Количество мест в бакалавриате - 71/10 (бюджет/контракт)

Вступительные испытания - ДВИ: биология; ЕГЭ: биология, химия или география (на выбор абитуриента), математика, русский язык

Поступление без вступительных испытаний - победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии, а также олимпиады «Ломоносов» по экологии

Проходные баллы - 350...380 из 510.

Количество мест в магистратуре - 43/5 (бюджет/контракт)

Профили подготовки с интегрированной магистратурой - «Земельные ресурсы и функционирование почв», «Агрохимия и агроэкология», «Физика, мелиорация и эрозия почв», «Химия почв», «Биология почв»

Профиль подготовки внешней магистратуры - «Управление земельными ресурсами»

 

Учебный план по подготовке высококвалифицированных специалистов в области почвоведения – это хорошо сбалансированный состав учебных дисциплин, их распределение по семестрам в течение всего срока обучения. 

Он построен так, чтобы на 1 и частично на 2 курсах обеспечить фундаментальную подготовку по основным естественным наукам, включая математику, физику, химию, общую геологию и минералогию, географию, биологию, экологию и другие. Образование в области гуманитарных наук студентам дает изучение истории, культурологи, основ экономической теории и права, социологии и других дисциплин.

Все это закладывает базу для последующего изучения основных разделов почвоведения на 2 и 3 курсах: биологии почв, химии почв, физики почв, географии почв, генезиса и эволюции почвенного покрова и т.д. Профессиональная теоретическая подготовка сопровождается лабораторными занятиями, что позволяет студентам получать практические навыки экспериментальных исследований и умение работать с современными приборами.

Большое внимание уделено изучению основ программирования и вычислительной техники, которые затем используются при освоении математического моделирования природных процессов, современных информационных технологий.

Обучение на старших курсах бакалавриата и затем в магистратуре посвящено изучению специальных дисциплин, необходимых как в исследовательской, так и практической деятельности почвоведа: агрохимия и физиология растений, геоинформационные системы, земельный кадастр, управление земельными ресурсами, мониторинговые исследования почв и др. Охватить весь спектр знаний на должном уровне невозможно, поэтому с 3 курса бакалавриата и студенты-почвоведы выбирают и проходят узкую подготовку по одному из профилей: «Земельные ресурсы и функционирование почв», «Агрохимия и агроэкология», «Физика, мелиорация и эрозия почв», «Химия почв», «Биология почв».

В соответствии с потребностями общества в условиях новых экономических отношений претерпевает изменение и учебный план. В последние годы перед почвоведами наиболее актуальными стали задачи рационального использования земельных ресурсов, экологической оценки состояния окружающей природной среды, внедрения новых технологий рационального природопользования. Это нашло отражение и в структуре учебного плана: усилено изучение современной нормативно-правовой базой, методов контроля и предотвращения  деградации почв в результате техногенеза, технологий мелиорации и  ремедиации почв, получения практических навыков почвенно-ландшафтного проектирования для создания ландшафтов с заданными эстетическими и функциональными свойствами.

Квалификация выпускника – почвовед

Областью профессиональной деятельности являются:

  • почвенно-экологические, почвенно-ландшафтные, почвенно-мелиоративные, оценочные организации, проводящие работы по почвенному покрову
  • организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач
  • органы охраны природы и государственные органы управления землепользованием и природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений).
  • агрохимические, картографические и сельскохозяйственные организации различных форм собственности
  • научные и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с исследованием почв
  • высшие учебные заведения и др.

Объектами профессиональной деятельности являются: физическое состояние почв, мелиорация почв, химический состав почв и химический мониторинг,  биологическое состояние почв, география почв, генезис и эволюция почвенного покрова, агрохимия и биохимия почв, экология человека (адаптация и взаимоотношения со средой, медико-демографические проблемы); экологический менеджмент и аудит; управление земельными ресурсами, сертификация почв, экологический мониторинг и нормирование, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

Почвовед подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на почвенный покров,
  • организации управления земельными ресурсами и сертификации;
  • проектированию типовых мероприятий по охране почв;
  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • моделированию и прогнозированию почвенных процессов;
  • обеспечению качества сельскохозяйственной продукции;
  • проведению экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработке практических рекомендаций по сохранению почвенного покрова;
  • контрольно-ревизионной деятельности;
  • информационному моделированию и разработке геоинформационных систем
  • почвенно-ландшафтному проектированию.