Отзывы студентов и выпускников

Сегодня перед сотнями тысяч вчерашних школьников встает вопрос: куда идти учиться дальше? Кто-то уже давно знает ответ, а кто-то до сих пор выбирает и сомневается.

Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета.

Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников.

Содержание раздела: про что хотите почитать?

  • Про обучение на факультете в целом: 
  • Специальности и научные исследования:
  • Аспирантура и стажировки:
  • Экспедиции и практики:
  • Трудоустройство:
  • Или просто обновите страницу и читайте в случайном порядке!

Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Расскажу свою историю.

На момент получения студенческого билета факультета почвоведения, в приемную комиссию которого я попала по велению судьбы, я мало представляла, чему же будет посвящено мое время. Могу сказать точно, что ясное представление о деятельности факультета и что же там изучается знают только «потомственные» почвоведы (обычно на курсе таких 3-7 человек). Всем же остальным это раскрывается со временем. На самом деле, есть в этом какая-то романтика: интересно изучать то, о чем другие люди, даже не задумываются. И я не говорю сейчас о всем разнообразии почв, которые существуют на нашей планете, нет, я говорю о возможности полета воображения. Всё, абсолютно всё изучается на факультете почвоведения.

Я не буду перечислять предметы (приемная комиссия всегда с радостью покажет учебный план), но заверяю вас, здесь никому не будет скучно. Первые курса 2 учебная программа не особо сильно отличается между кафедрами, но со временем, вам по своим интересам нужно будет сделать ответственный выбор. Преподаватели идут на встречу практически каждой идее своего студента. Вот, например, мой диплом отчасти был посвящен изучению радиоактивности в моем родном крае, и для меня это было не только очень интересно, но и крайне познавательно.

А сейчас я работаю в известном аналитическом центре в Секторе контроля реагентов и радиометрии. Очень многие знания, полученные мною на кафедре радиоэкологии и экотоксикологии, позволяют мне чувствовать себя специалистом в этой области. Работа мне очень нравится. За время работы я уже прошла стажировку, побывала в командировках, подготовила несколько докладов и выступила с ними на конференциях и на всероссийских семинарах.

Большинство серьезных компаний берут на работу сотрудников с опытом работы. Однако, как выпускницу МГУ имени М.В.Ломоносова, специалиста в области радиоэкологии и экотоксикологии меня приняли на работу сразу, правда, после долгого и серьезного собеседования. По своему опыту работы в аналитическом центре я узнала, что при устройстве на работу молодого специалиста и при продвижении по служебной лестнице большое значение имеет производственная практика во время учебы как с точки зрения приобретения профессиональных навыком, так и в формальном отношении. Мы, выпускники факультета почвоведения, проходили практику неоднократно в течение нескольких недель, и это отмечено в нашем дипломе. Факультет почвоведения со своими обширными кафедрами и многочисленными общими и специальными курсами дает фундаментальные знания практически во всех областях почвоведения и экологии, что позволяет выпускникам найти рано или поздно именно ту работу, которая их удовлетворяет. Как хорошо известно, кто ищет, тот всегда находит. А порой, бывает и так, что работа сама находит вас.

За 5 лет обучения на факультете почвоведения я могу точно сказать, что все эти года я буду вспоминать на протяжении всей жизни. Никогда не забудутся полевые практики, все эмоции, открытия и переживания, а самое главное, бесценный жизненный опыт, который мы обретали вместе и который останется с нами навсегда.

Если вы любите приключения, познавать мир вокруг себя, а главное – учиться, факультет почвоведения несомненно вас заинтересует. Дерзайте! И, главное, найдите себя в этой жизни.

Тихонова М.О., выпускница 2014, каф. радиоэкологии и экотоксикологии,
направление «Экология и природопользование»
Интервью ко Дню открытых дверей - 2021
 
На наши вопросы отвечал:
 
Михаил Чекин, аспирант третьего года обучения по направлению «Экология».
 
1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Факультет почвоведения для меня – это прекрасные люди: преподаватели и студенты. Почвоведу с почвоведом всегда будет о чём поговорить, необязательно об объекте исследования. Факультет формирует свою собственную среду, которая оказывает влияние на людей, это заметно, когда общаешься с представителями других факультетов.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
На факультете я научился мыслить шире. Этому способствует многообразие дисциплин и направлений на факультете. Это очень ценно – выйти за пределы своего взгляда на вещи, понять другие точки зрения, другой образ жизни, другие ценности. Важно помнить, что у каждого своя правда, и зачастую она не совпадает с вашей.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
На нашем факультете есть преподаватели, которые способны перевернуть твои представления и всячески способствовать на твоём пути к познанию. Если вы видите эти качества в преподавателе, значит вам повезло, цените это.
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я уверен, что практически каждый на факультете найдет себе занятие по интересу. Направления настолько разнообразны и гибки, что пересекаются с другими науками и дисциплинами, в общем-то далёкими от почвоведения. По моему мнению, сейчас наиболее интересным и многообещающим направлением является создание карбонового полигона на базе УОПЭЦ «Чашниково».
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
На мой взгляд, главным внеучебным мероприятием всегда было и остается ежегодное Посвящение первокурсников. К сожалению, в период пандемии возникают трудности с его организацией. Но кто сказал, что мы боимся трудностей?
 
6. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Из всех университетских событий мне больше всего запомнилась зональная практика. Да и вообще все полевые практики. Но самая-самая – «зоналка». Впечатления от нее настолько велики, что возвращаешься оттуда другим человеком, а те, кто по каким-то причинам не хотят туда ехать поначалу, по итогам меняют свое отношение и хотят повторить это событие.
 
Мое пожелание абитуриентам:
 
Дорогу осилит идущий. Пусть удача сопутствует вам во всех начинаниях!

Особое место в жизни почвоведа и эколога занимает практика, не только полевая, но и производственная.

Анна Бабенко, студентка 3 курса кафедры биологии почв факультета почвоведения МГУ, рассказала о своей производственной практике. Анна проходит ее в Институте микробиологии им. С.Н. Виноградского РАН в лаборатории нефтяной микробиологии.

«Студент на производственной практике не брошен на произвол судьбы: работу курирует старший научный сотрудник Тамара Бабич [Т.Л. Бабич также является выпускницей кафедры биологии почв - прим. ред.] – она помогает узнать все тонкости научной работы в лаборатории. Отношение сотрудников института микробиологии к нам, студентам-практикантам – как к будущим коллегам.

Моя работа заключается в изучении загрязненных нефтепродуктами арктических грунтов архипелага Земли Франца-Иосифа. Особенности климата Арктики и логистические трудности приводят к тому, что применение физических, химических и термических методов очистки от углеводородов нерентабельно. Однако даже в таких трудных экологических условиях можно найти выход, причем выход более чем “экологичный”. Биоремедиация, то есть использование метаболических особенностей природной микрофлоры, позволяет очищать экосистемы от загрязнений нефтью и нефтепродуктами. Этот метод – экологически безопасный и экономически выгодный способ очистки почв и водоемов, который широко применяется в России и в мире. Данная тема привлекла мое внимание тем, что в экстремальных условиях Арктики применение биоремедиации осложняется условиями вечной мерзлоты. Зачастую микроорганизмы подвергаются сразу нескольким стрессовым факторам, включающим низкую температуру и высокую соленость среды обитания.

В своей научной работе и на практике мы изучаем почвы с помощью классических методов микробиологии: посев на твердые и жидкие питательные среды и выделение чистых культур, современные молекулярно-биологические методы PCR in real time, FISH, высокопроизводительное секвенирование генов 16s рРНК. Было здорово узнать, что мои знания теории и практики актуальны в современной научной лаборатории, и в будущем, после окончания факультета у меня есть высокие шансы стать востребованным специалистом в области микробиологии.

Это ещё раз убедило меня, что я сделала правильный выбор, придя учиться на факультет почвоведения МГУ».

Читать остальные отзывы студентов о факультете почвоведения

Интервью взято корреспондентом газеты «Московский университет» (№7 (4567) август 2021)

«Зоналка»-2021 факультета почвоведения имела отличительные особенности. Из-за эпидемиологической ситуации зональная практика студентов состоялась не как обычно после 2-го, а после 3-го курса. Не таким, как всегда, стал и маршрут: начавшийся в Волгоградской области, он продолжился в Воронежской области, а завершился в Тульской. Открытиями необычного зонального маршрута поделились студентки Дарья Комкова (направление «Почвоведение») и Марина Сушенцова (направление «Экология»).

«Маршрут зональной практики прокладывался по основным земледельческим районам, – поясняет Дарья Комкова. – Стоянки каждый год расположены в одних и тех же местах, где удобно поставить лагерь, может без проблем проехать тяжелая автотехника с вещами и оборудованием. Обязательным условием стоянки является наличие места для забора воды недалеко от лагеря».

«Наши стоянки были выбраны идеально для того, чтобы увидеть и описать зональные плакорные растительные сообщества, зональные и интразональные почвы, – продолжает Марина Сушенцова. – И перемещаясь с юга на север, прекрасно видишь, как меняются климатические условия, рельеф, и как это сказывается на растительных ассоциациях и подстилающих их почвах, а также как изменяется вид природопользования».

– Сколько дней заняла полевая часть практики? В каких условиях приходилось жить и трудиться?

Марина: «Полевая часть практики длилась с 17 июня по 4 июля. Мы жили в настоящих полевых условиях: ночевали в палатках, все камеральные работы, питание – под открытым небом. Разбивали и устанавливали лагерь самостоятельно. Кто-то жил в палатке с друзьями, кто-то, как, например, я, в одиночестве».

Дарья: «Привыкнуть к палатке получилось не сразу: то под боком колола веточка, которую забыли убрать при установке палатки, то просто не спалось на новом месте. Рано вставать тоже не хотелось, особенно когда предстояло описывать разрезы почвы под палящим солнцем. Приходилось привыкать к сольпугам и мошкам в Волгограде, в Воронеже приспособиться к жаре, а в Туле – к прохладе. Но все трудности остались позади, и наш лагерь полностью наслаждался полевой жизнью!».

– Какие задачи ставятся перед студентами, которые отправляются на зональные практики? В чем их отличие у почвоведов и экологов? Все ли удалось выполнить?

Дарья: «Основной задачей практики является приобретение и закрепление навыков морфологического описания почвенного профиля и классификации почвы при помощи полевой диагностики. Также важной задачей является знакомство с растительностью и диагностика почв на основе этой же произрастающей растительности. Главная цель практики у почвоведов и экологов в целом одна – ознакомление с закономерностями формирования почвенного покрова различных природных зон. Почвоведы для этого изучают почвоведение и геоботанику, у ребят-экологов к этим дисциплинам прибавляются зоология и химический анализ. Да, объем новых знаний был весомым, но со всеми поставленными на практике задачами мы удачно справились!».

Марина: «У экологов и почвоведов одинаковые лекции и экскурсии по почвоведению и геоботанике, все готовят бригадный гербарий – 80 видов с трех стоянок на одну бригаду. Почвоведы описывают больше почв и делают почвенные катены, некоторые бригады готовят индивидуальные отчеты по практике. У экологов меньше разрезов – всего 15, у нас были дополнительные геоботанические задачи по фитоиндикации, описанию различных сообществ. Как бонус – мы ездили на террикон. Также у экологов были дополнительные занятия, экскурсии и эксперименты по зоологи, блок химии почв – так называются полевые анализы проб горизонтов описанных почвенных покровов. Моя бригада успешно сдала зачет по всем дисциплинам».

– Вместе со студентами на практику отправляются и преподаватели. Они делились своим опытом, советами? Помогали подготовиться?

Марина: «На эту практику с нами поехала Марина Сергеевна Розанова, мой научный руководитель. Марина Сергеевна советовала, как выбрать палатку: какой каркас лучший, какая должна быть водонепроницаемость, какой спальник самый подходящий, сколько их брать, а также какие вещи лучше захватить с собой и без чего можно обойтись. Непосредственно в поле преподаватели объясняли, как выбрать подходящее место для палатки. Лучше всего – выровненная поверхность. Ветки и шишки нужно убрать, при сильном ветре надо закрепить палатку на все растяжки, а лучше привязать их к дереву для большей устойчивости. Рассказывали, как спастись в жару. Например, в Волгограде нельзя обливаться водой – можно легко сгореть на солнце, лучше надеть шаровары и рубашку с длинным рукавом и воспользоваться солнцезащитным кремом, укрыться от солнца под зонтом. А в Воронеже, наоборот, мы обливались водой с ног до головы прямо на маршруте, чтобы не перегреться и не потерять сознание. С нами проводили инструктаж, как лучше подготовиться к полевому выходу. Здесь правило номер один – штанины всегда заправляют в носки, чтобы никакие насекомые, особенно клещи, не смогли заползти под одежду».

Дарья: «Преподаватели на практике – это очень интересные люди. Мне кажется, они просто влюблены в эти поля и леса, они горят желанием передавать свои бесценные знания. В ходе практики мы слушали лекции о каждой природной и почвенной зоне, лекции, посвященные классификации почв и их органическому веществу. Кроме лекций были камеральные работы, где преподаватели отвечали на вопросы, давали нам новую интересную информацию и помогали с написанием отчетов. Конечно, преподаватели помогали нам в первые дни привыкнуть к полевым условиям, делились лайфхаками полевой жизни, очень интересно рассказывали о своей зональной практике. Все это нас вдохновляло».

– Оставалось ли время на отдых?

Марина: «Времени не так много, как хотелось бы, все же программа практики обширна. На первой стоянке было очень жарко и ветрено, редко удавалось после обеда поспать в палатке и не перегреться. В свободное время мы разгадывали кроссворды, общались, играли в настольные игры, устраивали фотосессии или просто разговаривали обо всём: о впечатлениях, смешных историях из жизни, о мечтах и грядущем окончании бакалавриата. Нередко вспоминали практику после 1 курса на базе в Чашниково.

В Хреновском бору (Воронежская область) было поприятнее с погодой. После обеда можно было поиграть в бадминтон или волейбол, иногда мальчики играли нам на гитаре, удавалось даже порисовать и поспать. С одним из поваров нас сопровождала немецкая овчарка Берта, она лихо бегала с нами во время подвижных игр. Когда мы были в Тульских засеках, уже приближался зачет, поэтому все старались поскорее подготовить отчеты и выучить растения к геоботанике. На всех стоянках лучшее время отдыха был вечер, после линейки. Мы гуляли и разговаривали, играли в волейбол, мальчики – в футбол, по вечерам собиралась группа болельщиков Чемпионата Европы, кто-то усердно учил латынь. Но самое запоминающееся – это костер, песни под гитару и беседы».

Дарья: «У костра в кругу своих однокурсников, друзей чувствуешь единение с людьми и природой, которая тебя окружает. Можно погрузиться в свои мысли, наблюдая за языками пламени. После практики ваш плейлист обязательно пополнится подборкой песен «с костра». Когда снова слушаешь их дома, будто опять стоишь под звездами, озаренный огнем, и так тепло на душе. Вспоминая зональную практику, ловлю себя на мысли, что каждый день я улыбалась и смеялась. Бывали и трудные моменты, но каждый раз происходило что-то хорошее, что перекрывало все невзгоды. Для меня практика была нескончаемым потоком эмоций».

– Какие рекомендации вы бы дали студентам, которым предстоит отправиться на зональную практику?

Дарья: «Подготовка к выезду проходила весной, нужно было разобрать, починить и помыть оборудование. В конце мая мы разбирали бригадные ящики, чистили кухонный инвентарь, зашивали и чинили палатки общественного пользования. 31 мая был самый ответственный этап: погрузка. Грузили ящики, палатки, учебные материалы, столы, скамейки, личные вещи. Здесь важна командная работа, в одиночку решить такие задачи невозможно. Я рекомендую запомнить одно из главных правил: общественное превыше личного. Очень важно в первые часы стоянки поставить и облагородить места общественного пользования, а затем уже ставить свои личные палатки. А если что-то не получается, например, поставить палатку на первой стоянке, не стесняйтесь просить помощи у однокурсников, имеющих походный опыт».

Марина: «На мой взгляд, самое сложное – это выбор снаряжения и одежды: непонятно, какую взять палатку и спальник, какой фонарик нужен, как выбрать одежду – что понадобится, а что нет? Я советовалась и со студентами старших курсов, и с преподавателями. Перед отъездом каждый день проверяла прогноз погоды, читала информацию о растительности и почвах природных зон, где у нас будут остановки, чтобы сложился некоторый фундамент знаний. Студентам, готовящимся к зональной практике, я бы рекомендовала покупать палатку с максимальной водонепроницаемостью и «предбанником». По количеству вещей – может хватить и рюкзака в 50 литров. Также необходимо взять два спальника – один должен быть рассчитан на низкие температуры. Обязательно берите плед или термоодеяло спасателя, возьмите налобный фонарик (это очень удобно), резиновые сапоги, хорошие походные ботики и кроссовки на нескользкой подошве, одежду как на жаркую, так и на холодную погоду (ищем баланс), не лишними будут рабочие перчатки, «противокомарные» костюмы, средства от насекомых (в том числе и порошок от муравьев), солнцезащитные кремы. А для перемещения по лагерю, мне кажется, самая удобная обувь – кроксы».

– Как оцените личный опыт зональной практики?

Марина: «Очень атмосферное во всех смыслах время! Однозначно я очень хочу снова поехать в «зоналку». Многие поступают на наш факультет ради этой практики, этого опыта, эмоций».

– Зональная практика факультета почвоведения для многих становится дорогим воспоминанием на всю жизнь. Вы чувствуете, что так же будет и для вас?

Марина: «У нас была полевая практика в Чашниково после 1-го курса, поэтому необходимый минимум знаний имелся, но то, чему мы научились в «зоналке», наверное, самое ценное и дорогое! Я всегда буду помнить, как мы поднимались на территории, как спускались с них, как вместе копали, спасали вещи от дождя, спорили в разрезе, ставили друг другу палатки и все вместе пели под гитару».

Дарья: «Зональная практика – это бесценный опыт, как научный, так и жизненный. Для меня – это первый опыт полевой экспедиции, в которой мы приобрели ценные знания. Отвечая на Ваши вопросы, я вспоминала наш палаточный лагерь, запах каши со сгущенкой по утрам и тушенки на обед, смех и обрывки песен, доносящиеся ночью от костра, танцующие языки пламени и байки в ночь дежурства, потрясающие виды сухой степи или долины реки Упы и еще тысяча моментов, которые навсегда останутся в сердце. Знания, полученные в поле, запоминаются в тысячу раз лучше учебника. Фотографии или описания почвы в литературе не передают ее настоящие свойства, а спускаясь в почвенный разрез, ощущаешь, как вся информация о процессах и свойствах, о которых ты читал, становится понятнее, все закономерности проясняются. В ходе практики влюбляешься в объект исследования – почву и в бескрайние поля, тенистые леса. Также зональная практика оказывает влияние на коллектив в целом, мы стали настоящей семьей почвоведов не только преодолевая трудности, но и проживая вместе тысячи счастливых, радостных моментов».

Марина: «Я бы добавила, что для любого студента нашего факультета «зоналка» становится рубежом между «до» и «после» во всех смыслах: от профессиональных навыков почвоведа/эколога до эмоционального развития».

Беседовала Анастасия Сычева
Фотографии предоставлены участниками практики

 

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На вопросы Пресс-службы МГУ отвечала:

Александра Князева, второй курс магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра биологии почв.

Без чего ваш факультет - не ваш факультет?

Почвоведение было бы не таким, если бы не было практик, лабораторий, улыбок и смеха, песен под гитару, утомительной иногда учёбы и подготовки к экзаменам ночи напролёт. Мы были бы не мы, если бы не были такими целеустремленными, интересующимися, разносторонними, но все равно объединенными под крышей одного факультета.

Чему самому интересному ты научилась на факультете?

Самое важное - научиться оперировать полученной информацией. Тут не учат запоминать, тут учат учиться. И учиться всегда и во всем.

Пару слов о твоем лучшем преподавателе?

Мой лучший преподаватель - это мой научный руководитель - Лысак Людмила Вячеславовна, заведующая лабораторией бактериологии на биологии почв. Очень добрый, отзывчивый и разумный, но при этом прямой и стоящий на своём педагог, который очень легко заинтересовывает тебя в своём предмете. Но я не могу сказать, что в университете есть какие-то «плохие» преподаватели, с которыми я сталкивалась. Каждый из них очень сильно любил свой предмет и старался нести его в массы так, чтоб и другие начинали его любить и понимать.

Какие самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?

Сфера моих научных интересов распространяется на ненарушенные почвы тропических лесов, взаимодействие микроорганизмов и растений, городские почвы, ландшафтный дизайн, земельные ресурсы и кадастры.

Какое событие университетской жизни тебе запомнилось больше всего?

Мое первое сентября на первом курсе с множеством новых знакомств, костёр в Чашниково после второго курса с песнями под гитару и бесконечным ночным небом в поле, мое первое собрание в студенческом совете в качестве председателя.

Твое пожелание абитуриентам?

Вы все сможете. Вы - сильное настоящее, которое при должном старании и терпении превратится в прекрасное будущее. Стремитесь к лучшему. И, если вы решите поступать в наш университет, вас научат, как до этого «лучшего» добраться.

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На наши вопросы отвечала:

Ольга Манакова, студентка второго курса магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра географии почв.

1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Полевые практики — одна из самых важных и неотъемлемая часть факультета. Как такая наука, как почвоведение, которая относится к естественным, может обойтись без выездов на природу? Без изучения полей и лесов? Даже в городе, для того, чтобы понять устройство почв парков и скверов, почв под асфальтовым покрытием, необходимо иметь навыки работы и морфологического описания разрезов.
 
Хочу отметить, что мои личные навыки работы в поле пригодились мне на одной из подработок в институте географии РАН.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
Для меня самым интересным на факультете было научиться видеть в почве то, что скрыто для обывателя. Просто держа в руках образцы почв, можно увидеть их происхождение, состояние, и многое другое. Так же было интересно научиться работать в современных программах, как по статистике, так и по картографии. Совершенствуя свои навыки сначала делая «руками», а затем при помощи программ, намного глубже понимаешь суть предмета.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
Сложно выбрать одного человека, которого я могла бы назвать лучшим! На мой взгляд лучший — это тот, кто вдохновляет.
Мой первый преподаватель на семинарах по почвоведению — Галина Владимировна Стома. Этот человек научил меня мыслить, как почвовед. Находить закономерности, выделять главное и отбрасывать лишнее. Конечно, именно она заинтересовала меня предметом почвенной науки!
 
Прокофьева Татьяна Вадимовна — преподаватель в зональной практике по почвоведению. По-настоящему профессионал своего дела! Да, приходилось многое запоминать и вникать, но это было увлекательно и интересно.
 
Мешалкина Юлия Львовна — один из самых удивительных преподавателей. Я не ожидала увидеть столько увлеченности своим делом в этом человеке. Работа в современных программах, сложная статистика простым языком — это всё она. Благодаря Юлии Львовне я стала востребованным специалистом в области не только почвоведения, но и картографии и работы с большими данными (big data science).
 
Могу перечислять и дальше, но просили всего пару слов ?
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я обучаюсь на кафедре географии почв, но как мне кажется, каждый найдёт тут что-то интересное для себя.
 
Если вы увлекаетесь биологией — на кафедре есть направление, занимающееся биоиндикацией и биодиагностикой почв. Различные обитатели почв, от простейших до млекопитающих — удивительная микро- мезо- и мегафауна почвенного покрова.
 
Достаточно сложное, но по-научному увлекательное направление — палепочвоведение. Доисторические эпохи, археологические находки и многое другое — а как это связано между собой? Как распутать этот сложный клубок процессов в почве от отложения породы до настоящего времени?
 
А если вы всегда мечтали путешествовать? Изучение почвенного покрова мира открывает возможность обучения в других странах, совместного сотрудничества и стажировок в иностранных университетах.
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Полевые практики — самое запоминающееся событие не только в университетской, но и во всей жизни. преодоление трудностей бок о бок с однокурсниками и преподавателями, работа с почвами «в живую» и неописуемые красоты подмосковья и различных областей городов России.
 
6. Ваше пожелание абитуриентам.
 
Как бы парадоксально это ни звучало, но лучше не идти на этот факультет, если у вас нет естественно-научного желания познавать природу вокруг себя. Особенно, если вы «не любите почвы», тогда обучение не принесёт вам ничего, кроме усталости и страданий.
 
Но если вы хотите обучаться на полевом факультете, ознакомились с программой почвенного направления и чувствуете, что вам может это понравиться и пригодиться — смело поступайте к нам, и студенческое время принесёт вам радость и успехи в будущей работе!

Сегодня о своей профессиональной деятельности рассказывает Роман Титарев – выпускник факультета почвоведения МГУ 2005 года. Роман закончил кафедру земельных ресурсов и оценки почв, а в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию.

«Мой общий профессиональный стаж составляет более 16 лет и включает работу на должностях: почвоведа в ООО «Изыскательский центр ШАНЭКО»; главного специалиста в ЗАО «Группа компаний ШАНЭКО»; ведущего инженера экологической группы и руководителя экологической группы в Проектно-изыскательском институте электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» - филиал акционерного общества «Росжелдопроект». В рамках работы в этих организациях я приобрел большой опыт по производству, координации и руководству всеми этапами инженерно-экологических изысканий (в том числе на линейных объектах) в различных природно-климатических зонах России, взаимодействию с экспертными органами и подрядными организациями.

В 2019 году я приступил к работе в ФАУ «Главгосэкспертиза России» в должности главного специалиста отдела экологической экспертизы. С марта 2022 года являюсь заместителем начальника Отдела инженерно-экологических изысканий Управления экологической экспертизы.

За время работы в «Главгосэкспертизе России» рассмотрено более 500 проектов. Участвовал в проведении государственной экспертизы результатов инженерно- экологических изысканий значимых объектов по целому ряду важных для развития экономики и социальной инфраструктуры страны, водохозяйственным и гидроэнергетическим объектам, горнодобывающим и перерабатывающим предприятиям, объектам производственного и гражданского назначения.

Инженерно-экологические изыскания это один из обязательных видов изысканий, которые ложатся в основу разработки любого проекта. Результаты инженерно-экологических изысканий являются основой для разработки ОВОС, ПМООС и МООС, а также «Проектов рекультивации земель» и «Проектов консервации земель». В целом, моя профессиональная деятельность связана с почвоведением, геоботаникой, зоологией и экологией.

В рамках учебы на факультете мы получили на первых курсах общие знания по химии, географии, минералогии, геоботанике, потом нас учили их применять на практике в почвоведении и экологии. Все эти знания и опыт работы пригождаются для решения производственных задач. Они позволяют осуществлять экспертизу в части исследований плодородного слоя почв, выявления неточностей и недостатков исследований компонентов природной среды в рамках инженерно-экологических изысканий.

С особой теплотой я вспоминаю своих преподавателей - С.А. Баландина, А.С. Яковлева, Г.П. Глазунова, Н.Ю. Гончарук, О.А. Макарова, горжусь личным знакомством с Глебом Всеволодовичем Добровольским.

А сегодняшним студентам я хочу пожелать всецело отдаваться учебе и работе - жизнь вас за это вознаградит»

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

Своим опытом обучения на факультете делится Ольга Денисова, студентка 4-го курса направления «Экология и природопользование». Поступление, обучение, научная работа, производственные и учебные практики, культурная жизнь, студенческие организации и многое другое. Смотрим!

 

Факультет почвоведения — дверь в новый мир

1. «Закономерная случайность»

Кажется, ещё вчера я отлично закончила школу, при этом совершенно не имея представления, чем же заниматься в будущем. Да, хотелось чего-то интересного, естественнонаучного, «связанного с биологией». Была мысль про биофак, однако дико пугала необходимость там «препарировать лягушек», поэтому после окончания школы никакой определённой «нацеленности» и желания поступить куда-либо конкретно не было. Было желание заниматься какой-нибудь интересной наукой.

Просматривая варианты, куда можно пойти с моей любимой биологией, наткнулась на почвоведение, на тот момент казавшееся для меня чем-то не очень понятным. «Слушай, пап, как ты думаешь, например, на факультете почвоведения — интересно?». — «Надо подумать, я же физик, далёк от этого... Но, похоже, там можно решать много важных интересных вопросов, например, как разные почвы можно улучшить, сделать более плодородными… Я бы занялся.» Решила поступить: МГУ, биологическая наука, а чем-то заинтересовать себя у меня обычно получалось очень быстро.

2. «Ощущения от процесса»

Первый курс был самым трудным: непривычные тогда для меня университетские нагрузки, огромное количество новых сложных предметов, постоянно выплывающие школьные пробелы в основных дисциплинах: химии, математике, географии… Целостный образ почвенной системы тогда вырисовывался ещё с трудом. Очень необычные для меня по формату и крайне интересные летние практики после первого курса помогли «почувствовать» наш предмет и его «окружение»: растительность, геология и геоморфология действительно определяют направление почвообразования и «облик» почвы. Но окончательно на зональные и локальные закономерности почвообразования глаза открылись ближе к концу второго курса после предмета «география почв». Это непередаваемое чувство, когда ты осознаёшь, где на Земле какие почвы, почему они именно такие, когда можешь предугадать как будет выглядеть почва в конкретном месте…

Самым интересным в почвоведении мне показались вопросы генезиса и эволюции почв (по каким законам почвы формируются и развиваются, что может повлиять на формирование конкретного типа почв, что может изменить ход почвообразования…). Выбор научного руководителя и дальнейшие исследования последовали в данном направлении. Благодаря кафедре географии почв и научному руководителю мне посчастливилось участвовать в экспедициях по изучению почв Ново-Иерусалимского монастыря, по изучению внутренней и пространственной организации текстурно-дифференцированных дерново-подзолистых почв, по изучению горных почв Алтая. Экспедиции – это всегда море новых знаний, эмоций и впечатлений.

3. «Что главное в науке?»

В настоящий момент я детально изучаю многослойные карбонатные натёки на скелетных фракциях в алтайских криоаридных почвах: каждый микрослой в этих натёках имеет свою внутреннюю организацию, соответственно каждый из них образовывался под действием разных процессов и условий. В итоге можно реконструировать характер изменений природной среды в изучаемом регионе. Факультет сотрудничает со многими научными организациями. Моя работа сейчас является одним из направлений исследований лаборатории географии и эволюции почв Института Географии РАН по экстремальному почвообразованию, поддерживается грантами РНФ и РФФИ. Уверена, что в любом другом направлении, которым занимаются на факультете, также можно найти для себя интересную тему и заниматься тем, что приносит тебе удовольствие — это самое главное для успешной научной работы.

4. «Новые очки»

Наши преподаватели – замечательные, интересные люди. На лекциях каждый раскрывал для нас наш предмет (почву) под новым углом зрения. Нередко на занятиях возникало чувство кайфа от осознания общих глобальных закономерностей и гениально-логичных, ранее неизвестных мне, особенностей строения или функционирования почвы и всего, что нас окружает. Благодаря факультетским курсам и обязательным дисциплинам, читаемым на других факультетах МГУ, мы получили целостную научную картину мира.

5. Необходимость почвоведения

Понимание функционирования почв в перспективе даёт возможность ими «управлять»: прогнозировать все возможные изменения под действием определённых факторов, направлять развитие их свойств в необходимое нам русло. Это может быть ключом к решению проблем плодородия и продовольствия в регионах нашей планеты. Тот факт, что 2015 год назначен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом почв, говорит о том, что люди, далёкие от почвоведения, также начинают осознавать, насколько сейчас почвы незаменимо важны для человечества: их изучение, охрана, улучшение, рациональное использование.

С уверенностью можно заключить, что почвоведение – необходимая, очень интересная и многогранная наука, где каждый может выбрать себе область по душе, заниматься решением актуальных вопросов и далее с успехом пойти в прикладную или научную сферу.

Конопляникова Ю., выпускница 2015, каф. географии почв, направление «Почвоведение»

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Решетникова Радислава, аспирантка 1 года кафедры магистратуры кафедры географии почв

Чекин Михаил, аспирант 2 года кафедры эрозии и охраны почв (выпускник кафедры биологии почв)

— Расскажите о выборе кафедры, научного руководителя и темы научной работы.

Рада: Изначально на третьем курсе я узнала о своем научном руководителе на кафедре общего почвоведения – и именно на ней училась в бакалавриате. Мне была интересна тема палеопочвоведения, связь с археологией (мне тогда представлялись романтичные пейзажи с огромными раскопами, глиняными черепками и костями мамонтов) – разумеется, все оказалось не таким, как грезилось, и тем не менее, очень интересным. В бакалавриате у меня была работа по Крымским почвам, а в магистратуре я перешла на кафедру географии почв и начала заниматься Поволжьем после участия в экспедиции на Волге «Флотилия плавучих университетов».

Михаил: В бакалавриате и магистратуре я учился на кафедре биологии почв, занимался определением численности бактериофагов в различных типах почв под руководством Лысак Людмилы Вячеславовны и Лапыгиной Елены Владимировны. Тема мне в принципе нравилась, очень много было сделано по ней, работа отмечена на конференциях. Почему я решил сменить кафедру и тему? Вопрос хороший и закономерный, но и ответ на него достаточно простой: в конце магистратуры я имел опыт работы в организации, после чего понял, что мне интересно немного другое направление исследований, соответственно захотелось сменить научные интересы. Посоветовавшись с прежними научными руководителями, я выбрал кафедру эрозии и охраны почв, поговорил с ее заведующим, Олегом Анатольевичем Макаровым, и вот теперь под его руководством занимаюсь эколого-экономической оценкой деградации земель.

— Кем Вы работаете?

Рада: 0,5 ставки инженера на кафедре географии почв, с 4 курса.

Михаил: Впервые я официально трудоустроился в конце 3 курса в НИИ «Митоинженерии МГУ», затем немного работал в Институте проблем экологии и эволюции РАН. На 1 курсе магистратуры я проходил практику в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО, после чего устроился туда же работать. В начале обучения в магистратуре я устроился преподавателем экологии в Ассоциацию победителей олимпиад и до сих пор являюсь сотрудником этой образовательной организации.

— Почему сделали выбор в пользу обучения в аспирантуре?

Рада: Интересно продолжать заниматься исследованиями в своей сфере и интегрироваться в научное сообщество.

Михаил: Так как я работал и собираюсь в дальнейшем работать по специальности в научной организации, то в таком случае степень кандидата наук даст большие возможности для карьерного роста.

— Что способствует Вашему развитию в сфере науки и питает Ваши научные интересы?

Рада: Участие в различных научных мероприятиях, конференциях, школах – это помогает взглянуть со стороны на свое исследование и узнать о других, расширить кругозор и завязать контакты с другими учеными, а кроме того, это всегда интересно и весело!

Михаил: Для меня стимулом в сфере науки является природная любознательность и то, что, делая научные изыскания, я вкладываю частичку в общее развитие науки, именно таким образом, капля за каплей, и вырастает мое знание об окружающем мире.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Рада: Мне интересна полевая работа, работа в лабораториях, организационная деятельность и участие в мероприятиях с детьми.

Михаил: Как, наверное, видно из ответа на предыдущие вопросы, я поработал в разных местах, считаю, что не важно место работы (офис, лаборатория, поле и т.д.), важно, чтобы был дружный коллектив, а сама работа приносила хоть немного удовольствия и, конечно же, хороший доход.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее:

Рада: Участвовала в нескольких российских конференциях (Докучаевские чтения и Ломоносов, конференция СЕИ «Человек и природа») и в зарубежной (SETAC в Бельгии), ездила на школу по геоморфологии и классификации почв в Польше, участвовала в конкурсе Фонда Потанина (дошла до очного тура).

Михаил: Международная научная конференция XXI Докучавеские молодежные чтения, XXV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Секция «Почвоведение», V Moscow International Conference «MOLECULAR PHYLOGENETICS AND BIODIVERSITY BIOBANKING», III и IV Молодежные конференции «Почвоведение: Горизонты будущего» Почвенный институт им. В.В. Докучаева, Международная конференция «Фундаментальные концепции физики почв: развитие, современные приложения и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения профессора МГУ А.Д.Воронина, 2-й Российский микробиологический конгресс.

Совет от Рады: Не бойтесь пробовать новое и искать то, что вам нравится!

Совет от Михаила: Мыслите шире. Это очень ценно – выйти за пределы своего взгляда на вещи, понять другие точки зрения, другой образ жизни, другие ценности. Важно помнить, что у каждого своя правда, и зачастую она не совпадает с вашей. Цените свое время, но и не забывайте про других. Пусть удача сопутствует вам во всех начинаниях.

Газета "Московский университет" опубликовала в одном номере сразу три интервью с первокурсниками факультета почвоведения:
Быть студентом МГУ имени М. В. Ломоносова – большая честь для меня! Когда я впервые пришел в университет, меня поразила его красота, монументальность. Стоял и любовался, разглядывал мелкие детали фасада, а когда вошел в само здание университета, буквально почувствовал силу и дух российской науки, появилось стремление стать настоящим ученым. Учиться в главном университете нашей страны нелегко – постоянно осваиваешь новый материал, повторяешь, применяешь. В аудиториях Московского университета встречаешь авторов учебников, видишь в интерьерах портреты знаменитых выпускников, получаешь бесценный опыт.
 
Антон Тананыкин, первокурсник факультета почвоведения,
направление «Экология и природопользование»
Полностью интервью читайте на 2 странице
 
– Что заинтересовало тебя в сфере почвоведения? Какие проблемы, вопросы тебя затронули или даже вдохновили?
– Я с детства увлекаюсь биологией, в частности, экологией и зоологией. А почвоведение – это такая наука, которая сейчас стремительно набирает обороты в силу того, что мы живем в век наиболее сильной антропогенной нагрузки на окружающую среду. Почва является источником всех ресурсов, которые потребляются человеком, непосредственно или напрямую, поэтому, я думаю, что в будущем актуальность специальности почвоведа только возрастет. Возникнет необходимость минимизировать уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду, и потребуются квалифицированные специалисты, которые смогли бы найти решение этой проблемы.
Мария Рубец, первокурсница факультета почвоведения,
направление «Почвоведение»
Полностью интервью читайте на 4 странице
 
– Почему ты выбрал именно факультет почвоведения?
– Почвоведы занимаются не только исследованием почв, но и многими смежными науками – экологией, биологией, химией. Я  вижу в этом потенциал. Многие не знают, какие сейчас есть проблемы с производством сырья: растительного, пищевого. Специалисты в этой сфере очень востребованы. Также не стоит забывать про нефтедобывающую промышленность.
– Что тебя интересует больше всего?
– Пожалуй, биология, организмы, которые обитают в почвах. Мне интересно заниматься фауной.
Виктор Мураховский, первокурсник факультета почвоведения,
направление «Почвоведение»
Полностью интервью читайте на 8 странице

Наиля Фазульдинова приехала учиться в Москву из далекого Челябинска с дипломом заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. В этом году Наиля закончила бакалавриат и поступила в магистратуру - экзамен она сдала лучше всех! Наиля рассказала нам, почему хочет продолжить обучение на факультете и почему ни на что не променяет кафедру географии почв:

«О факультете почвоведения я узнала, еще когда училась в лицее. Я занималась экологией и биологией, участвовала в олимпиадах, и к 11 классу успела понять, что мне очень интересна именно экология как наука и как направление профессиональной подготовки. Документы я подавала только на факультет почвоведения, только на направление "Экология и природопользование", так как знала со слов старших товарищей, что лучшего места, где бы готовили эколога, просто нет! За 4 года я не только не разочаровалась в факультете, но и укрепила свою уверенность в его уникальности. Искренне!

В этом году я закончила кафедру географии почв. Я с детства интересовалась палеонтологией. Со временем моя любовь к палеонтологии переросла в любовь к палеоэкологии. Выбор кафедры произошёл сам собой: научный руководитель (Семиколенных Андрей Александрович) пригласил к себе потенциальных студентов (на тот момент - первокурсников) и предложил на выбор направления исследований, одним из которых была, как раз, палеоэкология. Выбор научного руководителя определил и выбор кафедры, соответственно.

Моя научная работа связана с изучением пирогенных палеоархивов почв. Продукты горения в течение тысячелетий накапливаются, формируя пирогенные архивы — это буквально информация, «записанная» в природных почвах, а также почвах и культурных слоях поселений. Такие архивы могут быть использованы для реконструкции пирогенных воздействий и событий в прошлом.

Программа направления «Экология и природопользование» не ограничена базовой теоретической экологией, многие предметы практико-ориентированы, а значит - идёт подготовка реальных специалистов. Мне и самой удалось в этом убедиться в рамках моего, пусть и небогатого, опыта работы по специальности. По-моему, это крайне важно.

Я бы очень хотела продолжить своё обучение в магистратуре на кафедре географии почв, потому что хочу развивать научное сотрудничество со своим соруководителем (Зазовской Элей Павловной), а также с целым коллективом опытных учёных, в чьих исследованиях, к счастью, мне повезло немного поучаствовать, и которые внесли огромный вклад в мою дипломную работу - это специалисты из Института географии РАН.

Факультет является важным мостом между студентом и научными институтами. Там же, в Институте географии РАН, я проходила свою производственную практику».

Больше отзывов о факультете здесь!

Сегодня на наши вопросы ответила Марина Сушенцова, студентка 4 курса кафедры химии почв.

Марина рассказала нам об обучении на кафедре, научной работе и волонтерстве. Марина также поделилась своим опытом прохождения производственной практики и стажировки!

Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе?

На 1 курсе я сразу пошла на день открытых дверей на кафедру. Пообщалась с завкафедрой, рассказала ей, чем хочу заниматься, на тот момент были интересы заниматься нефтяными загрязнениями, она назвала мне 3 фамилии научных сотрудников, к кому можно прийти под крыло. Я почитала информацию про каждого на сайте, пообщалась со старшекурсниками, узнала «фишки и подводные камни» каждого потенциального научного руководителя, и написала письмо Марине Сергеевне, что хотела бы к ней. Потом сходила на стационар, мы пообщались, и как говорится – глаза в глаза, любовь, буря, эмоции…На 2 курсе я начала заниматься своей первой научной работой.

Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

У меня изначально был слабый уровень знания химии, боялась, что могу не потянуть спецкурсы и будет очень сложно. Однако, преподаватели настолько понятно объясняют даже самые сложные темы, что страх отпал с первой лекции по спецкурсу завкафедрой.

У нас надо реально учиться, вникать сразу. Спецкурсы достаточно сложные, но очень полезные – каждый вытекает из другого.

Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться достаточно сложно, но не смертельно. Не работаю на данный момент. В доковидное время я проходила стажировку в исполнительной дирекции РГО, было непросто совмещать с учебой, но возможно.

Расскажите поподробнее о Вашей стажировке в РГО. В чем заключались Ваши обязанности? Оказалось ли прохождение стажировки полезным?

Я проходила стажировку в департаменте по аналитической и проектной деятельности исполнительной дирекции РГО (ныне это уже 2 разных департамента). Я участвовала в подготовке отчетных документов и разработке тематических программ разных проектов. Часть моей стажировки проходила в дистанционном формате.

Расскажите о своей дипломной работе, лабораторных исследованиях?

Моя дипломная работа посвящена оценке качества вод реки Рудневка, которая протекает по Косинскому парку города Москвы. Я изучаю химический состав вод и донных отложений различными методами химического анализа. Применяя нормативные документы, рассчитываю коэффициенты и показатели, благодаря которым можно дать оценку степени и характера загрязненности. Изучение загрязнения малых рек очень важно, особенно в черте рекреационных зон большого города. Многие работы, посвященные изучению загрязнения рек, зачастую не затрагивают изучения донных отложений – потенциальных вторичных источников загрязнения. Я стараюсь дать комплексную оценку загрязнения реки с учетом сопряженной системы «вода-донные отложения». Всю лабораторную часть я выполняю на стационаре, там есть возможность выполнить почти весь перечень необходимых химических анализов.

На нашей кафедре на данный момент я, наверное, единственная занимаюсь изучением загрязнения не почвы. Это интересный опыт, позволяющий расширить научный кругозор.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Я проходила производственную практику в службе защиты окружающей среды НИИ «Пульсар». Эта практика помогла вживую увидеть работу эколога на предприятии, познакомиться с реальностью.

Практика была больше полезна для профориентации, чем для научной работы.

В ходе практики я изучала принципы работы службы, изучала технологический процесс и знакомилась с отчетной документацией и различными процессами работы предприятия.

Участвуете ли Вы во внеучебной деятельности университета?

Я совмещаю учебу с общественной деятельностью, являюсь сопредседателем совета Студенческого союза МГУ, курирую деятельность Волонтерского центра МГУ, поэтому почти все традиционные международные мероприятия в нашем университете проходят с моим участием в роли организатора волонтерской поддержки. В рамках своей деятельности сопредседателя реализую свой проект «Школа тим-лидеров МГУ».

Я стараюсь участвовать в различных конференциях, уже скопила порядка 10 публикаций в сборниках. Участвую во всероссийских форумах, например «Территория смыслов», «Трэвел форум», форум МК РГО и другие.

На данный момент являюсь участником программы «Наставничества» РСВ и стипендиатом программы Экологического фонда имени В.И. Вернадского.

В этом году мне удалось вернуться в спортивно-бальные танцы вместе с «Грацией МГУ».

Наверное, самые мои любимые мероприятия в МГУ – это день Первокурсника и Татьянин день. А из городских – Фестиваль РГО в Зарядье.

Такая активная общественная жизнь помогает поднять уровень коммуникации и командной работы, развить лидерские качества, прокачать креативное мышление, найти друзей – единомышленников, завести полезные знакомства и стать узнаваемым.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ?

Из преимуществ, наверное, основное – это возможность научиться комплексно подходить к исследованиям, четко видеть взаимосвязи и научиться работать руками как в поле, так и в лаборатории. Приятный бонус нашего факультета – это прекрасный преподавательский состав и шикарные полевые практики после 1 и 2 курса.

Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Мне очень нравится процесс работы «в поле» и дальнейшая обработка проб в лаборатории. Очень здорово сравнивать свои полевые записи с полученными данными, выявлять взаимосвязи, причины тех или иных феноменов.

Поскольку я общественник, мне нравится организовывать разные просветительские, научные и протокольные мероприятия. Я периодически провожу экопросветительские мастер-классы и читаю лекции – консенсус фундаментальных знаний и общественных наработанных навыков.

Какие навыки важны на практике больше всего?

На практике, неважно работаете ли вы в лаборатории руками, читаете нормативные документы или составляете проекты, очень важно критически мыслить, находить взаимосвязи и причины. Важно применять навыки коммуникации – без этого вообще никуда.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Для меня самыми яркими моментами являются полевые практики, особенно зональная, на которую мы поехали после 3 курса, 265-летие МГУ, традиционная Масленица, съезд молодых ученых в Красновидово, выступление перед ректором на Студенческом Огоньке и практикум по химическим методам анализа компонентов окружающей среды!

Совет студентам.

Я бы хотела посоветовать брать от студенческой жизни все – попробовать себя везде, чтобы найти то, что вас заряжает, и чем вы реально хотите заниматься в жизни! Не бояться синдрома упущенной выгоды! Помнить, что необязательно выбирать только одно направление, всегда можно обучиться новому и найти способ соединить на первый взгляд несовместимые вещи, например, как у меня добровольчество и научная деятельность. И помнить, что мы все с вами многогранные личности, которые способны на многое, главное не бояться экспериментировать!

В весеннем семестре третьего курса (2021 год) я была на стажировке в Австрии в Зальцбургском университете. Туда я попала в рамках программы академической мобильности МГУ. Мне хотелось посмотреть, как устроена научная деятельность за рубежом и попрактиковать английский язык. Поскольку австрийцы не являются носителями английского языка, они разговаривают на таком же уровне, на каком учимся мы. У них более понимаемый акцент, медленнее речь, поэтому проблем с пониманием не возникало. Особенность обучения в иностранном универе также состоит в том, что ты сам выбираешь интересные тебе дисциплины. Сама стажировка представляла собой включённое обучение, то есть там я посещала занятия вместе с австрийскими студентами: слушала лекции и ходила на практикумы, а в свободное время успевала путешествовать. Для меня эта стажировка стала отличной возможностью познакомиться с культурой и бытом другой страны, стать более самостоятельной и расширить свой кругозор.

Наталья Шишигина, студентка кафедры биологии почв
из интервью для Студенческого научного общества факультета почвоведения

На вопросы Студенческого научного общества отвечает выпускник 2019 года кафедры радиоэкологии и экотоксикологии Игорь Грабеклис. Игорь делится впечатлениями об обучении на кафедре, о студенческой жизни, рассказывает о трудоустройстве и даёт ценные советы!

Сегодня я - выпускница Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова. А всего лишь несколько лет назад была обычной школьницей из далекой Ульяновской области. В те юные годы я и не подозревала о том, что смогу поступить и учиться в лучшем вузе нашей страны. С детства мне было интересно наблюдать за природой, я обожала поездки в лес, там папа учил меня узнавать птиц, собирать «правильные» грибы и ягоды.

Но серьезно заниматься экологией я стала в 9 классе. Именно тогда я узнала о том, насколько хрупка красота окружающего мира и как многое зависит от деятельности человека. Вместе с учителем биологии, которая и открыла для меня столь интересный предмет, мы проводили исследования, участвовали в экологических конкурсах и конференциях. Финальным штрихом нашей работы стала победа во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, которая дала мне право поступить в любой вуз, где обучают специалистов-экологов, без вступительных испытаний. Мой выбор пал на МГУ имени Ломоносова.

На тот момент, я мало знала о факультете почвоведения. Первое знакомство с ним произошло в июле 2010, когда мы с мамой приехали подавать документы в приемную комиссию. Помню, как с энтузиазмом расспрашивала секретаря о том, чем же здесь занимаются, что преподают и есть ли научные конференции и олимпиады. Не могу не отметить тот факт, что мне сразу понравился интерьер факультета: коридоры, обшитые деревом, аудитории с величественными партами, за которыми сидело не одно поколение – все это создает атмосферу фундаментальности университета и образования в нем (на память сразу приходит известное выражение: театр начинается с вешалки…).

Так и началась моя студенческая жизнь. У нас не было разделения на почвоведов и экологов с первого курса, направление подготовки выбиралось после второго года обучения, когда за спиной была практика в Чашниково и уникальная зональная практика. Я выбрала почвоведение, вторым шагом был выбор кафедры, который, признаюсь, был не из легких. Я посещала дни открытых дверей, советовалась с преподавателями и друзьями. Мне хотелось восполнить недостаток информации о законах в области земельных отношений, поэтому кафедра земельных ресурсов и оценки почв стала моей родной кафедрой.

На спецкурсах рассказывали о процедурах оценки ущерба, нанесенного различными видами загрязнений, о законодательстве в сфере отходов, о бонитировке почв, о нормировании антропогенного воздействия, учили рассчитывать кадастровую стоимость земель, показывали современные методы биоиндикации и биотестирования.

Курс об экологической экспертизе заканчивался прохождением производственной практики в организации, занимающейся подготовкой инженерно-строительной документации и разработкой технических регламентов, после которой стало понятно, как применять полученные знания в университете непосредственно в деле. При желании всегда можно найти работу по специальности, а можно продолжить свое обучение дальше в магистратуре и аспирантуре. Какой путь выбрать - зависит только от Вас!

В завершении хочется сказать замечательные слова одного преподавателя, что в моей жизни было два важных события – это рождение и поступление в Московский Государственный Университет!

Астайкина А., выпускница 2015, каф. земельных ресурсов и оценки почв, направление «Почвоведение»

Интервью взято корреспондентами газеты «Московский университет» (№3 (4563) март 2021)
 

1-3 марта [2021 года] в г. Санкт-Петербурге прошли XXIV Докучаевские молодежные чтения «Почвоведение в цифровом обществе». Нам удалось пообщаться с Натальей Усковой, студенткой 3-го курса кафедры химии почв факультета почвоведения, автором доклада, удостоенного диплома I степени.

– Наташа, конечно же, хотим поздравить тебя с победой на Докучаевских чтениях! Расскажи о своем докладе. Как именно звучала его тема?

– Спасибо! Тема моего доклада – «Закономерности сорбции свинца минеральными горизонтами подзолистой почвы». Это первая моя научная работа, так что факт победы стал для меня немного неожиданным. В моей секции были студенты старших курсов, аспиранты и младшие научные сотрудники.

Было очень интересно послушать других участников, многие работы были сильными, с хорошо обработанными результатами.

– Наши читатели вряд ли близко знакомы со сферой почвоведения. Насколько нова тема, которой ты занимаешься?

– Почвоведение в целом – относительно молодая наука. В 1877 г. Вольное экономическое общество поручило профессору В.В. Докучаеву, основоположнику школы научного почвоведения, исследовать черноземную полосу России. В 1883 г. была опубликована его магистерская диссертация «Русский чернозем», которая послужила основой для выделения почвоведения как отдельной отрасти естествознания. Многие знаменитые ученые (в том числе В.И. Вернадский) также вели исследования в области почвоведения.

Почвоведение находится на стыке многих естественных наук и активно развивается, оно гораздо более многогранно, нежели кажется на первый взгляд. Именно этот фактор и стал решающим для меня при выборе специализации. Но, соглашусь, едва ли можно назвать эту научную дисциплину популярной на данный момент. Несколько раз я была волонтером на Дне открытых дверей в Главном здании МГУ, представляла свой факультет и заметила, что нередко абитуриенты просто не понимают, в чем суть почвоведения как науки, что именно она изучает.

– Как, по-твоему, можно сделать почвоведение более доступным для массовой аудитории научным направлением?

– Я думаю, понимание того, что почвенный покров – это не просто верхний слой литосферы, но еще и важнейшее звено в круговороте многих веществ, без которого невозможно было бы существование человечества, придет несколько позже. Любое строительство, к примеру, не может планироваться без участия почвоведов. Надеюсь, популяризации почвоведения поспособствует развитие тематических рубрик в соцсетях. Например, Студенческое научное общество нашего факультета регулярно проводит тематические лекции с разными учеными в группе ВКонтакте.

– А как начался твой личный научный путь?

– В начале 1-го курса мне просто хотелось получать новые знания, а вот понимания существа профессии было маловато (улыбается). Поворотным моментом стало знакомство с заведующей кафедрой химии почв Инной Игоревной Толпештой, которая стала и моим научным руководителем, и вдохновителем. Сначала я просто помогала другим ребятам с их работами, параллельно читая литературу. Потом уже появилась своя научная тема, связанная с загрязнением подзолистой почвы свинцом. В условиях повышения антропогенной нагрузки на экосистемы оценка сорбционных возможностей почв по отношению к тяжелым металлам является актуальной задачей. Свинец – сильный токсикант по отношению к человеку и животным, и потому очень важно понимать механизмы его миграции.

– Твои исследования касаются конкретного региона или имеют более глобальный характер?

– Почва, которую я исследовала, отобрана в Центральном лесном государственном биосферном заповеднике, расположенном в Тверской области. Безусловно, закономерности перемещения свинца неодинаковы в различных орографических условиях, однако общие данные по механизмам его поглощения будут сопоставимы для всех почв данного типа.

– Как ты видишь свое дальнейшее развитие в науке?

– На данный момент я работаю в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана и начинаю научную деятельность на геологическом факультете параллельно с моей основной «почвенной» научной темой. Планирую работать и в области минералогии, и в области почвоведения, и далее выбрать для себя точку пересечения. Возможно, она будет связана с изучением глинистых минералов, обширно представленных в почвах различных типов.

– Какие тренды в современной почвоведческой науке ты бы выделила? На чем стоит сконцентрироваться молодому почвоведу?

– Как я уже говорила, почвоведение – многогранная наука, и изучают ее сейчас с самых разных сторон – с точки зрения почвенной микробиологии, агрохимии, земледелия, географических закономерностей, влияния возрастающей антропогенной нагрузки, минералогических особенностей…

Как мне кажется, наиболее интересно изучать закономерности воздействия различных загрязнителей на почвы разных типов, особенно интересны научные работы по их конкурентной сорбции.

– Мы знаем, что студенты-почвоведы участвуют в так называемых «зональных практиках» – изучении почв разных климатических зон в процессе экспедиций. Доводилось ли тебе принимать участие в подобных практиках?

– Да, такие практики – настоящая легенда! (Смеется). Некоторые даже хотят поступить на наш факультет ради зональных практик! К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией моя «зоналка» (так мы называем практику) была перенесена на лето 2021 года. Надеюсь, в этот раз все же удастся съездить и узнать, что же такое настоящая полевая экспедиция.

– Вернемся к Докучаевским чтениям. Какие впечатления остались от конференции? Это был твой первый опыт выступления на подобных мероприятиях?

– Я благодарна организаторам за приятную атмосферу и соблюдение таймингов и своему научному руководителю Инне Игоревне Толпеште за качественную подготовку. Это был мой первый опыт выступления на конференции, и он оказался очень даже удачным.

– Мы знаем, что ты изучаешь английский и немецкий языки. А чем, помимо этого, увлекаешься? Участвуешь ли ты в студенческой общественной жизни?

– Кроме английского и немецкого, я изучаю и норвежский язык (наверное, стоит сказать, что также знаю медицинскую латынь, т.к. училась в мед/био классе Лицея №1535).

В течение 12-ти лет я занималась спортивно-бальными танцами. Но на 3-м курсе пришлось оставить это занятие – серьезно продолжать уже не получалось. Несколько раз в неделю хожу на тренировки, это помогает оставаться в тонусе. Увлекаюсь современной поэзией. Очень хочется попасть на литературный вечер Веры Полозковой, когда масштабы пандемии сократятся.

И общественная жизнь факультета мне, безусловно, близка. На первом курсе я много «волонтерила», позже была главой стипендиального комитета Студенческого совета МГУ (в 9-м созыве). Сейчас я заместитель председателя Студсовета факультета почвоведения, занимаюсь стипендиальными и правовыми вопросами на факультете уже второй год.

Беседовали Мария Брындина и Дарья Жаркова

 

Факультет почвоведения — это не просто место, где ты получишь диплом, это настоящая школа жизни. Здесь ты сможешь получить уникальный опыт в самых разных сферах деятельности. 
 
Наука. Преподаватели, многие из которых являются передовыми учеными, откроют перед тобой дверь в науку. Ту самую, что ты, возможно, видел в сериале «Теория Большого взрыва», но гораздо интереснее и по-настоящему. Это будет постепенное погружение – от азов до передовых научных исследований, которые делают жизни миллионов людей лучше. И у тебя будет возможность в этом участвовать.
 
Путешествия. Полевые практики и экспедиции дадут возможность почувствовать себя путешественником и первооткрывателем; человеком, который «бывал, видел и знает». Это огромный пласт жизненного опыта – человеческие взаимоотношения, интересные задачи и множество приключений. Поверь, это время ты потом будешь вспоминать как лучшие годы своей жизни.
 
Искусство выступать. Защиты курсовых и дипломных работ, подготовка рефератов — позволят научиться выступать перед аудиторией, делать доклады и презентации, что не раз тебе пригодится в дальнейшей жизни, чем бы ты ни занимался в будущем. Я крайне благодарен нашим преподавателям, которые нас «гоняли» выступать с рефератами и предзащитами — это, пожалуй, один из самых полезных скиллов во «взрослой жизни».
 
Фундаментальное образование. Огромное количество интересных предметов, которые читают лучшие преподаватели со всех факультетов Университета. То самое фундаментальное образование, о котором часто говорят за границей, как о силе российских ученых. Ты будешь подкован во всем, это расширяет кругозор и дает некоторую «мудрость»; понимание того, как устроен окружающий мир.
 
Море возможностей. Кстати, о других факультетах. Как студент МГУ ты волен посещать другие факультеты и слушать там любые лекции, порой безумно интересные! Можно получить второй диплом, выучить несколько языков, а главное познакомиться с множество интересных людей с других факультетов.
 
Спорт. Учась на факультете ты сможешь совершенно бесплатно посещать множество секций – от различных единоборств до гимнастики и шахмат. Спортивные традиции МГУ сильны, и под руководством профессиональных тренеров ты сможешь приятно провести время и даже добиться серьезных спортивных результатов. Первый год я ходил в бассейн, где меня научили отлично плавать. Затем был бокс. Потом я ходил на стрельбу, где мы два раза в неделю стреляли в тире (еще раз повторяю – все это бесплатно!). После чего, я занимался каратэ в нашей МГУшной секции, куда порой прихожу и по сей день. Мы участвовали в соревнованиях и довольно часто побеждали. Такой спортивной (и не только) инфраструктуры ты не встретишь нигде.
 
Ты — востребован. Возвращаясь к практическому результату учебы на факультете — здесь тебе дают возможность овладеть крайне большим спектром самых разных профессий, многие из которых востребованы в России и за рубежом. Я занимаюсь информационными технологиями, моя научная работа была на стыке естественных наук и ИТ. Немногие факультеты могут дать своим выпускникам столь широкий набор знаний, позволяющий на равных работать с профильными специалистами смежных и даже точных и гуманитарных наук. Факультет эту возможность дает с лихвой. Каждый сможет найти то, что ему интересно. В этом я убеждался не раз, когда видел наших выпускников работающих в самых разных отраслях – от нефтянки и природных ресурсов до гослужбы, дизайна.. и даже программистов :) Если ты не уверен какую профессию выбрать, то факультет почвоведения — поможет тебе определиться. Здесь ты сможешь разобраться, все попробовать и найти дело своей жизни. Если же ты уже знаешь что хочешь — факультет позволит развить твой талант и стать одним из лучших в своей области.
 
Рыбальский Н., выпускник 2008, каф. географии почв

Сегодня на наши вопросы ответила Алёна Железова, выпускница факультета почвоведения, научный сотрудник группы биологии и биохимии почв Почвенного института им. В.В. Докучаева.

Алёна рассказала нам о научных конференциях, стажировке в Шведском университете сельскохозяйственных наук, научной экспедиции во Вьетнам, а также поделилась с нами своим опытом работы в Почвенном институте им. В.В. Докучаева.

Насколько тяжело было учиться? Была ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться было довольно легко, учебная программа была составлена последовательно, с логичным усложнением от курса к курсу. Сложно было только в первом семестре на третьем курсе, когда одновременно было несколько курсов химии. Мне не приходилось совмещать работу с учёбой.

Какие предметы/спецкурсы Вам запомнились больше всего? Что было наиболее полезным?

Больше всего мне нравились курсы аналитической химии, агрохимии и географии почв: сочетание насыщенной теоретической части и интересных практикумов. А выделить наиболее полезный предмет мне затруднительно, так как общие курсы хорошо дополняли друг друга и формировали общую теоретическую базу, необходимую для сужения специальности в рамках спецкурсов на кафедре.

Расскажите о своей дипломной работе.

В лаборатории, где я делала диплом, основной темой была экология гидролитических комплексов в разных биоценозах. Изучались микроорганизмы и сообщества, способные к деструкции природных полимеров: хитина, пектина, целлюлозы. Поэтому мы использовали достаточно большой спектр методов: проводили выделение хитинолитиков на твердых средах, оценивали эмиссию углекислого газа в сукцессии в микрокосмах после добавления полимеров, исследовали активных гидролитиков с помощью люминесцентной микроскопии и FISH (метод, предполагающий молекулярные «метки» для разных таксонов бактерий). В моей работе были исследованы гидролитические сообщества разных ярусов южно-таежного леса.

Что было самым сложным во время выполнения диплома?

Если честно, я не помню каких-то особых сложностей. Может, только с выбором времени постановки экспериментов и снятия результатов. Тогда в лаборатории работало много других студентов и аспирантов, и надо было следить, чтобы не пересечься с кем-то по времени работы на хроматографе.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика кафедры биологии почв проходила на факультете, это были дополнительные занятия, на которых была возможность больше попрактиковаться с разными методами. Её полезность я оценила бы как среднюю.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? Если да, то пригодились ли Вам полученные навыки и опыт при поиске работы?

Я регулярно, с 2 курса, посещала различные научные молодежные конференции (Ломоносов, Леса Евразии, Докучаевские чтения, Биология – наука XXI века и другие). Это было полезно для расширения кругозора и с точки зрения апробации своей научной работы – на конференциях можно получить обратную связь, отличающуюся от замечаний сотрудников кафедры. Для дальнейшей работы мне пригодились навыки выступлений и подготовки презентаций.

Ещё я занималась в секции дуэльной стрельбы и 1 раз выиграла Потанинскую стипендию.

Проходили ли Вы стажировку за границей?

Да, я была на стажировке в аспирантуре – 1 год провела в Шведском университете сельскохозяйственных наук (Swedish University of Agricultural Sciences) в Уппсале. Там в составе лаборатории почвенной микробиологии я сделала часть экспериментов для своей диссертации, прослушала несколько курсов и подготовила свою первую статью в англоязычном журнале. Опыт учёбы в другом университете был весьма полезным и необычным. К примеру, сдача экзаменов для бОльшей объективности там проводится максимально анонимно.

Расскажите о прохождении стажировки в Шведском университете сельскохозяйственных наук.

Я узнала о стажировке из рассылки по электронной почте. Но и до этого регулярно смотрела объявления на стендах на факультете и общалась на эту тему с однокурсниками или старшекурсниками, которые уже бывали на стажировках. Это была программа по обмену студентами и аспирантами Erasmus Mundus. В рамках программы проводится конкурсный отбор, и в итоге участник получал стипендию от фонда, медицинскую страховку, компенсацию за билеты до места стажировки и обратно.

Для более легкой адаптации к обучению на английском я прошла 5-недельный курс английского незадолго до стажировки. Учиться на английском было не очень сложно: даже при обычной работе в аспирантуре приходилось много читать на английском. Действительно сложно было только один раз: успевать записывать за приглашенным лектором из Англии, так как его скорость речи была гораздо быстрее, чем у шведских лекторов.

Участвовали ли Вы в научных экспедициях?

Во время учебы я работала почвоведом в экспедиции: копала и описывала прикопки и разрезы. Это было несколько выездов в Подмосковье. Уже после окончания аспирантуры я съездила во Вьетнам, в совместную экспедицию Почвенного института и Института проблем экологии и эволюции.

Алена, расскажите поподробнее об экспедиции во Вьетнам.

Экспедиция во Вьетнам была частью работы по гранту моего коллеги. Мы присоединились к одной из ежегодных поездок сотрудников ИПЭЭ (институт проблем экологии и эволюции) в заповедник Кат Тьен. У них в рамках сотрудничества с Вьетнамским ТропЦентром там есть стационар. Экспедиция длилась две недели. Нашей задачей был отбор почвенных проб для микробиологического анализа. Конечно, взять по десятку проб из верхнего горизонта в 5 разных локациях не кажется долгим и трудным делом. Но на одну площадку было очень сложно пробраться через колючие заросли (100 м мы шли полчаса), и почти на всех площадках были сухопутные пиявки – нужно следить, чтобы они не добрались до открытых участков кожи и защищаться репеллентом. Плюс ко всему жара с температурой за +30. Мы успели не только взять пробы, но и помочь с постановкой других экспериментов, и погулять по экологическим тропам.

Где Вы работаете сейчас?

С 2014 года я работаю в Почвенном институте им. В.В. Докучаева научным сотрудником группы биологии и биохимии почв. Кажется, это наиболее соответствующая моей специальности работа. Я пришла туда работать по рекомендации однокурсника; тогда институт активно набирал молодых сотрудников. Не могу отметить проблем с трудоустройством.

Чем Вы занимаетесь в данный момент?

Моя работа заключается в планировании и выполнении экспериментов в молекулярно-биологической лаборатории, в подготовке публикаций – анализе и описании полученных данных, изредка – в поездках за образцами. Мне нравится это разнообразие рабочих обязанностей, позволяющее переключаться с интенсивного умственного труда на лабораторную рутину или вольность полевых выездов.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

Самым большим плюсом мне видится широта полученных знаний, выбирать из большого спектра возможностей карьерного развития. Минусом мне кажется некоторая фундаментальность образовательной программы, недостаточное количество прикладных, практических курсов – но это легко доработать в дальнейшем при необходимости.

На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Что для Вас было в приоритете?

Нельзя сказать, что я тщательно подошла к вопросу выбора места. Но основные критерии, благодаря которым я выбрала и выбираю работу в институте, это 1) возможность заниматься интересными мне вопросами, 2) достойная оплата труда, 3) приятный коллектив.

Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?

Если рассматривать сферу фундаментальной науки, то спрос не очень большой и никогда не был большим. Однако если рассматривать молекулярную биологию, то спрос на хороших лабораторных специалистов значительный и растёт с каждым годом.

Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?

Мне ближе наука. Мои личностные качества не позволили бы мне заметно преуспеть в другом виде деятельности. Но после стольких лет, посвященных изучению фундаментальных вопросов, хотелось бы приблизиться к решению более прикладных задач.

Какие навыки важны на практике больше всего?

Умение быстро находить нужную информацию и подробно знакомиться с ней в короткие сроки. Умение поддерживать социальные связи. Аккуратность.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Конечно же, полевые практики – и в Чашниково, и зональная. Огромное количество знаний на занятиях в полевых условиях и замечательная возможность общения с друзьями-однокурсниками.

Совет студентам.

Время студенчества – самое яркое и насыщенное. Советую провести его с максимальной пользой и радостью!

Александра Князева закончила бакалавриат и магистратуру на факультете почвоведения и сейчас учится в аспирантуре по специальности «Микробиология»:

«Аспирантура стала еще одной ступенью обучения и логичным продолжением моей научной работы, которой я занималась последние годы.

Уже несколько лет я изучаю микробное разнообразие тропических лесов. Я рассматриваю особенности функционирования микробного сообщества: его обилие, разнообразие, активность и распределение в пространственно-временных рамках. Как все мы знаем, основной точкой сосредоточения биологического разнообразия наземных экосистем являются тропические регионы Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Однако вследствие расширения антропогенного воздействия, площади, занятые «целинными» биогеоценозами, неумолимо сокращаются. Поэтому в результате сотрудничества с Совместным Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром проводятся разнообразные исследования, одной из целей которых является сохранение и изучение разнообразия тропических муссонных лесов.

На данный момент я занимаюсь поиском бактериальных культур, которые могут потенциально быть использованы в качестве микробных препаратов, стимулирующих рост сельскохозяйственно значимых растений путем проведения процессов азотфиксации, фосфатмобилизации, продукции фитогормонов и иных вторичных метаболитов.

Классическое образование, которое мы получаем в Университете, определило широту моих профессиональных интересов. Спектр практических навыков, которые мы отрабатывали на семинарах, и теоретические знания, полученные от старших коллег и преподавателей, а также из литературных источников, заложили фундамент знаний, который мы можем использовать практически в любом направлении. В частности, за годы учебы я работала в сфере клинической медицинской микробиологии, преподавала биологию, сейчас же я работаю во Всероссийской коллекции микроорганизмов.

Наука - это не просто работа. Наука - это стиль жизни, это образ мышления.

Стремитесь, развивайтесь, достигайте. Никогда не бойтесь, что ваш труд недостаточен, не думайте, что ваша работа неважна. Если вы вложите в нее все возможные силы, она даст прекрасные плоды!»