Сегодня на наши вопросы ответил Андрей Салмин, выпускник кафедры географии почв.

Андрей рассказал нам о своей научной работе, посвящённой исследованию биоаккумуляции тяжелых металлов в условиях техногенного загрязнения. А также поделился с нами своим опытом работы в Департаменте инженерных изысканий.

Насколько тяжело было учиться?

На самом деле, обучение на факультете давалось достаточно легко. Помню, что тяжелыми были первые 2 семестра: было тяжело перестроиться с ритма и темпа школьного обучения на университетский. Однако, в дальнейшем все проблемы были преодолены, и это позволило закончить факультет с красным дипломом.

Помню, что уже со второго курса начал работать, естественно не по специальности, в основном это была работа в сфере обслуживающего персонала – магазины одежды и кафе.

Однако, уже после третьего курса, вплоть до окончания обучения, в летний период проходил производственную практику на проектах рекультивации нефтезагрязненных земель в качестве супервайзера в АНО «Экотерра». Данная производственная практика была оплачиваемая. Основным преимуществом в данной работе являлось получение колоссального опыта как в сфере практических знаний, так и в части общения с представителями профессии.

Что было самым сложным во время выполнения диплома?

Основной проблемой при выполнении дипломной работы являлся отбор необходимого материала для исследования ввиду специфичности нашей темы, а именно – отбор биоматериалов – волос.

Тема дипломной работы была выбрана совместно с научным руководителем – д.б.н., проф. Трифоновой Татьяной Анатольевной. Основной гипотезой научной работы являлась идея, что загрязнение тяжелыми металлами в городской среде неравномерно, и то, что большую роль играет именно территориальное распространение. Методикой является отбор волос, как естественный индикатор состояния окружающей среды и последующий микроэлементный анализ.

Следовательно, концепцией работы является некоторая схема: выявление районов с неблагоприятной экологической обстановкой → микроэлементный анализ волос → подтверждение гипотезы о пространственном распределении загрязнения.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика проходила на базе Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республик Татарстан. Практика была полезна для последующей научной работы, в частности, в ходе прохождения практики были освоены методы отбора проб грунтов и описания растительного покрова, а также химико-аналитические методы исследований (в частности, рентгено-флуоресцентный метод анализа), которые использовались в дальнейшем при написании дипломной работы.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? В каких конкурсах/конференциях Вы участвовали?

В течении обучения в конференциях (Ломоносов, Докучаевские чтения). Это позволило познакомиться с большим количеством единомышленников.

Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

В данный момент занимаю должность ведущего инженера-эколога в Департаменте инженерных изысканий ООО «Желдорпроект».

Расскажите поподробнее о работе и трудоустройстве.

В сферу моих обязанностей входит подготовка отчетной документации для региональных объектов транспортной (железнодорожной) инфраструктуры в части инженерно-экологических изысканий.

Инженерно-экологические изыскания необходимы для принятия экологически взвешенных решений до начала проектирования объектов капитального строительства.

Основными задачами, с которыми я сталкиваюсь в ходе подготовки отчетной документации по инженерно-экологическим изысканиям, являются:

  • Сбор исходных данных (сбор и изучение исходных данных, в том числе государственных докладов о состоянии окружающей среды, ответов уполномоченных органов);

  • Полевой этап работ (пробоотбор почв и грунтов; описание компонентов окружающей среды, в том числе почвенного покрова);

  • Камеральный этап работ, включающий интерпретацию результатов лабораторного исследования, подготовку графических материалов.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

В части инженерно-экологических изысканий преимуществом будут являться знания в области генетического почвоведения, в частности, для определения нормы снятия плодородного почвенного слоя при строительстве.

Полевая геоботаническая практика позволяет овладеть знаниями в части методологии описания пробных площадок.

На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Что для Вас было в приоритете?

В первую очередь обращаю внимание на социальную значимость проектируемых объектов. Например, в «Желдорпроекте» я так или иначе принимал участие в подготовке отчетной документации для важных инфраструктурных объектов, таких как «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург», «Западный обход Саратовского узла».

Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

Не связана.

Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?

В сфере инженерных изысканий спрос на специалистов экологов и почвоведов высокий ввиду того, что строить и реконструировать объекты будут всегда.

Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?

Коммерция ближе. Думаю, что в науке сейчас зарабатывать деньги гораздо сложнее, к сожалению.

Какие навыки важны на практике больше всего?

Описание почвенного разреза. К сожалению, специалистов, умеющих описать разрез для целей инженерно-экологических изысканий крайне мало. Почвенный дневник с практики в Чашниково и Зональной практикой всегда под рукой.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Все время студенчества, проведенного на факультете почвоведения МГУ, было одним сплошным ярким моментом.

Совет студентам.

Учитесь хорошо!

 
 

 
 
 
Спонсор конференции: