останется каждый преподаватель, потому что благодаря им всем мы стали взрослее, умнее, внимательнее и добрее.

На этом все, желаю счастья и удачи всем, кто прочитал мой рассказ. Будущим студентам желаю сделать правильный выбор, успешно сдать экзамены и поступить на факультет своей мечты. Мы смогли - и вы тоже сможете!

Ульянова А., выпускница 2016 года, кафедра общего почвоведения, направление почвоведение

Студентка факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова Ольга Манакова ответила на вопросы "Лаборатории научной журналистики" об обучении на факультете и о сфере своих научных интересов. Почему почвоведение это сложно и интересно, что скрывается за этим понятием, чем можно заниматься на факультете почвоведения и кто является вдохновляющим примером для наших студентов? Смотрим!

Может ли почвовед помочь создать здоровую атмосферу на международной космической станции? Об этом рассказывает Александра Дымова, выпускница 2011 года.

Александра закончила кафедру биологии почв под руководством Марата Мутагаровича Умарова, и ее научные интересы во время обучения на факультете были связаны с изучением микробиологических комплексов муравейников и особенностями трансформации азота в гнездах почвообитающих муравьев.

«Я всегда грезила космосом. С детства в любой поездке, да и до сих пор, обязательные пункты для посещения — это планетарии и обсерватории. Поэтому упустить возможность совместить два своих любимых направления, а именно микробиологию и космос, я не могла!

В последний год обучения я уже начала работать в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН). Работа там дала мне большой опыт, как в профессиональной сфере, так и в понимании того, чем конкретно я хочу заниматься. Так я начала свой путь в Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН). Попасть туда было трудно, я прошла собеседование у своего теперь уже начальника отдела и директора института.

Сейчас я работаю старшим научным сотрудником в «Лаборатории микробиологии среды обитания и противомикробной защиты». Основной моей работой является мониторинг среды обитания Российского сегмента Международной космической станции.

Поскольку МКС — это замкнутые герметичные объемы, очень важно отслеживать состояние среды внутри станции. Регулярно перед каждым спуском на Землю, космонавты проводят отборы проб с внутренних поверхностей и конструкционных материалов, а также отбирают пробы воздуха. Получив данные пробы, мы незамедлительно делаем посевы и идентифицируем полученные микроорганизмы. Для МКС существует свои нормативные правила, обозначающие верхние предельные значения уровня обсемененности (заражения) микроорганизмами и в случае их превышения, мы посылаем на борт радиограмму с просьбой обработать данные зоны специальным дезинфицирующим средством. Кроме основного мониторинга, я участвую и в других интересных проектах, а также провожу дополнительные исследования полетных штаммов, ведь их изучение имеет большое значение для построения баз на других объектах Солнечной системы и для дальних космических полетов.

Помимо общения с космонавтами через центр управления полетами, мы регулярно встречаемся с ними после каждого полета, и каждый специалист в своей сфере обсуждает различные нюансы и перспективы на будущее.

Также в рамках общекосмической подготовки кандидатов в космонавты-испытатели мы проводим обзорную лекцию по нашей работе, и мне выпала честь выступить перед последним набором кандидатов в космонавты-испытатели 2020 года и поделиться своими знаниями.

Несмотря на то, что моя работа сейчас не связана с темой, которой я занималась на факультете, я продолжаю развивать это направление, внедряя в свои исследования более современные методы. Я начинаю связывать почвенные исследования и с космическими экспериментами, так как исследование почв очень важно, например, для будущих космических оранжерей.

В течение последнего года мы с Натальей Викторовной Костиной и Михаилом Владимировичем Горленко успешно применяем методику мультисубстратного тестирования к полетным штаммам, в ближайшее время я надеюсь на выход уже полноценных публикаций на эту тему.

Я с теплотой вспоминаю всех своих преподавателей, особенно мою кафедру - биологии почв, и я очень рада, что до сих пор мы продолжаем тесное сотрудничество.

Всем тем, кто раздумывает над выбором факультета я хочу пожелать, в первую очередь, никогда не сомневаться в себе и в своих силах! Наш факультет дает настолько полноценное и разностороннее естественно-научное образование, что после окончания учебы вы будете востребованы и сможете работать во множестве отраслей, как сделали я и мои однокурсники.

Могла ли я, поступая на наш чудесный факультет и придя на любимую кафедру биологии почв, мечтать о том, что я смогу стать космическим микробиологом, который прикасается к чему-то поистине неземному? Думаю, ответ перед вами!».

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

Уникальная летняя полевая практика почвоведов и экологов в фотографиях Г.П. Глазунова на его персональном сайте.

Что же такое Зоналка? Это практика, наглядно иллюстрирующая работу В.В. Докучаева «К учению о зонах природы». Студенты в течение трех недель путешествуют по России от Москвы до Волгограда, совершая остановки в зоне широколиственных лесов, лесо-степной и степной зонах и изучая изменения, происходящие с растительным и почвенным покровом. Это жизнь в палатках, еда из полевой кухни, гербарии и почвенные разрезы, костер, гитара и незабываемые впечатления.

Знаете ли Вы, что изучать биологию в Московском университете можно не только на Биофаке? Кафедра Биологии почв факультета Почвоведения готовит сильных специалистов, занимающих ведущие позиции, как в микробиологии, так и в смежных областях – генетике, гидробиологии, экологии, медицине, биотехнологии, пищевой промышленности, криминалистике и многих других сферах деятельности.

Со времени основания кафедру окончило более 600 студентов, половина из которых стала кандидатами наук, а сорок – и докторами. Здесь собраны рассказы и воспоминания выпускников кафедры разных лет.

 

Своим опытом обучения на факультете делится Ольга Денисова, студентка 4-го курса направления «Экология и природопользование». Поступление, обучение, научная работа, производственные и учебные практики, культурная жизнь, студенческие организации и многое другое. Смотрим!

 

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Анастасия Дунаева, выпускница магистратуры 2019 кафедры физики почв

Кирилл Толстыгин, магистр кафедры физики почв

Анастасия:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Кафедру я выбрала в конце 2 курса, после того, как познакомилась с основными темами и работами направления. Меня привлекли работы по гидрофизике почв, которыми занималась Аминат Батальбиевна Умарова. Она подробно рассказала про деятельность кафедры, перспективы. Спектр научных исследований широк и всячески перекликается с различными научными направлениями (биология, химия, география, математическое моделирование). Также уделяется внимание и экологической функции почв (например, работы по городским почвам). За время обучения на кафедре удалось затронуть даже земельный кадастр и ландшафтный дизайн. На кафедре очень много практических занятий, а преподаватели стараются применять новые подходы к обучению и делать пары интересными. Например, мы чертили дренажную систему участка, писали рецензии к работам однокурсников, представляли проект сада. Мои бакалаврская и магистерская работы связаны с изучением влияния дорожной пыли на водно-физические свойства песка, торфа и пахотного горизонта. Эти субстраты очень важны, так как они используются как горизонты при создании почвенных конструкций в озеленении города. В рамках работы образцы смешивались с дорожной пылью, отобранной на улицах Москвы (Минская улица и Новорязанское шоссе). Я исследовала проведение и удержание влаги и доступность влаги образцами – строила кривые водоудерживания, сравнивала почвенные константы, изучала фракционный состав, рассматривала некоторые химические свойства. Также затронула вопрос пригодности таких субстратов для роста и развития растений. Благодаря научной работе и возможностям кафедры я освоила различные методы лабораторного исследования почв.

— Работали ли Вы во время учебы?

— На первом курсе магистратуры мне удалось попасть на программу Doing Business от ВШБ. Это специальная программа для естественников и технарей, где можно освоить менеджмент, маркетинг и предпринимательство, познакомиться с интересными и активными ребятами с разных факультетов МГУ. Отбор состоял из нескольких этапов (анкета, интервью, деловая игра), после чего меня ждал 1 год вечернего обучения и две проектные работы. В конце программы я попала на стажировку в российскую страховую компанию, где проработала 1,5 года в корпоративном проекте, в том числе весь 2 год магистратуры. Мне удавалось совмещать учёбу и стажировку, так как она была гибкой и позволяла уделить время для научной работы.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— Для того чтобы успешно устроиться на работу, нужно нарабатывать опыт и развивать разные скиллы уже будучи студентом. В этом помогают стажировки, проектные работы. Сейчас я работаю, но не по специальности факультета.

— Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

— Научная деятельность и работа не связаны.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Есть много навыков, полученных на факультете, которые пригождаются и на работе: многозадачность, коммуникация, самостоятельность, ответственность за результат, работа с информацией (поиск, цитирование, достоверность источников).

Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Самые яркие впечатления, конечно, от практик. Полевые, лабораторные и даже педпрактика. Одна из запомнившихся – это педпрактика. Благодаря ей после 1 курса магистратуры была возможность примерить на себя роль «препода», о чем я раньше даже и не задумывалась. Мы вели практику по общей экологии от кафедры физики и мелиорации почв у 2 курса. Нам была предоставлена возможность вести своё направление в рамках изучения физических, биологических и экологических свойств почв в самом центре Москвы – в Зарядье! Эта практика позволила посмотреть на сдачу зачётов и отчётов совершенно с другой стороны.

Совет от Насти:

— По итогам обучения в МГУ у меня накопилось много советов, которые хотелось бы передать студентам:

  1. Участвовать в жизни университета с первого курса – секции, студенческие организации, волонтёрства (это поможет завести новые знакомства, открыть для себя новые хобби, прокачать скиллы): важно не бояться менять сферу, изучать другие направления, общаться с людьми. Например, недавно с единомышленниками запустили медиацентр ДОБР в МГУ. Сфера для меня новая, но люди помогают разобраться во всем, и теперь я могу заниматься и медиа. Кстати, скоро у нас будет много интересных мероприятий, присоединяйтесь (https://vk.com/dobr_mediacentr).

2. Общаться с преподавателями, в том числе и о карьерных возможностях – так можно оценить весь спектр направлений и собрать базу контактов на будущее.

3. Начать получать опыт работы максимально на ранних курсах.

4. Как можно раньше понять, что такое инвестиции (в том числе в себя – знания, навыки, опыт), и какой отклик это даёт в будущем.

5. Действовать – начиная от вопросов на парах до реализации своих идей и проектов.

Кирилл:

— Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя.

— Основным критерием выбора кафедры были рекомендации от друзей со старших курсов. Ну и мне как-то в принципе показалось, что на физике почв занимаются чем-то интересным. Контакт с научным руководителем установил легко: написал на почту, а потом встретился ирл. Преподаватели же просто люди, и ничего не запрещает им написать. Как правило, все отвечают очень дружелюбно.

— Расскажите о своей дипломной работе.

— Моя дипломная работа посвящена исследованию преимущественных потоков воды, причинам их образования и моделированию нескольких типов условий, ведущих к их появлению. Работ по этой теме на русском мало, приходится переводить много статей. А для моделирования мы конструируем почвы в лаборатории и делаем кучу прикольных вещей в программах для компьютерного моделирования того, как может течь водичка.

— Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

— Честно говоря, интереснее всего учиться на первых 2-3 курсах. Потом спецы и обычные курсы становятся скучнее, на мой взгляд, и редко когда можно послушать действительно увлекательный курс. Увы, такова жизнь. По итогу за последние 3 года обучения самым интересным для меня курсом лекций был курс «история мировой культуры» :)

— Успеваете ли Вы работать?

— Работаю на полный день, ЦИАН, по специальности – занимаюсь всякими штуками по географии и моделированию, со второго курса магистратуры.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас (работа в лаборатории, педагогическая, работа в офисе, другое?)

— Для меня интересны те места работы, где можно получить крутой опыт, где тебя чему-нибудь научат, и где нормально платят.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее

— Пару раз ездил в Санкт-Петербург на Докучаевские чтения, участвовал в конференциях в Почвенном институте, принимал участие в локальных конкурсах на факультете.

Факультет почвоведения — это не просто место, где ты получишь диплом, это настоящая школа жизни. Здесь ты сможешь получить уникальный опыт в самых разных сферах деятельности. 
 
Наука. Преподаватели, многие из которых являются передовыми учеными, откроют перед тобой дверь в науку. Ту самую, что ты, возможно, видел в сериале «Теория Большого взрыва», но гораздо интереснее и по-настоящему. Это будет постепенное погружение – от азов до передовых научных исследований, которые делают жизни миллионов людей лучше. И у тебя будет возможность в этом участвовать.
 
Путешествия. Полевые практики и экспедиции дадут возможность почувствовать себя путешественником и первооткрывателем; человеком, который «бывал, видел и знает». Это огромный пласт жизненного опыта – человеческие взаимоотношения, интересные задачи и множество приключений. Поверь, это время ты потом будешь вспоминать как лучшие годы своей жизни.
 
Искусство выступать. Защиты курсовых и дипломных работ, подготовка рефератов — позволят научиться выступать перед аудиторией, делать доклады и презентации, что не раз тебе пригодится в дальнейшей жизни, чем бы ты ни занимался в будущем. Я крайне благодарен нашим преподавателям, которые нас «гоняли» выступать с рефератами и предзащитами — это, пожалуй, один из самых полезных скиллов во «взрослой жизни».
 
Фундаментальное образование. Огромное количество интересных предметов, которые читают лучшие преподаватели со всех факультетов Университета. То самое фундаментальное образование, о котором часто говорят за границей, как о силе российских ученых. Ты будешь подкован во всем, это расширяет кругозор и дает некоторую «мудрость»; понимание того, как устроен окружающий мир.
 
Море возможностей. Кстати, о других факультетах. Как студент МГУ ты волен посещать другие факультеты и слушать там любые лекции, порой безумно интересные! Можно получить второй диплом, выучить несколько языков, а главное познакомиться с множество интересных людей с других факультетов.
 
Спорт. Учась на факультете ты сможешь совершенно бесплатно посещать множество секций – от различных единоборств до гимнастики и шахмат. Спортивные традиции МГУ сильны, и под руководством профессиональных тренеров ты сможешь приятно провести время и даже добиться серьезных спортивных результатов. Первый год я ходил в бассейн, где меня научили отлично плавать. Затем был бокс. Потом я ходил на стрельбу, где мы два раза в неделю стреляли в тире (еще раз повторяю – все это бесплатно!). После чего, я занимался каратэ в нашей МГУшной секции, куда порой прихожу и по сей день. Мы участвовали в соревнованиях и довольно часто побеждали. Такой спортивной (и не только) инфраструктуры ты не встретишь нигде.
 
Ты — востребован. Возвращаясь к практическому результату учебы на факультете — здесь тебе дают возможность овладеть крайне большим спектром самых разных профессий, многие из которых востребованы в России и за рубежом. Я занимаюсь информационными технологиями, моя научная работа была на стыке естественных наук и ИТ. Немногие факультеты могут дать своим выпускникам столь широкий набор знаний, позволяющий на равных работать с профильными специалистами смежных и даже точных и гуманитарных наук. Факультет эту возможность дает с лихвой. Каждый сможет найти то, что ему интересно. В этом я убеждался не раз, когда видел наших выпускников работающих в самых разных отраслях – от нефтянки и природных ресурсов до гослужбы, дизайна.. и даже программистов :) Если ты не уверен какую профессию выбрать, то факультет почвоведения — поможет тебе определиться. Здесь ты сможешь разобраться, все попробовать и найти дело своей жизни. Если же ты уже знаешь что хочешь — факультет позволит развить твой талант и стать одним из лучших в своей области.
 
Рыбальский Н., выпускник 2008, каф. географии почв
Интервью взято корреспондентами газеты «Московский университет» (№3 (4563) март 2021)
 

1-3 марта [2021 года] в г. Санкт-Петербурге прошли XXIV Докучаевские молодежные чтения «Почвоведение в цифровом обществе». Нам удалось пообщаться с Натальей Усковой, студенткой 3-го курса кафедры химии почв факультета почвоведения, автором доклада, удостоенного диплома I степени.

– Наташа, конечно же, хотим поздравить тебя с победой на Докучаевских чтениях! Расскажи о своем докладе. Как именно звучала его тема?

– Спасибо! Тема моего доклада – «Закономерности сорбции свинца минеральными горизонтами подзолистой почвы». Это первая моя научная работа, так что факт победы стал для меня немного неожиданным. В моей секции были студенты старших курсов, аспиранты и младшие научные сотрудники.

Было очень интересно послушать других участников, многие работы были сильными, с хорошо обработанными результатами.

– Наши читатели вряд ли близко знакомы со сферой почвоведения. Насколько нова тема, которой ты занимаешься?

– Почвоведение в целом – относительно молодая наука. В 1877 г. Вольное экономическое общество поручило профессору В.В. Докучаеву, основоположнику школы научного почвоведения, исследовать черноземную полосу России. В 1883 г. была опубликована его магистерская диссертация «Русский чернозем», которая послужила основой для выделения почвоведения как отдельной отрасти естествознания. Многие знаменитые ученые (в том числе В.И. Вернадский) также вели исследования в области почвоведения.

Почвоведение находится на стыке многих естественных наук и активно развивается, оно гораздо более многогранно, нежели кажется на первый взгляд. Именно этот фактор и стал решающим для меня при выборе специализации. Но, соглашусь, едва ли можно назвать эту научную дисциплину популярной на данный момент. Несколько раз я была волонтером на Дне открытых дверей в Главном здании МГУ, представляла свой факультет и заметила, что нередко абитуриенты просто не понимают, в чем суть почвоведения как науки, что именно она изучает.

– Как, по-твоему, можно сделать почвоведение более доступным для массовой аудитории научным направлением?

– Я думаю, понимание того, что почвенный покров – это не просто верхний слой литосферы, но еще и важнейшее звено в круговороте многих веществ, без которого невозможно было бы существование человечества, придет несколько позже. Любое строительство, к примеру, не может планироваться без участия почвоведов. Надеюсь, популяризации почвоведения поспособствует развитие тематических рубрик в соцсетях. Например, Студенческое научное общество нашего факультета регулярно проводит тематические лекции с разными учеными в группе ВКонтакте.

– А как начался твой личный научный путь?

– В начале 1-го курса мне просто хотелось получать новые знания, а вот понимания существа профессии было маловато (улыбается). Поворотным моментом стало знакомство с заведующей кафедрой химии почв Инной Игоревной Толпештой, которая стала и моим научным руководителем, и вдохновителем. Сначала я просто помогала другим ребятам с их работами, параллельно читая литературу. Потом уже появилась своя научная тема, связанная с загрязнением подзолистой почвы свинцом. В условиях повышения антропогенной нагрузки на экосистемы оценка сорбционных возможностей почв по отношению к тяжелым металлам является актуальной задачей. Свинец – сильный токсикант по отношению к человеку и животным, и потому очень важно понимать механизмы его миграции.

– Твои исследования касаются конкретного региона или имеют более глобальный характер?

– Почва, которую я исследовала, отобрана в Центральном лесном государственном биосферном заповеднике, расположенном в Тверской области. Безусловно, закономерности перемещения свинца неодинаковы в различных орографических условиях, однако общие данные по механизмам его поглощения будут сопоставимы для всех почв данного типа.

– Как ты видишь свое дальнейшее развитие в науке?

– На данный момент я работаю в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана и начинаю научную деятельность на геологическом факультете параллельно с моей основной «почвенной» научной темой. Планирую работать и в области минералогии, и в области почвоведения, и далее выбрать для себя точку пересечения. Возможно, она будет связана с изучением глинистых минералов, обширно представленных в почвах различных типов.

– Какие тренды в современной почвоведческой науке ты бы выделила? На чем стоит сконцентрироваться молодому почвоведу?

– Как я уже говорила, почвоведение – многогранная наука, и изучают ее сейчас с самых разных сторон – с точки зрения почвенной микробиологии, агрохимии, земледелия, географических закономерностей, влияния возрастающей антропогенной нагрузки, минералогических особенностей…

Как мне кажется, наиболее интересно изучать закономерности воздействия различных загрязнителей на почвы разных типов, особенно интересны научные работы по их конкурентной сорбции.

– Мы знаем, что студенты-почвоведы участвуют в так называемых «зональных практиках» – изучении почв разных климатических зон в процессе экспедиций. Доводилось ли тебе принимать участие в подобных практиках?

– Да, такие практики – настоящая легенда! (Смеется). Некоторые даже хотят поступить на наш факультет ради зональных практик! К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией моя «зоналка» (так мы называем практику) была перенесена на лето 2021 года. Надеюсь, в этот раз все же удастся съездить и узнать, что же такое настоящая полевая экспедиция.

– Вернемся к Докучаевским чтениям. Какие впечатления остались от конференции? Это был твой первый опыт выступления на подобных мероприятиях?

– Я благодарна организаторам за приятную атмосферу и соблюдение таймингов и своему научному руководителю Инне Игоревне Толпеште за качественную подготовку. Это был мой первый опыт выступления на конференции, и он оказался очень даже удачным.

– Мы знаем, что ты изучаешь английский и немецкий языки. А чем, помимо этого, увлекаешься? Участвуешь ли ты в студенческой общественной жизни?

– Кроме английского и немецкого, я изучаю и норвежский язык (наверное, стоит сказать, что также знаю медицинскую латынь, т.к. училась в мед/био классе Лицея №1535).

В течение 12-ти лет я занималась спортивно-бальными танцами. Но на 3-м курсе пришлось оставить это занятие – серьезно продолжать уже не получалось. Несколько раз в неделю хожу на тренировки, это помогает оставаться в тонусе. Увлекаюсь современной поэзией. Очень хочется попасть на литературный вечер Веры Полозковой, когда масштабы пандемии сократятся.

И общественная жизнь факультета мне, безусловно, близка. На первом курсе я много «волонтерила», позже была главой стипендиального комитета Студенческого совета МГУ (в 9-м созыве). Сейчас я заместитель председателя Студсовета факультета почвоведения, занимаюсь стипендиальными и правовыми вопросами на факультете уже второй год.

Беседовали Мария Брындина и Дарья Жаркова

 

«Хотите стать министрами, фундаментальными учёными, или успешными предпринимателями, идущими на шаг впереди всей планеты? Поступайте на факультет почвоведения МГУ!» - о своей учебе и карьере, а также талантах и перспективах выпускников-почвоведов рассказывает Хабдульсалам Патович Лигидов, экс-министр земельных ресурсов и госимущества Кабардино-Балкарской республики. Хабдульсалам Патович закончил кафедру физики и мелиорации почв под научным руководством Александры Федоровны Вадюниной в 1982 году.

«Во-первых, Вы получите диплом самого важного вуза страны! Это уже стартовая позиция! В процессе даже простого общения в стенах университета Вы почувствуете ауру великих открытий человечества, почувствуете себя частью всего мироздания. Преподаватели дадут Вам необходимые алгоритмы жизнеустройства, которые будут универсальными в любых ситуациях. Вы будете понимать природу как таковую в целом и определите своё место в ней. В отличие от других специалистов, сможете заглядывать далеко в будущее, и от Вас будет зависеть, каким оно будет. Эти утверждения и выводы я делаю с высоты 65-летнего выпускника факультета почвоведения МГУ.

Факультет даёт фундаментальное образование, знания о почве, о земле как основе жизни и деятельности людей. Проходя обучение по разным предметам: математике, химии, физике, геологии, биологии, земельным ресурсам и другим перспективным научным проработкам - вы получите такой объём знаний, которых хватит на любые направления. И Вам просто нужно будет выбрать своё! Я, например, работал в органах власти, так сложилось. Всегда мог найти то решение, которое было бы наиболее приемлемым из предлагаемых. Но я всегда видел дальше остальных. Мне всегда было интересно заглядывать, а что там дальше - меня этому научил факультет. Во время обучения я этого не понимал, меня больше интересовали друзья, девочки, как сходить на дискотеку, как сдать очередную сессию... Но само собой как-то впиталось все, - молодой был! Работал впоследствии председателем Земельного комитета по Кабардино-Балкарской республике (КБР), руководителем управления Кадастра объектов недвижимости по КБР, министром земельных ресурсов и госимущества КБР.

Такие универсальные алгоритмы, заключенные в выражения: «Почва зеркало ландшафта», «Характерное время» и другие - выстроили мой поведенческий характер в работе. И когда начинались не совсем компетентные дискуссии на любом уровне, я говорил: «Почва зеркало ландшафта, - и для понимания добавлял, - она записывает всё как на магнитной ленте (на жёсткий диск сказали бы сейчас), надо уметь это считывать». Когда разбирали ситуации, растянутые во временном поле по тем или иным событиям, я напоминал про характерное время и говорил просто: «Всё что происходит в промежутке больше этого - константа, а всё что меньше - не существенно».

Вы научитесь быть в гармонии с окружающими, с природой. А какая на факультете зональная практика! Можно руками, взглядом, воздухом ощутить природу земли Российской. У вас будет твёрдая почва под ногами, потому что вы её будете знать и любить. Незабываемые на всю жизнь ощущения молодости, песен под гитару или другую музыку у костра на опушке леса, у озера, в горах дадут вам такой заряд, который даже виртуально не может быть создан!

Вы можете сказать: «Это было вчера!» Нет! Как раз в сочетании с теми кибервозможностями, которые у вас в руках, полученное фундаментальное образование даст ощущение превосходства. К примеру, уважаемый ректор В.А. Садовничий на праздновании 50-летия факультета объявил о суперкомпьютере, который вот-вот запустится в МГУ, и которым смогут пользоваться студенты. И какой же это будет прорыв во всех направлениях! Приходится вам позавидовать!

Удачи!»

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

О своей профессиональной жизни после окончания факультета рассказывает Валерия Клюева, выпускница 2015 года:

После окончания университета я поступила в аспирантуру факультета почвоведения, которую закончила в 2019 году и защитила в том же году кандидатскую диссертацию. На данный момент работаю научным сотрудником в ФИЦ «Почвенный институт им. В.В. Докучаева», лаборатория физики и гидрологии почв.

С какой областью знаний связана Ваша профессиональная жизнь сейчас?

Естественно-научная: почвоведение, агрофизика, механика почв и грунтов, отчасти микробиология.

Какие знания, полученные на факультете, позволили реализовать себя в Вашей нынешней профессиональной области?

В первую очередь, профильные знания, полученные на факультете в первые годы обучения и на спецкурсах кафедры физики и мелиорации почв. Но самое главное (что до конца осознается только сейчас, по прошествии нескольких лет после окончания специалитета и защиты диссертации) — это навыки быстрого поиска и анализа любой информации, способность мыслить критически, эрудированность.

Какие, на ваш взгляд, есть преимущества у естественно-научных специальностей?

Непосредственное соприкосновение с объектами своих исследований, возможность видеть их изменения и проявления; необходимость контакта с другими специальностями помимо профильной. Но если в целом, я думаю, что любые специальности хороши, просто важно быть открытым к разным наукам, дисциплинам или подходам.

Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой?

Евгения Викторовича Шеина, Долгор Доржиевну Хайдапову, Наталью Викторовну Костину и Петра Михайловича Сапожникова.

Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета?

Веры в себя, упорства в тех целях, которые важны именно вам. Смелости, если есть страх поменять кафедру, направление, пойти на стажировку, найти работу по специальности или полностью сменить свой вектор. И, конечно, активной внеучебной жизни!

Какой совет Вы бы дали абитуриентам при выборе направления обучения?

Ответственно подойти к выбору направления: почитать официальные и неофициальные ресурсы, пообщаться со студентами и выпускниками, поизучать рынок вакансий по выбираемому направлению, прислушиваться к себе - и только после делать выводы.

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Сломинская Екатерина, студентка 1 курса магистратуры кафедры радиоэкологии и экотоксикологии (слева)

Кочеткова Василиса, студентка 2 курса магистратуры кафедры химии почв (справа)
 

— Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя.

Екатерина: Ходила на дни открытых дверей на 2 курсе. Но все же самую полезную рекомендацию по кафедре и научному руководителю лучше получить от старшекурсников, которые расскажут, как работа идет «изнутри», а также от преподавателей лично. Ну и на сайте можно посмотреть всю программу.

Василиса: Я не слишком задумывалась о том, на какую кафедру поступать, кажется, даже не ходила на другие кафедры и не подавала заявлений, кроме как на химию. Я никогда не любила химию, но курс химического анализа почв мне очень понравился, в основном, благодаря Елене Александровне Тимофеевой. Поэтому, когда она предложила мне подать заявления на кафедру, я решила попытаться поступить, и у меня получилось.

— Расскажите о своей дипломной работе.

Екатерина: У меня достаточно интересная научная деятельность. Связана она с главным элементом чернобыльских выпадений - цезием-137. Научную работу и опыты я провожу на химическом факультете, на кафедре радиохимии. Работаю в закрытой лаборатории, доступ к которой получаешь после выдачи личного дозиметра и пропуска, так как в помещении повышен радиационный фон. Ну и к тому же взаимодействие с радионуклидами необходимо строго контролировать. Работа очень увлекательная, но в то же время достаточно опасная и требует четкого соблюдения правил безопасности.

Василиса: После бакалавриата я решила сменить тему работы, было несколько вариантов, но мы остановились на ОСВ [осадок сточных вод], поскольку, мне хотелось работу, которая имеет определенный практический выхлоп. Помимо этого, важно было не замыкаться на каком-то одном (двух, трех) методах анализа почв, хотелось расширить количество отработанных методов. К этой работе мне пришлось перечитать очень много нормативных документов и методик, научиться пользоваться базами технической документации и прочее. Этот опыт потом оказался очень полезен в работе.

— Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

Екатерина: Я искренне люблю свою кафедру и всех преподавателей на ней. Очень приятный и отзывчивый коллектив. Студентов на кафедре любят, всегда есть возможность обратиться за помощью и ее с удовольствием окажут по любому вопросу. Если вас интересует радиация, ее влияние на окружающую среду и человека - вам точно на радийку :)

Василиса: Мне нравится учиться на кафедре Химии Почв несмотря на то, что многие вещи мне даются с трудом. Думаю, учиться на этой кафедре не только для меня бывает сложно, поскольку спецкурсы очень разнообразны, а материал дается обширный и непростой для понимания. Однако, очень многое из того, что нам рассказывали, в итоге нашло применение.

— Успеваете ли Вы работать?

Екатерина: В конце 4 курса были попытки работать, но надвигающийся диплом и госы вынудили пока эту затею оставить. Тут стоит выбор - либо работа, либо учеба. Возможность, конечно, есть, но что-то точно будет страдать. Оптимальный вариант работа на part-time. Работала в компании, которая консультирует государственный орган по вопросам экологии и ведет обширную просветительскую экодеятельность. Так же на 3 курсе проходила практику в Росприроднадзоре. Ну что могу сказать – кому-то такая работа по душе, тут все индивидуально.

Василиса: Я работаю в Национальном медицинском институте реабилитации и курортологии в лаборатории анализа лечебных грязей с 1-го курса магистратуры. Совмещать не всегда просто, особенно, когда обучение было в очном режиме. Сейчас немного проще.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Екатерина: Мне нравится работать в лаборатории, есть в этом что-то атмосферное. Самое главное - правильно подобрать научного руководителя, который будет не только контролировать процесс, но и обучать по ходу деятельности.

Василиса: Мне интересно работать в лаборатории, проводить анализы, хотя последнее время, я очень интересуюсь и темой организации лабораторий, какие есть требования, как должны лаборатории работать. Это именно то, чего, на мой взгляд, очень мало дают на кафедре и что важно знать, если хочешь заниматься не только наукой как таковой.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее.

Екатерина: На 3 курсе участвовала в конференции Ломоносов 2019 и заняла призовое место. На свой страх и риск решили участвовать на химическом факультете. Было немного страшно, так как я была самая «маленькая», да и вообще экологи раньше никогда не выступали на этой секции. Коллеги с химфака очень приятно приняли :) На 4 курсе активно участвовала в кейс-чемпионатах и хакатонах. Но это на любителя, зато отлично прокачивает мозг по темам, в которых ты еще недостаточно силен. Также был стендовый доклад в Праге, конференция в Обнинске.

Василиса: Я не очень люблю публичные выступления, поэтому редко докладываюсь на конференциях. Участвовала в Докучаевских чтениях два раза, подавалась в этом году на Ломоносов.

Совет от Екатерины: Наверное, главный совет - выбрать правильного научного руководителя. И озадачиться этим на 1 курсе. Не бояться ходить на кафедры и знакомиться с научной деятельностью преподавателей, смотреть и выбирать, что ближе) Не стоит стесняться и бояться, на факультете работают отзывчивые люди, которые всегда расскажут, подскажут и направят по нужному руслу.

Совет от Василисы: Развиваться, учиться и не бояться нового.

Сегодня на наши вопросы ответила Марина Сушенцова, студентка 4 курса кафедры химии почв.

Марина рассказала нам об обучении на кафедре, научной работе и волонтерстве. Марина также поделилась своим опытом прохождения производственной практики и стажировки!

Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе?

На 1 курсе я сразу пошла на день открытых дверей на кафедру. Пообщалась с завкафедрой, рассказала ей, чем хочу заниматься, на тот момент были интересы заниматься нефтяными загрязнениями, она назвала мне 3 фамилии научных сотрудников, к кому можно прийти под крыло. Я почитала информацию про каждого на сайте, пообщалась со старшекурсниками, узнала «фишки и подводные камни» каждого потенциального научного руководителя, и написала письмо Марине Сергеевне, что хотела бы к ней. Потом сходила на стационар, мы пообщались, и как говорится – глаза в глаза, любовь, буря, эмоции…На 2 курсе я начала заниматься своей первой научной работой.

Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

У меня изначально был слабый уровень знания химии, боялась, что могу не потянуть спецкурсы и будет очень сложно. Однако, преподаватели настолько понятно объясняют даже самые сложные темы, что страх отпал с первой лекции по спецкурсу завкафедрой.

У нас надо реально учиться, вникать сразу. Спецкурсы достаточно сложные, но очень полезные – каждый вытекает из другого.

Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться достаточно сложно, но не смертельно. Не работаю на данный момент. В доковидное время я проходила стажировку в исполнительной дирекции РГО, было непросто совмещать с учебой, но возможно.

Расскажите поподробнее о Вашей стажировке в РГО. В чем заключались Ваши обязанности? Оказалось ли прохождение стажировки полезным?

Я проходила стажировку в департаменте по аналитической и проектной деятельности исполнительной дирекции РГО (ныне это уже 2 разных департамента). Я участвовала в подготовке отчетных документов и разработке тематических программ разных проектов. Часть моей стажировки проходила в дистанционном формате.

Расскажите о своей дипломной работе, лабораторных исследованиях?

Моя дипломная работа посвящена оценке качества вод реки Рудневка, которая протекает по Косинскому парку города Москвы. Я изучаю химический состав вод и донных отложений различными методами химического анализа. Применяя нормативные документы, рассчитываю коэффициенты и показатели, благодаря которым можно дать оценку степени и характера загрязненности. Изучение загрязнения малых рек очень важно, особенно в черте рекреационных зон большого города. Многие работы, посвященные изучению загрязнения рек, зачастую не затрагивают изучения донных отложений – потенциальных вторичных источников загрязнения. Я стараюсь дать комплексную оценку загрязнения реки с учетом сопряженной системы «вода-донные отложения». Всю лабораторную часть я выполняю на стационаре, там есть возможность выполнить почти весь перечень необходимых химических анализов.

На нашей кафедре на данный момент я, наверное, единственная занимаюсь изучением загрязнения не почвы. Это интересный опыт, позволяющий расширить научный кругозор.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Я проходила производственную практику в службе защиты окружающей среды НИИ «Пульсар». Эта практика помогла вживую увидеть работу эколога на предприятии, познакомиться с реальностью.

Практика была больше полезна для профориентации, чем для научной работы.

В ходе практики я изучала принципы работы службы, изучала технологический процесс и знакомилась с отчетной документацией и различными процессами работы предприятия.

Участвуете ли Вы во внеучебной деятельности университета?

Я совмещаю учебу с общественной деятельностью, являюсь сопредседателем совета Студенческого союза МГУ, курирую деятельность Волонтерского центра МГУ, поэтому почти все традиционные международные мероприятия в нашем университете проходят с моим участием в роли организатора волонтерской поддержки. В рамках своей деятельности сопредседателя реализую свой проект «Школа тим-лидеров МГУ».

Я стараюсь участвовать в различных конференциях, уже скопила порядка 10 публикаций в сборниках. Участвую во всероссийских форумах, например «Территория смыслов», «Трэвел форум», форум МК РГО и другие.

На данный момент являюсь участником программы «Наставничества» РСВ и стипендиатом программы Экологического фонда имени В.И. Вернадского.

В этом году мне удалось вернуться в спортивно-бальные танцы вместе с «Грацией МГУ».

Наверное, самые мои любимые мероприятия в МГУ – это день Первокурсника и Татьянин день. А из городских – Фестиваль РГО в Зарядье.

Такая активная общественная жизнь помогает поднять уровень коммуникации и командной работы, развить лидерские качества, прокачать креативное мышление, найти друзей – единомышленников, завести полезные знакомства и стать узнаваемым.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ?

Из преимуществ, наверное, основное – это возможность научиться комплексно подходить к исследованиям, четко видеть взаимосвязи и научиться работать руками как в поле, так и в лаборатории. Приятный бонус нашего факультета – это прекрасный преподавательский состав и шикарные полевые практики после 1 и 2 курса.

Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Мне очень нравится процесс работы «в поле» и дальнейшая обработка проб в лаборатории. Очень здорово сравнивать свои полевые записи с полученными данными, выявлять взаимосвязи, причины тех или иных феноменов.

Поскольку я общественник, мне нравится организовывать разные просветительские, научные и протокольные мероприятия. Я периодически провожу экопросветительские мастер-классы и читаю лекции – консенсус фундаментальных знаний и общественных наработанных навыков.

Какие навыки важны на практике больше всего?

На практике, неважно работаете ли вы в лаборатории руками, читаете нормативные документы или составляете проекты, очень важно критически мыслить, находить взаимосвязи и причины. Важно применять навыки коммуникации – без этого вообще никуда.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Для меня самыми яркими моментами являются полевые практики, особенно зональная, на которую мы поехали после 3 курса, 265-летие МГУ, традиционная Масленица, съезд молодых ученых в Красновидово, выступление перед ректором на Студенческом Огоньке и практикум по химическим методам анализа компонентов окружающей среды!

Совет студентам.

Я бы хотела посоветовать брать от студенческой жизни все – попробовать себя везде, чтобы найти то, что вас заряжает, и чем вы реально хотите заниматься в жизни! Не бояться синдрома упущенной выгоды! Помнить, что необязательно выбирать только одно направление, всегда можно обучиться новому и найти способ соединить на первый взгляд несовместимые вещи, например, как у меня добровольчество и научная деятельность. И помнить, что мы все с вами многогранные личности, которые способны на многое, главное не бояться экспериментировать!

Интервью взято корреспондентом газеты «Московский университет» (№7 (4567) август 2021)

«Зоналка»-2021 факультета почвоведения имела отличительные особенности. Из-за эпидемиологической ситуации зональная практика студентов состоялась не как обычно после 2-го, а после 3-го курса. Не таким, как всегда, стал и маршрут: начавшийся в Волгоградской области, он продолжился в Воронежской области, а завершился в Тульской. Открытиями необычного зонального маршрута поделились студентки Дарья Комкова (направление «Почвоведение») и Марина Сушенцова (направление «Экология»).

«Маршрут зональной практики прокладывался по основным земледельческим районам, – поясняет Дарья Комкова. – Стоянки каждый год расположены в одних и тех же местах, где удобно поставить лагерь, может без проблем проехать тяжелая автотехника с вещами и оборудованием. Обязательным условием стоянки является наличие места для забора воды недалеко от лагеря».

«Наши стоянки были выбраны идеально для того, чтобы увидеть и описать зональные плакорные растительные сообщества, зональные и интразональные почвы, – продолжает Марина Сушенцова. – И перемещаясь с юга на север, прекрасно видишь, как меняются климатические условия, рельеф, и как это сказывается на растительных ассоциациях и подстилающих их почвах, а также как изменяется вид природопользования».

– Сколько дней заняла полевая часть практики? В каких условиях приходилось жить и трудиться?

Марина: «Полевая часть практики длилась с 17 июня по 4 июля. Мы жили в настоящих полевых условиях: ночевали в палатках, все камеральные работы, питание – под открытым небом. Разбивали и устанавливали лагерь самостоятельно. Кто-то жил в палатке с друзьями, кто-то, как, например, я, в одиночестве».

Дарья: «Привыкнуть к палатке получилось не сразу: то под боком колола веточка, которую забыли убрать при установке палатки, то просто не спалось на новом месте. Рано вставать тоже не хотелось, особенно когда предстояло описывать разрезы почвы под палящим солнцем. Приходилось привыкать к сольпугам и мошкам в Волгограде, в Воронеже приспособиться к жаре, а в Туле – к прохладе. Но все трудности остались позади, и наш лагерь полностью наслаждался полевой жизнью!».

– Какие задачи ставятся перед студентами, которые отправляются на зональные практики? В чем их отличие у почвоведов и экологов? Все ли удалось выполнить?

Дарья: «Основной задачей практики является приобретение и закрепление навыков морфологического описания почвенного профиля и классификации почвы при помощи полевой диагностики. Также важной задачей является знакомство с растительностью и диагностика почв на основе этой же произрастающей растительности. Главная цель практики у почвоведов и экологов в целом одна – ознакомление с закономерностями формирования почвенного покрова различных природных зон. Почвоведы для этого изучают почвоведение и геоботанику, у ребят-экологов к этим дисциплинам прибавляются зоология и химический анализ. Да, объем новых знаний был весомым, но со всеми поставленными на практике задачами мы удачно справились!».

Марина: «У экологов и почвоведов одинаковые лекции и экскурсии по почвоведению и геоботанике, все готовят бригадный гербарий – 80 видов с трех стоянок на одну бригаду. Почвоведы описывают больше почв и делают почвенные катены, некоторые бригады готовят индивидуальные отчеты по практике. У экологов меньше разрезов – всего 15, у нас были дополнительные геоботанические задачи по фитоиндикации, описанию различных сообществ. Как бонус – мы ездили на террикон. Также у экологов были дополнительные занятия, экскурсии и эксперименты по зоологи, блок химии почв – так называются полевые анализы проб горизонтов описанных почвенных покровов. Моя бригада успешно сдала зачет по всем дисциплинам».

– Вместе со студентами на практику отправляются и преподаватели. Они делились своим опытом, советами? Помогали подготовиться?

Марина: «На эту практику с нами поехала Марина Сергеевна Розанова, мой научный руководитель. Марина Сергеевна советовала, как выбрать палатку: какой каркас лучший, какая должна быть водонепроницаемость, какой спальник самый подходящий, сколько их брать, а также какие вещи лучше захватить с собой и без чего можно обойтись. Непосредственно в поле преподаватели объясняли, как выбрать подходящее место для палатки. Лучше всего – выровненная поверхность. Ветки и шишки нужно убрать, при сильном ветре надо закрепить палатку на все растяжки, а лучше привязать их к дереву для большей устойчивости. Рассказывали, как спастись в жару. Например, в Волгограде нельзя обливаться водой – можно легко сгореть на солнце, лучше надеть шаровары и рубашку с длинным рукавом и воспользоваться солнцезащитным кремом, укрыться от солнца под зонтом. А в Воронеже, наоборот, мы обливались водой с ног до головы прямо на маршруте, чтобы не перегреться и не потерять сознание. С нами проводили инструктаж, как лучше подготовиться к полевому выходу. Здесь правило номер один – штанины всегда заправляют в носки, чтобы никакие насекомые, особенно клещи, не смогли заползти под одежду».

Дарья: «Преподаватели на практике – это очень интересные люди. Мне кажется, они просто влюблены в эти поля и леса, они горят желанием передавать свои бесценные знания. В ходе практики мы слушали лекции о каждой природной и почвенной зоне, лекции, посвященные классификации почв и их органическому веществу. Кроме лекций были камеральные работы, где преподаватели отвечали на вопросы, давали нам новую интересную информацию и помогали с написанием отчетов. Конечно, преподаватели помогали нам в первые дни привыкнуть к полевым условиям, делились лайфхаками полевой жизни, очень интересно рассказывали о своей зональной практике. Все это нас вдохновляло».

– Оставалось ли время на отдых?

Марина: «Времени не так много, как хотелось бы, все же программа практики обширна. На первой стоянке было очень жарко и ветрено, редко удавалось после обеда поспать в палатке и не перегреться. В свободное время мы разгадывали кроссворды, общались, играли в настольные игры, устраивали фотосессии или просто разговаривали обо всём: о впечатлениях, смешных историях из жизни, о мечтах и грядущем окончании бакалавриата. Нередко вспоминали практику после 1 курса на базе в Чашниково.

В Хреновском бору (Воронежская область) было поприятнее с погодой. После обеда можно было поиграть в бадминтон или волейбол, иногда мальчики играли нам на гитаре, удавалось даже порисовать и поспать. С одним из поваров нас сопровождала немецкая овчарка Берта, она лихо бегала с нами во время подвижных игр. Когда мы были в Тульских засеках, уже приближался зачет, поэтому все старались поскорее подготовить отчеты и выучить растения к геоботанике. На всех стоянках лучшее время отдыха был вечер, после линейки. Мы гуляли и разговаривали, играли в волейбол, мальчики – в футбол, по вечерам собиралась группа болельщиков Чемпионата Европы, кто-то усердно учил латынь. Но самое запоминающееся – это костер, песни под гитару и беседы».

Дарья: «У костра в кругу своих однокурсников, друзей чувствуешь единение с людьми и природой, которая тебя окружает. Можно погрузиться в свои мысли, наблюдая за языками пламени. После практики ваш плейлист обязательно пополнится подборкой песен «с костра». Когда снова слушаешь их дома, будто опять стоишь под звездами, озаренный огнем, и так тепло на душе. Вспоминая зональную практику, ловлю себя на мысли, что каждый день я улыбалась и смеялась. Бывали и трудные моменты, но каждый раз происходило что-то хорошее, что перекрывало все невзгоды. Для меня практика была нескончаемым потоком эмоций».

– Какие рекомендации вы бы дали студентам, которым предстоит отправиться на зональную практику?

Дарья: «Подготовка к выезду проходила весной, нужно было разобрать, починить и помыть оборудование. В конце мая мы разбирали бригадные ящики, чистили кухонный инвентарь, зашивали и чинили палатки общественного пользования. 31 мая был самый ответственный этап: погрузка. Грузили ящики, палатки, учебные материалы, столы, скамейки, личные вещи. Здесь важна командная работа, в одиночку решить такие задачи невозможно. Я рекомендую запомнить одно из главных правил: общественное превыше личного. Очень важно в первые часы стоянки поставить и облагородить места общественного пользования, а затем уже ставить свои личные палатки. А если что-то не получается, например, поставить палатку на первой стоянке, не стесняйтесь просить помощи у однокурсников, имеющих походный опыт».

Марина: «На мой взгляд, самое сложное – это выбор снаряжения и одежды: непонятно, какую взять палатку и спальник, какой фонарик нужен, как выбрать одежду – что понадобится, а что нет? Я советовалась и со студентами старших курсов, и с преподавателями. Перед отъездом каждый день проверяла прогноз погоды, читала информацию о растительности и почвах природных зон, где у нас будут остановки, чтобы сложился некоторый фундамент знаний. Студентам, готовящимся к зональной практике, я бы рекомендовала покупать палатку с максимальной водонепроницаемостью и «предбанником». По количеству вещей – может хватить и рюкзака в 50 литров. Также необходимо взять два спальника – один должен быть рассчитан на низкие температуры. Обязательно берите плед или термоодеяло спасателя, возьмите налобный фонарик (это очень удобно), резиновые сапоги, хорошие походные ботики и кроссовки на нескользкой подошве, одежду как на жаркую, так и на холодную погоду (ищем баланс), не лишними будут рабочие перчатки, «противокомарные» костюмы, средства от насекомых (в том числе и порошок от муравьев), солнцезащитные кремы. А для перемещения по лагерю, мне кажется, самая удобная обувь – кроксы».

– Как оцените личный опыт зональной практики?

Марина: «Очень атмосферное во всех смыслах время! Однозначно я очень хочу снова поехать в «зоналку». Многие поступают на наш факультет ради этой практики, этого опыта, эмоций».

– Зональная практика факультета почвоведения для многих становится дорогим воспоминанием на всю жизнь. Вы чувствуете, что так же будет и для вас?

Марина: «У нас была полевая практика в Чашниково после 1-го курса, поэтому необходимый минимум знаний имелся, но то, чему мы научились в «зоналке», наверное, самое ценное и дорогое! Я всегда буду помнить, как мы поднимались на территории, как спускались с них, как вместе копали, спасали вещи от дождя, спорили в разрезе, ставили друг другу палатки и все вместе пели под гитару».

Дарья: «Зональная практика – это бесценный опыт, как научный, так и жизненный. Для меня – это первый опыт полевой экспедиции, в которой мы приобрели ценные знания. Отвечая на Ваши вопросы, я вспоминала наш палаточный лагерь, запах каши со сгущенкой по утрам и тушенки на обед, смех и обрывки песен, доносящиеся ночью от костра, танцующие языки пламени и байки в ночь дежурства, потрясающие виды сухой степи или долины реки Упы и еще тысяча моментов, которые навсегда останутся в сердце. Знания, полученные в поле, запоминаются в тысячу раз лучше учебника. Фотографии или описания почвы в литературе не передают ее настоящие свойства, а спускаясь в почвенный разрез, ощущаешь, как вся информация о процессах и свойствах, о которых ты читал, становится понятнее, все закономерности проясняются. В ходе практики влюбляешься в объект исследования – почву и в бескрайние поля, тенистые леса. Также зональная практика оказывает влияние на коллектив в целом, мы стали настоящей семьей почвоведов не только преодолевая трудности, но и проживая вместе тысячи счастливых, радостных моментов».

Марина: «Я бы добавила, что для любого студента нашего факультета «зоналка» становится рубежом между «до» и «после» во всех смыслах: от профессиональных навыков почвоведа/эколога до эмоционального развития».

Беседовала Анастасия Сычева
Фотографии предоставлены участниками практики

 

О том, как сложилась профессиональная жизнь после окончания Университета, рассказывает выпускница факультета 2022 года Надежда Данилова. В дипломной работе Надежды «Сравнительная характеристика кадастровой стоимости земель агроландшафтов Северо-Западного федерального округа» была показана чувствительность подходов кадастровой оценки к различным почвенно-географическим условиям агроландшафтов. Обучаясь в бакалавриате, Надежда проходила производственную практику в ассоциации «Русское общество оценщиков» - и осталась там работать:

«Моя профессиональная жизнь неразрывно связана с областью оценочной деятельности вот уже более четырех лет. Я контролирую деятельность практически 3000 оценщиков по всей стране. В свободное от работы время я передаю свои знания в области химии ребятам, выбравшим это направление для своей дальнейшей реализации. Сложно сказать, с какой областью знаний мне приходится сталкиваться в работе: это и аналитика, и право, и психология (когда пытаешься расстроенным специалистам объяснить, в чем они были не правы при выполнении своей работы), и математика. Знания, полученные в курсах высшей математики, информатики, кадастровой оценки, земельного права и правоведения позволили мне реализовать себя в профессиональной среде оценщиков.

По моему мнению, естественно-научный профиль дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности, развивает мышление и интерес к различным исследованиям. Также естественно-научные специальности предполагают много различных практик, в том числе и полевых.

- Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой?

Сложно выделить кого-то конкретного, так как преподаватели всех курсов были прекрасными людьми и педагогами. С особой теплотой я вспоминаю весь преподавательский состав своей кафедры (физики и мелиорации почв), и отдельно не могу не выделить своего научного руководителя - Петра Михайловича Сапожникова, и прекрасную заведующую кафедрой Аминат Батальбиевну Умарову; Ирину Евгеньевну Смирнову – нашего куратора; Павла Владимировича Красильникова и его интереснейшие лекции по продовольственной безопасности; Алексея Сергеевича Сорокина.

- Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета?

Ставить перед собой цели и не бояться их достигать! Относиться ко многим вещам с философской точки зрения. Найти ту нишу, в которой захочется развиваться, дело, которое будет приносить удовольствие».

Больше отзывов о факультете от студентов и выпускников

Рассказывает Борис Горин – выпускник кафедры географии почв 2012 года, в настоящее время работает менеджером в международной компании KPMG, одной из крупнейших в мире сетей, оказывающих аудиторские, налоговые и консалтинговые услуги, которая входит в Большую четвёрку:
 
"Я закончил кафедру географии почв. При подготовке дипломной работы под руководством Ирины Анатольевны Мартыненко занимался составлением почвенных карт города Москвы с  применением методов ГИС. Освоение данных методов помогло мне быстро найти работу по окончании университета. 
 
Я с теплотой вспоминаю студенческие годы. Факультет почвоведения Московского университета дал отличную подготовку и базу знаний для построения карьеры в области экологического консалтинга. Помимо серьезных профессиональных знаний, университет научил меня самостоятельно находить и анализировать информацию, выделяя главное, структурно мыслить и ставить цели. Что касается полученных софт-скилов, о которых все так часто говорят, обучение на факультете почвоведения вряд ли может конкурировать с обучением на других факультетах. Полевые практики, работа над дипломным проектом и в целом атмосфера на факультете всегда располагала к общению, как внутри студенческого коллектива, так и с преподавателями и профессорами. Умение донести свои мысли, договориться с людьми, способность учиться и креативить, дало основу умения вести переговоры, работать в команде и эффективно коммуницировать с коллегами в контексте профессиональной деятельности.
В настоящее время я работаю в компании KPMG менеджером группы операционных рисков и устойчивого развития. Веду проекты, связанные с низкоуглеродным развитием компаний, направленные на снижения рисков климатических изменений для населения и экономики в различных бизнес-секторах, среди которых металлургия, нефтегаз, нефтехимия, химия, транспорт. Проекты ведутся по всей России и странам СНГ. Работа очень разноплановая, активная, как говорится -  не соскучишься.
 
В нашей компании и в нашей рабочей группе выпускники факультета почвоведения востребованы и активно работают. Я бы хотел мотивировать выпускников факультета следить за вакансиями нашей компании на сайте hh. Кроме навыков, о которых я говорил выше, от кандидата требуется знание английского языка".
Интервью ко Дню открытых дверей - 2021
 
На наши вопросы отвечал:
 
Михаил Чекин, аспирант третьего года обучения по направлению «Экология».
 
1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Факультет почвоведения для меня – это прекрасные люди: преподаватели и студенты. Почвоведу с почвоведом всегда будет о чём поговорить, необязательно об объекте исследования. Факультет формирует свою собственную среду, которая оказывает влияние на людей, это заметно, когда общаешься с представителями других факультетов.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
На факультете я научился мыслить шире. Этому способствует многообразие дисциплин и направлений на факультете. Это очень ценно – выйти за пределы своего взгляда на вещи, понять другие точки зрения, другой образ жизни, другие ценности. Важно помнить, что у каждого своя правда, и зачастую она не совпадает с вашей.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
На нашем факультете есть преподаватели, которые способны перевернуть твои представления и всячески способствовать на твоём пути к познанию. Если вы видите эти качества в преподавателе, значит вам повезло, цените это.
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я уверен, что практически каждый на факультете найдет себе занятие по интересу. Направления настолько разнообразны и гибки, что пересекаются с другими науками и дисциплинами, в общем-то далёкими от почвоведения. По моему мнению, сейчас наиболее интересным и многообещающим направлением является создание карбонового полигона на базе УОПЭЦ «Чашниково».
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
На мой взгляд, главным внеучебным мероприятием всегда было и остается ежегодное Посвящение первокурсников. К сожалению, в период пандемии возникают трудности с его организацией. Но кто сказал, что мы боимся трудностей?
 
6. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Из всех университетских событий мне больше всего запомнилась зональная практика. Да и вообще все полевые практики. Но самая-самая – «зоналка». Впечатления от нее настолько велики, что возвращаешься оттуда другим человеком, а те, кто по каким-то причинам не хотят туда ехать поначалу, по итогам меняют свое отношение и хотят повторить это событие.
 
Мое пожелание абитуриентам:
 
Дорогу осилит идущий. Пусть удача сопутствует вам во всех начинаниях!

На вопросы Студенческого научного общества отвечает выпускник 2019 года кафедры радиоэкологии и экотоксикологии Игорь Грабеклис. Игорь делится впечатлениями об обучении на кафедре, о студенческой жизни, рассказывает о трудоустройстве и даёт ценные советы!