С 12 по 16 февраля 2024 года прошла серия вебинаров факультета почвоведения МГУ. 5 дней подряд, 5 горячих практикоориентированных тем! В каждой лекции слушатели получили 30 минут теории и 45 минут ответов на практические вопросы. Всего участие в работе принял 491 слушатель.

Записи вебинаров доступны на YouTube-канале факультета.

Поступившие вопросы, на которые ответили лекторы в ходе вебинаров:

12 февраля, понедельник, 9.30. Гончарова О.Ю., к.б.н., с.н.с. "Мастер-класс по описанию почвенного разреза" 

  1. Пример полевого комплекта: планшетки, лента, пленочки, бюксы, ашхлор, акты.
  2. Как разобраться в классификациях почв?
  3. Как правильно определить тип почвы, если есть только фотографии глубокого почвенного разреза, много фото растительности. И насколько достоверно подобное определение без выезда на место? Желательно практический кейс рассмотреть.
  4. Что делать, если в разрезе вскрылось "не пойми что"? 
  5. Как описывать быстро намокающие разрезы?
  6. Какой механизм описания почвенного разреза и отбора проб при наличии грунтовых вод в нижней части профиля или высокого увлажнения по всему профилю?
  7. Как не ошибиться и не спутать переходные горизонты от основных?
  8. Как называем и какой индекс у техногенного горизонта (состоящего из промышленных отходов), который полностью перекрывает естественную почву.
  9. Особенности описания профиля почв урбанизированных территорий?
  10. По каким принципам описывается почвенный разрез на урбанизированных площадках? И в чем разница почв городов, поселков и малых населенных пунктов?
  11. Где искать почвенные горизонты их буквенное обозначения
  12. "Как на данный момент продвинулось описание почвенного разреза с приходом новых технологий по сравнению с 1980-1990 г.г.?
  13. Как точнее определить мощность гумусового горизонта при плавном переходе черноземов с верхних слоев в породу?"
  14. Что-то новое появилось при описании почв?
  15. Буквенное обозначение почвенных горизонтов. Какие буквы допустимо использовать? Какому горизонту какая буква соответствует?
  16. Как выбрать актуальную глубину почвенного разреза при высокой насыщенности почвы камнями среднего и крупного размера.

13 февраля, вторник, 9.30. Завгородняя Ю.А., к.б.н., доцент "Верный анализ - результат правильного отбора проб воды" 

  1. Отбор фоновой пробы воды. Как, где.
  2. Статистическая обработка для определения средних величин проб воды.
  3. Сроки и условия хранения проб воды.
  4. Как определять место взятия пробы воды?
  5. Насколько влияет на конечный результат в данной точке отбора проб предварительное промывание тары, если ей уже набирали воду в другой точке? Оставляет ли лаборатория резервную пробу при отборе воды?
  6. Имеет ли эколог право отбирать пробы воды, если  у него в дипломе о высшем образовании есть курс аналитической химии.
  7. Подскажите методику отбора проб воды на загрязнение с превышением ПДК, 
  8. Как отбирать пробы донных отложений.
  9. Какие отличия при отборе и анализе проб озёр
  10. Здравствуйте! Есть такой вопрос: горнодобывающее предприятие осуществляет сброс неочищенных производственных сточных вод в чистейшую горную реку. Анализ показывает, что рН воды у места сброса равен 3,1, к тому же в реке зафиксированы значительные превышения ПДК по меди (аж в 166 тыс раз ПДКрх), железу, алюминию, цинку, кадмию, хрому и пр. Предприятие отрицает свой вклад в экокатастрофу, апеллируя тем, что добычей, к примеру, алюминия они не занимаются, а возмущенные жители города должны были до начала разработок провести анализ воды, чтобы доказать, что до их прихода, дескать, вода в реке была чистая (доводы, что ещё несколько лет назад люди пили воду оттуда без кипячения и водились редкие ценные породы рыб, которых сейчас нет и в помине, конечно, в качестве доказательств не принимаются). Хотелось бы услышать мнение специалистов, как можно доказать с точки зрения науки, а не юриспруденции, что катастрофа устроена именно им (единственным!), стоящим на реке предприятием, а тот же алюминий по причине своей распространённости в земной коре,  вымывается, вероятнее всего, из скалистых пород и почвы в результате кислой среды, создаваемой сбросом и со стоком попадает в реку с отвалов. Строительством очистных сооружений предприятие себя утруждать не стало, поэтому с осадками, коих на Севере хватает, всё это "добро" течёт по склонам и попадает в реки.

14 февраля, среда, 9.30. Белов А.А. к.б.н., н.с. "Колиморфные бактерии: как определять, чем опасны, откуда поступают в воду и почву" :

  1. Роды, виды, определение бактерий, которые стоит знать для мониторинга почв и вод
  2. Санитарно-микробиологические нормативы  для питьевой воды - какие методы определения колиформов  применять?
  3. Колимофные бактерии -Пути миграции и условия жизни
  4. Вопрос обнаружения в почве сх назначения превышений окб и энтерококов очень злободневный. Есть ли у вас общие рекомендации? Мы уже и в МГУ отправляли наши пробы, чтобы нам посмотрели по видам - мы исходил из того, что возможно в окб те же морфологические признаки даёт и др микрофлора , похожая на окб, но не окб... какие могут быть организмы?
  5. Подскажите, такой показатель как ОКБ однозначно свидетельствует о загрязнения почв патогенными микроогранизмами? Может ли быть так,что сюда попадают или ведут себя на средах аналогичным образом иные группы?
  6. При определении киш палочки, возможно ли, что результат может быть искажен присутствием свободноживуших форм?
  7. Почему почва не самоочищается от кишечной палочки и энтерококков?
  8. По севооброту прошли уже ряд зерновых и завешено все рапсом, а это культура с мощной корневой системой, вырабатывает гликозиды, дезинфицирует почву, могут ли эти культуры помочь в борьбе с колиформными бактериями?
  9. Как с ними бороться, с колиформами, на полях? Интересуют энтерококки больше
  10. Что включает в проект рекультивации почв, загрязненных колиформами?

15 февраля, четверг, 9.30. Климанов А.В. к.б.н., ст. преподаватель "Оценка засоления почв перед мелиоративными мероприятиями" 

  1. Риски вторичного засоления после мелиорации, какие есть виды мониторинга?
  2. Интересует тема засоления болот при порыве труб с подтоварными водами в нефтегазовом комплексе
  3. Технологические приемы борьбы с засолением почв, применяемы машинно- тракторные агрегаты
  4. Интересуют методы оценки засоления почв, критерии
  5. Какие методики и стандарты рекомендуется использовать для оценки общей минерализации, а также специфических типов засоления?
  6. Как отбираются пробы почв для оценки засоления и каким образом разрабатываются мероприятия по улучшению качества почв на основе полученных результатов?
  7. Методы и инструменты определения in situ свойств почв и в том числе засоленных  
  8. Интересует методика анализа почвенного покрова техногенных грунтов, загрязненных солями и не только
  9. Интересно узнать о почвенных коллоидах, что это такое, что происходит при засолении
  10. Как правильно отбирать образцы почвы (количество проб и тд) на засоленных почвах города

16 февраля, пятница, 9.30. Кондрашкина М.И. к.б.н., доцент "Борьба с сорняками на газонах в парках и на особо охраняемых территориях" 

  1. Меры профилактики возникновения сорняков. Каким должен быть уход за газонами в городе?
  2. Нужно ли бороться с сорняками в ООПТ и не является ли это вмешательством в естественные условия функционирования экосистем?
  3. Какие способы борьбы с сорняками самые лучшие?
  4. Расскажите про средства механизации для борьбы с сорняками на газонах и в парках
  5. Как бороться с осокой? 
  6. Говорят, пестициды приводят к онкологии, как же без них уничтожить сорняки?
  7. Борьба с борщевиком Сосновского на землях лесного фонда.

На эти вопросы и не только смотрите ответы в записи вебинаров.

 

Модератор вебинаров Тимофеева Елена Александровна, к.б.н., доцент кафедры химии почв, ведет телеграм канал, и оставшиеся вопросы можно задать ей: https://t.me/helentimofeeva17

Также приглашаем Вас на курсы повышения квалификации от факультета почвоведения МГУ, более 85 программ по ссылке: https://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/novosti/4395-nabor-na-programmy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-osennij-semestr-2023-2024

Ближайшие курсы повышения квалификации:

  1. ОЧНО! 11-15 марта Оценка и контроль качества почв, 25 тыс/1 слушатель, http://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/kursy-dlya-ekologov/3265-otsenka-i-kontrol-kachestva-pochv

  2. 18-26 марта  Основы почвоведения для экологов и инженеров-экологов, 25 тыс/1 слушатель,  http://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/kursy-dlya-ekologov/3262-osnovy-pochvovedeniya-dlya-ekologov-i-inzhenerov-ekologov

  3. ОЧНО! 18-21 марта   Микробиологические методы анализа объектов окружающей среды, 35 тыс/1 слушатель,   http://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/kursy-dlya-mikrobiologov/3196-mikrobiologicheskie-metody-analiza-ob-ektov-okruzhayushchej-sredy

  4. ОЧНО! 18-22 марта Химические и физико-химические методы анализа объектов окружающей среды, 25 тыс/1 слушатель,   http://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/kursy-dlya-sotrudnikov-laboratorij/3179-khimicheskie-i-fiziko-khimicheskie-metody-analiza-ob-ektov-okruzhayushchej-sredy