С 12 по 16 февраля 2024 года прошла серия вебинаров факультета почвоведения МГУ. 5 дней подряд, 5 горячих практикоориентированных тем! В каждой лекции слушатели получили 30 минут теории и 45 минут ответов на практические вопросы. Всего участие в работе принял 491 слушатель.
Записи вебинаров доступны на YouTube-канале факультета.
Поступившие вопросы, на которые ответили лекторы в ходе вебинаров:
12 февраля, понедельник, 9.30. Гончарова О.Ю., к.б.н., с.н.с. "Мастер-класс по описанию почвенного разреза"
- Пример полевого комплекта: планшетки, лента, пленочки, бюксы, ашхлор, акты.
- Как разобраться в классификациях почв?
- Как правильно определить тип почвы, если есть только фотографии глубокого почвенного разреза, много фото растительности. И насколько достоверно подобное определение без выезда на место? Желательно практический кейс рассмотреть.
- Что делать, если в разрезе вскрылось "не пойми что"?
- Как описывать быстро намокающие разрезы?
- Какой механизм описания почвенного разреза и отбора проб при наличии грунтовых вод в нижней части профиля или высокого увлажнения по всему профилю?
- Как не ошибиться и не спутать переходные горизонты от основных?
- Как называем и какой индекс у техногенного горизонта (состоящего из промышленных отходов), который полностью перекрывает естественную почву.
- Особенности описания профиля почв урбанизированных территорий?
- По каким принципам описывается почвенный разрез на урбанизированных площадках? И в чем разница почв городов, поселков и малых населенных пунктов?
- Где искать почвенные горизонты их буквенное обозначения
- "Как на данный момент продвинулось описание почвенного разреза с приходом новых технологий по сравнению с 1980-1990 г.г.?
- Как точнее определить мощность гумусового горизонта при плавном переходе черноземов с верхних слоев в породу?"
- Что-то новое появилось при описании почв?
- Буквенное обозначение почвенных горизонтов. Какие буквы допустимо использовать? Какому горизонту какая буква соответствует?
- Как выбрать актуальную глубину почвенного разреза при высокой насыщенности почвы камнями среднего и крупного размера.
13 февраля, вторник, 9.30. Завгородняя Ю.А., к.б.н., доцент "Верный анализ - результат правильного отбора проб воды"
- Отбор фоновой пробы воды. Как, где.
- Статистическая обработка для определения средних величин проб воды.
- Сроки и условия хранения проб воды.
- Как определять место взятия пробы воды?
- Насколько влияет на конечный результат в данной точке отбора проб предварительное промывание тары, если ей уже набирали воду в другой точке? Оставляет ли лаборатория резервную пробу при отборе воды?
- Имеет ли эколог право отбирать пробы воды, если у него в дипломе о высшем образовании есть курс аналитической химии.
- Подскажите методику отбора проб воды на загрязнение с превышением ПДК,
- Как отбирать пробы донных отложений.
- Какие отличия при отборе и анализе проб озёр
- Здравствуйте! Есть такой вопрос: горнодобывающее предприятие осуществляет сброс неочищенных производственных сточных вод в чистейшую горную реку. Анализ показывает, что рН воды у места сброса равен 3,1, к тому же в реке зафиксированы значительные превышения ПДК по меди (аж в 166 тыс раз ПДКрх), железу, алюминию, цинку, кадмию, хрому и пр. Предприятие отрицает свой вклад в экокатастрофу, апеллируя тем, что добычей, к примеру, алюминия они не занимаются, а возмущенные жители города должны были до начала разработок провести анализ воды, чтобы доказать, что до их прихода, дескать, вода в реке была чистая (доводы, что ещё несколько лет назад люди пили воду оттуда без кипячения и водились редкие ценные породы рыб, которых сейчас нет и в помине, конечно, в качестве доказательств не принимаются). Хотелось бы услышать мнение специалистов, как можно доказать с точки зрения науки, а не юриспруденции, что катастрофа устроена именно им (единственным!), стоящим на реке предприятием, а тот же алюминий по причине своей распространённости в земной коре, вымывается, вероятнее всего, из скалистых пород и почвы в результате кислой среды, создаваемой сбросом и со стоком попадает в реку с отвалов. Строительством очистных сооружений предприятие себя утруждать не стало, поэтому с осадками, коих на Севере хватает, всё это "добро" течёт по склонам и попадает в реки.
14 февраля, среда, 9.30. Белов А.А. к.б.н., н.с. "Колиморфные бактерии: как определять, чем опасны, откуда поступают в воду и почву" :
- Роды, виды, определение бактерий, которые стоит знать для мониторинга почв и вод
- Санитарно-микробиологические нормативы для питьевой воды - какие методы определения колиформов применять?
- Колимофные бактерии -Пути миграции и условия жизни
- Вопрос обнаружения в почве сх назначения превышений окб и энтерококов очень злободневный. Есть ли у вас общие рекомендации? Мы уже и в МГУ отправляли наши пробы, чтобы нам посмотрели по видам - мы исходил из того, что возможно в окб те же морфологические признаки даёт и др микрофлора , похожая на окб, но не окб... какие могут быть организмы?
- Подскажите, такой показатель как ОКБ однозначно свидетельствует о загрязнения почв патогенными микроогранизмами? Может ли быть так,что сюда попадают или ведут себя на средах аналогичным образом иные группы?
- При определении киш палочки, возможно ли, что результат может быть искажен присутствием свободноживуших форм?
- Почему почва не самоочищается от кишечной палочки и энтерококков?
- По севооброту прошли уже ряд зерновых и завешено все рапсом, а это культура с мощной корневой системой, вырабатывает гликозиды, дезинфицирует почву, могут ли эти культуры помочь в борьбе с колиформными бактериями?
- Как с ними бороться, с колиформами, на полях? Интересуют энтерококки больше
- Что включает в проект рекультивации почв, загрязненных колиформами?
15 февраля, четверг, 9.30. Климанов А.В. к.б.н., ст. преподаватель "Оценка засоления почв перед мелиоративными мероприятиями"
- Риски вторичного засоления после мелиорации, какие есть виды мониторинга?
- Интересует тема засоления болот при порыве труб с подтоварными водами в нефтегазовом комплексе
- Технологические приемы борьбы с засолением почв, применяемы машинно- тракторные агрегаты
- Интересуют методы оценки засоления почв, критерии
- Какие методики и стандарты рекомендуется использовать для оценки общей минерализации, а также специфических типов засоления?
- Как отбираются пробы почв для оценки засоления и каким образом разрабатываются мероприятия по улучшению качества почв на основе полученных результатов?
- Методы и инструменты определения in situ свойств почв и в том числе засоленных
- Интересует методика анализа почвенного покрова техногенных грунтов, загрязненных солями и не только
- Интересно узнать о почвенных коллоидах, что это такое, что происходит при засолении
- Как правильно отбирать образцы почвы (количество проб и тд) на засоленных почвах города
16 февраля, пятница, 9.30. Кондрашкина М.И. к.б.н., доцент "Борьба с сорняками на газонах в парках и на особо охраняемых территориях"
- Меры профилактики возникновения сорняков. Каким должен быть уход за газонами в городе?
- Нужно ли бороться с сорняками в ООПТ и не является ли это вмешательством в естественные условия функционирования экосистем?
- Какие способы борьбы с сорняками самые лучшие?
- Расскажите про средства механизации для борьбы с сорняками на газонах и в парках
- Как бороться с осокой?
- Говорят, пестициды приводят к онкологии, как же без них уничтожить сорняки?
- Борьба с борщевиком Сосновского на землях лесного фонда.
На эти вопросы и не только смотрите ответы в записи вебинаров.
Модератор вебинаров Тимофеева Елена Александровна, к.б.н., доцент кафедры химии почв, ведет телеграм канал, и оставшиеся вопросы можно задать ей: https://t.me/helentimofeeva17
Также приглашаем Вас на курсы повышения квалификации от факультета почвоведения МГУ, более 85 программ по ссылке: https://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/novosti/4395-nabor-na-programmy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-osennij-semestr-2023-2024
Ближайшие курсы повышения квалификации:
-
ОЧНО! 11-15 марта Оценка и контроль качества почв, 25 тыс/1 слушатель, http://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/kursy-dlya-ekologov/3265-otsenka-i-kontrol-kachestva-pochv
-
18-26 марта Основы почвоведения для экологов и инженеров-экологов, 25 тыс/1 слушатель, http://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/kursy-dlya-ekologov/3262-osnovy-pochvovedeniya-dlya-ekologov-i-inzhenerov-ekologov
-
ОЧНО! 18-21 марта Микробиологические методы анализа объектов окружающей среды, 35 тыс/1 слушатель, http://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/kursy-dlya-mikrobiologov/3196-mikrobiologicheskie-metody-analiza-ob-ektov-okruzhayushchej-sredy
-
ОЧНО! 18-22 марта Химические и физико-химические методы анализа объектов окружающей среды, 25 тыс/1 слушатель, http://soil.msu.ru/dopolnit-obrazovanie/kursy-dlya-sotrudnikov-laboratorij/3179-khimicheskie-i-fiziko-khimicheskie-metody-analiza-ob-ektov-okruzhayushchej-sredy