«Мы это уже запомнили»

Меркурий Сергеевич Гиляров преподавал почвоведам в МГУ почвенную зоологию. Почему-то Д.Г.Виленский был против этого предмета, и чтение этого курса вскоре прекратилось. На консультации перед первым экзаменом по почвенной зоологии М.С.Гиляров приехал из дома отдыха. Когда он случайно открыл портфель, все студенты увидели там коньки. На этой консультации он сказал: - «У меня одна задача: Вы должны запомнить, что животные тоже участвуют в почвообразовании». «Мы это уже запомнили» - легкомысленно сказал один из студентов. И потом на 20 лет он забыл, как и другие его товарищи, о животных и вспомнил об их роли в почвообразовании только начав работать совместно с зоологами из школы М.С.

Практикум по дисциплине «Экологический мониторинг» достаточно новый, он был создан с введением специальности «Экология и природопользование» на факультете Почвоведения для студентов – экологов третьего курса.

Организация и проведение экологического мониторинга ставят перед специалистом разнообразные проблемы и вопросы. Это и знание особенностей природных сред,  и выбор  показателей, информативно отражающих антропогенные нарушения в природе, и умение  получать и анализировать экспериментальные данные. Необходимо знать нормативные документы, регламентирующие как допустимые уровни поллютантов в контролируемом объекте, так и систему организации экологического мониторинга разного уровня и назначения. Все это преподаватели кафедры постарались учесть в новом практикуме.

Практические занятия построены по принципу изучения природных сред - мониторинг атмосферы, гидросферы и почв.

Организацию мониторинга атмосферы в городской среде студенты изучают на примере Москвы, используя информацию сайта Департамента природопользования и охраны окружающей среды города.  Здесь размещены данные об  основных источниках загрязнения воздуха, об автоматических станциях наблюдения за атмосферой, о контролируемых показателях. На практическом занятии студенты анализируют  актуальную экологическую обстановку в разных районах города, динамику загрязнения воздуха по многолетним наблюдениям с учетом климатических факторов и изменений инфраструктуры города, рассчитывают комплексные показатели загрязнения атмосферы в разные периоды.

Экологический мониторинг природных вод зависит как от их характера, так и от видов водопользования. В практикуме изучаются вопросы организации мониторинга вод разного назначения. Особое внимание уделяется методам определения и интерпретации показателей, характеризующих качество вод в соответствии с нормативными документами. Выполняя лабораторные работы, студенты самостоятельно определяют в пробах природных вод из разных источников содержание железа, тяжелых металлов (на примере меди), остаточных форм хлора, растворенного кислорода. В программу практикума также входит определение таких показателей, как электропроводность, жесткость, величина рН, органолептические показатели (цветность, мутность, запах). Результаты экспериментальной работы студенты сравнивают с величинами ПДК, рассчитывают комплексные виды показателей и оценивают качество анализируемой воды.

Сложность и разнообразие почвенного покрова определяет и особенности организации экологического мониторинга почв, что отражается в выборе контролируемых показателей, оценке фоновых значений, разработке нормативов. Студенты изучают такие вопросы, как виды деградации почв, биогеохимические провинции, техногенные аномалии, роль почвы в аккумуляции, трансформации и миграции загрязняющих веществ. Лабораторные работы посвящены определению биохимических показателей (содержание подвижной меди в загрязненных почвах, мониторинг плодородия почвы на примере содержания подвижного калия) и педохимических показателей (кислотность почв и ее виды, кислотно-основная буферность почв).

При выполнении лабораторных работ студенты знакомятся с современными методами исследований.