Отзывы студентов и выпускников

Сегодня перед сотнями тысяч вчерашних школьников встает вопрос: куда идти учиться дальше? Кто-то уже давно знает ответ, а кто-то до сих пор выбирает и сомневается.

Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета.

Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников.

Содержание раздела: про что хотите почитать?

  • Про обучение на факультете в целом: 
  • Специальности и научные исследования:
  • Аспирантура и стажировки:
  • Экспедиции и практики:
  • Трудоустройство:
  • Или просто обновите страницу и читайте в случайном порядке!

Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сегодня на наши вопросы ответил Андрей Салмин, выпускник кафедры географии почв.

Андрей рассказал нам о своей научной работе, посвящённой исследованию биоаккумуляции тяжелых металлов в условиях техногенного загрязнения. А также поделился с нами своим опытом работы в Департаменте инженерных изысканий.

Насколько тяжело было учиться?

На самом деле, обучение на факультете давалось достаточно легко. Помню, что тяжелыми были первые 2 семестра: было тяжело перестроиться с ритма и темпа школьного обучения на университетский. Однако, в дальнейшем все проблемы были преодолены, и это позволило закончить факультет с красным дипломом.

Помню, что уже со второго курса начал работать, естественно не по специальности, в основном это была работа в сфере обслуживающего персонала – магазины одежды и кафе.

Однако, уже после третьего курса, вплоть до окончания обучения, в летний период проходил производственную практику на проектах рекультивации нефтезагрязненных земель в качестве супервайзера в АНО «Экотерра». Данная производственная практика была оплачиваемая. Основным преимуществом в данной работе являлось получение колоссального опыта как в сфере практических знаний, так и в части общения с представителями профессии.

Что было самым сложным во время выполнения диплома?

Основной проблемой при выполнении дипломной работы являлся отбор необходимого материала для исследования ввиду специфичности нашей темы, а именно – отбор биоматериалов – волос.

Тема дипломной работы была выбрана совместно с научным руководителем – д.б.н., проф. Трифоновой Татьяной Анатольевной. Основной гипотезой научной работы являлась идея, что загрязнение тяжелыми металлами в городской среде неравномерно, и то, что большую роль играет именно территориальное распространение. Методикой является отбор волос, как естественный индикатор состояния окружающей среды и последующий микроэлементный анализ.

Следовательно, концепцией работы является некоторая схема: выявление районов с неблагоприятной экологической обстановкой → микроэлементный анализ волос → подтверждение гипотезы о пространственном распределении загрязнения.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика проходила на базе Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республик Татарстан. Практика была полезна для последующей научной работы, в частности, в ходе прохождения практики были освоены методы отбора проб грунтов и описания растительного покрова, а также химико-аналитические методы исследований (в частности, рентгено-флуоресцентный метод анализа), которые использовались в дальнейшем при написании дипломной работы.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? В каких конкурсах/конференциях Вы участвовали?

В течении обучения в конференциях (Ломоносов, Докучаевские чтения). Это позволило познакомиться с большим количеством единомышленников.

Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

В данный момент занимаю должность ведущего инженера-эколога в Департаменте инженерных изысканий ООО «Желдорпроект».

Расскажите поподробнее о работе и трудоустройстве.

В сферу моих обязанностей входит подготовка отчетной документации для региональных объектов транспортной (железнодорожной) инфраструктуры в части инженерно-экологических изысканий.

Инженерно-экологические изыскания необходимы для принятия экологически взвешенных решений до начала проектирования объектов капитального строительства.

Основными задачами, с которыми я сталкиваюсь в ходе подготовки отчетной документации по инженерно-экологическим изысканиям, являются:

  • Сбор исходных данных (сбор и изучение исходных данных, в том числе государственных докладов о состоянии окружающей среды, ответов уполномоченных органов);

  • Полевой этап работ (пробоотбор почв и грунтов; описание компонентов окружающей среды, в том числе почвенного покрова);

  • Камеральный этап работ, включающий интерпретацию результатов лабораторного исследования, подготовку графических материалов.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

В части инженерно-экологических изысканий преимуществом будут являться знания в области генетического почвоведения, в частности, для определения нормы снятия плодородного почвенного слоя при строительстве.

Полевая геоботаническая практика позволяет овладеть знаниями в части методологии описания пробных площадок.

На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Что для Вас было в приоритете?

В первую очередь обращаю внимание на социальную значимость проектируемых объектов. Например, в «Желдорпроекте» я так или иначе принимал участие в подготовке отчетной документации для важных инфраструктурных объектов, таких как «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург», «Западный обход Саратовского узла».

Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

Не связана.

Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?

В сфере инженерных изысканий спрос на специалистов экологов и почвоведов высокий ввиду того, что строить и реконструировать объекты будут всегда.

Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?

Коммерция ближе. Думаю, что в науке сейчас зарабатывать деньги гораздо сложнее, к сожалению.

Какие навыки важны на практике больше всего?

Описание почвенного разреза. К сожалению, специалистов, умеющих описать разрез для целей инженерно-экологических изысканий крайне мало. Почвенный дневник с практики в Чашниково и Зональной практикой всегда под рукой.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Все время студенчества, проведенного на факультете почвоведения МГУ, было одним сплошным ярким моментом.

Совет студентам.

Учитесь хорошо!

Сегодня я - выпускница Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова. А всего лишь несколько лет назад была обычной школьницей из далекой Ульяновской области. В те юные годы я и не подозревала о том, что смогу поступить и учиться в лучшем вузе нашей страны. С детства мне было интересно наблюдать за природой, я обожала поездки в лес, там папа учил меня узнавать птиц, собирать «правильные» грибы и ягоды.

Но серьезно заниматься экологией я стала в 9 классе. Именно тогда я узнала о том, насколько хрупка красота окружающего мира и как многое зависит от деятельности человека. Вместе с учителем биологии, которая и открыла для меня столь интересный предмет, мы проводили исследования, участвовали в экологических конкурсах и конференциях. Финальным штрихом нашей работы стала победа во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, которая дала мне право поступить в любой вуз, где обучают специалистов-экологов, без вступительных испытаний. Мой выбор пал на МГУ имени Ломоносова.

На тот момент, я мало знала о факультете почвоведения. Первое знакомство с ним произошло в июле 2010, когда мы с мамой приехали подавать документы в приемную комиссию. Помню, как с энтузиазмом расспрашивала секретаря о том, чем же здесь занимаются, что преподают и есть ли научные конференции и олимпиады. Не могу не отметить тот факт, что мне сразу понравился интерьер факультета: коридоры, обшитые деревом, аудитории с величественными партами, за которыми сидело не одно поколение – все это создает атмосферу фундаментальности университета и образования в нем (на память сразу приходит известное выражение: театр начинается с вешалки…).

Так и началась моя студенческая жизнь. У нас не было разделения на почвоведов и экологов с первого курса, направление подготовки выбиралось после второго года обучения, когда за спиной была практика в Чашниково и уникальная зональная практика. Я выбрала почвоведение, вторым шагом был выбор кафедры, который, признаюсь, был не из легких. Я посещала дни открытых дверей, советовалась с преподавателями и друзьями. Мне хотелось восполнить недостаток информации о законах в области земельных отношений, поэтому кафедра земельных ресурсов и оценки почв стала моей родной кафедрой.

На спецкурсах рассказывали о процедурах оценки ущерба, нанесенного различными видами загрязнений, о законодательстве в сфере отходов, о бонитировке почв, о нормировании антропогенного воздействия, учили рассчитывать кадастровую стоимость земель, показывали современные методы биоиндикации и биотестирования.

Курс об экологической экспертизе заканчивался прохождением производственной практики в организации, занимающейся подготовкой инженерно-строительной документации и разработкой технических регламентов, после которой стало понятно, как применять полученные знания в университете непосредственно в деле. При желании всегда можно найти работу по специальности, а можно продолжить свое обучение дальше в магистратуре и аспирантуре. Какой путь выбрать - зависит только от Вас!

В завершении хочется сказать замечательные слова одного преподавателя, что в моей жизни было два важных события – это рождение и поступление в Московский Государственный Университет!

Астайкина А., выпускница 2015, каф. земельных ресурсов и оценки почв, направление «Почвоведение»

Уникальная летняя полевая практика почвоведов и экологов в фотографиях Г.П. Глазунова на его персональном сайте.

Что же такое Зоналка? Это практика, наглядно иллюстрирующая работу В.В. Докучаева «К учению о зонах природы». Студенты в течение трех недель путешествуют по России от Москвы до Волгограда, совершая остановки в зоне широколиственных лесов, лесо-степной и степной зонах и изучая изменения, происходящие с растительным и почвенным покровом. Это жизнь в палатках, еда из полевой кухни, гербарии и почвенные разрезы, костер, гитара и незабываемые впечатления.

За эти 4 года было всякое: веселое и грустное, легкое и тяжелое, вкусное и не очень. Однако, могу сказать, что это время прошло не зря.

Образование, которое дает наш факультет можно считать уникальным, в том плане, что редко где можно встретить такой широкий спектр дисциплин под руководством научной элиты. Конечно, не все пройденное было полезно, но это сугубо дело каждого. В любом случае от информации остался отпечаток.

Но дело даже не в предметах, не в том, что лучший ВУЗ страны, не в авторитете и рейтингах. МГУ учит быть самостоятельным. МГУ сбивает спесь с "умников" и подает руку помощи сознательным. Университет начинает сортировать с момента дополнительных вступительных испытаний и до самого последнего этапа обучения. Это то самое "бутылочное горлышко", которое отбирает самых приспособленных, самых стойких и уверенных. И это - ценно.

Ну а пока первый этап пройден, что же нас ждет - "море хранит молчанье". И из этого моря мы рано или поздно выйдем на сушу.

Чекин М.Р., выпускник 2017, каф. биологии почв

Сегодня на наши вопросы ответила Виктория Миличенкова, выпускница кафедры географии почв.

Виктория рассказала нам о своей дипломной работе, карьере, а также о создании своего проекта для туристов и походников.

Тема научной работы Виктории: “Сравнительный анализ ландшафтной структуры водосборных бассейнов Переднеазиатских нагорий на основе данных дистанционного зондирования”, научный руководитель — Трифонова Татьяна Анатольевна.

Виктория, расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе?

Уже при поступлении на факультет я знала, что буду учиться именно на географии почв, поэтому другие кафедры меня мало интересовали. Объясню, почему я сразу исключила из своего поля зрения другие направления: география — тот самый предмет, который не переставал меня удивлять и поражать еще со школы, и мне хотелось более детально в него погрузиться.

Про выбор научного руководителя я спрашивала у преподавателей других кафедр, старшекурсников, куратора курса. Общалась со многими сотрудниками кафедры географии почв, но достаточно долго не могла понять, к кому именно пойти. У меня было желание изучать горы, и кто-то рассказал про научные интересы Татьяны Анатольевны, после чего я стала ее студенткой.

Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

Впечатления от учебы на кафедре у меня остались смешанные. Некоторые спецкурсы были интересными, другие воспринимались без энтузиазма. Самые интересные, на мой взгляд, спецкурсы были, пожалуй, от преподавателей кафедры химии почв.

Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться, бывало, правда тяжело, особенно при полном погружении в процесс. Я думаю, что в целом можно работать на парт-тайме. У меня, к сожалению, такого опыта не было. Я с 3-го курса помимо учебы на факультете проходила программу профессиональной подготовки как научно-технического переводчика, поэтому училась и днем, и вечером. Как следствие, времени на работу уже физически не оставалось.

Расскажите о своей дипломной работе.

Проект моей дипломной работы предполагал расширение и в перспективе дополнение докторской диссертации Т.А. Трифоновой о ландшафтной структуре Армянского нагорья - одном из самых интересных в Передней Азии. Методологически я использовала разные инструменты настольных ГИС-приложений ArcGIS и SAGA. Моя работа прежде всего интересна с точки зрения алгоритмов, которые в ней опробованы и анализом Переднеазиатского макрорегиона с точки зрения бассейнового подхода: выделением общих и отличительных черт всех нагорий, которые в него входят.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика проходила на кафедре — я изучала возможности ГИС-приложений и строила заготовки карт. Насчет полезности могу сказать, что эта практика придала мне самостоятельности в выборе планирования. Я была неким “фрилансером” и выработала самодисциплину для выполнения поставленных мной же задач.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета?

Во время обучения я была несколько раз на волонтерских мероприятиях, также первые 2 года учебы являлась стажером геологической школы МГУ, где помогала старшим студентам геологического факультета учить школьников геологии, проводить большую февральскую геологическую олимпиаду и ежегодные слеты. Мне также удалось дистанционно поучаствовать в научной конференции EGU-2020 и немного рассказать о своей дипломной работе.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

Преимущества, как и во всем МГУ, это глубокая теоретическая база знаний. Что не нравилось — обучение по старой литературе, нехватка нового оборудования. Также хотелось больше практических кейсов, которые помогли бы понять профессию и сформировать возможный пул задач, который пришлось бы решать на рабочем месте.

Какая сфера деятельности Вам наиболее интересна?

Для меня идеальная работа выглядит примерно так: каждые 2-3 месяца уезжать в экспедицию, чтобы потом по собранным материалам делать маленькие научные открытия. Мне сложно находиться на одном месте, поэтому перемещения в пространстве помогают чувствовать себя лучше. На данный момент я пришла к жизни периодического digital nomad'a (цифрового кочевничества — прим. ред.), так что могу с ноутбуком работать из другого города и страны, но хотелось бы большего вовлечения именно в географически-картографический контекст.

Расскажите про вашу деятельность в настоящий момент времени, как вы пришли к идее создания проекта?

Немного расскажу о текущей ситуации: сейчас я не работаю по профессии уже примерно год. Я ушла в молодой стартап, который помогает технологическим компаниям на рынке нанимать хороших разработчиков. Занимаюсь сейчас, в основном, привлечением кандидатов и аналитикой. Я решила кардинально поменять сферу деятельности после года работы по профессии: сначала ГИС-специалистом в 2ГИС, а потом инженером в Газпроме. Также год назад я стала самозанятым инструктором по туризму и вожу людей в походы по нашей стране.

Насчет идеи проекта: во время обучения в ВУЗе я посещала центральную секцию турклуба МГУ, в рамках которой зимой 2020 года была руководителем похода 1-й категории сложности по Подмосковью. Тогда я столкнулась с проблемой: очень сложно найти себе участников в группу, если постоянно не крутиться в туристских кругах и быть на виду. И тогда у меня возникла мысль, почему бы не облегчить этот поиск участников? И вот как раз сейчас я продумываю такой сервис, который был бы удобен и спортивным туристам, и коммерческим гидам для поиска участников в свои походы и поездки. Уже есть некоторые наработки, но не хотела бы выкладывать все козыри - после релиза обязательно покажу, что вышло (надеюсь, что это уже будет к осени).

С чем связано такое обильное прохождение ESRI MOOC курсов (открытые онлайн курсы — прим. ред.)? Ощущаете ли Вы недостаток навыков?

Недостаток знаний именно в ГИС я ощущала остро, поэтому курсы помогали мне изучать особенности ArcGIS и смотреть на ее различные применения в работе.

Какие навыки важны на практике больше всего?

С моей точки зрения, навыки обучения и общения с людьми наиболее важны, поэтому если вы еще не научились выстраивать коммуникацию — самое время начать.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Здесь не могу не упомянуть зональную практику — там было все, каждый раз с теплотой вспоминаю тот месяц. Я, как любитель природы, ценю походную атмосферу и возможность изучать природу на местности.

 

Совет студентам.

Не бойтесь общаться с преподавателями и продвигать свои идеи, зачастую они найдут отклик. В мире самое важное — коммуникация, поэтому структурируйте свои мысли четко и ясно излагайте желаемое.

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Решетникова Радислава, аспирантка 1 года кафедры магистратуры кафедры географии почв

Чекин Михаил, аспирант 2 года кафедры эрозии и охраны почв (выпускник кафедры биологии почв)

— Расскажите о выборе кафедры, научного руководителя и темы научной работы.

Рада: Изначально на третьем курсе я узнала о своем научном руководителе на кафедре общего почвоведения – и именно на ней училась в бакалавриате. Мне была интересна тема палеопочвоведения, связь с археологией (мне тогда представлялись романтичные пейзажи с огромными раскопами, глиняными черепками и костями мамонтов) – разумеется, все оказалось не таким, как грезилось, и тем не менее, очень интересным. В бакалавриате у меня была работа по Крымским почвам, а в магистратуре я перешла на кафедру географии почв и начала заниматься Поволжьем после участия в экспедиции на Волге «Флотилия плавучих университетов».

Михаил: В бакалавриате и магистратуре я учился на кафедре биологии почв, занимался определением численности бактериофагов в различных типах почв под руководством Лысак Людмилы Вячеславовны и Лапыгиной Елены Владимировны. Тема мне в принципе нравилась, очень много было сделано по ней, работа отмечена на конференциях. Почему я решил сменить кафедру и тему? Вопрос хороший и закономерный, но и ответ на него достаточно простой: в конце магистратуры я имел опыт работы в организации, после чего понял, что мне интересно немного другое направление исследований, соответственно захотелось сменить научные интересы. Посоветовавшись с прежними научными руководителями, я выбрал кафедру эрозии и охраны почв, поговорил с ее заведующим, Олегом Анатольевичем Макаровым, и вот теперь под его руководством занимаюсь эколого-экономической оценкой деградации земель.

— Кем Вы работаете?

Рада: 0,5 ставки инженера на кафедре географии почв, с 4 курса.

Михаил: Впервые я официально трудоустроился в конце 3 курса в НИИ «Митоинженерии МГУ», затем немного работал в Институте проблем экологии и эволюции РАН. На 1 курсе магистратуры я проходил практику в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО, после чего устроился туда же работать. В начале обучения в магистратуре я устроился преподавателем экологии в Ассоциацию победителей олимпиад и до сих пор являюсь сотрудником этой образовательной организации.

— Почему сделали выбор в пользу обучения в аспирантуре?

Рада: Интересно продолжать заниматься исследованиями в своей сфере и интегрироваться в научное сообщество.

Михаил: Так как я работал и собираюсь в дальнейшем работать по специальности в научной организации, то в таком случае степень кандидата наук даст большие возможности для карьерного роста.

— Что способствует Вашему развитию в сфере науки и питает Ваши научные интересы?

Рада: Участие в различных научных мероприятиях, конференциях, школах – это помогает взглянуть со стороны на свое исследование и узнать о других, расширить кругозор и завязать контакты с другими учеными, а кроме того, это всегда интересно и весело!

Михаил: Для меня стимулом в сфере науки является природная любознательность и то, что, делая научные изыскания, я вкладываю частичку в общее развитие науки, именно таким образом, капля за каплей, и вырастает мое знание об окружающем мире.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Рада: Мне интересна полевая работа, работа в лабораториях, организационная деятельность и участие в мероприятиях с детьми.

Михаил: Как, наверное, видно из ответа на предыдущие вопросы, я поработал в разных местах, считаю, что не важно место работы (офис, лаборатория, поле и т.д.), важно, чтобы был дружный коллектив, а сама работа приносила хоть немного удовольствия и, конечно же, хороший доход.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее:

Рада: Участвовала в нескольких российских конференциях (Докучаевские чтения и Ломоносов, конференция СЕИ «Человек и природа») и в зарубежной (SETAC в Бельгии), ездила на школу по геоморфологии и классификации почв в Польше, участвовала в конкурсе Фонда Потанина (дошла до очного тура).

Михаил: Международная научная конференция XXI Докучавеские молодежные чтения, XXV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Секция «Почвоведение», V Moscow International Conference «MOLECULAR PHYLOGENETICS AND BIODIVERSITY BIOBANKING», III и IV Молодежные конференции «Почвоведение: Горизонты будущего» Почвенный институт им. В.В. Докучаева, Международная конференция «Фундаментальные концепции физики почв: развитие, современные приложения и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения профессора МГУ А.Д.Воронина, 2-й Российский микробиологический конгресс.

Совет от Рады: Не бойтесь пробовать новое и искать то, что вам нравится!

Совет от Михаила: Мыслите шире. Это очень ценно – выйти за пределы своего взгляда на вещи, понять другие точки зрения, другой образ жизни, другие ценности. Важно помнить, что у каждого своя правда, и зачастую она не совпадает с вашей. Цените свое время, но и не забывайте про других. Пусть удача сопутствует вам во всех начинаниях.

Летом после окончания первого курса магистратуры (2018 год) я ездила на стажировку в Токийский университет Сельского хозяйства и Технологий (Токио, Япония). Данная программа длилась 2,5 месяца и не подразумевала обучения в вузе. Английский нужен для общения с коллегами и научным руководителем во время исследований. Я выполняла научную работу «Исследование микоризного симбионта Oryza sativa» под руководством профессора Шина Оказаки в лаборатории микробиологии растений. Работа позволила мне расширить свои знания в области почвенной микологии, познакомиться с методами изучения арбускулярной микоризы на примере изучения риса. Мне было интересно узнать, как работают в лабораториях в другой стране, какие методы используют, как ведут быт и взаимодействуют между собой члены лаборатории. Кроме того, стажировка – это хорошая возможность увидеть, какими направлениями в вашей научной области занимаются в мире, и наладить контакты с зарубежными коллегами.

Маргарита Крючкова, аспирантка кафедры биологии почв
из интервью для Студенческого научного общества факультета почвоведения

Знаете ли Вы, что изучать биологию в Московском университете можно не только на Биофаке? Кафедра Биологии почв факультета Почвоведения готовит сильных специалистов, занимающих ведущие позиции, как в микробиологии, так и в смежных областях – генетике, гидробиологии, экологии, медицине, биотехнологии, пищевой промышленности, криминалистике и многих других сферах деятельности.

Со времени основания кафедру окончило более 600 студентов, половина из которых стала кандидатами наук, а сорок – и докторами. Здесь собраны рассказы и воспоминания выпускников кафедры разных лет.

 

Давным-давно школьница из Ульяновской области приехала в Москву, чтобы посмотреть столицу. Была в программе и экскурсия к Московскому Госуниверситету. По традиции дети бросили монетки в фонтан перед главной высоткой, загадав учиться здесь. Тогда желание казалось совершенной фантастикой. Оказалось, возможно всё.
 
Как Анжелика Астайкина поступила, училась, добилась высот в науке и не потеряла себя - в девятом эпизоде документального сериала «Научно. Лично». Вместе с героиней вы попадете и на крышу учебного корпуса факультета почвоведения, и в его катакомбы, узнаете, что такое ветланды, лизиметры и как укротить мейн-куна.
 
 

Сегодня на наши вопросы ответила Алёна Железова, выпускница факультета почвоведения, научный сотрудник группы биологии и биохимии почв Почвенного института им. В.В. Докучаева.

Алёна рассказала нам о научных конференциях, стажировке в Шведском университете сельскохозяйственных наук, научной экспедиции во Вьетнам, а также поделилась с нами своим опытом работы в Почвенном институте им. В.В. Докучаева.

Насколько тяжело было учиться? Была ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться было довольно легко, учебная программа была составлена последовательно, с логичным усложнением от курса к курсу. Сложно было только в первом семестре на третьем курсе, когда одновременно было несколько курсов химии. Мне не приходилось совмещать работу с учёбой.

Какие предметы/спецкурсы Вам запомнились больше всего? Что было наиболее полезным?

Больше всего мне нравились курсы аналитической химии, агрохимии и географии почв: сочетание насыщенной теоретической части и интересных практикумов. А выделить наиболее полезный предмет мне затруднительно, так как общие курсы хорошо дополняли друг друга и формировали общую теоретическую базу, необходимую для сужения специальности в рамках спецкурсов на кафедре.

Расскажите о своей дипломной работе.

В лаборатории, где я делала диплом, основной темой была экология гидролитических комплексов в разных биоценозах. Изучались микроорганизмы и сообщества, способные к деструкции природных полимеров: хитина, пектина, целлюлозы. Поэтому мы использовали достаточно большой спектр методов: проводили выделение хитинолитиков на твердых средах, оценивали эмиссию углекислого газа в сукцессии в микрокосмах после добавления полимеров, исследовали активных гидролитиков с помощью люминесцентной микроскопии и FISH (метод, предполагающий молекулярные «метки» для разных таксонов бактерий). В моей работе были исследованы гидролитические сообщества разных ярусов южно-таежного леса.

Что было самым сложным во время выполнения диплома?

Если честно, я не помню каких-то особых сложностей. Может, только с выбором времени постановки экспериментов и снятия результатов. Тогда в лаборатории работало много других студентов и аспирантов, и надо было следить, чтобы не пересечься с кем-то по времени работы на хроматографе.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика кафедры биологии почв проходила на факультете, это были дополнительные занятия, на которых была возможность больше попрактиковаться с разными методами. Её полезность я оценила бы как среднюю.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? Если да, то пригодились ли Вам полученные навыки и опыт при поиске работы?

Я регулярно, с 2 курса, посещала различные научные молодежные конференции (Ломоносов, Леса Евразии, Докучаевские чтения, Биология – наука XXI века и другие). Это было полезно для расширения кругозора и с точки зрения апробации своей научной работы – на конференциях можно получить обратную связь, отличающуюся от замечаний сотрудников кафедры. Для дальнейшей работы мне пригодились навыки выступлений и подготовки презентаций.

Ещё я занималась в секции дуэльной стрельбы и 1 раз выиграла Потанинскую стипендию.

Проходили ли Вы стажировку за границей?

Да, я была на стажировке в аспирантуре – 1 год провела в Шведском университете сельскохозяйственных наук (Swedish University of Agricultural Sciences) в Уппсале. Там в составе лаборатории почвенной микробиологии я сделала часть экспериментов для своей диссертации, прослушала несколько курсов и подготовила свою первую статью в англоязычном журнале. Опыт учёбы в другом университете был весьма полезным и необычным. К примеру, сдача экзаменов для бОльшей объективности там проводится максимально анонимно.

Расскажите о прохождении стажировки в Шведском университете сельскохозяйственных наук.

Я узнала о стажировке из рассылки по электронной почте. Но и до этого регулярно смотрела объявления на стендах на факультете и общалась на эту тему с однокурсниками или старшекурсниками, которые уже бывали на стажировках. Это была программа по обмену студентами и аспирантами Erasmus Mundus. В рамках программы проводится конкурсный отбор, и в итоге участник получал стипендию от фонда, медицинскую страховку, компенсацию за билеты до места стажировки и обратно.

Для более легкой адаптации к обучению на английском я прошла 5-недельный курс английского незадолго до стажировки. Учиться на английском было не очень сложно: даже при обычной работе в аспирантуре приходилось много читать на английском. Действительно сложно было только один раз: успевать записывать за приглашенным лектором из Англии, так как его скорость речи была гораздо быстрее, чем у шведских лекторов.

Участвовали ли Вы в научных экспедициях?

Во время учебы я работала почвоведом в экспедиции: копала и описывала прикопки и разрезы. Это было несколько выездов в Подмосковье. Уже после окончания аспирантуры я съездила во Вьетнам, в совместную экспедицию Почвенного института и Института проблем экологии и эволюции.

Алена, расскажите поподробнее об экспедиции во Вьетнам.

Экспедиция во Вьетнам была частью работы по гранту моего коллеги. Мы присоединились к одной из ежегодных поездок сотрудников ИПЭЭ (институт проблем экологии и эволюции) в заповедник Кат Тьен. У них в рамках сотрудничества с Вьетнамским ТропЦентром там есть стационар. Экспедиция длилась две недели. Нашей задачей был отбор почвенных проб для микробиологического анализа. Конечно, взять по десятку проб из верхнего горизонта в 5 разных локациях не кажется долгим и трудным делом. Но на одну площадку было очень сложно пробраться через колючие заросли (100 м мы шли полчаса), и почти на всех площадках были сухопутные пиявки – нужно следить, чтобы они не добрались до открытых участков кожи и защищаться репеллентом. Плюс ко всему жара с температурой за +30. Мы успели не только взять пробы, но и помочь с постановкой других экспериментов, и погулять по экологическим тропам.

Где Вы работаете сейчас?

С 2014 года я работаю в Почвенном институте им. В.В. Докучаева научным сотрудником группы биологии и биохимии почв. Кажется, это наиболее соответствующая моей специальности работа. Я пришла туда работать по рекомендации однокурсника; тогда институт активно набирал молодых сотрудников. Не могу отметить проблем с трудоустройством.

Чем Вы занимаетесь в данный момент?

Моя работа заключается в планировании и выполнении экспериментов в молекулярно-биологической лаборатории, в подготовке публикаций – анализе и описании полученных данных, изредка – в поездках за образцами. Мне нравится это разнообразие рабочих обязанностей, позволяющее переключаться с интенсивного умственного труда на лабораторную рутину или вольность полевых выездов.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

Самым большим плюсом мне видится широта полученных знаний, выбирать из большого спектра возможностей карьерного развития. Минусом мне кажется некоторая фундаментальность образовательной программы, недостаточное количество прикладных, практических курсов – но это легко доработать в дальнейшем при необходимости.

На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Что для Вас было в приоритете?

Нельзя сказать, что я тщательно подошла к вопросу выбора места. Но основные критерии, благодаря которым я выбрала и выбираю работу в институте, это 1) возможность заниматься интересными мне вопросами, 2) достойная оплата труда, 3) приятный коллектив.

Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?

Если рассматривать сферу фундаментальной науки, то спрос не очень большой и никогда не был большим. Однако если рассматривать молекулярную биологию, то спрос на хороших лабораторных специалистов значительный и растёт с каждым годом.

Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?

Мне ближе наука. Мои личностные качества не позволили бы мне заметно преуспеть в другом виде деятельности. Но после стольких лет, посвященных изучению фундаментальных вопросов, хотелось бы приблизиться к решению более прикладных задач.

Какие навыки важны на практике больше всего?

Умение быстро находить нужную информацию и подробно знакомиться с ней в короткие сроки. Умение поддерживать социальные связи. Аккуратность.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Конечно же, полевые практики – и в Чашниково, и зональная. Огромное количество знаний на занятиях в полевых условиях и замечательная возможность общения с друзьями-однокурсниками.

Совет студентам.

Время студенчества – самое яркое и насыщенное. Советую провести его с максимальной пользой и радостью!

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На вопросы Пресс-службы МГУ отвечала:

Александра Князева, второй курс магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра биологии почв.

Без чего ваш факультет - не ваш факультет?

Почвоведение было бы не таким, если бы не было практик, лабораторий, улыбок и смеха, песен под гитару, утомительной иногда учёбы и подготовки к экзаменам ночи напролёт. Мы были бы не мы, если бы не были такими целеустремленными, интересующимися, разносторонними, но все равно объединенными под крышей одного факультета.

Чему самому интересному ты научилась на факультете?

Самое важное - научиться оперировать полученной информацией. Тут не учат запоминать, тут учат учиться. И учиться всегда и во всем.

Пару слов о твоем лучшем преподавателе?

Мой лучший преподаватель - это мой научный руководитель - Лысак Людмила Вячеславовна, заведующая лабораторией бактериологии на биологии почв. Очень добрый, отзывчивый и разумный, но при этом прямой и стоящий на своём педагог, который очень легко заинтересовывает тебя в своём предмете. Но я не могу сказать, что в университете есть какие-то «плохие» преподаватели, с которыми я сталкивалась. Каждый из них очень сильно любил свой предмет и старался нести его в массы так, чтоб и другие начинали его любить и понимать.

Какие самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?

Сфера моих научных интересов распространяется на ненарушенные почвы тропических лесов, взаимодействие микроорганизмов и растений, городские почвы, ландшафтный дизайн, земельные ресурсы и кадастры.

Какое событие университетской жизни тебе запомнилось больше всего?

Мое первое сентября на первом курсе с множеством новых знакомств, костёр в Чашниково после второго курса с песнями под гитару и бесконечным ночным небом в поле, мое первое собрание в студенческом совете в качестве председателя.

Твое пожелание абитуриентам?

Вы все сможете. Вы - сильное настоящее, которое при должном старании и терпении превратится в прекрасное будущее. Стремитесь к лучшему. И, если вы решите поступать в наш университет, вас научат, как до этого «лучшего» добраться.

Почему почвоведение?

Редко кто в свои 16-17 лет отчетливо осознает, что за профессию он выбрал. И мало кому известна специальность почвоведа. Никто из знакомых вообще ничего об этом не слышал. Когда они узнают, что ты подал документы в МГУ - восторгаются, но потом переспрашивают: "Почвоведение? Что это?" И настает время мучительных объяснений, что это такое, хотя ты и сам еще толком не понимаешь что почем.

Знакомые, кстати, отстают с расспросами, довольствуясь тем, что "это похоже на географию, геологию и биологию". А вот в твоей голове вопросов становится только больше.

Так кто же такие почвоведы? Чем интересен конкретный факультет в МГУ? Что происходит с почвоведами после окончания ВУЗа и куда применить свежеполученные и аккуратно уложенные знания? Обо всем по порядку.

Почвоведы - специалисты широкого профиля. Объект их пристального внимания - почва - плодородный слой Земли. Они исследуют ее физические, химические свойства, почвенных обитателей, занимаются проблемами очистки загрязненных, наример, нефтепродуктами почв, вопросами генезиса и оценкой общей "полезности" почв конкретны регионов, полигонов, для человека.

В МГУ на факультете почвоведения много кафедр узких специализаций, и подробнее о каждой из них можно почитать на сайте или задать конкретные вопросы их представителям. Я расскажу про факультет в целом. Есть два направления - почвенное и экологическое. Разница в том, что у почвоведов больше химии, длиннее полевой этап практики в Чашниково, больше спецкурсов по процессам почвообразования и почвенным классификациям; у экологов программа включает не только "почвенную" экологию, но и общебиосферные процессы.

Конечно, одно из самых интересных в жизни почвоведов - полевые практики. После 1 и 3 курса - на почвенном стационаре в Чашниково - час езды по Ленинградскому шоссе от Москвы.

1 курс занимается ботаникой (ходят по лугам и лесам, собирают гербарий, учат латынь), геологией (выезды и походы на пойму, овраги, описывают ландшафты, рисуют геологические разрезы, профили и карты, приносят с маршрутов образцы минералов и грунтов, составляют небольшую коллекцию), геодезией (бригады получают опытный полигон и картируют его с помощью результатов теодолитной и нивелирной съемки) и, само собой, общим почвоведением (копают разрезы, описывают их, отбирают образцы).

3 курс проходит практику по физике почв (проводят режимные температурные наблюдения, отбор проб газовой фазы почв и ее анализ, определяют грануломатрический состав и такие свойства, как полевая влагоемкость, теплоемкость и прочие), по земледелию (экскурсии в ангары сельскохозяйственной техники и в дружественную нам МСХА им. Тимирязева, где им показывают "столетний опыт", экспериментальные делянки со льном и картофелем, выращиваемым по голландской технологии, рассказывают про точечное земледелие, в Чашниково показывают в действии работу трактора с плугом и боронами, студенты меряют межгрядное расстояние и прочие показатели), по эрозии почв (наблюдения за эрозионной деятельностью рек и других водотоков, составление карт эрозионной опасности и прогнозирование ситуации с рекомендациями от студентов по защите земель) и по почвенной картографии (бригады составляют почвенные карты выделенных под их ответственность полигонов - закладывают несколько разрезов, с полсотни шурфов и прикопок, отбрают пробы и проводят их агрохимический анализ, результаты анализа отбражаются на картах).

У экологов практика в Чашниково несколько иная.

Зато досуг - общий!

Это волейбол, игры в "Мафию", футбольные матчи с местными и между собой, импровизированные концерты с гитарами, где и студенты и преподаватели с удовольствием исполняют хорошие и любимые песни, тематические вечеринки и конечно, же - костер - сугубо студенческое мероприятие в лесу с костром и гитарами. У преподавателей, к слову, свои собственные костры)) еще предусмотрено по плану несколько экскурсий, почти всегда - разных.

После 2 курса факультет отправляет студентов в зональную практику - вообще уникальное явление для московских ВУЗов. Это путешествие по России всем курсом, стоянки в палаточном лагере, еда, приготовленная в полевой кухне, длинные перегоны между почвенно-климатическими зонами и волшебное ощущение смены ландшафта с севера на юг, и ночные костры. На этой практике очень хорошо познаются люди, еще больше сплачивается курс и студенты открывают для себя много нового. Здесь занимаются ботаникой - опять собирают гербарий, слушают лекции, учат латынь; и почвоведением - копают разрезы и описывают столь разнообразные зональные и интразональные типы почв. Так же есть небольшие экскурсии по эрозии и орнитологии. И в придачу с почвоведами едут студенты биофака с кафедры геоботаники.

Обыкновенно можно купаться там, где водоемы поблизости. Есть экскурсии в почвенный институт им. Докучаева, где расскажут про "каменную степь", и на Хреновской конезавод, в Ясную Поляну - усадьбу Л.Н. Толстого - и еще в какое-нибудь интересное место.

После 3 курса еще есть производственная практика - тут уж кто как договорится с научным руководителем: можно поехать в экспедицию или проводить опыты в лаборатории или отправиться на международную конференцию. После 4 курса обыкновенно есть общая кафедральная и производственная практики - опять-таки зависит от кафедры и договоренности с научруком.

К слову, научного руководителя стоит выбирать так, чтобы и человек был вам интересен, и тема научной работы - тогда получится хороший тандем и вам будет комфортно работать.

После окончания факультета или уже со старших курсов почвоведы устраиваются работать в самые разнообразные места, например, службы экологического контроля на предприятиях (в том числе нефтегазового сектора). Выпускники кафедры биологии почв имеют специальнось микробиологов - их с удовольствием берут в фармацевтические фирмы - выращивать дрожжи для получения витаминов, в пищевую промышленность, аналитические лаборатории. Почвоведов высоко ценят даже в криминалистике, можно устроиться в лаборатории СЭС, само собой - в сельскохозяйственные заведения и фирмы. Физики почв имеют необходимые знания для того, чтобы быть успешными ландшафтными дизайнерами, а те, кто занимаются очисткой загрязненны земель и их рекультивацией - весьма востребованы при соответствующих производствах . Работу можно подыскать как с командировками и полевыми экспедициями, так и стационарную - в лаборатории. Есть возможность обучения в аспирантуре и дальнейшего продвижения в ученом мире. Кому что по душе. Главное понять, что вам интересно и приносит удовольствие.

Любите себя, радуйтесь жизни и не сдавайтесь!

Гармаш А., выпускница 2015, каф. биологии почв, направление «Почвоведение»

Кафедра радиоэкологии относительно небольшая, поэтому там царит дружественная атмосфера. Учеба на кафедре, несмотря на большую нагрузку, давалась легко, процесс обучения был интересным. Знания, полученные на спецкурсах, имеют практическое применение в процессе дальнейшей трудовой деятельности.

После окончания университета я устроился инженером-экологом по направлению инженерно-экологических изысканий. Огромным преимуществом при приеме на работу являлось то, что я понимал, чем мне предстоит заниматься и как выполнять поставленные задачи, за что огромное спасибо преподавателям кафедры!

Спустя некоторое время лаборатория нашей организации была аккредитована на проведение радиологических исследований, а я являюсь единственным специалистом в нашей организации, кто может проводить эти измерения. Благодаря багажу знаний, который я приобрел в процессе обучения на кафедре, аккредитация и подтверждение компетенции лаборатории проходят легко и непринужденно, а экспертная комиссия всегда довольна процессом проведения радиологических исследований в нашей лаборатории.

Через 2 года трудовой деятельности руководством компании я был переведен в кадровый резерв руководителей, а через 4 месяца был назначен на должность начальника отдела экологии ООО «Спецгеологоразведка», на которой тружусь уже 3 года.

За время трудовой деятельности я профессионально развивался во многих направлениях, начиная с инженерно-экологических изысканий, заканчивая экологическим проектированием и производственным экологическим контролем. Все это было бы невозможно, без знаний, полученных на кафедре.

Отдельное спасибо сотрудником кафедры за то, что научили работать с нормативно-технической документацией. Думаю, что в этом меня поддержит каждый выпускник, который в процессе трудовой деятельности сталкивается с нормативной документацией и множеством разночтений в ней.

В заключении хотелось бы сказать, что я всегда буду рад встретить выпускника нашей кафедры, понимая, что он является специалистом высокого уровня.

Семенихин А.И., выпускник 2012, каф. радиоэкологии и экотоксикологии, направление «Почвоведение»

Факультет почвоведения — это не просто место, где ты получишь диплом, это настоящая школа жизни. Здесь ты сможешь получить уникальный опыт в самых разных сферах деятельности. 
 
Наука. Преподаватели, многие из которых являются передовыми учеными, откроют перед тобой дверь в науку. Ту самую, что ты, возможно, видел в сериале «Теория Большого взрыва», но гораздо интереснее и по-настоящему. Это будет постепенное погружение – от азов до передовых научных исследований, которые делают жизни миллионов людей лучше. И у тебя будет возможность в этом участвовать.
 
Путешествия. Полевые практики и экспедиции дадут возможность почувствовать себя путешественником и первооткрывателем; человеком, который «бывал, видел и знает». Это огромный пласт жизненного опыта – человеческие взаимоотношения, интересные задачи и множество приключений. Поверь, это время ты потом будешь вспоминать как лучшие годы своей жизни.
 
Искусство выступать. Защиты курсовых и дипломных работ, подготовка рефератов — позволят научиться выступать перед аудиторией, делать доклады и презентации, что не раз тебе пригодится в дальнейшей жизни, чем бы ты ни занимался в будущем. Я крайне благодарен нашим преподавателям, которые нас «гоняли» выступать с рефератами и предзащитами — это, пожалуй, один из самых полезных скиллов во «взрослой жизни».
 
Фундаментальное образование. Огромное количество интересных предметов, которые читают лучшие преподаватели со всех факультетов Университета. То самое фундаментальное образование, о котором часто говорят за границей, как о силе российских ученых. Ты будешь подкован во всем, это расширяет кругозор и дает некоторую «мудрость»; понимание того, как устроен окружающий мир.
 
Море возможностей. Кстати, о других факультетах. Как студент МГУ ты волен посещать другие факультеты и слушать там любые лекции, порой безумно интересные! Можно получить второй диплом, выучить несколько языков, а главное познакомиться с множество интересных людей с других факультетов.
 
Спорт. Учась на факультете ты сможешь совершенно бесплатно посещать множество секций – от различных единоборств до гимнастики и шахмат. Спортивные традиции МГУ сильны, и под руководством профессиональных тренеров ты сможешь приятно провести время и даже добиться серьезных спортивных результатов. Первый год я ходил в бассейн, где меня научили отлично плавать. Затем был бокс. Потом я ходил на стрельбу, где мы два раза в неделю стреляли в тире (еще раз повторяю – все это бесплатно!). После чего, я занимался каратэ в нашей МГУшной секции, куда порой прихожу и по сей день. Мы участвовали в соревнованиях и довольно часто побеждали. Такой спортивной (и не только) инфраструктуры ты не встретишь нигде.
 
Ты — востребован. Возвращаясь к практическому результату учебы на факультете — здесь тебе дают возможность овладеть крайне большим спектром самых разных профессий, многие из которых востребованы в России и за рубежом. Я занимаюсь информационными технологиями, моя научная работа была на стыке естественных наук и ИТ. Немногие факультеты могут дать своим выпускникам столь широкий набор знаний, позволяющий на равных работать с профильными специалистами смежных и даже точных и гуманитарных наук. Факультет эту возможность дает с лихвой. Каждый сможет найти то, что ему интересно. В этом я убеждался не раз, когда видел наших выпускников работающих в самых разных отраслях – от нефтянки и природных ресурсов до гослужбы, дизайна.. и даже программистов :) Если ты не уверен какую профессию выбрать, то факультет почвоведения — поможет тебе определиться. Здесь ты сможешь разобраться, все попробовать и найти дело своей жизни. Если же ты уже знаешь что хочешь — факультет позволит развить твой талант и стать одним из лучших в своей области.
 
Рыбальский Н., выпускник 2008, каф. географии почв

Студентка факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова Ольга Манакова ответила на вопросы "Лаборатории научной журналистики" об обучении на факультете и о сфере своих научных интересов. Почему почвоведение это сложно и интересно, что скрывается за этим понятием, чем можно заниматься на факультете почвоведения и кто является вдохновляющим примером для наших студентов? Смотрим!

Факультет почвоведения — дверь в новый мир

1. «Закономерная случайность»

Кажется, ещё вчера я отлично закончила школу, при этом совершенно не имея представления, чем же заниматься в будущем. Да, хотелось чего-то интересного, естественнонаучного, «связанного с биологией». Была мысль про биофак, однако дико пугала необходимость там «препарировать лягушек», поэтому после окончания школы никакой определённой «нацеленности» и желания поступить куда-либо конкретно не было. Было желание заниматься какой-нибудь интересной наукой.

Просматривая варианты, куда можно пойти с моей любимой биологией, наткнулась на почвоведение, на тот момент казавшееся для меня чем-то не очень понятным. «Слушай, пап, как ты думаешь, например, на факультете почвоведения — интересно?». — «Надо подумать, я же физик, далёк от этого... Но, похоже, там можно решать много важных интересных вопросов, например, как разные почвы можно улучшить, сделать более плодородными… Я бы занялся.» Решила поступить: МГУ, биологическая наука, а чем-то заинтересовать себя у меня обычно получалось очень быстро.

2. «Ощущения от процесса»

Первый курс был самым трудным: непривычные тогда для меня университетские нагрузки, огромное количество новых сложных предметов, постоянно выплывающие школьные пробелы в основных дисциплинах: химии, математике, географии… Целостный образ почвенной системы тогда вырисовывался ещё с трудом. Очень необычные для меня по формату и крайне интересные летние практики после первого курса помогли «почувствовать» наш предмет и его «окружение»: растительность, геология и геоморфология действительно определяют направление почвообразования и «облик» почвы. Но окончательно на зональные и локальные закономерности почвообразования глаза открылись ближе к концу второго курса после предмета «география почв». Это непередаваемое чувство, когда ты осознаёшь, где на Земле какие почвы, почему они именно такие, когда можешь предугадать как будет выглядеть почва в конкретном месте…

Самым интересным в почвоведении мне показались вопросы генезиса и эволюции почв (по каким законам почвы формируются и развиваются, что может повлиять на формирование конкретного типа почв, что может изменить ход почвообразования…). Выбор научного руководителя и дальнейшие исследования последовали в данном направлении. Благодаря кафедре географии почв и научному руководителю мне посчастливилось участвовать в экспедициях по изучению почв Ново-Иерусалимского монастыря, по изучению внутренней и пространственной организации текстурно-дифференцированных дерново-подзолистых почв, по изучению горных почв Алтая. Экспедиции – это всегда море новых знаний, эмоций и впечатлений.

3. «Что главное в науке?»

В настоящий момент я детально изучаю многослойные карбонатные натёки на скелетных фракциях в алтайских криоаридных почвах: каждый микрослой в этих натёках имеет свою внутреннюю организацию, соответственно каждый из них образовывался под действием разных процессов и условий. В итоге можно реконструировать характер изменений природной среды в изучаемом регионе. Факультет сотрудничает со многими научными организациями. Моя работа сейчас является одним из направлений исследований лаборатории географии и эволюции почв Института Географии РАН по экстремальному почвообразованию, поддерживается грантами РНФ и РФФИ. Уверена, что в любом другом направлении, которым занимаются на факультете, также можно найти для себя интересную тему и заниматься тем, что приносит тебе удовольствие — это самое главное для успешной научной работы.

4. «Новые очки»

Наши преподаватели – замечательные, интересные люди. На лекциях каждый раскрывал для нас наш предмет (почву) под новым углом зрения. Нередко на занятиях возникало чувство кайфа от осознания общих глобальных закономерностей и гениально-логичных, ранее неизвестных мне, особенностей строения или функционирования почвы и всего, что нас окружает. Благодаря факультетским курсам и обязательным дисциплинам, читаемым на других факультетах МГУ, мы получили целостную научную картину мира.

5. Необходимость почвоведения

Понимание функционирования почв в перспективе даёт возможность ими «управлять»: прогнозировать все возможные изменения под действием определённых факторов, направлять развитие их свойств в необходимое нам русло. Это может быть ключом к решению проблем плодородия и продовольствия в регионах нашей планеты. Тот факт, что 2015 год назначен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом почв, говорит о том, что люди, далёкие от почвоведения, также начинают осознавать, насколько сейчас почвы незаменимо важны для человечества: их изучение, охрана, улучшение, рациональное использование.

С уверенностью можно заключить, что почвоведение – необходимая, очень интересная и многогранная наука, где каждый может выбрать себе область по душе, заниматься решением актуальных вопросов и далее с успехом пойти в прикладную или научную сферу.

Конопляникова Ю., выпускница 2015, каф. географии почв, направление «Почвоведение»

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021
 
На наши вопросы отвечал:
 
Михаил Чекин, аспирант третьего года обучения по направлению «Экология».
 
1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Факультет почвоведения для меня – это прекрасные люди: преподаватели и студенты. Почвоведу с почвоведом всегда будет о чём поговорить, необязательно об объекте исследования. Факультет формирует свою собственную среду, которая оказывает влияние на людей, это заметно, когда общаешься с представителями других факультетов.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
На факультете я научился мыслить шире. Этому способствует многообразие дисциплин и направлений на факультете. Это очень ценно – выйти за пределы своего взгляда на вещи, понять другие точки зрения, другой образ жизни, другие ценности. Важно помнить, что у каждого своя правда, и зачастую она не совпадает с вашей.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
На нашем факультете есть преподаватели, которые способны перевернуть твои представления и всячески способствовать на твоём пути к познанию. Если вы видите эти качества в преподавателе, значит вам повезло, цените это.
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я уверен, что практически каждый на факультете найдет себе занятие по интересу. Направления настолько разнообразны и гибки, что пересекаются с другими науками и дисциплинами, в общем-то далёкими от почвоведения. По моему мнению, сейчас наиболее интересным и многообещающим направлением является создание карбонового полигона на базе УОПЭЦ «Чашниково».
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
На мой взгляд, главным внеучебным мероприятием всегда было и остается ежегодное Посвящение первокурсников. К сожалению, в период пандемии возникают трудности с его организацией. Но кто сказал, что мы боимся трудностей?
 
6. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Из всех университетских событий мне больше всего запомнилась зональная практика. Да и вообще все полевые практики. Но самая-самая – «зоналка». Впечатления от нее настолько велики, что возвращаешься оттуда другим человеком, а те, кто по каким-то причинам не хотят туда ехать поначалу, по итогам меняют свое отношение и хотят повторить это событие.
 
Мое пожелание абитуриентам:
 
Дорогу осилит идущий. Пусть удача сопутствует вам во всех начинаниях!

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На наши вопросы отвечала:

Ольга Манакова, студентка второго курса магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра географии почв.

1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Полевые практики — одна из самых важных и неотъемлемая часть факультета. Как такая наука, как почвоведение, которая относится к естественным, может обойтись без выездов на природу? Без изучения полей и лесов? Даже в городе, для того, чтобы понять устройство почв парков и скверов, почв под асфальтовым покрытием, необходимо иметь навыки работы и морфологического описания разрезов.
 
Хочу отметить, что мои личные навыки работы в поле пригодились мне на одной из подработок в институте географии РАН.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
Для меня самым интересным на факультете было научиться видеть в почве то, что скрыто для обывателя. Просто держа в руках образцы почв, можно увидеть их происхождение, состояние, и многое другое. Так же было интересно научиться работать в современных программах, как по статистике, так и по картографии. Совершенствуя свои навыки сначала делая «руками», а затем при помощи программ, намного глубже понимаешь суть предмета.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
Сложно выбрать одного человека, которого я могла бы назвать лучшим! На мой взгляд лучший — это тот, кто вдохновляет.
Мой первый преподаватель на семинарах по почвоведению — Галина Владимировна Стома. Этот человек научил меня мыслить, как почвовед. Находить закономерности, выделять главное и отбрасывать лишнее. Конечно, именно она заинтересовала меня предметом почвенной науки!
 
Прокофьева Татьяна Вадимовна — преподаватель в зональной практике по почвоведению. По-настоящему профессионал своего дела! Да, приходилось многое запоминать и вникать, но это было увлекательно и интересно.
 
Мешалкина Юлия Львовна — один из самых удивительных преподавателей. Я не ожидала увидеть столько увлеченности своим делом в этом человеке. Работа в современных программах, сложная статистика простым языком — это всё она. Благодаря Юлии Львовне я стала востребованным специалистом в области не только почвоведения, но и картографии и работы с большими данными (big data science).
 
Могу перечислять и дальше, но просили всего пару слов ?
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я обучаюсь на кафедре географии почв, но как мне кажется, каждый найдёт тут что-то интересное для себя.
 
Если вы увлекаетесь биологией — на кафедре есть направление, занимающееся биоиндикацией и биодиагностикой почв. Различные обитатели почв, от простейших до млекопитающих — удивительная микро- мезо- и мегафауна почвенного покрова.
 
Достаточно сложное, но по-научному увлекательное направление — палепочвоведение. Доисторические эпохи, археологические находки и многое другое — а как это связано между собой? Как распутать этот сложный клубок процессов в почве от отложения породы до настоящего времени?
 
А если вы всегда мечтали путешествовать? Изучение почвенного покрова мира открывает возможность обучения в других странах, совместного сотрудничества и стажировок в иностранных университетах.
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Полевые практики — самое запоминающееся событие не только в университетской, но и во всей жизни. преодоление трудностей бок о бок с однокурсниками и преподавателями, работа с почвами «в живую» и неописуемые красоты подмосковья и различных областей городов России.
 
6. Ваше пожелание абитуриентам.
 
Как бы парадоксально это ни звучало, но лучше не идти на этот факультет, если у вас нет естественно-научного желания познавать природу вокруг себя. Особенно, если вы «не любите почвы», тогда обучение не принесёт вам ничего, кроме усталости и страданий.
 
Но если вы хотите обучаться на полевом факультете, ознакомились с программой почвенного направления и чувствуете, что вам может это понравиться и пригодиться — смело поступайте к нам, и студенческое время принесёт вам радость и успехи в будущей работе!

Сегодня на наши вопросы ответила Марина Сушенцова, студентка 4 курса кафедры химии почв.

Марина рассказала нам об обучении на кафедре, научной работе и волонтерстве. Марина также поделилась своим опытом прохождения производственной практики и стажировки!

Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе?

На 1 курсе я сразу пошла на день открытых дверей на кафедру. Пообщалась с завкафедрой, рассказала ей, чем хочу заниматься, на тот момент были интересы заниматься нефтяными загрязнениями, она назвала мне 3 фамилии научных сотрудников, к кому можно прийти под крыло. Я почитала информацию про каждого на сайте, пообщалась со старшекурсниками, узнала «фишки и подводные камни» каждого потенциального научного руководителя, и написала письмо Марине Сергеевне, что хотела бы к ней. Потом сходила на стационар, мы пообщались, и как говорится – глаза в глаза, любовь, буря, эмоции…На 2 курсе я начала заниматься своей первой научной работой.

Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

У меня изначально был слабый уровень знания химии, боялась, что могу не потянуть спецкурсы и будет очень сложно. Однако, преподаватели настолько понятно объясняют даже самые сложные темы, что страх отпал с первой лекции по спецкурсу завкафедрой.

У нас надо реально учиться, вникать сразу. Спецкурсы достаточно сложные, но очень полезные – каждый вытекает из другого.

Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться достаточно сложно, но не смертельно. Не работаю на данный момент. В доковидное время я проходила стажировку в исполнительной дирекции РГО, было непросто совмещать с учебой, но возможно.

Расскажите поподробнее о Вашей стажировке в РГО. В чем заключались Ваши обязанности? Оказалось ли прохождение стажировки полезным?

Я проходила стажировку в департаменте по аналитической и проектной деятельности исполнительной дирекции РГО (ныне это уже 2 разных департамента). Я участвовала в подготовке отчетных документов и разработке тематических программ разных проектов. Часть моей стажировки проходила в дистанционном формате.

Расскажите о своей дипломной работе, лабораторных исследованиях?

Моя дипломная работа посвящена оценке качества вод реки Рудневка, которая протекает по Косинскому парку города Москвы. Я изучаю химический состав вод и донных отложений различными методами химического анализа. Применяя нормативные документы, рассчитываю коэффициенты и показатели, благодаря которым можно дать оценку степени и характера загрязненности. Изучение загрязнения малых рек очень важно, особенно в черте рекреационных зон большого города. Многие работы, посвященные изучению загрязнения рек, зачастую не затрагивают изучения донных отложений – потенциальных вторичных источников загрязнения. Я стараюсь дать комплексную оценку загрязнения реки с учетом сопряженной системы «вода-донные отложения». Всю лабораторную часть я выполняю на стационаре, там есть возможность выполнить почти весь перечень необходимых химических анализов.

На нашей кафедре на данный момент я, наверное, единственная занимаюсь изучением загрязнения не почвы. Это интересный опыт, позволяющий расширить научный кругозор.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Я проходила производственную практику в службе защиты окружающей среды НИИ «Пульсар». Эта практика помогла вживую увидеть работу эколога на предприятии, познакомиться с реальностью.

Практика была больше полезна для профориентации, чем для научной работы.

В ходе практики я изучала принципы работы службы, изучала технологический процесс и знакомилась с отчетной документацией и различными процессами работы предприятия.

Участвуете ли Вы во внеучебной деятельности университета?

Я совмещаю учебу с общественной деятельностью, являюсь сопредседателем совета Студенческого союза МГУ, курирую деятельность Волонтерского центра МГУ, поэтому почти все традиционные международные мероприятия в нашем университете проходят с моим участием в роли организатора волонтерской поддержки. В рамках своей деятельности сопредседателя реализую свой проект «Школа тим-лидеров МГУ».

Я стараюсь участвовать в различных конференциях, уже скопила порядка 10 публикаций в сборниках. Участвую во всероссийских форумах, например «Территория смыслов», «Трэвел форум», форум МК РГО и другие.

На данный момент являюсь участником программы «Наставничества» РСВ и стипендиатом программы Экологического фонда имени В.И. Вернадского.

В этом году мне удалось вернуться в спортивно-бальные танцы вместе с «Грацией МГУ».

Наверное, самые мои любимые мероприятия в МГУ – это день Первокурсника и Татьянин день. А из городских – Фестиваль РГО в Зарядье.

Такая активная общественная жизнь помогает поднять уровень коммуникации и командной работы, развить лидерские качества, прокачать креативное мышление, найти друзей – единомышленников, завести полезные знакомства и стать узнаваемым.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ?

Из преимуществ, наверное, основное – это возможность научиться комплексно подходить к исследованиям, четко видеть взаимосвязи и научиться работать руками как в поле, так и в лаборатории. Приятный бонус нашего факультета – это прекрасный преподавательский состав и шикарные полевые практики после 1 и 2 курса.

Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Мне очень нравится процесс работы «в поле» и дальнейшая обработка проб в лаборатории. Очень здорово сравнивать свои полевые записи с полученными данными, выявлять взаимосвязи, причины тех или иных феноменов.

Поскольку я общественник, мне нравится организовывать разные просветительские, научные и протокольные мероприятия. Я периодически провожу экопросветительские мастер-классы и читаю лекции – консенсус фундаментальных знаний и общественных наработанных навыков.

Какие навыки важны на практике больше всего?

На практике, неважно работаете ли вы в лаборатории руками, читаете нормативные документы или составляете проекты, очень важно критически мыслить, находить взаимосвязи и причины. Важно применять навыки коммуникации – без этого вообще никуда.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Для меня самыми яркими моментами являются полевые практики, особенно зональная, на которую мы поехали после 3 курса, 265-летие МГУ, традиционная Масленица, съезд молодых ученых в Красновидово, выступление перед ректором на Студенческом Огоньке и практикум по химическим методам анализа компонентов окружающей среды!

Совет студентам.

Я бы хотела посоветовать брать от студенческой жизни все – попробовать себя везде, чтобы найти то, что вас заряжает, и чем вы реально хотите заниматься в жизни! Не бояться синдрома упущенной выгоды! Помнить, что необязательно выбирать только одно направление, всегда можно обучиться новому и найти способ соединить на первый взгляд несовместимые вещи, например, как у меня добровольчество и научная деятельность. И помнить, что мы все с вами многогранные личности, которые способны на многое, главное не бояться экспериментировать!

Интервью взято корреспондентом газеты «Московский университет» (№7 (4567) август 2021)

«Зоналка»-2021 факультета почвоведения имела отличительные особенности. Из-за эпидемиологической ситуации зональная практика студентов состоялась не как обычно после 2-го, а после 3-го курса. Не таким, как всегда, стал и маршрут: начавшийся в Волгоградской области, он продолжился в Воронежской области, а завершился в Тульской. Открытиями необычного зонального маршрута поделились студентки Дарья Комкова (направление «Почвоведение») и Марина Сушенцова (направление «Экология»).

«Маршрут зональной практики прокладывался по основным земледельческим районам, – поясняет Дарья Комкова. – Стоянки каждый год расположены в одних и тех же местах, где удобно поставить лагерь, может без проблем проехать тяжелая автотехника с вещами и оборудованием. Обязательным условием стоянки является наличие места для забора воды недалеко от лагеря».

«Наши стоянки были выбраны идеально для того, чтобы увидеть и описать зональные плакорные растительные сообщества, зональные и интразональные почвы, – продолжает Марина Сушенцова. – И перемещаясь с юга на север, прекрасно видишь, как меняются климатические условия, рельеф, и как это сказывается на растительных ассоциациях и подстилающих их почвах, а также как изменяется вид природопользования».

– Сколько дней заняла полевая часть практики? В каких условиях приходилось жить и трудиться?

Марина: «Полевая часть практики длилась с 17 июня по 4 июля. Мы жили в настоящих полевых условиях: ночевали в палатках, все камеральные работы, питание – под открытым небом. Разбивали и устанавливали лагерь самостоятельно. Кто-то жил в палатке с друзьями, кто-то, как, например, я, в одиночестве».

Дарья: «Привыкнуть к палатке получилось не сразу: то под боком колола веточка, которую забыли убрать при установке палатки, то просто не спалось на новом месте. Рано вставать тоже не хотелось, особенно когда предстояло описывать разрезы почвы под палящим солнцем. Приходилось привыкать к сольпугам и мошкам в Волгограде, в Воронеже приспособиться к жаре, а в Туле – к прохладе. Но все трудности остались позади, и наш лагерь полностью наслаждался полевой жизнью!».

– Какие задачи ставятся перед студентами, которые отправляются на зональные практики? В чем их отличие у почвоведов и экологов? Все ли удалось выполнить?

Дарья: «Основной задачей практики является приобретение и закрепление навыков морфологического описания почвенного профиля и классификации почвы при помощи полевой диагностики. Также важной задачей является знакомство с растительностью и диагностика почв на основе этой же произрастающей растительности. Главная цель практики у почвоведов и экологов в целом одна – ознакомление с закономерностями формирования почвенного покрова различных природных зон. Почвоведы для этого изучают почвоведение и геоботанику, у ребят-экологов к этим дисциплинам прибавляются зоология и химический анализ. Да, объем новых знаний был весомым, но со всеми поставленными на практике задачами мы удачно справились!».

Марина: «У экологов и почвоведов одинаковые лекции и экскурсии по почвоведению и геоботанике, все готовят бригадный гербарий – 80 видов с трех стоянок на одну бригаду. Почвоведы описывают больше почв и делают почвенные катены, некоторые бригады готовят индивидуальные отчеты по практике. У экологов меньше разрезов – всего 15, у нас были дополнительные геоботанические задачи по фитоиндикации, описанию различных сообществ. Как бонус – мы ездили на террикон. Также у экологов были дополнительные занятия, экскурсии и эксперименты по зоологи, блок химии почв – так называются полевые анализы проб горизонтов описанных почвенных покровов. Моя бригада успешно сдала зачет по всем дисциплинам».

– Вместе со студентами на практику отправляются и преподаватели. Они делились своим опытом, советами? Помогали подготовиться?

Марина: «На эту практику с нами поехала Марина Сергеевна Розанова, мой научный руководитель. Марина Сергеевна советовала, как выбрать палатку: какой каркас лучший, какая должна быть водонепроницаемость, какой спальник самый подходящий, сколько их брать, а также какие вещи лучше захватить с собой и без чего можно обойтись. Непосредственно в поле преподаватели объясняли, как выбрать подходящее место для палатки. Лучше всего – выровненная поверхность. Ветки и шишки нужно убрать, при сильном ветре надо закрепить палатку на все растяжки, а лучше привязать их к дереву для большей устойчивости. Рассказывали, как спастись в жару. Например, в Волгограде нельзя обливаться водой – можно легко сгореть на солнце, лучше надеть шаровары и рубашку с длинным рукавом и воспользоваться солнцезащитным кремом, укрыться от солнца под зонтом. А в Воронеже, наоборот, мы обливались водой с ног до головы прямо на маршруте, чтобы не перегреться и не потерять сознание. С нами проводили инструктаж, как лучше подготовиться к полевому выходу. Здесь правило номер один – штанины всегда заправляют в носки, чтобы никакие насекомые, особенно клещи, не смогли заползти под одежду».

Дарья: «Преподаватели на практике – это очень интересные люди. Мне кажется, они просто влюблены в эти поля и леса, они горят желанием передавать свои бесценные знания. В ходе практики мы слушали лекции о каждой природной и почвенной зоне, лекции, посвященные классификации почв и их органическому веществу. Кроме лекций были камеральные работы, где преподаватели отвечали на вопросы, давали нам новую интересную информацию и помогали с написанием отчетов. Конечно, преподаватели помогали нам в первые дни привыкнуть к полевым условиям, делились лайфхаками полевой жизни, очень интересно рассказывали о своей зональной практике. Все это нас вдохновляло».

– Оставалось ли время на отдых?

Марина: «Времени не так много, как хотелось бы, все же программа практики обширна. На первой стоянке было очень жарко и ветрено, редко удавалось после обеда поспать в палатке и не перегреться. В свободное время мы разгадывали кроссворды, общались, играли в настольные игры, устраивали фотосессии или просто разговаривали обо всём: о впечатлениях, смешных историях из жизни, о мечтах и грядущем окончании бакалавриата. Нередко вспоминали практику после 1 курса на базе в Чашниково.

В Хреновском бору (Воронежская область) было поприятнее с погодой. После обеда можно было поиграть в бадминтон или волейбол, иногда мальчики играли нам на гитаре, удавалось даже порисовать и поспать. С одним из поваров нас сопровождала немецкая овчарка Берта, она лихо бегала с нами во время подвижных игр. Когда мы были в Тульских засеках, уже приближался зачет, поэтому все старались поскорее подготовить отчеты и выучить растения к геоботанике. На всех стоянках лучшее время отдыха был вечер, после линейки. Мы гуляли и разговаривали, играли в волейбол, мальчики – в футбол, по вечерам собиралась группа болельщиков Чемпионата Европы, кто-то усердно учил латынь. Но самое запоминающееся – это костер, песни под гитару и беседы».

Дарья: «У костра в кругу своих однокурсников, друзей чувствуешь единение с людьми и природой, которая тебя окружает. Можно погрузиться в свои мысли, наблюдая за языками пламени. После практики ваш плейлист обязательно пополнится подборкой песен «с костра». Когда снова слушаешь их дома, будто опять стоишь под звездами, озаренный огнем, и так тепло на душе. Вспоминая зональную практику, ловлю себя на мысли, что каждый день я улыбалась и смеялась. Бывали и трудные моменты, но каждый раз происходило что-то хорошее, что перекрывало все невзгоды. Для меня практика была нескончаемым потоком эмоций».

– Какие рекомендации вы бы дали студентам, которым предстоит отправиться на зональную практику?

Дарья: «Подготовка к выезду проходила весной, нужно было разобрать, починить и помыть оборудование. В конце мая мы разбирали бригадные ящики, чистили кухонный инвентарь, зашивали и чинили палатки общественного пользования. 31 мая был самый ответственный этап: погрузка. Грузили ящики, палатки, учебные материалы, столы, скамейки, личные вещи. Здесь важна командная работа, в одиночку решить такие задачи невозможно. Я рекомендую запомнить одно из главных правил: общественное превыше личного. Очень важно в первые часы стоянки поставить и облагородить места общественного пользования, а затем уже ставить свои личные палатки. А если что-то не получается, например, поставить палатку на первой стоянке, не стесняйтесь просить помощи у однокурсников, имеющих походный опыт».

Марина: «На мой взгляд, самое сложное – это выбор снаряжения и одежды: непонятно, какую взять палатку и спальник, какой фонарик нужен, как выбрать одежду – что понадобится, а что нет? Я советовалась и со студентами старших курсов, и с преподавателями. Перед отъездом каждый день проверяла прогноз погоды, читала информацию о растительности и почвах природных зон, где у нас будут остановки, чтобы сложился некоторый фундамент знаний. Студентам, готовящимся к зональной практике, я бы рекомендовала покупать палатку с максимальной водонепроницаемостью и «предбанником». По количеству вещей – может хватить и рюкзака в 50 литров. Также необходимо взять два спальника – один должен быть рассчитан на низкие температуры. Обязательно берите плед или термоодеяло спасателя, возьмите налобный фонарик (это очень удобно), резиновые сапоги, хорошие походные ботики и кроссовки на нескользкой подошве, одежду как на жаркую, так и на холодную погоду (ищем баланс), не лишними будут рабочие перчатки, «противокомарные» костюмы, средства от насекомых (в том числе и порошок от муравьев), солнцезащитные кремы. А для перемещения по лагерю, мне кажется, самая удобная обувь – кроксы».

– Как оцените личный опыт зональной практики?

Марина: «Очень атмосферное во всех смыслах время! Однозначно я очень хочу снова поехать в «зоналку». Многие поступают на наш факультет ради этой практики, этого опыта, эмоций».

– Зональная практика факультета почвоведения для многих становится дорогим воспоминанием на всю жизнь. Вы чувствуете, что так же будет и для вас?

Марина: «У нас была полевая практика в Чашниково после 1-го курса, поэтому необходимый минимум знаний имелся, но то, чему мы научились в «зоналке», наверное, самое ценное и дорогое! Я всегда буду помнить, как мы поднимались на территории, как спускались с них, как вместе копали, спасали вещи от дождя, спорили в разрезе, ставили друг другу палатки и все вместе пели под гитару».

Дарья: «Зональная практика – это бесценный опыт, как научный, так и жизненный. Для меня – это первый опыт полевой экспедиции, в которой мы приобрели ценные знания. Отвечая на Ваши вопросы, я вспоминала наш палаточный лагерь, запах каши со сгущенкой по утрам и тушенки на обед, смех и обрывки песен, доносящиеся ночью от костра, танцующие языки пламени и байки в ночь дежурства, потрясающие виды сухой степи или долины реки Упы и еще тысяча моментов, которые навсегда останутся в сердце. Знания, полученные в поле, запоминаются в тысячу раз лучше учебника. Фотографии или описания почвы в литературе не передают ее настоящие свойства, а спускаясь в почвенный разрез, ощущаешь, как вся информация о процессах и свойствах, о которых ты читал, становится понятнее, все закономерности проясняются. В ходе практики влюбляешься в объект исследования – почву и в бескрайние поля, тенистые леса. Также зональная практика оказывает влияние на коллектив в целом, мы стали настоящей семьей почвоведов не только преодолевая трудности, но и проживая вместе тысячи счастливых, радостных моментов».

Марина: «Я бы добавила, что для любого студента нашего факультета «зоналка» становится рубежом между «до» и «после» во всех смыслах: от профессиональных навыков почвоведа/эколога до эмоционального развития».

Беседовала Анастасия Сычева
Фотографии предоставлены участниками практики