Автор: с.н.с., д.с/х.н. Д.С.Булгаков
I. Организационно-методический раздел
Цель курса – изучение агроэкологического подхода, его использование при оценке пахотных почв.
Задачи курса – рассмотреть структуру и особенности агроэкологической оценки пахотных почв, систематизацию почвенных районирований, содержание прикладных районирований, концепцию почвенных группировок, агроэкологическую модель, эталоны плодородия почв, принципы и содержание комплексной агрономической характеристики почв, проблемы и задачи агроэкологической оценки пахотных почв.
Место курса в профессиональной подготовке выпускников . Курс читается в 8 семестре студентам кафедры Общего земледелия (4 год обучения) после прослушивания основных и специальных курсов: общее земледелие, почвоведение, география почв, неоднородность почвенных тел, экология почв, неоднородность почвенного покрова в агроландшафтах.
Требования к уровню освоения содержания курса . По окончании курса студенты должны знать структуру агроэкологической оценки пахотных почв, освоить понятие ее комплексности, разбираться и уметь составлять почвенные группировки в конкретных хозяйствах, районах, областях, владеть навыками составления почвенного эталона, научиться использовать почвенно-экологический индекс при оценке агроэкологических условий возделывания конкретных культур.
II. Содержание курса
Разделы курса
История развития агроэкологической оценки пахотных почв. Ее структура и особенности. Проблемы и задачи.
Анализ компонентов агроэкологической оценки пахотных почв. Этапы развития метода почвенного районирования и анализ современных почвенных районирований. Систематизация, принципы и критерии почвенно-агроэкологических районирований.
Концепция почвенных группировок, анализ существующих группировок почв в России и за рубежом, принципы и критерии при выделении почвенных групп, генетическая и агрономическая группировки почв.
Агроэкологическая модель и эталоны состояния плодородия почв, методология моделирования и эталонизации почвенного плодородия, локальный (региональный) эталон состояния плодородия почв, информационно-программное обеспечение моделей (эталонов) плодородия почв.
Темы и краткое содержание
Введение. Агроэкологическая оценка пахотных почв как самостоятельный раздел агропочвоведения. История развития агроэкологического подхода. Структура и особенности агроэкологической оценки пахотных почв. Ее проблемы и задачи.
Тема 1. Анализ компонентов агроэкологической оценки пахотных почв. Этапы развития метода почвенного районирования и анализ современных почвенных районирований. Систематизация, принципы и критерии почвенно-агроэкологических прикладных районирований.
Практическое занятие №1. Районирование конкретной территории в табличной форме.
Тема 2. Концепция почвенных группировок, анализ группировок почв в России и за рубежом, принципы и критерии при выделении почвенных групп, генетическая и агрономическая группировки почв.
Практическое занятие №2. Составление генетической группировки почв.
Практическое занятие №3. Составление агрономической группировки почв.
Тема 3. Методология моделирования и эталонизации почвенного плодородия. Агроэкологическая модель и эталоны состояния плодородия почв, локальный (региональный) эталон.
Практическое занятие №4. Составление локального эталона состояния плодородия почв.
Тема 4. Информационно-программное обеспечение моделей (эталонов) плодородия почв.
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу. Зачет состоит из двух частей. В теоретической части вопросы посвящены анализу компонентов агроэкологической оценки пахотных почв, систематизации, принципам и критериям составления почвенно-агроэкологических районирований и т.д. В практической части характеризуют генетические и агрономические группировки, локальные эталоны состояния плодородия почв.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
Содержание курса | Лекции | Семинары | Всего |
Введение | 4 | - | 4 |
Тема 1 | 4 | - | 4 |
Практическое занятие 1 | - | 2 | 2 |
Тема 2 | 4 | - | 4 |
Практические занятия 2, 3 | - | 2 | 2 |
Тема 3 | 4 | - | 4 |
Практическое занятие 4 | - | 2 | 2 |
Тема 4 | 2 | - | 2 |
Итого | 18 | 6 | 24 |
IV. Форма итогового контроля – зачет
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
- Булгаков Д.С. Агроэкологическая оценка пахотных почв. М., мзд. Почвенного ин-та им. В.В.Докучаева, 2002.
Дополнительная литература
- Карманов И.И. Плодородие почв СССР. М., изд. “Колос”, 1980.
- Теоретические основы и пути регулирования плодородия почв. М., ВО “Агропромиздат”, 1991.
Рецензенты: чл.-корр. РАСХН, проф., д.б.н. М.С.Кузнецов, чл.-корр. РАСХН, проф., д.с/х.н. И.И.Карманов