Таких шоферов еще поискать надо

Уже на 8-м десятке Н.А.Качинский решил проехать по местам своего детства и юности около Ставрополя и заночевать на берегу Сингелеевского озера. Утром из Ставрополя улетал самолет, на котором должны были лететь Н.А. и несколько сотрудниц. Машина обычно утром плохо заводилась. И когда Н.А. предложил переночевать на озере, шофер резко отказался из-за того, что утром машина не заведется. Н.А. с презрением сказал, что шофер плох, раз боится ночевать. Тогда выведенный из себя шофер в ответ пробурчал: - «Старый ты дурень, таких шоферов еще поискать надо». Словом, был скандал и машина все-таки поехала без остановки на аэродром в Ставрополь. Через неделю в экспедицию пришла телеграмма от автобазы МГУ: - «Как работает шофер?» Ответили: - «Хорошо». И получили телеграмму от Н.А. с выговором. Начальник экспедиции срочно летит в Москву. Идет к Н.А. Выясняет ситуацию. Н.А. говорит, что он пожаловался на шофера в автобазу, а начальник экспедиции не поддержал его. «Ну, что вы, Н.А., придаете такое значение шоферу. Он - мальчишка с 5 -классным образованием, а вы - ученый с мировым именем.» - «Ну, так что же, каждый мальчишка с пятиклассным образованием будет называть меня дураком?»

shoba sa

Почвоведение - наука, изучающая закономерности формирования и функционирования почвы и почвенного покрова Земли, их экологические функции в биосфере и роль в системе сельскохозяйственного производства. Факультет почвоведения является относительно молодым и динамично развивающимся факультетом Московского университета и самым крупным учебным заведением данного направления в системе университетского образования страны. Факультет готовит почвоведов-экологов, специалистов по оценке и рациональному использованию земельных ресурсов. Потребность в специалистах этого профиля велика в различных сферах жизни и хозяйственной деятельности общества, особенно в условиях новых экономических отношений.

Почвоведение - одна из быстро развивающихся отраслей современного естествознания. Почвоведение является фундаментальной наукой, его теоретическая база непрерывно и быстро совершенствуется. Полученное образование позволяет выпускникам работать в научно-исследовательских учреждениях и заниматься преподавательской деятельностью в высших и средних учебных заведениях. Они разрабатывают фундаментальные теоретические проблемы почвоведения, такие, как структурно-функциональная роль почвенного покрова в биосфере, состав и строение минералов почвы и ее органического вещества, процессы почвообразования, естественная и антропогенная эволюция почв, питание растений и система удобрений почвы и другие.

Важнейшей задачей почвоведения является оценка земельных ресурсов. В настоящее время, в условиях коммерческого оборота некоторых категорий земель, эта задача становится особенно актуальной. Ее решение требует определения качества почвы, квалифицированной экономической и экологической ее оценки, наконец, определения в отдельных случаях ее стоимости. В государственном масштабе выпускники факультета участвуют в разработке и осуществлении земельного кадастра.

Почвоведение служит основой организации рационального землепользования. Знания о состоянии почвенного покрова являются необходимым условием рационального использования земельных ресурсов и управления ими с учетом их экономической и экологической оценок, положения в ландшафте, эстетического значения. Интенсивно развивающимся направлением этой сферы приложения почвоведения является почвенно-ландшафтное проектирование, имеющее целью создание ландшафтов с заданными эстетическими и функциональными свойствами. Кроме этого, почвоведы участвуют в решении вопросов, связанных с загрязнением окружающей среды, разрабатывают и внедряют стандарты экологического нормирования состояния почв и земельных ресурсов, выясняют причины парникового эффекта и изменения биологического разнообразия.

В Московском университете преподавание почвоведения как естественноисторической науки было введено заведующим кафедрой агрономии А.Н.Сабаниным в 1906 г. для студентов естественного отделения физико-математического факультета. В 1922 г. была организована первая университетская кафедра почвоведения и восстановлена в Московском университете кафедра агрохимии, которая впервые была образована в 1863 г. Необходимость дальнейшего развития почвоведения как самостоятельной отрасли естествознания определило целесообразность создания самостоятельного факультета почвоведения, который и был организован в 1973 г. Первым деканом факультета стал его организатор профессор Г.В.Добровольский, ныне академик Российской академии наук.

На факультете работают более 40 докторов наук (из них 25 профессоров), 115 кандидатов наук.

На факультете обучаются около 450 студентов и 110 аспирантов. В рамках специальности "Почвоведение" студенты специализируются на одной из 10 кафедр факультета: общего почвоведения, химии почв, биологии почв, географии почв, физики и мелиорации почв, эрозии почв, агрохимии, общего земледелия, земельных ресурсов и оценки почв, агроинформатики. При факультете имеется учебно-опытный центр "Чашниково" в Солнечногорском районе Московской области. На факультете готовят специалистов почвоведов, открыта магистратура по направлению "Почвоведение" и планируется открыть магистратуру по направлению "Экология и рациональное природопользование".

Учебным планом факультета предусмотрена подготовка по широкому кругу дисциплин. Весьма обширна программа изучения фундаментальных естественных наук, включающая математику, основы программирования и вычислительной техники, физику, различные разделы химии, геологию, минералогию, геодезию, ботанику, экологию и другие. Образование в области гуманитарных наук студентам дает изучение истории Отечества, основ экономической теории, социологии и других дисциплин. Подготовка по специальности базируется на курсах почвоведения, физики почв, химии почв, биологии почв, агрохимии и др. Значительная часть учебного времени отведена специальным курсам, читаемым по кафедрам, и подготовке дипломной работы. Большое внимание уделено изучению основ информатики, математического моделирования природных и в особенности почвенных процессов; студенты получают глубокие навыки работы на персональных компьютерах, осваивают современные информационные технологии.

Обучение на факультете позволяет получить подготовку в области фундаментальных проблем экологии и почвоведения, таких, как теория процессов почвообразования, экология и геохимия почв, организация почвенного покрова биосферы, экология почвенных микроорганизмов, мелиорация почв, агрохимия, основы землепользования, защита почв от эрозии, современные инструментальные методы анализа почв и др.

Большое внимание уделено экологической части образования. В учебный план включены такие дисциплины, как "Экология", "Основы учения об окружающей среде", "Биологический круговорот", "Биологическая диагностика почв". Студенты получают подготовку по таким актуальным направлениям, как экологическая гидрофизика почв, эколого-агрохимические принципы применения минеральных удобрений, роль почвенного покрова в экологии крупных городов, экологическое нормирование и экологическая экспертиза, экологическое земледелие, применение геоинформационных систем в оценке и инвентаризации земельных ресурсов, управление земельными ресурсами и др.

Очень важную роль в подготовке играют учебные полевые практики. Под Москвой, в почвенно-экологическом центре факультета "Чашниково" студенты проходят практику по ботанике, геологии, геодезии, а также по почвоведению, физике почв, земледелию, эрозии и охране почв и полевым методам исследования почв. Особое место в учебном процессе занимает так называемая зональная практика, где в полевых условиях студенты знакомятся с почвой и растительностью основных природных зон нашей страны. Эта практика, чрезвычайно полезная в учебном отношении, всегда оставляет неизгладимые впечатления у всех, кто на ней побывал.

Факультет почвоведения - один из ведущих научных центров в своей области. Сотрудники факультета плодотворно разрабатывают крупные научные проблемы в различных областях почвоведения и экологии. Студенты принимают непосредственное участие в научных исследованиях, проводимых на факультете.

Учебный план предусматривает подготовку дипломированных специалистов в течение 5 лет с правом получения диплома бакалавра через 4 года обучения.

Выпускники факультета, а также выпускники других ВУЗов, имеющие дипломы по близким специальностям, могут продолжить обучение в магистратуре (2 года).

Декан чл.-корр. РАН
Шоба Сергей Алексеевич