Сегодня исследования экологов и почвоведов затрагивают основы существования человечества. Обеспечение продовольствием и качественной средой обитания, глобальные изменения климата, нехватка пресной воды, истощение запасов ископаемого горючего, качество воздушной среды и прочее, и прочее... Казалось бы, что общего между всеми этими проблемами, какая наука в состоянии найти спасение? Но все они в той или иной степени замыкаются на почве - четвертом царстве природы. И решение их следует искать с помощью почвоведения.

Роль почвы в нашей жизни остается первостепенной уже на протяжении 10 тысяч лет, с тех самых пор, как человек вышел из первобытного состояния и перешел к производящему хозяйству. Почва - необходимое средство и материальная основа обеспечения продукцией сельского хозяйства, высококачественной и экологически чистой. При этом речь идет не только о продуктах питания, но и о выращивании технических культур, получении экологически безопасных материалов и биотоплива.

Но не менее важно, что почва выполняет ряд ключевых глобальных биосферных функций, по отношению к которым она незаменима. Она является основным звеном биогеохимических циклов всех элементов на Земле, регулируя процессы обмена веществом и энергией между атмосферой, литосферой, гидросферой и биосферой. Почву пронизывают корни растений, гифы грибов, она дает приют не подсчитанному еще количеству видов животных и микроорганизмов, многие из которых уникальны и представляют ценность для перспективных биотехнологий. Почва является одним из важнейших источников парниковых газов - и мощным фильтром, способным к их поглощению. Она аккумулирует в себе загрязняющие вещества: тяжелые металлы, радионуклиды, разлившиеся нефтепродукты - препятствуя их попаданию в воды и живые организмы. Но она ранима и требует пристального внимания эколога, способного провести грамотную рекультивацию загрязненных почв. Почва - зеркало ландшафта, и только на здоровых почвах может существовать и функционировать здоровая экосистема: в том числе и искуственная, при помощи которой ландшафтный дизайнер формирует комфортную для человека городскую среду.

 

Близость почвоведения и экологии особенно ярко проявляется на факультете почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, являющимся крупнейшим учебно-научным центром страны, готовящем высококвалифицированных специалистов по направлениям 06.03.02 и 06.04.02 «Почвоведение», а также 05.03.06 и 05.04.06 «Экология и природопользование».

По обеим специальностям на факультете реализованы все уровни высшего образования: закончив обучение в бакалавриате, выпускник имеет возможность продолжить свое обучение в магистратуре по тому же направлению подготовки, для углубления избранной специализации. Для выпускников других ВУЗов открыт прием в двухлетнюю магистратуру. На факультете почвоведения ведется обучение в аспирантуре, действуют два диссертационных совета, присваивающих степени кандидата и доктора биологических наук.

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Очень важную роль в подготовке естествоиспытателей на факультете почвоведения играют учебные полевые практики, где студенты осваивают современные полевые методы исследования почвенного покрова, атмосферы, контроля окружающей среды. Особое место занимает зональная практика по основным природным зонам европейской части России, чрезвычайно полезная в учебном отношении и оставляющая неизгладимые впечатления у всех, кто ее прошел.

Одной из главных особенностей университетского образования является сочетание обучения с проведением собственной исследовательской работы. Факультет почвоведения, являясь одним из ведущих исследовательских центров в области экологии и почвоведения, предоставляет студентам возможности научного поиска. Сотрудники факультета плодотворно работают над крупными научными проектами, в которых студенты принимают самое непосредственное участие. Каждый выпускник готовит и защищает перед государственной комиссией свою научую работу, большинство из них отличаются высоким качеством и публикуются в профильных рецензируемых журналах.

 

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ

Наши выпускники обладают гибким мышлением и подготовлены к решению разнообразных задач как в науке, так и в бизнесе. Они способны прорабатывать фундаментальные теоретические проблемы экологии и почвоведения в научно-исследовательских учреждениях, успешно работать в производственной сфере или заниматься экологическим мониторингом и экспертизой. Университетское образование и широкий кругозор делают их готовыми к участию в междисциплинарных проектах, а также получению новых знаний и навыков.

 

Количество мест в бакалавриате - 65/10 (бюджет/контракт)

Вступительные испытания - ДВИ: биология (1); ЕГЭ: биология (2); математика или химия или география или физика или информатика и ИКТ (один на выбор абитуриента) (3); русский язык (4)

Поступление без вступительных испытаний - победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии, а также олимпиады «Ломоносов» по экологии

Проходные баллы - 260...280 из 410.

Количество мест в магистратуре - 35/5 (бюджет/контракт)

Профили подготовки с интегрированной магистратурой - «Земельные ресурсы и функционирование почв», «Агрохимия и агроэкология», «Физика, мелиорация и эрозия почв», «Химия почв», «Биология почв»

Профиль подготовки внешней магистратуры«Управление земельными ресурсами»

 

Учебный план по подготовке высококвалифицированных специалистов в области почвоведения – это хорошо сбалансированный состав учебных дисциплин, их распределение по семестрам в течение всего срока обучения. 

Он построен так, чтобы на 1 и частично на 2 курсах обеспечить фундаментальную подготовку по основным естественным наукам, включая математику, физику, химию, общую геологию и минералогию, географию, биологию, экологию и другие. Образование в области гуманитарных наук студентам дает изучение истории, культурологи, основ экономической теории и права, социологии и других дисциплин.

Все это закладывает базу для последующего изучения основных разделов почвоведения на 2 и 3 курсах: биологии почв, химии почв, физики почв, географии почв, генезиса и эволюции почвенного покрова и т.д. Профессиональная теоретическая подготовка сопровождается лабораторными занятиями, что позволяет студентам получать практические навыки экспериментальных исследований и умение работать с современными приборами.

Большое внимание уделено изучению основ программирования и вычислительной техники, которые затем используются при освоении математического моделирования природных процессов, современных информационных технологий.

Обучение на старших курсах бакалавриата и затем в магистратуре посвящено изучению специальных дисциплин, необходимых как в исследовательской, так и практической деятельности почвоведа: агрохимия и физиология растений, геоинформационные системы, земельный кадастр, управление земельными ресурсами, мониторинговые исследования почв и др. Охватить весь спектр знаний на должном уровне невозможно, поэтому с 3 курса бакалавриата и студенты-почвоведы выбирают и проходят узкую подготовку по одному из профилей: «Земельные ресурсы и функционирование почв», «Агрохимия и агроэкология», «Физика, мелиорация и эрозия почв», «Химия почв», «Биология почв».

В соответствии с потребностями общества в условиях новых экономических отношений претерпевает изменение и учебный план. В последние годы перед почвоведами наиболее актуальными стали задачи рационального использования земельных ресурсов, экологической оценки состояния окружающей природной среды, внедрения новых технологий рационального природопользования. Это нашло отражение и в структуре учебного плана: усилено изучение современной нормативно-правовой базой, методов контроля и предотвращения  деградации почв в результате техногенеза, технологий мелиорации и  ремедиации почв, получения практических навыков почвенно-ландшафтного проектирования для создания ландшафтов с заданными эстетическими и функциональными свойствами.

Квалификация выпускника – почвовед

Областью профессиональной деятельности являются:

  • почвенно-экологические, почвенно-ландшафтные, почвенно-мелиоративные, оценочные организации, проводящие работы по почвенному покрову
  • организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач
  • органы охраны природы и государственные органы управления землепользованием и природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений).
  • агрохимические, картографические и сельскохозяйственные организации различных форм собственности
  • научные и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с исследованием почв
  • высшие учебные заведения и др.

Объектами профессиональной деятельности являются: физическое состояние почв, мелиорация почв, химический состав почв и химический мониторинг,  биологическое состояние почв, география почв, генезис и эволюция почвенного покрова, агрохимия и биохимия почв, экология человека (адаптация и взаимоотношения со средой, медико-демографические проблемы); экологический менеджмент и аудит; управление земельными ресурсами, сертификация почв, экологический мониторинг и нормирование, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

Почвовед подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на почвенный покров,
  • организации управления земельными ресурсами и сертификации;
  • проектированию типовых мероприятий по охране почв;
  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • моделированию и прогнозированию почвенных процессов;
  • обеспечению качества сельскохозяйственной продукции;
  • проведению экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработке практических рекомендаций по сохранению почвенного покрова;
  • контрольно-ревизионной деятельности;
  • информационному моделированию и разработке геоинформационных систем
  • почвенно-ландшафтному проектированию.

Количество мест в бакалавриате - 23/8 (бюджет/контракт)

Вступительные испытания - ДВИ: география (1); ЕГЭ: география (2); математика или биология или химия или информатика и ИКТ (один предмет на выбор абитуриента) (3); русский язык (4)

Поступление без вступительных испытаний - победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и географии, а также олимпиады «Ломоносов» по экологии

Проходные баллы - 240...280 из 410.

Количество мест в магистратуре - 23/5 (бюджет/контракт)

Профили подготовки с интегрированной магистратурой - «Экологический менеджмент и экобезопасность», «Радиоэкология», «Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды»

Профиль подготовки внешней магистратуры - «Экотехнологии»

Межфакультетская магистерская программа«Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов»

Магистерская программа на английском языке«Natural Resources Management for Food Security»

 

Учебный план по подготовке экологов обеспечивает фундаментальную подготовку студентов 1 и 2 курсов по основным естественным наукам: математика, физика, химия, география, биология, общая геология, экология и др. Гуманитарное образование студентам дает изучение истории, культурологи, экономики, права, социологии и других дисциплин.

На 2 и 3 курсах на основе заложенного научного фундамента идет изучение основных разделов экологии: экология организмов, экология человека, экотоксикология, устойчивое развитие, биологический контроль окружающей  среды, кадастры природных ресурсов, молекулярно-биологические методы в экологии и т.д. Одним из главных преимуществ обучения экологов на факультете является сочетание теоретических курсов и профессиональной практической подготовки, заложенной во время лабораторных занятий. Это дает студентам базовые навыки экспериментальных исследований и умение работать с современным лабораторным оборудованием, применяемым в экологии и смежных науках.

Изучение программирования и вычислительной техники, а затем освоение математического моделирования природных процессов, современных информационных технологий используется при расчете экологического риска и оценке техногенных систем.

С 3 курса бакалавриата и затем в магистратуре студенты-экологи выбирают и проходят узкую подготовку по одному из профилей: «Экологический менеджмент и экобезопасность», «Радиоэкология», «Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды». Это позволяет овладеть самыми современными достижениями, необходимыми как в исследовательской, так и практической деятельности.

В учебном плане постоянно находят отражение актуальные направления экологии, внедрение новых технологий и методов оценки состояния окружающей природной среды, технологические и региональные аспекты экологической безопасности производств в России, проблемы экологической безопасности при нефтедобыче, экологическая биотехнология, урбоэкология, современная нормативно-правовая база в сфере экологии.

Квалификация выпускника – эколог

Областью профессиональной деятельности выпускника по направлению «Экология и природопользование» являются:

  • проектные, изыскательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, научно-исследовательские, обучающие, экспертные отделы, департаменты, институты, бюро, фирмы, компании, центры и др. в сфере экологии и природопользования
  • органы охраны природы и государственные органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений)
  • службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по экологической безопасности и экологической политике, службы системы мониторинга окружающей среды
  • экологические службы отраслей и органы местного самоуправления, природоохранные подразделения производственных мероприятий
  • химико-аналитические лаборатории, службы очистных сооружений, фермерские хозяйства
  • органы системы охраняемых природных территорий разного уровня и подчинения
  • общеобразовательные, профессиональные образовательные и образовательные организации высшего образования

Объектами профессиональной деятельности эколога являются: популяции, сообщества, экосистемы, экология человека (адаптация и взаимоотношения со средой, медико-демографические проблемы); экологический менеджмент и аудит; экологическое страхование и сертификация; экологический мониторинг и нормирование, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду, экологические риски

Эколог подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на окружающую среду,
  • организации систем экологического менеджмента и сертификации;
  • проектированию типовых мероприятий по охране природы;
  • анализу медико-демографических проблем в условиях антропогенно-техногенных геосистем;
  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • моделированию и прогнозированию экологических рисков ;
  • обеспечению экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
  • проведению экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;
  • контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту;
  • информационному моделированию и разработке геоинформационных систем.

Информация о направленностях (профилях) образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки «Почвоведение» и  «Экология и природопользование», реализуемых на кафедрах факультета почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова. Основные теоретические знания и прикладные навыки, которые получают выпускники, прошедшие обучение по интегрированным программам бакалавриата и магистратуры. Распределение по кафедрам осуществляется по результатам собеседования после окончания второго курса бакалавриата, обучение продолжается в магистратуре. С учебными планами бакалавров и магистров можно ознакомиться в прикрепленных файлах внизу страницы.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПОЧВОВЕДЕНИЕ»

Направленность программы «Физика, мелиорация и эрозия почв»

  • владение знаниями о почвенно-физических процессах, движении влаги, солей, газов в почве, современных математических моделях переноса веществ и энергии в почве;
  • владение знаниями основ теории физики и мелиорации почв, смежных дисциплин, почвенно-ландшафтных исследований;
  • способность пользоваться современными экспериментальными и расчетными методами в физике и мелиорации почв, современные приборы и лабораторное оборудование;
  • готовность использовать профессиональные знания и практические навыки при оценке почв, их агрофизической и экономической характеристике;
  • готовность применения понятийного аппарата, математических моделей, эколого-мелиоративных принципов, агрофизических подходов и методов, экономических принципов при характеристике, оценке, прогнозе и использование почв;
  • умение оценивать состояние земель, опасность и степень развития эрозии почв и других деградационных процессов, устанавливать причины и ущерб деградации;
  • знание концепции устойчивого землепользования и понимание ее задач в системе глобальных взаимоотношений, понимание взаимосвязей целей устойчивого развития и повышения условий жизнеобеспечения с задачами сохранения почвенно-земельных ресурсов и основными проблемами их деградации, включая эрозию и опустынивание.

Направленность программы «Химия почв»

  • знание состава и структуры тонкодисперсных минералов для составления прогнозов поведения элементов питания и неорганических и органических поллютантов в почвах;
  • владение современными физико-химическими инструментальными методами качественного и количественного анализа минеральных веществ в почвах;
  • владение современными методами исследования органического вещества почвы;
  • умение использовать представления о трансформации органического вещества почв для анализа процессов, протекающих в почве с участием органических веществ, и оценки роли металлорганических и органо-минеральных взаимодействий в функционировании почв;
  • умение количественно оценить устойчивость почв к загрязнению и прогнозировать экологическое состояние почв;
  • умение организовать работу по контролю за экологическим состоянием почв;
  • умение использовать знания о характере связей между оптическими свойствами почв и их вещественным составом для решения задач в области мониторинга и картографирования почвенного покрова;
  • владение современными представлениями об окислительно-восстановительных процессах в почвах и умение использовать  их для прогноза поведения химических элементов в почвах.

Направленность программы «Биология почв»

  • знание фундаментальных и прикладных аспектов почвенной микробиологии и зоологии, глубокое понимание современных насущных задач и проблем в данных областях;
  • целостное представление о строении, составе и функционировании живой клетки, о сущности метаболизма и механизмах его регуляции; знание базовых основ генетики организмов.
  • знание биологической систематики организмов; знание особенностей онтогенеза отдельных групп почвенных организмов и условий устойчивого существования и жизнеспособности в почвах микробных популяций.
  • понимание роли микроорганизмов в глобальных биогеохимических циклах элементов в биосфере; четкое представление о ключевой роли почвенных организмов в почвообразовании и формировании почвенного плодородия.
  • способность проводить самостоятельные экспериментальные исследования в области почвенной микробиологии: анализировать научную литературу, формулировать актуальные цели и задачи, уметь ориентироваться в современных методах почвенной микробиологии и биохимии, нести ответственность за качество работ и достоверность результатов.
  • владение современными компьютерными и информационными технологиями для решения задач по идентификации микроорганизмов и структурных компонентов, проведения статистической обработки экспериментальных данных и поиска необходимой информации в мировых базах данных научных публикаций.
  • готовность использовать профессиональные знания и практические навыки при решении практических задач: оценке качества природных объектов, разработке методов по очистке и рекультивации загрязненных территорий, управление микроорганизмами, положительно влияющими на рост растений, выявлении продуцентов физиологически активных веществ, борьбе с патогенными микроорганизмами.

Направленность программы «Земельные ресурсы и функционирование почв»

  • владение знаниями о земельных ресурсах, как основе продовольственной безопасности; о глобальной и региональной организации почвенного покрова; об основах управления земельными ресурсами; о правовых основах оценки и охраны почв и земель;
  • знание теоретических основ географических информационных систем в области земельных ресурсов, фундаментального и прикладного почвоведения; владение практическими навыками по созданию и использованию цифровых почвенных карт;
  • владение базовыми основами дистанционных методов исследования окружающей среды и практическими навыками анализа материалов дистанционного зондирования почвенного покрова;
  • готовность проводить полевые работы, предполагающие последующие лабораторные исследования почв современными инструментальными методами изучения органического вещества и минеральных компонентов почвы, включая изотопные методы и методы морфогенетического анализа и биоиндикации почв;
  • владение понятийным аппаратом, теорией и методологией учения о биосферных функциях почв; способность ориентироваться в подходах к изучению и методах регулирования педосферно-геосферных процессов;
  • знание основных закономерностей дифференциации вещества в земной коре, специфики процессов выветривания в разных климатических и литологических условиях; понимание специфики исследования биологического круговорота в разных природных экосистемах и роли абиотических и биотических факторов в функционировании почв.

Направленность программы «Агрохимия и агроэкология»

  • умение разработать эффективную комплексную систему удобрений с целью повышения плодородия почвы, продуктивности культурных растений, получения качественной экологически безопасной продукции растениеводства;
  • способность использовать полученные знания по земледелию и агроэкологии для выбора оптимальных способов обработки почв в различных системах земледелия. Умение определить рациональные пути рекультивации земель нарушенных территорий с учетом их воздействия на окружающие среду и почвенный покров;
  • владение физико-химическими и физиолого-биохимическими методами агрохимии: вегетационными, лизиметрическими и в фитотронах; методиками проведения полевых опытов: мелкоделяночных, краткосрочных, длительных и стационарных;
  • владение методами исследования, логического и статистического анализа и отображения данных о пространственном варьировании объектов агроценоза;
  • владение методами экологической, агрономической, экономической и энергетической оценки применения системы агрохимических средств;
  • готовность использовать знания фундаментальных основ почвоведения, принципов рационального природопользования для разработки технологий нового поколения, не вызывающих ухудшения состояния почв, деградацию компонентов окружающей среды и обеспечивающих реализацию природно-ресурсного потенциала территорий;
  • умение осуществить ресурсно-экологический прогноз последствий хозяйственно-экономической деятельности и определить допустимый уровень антропогенной нагрузки.

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

Направленность программы «Экологический менеджмент и экобезопасность»

  • знание закономерностей, методов, принципов экологического менеджмента, а также приемов, порядка  и процедуры применения экологического аудита в управлении природопользованием и обеспечении устойчивого развития, а также получение практических навыков по решению конкретных хозяйственных ситуаций.
  • понимание экономических закономерностей взаимодействия природных и производственных систем в обеспечении комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Умение пользоваться конкретными расчетами эколого-экономических ситуаций. Умение принимать экологически, технически и экономически обоснованные решения при управлении и сопровождении промышленной деятельности;
  • понимание возрастания роли экологических требований в системе глобальных взаимоотношений, знание международного права, регулирующего отношения в области окружающей среды, понимание взаимосвязей задачи повышения условий жизнеобеспечения с задачами сохранения природных ресурсов.
  • умение использовать знания о составе, техногенных потоках  и трансформационных изменениях загрязняющих веществ в природных средах для нормирования антропогенных воздействий и качества окружающей среды;
  • владение навыками организации и планирования контроля экологического состояния водной, наземной и почвенной сред с использованием современных технологий;
  • понимание специфики воздействия на компоненты окружающей среды промышленности и городских агломераций. Знание подходов к экологизации производственного и градостроительного комплексов. Владение методологией управления состоянием охраны окружающей среды на производственных и городских территориях. Умение применять современные технологии рекультивации.

Направленность программы «Радиоэкология»

  • владение системой знаний  о поведении, формах соединений, подвижности радионуклидов в компонентах природных (наземных, водных) и агроэкосистем; современных достижениях,  проблемах  и перспективах развития науки; принципах ведения хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях. Умение применять полученные знания при решении экологических проблем и прикладных задач различного уровня.
  • знание механизмов биологического действия радиационного фактора, особенностей и закономерностей  проявления радиационных эффектов на молекулярном, клеточном и организменном уровнях Умение прогнозировать экологические последствия  радиоактивного загрязнения для различных типов экосистем, выявлять критические компоненты биоты и понимать процессы пострадиационного восстановления биогеоценозов.
  • понимание особенностей биогеохимических  и геохимических потоков и циклов естественных и техногенных радионуклидов в биосфере; умение планировать и проводить радиоэкологические исследования, давать оценку и прогноз изменения потоков в  окружающей среде при  различных радиационных ситуациях в атомной промышленности.
  • знание основ радиационной безопасности, российских и международных регламентов нормирования радиационных воздействий, подходов к  оценке экологического состояния окружающей среды в условиях радиоактивного загрязнения  в соответствии с современными концепциями экологического нормирования.
  • знание основ, принципов и методов организации радиоэкологического мониторинга в  природных и агроэкосистемах при различных  сценариях  их загрязнения; современных методов  идентификации и определения содержания естественных и техногенных радионуклидов в объектах окружающей среды и принципов выбора наиболее эффективных методов при проведении экологических исследований.
  • владение широким спектром информационно-вычислительных технологий и методов статистического анализа, адаптированных к применению в экологических исследованиях. Умение применять их при организации системы радиационного мониторинга, планировании пробоотбора, обработке и анализе информации, осуществлении экологической экспертизы и прогнозировании на фоновых и загрязненных территориях.
  • знание современных методов эколого- экономической оценки при различных воздействиях, прежде всего радиационном на окружающую среду. Умение видеть особенности функционирования социоприродных систем и находить пути решения проблем, в них возникающих. Владение представлениями о механизмах экологически сбалансированного взаимодействия социума и окружающей среды.

Направленность программы «Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды»

  • владение навыками экологического управления земельными ресурсами и охраной окружающей среды,  проведения экологического мониторинга и контроля;
  • умение проводить процедуру экологического нормирования окружающей среды;
  • знание правовых норм в области охраны окружающей среды и землепользования;
  • владение общим экологическим мировоззрением: понимание взаимосвязи абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, представление о пределах толерантности организмов и популяций; об экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
  • владение знаниями о химическом составе, строении и функционировании живой клетки; об особенностях метаболизма у про- и эукариот; о межорганизменных взаимодействиях и метаболитах, регулирующих эти процессы;
  • знание основополагающих принципов биологических круговоротов веществ и химических элементов; представление о геохимических функциях и значимости различных экофизиологических групп прокариот и эукариот в биосфере;
  • умение использовать знания и навыки при решении практических задач биологического контроля: оценки качества природных объектов, разработки методов по очистке и рекультивации загрязненных территорий, управления микроорганизмами, положительно влияющими на рост растений, выявления продуцентов физиологически активных веществ, борьбы с патогенными микроорганизмами.

 

 

См. также Перечень основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова