К числу подобных инноваций следует отнести «Применение информационных технологий для совершенствования преподавания в почвоведении» - активно разрабатываемый на факультете и в Центре дистанционного образования МГУ проект (профессор М.Н. Строганова, д.б.н. А.Б. Умарова, д.б.н. А.О. Макеев). Как известно, одним из возможных способов реализации реформы университетского образования является применение информационных технологий. Особенность нового этапа: применение мультимедийных технологий, создание электронных учебников на CD-дисках и использование возможностей Интернет для межлекционного общения со студентами при отсутствии ограничений на объём используемых материалов в формах - электронной почты, чатов, форумов и блогов, а также тест-систем и тренажёров. Это дополнительный путь для дистанционного образования и формирования информационно-научной сети между университетами и другими высшими учебными заведениями России.

Внедрение информационно-компьютерной технологии уменьшит занятость аудиторного фонда и усилит персональную составляющую сторону обучения в системе студент-преподаватель. К классическому университетскому образованию на новом этапе добавляется электронный учебник с тест-задачами, сетевой дневник-блог преподавателя, тестирование для самоконтроля и оценки знаний, одновременный многопользовательский доступ к материалам Интернет-ресурсов и электронных библиотек России и зарубежья. В сетевом дневнике (блоге) преподаватель регистрирует студентов, сообщает о расписании занятий (лекции, семинары, контрольные работы, посещаемость занятий, прохождение тестов и многую другую информацию. Данный способ обучения приведет к сочетанию его научно-педагогического наполнения с использованием тестов, обеспечивающих обратную связь студент-преподаватель. Необходимо разработать методы применения видеолекций, видеоконференций, презентаций, анимаций, он-лайн-тестирования и он-лайн-консультации с преподавателем. Во многих технических вузах этот способ обучения уже широко используется, в почвоведении практически отсутствует.

На факультете почвоведения изданы электронные учебники М.Н. Строгановой «Мир почв в образах. Почвенный покров мира: география и экология» (2007), «Почвы  и почвенный покров» (2008).

Современный образовательный проект: «Технологии биотестирования». На факультете почвоведения разработана новая образовательная программа «Технологии биотестирования в экологическом контроле природных сред и техногенных объектов» (http://www.letap.ru/). Современная форма обучения - очно-заочная с использованием дистанционных образовательных ресурсов (http://de.msu.ru/; http://www.msu.ru/study/), доступна для специалистов практически во всех регионах России. Нуждающиеся в получении теоретических знаний в области экотоксикологии и практическом освоении методов биотестирования объектов окружающей среды с помощью Интернета по индивидуальному графику заочно (в период с 1 октября по 31 мая) знакомятся с дистанционными ресурсами. В модулях программы содержатся тексты лекций по вопросам биоиндикации и биотестирования, методическая информация о стандартных классических и современных методах биотестирования, варианты использования организмов разной таксономической принадлежности, включая микроорганизмы, простейшие, беспозвоночные гидробионты, водоросли, высшие растения, теплокровные животные (культура клеток in vitro), сведения о разработчиках и производителях специализированного оборудования. После выполнения контрольных заданий и письменных тестов обучающиеся получают возможность на практике познакомиться с методами и тест-системами. В январе и июне программой предусмотрены мастер-классы в лабораториях биотестирования. По результатам итоговой аттестации выдается Свидетельство о краткосрочном повышении квалификации в МГУ.

Повышение квалификации специалистов с высшим и средним профессиональным образованием проводится в целях популяризации прикладных аспектов экологии и почвоведения, обеспечения потребностей населения и организаций в услугах по обучению в области экологического контроля объектов окружающей среды. Приобретенные знания и навыки работы позволяют расширять круг аккредитованных для целей экотоксикологического анализа специализированных лабораторий биотестирования, эффективно проводить определение класса опасности отходов производства и потребления и устанавливать степень экотоксичности почв, почвогрунтов, вод и др.

 

Научная работа