Открытие II летней почвенно-экологической школы «Carbon.MSU» 202314 августа 2023 года на факультете почвоведения состоялось открытие второй летней почвенно-экологической школы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова «Carbon.MSU» в рамках реализации проекта карбоновых полигонов РФ и межфакультетской научно-образовательной школы МГУ «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды»! На открытии школы с приветственным словом выступил заместитель председателя Управляющего совета карбонового полигона «Чашниково», ответственный исполнитель проекта, и.о. декана факультета почвоведения, чл.-корр. РАН Красильников Павел Владимирович. В своей речи он отметил важность мероприятия для формирования экологического мышления и пожелал ребятам успехов в решении проблем изменения климата. В рамках школы в дистанционном формате с 14 по 18 августа 2023 сотрудники факультета почвоведения и биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова проведут для школьников серию интерактивных научно-популярных лекций и семинаров по теме исследований на карбоновых полигонах РФ, почвоведению, климатологии и экологии. «Мероприятия в рамках проекта карбоновых полигонов традиционно пользуются популярностью у молодежи. Для участия в летней он-лайн школе «Carbon.MSU» подано более 220 заявок от юных экологов из России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Южной Осетии. Московский государственный университет стирает границы между государствами, подчеркивает роль международного сотрудничества и междисциплинарного подхода для преодоления глобального климатического кризиса, объединяет ребят неравнодушных к экологическим проблемам современности. Решить эти проблемы возможно. Главная задача летней школы – показать ребятам, как это сделать.», – прокомментировала открытие куратор школы, ответственный за работу карбонового полигона «Чашниково» от факультета почвоведения МГУ Бобрик Анна Александровна. Пожелаем удачи и новых открытий юным участникам! Летняя экологическая школа для учителей 2023
Приглашаем учителей средней школы по биологии, географии, химии, физике, естествознанию; педагогов дополнительного образования и методистов дисциплин естественно-научного цикла принять участие в Летней экологической школе «Экологические исследования без методических ошибок».
Летняя школа направлена на формирование методической грамотности у преподавателей школ в области планирования, выполнения и представления исследовательских проектных работ учащихся. В ходе Летней школы будет предложен ряд методик в области изучения объектов окружающей среды, которые применимы как в специализированных естественно-научных школах, так и малокомплектных.
Даты проведения: 21-25 августа 2023.
Школа будет проходить в дистанционном формате. Ссылка на подключение будет направлена после регистрации не позднее, чем за сутки до начала Школы.
Программа школы рассчитана на 24 часа. Участникам Школы, посетившим необходимое количество занятий, будут выданы электронные сертификаты участника.
Участие в работе Школы бесплатное.
Регистрация на сайте: http://teacher.msu.ru/teacher/school/online2023 - ссылка ведет на все летние школы МГУ, необходимо выбрать из списка Летняя экологической школе «Экологические исследования без методических ошибок».
Ждем Вас и Ваших коллег на летней экологической школе!
Natural Resources Management for Food Security
Факультет почвоведения объявляет об открытии новой магистерской программы на английском языке: «Natural Resources Management for Food Security» Программа охватывает основы экономики землепользования и управления в контексте различных регионов, включая Российскую Федерацию, Центральную Азию, Кавказ и Африку, и проводит связь между земельными ресурсами и продовольственной безопасностью через теорию и практику земельной экономики. Программа знакомит со стратегиями и системами поддержки, необходимыми для планирования и управления устойчивым землепользованием. Акцент делается на развитие навыков критической оценки и эффективного анализа различных систем землепользования и определения долгосрочных методов устойчивого управления, направленных на охрану природных ресурсов и повышение продовольственной безопасности. Демонстрируются возможные пути управления природными ресурсами, учитывающие и регулирующие цикл углерода в экосистемах. Полученные знания позволят выпускникам работать как на глобальном, так и региональном уровне управления природными ресурсами; занимать лидирующие позиции в управленческом аппарате, взаимодействовать с бизнесом на базе полученных знаний. Основная информация
Кто может поступить? Мы ждем активных и целеустремленных студентов, закончивших бакалавриат, специалитет или магистратуру по естественно-научным направлениям, свободно владеющих английским языком (level B2 advanced) и обладающих как российским, так и любым иностранным гражданством. Вступительные испытания: экзамен по экологии и тестирование по английскому языку Подача документов - с 20 июня по 28 августа https://webanketa.msu.ru/ или лично в приемную комиссию факультета Подробнее о программе: https://openday.msu.ru/soil-en Все вопросы можно задать по почте куратору программы Екатерине Игоревне Ковалевой: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. В преддверии Международного дня молодежи в Доме ООН состоялся круглый стол на тему «Зеленые навыки для молодежи»В преддверии Международного дня молодежи в Доме ООН в Москве состоялся круглый стол на тему «Зеленые навыки для молодежи». Мероприятие было организовано Отделением Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) для связи с Российской Федерацией. В работе круглого стола приняли участие представители ВУЗов, ведущие молодые ученые и предприниматели, экоактивисты. МГУ имени М.В. Ломоносова представляла Бобрик Анна Александровна, к.б.н., помощник декана факультета почвоведения. Участники круглого стола смогли обсудить навыки, необходимые молодежи для продвижения устойчивого развития в 21 веке, поделиться опытом и проектами, рассказать о вызовах и препятствиях, которые удалось преодолеть. «Факультет почвоведения на протяжении 50 лет готовит «зеленые» кадры, является лидером в области экологического образования и по праву считается самым «зеленым» факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова. Студенты МГУ приобретают «зеленые» навыки не для далекого будущего, а для новой «зеленой» реальности и уже сейчас могут решать проблемы продовольственной безопасности, глобального климатического кризиса и достижения целей в области устойчивого развития. Несомненно, формирование экологического мышления необходимо не только студентам, но и школьникам, которые являются нашими будущими абитуриентами. Необходимо создавать индивидуальный «зеленый» трек развития для каждого обучающегося и обеспечивать преемственность между общим и высшим образованием, а также реальным сектором экономики и представителями бизнеса. Проекты карбоновых полигонов РФ и агроклассов РФ, в реализации которых участвует факультет почвоведения МГУ, являются наиболее привлекательными для молодежи и позволяют готовить «зеленые» кадры в области экологического контроля, перспективных технологий для низкоуглеродной индустрии, сельского и лесного хозяйства. «Зеленые» навыки для молодежи - основа развития современного общества. «Зеленые» навыки будущего уже формируют наше настоящее!», – прокомментировала работу круглого стола Бобрик Анна Александровна. Наука - это не просто работа. Наука - это стиль жизни, это образ мышленияАлександра Князева закончила бакалавриат и магистратуру на факультете почвоведения и сейчас учится в аспирантуре по специальности «Микробиология»: «Аспирантура стала еще одной ступенью обучения и логичным продолжением моей научной работы, которой я занималась последние годы. Уже несколько лет я изучаю микробное разнообразие тропических лесов. Я рассматриваю особенности функционирования микробного сообщества: его обилие, разнообразие, активность и распределение в пространственно-временных рамках. Как все мы знаем, основной точкой сосредоточения биологического разнообразия наземных экосистем являются тропические регионы Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Однако вследствие расширения антропогенного воздействия, площади, занятые «целинными» биогеоценозами, неумолимо сокращаются. Поэтому в результате сотрудничества с Совместным Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром проводятся разнообразные исследования, одной из целей которых является сохранение и изучение разнообразия тропических муссонных лесов. На данный момент я занимаюсь поиском бактериальных культур, которые могут потенциально быть использованы в качестве микробных препаратов, стимулирующих рост сельскохозяйственно значимых растений путем проведения процессов азотфиксации, фосфатмобилизации, продукции фитогормонов и иных вторичных метаболитов. Классическое образование, которое мы получаем в Университете, определило широту моих профессиональных интересов. Спектр практических навыков, которые мы отрабатывали на семинарах, и теоретические знания, полученные от старших коллег и преподавателей, а также из литературных источников, заложили фундамент знаний, который мы можем использовать практически в любом направлении. В частности, за годы учебы я работала в сфере клинической медицинской микробиологии, преподавала биологию, сейчас же я работаю во Всероссийской коллекции микроорганизмов. Наука - это не просто работа. Наука - это стиль жизни, это образ мышления. Стремитесь, развивайтесь, достигайте. Никогда не бойтесь, что ваш труд недостаточен, не думайте, что ваша работа неважна. Если вы вложите в нее все возможные силы, она даст прекрасные плоды!» Поселение в общежитие - 2023
Поселение в общежитие ДАС МГУ для поступивших на 1 курс бакалавриата и в магистратуру начинается с 22 августа. Для поселения необходимо обращаться в паспортный стол общежития по адресу: ул. Шверника, д. 19, кор. 2, к. 141. На факультет за направлением приезжать не надо! Поселение производится с 9:00 до 18:00 (в остальное время возможно поселение только на сутки, после чего необходимо обратиться в паспортный стол и оформить проживание на постоянной основе). Родители в период поселения первокурсников в общежитие не допускаются. При себе иметь:
1. Паспорт + копия 1 стр. и стр. с регистрацией (на одном листе)
2. Две фотографии 3х4 (матовые)
3. Приписное свидетельство или военный билет (для юношей).
Поселение старшекурсников начнется с 25 августа.
Самое главное - это навыки быстрого поиска и анализа любой информации, способность мыслить критически, эрудированностьО своей профессиональной жизни после окончания факультета рассказывает Валерия Клюева, выпускница 2015 года: После окончания университета я поступила в аспирантуру факультета почвоведения, которую закончила в 2019 году и защитила в том же году кандидатскую диссертацию. На данный момент работаю научным сотрудником в ФИЦ «Почвенный институт им. В.В. Докучаева», лаборатория физики и гидрологии почв. С какой областью знаний связана Ваша профессиональная жизнь сейчас? Естественно-научная: почвоведение, агрофизика, механика почв и грунтов, отчасти микробиология. Какие знания, полученные на факультете, позволили реализовать себя в Вашей нынешней профессиональной области? В первую очередь, профильные знания, полученные на факультете в первые годы обучения и на спецкурсах кафедры физики и мелиорации почв. Но самое главное (что до конца осознается только сейчас, по прошествии нескольких лет после окончания специалитета и защиты диссертации) — это навыки быстрого поиска и анализа любой информации, способность мыслить критически, эрудированность. Какие, на ваш взгляд, есть преимущества у естественно-научных специальностей? Непосредственное соприкосновение с объектами своих исследований, возможность видеть их изменения и проявления; необходимость контакта с другими специальностями помимо профильной. Но если в целом, я думаю, что любые специальности хороши, просто важно быть открытым к разным наукам, дисциплинам или подходам. Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой? Евгения Викторовича Шеина, Долгор Доржиевну Хайдапову, Наталью Викторовну Костину и Петра Михайловича Сапожникова. Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета? Веры в себя, упорства в тех целях, которые важны именно вам. Смелости, если есть страх поменять кафедру, направление, пойти на стажировку, найти работу по специальности или полностью сменить свой вектор. И, конечно, активной внеучебной жизни! Какой совет Вы бы дали абитуриентам при выборе направления обучения? Ответственно подойти к выбору направления: почитать официальные и неофициальные ресурсы, пообщаться со студентами и выпускниками, поизучать рынок вакансий по выбираемому направлению, прислушиваться к себе - и только после делать выводы. Сотрудники ЦЛАТИ Росприроднадзора прошли повышение квалификации на факультете почвоведенияСпециалисты лабораторий ЦЛАТИ по ЦФО прошли курс повышения квалификации в МГУ имени М.В. Ломоносова по направлению «Пробоотбор и пробоподготовка объектов окружающей среды для испытаний в аккредитованных лабораториях». Занятия провели лучшие преподаватели факультета почвоведения.
29 сотрудников ЦЛАТИ расширили компетенцию в теории и методологии пробоотбора и пробоподготовки воды, воздуха и почвы для различных видов анализа. Значительная часть курса была отведена практике по рекогносцировке на местности, методам работы со специализированными приборами для отбора проб, оценке качества процедур отбора проб. Так на фитоочистном сооружении Москвы был организован отбор проб воды, донных отложений и воздуха. II летняя почвенно-экологическая школа «Carbon.MSU» 2023Дорогие школьники и уважаемые родители, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, являющийся оператором карбонового полигона «Чашниково», приглашает Вас принять участие в летней почвенно-экологической школе «Carbon.MSU» в дистанционном формате! В рамках реализации проекта карбоновых полигонов РФ, плана работ межфакультетской научно-образовательной школы МГУ «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды» и цикла мероприятий, посвященных празднованию 270-летия Московского университета, пройдет II летняя он-лайн школа «Carbon.MSU» 2023. С 14 по 18 августа 2023 сотрудники факультета почвоведения и биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудники карбонового полигона «Чашниково», представители бизнес-партнеров проекта проведут для школьников серию интерактивных научно-популярных лекций и семинаров по тематике исследований на карбоновых полигонах РФ, почвоведению, климатологии и экологии. Особое внимание будет уделено вопросам декарбонизации, устойчивого развития, глобального изменения климата, парниковых газов и цикла углерода, целям и задачам карбоновых полигонов и ферм. Школа проводится при поддержке Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Министерства просвещения РФ и ООО «Яндекс.Облако». Приглашаются учащиеся 8-11 классов из России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Южной Осетии и других дружественных государств. Когда – 14-18 августа 2023 года. Как - дистанционно. Участие в работе школы – бесплатно. Время работы школы – 10:00 – 14:30 Для участия в летней школе необходимо до 10 августа 2023 г. заполнить регистрационную форму, перейдя по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScCacwell-NOD3Zheg9CQC37hfRnH8e6VmHYkc1Rjjf-aykjw/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0 Куратор школы: Бобрик Анна Александровна, помощник декана факультета почвоведения МГУ по работе со школьниками. Вопросы по участию в школе направляются на адрес электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Подробнее: II летняя почвенно-экологическая школа «Carbon.MSU» 2023 Я контролирую деятельность практически 3000 оценщиков по всей странеО том, как сложилась профессиональная жизнь после окончания Университета, рассказывает выпускница факультета 2022 года Надежда Данилова. В дипломной работе Надежды «Сравнительная характеристика кадастровой стоимости земель агроландшафтов Северо-Западного федерального округа» была показана чувствительность подходов кадастровой оценки к различным почвенно-географическим условиям агроландшафтов. Обучаясь в бакалавриате, Надежда проходила производственную практику в ассоциации «Русское общество оценщиков» - и осталась там работать: «Моя профессиональная жизнь неразрывно связана с областью оценочной деятельности вот уже более четырех лет. Я контролирую деятельность практически 3000 оценщиков по всей стране. В свободное от работы время я передаю свои знания в области химии ребятам, выбравшим это направление для своей дальнейшей реализации. Сложно сказать, с какой областью знаний мне приходится сталкиваться в работе: это и аналитика, и право, и психология (когда пытаешься расстроенным специалистам объяснить, в чем они были не правы при выполнении своей работы), и математика. Знания, полученные в курсах высшей математики, информатики, кадастровой оценки, земельного права и правоведения позволили мне реализовать себя в профессиональной среде оценщиков. По моему мнению, естественно-научный профиль дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности, развивает мышление и интерес к различным исследованиям. Также естественно-научные специальности предполагают много различных практик, в том числе и полевых. - Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой? Сложно выделить кого-то конкретного, так как преподаватели всех курсов были прекрасными людьми и педагогами. С особой теплотой я вспоминаю весь преподавательский состав своей кафедры (физики и мелиорации почв), и отдельно не могу не выделить своего научного руководителя - Петра Михайловича Сапожникова, и прекрасную заведующую кафедрой Аминат Батальбиевну Умарову; Ирину Евгеньевну Смирнову – нашего куратора; Павла Владимировича Красильникова и его интереснейшие лекции по продовольственной безопасности; Алексея Сергеевича Сорокина. - Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета? Ставить перед собой цели и не бояться их достигать! Относиться ко многим вещам с философской точки зрения. Найти ту нишу, в которой захочется развиваться, дело, которое будет приносить удовольствие». Подведены итоги III очереди конкурса «Студенческий стартап»1235 победителей III очереди конкурса «Студенческий стартап» получат грант в 1 млн рублей на развитие своих бизнес-идей. Конкурс проводится в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
В видео Анастасия Рычагова, победитель I очереди, рассказала, как участие в конкурсе позволило ей развить свой стартап по разработке и производству очистителей воздуха «Арукей». Анастасия окончила факультет почвоведения по направлению «Экология и природопользование», а в настоящяя время обучается в аспирантуре на кафедре земельных ресурсов и оценки почв нашего факультета:
Yandex Cloud и учёные из МГУ запустили систему мониторинга потоков парниковых газов
Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с облачной платформой Yandex Cloud объявили о запуске карбонового полигона «Чашниково» в Московской области. Основная задача полигона – мониторинг потоков парниковых газов, включая двуокись углерода, метан и закись азота. С помощью исследований специалисты смогут найти максимально эффективные способы контроля и сокращения выбросов климатически активных газов в московском регионе, а следовательно – предотвратить опасные изменения в окружающей среде. Завершен значительный этап строительства полигона – установлена и введена в эксплуатацию метеорологическая вышка. Сейчас над проектом работают ученые четырех факультетов МГУ: почвоведения, биологического, географического и химического. Научные группы проводят замеры потоков газов с поверхности почвы, исследуют дыхание растений. Эти наблюдения станут круглогодичными.
Ученые собрали десятки терабайт данных в единый массив с разных датчиков и газоанализаторов. Они позволят получить информацию о балансе газов и разработать методы изъятия «лишнего» углерода из атмосферы. Для хранения и обработки этого массива данных в режиме реального времени научные группы университета используют хранилище на базе Yandex Cloud, загружая помимо прочего данные об условиях рельефа и климата исследуемой территории. Общий анализ данных позволит разработать модели машинного обучения, которые будут способны спрогнозировать динамику эмиссии и поглощения климатически активных газов.
Читать полностью: пресс-релиз на сайте МГУ и в блоге Yandex Cloud
Мне представилась возможность устроиться настоящим микробиологом в настоящую биотехнологическую компанию
Кафедра биологии почв факультета почвоведения МГУ - одно из тех мест, где готовят лучших в России микробиологов. Сильной стороной ее выпускников является то, что они разбираются не только в классической микробиологии, но и в экологии микроорганизмов: понимают не только как они устроены и как растут на чашке Петри, но и как развиваются в естественных условиях и какие функции выполняют в биосфере. Могут ли выпускники этой кафедры работать, например, в сфере биотехнологий? Да - и очень успешно! Дело в том, что на многочисленных биотехнологических направлениях различных вузов зачастую дается инженерно-техническое, а не биологическое образование, так что на действующих предприятиях существует дефицит квалифицированных микробиологов. Но и этим возможности трудоустройства не ограничиваются, хорошие микробиологи нужны во многих отраслях. Анна Гончарова закончила бакалавриат по направлению «Экология и природопользование» на кафедре биологии почв, а сейчас обучается там же на направлении «Почвоведение» в магистратуре. Сегодня она рассказывает о начале своего профессионального пути: «Ещё в бакалавриате я начала подрабатывать. Всегда хотелось если и подработку, то именно по специальности, чтобы копился стаж — на третьем курсе я влюбилась в микробиологию, и долго искала вакансию какого-нибудь лаборанта, надеясь потом вырасти в настоящего взрослого микробиолога. Основная сложность была в том, что почти все вакансии, что мне попадались, были рассчитаны на полный график, который никак не совместишь с учебой. Я пробовала репетиторство, работу с лабораторными животными в виварии, работала на производстве ИФА-тестов на ковид, и однажды, уже во время обучения в магистратуре, мне представилась возможность устроиться настоящим микробиологом в настоящую биотехнологическую компанию. Компания «Биофорте-лаб», в которой я работала, занимается производством белково-витаминных концентратов (БВК) — это продукт культивирования микробных клеток на отходах переработки различного нерастительного сырья, например, метанола. За полгода работы я просмотрела много ещё советских технологических регламентов, и узнала, что помимо меприна — БВК из микроорганизмов-метилотрофов, то есть питающихся ядовитым для нас метанолом — бывает ещё эприн, гаприн, паприн… Микроорганизмы-продуценты белка столь разнообразны, что могут потреблять и метанол, и этанол, и природный газ, и даже нефтяные парафины, и давать до 50% белка от массы получаемого продукта. Эти белково-витаминные концентраты используются, в первую очередь, как кормовая добавка для животных, но, я думаю, это достойный аналог растительному соевому мясу для людей, ведь некоторые микроорганизмы дают даже больше незаменимых аминокислот, чем соя. В настоящее время люди пытаются восстановить или построить новые заводы по производству БВК, так что отрасль активно развивается. В работе я активно использовала навыки, полученные на практикумах кафедры биологии почв — любимые культуральные методы микробиологии (посевы на плотные и жидкие питательные среды), подсчёт колоний, я варила питательные среды и осуществляла контроль физико-химических показателей микроорганизмов, растущих в колбах — это первая стадия производства, подготовительная. После того, как микробы попадают в ферментёры (это такие большие бочки, в которых непрерывно растут микроорганизмы и куда им подаются необходимые питательные среды и микроэлементы, а ещё там строго заданные условия — например, температура и pH), вся работа ложится на плечи операторов, а микробиологам остаётся микроскопировать культуральную жидкость и внимательно следить за состоянием микробов. Спустя полгода я решила поменять работу и совсем скоро начинаю работать санитарным микробиологом на большом заводе в Московской области. Надеюсь, что получится совмещать эту работу с учебой столь же успешно, как и прошлую. Я считаю, что стаж необходимо нарабатывать без отрыва от обучения. Хорошим подспорьем здесь являются производственные практики, но двух месяцев такой практики может быть недостаточно, а чтобы устроиться на то место, которое интересно именно тебе, нужно проявить инициативу. Часто можно слышать, что выпускники попадают в замкнутый круг — чтобы найти работу, нужен опыт, но опыт можно получить в результате работы. Но если не лениться, то полученного в студенческие годы опыта становится достаточно для плавного старта своей настоящей, взрослой карьеры. Самое главное — не бояться искать себя, менять работу, если что-то не нравится, искать разные пути к своему счастью. И помнить, что факультет почвоведения не ограничивается одними почвами, почвовед может всё!» Всероссийский конкурс молодежных проектов
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) продолжает прием заявок на участие в конкурсе молодежных проектов на получение микрогранта. Претендовать на грантовую поддержку могут граждане России в возрасте от 14 до 35 лет.
Для участия в конкурсе необходимо до 3 августа направить через автоматизированную информационную систему «Молодежь России» заявку на реализацию социальной инициативы и ролик-презентацию об авторском проекте по одному из 18 направлений, в числе которых:
#развивай_среду — проекты по развитию малых территорий,
#сохраняй_природу — проекты по экологическому просвещению,
#вдохновляй — проекты по поддержке творческих инициатив,
#делись_опытом — проекты по развитию наставничества в молодежной среде,
#открывай_страну — проекты по развитию молодежного туризма,
#вклад_в_будущее — проекты по вовлечению молодежи в сферу науки и технологий,
и другие
Авторы лучших проектов получат микрогранты в размере от 5 до 100 тыс. рублей на целевые расходы. Список победителей, а также информация о рейтинге участников, критериях отбора и размере финансовой поддержки будут опубликованы на сайте Росмолодежи не позднее 27 сентября.
Зоналка - это не только про почвоведение, экологию и геоботаникуКирилл Толстыгин, аспирант факультета почвоведения, рассказывает о своей педагогической практике и ценных качествах, которые приобретают студенты и молодые преподаватели в условиях полевых практик. В этом году Кирилл ездил в зональную практику в качестве преподавателя бригады. - Какие впечатления от практики вообще? - Впечатления — атас! Я влюбился в зональную практику еще в первый раз, будучи студентом. После магистратуры я ездил стажером (у преподавателя Ольги Юрьевны Гончаровой), и, когда мне доверили быть полноценным бригадным преподавателем, был в восторге. Как сказал провожая студентов Лев Анатольевич Поздняков: «Нет таких людей, кто съездил бы в зональную практику и жалел об этом», — вот я не только не жалею, но и стремлюсь попасть туда снова. - Отличается ли зоналка со стороны преподавателя и студента? - Да, конечно. Когда ты студент, тебя беспокоят совершенно другие вещи: всё вовремя сдать, написать отчет, успеть потусоваться на костре и так далее. В качестве преподавателя приходится нести ответственность за всю бригаду: готовиться к полевым выходам и камеральным занятиям, пытаться понять, как лучше донести информацию до студентов, да и в целом повышать свой уровень осведомленности о предметах исследования — собственно, почвах. - Какие ценные качества даёт ребятам опыт полученный в зоналке? - Я, как и многие мои коллеги по зональной практике, убежден, что зоналка — не только про почвоведение, экологию, геоботанику. Это про работу в коллективе. Даже если студент не запомнит и не усвоит абсолютно всю полученную на практике информацию, он точно научится работать три недели с одной группой людей в непривычных для городского жителя условиях. Когда тебе поначалу некомфортно, или когда люди в твоей бригаде уже надоели за этот 21 день, когда тебе постоянно надо куда-то идти и что-то делать — вот тогда человек по-настоящему раскрывается, видит в себе все недостатки и может их исправить. Вот именно этот опыт — и есть самое главное, что дает зональная практика. - Легко или просто быть преподавателям в условиях зональной практики? - Поначалу (на первой и чуть-чуть на второй стоянках) мне было очень непривычно. Я не понимал, как правильно выстроить рабочий процесс со студентами, как правильно подавать им информацию и как, собственно, учить их почвоведению. Я думал, что можно просто отправить студентов в самостоятельный научный поиск — позволить им попытаться самим разобраться в том, что мы исследуем. Сам я планировал наблюдать и направлять студентов. Оказалось, что это так не работает. Студентам нужно объяснять, рассказывать, четко указывать им на то, что они должны найти в своем научном поиске. А если ты не объяснил, не рассказал или указал пять раз за практику — можно считать, что ты не сделал этого ни разу. Кроме того, когда ты молодой преподаватель, то бывает сложно выстроить нормальные рабочие отношения со студентами. Грани между «преподаватель — старший товарищ — друг» очень легко размываются в полевой, более неформальной, обстановке. Я был морально готов к этому, и заранее приготовил слова к тому случаю, когда студенты начнут нарушать субординацию. К счастью, мне очень повезло с бригадой — студенты сами очень строго держали себя в рамках. И даже после завершения условного «рабочего дня» на практике, относились с большим уважением и пиететом. - В современном мире при высоком уровне развития технологий - нужны ли полевые практики вообще и зональная в частности? - Да, конечно! Особенно — студентам факультета почвоведения. К счастью, почва — не тот объект, который можно познать на лекции, когнизировать посредством учебников или изучить на цифровом двойнике. Любой человек, который хочет называть себя почвоведом или экологом — обязан побывать в этом невероятном научном приключении. Многие мои коллеги считают зоналку центральной частью их обучения на факультете. И я с ними солидарен. Читать больше отзывов и рассказов про обучение на факультете |
|