Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения
На наши вопросы ответили:
Карманов Виктор, магистр 2 года кафедры географии почв
Захарова Надежда, выпускница 2017 года кафедры биологии почв. В 2019 закончила международную магистерскую программу Полярные и Морские исследования (ПОМОР) в СПбГУ и Гамбургском университете. Сейчас работает в Арктическом и Антарктическом Научно-исследовательском Институте (ААНИИ) в русско-германской лаборатории им. О.Ю. Шмидта (ОШЛ). С 2020 года аспирант биофака СПбГУ.
— В скольких экспедициях Вы принимали участие?
Виктор: Я участвовал в трех экспедициях НИС "Академик Мстислав Келдыш" в Арктику.
Надежда: Я принимала участие в трех арктических экспедициях: одна была маленькая на суше в Хибинах, а две – морские.
— Расскажите о месте прохождения экспедиции, укажите дату и цели.
Виктор: Экспедиции проходили по Арктическим морям: Баренцево, Карское и море Лаптевых. Мой первый рейс был "АМК 72" 2018 года с 15 августа по 24 сентября, второй мой рейс "АМК 76" в 2019 году в Карское море с 1 июля по 6 августа, третий мой рейс "АМК 81" 2020 года с 25 августа по 25 сентября. По программе комплексных экологических исследований Российской Арктики.
Надежда: Впервые в морской арктической экспедиции я была в 2018 году с августа по сентябрь (45 дней в море), на судне Академик Трешников. Экспедиция была в Баренцевом, Карском, Лаптевых морях, и северо-западе Восточно-сибирского моря. Это была международная экспедиция, но на русском судне. На судне выполняли работы несколько экспедиционных групп: CATS (The Changing Arctic Transpolar System) - немецко-русская группа, занималась изучением арктической трансполярной системы в условиях изменения климата; NABOS (Nansen and Amundsen Basins Observational System) - американская группа от университета Аляски Фейрбенкс, занималась океанологическими наблюдениями в бассейнах Нансена и Амундсена (UAF); T-ICE - изучали изменение льда.
Вторая экспедиция была в 2019 году в ноябре, на американском судне Sikuliaq. Экспедиция проходила на Аляске, в морях Берингова, Чукотском, Бофорта. На судне работали вместе 2 экспедиционные группы: GO-WEST - европейцы+американцы, изучали распространение полярной трески и зоопланктона. Полностью биологическая группа; CODA - физики-океанологи, изучали волны.
P.s. 9 октября вышло видео про эту экспедицию. Всего будет 4 или 5 частей. Смотрите: Nadya Psihodelika)
— Поделитесь своими впечатлениями, что для Вас значит экспедиция.
Виктор: Экспедиция в моем понимании - это далеко от дома, суровые условия, поиски нетронутых мест, открытия, завораживающие воображение виды. Мои впечатления... Стоит повторить снова и снова! Шикарная компания ученых от млада до стара.
Надежда: Экспедиция - это бесконечная романтика, заряд энергии от прекрасной природы, интересная работа и всегда неожиданные открытия о мире, людях и себе.
— Расскажите о Вашей роли в экспедиции, что Вы исследовали.
Виктор: Я лично был в отряде зоопланктона. Отбирал пробы сетями джедди и конусом, глубоководные пробы мультинетом. Проводил измерения углерода в различных пробах на приборе toc шиматсу. Работал с различным судовым оборудованием. На Новой Земле с отрядом геологов отбирал пробы почв.
Надежда: В первой экспедиции я была студентом на судне и работала со всеми, училась всему. В основном, я работала в группе биологов. Отбирали зоопланктон, фитопланктон и делали попутные измерения первичной продуктивности. Во второй экспедиции я тоже была в биологической группе. Помогала со сбором и обработкой зоопланктонных и фитопланктонных проб.
— Как Вы попали в экспедицию (с преподавателем факультета, с другой организацией), кто был инициатором? Нужно ли было готовиться?
Виктор: Пришел в ИО [Институт океанологии] РАН и захотел. Меня взяли посмотреть эту кухню и заверили, что понравится, и это действительно так! Руководитель, начальник, инициатор - акад. Флинт М. В. и многие другие. Готовиться естественно нужно!
Надежда: В первую экспедицию нас пригласили как студентов (всего 4 человека) руководители магистерской программы (ПОМОР). Вторая экспедиция - по приглашению моего немецкого научного руководителя, с которым я писала свою магистерскую диссертацию. Готовиться всегда надо. К первой экспедиции я готовилась в лабе, отрабатывала некоторые методы лабораторные. И еще мы помогали упаковывать оборудование. Ко второй я готовилась только сборами, получением визы, и морально.
— Трудности и плюсы, на Ваш взгляд, отправления в экспедицию.
Виктор: Напишу трудности, но я их считаю и плюсом опять же! - много тяжелого оборудования и вещей нужно грузить в фуры и потом в порту разгружать и грузить на борт.
Надежда: Экспедиция в море - это очень много непредсказуемых ситуаций, на которые надо быть готовым быстро реагировать. Нагрузка может быть достаточно высокая за счет того, что станции могут идти друг за другом и работы будет много подряд. Иногда приходится работать сутками, или работать ночью, или вставать рано или посреди ночи. Это не то чтобы трудность, просто надо быть к этому готовым. А еще надо быть готовым к качке и морской болезни. Морская болезнь вышибает тебя из рабочего процесса, потому что ты совсем ничего не можешь делать. Но все эти «трудности» компенсируются прекрасным бирюзовым цветом моря, добрыми людьми вокруг и приключениями.
— Результат экспедиции (написание дипломной работы по проведенным исследованиям/статья/грант).
Виктор: Диплом в бакалавриате и магистратуре, статьи и гранты.
Надежда: Мы до сих пор обрабатываем пробы, отобранные в 2018 году, анализируем информацию. Надеюсь, по окончании будет статья и не одна.
— С какой целью Вы бы посоветовали отправляться в экспедиции?
Виктор: 1 - опыт (этим всё сказано),
2 - компания, знакомства в научных кругах,
3 - материал для диплома/статьи и пр. и т.п.,
4 - пейзажи, виды, животные.
Надежда: В любую экспедицию, независимо от того море это или суша, стоит отправиться всем, кто любит поле. Полевые работы всегда дают перезагрузку мозга, отдых от лаборатории, заряд и новые впечатления о настоящем мире, в котором мы живем.
Фото: В. Карманов