Автор: доцент, д.б.н. В.П.Самсонова

I. Организационно-методический раздел

Цель курса – изучение экологии сорных растений для разработки оптимальной стратегии борьбы с ними.

Задачи курса – рассмотреть вопросы размещения сорных растений в пространстве, зависимости многообразия видов и численности от эдафических условий, ознакомиться с моделями численности сорняков на угодье, научиться планировать борьбу с сорняками в условиях конкретного угодья.

Место курса в профессиональной подготовке выпускников. Курс читается в 8 семестре студентам кафедры общего земледелия (4 год обучения) после прослушивания основных и специальных курсов: почвоведение, земледелия, растениеводства, физиологии растений, параллельно с курсом экологии.

Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании курса студенты должны знать закономерности распределения основных видов сорняков в разных пространственных масштабах, знать количественные закономерности зависимости урожая от степени засоренности, уметь строить карты засоренности угодий и прогнозировать степень засоренности экономические затраты на борьбу с ней.

II. Содержание курса

Разделы курса. Особенности жизненных циклов сорных растений. Оценка степени засоренности угодья. Построение карт засоренности угодий. Планирование оптимальных стратегий борьбы с сорняками на отдельном угодье.

Темы и краткое содержание

Тема №1. Особенности биологии сорных растений. Агрофитоценоз и его компоненты. Классификация сорных растений с учетом их жизненных циклов. Модель развития однолетних сорняков. Необходимые параметры модели. Реализация модели для овсюга. Возможность прогноза засоренности однолетними сорняками.

Практическая работа 1. Занятие в библиотеке ВАСХНИЛ. Поиск литературы по теме: Параметры модели жизни яровых сорняков.

Практическая работа 2. Реализация модели жизни одного из яровых сорняков в пакете Excel.

Тема №2. Способы оценки засоренности угодий. Зависимость от целей. Разнообразие сорной растительности в разных масштабах: угодье, севооборот, хозяйство, район и т. п. Альфа, бета и гамма – разнообразие. Способы количественного выражения разнообразия. Влияние интенсификации сельскохозяйственного производства на степень разнообразия сорной растительности.

Практическая работа 3. Расчет коэффициентов разнообразия Шеннона и Симпсона в пакете Excel для разных культур и для разных лет.

Тема №3. Распределение сорняков в пространстве угодья. Характер распределений (случайное, контагиозное, регулярное). Законы распределения. Способы количественного выражения пятнистости. Индексы агрегированности.

Практическая работа 4. Сравнение распределения разных видов сорняков в разных условиях (разные культуры, разные годы).

Тема №4. Построения карт засоренности посевов. Семивариограмма и ее параметры. Кригинг. Виды кригинга. Влияние параметров опробования на карты.

Практическая работа 5. Построение карт пространственного распределения отдельных сорняков.

Тема №5. Экономические вопросы борьбы с сорной растительностью.

Вред, приносимый сорняками. Функции потерь урожая. Экономические пороги засоренности. Экономическая целесообразность. Зависимость от числа лет прогноза, от неоднородности размещения сорняков в пространстве, от сопутствующих факторов.

Тема №6. Модели засоренности и их использование для разработки оптимальной стратегии борьбы с сорняками.

Практическая работа 6. Планирование борьбы с сорняками на отдельном угодье.

Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу. Зачет состоит из двух частей. В теоретической части вопросы посвящены способам характеристики жизненных циклов сорных растений и их размещений в пространстве. В практической части студенты предлагают систему методов борьбы с сорняками на модельном угодье.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

ВСЕГО (час.)

Лекции (час. )

Семинары (час. )

Тема 1

2

Практическое занятие 1,2

4

Тема 2

2

Практическое занятие 3

2

Тема 3

2

Практическое занятие 4

2

Тема 4

2

Практическое занятие 5

2

Тема 5,6

4

Практическое занятие 6

2

ИТОГО:

24

12

12

IV. Форма итогового контроля – зачет

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Захаренко В.А. Гербициды. 1990.
  2. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд, К. Экология. Особи, популяции и сообщества. 1989.

Дополнительная литература

  1. Исаев В.В. Прогноз и картографирование сорной растительности. 1990.
  2. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия. 1996.

Рецензент: доцент, к.б.н. Л.В.Лысак