ДИСЦИПЛИНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ

Педагогика и психология высшей школы. - Формирование готовности аспирантов к преподавательской деятельности в высшей школе осуществляется, как через теоретическое обучение, так и через практические занятия. Дисциплина включает 5 разделов. В первом разделе рассматриваются нормативно-правовые основы высшего образования в РФ, второй раздел посвящен психологическим основам высшего образования, третий – педагогическим основам, четвертый – формам и методам организации учебного процесса в высшей школе, в пятом разделе рассматриваются современные педагогические технологии. Особенность дисциплины – направленность на практическое использование учебно-методических материалов и возможность осуществления педагогической деятельности. - д.пед.н. Л.В.Попова

Математическое моделирование почвенных процессов.- Получение и/или совершенствование теоретических знаний в области математического моделирования почвенных процессов. Курс знакомит с современным состоянием моделирования почвенных процессов и наиболее актуальными проблемами в этой области. Рассматривается моделирование поддерживающих (стабилизирующих) почву процессов, моделирование процессов деградации почв, а также моделирование экосистемных функций почв, в том числе моделирование регулирующих и обеспечивающих функций. Обсуждаются общеупотребительные приемы построения и проверки математических моделей, в том числе на примерах моделей почвообразования, моделей эволюции ландшафта, моделей водного цикла и циклов элементов питания. Особое внимание уделяется моделированию гидрологии почв и моделированию динамики углерода. Анализируются современные вызовы и успехи в области моделирования таких деградационных процессов, как уплотнение почв, засоление почв, водная эрозия. Рассматривается представление о необходимости баланса стабилизирующих и дестабилизирующих процессов. Обсуждаются ключевые вызовы моделирования почв и их экосистемных функций. - д.б.н. Т.А. Архангельская

Статистический анализ экспериментальных данных с использованием пакетов прикладных программ. - выработка у аспирантов  целостного  представления  в  области  статистического  анализа  экспериментальных  данных  в  почвоведении,  экологии  и  сельском  хозяйстве,  овладение  современными  методами  анализа  данных  с  использованием  пакетов  прикладных программ, в том числе программной среде R, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере целостного анализа  исследовательской ситуации. - д.б.н. В.П.Самсонова, к.с.-х.н. Ю.Л.Мешалкина

 

Биогеохимия стабильных изотопов. - В курсе рассматривается особенности использования в почвенных и экологических исследованиях стабильных изотопах основных биогенных элементов по массе, таких как водород, кислород, углерод, азот и сера. Показазывается возникновение различий изотопного состава и их использование для интерпретации и получения новых знаний,  возможность и преимущество решения таких глобальных задач как изучение трансформации и скорости обновления органического вещества почв, процессов трансформации соединений азота в почвах, потоков элементов в системе «почва-микроорганизмы-растения», особенностей минерального питания растений, реконструкция климатических условий функционирования экосистем и их продуктивности по почвенным данным (палеоклиматология, палеоэкология и пр.). - к.б.н. Т.И. Малышева, к.б.н. М.С. Кадулин

 

Система современных научных изданий и публикации в высокорейтинговых журналах в области биологических наук. - Дисциплина направлена на формирование у аспирантов навыков подготовки результатов научных исследований для публикации в высокорейтинговых международных журналах. В лекционном курсе даются основы наукометрической оценки научных изданий и деятельности отдельных учёных и научных организаций. Описываются крупнейшие базы данных научных публикаций, которые одновременно выполняют функции рейтинговых агентств: Web of Science, Scopus, e-library. Даются практические основы подготовки научных статей, характеризуется структура научной статьи и особенности каждого из её компонентов. Аспиранты выполняют практические упражнения, готовят и обсуждают отдельные компоненты статей на основе данных, полученных в ходе своих научных исследований. Приводятся практические рекомендации по оформлению статей, их подаче в автоматизированные редакторские системы и по работе с рецензентами. Курс предполагает хорошее владение английским языком, поскольку примеры удачных и неудачных форм подачи материала приводятся из международных англоязычных журналов. Практические задания также выполняются на английском языке. - д.б.н. А.О Макеев, д.б.н. А.А.Бобров.

 

Современные методы и приборная база мониторинга окружающей среды. - Знакомство с современными и классическими приборами и методами почвоведения, теоретическими основами методов. Изучение современных методов и приборов изучения твердой фазы почв, методы и приборы измерения влажности и давления влаги. Современные датчики: температура, влажность, электропроводность почв. - д.б.н. А.А. Дымов

Научно-педагогическая практика необходима для профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования и представляет собой вид практической деятельности аспирантов по Осуществлению учебно-воспитательного процесса (преподавание специальных дисциплин, организация учебной деятельности студентов, научно-методическая работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности). Цель прохождения аспирантами научно-педагогической практики: приобрести опыт педагогической и методической работы, сформировать и развить профессиональные навыки преподавателя высшей школы.