Отзывы студентов и выпускников
Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета. Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников. Содержание раздела: про что хотите почитать?
Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
А кроме знаний факультет дает широчайший кругозор. Ну когда еще в жизни проведешь месяц в палатках и доедешь до Волгограда, заехав на соленое озеро Баскунчак!? Зоналка - лучшее воспоминание студенческой поры. Помимо воспоминаний и знаний на факультете люди обычно заводят хороших друзей на всю свою жизнь. Во-первых, потому что у вас схожие интересы, а во-вторых, потому что выездные практики очень здорово сближают тебя со своими однокурсниками. Четыре года пролетели как один день, и вот уже мы все в преддипломных хлопотах и мечтах о будущем. Летом откроются двери факультета для того, чтобы выпустить нас в большой мир, полный возможностей, а кому-то факультет даст немного погулять, а в сентябре снова будет ждать в гости. Преподаватели и однокурсники стали второй семьей, а здание факультета - вторым домом, и все это останется с нами навсегда! Не хватит слов, чтобы описать свою благодарность и оказать почтение всем, кто является частью факультета почвоведения! В моем сердце останется каждый преподаватель, потому что благодаря им всем мы стали взрослее, умнее, внимательнее и добрее. На этом все, желаю счастья и удачи всем, кто прочитал мой рассказ. Будущим студентам желаю сделать правильный выбор, успешно сдать экзамены и поступить на факультет своей мечты. Мы смогли - и вы тоже сможете! Ульянова А., выпускница 2016 года, кафедра общего почвоведения, направление почвоведение
На вопрос:«Почему вы выбрали факультет почвоведения?» - ответить однозначно очень трудно. Многие из нас, будучи абитуриентами, совсем не представляли, что это за факультет, какие предметы проходят студенты, и куда можно пойти работать после окончания. Мой выбор был основан на том, что в школе мне больше всего нравилось изучать естественнонаучные предметы, такие как биология, химия, география. А по правде говоря, больше всего моё внимание привлекал раздел биологии под названием экология, которую я не изучала в школе как отдельный предмет и, к сожалению, на момент поступления имела совсем небольшое представление об этой науке. Какие есть плюсы и минусы, спросите вы? Одним из главных плюсов, на мой взгляд, является, что на первых курсах в нас вкладывают знания по различным предметам, и к третьему курсу мы уже хорошо осведомлены в вопросах химии, ботаники, зоологии, географии, физики и многих других предметов. После второго курса изучаются уже другие узкоспециализированные дисциплины, на отделении экологии это, в частности, радиоэкология, учение о биосфере, гидросфере, атмосфере, экология человека и др. К сожалению, не обойтись и без минусов: так как направление экологии является относительно новым на нашем факультете, и в курс вводятся изменения, программы ежегодно меняются. Что касается степени учебной нагрузки, она вполне приемлемая, остаётся свободное время и на свои интересы. Может возникнуть вопрос, почему же именно отделение экологии на факультете почвоведении, а не других факультетах, таких как географический или биологический? Ответ совсем простой: наше главное преимущество в том, что мы знаем, как устроена почва, о её типах и процессах, в ней протекающих, в общем, обо всём том, что касается почв! Надо понимать, что почвоведение – это неотъемлемый союзник экологии в вопросах о круговороте веществ и других глобальных процессов, связанных с окружающей средой. Не секрет, что многие из нас, поступая на факультет почвоведения, изначально стремились на другой, может быть, более популярный и известный. Но сейчас, спрашивая своих однокурсников, не жалеют ли они о том, что им не удалось попасть туда, куда стремились, они с гордостью отвечают, что очень рады тому выбору, который сделали в пользу нашего факультета несколько лет назад. После окончания университета стоит выбор, куда можно устроиться на работу. В частности, можно пойти работать в зарубежные компании, но нужно будет знание языка! На факультете налажено сотрудничество с зарубежными университетами, обмен студентами. Можно пойти в государственные учреждения, в лаборатории, занимающиеся анализом проб почвы, воды и воздуха. Наверное, будущие экологи мечтают о работе в «Транснефть» и «Газпром», и наши выпускники там работают. Определённо точно можно сказать, нам есть, куда расти!
Климова А., выпускница 2015, каф. биологии почв,
направление «Экология и природопользование»
На вопросы Студенческого научного общества отвечает выпускник 2019 года кафедры радиоэкологии и экотоксикологии Игорь Грабеклис. Игорь делится впечатлениями об обучении на кафедре, о студенческой жизни, рассказывает о трудоустройстве и даёт ценные советы!
Факультет почвоведения — дверь в новый мир 1. «Закономерная случайность» Кажется, ещё вчера я отлично закончила школу, при этом совершенно не имея представления, чем же заниматься в будущем. Да, хотелось чего-то интересного, естественнонаучного, «связанного с биологией». Была мысль про биофак, однако дико пугала необходимость там «препарировать лягушек», поэтому после окончания школы никакой определённой «нацеленности» и желания поступить куда-либо конкретно не было. Было желание заниматься какой-нибудь интересной наукой. Просматривая варианты, куда можно пойти с моей любимой биологией, наткнулась на почвоведение, на тот момент казавшееся для меня чем-то не очень понятным. «Слушай, пап, как ты думаешь, например, на факультете почвоведения — интересно?». — «Надо подумать, я же физик, далёк от этого... Но, похоже, там можно решать много важных интересных вопросов, например, как разные почвы можно улучшить, сделать более плодородными… Я бы занялся.» Решила поступить: МГУ, биологическая наука, а чем-то заинтересовать себя у меня обычно получалось очень быстро. 2. «Ощущения от процесса» Первый курс был самым трудным: непривычные тогда для меня университетские нагрузки, огромное количество новых сложных предметов, постоянно выплывающие школьные пробелы в основных дисциплинах: химии, математике, географии… Целостный образ почвенной системы тогда вырисовывался ещё с трудом. Очень необычные для меня по формату и крайне интересные летние практики после первого курса помогли «почувствовать» наш предмет и его «окружение»: растительность, геология и геоморфология действительно определяют направление почвообразования и «облик» почвы. Но окончательно на зональные и локальные закономерности почвообразования глаза открылись ближе к концу второго курса после предмета «география почв». Это непередаваемое чувство, когда ты осознаёшь, где на Земле какие почвы, почему они именно такие, когда можешь предугадать как будет выглядеть почва в конкретном месте… Самым интересным в почвоведении мне показались вопросы генезиса и эволюции почв (по каким законам почвы формируются и развиваются, что может повлиять на формирование конкретного типа почв, что может изменить ход почвообразования…). Выбор научного руководителя и дальнейшие исследования последовали в данном направлении. Благодаря кафедре географии почв и научному руководителю мне посчастливилось участвовать в экспедициях по изучению почв Ново-Иерусалимского монастыря, по изучению внутренней и пространственной организации текстурно-дифференцированных дерново-подзолистых почв, по изучению горных почв Алтая. Экспедиции – это всегда море новых знаний, эмоций и впечатлений. 3. «Что главное в науке?» В настоящий момент я детально изучаю многослойные карбонатные натёки на скелетных фракциях в алтайских криоаридных почвах: каждый микрослой в этих натёках имеет свою внутреннюю организацию, соответственно каждый из них образовывался под действием разных процессов и условий. В итоге можно реконструировать характер изменений природной среды в изучаемом регионе. Факультет сотрудничает со многими научными организациями. Моя работа сейчас является одним из направлений исследований лаборатории географии и эволюции почв Института Географии РАН по экстремальному почвообразованию, поддерживается грантами РНФ и РФФИ. Уверена, что в любом другом направлении, которым занимаются на факультете, также можно найти для себя интересную тему и заниматься тем, что приносит тебе удовольствие — это самое главное для успешной научной работы. 4. «Новые очки» Наши преподаватели – замечательные, интересные люди. На лекциях каждый раскрывал для нас наш предмет (почву) под новым углом зрения. Нередко на занятиях возникало чувство кайфа от осознания общих глобальных закономерностей и гениально-логичных, ранее неизвестных мне, особенностей строения или функционирования почвы и всего, что нас окружает. Благодаря факультетским курсам и обязательным дисциплинам, читаемым на других факультетах МГУ, мы получили целостную научную картину мира. 5. Необходимость почвоведения Понимание функционирования почв в перспективе даёт возможность ими «управлять»: прогнозировать все возможные изменения под действием определённых факторов, направлять развитие их свойств в необходимое нам русло. Это может быть ключом к решению проблем плодородия и продовольствия в регионах нашей планеты. Тот факт, что 2015 год назначен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом почв, говорит о том, что люди, далёкие от почвоведения, также начинают осознавать, насколько сейчас почвы незаменимо важны для человечества: их изучение, охрана, улучшение, рациональное использование. С уверенностью можно заключить, что почвоведение – необходимая, очень интересная и многогранная наука, где каждый может выбрать себе область по душе, заниматься решением актуальных вопросов и далее с успехом пойти в прикладную или научную сферу. Конопляникова Ю., выпускница 2015, каф. географии почв, направление «Почвоведение»
Факультет почвоведения — это не просто место, где ты получишь диплом, это настоящая школа жизни. Здесь ты сможешь получить уникальный опыт в самых разных сферах деятельности.
Наука. Преподаватели, многие из которых являются передовыми учеными, откроют перед тобой дверь в науку. Ту самую, что ты, возможно, видел в сериале «Теория Большого взрыва», но гораздо интереснее и по-настоящему. Это будет постепенное погружение – от азов до передовых научных исследований, которые делают жизни миллионов людей лучше. И у тебя будет возможность в этом участвовать.
Путешествия. Полевые практики и экспедиции дадут возможность почувствовать себя путешественником и первооткрывателем; человеком, который «бывал, видел и знает». Это огромный пласт жизненного опыта – человеческие взаимоотношения, интересные задачи и множество приключений. Поверь, это время ты потом будешь вспоминать как лучшие годы своей жизни.
Искусство выступать. Защиты курсовых и дипломных работ, подготовка рефератов — позволят научиться выступать перед аудиторией, делать доклады и презентации, что не раз тебе пригодится в дальнейшей жизни, чем бы ты ни занимался в будущем. Я крайне благодарен нашим преподавателям, которые нас «гоняли» выступать с рефератами и предзащитами — это, пожалуй, один из самых полезных скиллов во «взрослой жизни».
Фундаментальное образование. Огромное количество интересных предметов, которые читают лучшие преподаватели со всех факультетов Университета. То самое фундаментальное образование, о котором часто говорят за границей, как о силе российских ученых. Ты будешь подкован во всем, это расширяет кругозор и дает некоторую «мудрость»; понимание того, как устроен окружающий мир.
Море возможностей. Кстати, о других факультетах. Как студент МГУ ты волен посещать другие факультеты и слушать там любые лекции, порой безумно интересные! Можно получить второй диплом, выучить несколько языков, а главное познакомиться с множество интересных людей с других факультетов.
Спорт. Учась на факультете ты сможешь совершенно бесплатно посещать множество секций – от различных единоборств до гимнастики и шахмат. Спортивные традиции МГУ сильны, и под руководством профессиональных тренеров ты сможешь приятно провести время и даже добиться серьезных спортивных результатов. Первый год я ходил в бассейн, где меня научили отлично плавать. Затем был бокс. Потом я ходил на стрельбу, где мы два раза в неделю стреляли в тире (еще раз повторяю – все это бесплатно!). После чего, я занимался каратэ в нашей МГУшной секции, куда порой прихожу и по сей день. Мы участвовали в соревнованиях и довольно часто побеждали. Такой спортивной (и не только) инфраструктуры ты не встретишь нигде.
Ты — востребован. Возвращаясь к практическому результату учебы на факультете — здесь тебе дают возможность овладеть крайне большим спектром самых разных профессий, многие из которых востребованы в России и за рубежом. Я занимаюсь информационными технологиями, моя научная работа была на стыке естественных наук и ИТ. Немногие факультеты могут дать своим выпускникам столь широкий набор знаний, позволяющий на равных работать с профильными специалистами смежных и даже точных и гуманитарных наук. Факультет эту возможность дает с лихвой. Каждый сможет найти то, что ему интересно. В этом я убеждался не раз, когда видел наших выпускников работающих в самых разных отраслях – от нефтянки и природных ресурсов до гослужбы, дизайна.. и даже программистов :) Если ты не уверен какую профессию выбрать, то факультет почвоведения — поможет тебе определиться. Здесь ты сможешь разобраться, все попробовать и найти дело своей жизни. Если же ты уже знаешь что хочешь — факультет позволит развить твой талант и стать одним из лучших в своей области.
Рыбальский Н., выпускник 2008, каф. географии почв
Я не буду перечислять предметы (приемная комиссия всегда с радостью покажет учебный план), но заверяю вас, здесь никому не будет скучно. Первые курса 2 учебная программа не особо сильно отличается между кафедрами, но со временем, вам по своим интересам нужно будет сделать ответственный выбор. Преподаватели идут на встречу практически каждой идее своего студента. Вот, например, мой диплом отчасти был посвящен изучению радиоактивности в моем родном крае, и для меня это было не только очень интересно, но и крайне познавательно.
Тихонова М.О., выпускница 2014, каф. радиоэкологии и экотоксикологии,
направление «Экология и природопользование»
- Какие впечатления от практики вообще? - Впечатления — атас! Я влюбился в зональную практику еще в первый раз, будучи студентом. После магистратуры я ездил стажером (у преподавателя Ольги Юрьевны Гончаровой), и, когда мне доверили быть полноценным бригадным преподавателем, был в восторге. Как сказал провожая студентов Лев Анатольевич Поздняков: «Нет таких людей, кто съездил бы в зональную практику и жалел об этом», — вот я не только не жалею, но и стремлюсь попасть туда снова. - Отличается ли зоналка со стороны преподавателя и студента? - Да, конечно. Когда ты студент, тебя беспокоят совершенно другие вещи: всё вовремя сдать, написать отчет, успеть потусоваться на костре и так далее. В качестве преподавателя приходится нести ответственность за всю бригаду: готовиться к полевым выходам и камеральным занятиям, пытаться понять, как лучше донести информацию до студентов, да и в целом повышать свой уровень осведомленности о предметах исследования — собственно, почвах. - Какие ценные качества даёт ребятам опыт полученный в зоналке? - Я, как и многие мои коллеги по зональной практике, убежден, что зоналка — не только про почвоведение, экологию, геоботанику. Это про работу в коллективе. Даже если студент не запомнит и не усвоит абсолютно всю полученную на практике информацию, он точно научится работать три недели с одной группой людей в непривычных для городского жителя условиях. Когда тебе поначалу некомфортно, или когда люди в твоей бригаде уже надоели за этот 21 день, когда тебе постоянно надо куда-то идти и что-то делать — вот тогда человек по-настоящему раскрывается, видит в себе все недостатки и может их исправить. Вот именно этот опыт — и есть самое главное, что дает зональная практика. - Легко или просто быть преподавателям в условиях зональной практики? - Поначалу (на первой и чуть-чуть на второй стоянках) мне было очень непривычно. Я не понимал, как правильно выстроить рабочий процесс со студентами, как правильно подавать им информацию и как, собственно, учить их почвоведению. Я думал, что можно просто отправить студентов в самостоятельный научный поиск — позволить им попытаться самим разобраться в том, что мы исследуем. Сам я планировал наблюдать и направлять студентов. Оказалось, что это так не работает. Студентам нужно объяснять, рассказывать, четко указывать им на то, что они должны найти в своем научном поиске. А если ты не объяснил, не рассказал или указал пять раз за практику — можно считать, что ты не сделал этого ни разу. Кроме того, когда ты молодой преподаватель, то бывает сложно выстроить нормальные рабочие отношения со студентами. Грани между «преподаватель — старший товарищ — друг» очень легко размываются в полевой, более неформальной, обстановке. Я был морально готов к этому, и заранее приготовил слова к тому случаю, когда студенты начнут нарушать субординацию. К счастью, мне очень повезло с бригадой — студенты сами очень строго держали себя в рамках. И даже после завершения условного «рабочего дня» на практике, относились с большим уважением и пиететом. - В современном мире при высоком уровне развития технологий - нужны ли полевые практики вообще и зональная в частности? - Да, конечно! Особенно — студентам факультета почвоведения. К счастью, почва — не тот объект, который можно познать на лекции, когнизировать посредством учебников или изучить на цифровом двойнике. Любой человек, который хочет называть себя почвоведом или экологом — обязан побывать в этом невероятном научном приключении. Многие мои коллеги считают зоналку центральной частью их обучения на факультете. И я с ними солидарен. Читать больше отзывов и рассказов про обучение на факультете
Александра закончила кафедру биологии почв под руководством Марата Мутагаровича Умарова, и ее научные интересы во время обучения на факультете были связаны с изучением микробиологических комплексов муравейников и особенностями трансформации азота в гнездах почвообитающих муравьев. «Я всегда грезила космосом. С детства в любой поездке, да и до сих пор, обязательные пункты для посещения — это планетарии и обсерватории. Поэтому упустить возможность совместить два своих любимых направления, а именно микробиологию и космос, я не могла! В последний год обучения я уже начала работать в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН). Работа там дала мне большой опыт, как в профессиональной сфере, так и в понимании того, чем конкретно я хочу заниматься. Так я начала свой путь в Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН). Попасть туда было трудно, я прошла собеседование у своего теперь уже начальника отдела и директора института. Сейчас я работаю старшим научным сотрудником в «Лаборатории микробиологии среды обитания и противомикробной защиты». Основной моей работой является мониторинг среды обитания Российского сегмента Международной космической станции. Поскольку МКС — это замкнутые герметичные объемы, очень важно отслеживать состояние среды внутри станции. Регулярно перед каждым спуском на Землю, космонавты проводят отборы проб с внутренних поверхностей и конструкционных материалов, а также отбирают пробы воздуха. Получив данные пробы, мы незамедлительно делаем посевы и идентифицируем полученные микроорганизмы. Для МКС существует свои нормативные правила, обозначающие верхние предельные значения уровня обсемененности (заражения) микроорганизмами и в случае их превышения, мы посылаем на борт радиограмму с просьбой обработать данные зоны специальным дезинфицирующим средством. Кроме основного мониторинга, я участвую и в других интересных проектах, а также провожу дополнительные исследования полетных штаммов, ведь их изучение имеет большое значение для построения баз на других объектах Солнечной системы и для дальних космических полетов.
Помимо общения с космонавтами через центр управления полетами, мы регулярно встречаемся с ними после каждого полета, и каждый специалист в своей сфере обсуждает различные нюансы и перспективы на будущее. Также в рамках общекосмической подготовки кандидатов в космонавты-испытатели мы проводим обзорную лекцию по нашей работе, и мне выпала честь выступить перед последним набором кандидатов в космонавты-испытатели 2020 года и поделиться своими знаниями. Несмотря на то, что моя работа сейчас не связана с темой, которой я занималась на факультете, я продолжаю развивать это направление, внедряя в свои исследования более современные методы. Я начинаю связывать почвенные исследования и с космическими экспериментами, так как исследование почв очень важно, например, для будущих космических оранжерей. В течение последнего года мы с Натальей Викторовной Костиной и Михаилом Владимировичем Горленко успешно применяем методику мультисубстратного тестирования к полетным штаммам, в ближайшее время я надеюсь на выход уже полноценных публикаций на эту тему. Я с теплотой вспоминаю всех своих преподавателей, особенно мою кафедру - биологии почв, и я очень рада, что до сих пор мы продолжаем тесное сотрудничество. Всем тем, кто раздумывает над выбором факультета я хочу пожелать, в первую очередь, никогда не сомневаться в себе и в своих силах! Наш факультет дает настолько полноценное и разностороннее естественно-научное образование, что после окончания учебы вы будете востребованы и сможете работать во множестве отраслей, как сделали я и мои однокурсники. Могла ли я, поступая на наш чудесный факультет и придя на любимую кафедру биологии почв, мечтать о том, что я смогу стать космическим микробиологом, который прикасается к чему-то поистине неземному? Думаю, ответ перед вами!».
После окончания университета я поступила в аспирантуру факультета почвоведения, которую закончила в 2019 году и защитила в том же году кандидатскую диссертацию. На данный момент работаю научным сотрудником в ФИЦ «Почвенный институт им. В.В. Докучаева», лаборатория физики и гидрологии почв. С какой областью знаний связана Ваша профессиональная жизнь сейчас? Естественно-научная: почвоведение, агрофизика, механика почв и грунтов, отчасти микробиология. Какие знания, полученные на факультете, позволили реализовать себя в Вашей нынешней профессиональной области? В первую очередь, профильные знания, полученные на факультете в первые годы обучения и на спецкурсах кафедры физики и мелиорации почв. Но самое главное (что до конца осознается только сейчас, по прошествии нескольких лет после окончания специалитета и защиты диссертации) — это навыки быстрого поиска и анализа любой информации, способность мыслить критически, эрудированность. Какие, на ваш взгляд, есть преимущества у естественно-научных специальностей? Непосредственное соприкосновение с объектами своих исследований, возможность видеть их изменения и проявления; необходимость контакта с другими специальностями помимо профильной. Но если в целом, я думаю, что любые специальности хороши, просто важно быть открытым к разным наукам, дисциплинам или подходам. Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой? Евгения Викторовича Шеина, Долгор Доржиевну Хайдапову, Наталью Викторовну Костину и Петра Михайловича Сапожникова. Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета? Веры в себя, упорства в тех целях, которые важны именно вам. Смелости, если есть страх поменять кафедру, направление, пойти на стажировку, найти работу по специальности или полностью сменить свой вектор. И, конечно, активной внеучебной жизни! Какой совет Вы бы дали абитуриентам при выборе направления обучения? Ответственно подойти к выбору направления: почитать официальные и неофициальные ресурсы, пообщаться со студентами и выпускниками, поизучать рынок вакансий по выбираемому направлению, прислушиваться к себе - и только после делать выводы.
Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе? На 1 курсе я сразу пошла на день открытых дверей на кафедру. Пообщалась с завкафедрой, рассказала ей, чем хочу заниматься, на тот момент были интересы заниматься нефтяными загрязнениями, она назвала мне 3 фамилии научных сотрудников, к кому можно прийти под крыло. Я почитала информацию про каждого на сайте, пообщалась со старшекурсниками, узнала «фишки и подводные камни» каждого потенциального научного руководителя, и написала письмо Марине Сергеевне, что хотела бы к ней. Потом сходила на стационар, мы пообщались, и как говорится – глаза в глаза, любовь, буря, эмоции…На 2 курсе я начала заниматься своей первой научной работой. Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.
У меня изначально был слабый уровень знания химии, боялась, что могу не потянуть спецкурсы и будет очень сложно. Однако, преподаватели настолько понятно объясняют даже самые сложные темы, что страх отпал с первой лекции по спецкурсу завкафедрой. У нас надо реально учиться, вникать сразу. Спецкурсы достаточно сложные, но очень полезные – каждый вытекает из другого. Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой? Учиться достаточно сложно, но не смертельно. Не работаю на данный момент. В доковидное время я проходила стажировку в исполнительной дирекции РГО, было непросто совмещать с учебой, но возможно. Расскажите поподробнее о Вашей стажировке в РГО. В чем заключались Ваши обязанности? Оказалось ли прохождение стажировки полезным? Я проходила стажировку в департаменте по аналитической и проектной деятельности исполнительной дирекции РГО (ныне это уже 2 разных департамента). Я участвовала в подготовке отчетных документов и разработке тематических программ разных проектов. Часть моей стажировки проходила в дистанционном формате. Расскажите о своей дипломной работе, лабораторных исследованиях? Моя дипломная работа посвящена оценке качества вод реки Рудневка, которая протекает по Косинскому парку города Москвы. Я изучаю химический состав вод и донных отложений различными методами химического анализа. Применяя нормативные документы, рассчитываю коэффициенты и показатели, благодаря которым можно дать оценку степени и характера загрязненности. Изучение загрязнения малых рек очень важно, особенно в черте рекреационных зон большого города. Многие работы, посвященные изучению загрязнения рек, зачастую не затрагивают изучения донных отложений – потенциальных вторичных источников загрязнения. Я стараюсь дать комплексную оценку загрязнения реки с учетом сопряженной системы «вода-донные отложения». Всю лабораторную часть я выполняю на стационаре, там есть возможность выполнить почти весь перечень необходимых химических анализов. На нашей кафедре на данный момент я, наверное, единственная занимаюсь изучением загрязнения не почвы. Это интересный опыт, позволяющий расширить научный кругозор. Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы? Я проходила производственную практику в службе защиты окружающей среды НИИ «Пульсар». Эта практика помогла вживую увидеть работу эколога на предприятии, познакомиться с реальностью. Практика была больше полезна для профориентации, чем для научной работы. В ходе практики я изучала принципы работы службы, изучала технологический процесс и знакомилась с отчетной документацией и различными процессами работы предприятия.
Участвуете ли Вы во внеучебной деятельности университета? Я совмещаю учебу с общественной деятельностью, являюсь сопредседателем совета Студенческого союза МГУ, курирую деятельность Волонтерского центра МГУ, поэтому почти все традиционные международные мероприятия в нашем университете проходят с моим участием в роли организатора волонтерской поддержки. В рамках своей деятельности сопредседателя реализую свой проект «Школа тим-лидеров МГУ». Я стараюсь участвовать в различных конференциях, уже скопила порядка 10 публикаций в сборниках. Участвую во всероссийских форумах, например «Территория смыслов», «Трэвел форум», форум МК РГО и другие. На данный момент являюсь участником программы «Наставничества» РСВ и стипендиатом программы Экологического фонда имени В.И. Вернадского. В этом году мне удалось вернуться в спортивно-бальные танцы вместе с «Грацией МГУ». Наверное, самые мои любимые мероприятия в МГУ – это день Первокурсника и Татьянин день. А из городских – Фестиваль РГО в Зарядье. Такая активная общественная жизнь помогает поднять уровень коммуникации и командной работы, развить лидерские качества, прокачать креативное мышление, найти друзей – единомышленников, завести полезные знакомства и стать узнаваемым. На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ?
Из преимуществ, наверное, основное – это возможность научиться комплексно подходить к исследованиям, четко видеть взаимосвязи и научиться работать руками как в поле, так и в лаборатории. Приятный бонус нашего факультета – это прекрасный преподавательский состав и шикарные полевые практики после 1 и 2 курса. Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас? Мне очень нравится процесс работы «в поле» и дальнейшая обработка проб в лаборатории. Очень здорово сравнивать свои полевые записи с полученными данными, выявлять взаимосвязи, причины тех или иных феноменов. Поскольку я общественник, мне нравится организовывать разные просветительские, научные и протокольные мероприятия. Я периодически провожу экопросветительские мастер-классы и читаю лекции – консенсус фундаментальных знаний и общественных наработанных навыков.
Какие навыки важны на практике больше всего? На практике, неважно работаете ли вы в лаборатории руками, читаете нормативные документы или составляете проекты, очень важно критически мыслить, находить взаимосвязи и причины. Важно применять навыки коммуникации – без этого вообще никуда. Наиболее яркие моменты студенческой жизни. Для меня самыми яркими моментами являются полевые практики, особенно зональная, на которую мы поехали после 3 курса, 265-летие МГУ, традиционная Масленица, съезд молодых ученых в Красновидово, выступление перед ректором на Студенческом Огоньке и практикум по химическим методам анализа компонентов окружающей среды! Совет студентам. Я бы хотела посоветовать брать от студенческой жизни все – попробовать себя везде, чтобы найти то, что вас заряжает, и чем вы реально хотите заниматься в жизни! Не бояться синдрома упущенной выгоды! Помнить, что необязательно выбирать только одно направление, всегда можно обучиться новому и найти способ соединить на первый взгляд несовместимые вещи, например, как у меня добровольчество и научная деятельность. И помнить, что мы все с вами многогранные личности, которые способны на многое, главное не бояться экспериментировать! Владимир Куликов, аспирант третьего года обучения кафедры земельных ресурсов и оценки почв рассказывает о своей научной работе. Владимир изучает возможности восстановления почв, загрязненных осадками сточных вод, с помощью ризосферных бактерий, мелиорантов и методов фиторемедиации под руководством Ирины Овакимовны Плехановой: «Состав осадков сточных вод зависит от специфики промышленной деятельности района, при этом он обычно отличается высоким содержанием органических веществ, а также азота, фосфора, кальция, калия – элементов минерального питания растений. Вместе с этим, сточные воды в большом количестве содержат тяжелые металлы, полициклические ароматические углеводороды и патогенную микробиоту. Именно это и ограничивает возможности безопасного использования осадков сточных вод в качестве удобрений. А такая идея выглядит притягательной, поскольку позволяет одновременно и решить проблему утилизации данного вида отходов, и получить дешевое и эффективное удобрение. Если сточные воды все же используются в этом качестве, то формируется комплексное загрязнение почв с высокой вариабельностью содержания тяжелых металлов. В таком случае необходима разработка мер по ремедиации почв для их дальнейшего безопасного и эффективного использования. Ремедиация - это комплекс мероприятий по устранению экологического ущерба. Для почв, загрязненных посредством внесения осадков сточных вод, мы изучаем разные методы восстановления: бактериальные препараты, внесение мелиорантов, фитомелиорацию. Каждый метод имеет и плюсы, и минусы. Моя задача – не только оценить возможность применения метода, но и сравнить их между собой, определить лучший, в том числе и по экономическим характеристикам. Параллельно с учебой я работаю государственным инспектором в области охраны окружающей среды в Министерстве экологии и природопользования Московской области. Среди моих обязанностей – предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Сильные стороны почвоведа-эколога как специалиста на предприятии или в органах власти – это понимание законодательства в области охраны окружающей среды, нестандартное мышление и широкий спектр знаний».
Насколько тяжело было учиться? На самом деле, обучение на факультете давалось достаточно легко. Помню, что тяжелыми были первые 2 семестра: было тяжело перестроиться с ритма и темпа школьного обучения на университетский. Однако, в дальнейшем все проблемы были преодолены, и это позволило закончить факультет с красным дипломом. Помню, что уже со второго курса начал работать, естественно не по специальности, в основном это была работа в сфере обслуживающего персонала – магазины одежды и кафе. Однако, уже после третьего курса, вплоть до окончания обучения, в летний период проходил производственную практику на проектах рекультивации нефтезагрязненных земель в качестве супервайзера в АНО «Экотерра». Данная производственная практика была оплачиваемая. Основным преимуществом в данной работе являлось получение колоссального опыта как в сфере практических знаний, так и в части общения с представителями профессии. Что было самым сложным во время выполнения диплома? Основной проблемой при выполнении дипломной работы являлся отбор необходимого материала для исследования ввиду специфичности нашей темы, а именно – отбор биоматериалов – волос. Тема дипломной работы была выбрана совместно с научным руководителем – д.б.н., проф. Трифоновой Татьяной Анатольевной. Основной гипотезой научной работы являлась идея, что загрязнение тяжелыми металлами в городской среде неравномерно, и то, что большую роль играет именно территориальное распространение. Методикой является отбор волос, как естественный индикатор состояния окружающей среды и последующий микроэлементный анализ. Следовательно, концепцией работы является некоторая схема: выявление районов с неблагоприятной экологической обстановкой → микроэлементный анализ волос → подтверждение гипотезы о пространственном распределении загрязнения. Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы? Производственная практика проходила на базе Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республик Татарстан. Практика была полезна для последующей научной работы, в частности, в ходе прохождения практики были освоены методы отбора проб грунтов и описания растительного покрова, а также химико-аналитические методы исследований (в частности, рентгено-флуоресцентный метод анализа), которые использовались в дальнейшем при написании дипломной работы. Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? В каких конкурсах/конференциях Вы участвовали? В течении обучения в конференциях (Ломоносов, Докучаевские чтения). Это позволило познакомиться с большим количеством единомышленников.
Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством? В данный момент занимаю должность ведущего инженера-эколога в Департаменте инженерных изысканий ООО «Желдорпроект». Расскажите поподробнее о работе и трудоустройстве. В сферу моих обязанностей входит подготовка отчетной документации для региональных объектов транспортной (железнодорожной) инфраструктуры в части инженерно-экологических изысканий. Инженерно-экологические изыскания необходимы для принятия экологически взвешенных решений до начала проектирования объектов капитального строительства. Основными задачами, с которыми я сталкиваюсь в ходе подготовки отчетной документации по инженерно-экологическим изысканиям, являются:
В части инженерно-экологических изысканий преимуществом будут являться знания в области генетического почвоведения, в частности, для определения нормы снятия плодородного почвенного слоя при строительстве. Полевая геоботаническая практика позволяет овладеть знаниями в части методологии описания пробных площадок. На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Что для Вас было в приоритете? В первую очередь обращаю внимание на социальную значимость проектируемых объектов. Например, в «Желдорпроекте» я так или иначе принимал участие в подготовке отчетной документации для важных инфраструктурных объектов, таких как «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург», «Западный обход Саратовского узла».
Связана ли Ваша научная деятельность с работой? Не связана. Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности? В сфере инженерных изысканий спрос на специалистов экологов и почвоведов высокий ввиду того, что строить и реконструировать объекты будут всегда. Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему? Коммерция ближе. Думаю, что в науке сейчас зарабатывать деньги гораздо сложнее, к сожалению. Какие навыки важны на практике больше всего? Описание почвенного разреза. К сожалению, специалистов, умеющих описать разрез для целей инженерно-экологических изысканий крайне мало. Почвенный дневник с практики в Чашниково и Зональной практикой всегда под рукой.
Наиболее яркие моменты студенческой жизни. Все время студенчества, проведенного на факультете почвоведения МГУ, было одним сплошным ярким моментом. Совет студентам. Учитесь хорошо! Мой путь к поступлению в аспирантуру факультета почвоведения является в определенной степени уникальным. Мое знакомство с ним началось в 2001 году, когда я поступила на первое отделение биологического факультета МГУ. В то время я имела слабое представление о соседнем факультете и, к сожалению, не была знакома с его студентами. После окончания биофака, я продолжила работу по специальности физиолога в одной из московских клиник. Однако еще во время выполнения дипломной работы на базе Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, я впервые задумалась об изучении экологии микроорганизмов молекулярно-биологическими методами. Мне посчастливилось найти лабораторию, в которой я смогла воплотить все свои самые смелые идеи и попробовать абсолютно инновационные методы исследования микроорганизмов. Таким местом вдохновения и воплощения идей в науке стала исследовательская группа Алексея Львовича Степанова на факультете почвоведения. Благодаря соблюдению грамотного баланса между свободой действий молодых исследователей и тщательного планирования исследований, который всегда был приоритетом в работе Алексея Львовича, я смогла начать свою работу по абсолютно новому направлению. Факультет, как оказалось, легко вовлекает на свою орбиту людей «со стороны», а своим студентам дает возможность стать исключительно многопрофильными специалистами. Это очень важно, потому что современный рынок труда нуждается в соискателях с большим набором навыков и опыта еще до начала полноценной карьеры. На факультете почвоведения можно получить мультидисциплинарные знания и практические навыки по экологии, биологии, молекулярной биологии, географии, агрохимии и физике, а затем развивать карьеру в области науки, агробизнеса, контроля качества или консалтинга. На факультете замечательно развита система международного сотрудничества - в такой степени, что каждый желающий студент может получить возможность стажировки в лучших европейских университетах, а график занятий дает возможность подработки или начальной научной деятельности даже с первого курса.
И здесь я открою секрет, о котором мало кто из абитуриентов догадывается. Факультет почвоведения - это место рождения огромных перспектив и возможностей, которые могут изменить вашу жизнь навсегда. Так, например, после получения своих первых результатов по идентификации аммоний-окисляющих архей в дерново-подзолистой почве, я получила письмо от профессора Проссера из Абердинского университета (г. Абердин, Англия) с предложением продолжить исследования в его лаборатории. Хорошая репутация факультета почвоведения и известность работ Алексея Львовича сыграли ключевую роль в том, что мне посчастливилось выполнить ряд моих экспериментов в одной из лучших лабораторий мира. Лично для меня факультет расширил горизонты, связал все мои знания воедино и открыл перспективы развития в абсолютно новом направлении. Желаю удачи и верьте в себя! Черобаева А., аспирант кафедры биологии почв в 2008-2011 годах ![]()
Жалею ли я о своем выборе? Конечно нет. За период обучения смогла поработать и с растениями, и с нефтью, и с классическими физико-механическими свойствами почв. Во время обучения на кафедре можно познакомиться с современным уникальным оборудованием, которого нет на других направлениях. Побывать в сторонних лабораториях, пройти практику в городских парках или съездить в экспедиции.
Думаю, что на кафедре понравится людям с математическим складом ума: если вам нравится математика, физика, программирование, статистика, то Вам сюда! Узнаете о новых программах обработки данных почвенных свойств, сможете строить модели переноса веществ (например, пестицидов) и, конечно, анализировать большие объемы данных. Но! Здесь найдут себя и те, кому нравится озеленение, ландшафтный дизайн и проектирование, изучение городских экосистем.
На кафедре физики почв особенно любят научно-практические конференции и всячески поддерживают студентов в этом деле. Главное быть активным, не бояться показывать свою позицию, интересы, потому что сфера деятельности кафедры ооооочень обширна. В том числе и сотрудники кафедры – это люди разносторонние, как в личном, так и в профессиональном плане. Главное – не стесняться задавать вопросы! К сожалению, я поздно это поняла, так было бы гораздо больше возможностей…
Вообще, самым главным преимуществом этой кафедры является ее научно-педагогический состав! Люди, которые не только дают уникальные знания, но и поддерживают, по-человечески помогают, создают дружественную атмосферу. Несмотря на кажущуюся строгость, это те, кто действительно будет беспокоиться о вашем состоянии, и радоваться вашим успехам.
Токмакова Вера, выпуск 2021 года
Интервью взято корреспондентом газеты «Московский университет» (№7 (4567) август 2021)
«Маршрут зональной практики прокладывался по основным земледельческим районам, – поясняет Дарья Комкова. – Стоянки каждый год расположены в одних и тех же местах, где удобно поставить лагерь, может без проблем проехать тяжелая автотехника с вещами и оборудованием. Обязательным условием стоянки является наличие места для забора воды недалеко от лагеря». «Наши стоянки были выбраны идеально для того, чтобы увидеть и описать зональные плакорные растительные сообщества, зональные и интразональные почвы, – продолжает Марина Сушенцова. – И перемещаясь с юга на север, прекрасно видишь, как меняются климатические условия, рельеф, и как это сказывается на растительных ассоциациях и подстилающих их почвах, а также как изменяется вид природопользования». – Сколько дней заняла полевая часть практики? В каких условиях приходилось жить и трудиться? Марина: «Полевая часть практики длилась с 17 июня по 4 июля. Мы жили в настоящих полевых условиях: ночевали в палатках, все камеральные работы, питание – под открытым небом. Разбивали и устанавливали лагерь самостоятельно. Кто-то жил в палатке с друзьями, кто-то, как, например, я, в одиночестве». Дарья: «Привыкнуть к палатке получилось не сразу: то под боком колола веточка, которую забыли убрать при установке палатки, то просто не спалось на новом месте. Рано вставать тоже не хотелось, особенно когда предстояло описывать разрезы почвы под палящим солнцем. Приходилось привыкать к сольпугам и мошкам в Волгограде, в Воронеже приспособиться к жаре, а в Туле – к прохладе. Но все трудности остались позади, и наш лагерь полностью наслаждался полевой жизнью!».
Дарья: «Основной задачей практики является приобретение и закрепление навыков морфологического описания почвенного профиля и классификации почвы при помощи полевой диагностики. Также важной задачей является знакомство с растительностью и диагностика почв на основе этой же произрастающей растительности. Главная цель практики у почвоведов и экологов в целом одна – ознакомление с закономерностями формирования почвенного покрова различных природных зон. Почвоведы для этого изучают почвоведение и геоботанику, у ребят-экологов к этим дисциплинам прибавляются зоология и химический анализ. Да, объем новых знаний был весомым, но со всеми поставленными на практике задачами мы удачно справились!». Марина: «У экологов и почвоведов одинаковые лекции и экскурсии по почвоведению и геоботанике, все готовят бригадный гербарий – 80 видов с трех стоянок на одну бригаду. Почвоведы описывают больше почв и делают почвенные катены, некоторые бригады готовят индивидуальные отчеты по практике. У экологов меньше разрезов – всего 15, у нас были дополнительные геоботанические задачи по фитоиндикации, описанию различных сообществ. Как бонус – мы ездили на террикон. Также у экологов были дополнительные занятия, экскурсии и эксперименты по зоологи, блок химии почв – так называются полевые анализы проб горизонтов описанных почвенных покровов. Моя бригада успешно сдала зачет по всем дисциплинам». – Вместе со студентами на практику отправляются и преподаватели. Они делились своим опытом, советами? Помогали подготовиться? Марина: «На эту практику с нами поехала Марина Сергеевна Розанова, мой научный руководитель. Марина Сергеевна советовала, как выбрать палатку: какой каркас лучший, какая должна быть водонепроницаемость, какой спальник самый подходящий, сколько их брать, а также какие вещи лучше захватить с собой и без чего можно обойтись. Непосредственно в поле преподаватели объясняли, как выбрать подходящее место для палатки. Лучше всего – выровненная поверхность. Ветки и шишки нужно убрать, при сильном ветре надо закрепить палатку на все растяжки, а лучше привязать их к дереву для большей устойчивости. Рассказывали, как спастись в жару. Например, в Волгограде нельзя обливаться водой – можно легко сгореть на солнце, лучше надеть шаровары и рубашку с длинным рукавом и воспользоваться солнцезащитным кремом, укрыться от солнца под зонтом. А в Воронеже, наоборот, мы обливались водой с ног до головы прямо на маршруте, чтобы не перегреться и не потерять сознание. С нами проводили инструктаж, как лучше подготовиться к полевому выходу. Здесь правило номер один – штанины всегда заправляют в носки, чтобы никакие насекомые, особенно клещи, не смогли заползти под одежду». Дарья: «Преподаватели на практике – это очень интересные люди. Мне кажется, они просто влюблены в эти поля и леса, они горят желанием передавать свои бесценные знания. В ходе практики мы слушали лекции о каждой природной и почвенной зоне, лекции, посвященные классификации почв и их органическому веществу. Кроме лекций были камеральные работы, где преподаватели отвечали на вопросы, давали нам новую интересную информацию и помогали с написанием отчетов. Конечно, преподаватели помогали нам в первые дни привыкнуть к полевым условиям, делились лайфхаками полевой жизни, очень интересно рассказывали о своей зональной практике. Все это нас вдохновляло». – Оставалось ли время на отдых? Марина: «Времени не так много, как хотелось бы, все же программа практики обширна. На первой стоянке было очень жарко и ветрено, редко удавалось после обеда поспать в палатке и не перегреться. В свободное время мы разгадывали кроссворды, общались, играли в настольные игры, устраивали фотосессии или просто разговаривали обо всём: о впечатлениях, смешных историях из жизни, о мечтах и грядущем окончании бакалавриата. Нередко вспоминали практику после 1 курса на базе в Чашниково. В Хреновском бору (Воронежская область) было поприятнее с погодой. После обеда можно было поиграть в бадминтон или волейбол, иногда мальчики играли нам на гитаре, удавалось даже порисовать и поспать. С одним из поваров нас сопровождала немецкая овчарка Берта, она лихо бегала с нами во время подвижных игр. Когда мы были в Тульских засеках, уже приближался зачет, поэтому все старались поскорее подготовить отчеты и выучить растения к геоботанике. На всех стоянках лучшее время отдыха был вечер, после линейки. Мы гуляли и разговаривали, играли в волейбол, мальчики – в футбол, по вечерам собиралась группа болельщиков Чемпионата Европы, кто-то усердно учил латынь. Но самое запоминающееся – это костер, песни под гитару и беседы».
Дарья: «У костра в кругу своих однокурсников, друзей чувствуешь единение с людьми и природой, которая тебя окружает. Можно погрузиться в свои мысли, наблюдая за языками пламени. После практики ваш плейлист обязательно пополнится подборкой песен «с костра». Когда снова слушаешь их дома, будто опять стоишь под звездами, озаренный огнем, и так тепло на душе. Вспоминая зональную практику, ловлю себя на мысли, что каждый день я улыбалась и смеялась. Бывали и трудные моменты, но каждый раз происходило что-то хорошее, что перекрывало все невзгоды. Для меня практика была нескончаемым потоком эмоций». – Какие рекомендации вы бы дали студентам, которым предстоит отправиться на зональную практику? Дарья: «Подготовка к выезду проходила весной, нужно было разобрать, починить и помыть оборудование. В конце мая мы разбирали бригадные ящики, чистили кухонный инвентарь, зашивали и чинили палатки общественного пользования. 31 мая был самый ответственный этап: погрузка. Грузили ящики, палатки, учебные материалы, столы, скамейки, личные вещи. Здесь важна командная работа, в одиночку решить такие задачи невозможно. Я рекомендую запомнить одно из главных правил: общественное превыше личного. Очень важно в первые часы стоянки поставить и облагородить места общественного пользования, а затем уже ставить свои личные палатки. А если что-то не получается, например, поставить палатку на первой стоянке, не стесняйтесь просить помощи у однокурсников, имеющих походный опыт». Марина: «На мой взгляд, самое сложное – это выбор снаряжения и одежды: непонятно, какую взять палатку и спальник, какой фонарик нужен, как выбрать одежду – что понадобится, а что нет? Я советовалась и со студентами старших курсов, и с преподавателями. Перед отъездом каждый день проверяла прогноз погоды, читала информацию о растительности и почвах природных зон, где у нас будут остановки, чтобы сложился некоторый фундамент знаний. Студентам, готовящимся к зональной практике, я бы рекомендовала покупать палатку с максимальной водонепроницаемостью и «предбанником». По количеству вещей – может хватить и рюкзака в 50 литров. Также необходимо взять два спальника – один должен быть рассчитан на низкие температуры. Обязательно берите плед или термоодеяло спасателя, возьмите налобный фонарик (это очень удобно), резиновые сапоги, хорошие походные ботики и кроссовки на нескользкой подошве, одежду как на жаркую, так и на холодную погоду (ищем баланс), не лишними будут рабочие перчатки, «противокомарные» костюмы, средства от насекомых (в том числе и порошок от муравьев), солнцезащитные кремы. А для перемещения по лагерю, мне кажется, самая удобная обувь – кроксы». – Как оцените личный опыт зональной практики? Марина: «Очень атмосферное во всех смыслах время! Однозначно я очень хочу снова поехать в «зоналку». Многие поступают на наш факультет ради этой практики, этого опыта, эмоций». – Зональная практика факультета почвоведения для многих становится дорогим воспоминанием на всю жизнь. Вы чувствуете, что так же будет и для вас? Марина: «У нас была полевая практика в Чашниково после 1-го курса, поэтому необходимый минимум знаний имелся, но то, чему мы научились в «зоналке», наверное, самое ценное и дорогое! Я всегда буду помнить, как мы поднимались на территории, как спускались с них, как вместе копали, спасали вещи от дождя, спорили в разрезе, ставили друг другу палатки и все вместе пели под гитару». Дарья: «Зональная практика – это бесценный опыт, как научный, так и жизненный. Для меня – это первый опыт полевой экспедиции, в которой мы приобрели ценные знания. Отвечая на Ваши вопросы, я вспоминала наш палаточный лагерь, запах каши со сгущенкой по утрам и тушенки на обед, смех и обрывки песен, доносящиеся ночью от костра, танцующие языки пламени и байки в ночь дежурства, потрясающие виды сухой степи или долины реки Упы и еще тысяча моментов, которые навсегда останутся в сердце. Знания, полученные в поле, запоминаются в тысячу раз лучше учебника. Фотографии или описания почвы в литературе не передают ее настоящие свойства, а спускаясь в почвенный разрез, ощущаешь, как вся информация о процессах и свойствах, о которых ты читал, становится понятнее, все закономерности проясняются. В ходе практики влюбляешься в объект исследования – почву и в бескрайние поля, тенистые леса. Также зональная практика оказывает влияние на коллектив в целом, мы стали настоящей семьей почвоведов не только преодолевая трудности, но и проживая вместе тысячи счастливых, радостных моментов». Марина: «Я бы добавила, что для любого студента нашего факультета «зоналка» становится рубежом между «до» и «после» во всех смыслах: от профессиональных навыков почвоведа/эколога до эмоционального развития».
Беседовала Анастасия Сычева
Фотографии предоставлены участниками практики
Насколько тяжело было учиться? Была ли возможность совмещать работу с учебой?Лично мне поступить было сложнее, чем учиться, потому что я заканчивала школу в другой стране. В учебе мне с самых первых дней помогали освоиться окружающие люди. Старшекурсники делились конспектами, однокурсники помогали с насущными вопросами. К тому же, я жила в общежитии, где практически любую проблему можно было решить в короткие сроки благодаря окружающим. Возможность совмещать работу с учебой была. На первых двух курсах это были редкие подработки, не связанные с умственным трудом, а дальше я работала репетитором по химии и биологии, готовила школьников к ЕГЭ. Что было самым сложным во время выполнения диплома?В бакалавриате для меня самым сложным было научиться писать литературный обзор. У меня почему-то этот навык не выработался самостоятельно, я не до конца понимала, где и какую информацию мне искать. В магистратуре, в моей новой лаборатории, был журнальный клуб. Там меня и научили анализу текстовой информации. Тогда возник новый челлендж - научиться работать с большими объемами данных. Учусь этому до сих пор.
Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?Моя производственная практика проходила на кафедре биологии почв. Нас учили основным методам работы с бактериальными культурами и газовой хроматографии. В целом, эти навыки послужили хорошей основой для проведения экспериментов в магистратуре и аспирантуре. Расскажите о своей дипломной работе.В бакалавриате я занималась мониторингом функционального микробного комплекса почв Вьетнама, загрязненных нефтепродуктами. В целом, я больше училась методам, чем развивала глубокую научную мысль (как и положено бакалаврам, наверное). Я научилась продумывать постановку эксперимента, работать с флуоресцентным микроскопом, выделять ДНК, проводить измерения на газовом хроматографе, базово анализировать готовые результаты секвенирования, высчитывать статистические показатели и делать научные презентации. Магистерскую работу я делала в другой лаборатории по совершенно иной теме. Она была связана с исследованием влияния степени минерализованности водных местообитаний на распространение разных групп магнитотактических бактерий (синтезируют наномагниты). Благодаря смене темы я добавила к своим навыкам еще несколько новых. Например, я научилась работать с просвечивающим электронным микроскопом, проводить ПЦР-амплификацию, электрофорез, биоинформатический анализ сырых данных секвенирования и определять таксономическую принадлежность изучаемых бактерий. Благодаря результатам этой работы удалось понять, какие группы магнитотактических бактерий с бóльшей вероятностью можно найти в содовых озерах, а какие в соленых морях, например. Это интересно, в том числе и потому, что среди некоторых групп изучаемых бактерий есть представители, синтезирующие до 1000 наномагнитов на клетку (суперпродуценты), и нам хотелось понять, где их можно найти в России (спойлер – в пресных озерах) и как можно получить их в чистую культуру (пока никак).
Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? Если да, то пригодились ли Вам полученные навыки и опыт при поиске работы?Времени для внеучебной деятельности было не очень много, но я старалась в ней участвовать. С первого года обучения я ходила на факультетские тренировки по волейболу, потом несколько лет была капитаном факультетской команды. Тренировки, кстати, до сих пор проводятся в трехзальном корпусе, только юные почвоведы перестали на них ходить, и их места заняли ребята с других факультетов. Ребята, приходите!) Также, я помогала с организацией дней почвоведа, посвящения первокурсников и другими мероприятиями, проводимыми студсоветом факультета. Напрямую в поиске работы эти навыки не пригодились, но нетворкинг и умение работать в коллективе очень полезные навыки для жизни в целом. Проходили ли Вы стажировку за границей?К сожалению, нет. Во времена моей учебы это не было особо распространено, по крайней мере в моем окружении. Но мне удалось побывать на международной конференции в Японии, выступить там с устным докладом. Всем желаю получить как можно больше опыта взаимодействия с мировой наукой, это правда очень полезно. Даже само осознание, что тебя с твоим неидеальным английским понимают и готовы взаимодействовать, уже очень сильно поддерживает в научных начинаниях. После этого, писать письма иностранным коллегам становится намного проще. Расскажите поподробнее о международной конференции в Японии.На конференцию я поехала в конце магистратуры. Это было тематическое собрание всех лабораторий в мире, которые, как я, изучают магнитотактических бактерий. Такая конференция проводится раз в 2 года, каждый раз в новой стране. В 2018-м она проводилась в Японии. Узнала я о ней от старших коллег в лаборатории (узнайте в своей лаборатории, вдруг у вас тоже такие узконаправленные конференции есть). О конференции объявили за полгода до ее проведения, и тогда же началась подготовка. Было сложно, потому что я решила не выступать с темой магистерской работы, а начала развивать новую, которую потом продолжила в аспирантуре. Соответственно, работы было очень много, а времени мало, потому что магистерская работа не собиралась сама себя защищать. Кроме того, я решила выступать с устным докладом, а не с постером. Это совсем не облегчало мне жизнь, но я подумала, что такого шанса у меня может никогда больше и не быть, и надо пробовать. К слову, в 2020-м случилась пандемия известной болезни, и следующую конференцию отменили до лучших времен.
В итоге я рассказывала о том, как найти новые геномы магнитотактических бактерий в открытых базах геномных и метагеномных данных (NCBI, например) и что нового можно найти в самих геномах. В то время в моей жизни случился расцвет двух вещей: самостоятельного изучения биоинформатики и привычки делать все в последний момент. Первое рекомендую вообще всем, а из-за второго у меня случилось 30-часовое отсутствие сна перед докладом (не делайте так никогда!).
Несмотря на все трудности, это, конечно, был уникальный опыт в самопрезентации и общении с мировым научным сообществом, всем желаю испытать во время учебы нечто подобное. Участвовали ли Вы в научных экспедициях?И тут, к сожалению, нет. Я – «мокрый биолог» и мои «экспедиции» заканчивались отбором проб в Москве-реке и в Чашниково. Но был такой период, когда многие мои друзья привозили мне образцы из своих путешествий, необязательно научных. Еще иногда «полевые» биологи привозили что-то интересное из своих экспедиций. На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?Мне кажется, что преимущество такого образования – многопрофильность. Практически любое дальнейшее изучение новой естественно-научной темы не будет начинаться с нуля, всегда будут хоть какие-то базовые знания. Но в этом же и минус: мало в какой области знания будут глубокими и узконаправленными, многому надо будет доучиваться самостоятельно. Расскажите поподробнее о работе и трудоустройстве. На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Чем Вы занимаетесь в данным момент?Сейчас я учусь в аспирантуре на биологическом факультете МГУ и параллельно работаю научным сотрудником в Институте биоинженерии ФИЦ Биотехнологии РАН. На третьем курсе бакалавриата я пришла в этот институт отдавать образцы ДНК на секвенирование, и мне провели по нему экскурсию. Я тогда отметила, что в институте много современного оборудования, люди занимаются интересными, актуальными для мировой науки исследованиями и постоянно стремятся к улучшению своих теоретических знаний и практических навыков. Многие из исследований затем получают практическое применение и публикуются в высокорейтинговых журналах. Мне очень хотелось получить такой же научный опыт, и было ощущение, что в этом месте его могут дать. Поэтому, все вышеперечисленное и стало моими критериями выбора места работы. Проблем с трудоустройством не было, потому что изначально я пришла туда выполнять магистерскую работу. Кстати, о том, что в лабораторию разыскивается магистр мне рассказал одногруппник – нетворкинг наше всё! Сейчас я занимаюсь изучением разнообразия, геномики и эволюции бактерий, способных внутри себя синтезировать наномагниты. Уже известно несколько эффективных способов применения таких наномагнитов в медицине, но для их широкомасштабного использования нужно решить еще несколько фундаментальных вопросов, чем я и занимаюсь. Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?Не могу сказать, что спрос на микробиологов огромен, но найти хорошо оплачиваемую работу и в науке, и в коммерции вполне реально. Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?Конкретно сейчас ближе наука, потому что я доучиваюсь в аспирантуре, но в будущем я не исключаю возможности попробовать себя в коммерции. Главное, чтобы работа была интересной. Какие навыки важны на практике больше всего?Уметь самостоятельно учиться новому. Критически мыслить при анализе информации. Не бояться совершать ошибки и уметь получать из них опыт. Ну и уметь много и усердно работать, без этого никуда. Наиболее яркие моменты студенческой жизни.Зональная практика и всё взаимодействие с моими любимыми однокафедрянами (особенно практикумы по растениеводству, грибам и локальные шутки). Просто обожаю! Совет студентам. Учитесь учиться. Заводите и поддерживайте научные связи. Не бойтесь искать работу/учебу за пределами факультета. Успевайте качественно отдыхать)
Наталья Шишигина, студентка кафедры биологии почв
из интервью для Студенческого научного общества факультета почвоведения
Со времени основания кафедру окончило более 600 студентов, половина из которых стала кандидатами наук, а сорок – и докторами. Здесь собраны рассказы и воспоминания выпускников кафедры разных лет.
«Аспирантура стала еще одной ступенью обучения и логичным продолжением моей научной работы, которой я занималась последние годы. Уже несколько лет я изучаю микробное разнообразие тропических лесов. Я рассматриваю особенности функционирования микробного сообщества: его обилие, разнообразие, активность и распределение в пространственно-временных рамках. Как все мы знаем, основной точкой сосредоточения биологического разнообразия наземных экосистем являются тропические регионы Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Однако вследствие расширения антропогенного воздействия, площади, занятые «целинными» биогеоценозами, неумолимо сокращаются. Поэтому в результате сотрудничества с Совместным Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром проводятся разнообразные исследования, одной из целей которых является сохранение и изучение разнообразия тропических муссонных лесов. На данный момент я занимаюсь поиском бактериальных культур, которые могут потенциально быть использованы в качестве микробных препаратов, стимулирующих рост сельскохозяйственно значимых растений путем проведения процессов азотфиксации, фосфатмобилизации, продукции фитогормонов и иных вторичных метаболитов. Классическое образование, которое мы получаем в Университете, определило широту моих профессиональных интересов. Спектр практических навыков, которые мы отрабатывали на семинарах, и теоретические знания, полученные от старших коллег и преподавателей, а также из литературных источников, заложили фундамент знаний, который мы можем использовать практически в любом направлении. В частности, за годы учебы я работала в сфере клинической медицинской микробиологии, преподавала биологию, сейчас же я работаю во Всероссийской коллекции микроорганизмов. Наука - это не просто работа. Наука - это стиль жизни, это образ мышления. Стремитесь, развивайтесь, достигайте. Никогда не бойтесь, что ваш труд недостаточен, не думайте, что ваша работа неважна. Если вы вложите в нее все возможные силы, она даст прекрасные плоды!»
Сегодня о своей профессиональной деятельности рассказывает Роман Титарев – выпускник факультета почвоведения МГУ 2005 года. Роман закончил кафедру земельных ресурсов и оценки почв, а в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию. «Мой общий профессиональный стаж составляет более 16 лет и включает работу на должностях: почвоведа в ООО «Изыскательский центр ШАНЭКО»; главного специалиста в ЗАО «Группа компаний ШАНЭКО»; ведущего инженера экологической группы и руководителя экологической группы в Проектно-изыскательском институте электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» - филиал акционерного общества «Росжелдопроект». В рамках работы в этих организациях я приобрел большой опыт по производству, координации и руководству всеми этапами инженерно-экологических изысканий (в том числе на линейных объектах) в различных природно-климатических зонах России, взаимодействию с экспертными органами и подрядными организациями. В 2019 году я приступил к работе в ФАУ «Главгосэкспертиза России» в должности главного специалиста отдела экологической экспертизы. С марта 2022 года являюсь заместителем начальника Отдела инженерно-экологических изысканий Управления экологической экспертизы. За время работы в «Главгосэкспертизе России» рассмотрено более 500 проектов. Участвовал в проведении государственной экспертизы результатов инженерно- экологических изысканий значимых объектов по целому ряду важных для развития экономики и социальной инфраструктуры страны, водохозяйственным и гидроэнергетическим объектам, горнодобывающим и перерабатывающим предприятиям, объектам производственного и гражданского назначения. Инженерно-экологические изыскания это один из обязательных видов изысканий, которые ложатся в основу разработки любого проекта. Результаты инженерно-экологических изысканий являются основой для разработки ОВОС, ПМООС и МООС, а также «Проектов рекультивации земель» и «Проектов консервации земель». В целом, моя профессиональная деятельность связана с почвоведением, геоботаникой, зоологией и экологией. В рамках учебы на факультете мы получили на первых курсах общие знания по химии, географии, минералогии, геоботанике, потом нас учили их применять на практике в почвоведении и экологии. Все эти знания и опыт работы пригождаются для решения производственных задач. Они позволяют осуществлять экспертизу в части исследований плодородного слоя почв, выявления неточностей и недостатков исследований компонентов природной среды в рамках инженерно-экологических изысканий. С особой теплотой я вспоминаю своих преподавателей - С.А. Баландина, А.С. Яковлева, Г.П. Глазунова, Н.Ю. Гончарук, О.А. Макарова, горжусь личным знакомством с Глебом Всеволодовичем Добровольским. А сегодняшним студентам я хочу пожелать всецело отдаваться учебе и работе - жизнь вас за это вознаградит» Интервью ко Дню открытых дверей - 2021
На вопросы Пресс-службы МГУ отвечала: Александра Князева, второй курс магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра биологии почв. Без чего ваш факультет - не ваш факультет? Почвоведение было бы не таким, если бы не было практик, лабораторий, улыбок и смеха, песен под гитару, утомительной иногда учёбы и подготовки к экзаменам ночи напролёт. Мы были бы не мы, если бы не были такими целеустремленными, интересующимися, разносторонними, но все равно объединенными под крышей одного факультета. Чему самому интересному ты научилась на факультете? Самое важное - научиться оперировать полученной информацией. Тут не учат запоминать, тут учат учиться. И учиться всегда и во всем. Пару слов о твоем лучшем преподавателе? Мой лучший преподаватель - это мой научный руководитель - Лысак Людмила Вячеславовна, заведующая лабораторией бактериологии на биологии почв. Очень добрый, отзывчивый и разумный, но при этом прямой и стоящий на своём педагог, который очень легко заинтересовывает тебя в своём предмете. Но я не могу сказать, что в университете есть какие-то «плохие» преподаватели, с которыми я сталкивалась. Каждый из них очень сильно любил свой предмет и старался нести его в массы так, чтоб и другие начинали его любить и понимать. Какие самые интересные учебные или научные направления есть на факультете? Сфера моих научных интересов распространяется на ненарушенные почвы тропических лесов, взаимодействие микроорганизмов и растений, городские почвы, ландшафтный дизайн, земельные ресурсы и кадастры. Какое событие университетской жизни тебе запомнилось больше всего? Мое первое сентября на первом курсе с множеством новых знакомств, костёр в Чашниково после второго курса с песнями под гитару и бесконечным ночным небом в поле, мое первое собрание в студенческом совете в качестве председателя. Твое пожелание абитуриентам? Вы все сможете. Вы - сильное настоящее, которое при должном старании и терпении превратится в прекрасное будущее. Стремитесь к лучшему. И, если вы решите поступать в наш университет, вас научат, как до этого «лучшего» добраться. |
|