Сегодня на наши вопросы ответила Алёна Железова, выпускница факультета почвоведения, научный сотрудник группы биологии и биохимии почв Почвенного института им. В.В. Докучаева.

Алёна рассказала нам о научных конференциях, стажировке в Шведском университете сельскохозяйственных наук, научной экспедиции во Вьетнам, а также поделилась с нами своим опытом работы в Почвенном институте им. В.В. Докучаева.

Насколько тяжело было учиться? Была ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться было довольно легко, учебная программа была составлена последовательно, с логичным усложнением от курса к курсу. Сложно было только в первом семестре на третьем курсе, когда одновременно было несколько курсов химии. Мне не приходилось совмещать работу с учёбой.

Какие предметы/спецкурсы Вам запомнились больше всего? Что было наиболее полезным?

Больше всего мне нравились курсы аналитической химии, агрохимии и географии почв: сочетание насыщенной теоретической части и интересных практикумов. А выделить наиболее полезный предмет мне затруднительно, так как общие курсы хорошо дополняли друг друга и формировали общую теоретическую базу, необходимую для сужения специальности в рамках спецкурсов на кафедре.

Расскажите о своей дипломной работе.

В лаборатории, где я делала диплом, основной темой была экология гидролитических комплексов в разных биоценозах. Изучались микроорганизмы и сообщества, способные к деструкции природных полимеров: хитина, пектина, целлюлозы. Поэтому мы использовали достаточно большой спектр методов: проводили выделение хитинолитиков на твердых средах, оценивали эмиссию углекислого газа в сукцессии в микрокосмах после добавления полимеров, исследовали активных гидролитиков с помощью люминесцентной микроскопии и FISH (метод, предполагающий молекулярные «метки» для разных таксонов бактерий). В моей работе были исследованы гидролитические сообщества разных ярусов южно-таежного леса.

Что было самым сложным во время выполнения диплома?

Если честно, я не помню каких-то особых сложностей. Может, только с выбором времени постановки экспериментов и снятия результатов. Тогда в лаборатории работало много других студентов и аспирантов, и надо было следить, чтобы не пересечься с кем-то по времени работы на хроматографе.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика кафедры биологии почв проходила на факультете, это были дополнительные занятия, на которых была возможность больше попрактиковаться с разными методами. Её полезность я оценила бы как среднюю.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? Если да, то пригодились ли Вам полученные навыки и опыт при поиске работы?

Я регулярно, с 2 курса, посещала различные научные молодежные конференции (Ломоносов, Леса Евразии, Докучаевские чтения, Биология – наука XXI века и другие). Это было полезно для расширения кругозора и с точки зрения апробации своей научной работы – на конференциях можно получить обратную связь, отличающуюся от замечаний сотрудников кафедры. Для дальнейшей работы мне пригодились навыки выступлений и подготовки презентаций.

Ещё я занималась в секции дуэльной стрельбы и 1 раз выиграла Потанинскую стипендию.

Проходили ли Вы стажировку за границей?

Да, я была на стажировке в аспирантуре – 1 год провела в Шведском университете сельскохозяйственных наук (Swedish University of Agricultural Sciences) в Уппсале. Там в составе лаборатории почвенной микробиологии я сделала часть экспериментов для своей диссертации, прослушала несколько курсов и подготовила свою первую статью в англоязычном журнале. Опыт учёбы в другом университете был весьма полезным и необычным. К примеру, сдача экзаменов для бОльшей объективности там проводится максимально анонимно.

Расскажите о прохождении стажировки в Шведском университете сельскохозяйственных наук.

Я узнала о стажировке из рассылки по электронной почте. Но и до этого регулярно смотрела объявления на стендах на факультете и общалась на эту тему с однокурсниками или старшекурсниками, которые уже бывали на стажировках. Это была программа по обмену студентами и аспирантами Erasmus Mundus. В рамках программы проводится конкурсный отбор, и в итоге участник получал стипендию от фонда, медицинскую страховку, компенсацию за билеты до места стажировки и обратно.

Для более легкой адаптации к обучению на английском я прошла 5-недельный курс английского незадолго до стажировки. Учиться на английском было не очень сложно: даже при обычной работе в аспирантуре приходилось много читать на английском. Действительно сложно было только один раз: успевать записывать за приглашенным лектором из Англии, так как его скорость речи была гораздо быстрее, чем у шведских лекторов.

Участвовали ли Вы в научных экспедициях?

Во время учебы я работала почвоведом в экспедиции: копала и описывала прикопки и разрезы. Это было несколько выездов в Подмосковье. Уже после окончания аспирантуры я съездила во Вьетнам, в совместную экспедицию Почвенного института и Института проблем экологии и эволюции.

Алена, расскажите поподробнее об экспедиции во Вьетнам.

Экспедиция во Вьетнам была частью работы по гранту моего коллеги. Мы присоединились к одной из ежегодных поездок сотрудников ИПЭЭ (институт проблем экологии и эволюции) в заповедник Кат Тьен. У них в рамках сотрудничества с Вьетнамским ТропЦентром там есть стационар. Экспедиция длилась две недели. Нашей задачей был отбор почвенных проб для микробиологического анализа. Конечно, взять по десятку проб из верхнего горизонта в 5 разных локациях не кажется долгим и трудным делом. Но на одну площадку было очень сложно пробраться через колючие заросли (100 м мы шли полчаса), и почти на всех площадках были сухопутные пиявки – нужно следить, чтобы они не добрались до открытых участков кожи и защищаться репеллентом. Плюс ко всему жара с температурой за +30. Мы успели не только взять пробы, но и помочь с постановкой других экспериментов, и погулять по экологическим тропам.

Где Вы работаете сейчас?

С 2014 года я работаю в Почвенном институте им. В.В. Докучаева научным сотрудником группы биологии и биохимии почв. Кажется, это наиболее соответствующая моей специальности работа. Я пришла туда работать по рекомендации однокурсника; тогда институт активно набирал молодых сотрудников. Не могу отметить проблем с трудоустройством.

Чем Вы занимаетесь в данный момент?

Моя работа заключается в планировании и выполнении экспериментов в молекулярно-биологической лаборатории, в подготовке публикаций – анализе и описании полученных данных, изредка – в поездках за образцами. Мне нравится это разнообразие рабочих обязанностей, позволяющее переключаться с интенсивного умственного труда на лабораторную рутину или вольность полевых выездов.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

Самым большим плюсом мне видится широта полученных знаний, выбирать из большого спектра возможностей карьерного развития. Минусом мне кажется некоторая фундаментальность образовательной программы, недостаточное количество прикладных, практических курсов – но это легко доработать в дальнейшем при необходимости.

На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Что для Вас было в приоритете?

Нельзя сказать, что я тщательно подошла к вопросу выбора места. Но основные критерии, благодаря которым я выбрала и выбираю работу в институте, это 1) возможность заниматься интересными мне вопросами, 2) достойная оплата труда, 3) приятный коллектив.

Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?

Если рассматривать сферу фундаментальной науки, то спрос не очень большой и никогда не был большим. Однако если рассматривать молекулярную биологию, то спрос на хороших лабораторных специалистов значительный и растёт с каждым годом.

Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?

Мне ближе наука. Мои личностные качества не позволили бы мне заметно преуспеть в другом виде деятельности. Но после стольких лет, посвященных изучению фундаментальных вопросов, хотелось бы приблизиться к решению более прикладных задач.

Какие навыки важны на практике больше всего?

Умение быстро находить нужную информацию и подробно знакомиться с ней в короткие сроки. Умение поддерживать социальные связи. Аккуратность.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Конечно же, полевые практики – и в Чашниково, и зональная. Огромное количество знаний на занятиях в полевых условиях и замечательная возможность общения с друзьями-однокурсниками.

Совет студентам.

Время студенчества – самое яркое и насыщенное. Советую провести его с максимальной пользой и радостью!

 
 

 
 
 
Спонсор конференции: