Отзывы студентов и выпускников

Сегодня перед сотнями тысяч вчерашних школьников встает вопрос: куда идти учиться дальше? Кто-то уже давно знает ответ, а кто-то до сих пор выбирает и сомневается.

Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета.

Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников.

Содержание раздела: про что хотите почитать?

  • Про обучение на факультете в целом: 
  • Специальности и научные исследования:
  • Аспирантура и стажировки:
  • Экспедиции и практики:
  • Трудоустройство:
  • Или просто обновите страницу и читайте в случайном порядке!

Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Мой путь к поступлению в аспирантуру факультета почвоведения является в определенной степени уникальным. Мое знакомство с ним началось в 2001 году, когда я поступила на первое отделение биологического факультета МГУ. В то время я имела слабое представление о соседнем факультете и, к сожалению, не была знакома с его студентами. После окончания биофака, я продолжила работу по специальности физиолога в одной из московских клиник. Однако еще во время выполнения дипломной работы на базе Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, я впервые задумалась об изучении экологии микроорганизмов молекулярно-биологическими методами.

Мне посчастливилось найти лабораторию, в которой я смогла воплотить все свои самые смелые идеи и попробовать абсолютно инновационные методы исследования микроорганизмов. Таким местом вдохновения и воплощения идей в науке стала исследовательская группа Алексея Львовича Степанова на факультете почвоведения. Благодаря соблюдению грамотного баланса между свободой действий молодых исследователей и тщательного планирования исследований, который всегда был приоритетом в работе Алексея Львовича, я смогла начать свою работу по абсолютно новому направлению. Факультет, как оказалось, легко вовлекает на свою орбиту людей «со стороны», а своим студентам дает возможность стать исключительно многопрофильными специалистами. Это очень важно, потому что современный рынок труда нуждается в соискателях с большим набором навыков и опыта еще до начала полноценной карьеры. На факультете почвоведения можно получить мультидисциплинарные знания и практические навыки по экологии, биологии, молекулярной биологии, географии, агрохимии и физике, а затем развивать карьеру в области науки, агробизнеса, контроля качества или консалтинга. На факультете замечательно развита система международного сотрудничества - в такой степени, что каждый желающий студент может получить возможность стажировки в лучших европейских университетах, а график занятий дает возможность подработки или начальной научной деятельности даже с первого курса.

И здесь я открою секрет, о котором мало кто из абитуриентов догадывается. Факультет почвоведения - это место рождения огромных перспектив и возможностей, которые могут изменить вашу жизнь навсегда. Так, например, после получения своих первых результатов по идентификации аммоний-окисляющих архей в дерново-подзолистой почве, я получила письмо от профессора Проссера из Абердинского университета (г. Абердин, Англия) с предложением продолжить исследования в его лаборатории. Хорошая репутация факультета почвоведения и известность работ Алексея Львовича сыграли ключевую роль в том, что мне посчастливилось выполнить ряд моих экспериментов в одной из лучших лабораторий мира.

Лично для меня факультет расширил горизонты, связал все мои знания воедино и открыл перспективы развития в абсолютно новом направлении.

Желаю удачи и верьте в себя!

Черобаева А., аспирант кафедры биологии почв в 2008-2011 годах

Абитуриентов, увлекающихся химией и экологией, обязательно заинтересует информация о трудоустройстве своих выпускников, которую собирает кафедра химии почв: http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-himia/vipuskniki-himia

 

Сейчас доступна информация о выпускниках с 2007 года по настоящее время.

 

А кем бы хотели стать Вы?

Студентка факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова Ольга Манакова ответила на вопросы "Лаборатории научной журналистики" об обучении на факультете и о сфере своих научных интересов. Почему почвоведение это сложно и интересно, что скрывается за этим понятием, чем можно заниматься на факультете почвоведения и кто является вдохновляющим примером для наших студентов? Смотрим!

На вопросы Студенческого научного общества отвечает выпускник 2019 года кафедры радиоэкологии и экотоксикологии Игорь Грабеклис. Игорь делится впечатлениями об обучении на кафедре, о студенческой жизни, рассказывает о трудоустройстве и даёт ценные советы!

За эти 4 года было всякое: веселое и грустное, легкое и тяжелое, вкусное и не очень. Однако, могу сказать, что это время прошло не зря.

Образование, которое дает наш факультет можно считать уникальным, в том плане, что редко где можно встретить такой широкий спектр дисциплин под руководством научной элиты. Конечно, не все пройденное было полезно, но это сугубо дело каждого. В любом случае от информации остался отпечаток.

Но дело даже не в предметах, не в том, что лучший ВУЗ страны, не в авторитете и рейтингах. МГУ учит быть самостоятельным. МГУ сбивает спесь с "умников" и подает руку помощи сознательным. Университет начинает сортировать с момента дополнительных вступительных испытаний и до самого последнего этапа обучения. Это то самое "бутылочное горлышко", которое отбирает самых приспособленных, самых стойких и уверенных. И это - ценно.

Ну а пока первый этап пройден, что же нас ждет - "море хранит молчанье". И из этого моря мы рано или поздно выйдем на сушу.

Чекин М.Р., выпускник 2017, каф. биологии почв

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Анастасия Дунаева, выпускница магистратуры 2019 кафедры физики почв

Кирилл Толстыгин, магистр кафедры физики почв

Анастасия:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Кафедру я выбрала в конце 2 курса, после того, как познакомилась с основными темами и работами направления. Меня привлекли работы по гидрофизике почв, которыми занималась Аминат Батальбиевна Умарова. Она подробно рассказала про деятельность кафедры, перспективы. Спектр научных исследований широк и всячески перекликается с различными научными направлениями (биология, химия, география, математическое моделирование). Также уделяется внимание и экологической функции почв (например, работы по городским почвам). За время обучения на кафедре удалось затронуть даже земельный кадастр и ландшафтный дизайн. На кафедре очень много практических занятий, а преподаватели стараются применять новые подходы к обучению и делать пары интересными. Например, мы чертили дренажную систему участка, писали рецензии к работам однокурсников, представляли проект сада. Мои бакалаврская и магистерская работы связаны с изучением влияния дорожной пыли на водно-физические свойства песка, торфа и пахотного горизонта. Эти субстраты очень важны, так как они используются как горизонты при создании почвенных конструкций в озеленении города. В рамках работы образцы смешивались с дорожной пылью, отобранной на улицах Москвы (Минская улица и Новорязанское шоссе). Я исследовала проведение и удержание влаги и доступность влаги образцами – строила кривые водоудерживания, сравнивала почвенные константы, изучала фракционный состав, рассматривала некоторые химические свойства. Также затронула вопрос пригодности таких субстратов для роста и развития растений. Благодаря научной работе и возможностям кафедры я освоила различные методы лабораторного исследования почв.

— Работали ли Вы во время учебы?

— На первом курсе магистратуры мне удалось попасть на программу Doing Business от ВШБ. Это специальная программа для естественников и технарей, где можно освоить менеджмент, маркетинг и предпринимательство, познакомиться с интересными и активными ребятами с разных факультетов МГУ. Отбор состоял из нескольких этапов (анкета, интервью, деловая игра), после чего меня ждал 1 год вечернего обучения и две проектные работы. В конце программы я попала на стажировку в российскую страховую компанию, где проработала 1,5 года в корпоративном проекте, в том числе весь 2 год магистратуры. Мне удавалось совмещать учёбу и стажировку, так как она была гибкой и позволяла уделить время для научной работы.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— Для того чтобы успешно устроиться на работу, нужно нарабатывать опыт и развивать разные скиллы уже будучи студентом. В этом помогают стажировки, проектные работы. Сейчас я работаю, но не по специальности факультета.

— Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

— Научная деятельность и работа не связаны.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Есть много навыков, полученных на факультете, которые пригождаются и на работе: многозадачность, коммуникация, самостоятельность, ответственность за результат, работа с информацией (поиск, цитирование, достоверность источников).

Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Самые яркие впечатления, конечно, от практик. Полевые, лабораторные и даже педпрактика. Одна из запомнившихся – это педпрактика. Благодаря ей после 1 курса магистратуры была возможность примерить на себя роль «препода», о чем я раньше даже и не задумывалась. Мы вели практику по общей экологии от кафедры физики и мелиорации почв у 2 курса. Нам была предоставлена возможность вести своё направление в рамках изучения физических, биологических и экологических свойств почв в самом центре Москвы – в Зарядье! Эта практика позволила посмотреть на сдачу зачётов и отчётов совершенно с другой стороны.

Совет от Насти:

— По итогам обучения в МГУ у меня накопилось много советов, которые хотелось бы передать студентам:

  1. Участвовать в жизни университета с первого курса – секции, студенческие организации, волонтёрства (это поможет завести новые знакомства, открыть для себя новые хобби, прокачать скиллы): важно не бояться менять сферу, изучать другие направления, общаться с людьми. Например, недавно с единомышленниками запустили медиацентр ДОБР в МГУ. Сфера для меня новая, но люди помогают разобраться во всем, и теперь я могу заниматься и медиа. Кстати, скоро у нас будет много интересных мероприятий, присоединяйтесь (https://vk.com/dobr_mediacentr).

2. Общаться с преподавателями, в том числе и о карьерных возможностях – так можно оценить весь спектр направлений и собрать базу контактов на будущее.

3. Начать получать опыт работы максимально на ранних курсах.

4. Как можно раньше понять, что такое инвестиции (в том числе в себя – знания, навыки, опыт), и какой отклик это даёт в будущем.

5. Действовать – начиная от вопросов на парах до реализации своих идей и проектов.

Кирилл:

— Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя.

— Основным критерием выбора кафедры были рекомендации от друзей со старших курсов. Ну и мне как-то в принципе показалось, что на физике почв занимаются чем-то интересным. Контакт с научным руководителем установил легко: написал на почту, а потом встретился ирл. Преподаватели же просто люди, и ничего не запрещает им написать. Как правило, все отвечают очень дружелюбно.

— Расскажите о своей дипломной работе.

— Моя дипломная работа посвящена исследованию преимущественных потоков воды, причинам их образования и моделированию нескольких типов условий, ведущих к их появлению. Работ по этой теме на русском мало, приходится переводить много статей. А для моделирования мы конструируем почвы в лаборатории и делаем кучу прикольных вещей в программах для компьютерного моделирования того, как может течь водичка.

— Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

— Честно говоря, интереснее всего учиться на первых 2-3 курсах. Потом спецы и обычные курсы становятся скучнее, на мой взгляд, и редко когда можно послушать действительно увлекательный курс. Увы, такова жизнь. По итогу за последние 3 года обучения самым интересным для меня курсом лекций был курс «история мировой культуры» :)

— Успеваете ли Вы работать?

— Работаю на полный день, ЦИАН, по специальности – занимаюсь всякими штуками по географии и моделированию, со второго курса магистратуры.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас (работа в лаборатории, педагогическая, работа в офисе, другое?)

— Для меня интересны те места работы, где можно получить крутой опыт, где тебя чему-нибудь научат, и где нормально платят.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее

— Пару раз ездил в Санкт-Петербург на Докучаевские чтения, участвовал в конференциях в Почвенном институте, принимал участие в локальных конкурсах на факультете.

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Пименов Олег, выпускник магистратуры 2020 кафедры химии почв

Хрульков Александр, выпускник магистратуры 2019 кафедры географии почв

Олег Пименов:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Моё обучение на кафедре было прекрасным, интересным и весьма творческим. С моим научруком, Ю.А. Завгородней, мы взялись за достаточно сложную тему, по которой практически отсутствуют отечественные работы, а зарубежные активно начали появляться не так давно. Всё это предоставляло широкий простор для активной деятельности любого рода. Поэтому мы успели поставить пару масштабных экспериментов, а также провести некоторый мониторинг содержания этих веществ в русле реки. Если вдруг кому-то будет интересно, то вещества эти - эфиры фталевой кислоты или просто "фталаты". Практическое значение работы тоже весьма существенно. Ибо фталаты включены в списки приоритетных загрязняющих веществ, поэтому мониторить их и бороться с ними надо. Можно еще рассказать много всего про сложности, особенности работы, но я думаю, что вы их узнаете сами, если встанете на дорожку изучения фталатов ;)

— Работали ли Вы во время учебы?

— Да, с лета после окончания бакалавриата и всю магистратуру я работал инженером в лаборатории.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— Когда я был бакалавром, мы с другом решили еще закончить факультет педагогического образования МГУ. Поэтому в настоящий момент я пробую реализовать себя на этой стезе и работаю учителем в школе по естественнонаучному профилю.

— Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

— Моя научная деятельность непосредственно не связана с нынешней работой. Но вина за это не на факультете, а на моей ищущей натуре.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Умение искать и находить информацию. А также умение не переживать слишком сильно и видеть прекрасное в обыденном.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Зоналка. Многолетние дубы и сосны. Песчаная почва. Ливень. На небольшой прогалинке стоят два столбика, меж которыми натянута волейбольная сетка. Солнце, пробираясь сквозь верхушки деревьев щекочет нам носы. Мокрые от дождя и пота играем в волейбол уже второй час. Скоро ужин, костер и звезды.

Совет студентам:

— Если хотите, что-то сделать - просто берите и делайте. Не бойтесь. Если вы действительно хотите - найдете способ.
МГУ - это то место, где сходится огромное количество интересных людей. Здесь вы скорее всего найдете друзей, любовь, может даже работу. Общайтесь! Дружите! Будьте открыты новому! МГУ многое дает.
Имейте, пожалуйста, смелость это взять!
И, да: Carpe diem.

 

Александр Хрульков:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Для студентов-экологов кафедра географии почв предлагает программу обучения «Экологический менеджмент и экобезопасность». В рамках этой программы большое внимание уделяется основам экологической практики: экологический мониторинг, экологический менеджмент, экологические риски, безопасность на производстве, ОВОС и немножко проектирования. Фишка кафедры – ГИС технологии. Обожаю ГИСы. С их помощью можно картировать почти любую информацию. Фитоценозы? Пожалуйста! Речные бассейны? Легко! Загрязнение почв? Да ради Бога!
Моя научная работа строилась на желании подробно изучить биогеохимические процессы на побережье залива Благополучия, что на Новой Земле. Почему там? Потому что я участвовал в арктической экспедиции вместе с учёными-океанологами и хотел использовать эту возможность, чтобы пролить свет на малоизученный уголок нашей планеты. Не могу сказать, что мне это удалось на сто процентов, но свой урок я всё-таки извлёк.

— Работали ли Вы во время учебы?

В бакалавриате свободного времени было мало, поэтому поработать удавалось нечасто. Только на 4 курсе у меня получилось немного поработать курьером. В магистратуре учебный график стал заметно свободнее, появилось больше времени на подработку. Тогда я усиленно курьерствовал, а также имел честь участвовать в 72 рейсе научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», организованном институтом океанологии им. П.П. Ширшова, в качестве инженера-исследователя.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— В данный момент работаю инженером-экологом в ООО «Газпром проектирование». Занимаюсь инженерно-экологическими изысканиями. Проблемы с трудоустройством были. При отклике на вакансии компании отклоняли моё резюме, поскольку у меня отсутствовал релевантный опыт работы. Решение нашлось там, где его не ждали. Вконтакте. В паблике географического факультета наткнулся на вакансию, которую выложил их выпускник. Откликнулся, сходил на собеседование, получил работу.
Мораль: не сидите только на хедхантере, используйте все доступные ресурсы.

— Связана ли Ваша научная деятельность в университете с работой?

— Косвенно. Моей дипломной работой было исследование экологической обстановки в определенном районе. Сейчас, по сути, я занимаюсь тем же. Но уже для целей строительства. Нужно осмотреть участок изысканий, заложить и описать почвенные разрезы, отобрать образцы почв, поверхностных и подземных вод, донных отложений, определить видовой состав животных и растений, специальными приборами измерить уровень шума, электромагнитного излучения, радиации. После того как независимая лаборатория проведёт анализ проб, полученную информацию необходимо перевести на человеческий язык и изложить в отчёте.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Упорство, умение искать информацию, анализировать и систематизировать её, грамотно излагать свои мысли. Это как раз те качества, которые можно воспитать в себе за годы учёбы в университете. МГУ – настоящий кладезь soft skills.

— Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Помимо традиционных костров на практиках и весёлых посиделок с друзьями в общаге, поделюсь с вами самым тёплым воспоминанием этой поры. Был первый курс бакалавриата. Летняя практика в Чашниково. Лето тогда выдалось очень дождливым. Дождь мог идти целый день и закончиться только к вечеру. Подходила к концу вторая четверть практики – геологическая. Мы уже сделали все закопушки, проанализировали все образцы. Оставалось только сделать геологические профили и подготовить отчёт. В те дни вдарил жуткий дубак. Согреться помогали тёплая одежда, горячий чай и обогреватель, который наш преподаватель каждый день приносила к нам в камералку из своей комнаты.
И вот, сидим мы всей бригадой, камералим. За окном ливень, мы укутаны в куртки, поверх – теплые одеяла. На всех разлит чаёк, на столе вперемешку лежат бумага, цветные карандаши и печеньки. Мы советуемся друг с другом, перекидываемся канцтоварами, шутим, работаем, смеёмся, мечтаем. Нам так тепло. И так хорошо. А впереди целых три года, полных неизведанного, и оттого всё более желанного. А может и все пять!

Совет студентам:

— Помните: если вы выпустились из МГУ – вы можете всё. Вы как никто другой знаете, что у любой проблемы есть решение. И если приложить мозги и достаточное количество усилий, то можно добиться успеха в любой сфере, независимо от вашего образования. В университете есть всё, что нужно для вашего развития. Не зацикливайтесь на своей специальности. Пробуйте всё, что вам интересно, ищите возможности и используйте их. Ставьте цели и достигайте их. И, конечно же, не забывайте отдыхать. Студенческий отдых совершенно особенный. Такое нельзя упускать)

О своей профессиональной жизни за стенами факультета и преимуществах выпускников естественно-научных специальностей рассказывает Анастасия Тыниссон. Настя закончила кафедру физики и мелиорации почв в 2022 году под научным руководством Марины Александровны Бутылкиной.

«После получения диплома магистратуры я поступила на PhD в Тартуский университет. Меня приняли в большой ERC грант, посвященный экологии растений и адаптации растительных сообществ под изменяющиеся условия среды на пастбищах и заброшенных угодиях. Наш проект затрагивает угодья на территориях Эстонии, Швеции, Австрии, Англии и Нидерландов. На данном этапе я занимаюсь тремя экспериментами, в задачи которых входят анализы микробных сообществ, микоризы, почв и растений, а также постановка опытов. Суммарно мы выращиваем больше двух тысяч различных генотипов одного вида. В нашей команде работают ученые из разных стран мира с совершенно разными специализациями от химии до физики почв, что помогает нам расширить границы исследования и придумывать что-то новое.

На данный момент я занимаюсь экологией растений, но это включает в себя все, что можно только представить: химия, минералогия, физиология растений, эволюция, физика почв, биология почв, микология и многое другое. Например, недавно мы измеряли фотосинтез и дыхание растений.

На самом деле, я бы сказала, что все знания, полученные на факультете, позволили мне реализовать себя как профессионала. Каждый кусочек из каждого предмета в итоге помогает сложить свое видение о каком-то вопросе и выступать экспертом в той или иной сфере. Пожалуй, самое основное, что можно выделить, это вопросы о функционировании почв, о процессах внутри и о том, как они влияют на растения.

Главное преимущество естественно-научных специальностей – это творчество. Любой эксперимент в естественно-научных специальностях начинается с неожиданного вопроса и поиска путей ответа на него. И эти пути могут быть совершенно разные, все зависит от объема знаний и способности их применить.

А сегодняшним студентам факультета мне бы хотелось сказать: «Если вам кажется, что вы созданы для науки, то вам не кажется». Я бы пожелала проявляться, участвовать в конференциях, искать новые методы и больше общаться с научными кругами, чтобы приобрести не только полезные знакомства, но и обмениваться идеями и вдохновением. Самое главное пожелание – не бояться спрашивать как можно больше и чаще у старших или более опытных коллег.

Совет абитуриентам от Анастасии:

«Слушать себя и свое сердце. Если абитуриент чувствует, что не может жить без природы, любит создавать и задается вопросами о том, как устроен мир с точки зрения биологии, то ему точно к нам».

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Карманов Виктор, магистр 2 года кафедры географии почв

Захарова Надежда, выпускница 2017 года кафедры биологии почв. В 2019 закончила международную магистерскую программу Полярные и Морские исследования (ПОМОР) в СПбГУ и Гамбургском университете. Сейчас работает в Арктическом и Антарктическом Научно-исследовательском Институте (ААНИИ) в русско-германской лаборатории им. О.Ю. Шмидта (ОШЛ). С 2020 года аспирант биофака СПбГУ.

— В скольких экспедициях Вы принимали участие?

Виктор: Я участвовал в трех экспедициях НИС "Академик Мстислав Келдыш" в Арктику.

Надежда: Я принимала участие в трех арктических экспедициях: одна была маленькая на суше в Хибинах, а две – морские.

— Расскажите о месте прохождения экспедиции, укажите дату и цели.

Виктор: Экспедиции проходили по Арктическим морям: Баренцево, Карское и море Лаптевых. Мой первый рейс был "АМК 72" 2018 года с 15 августа по 24 сентября, второй мой рейс "АМК 76" в 2019 году в Карское море с 1 июля по 6 августа, третий мой рейс "АМК 81" 2020 года с 25 августа по 25 сентября. По программе комплексных экологических исследований Российской Арктики.

Надежда: Впервые в морской арктической экспедиции я была в 2018 году с августа по сентябрь (45 дней в море), на судне Академик Трешников. Экспедиция была в Баренцевом, Карском, Лаптевых морях, и северо-западе Восточно-сибирского моря. Это была международная экспедиция, но на русском судне. На судне выполняли работы несколько экспедиционных групп: CATS (The Changing Arctic Transpolar System) - немецко-русская группа, занималась изучением арктической трансполярной системы в условиях изменения климата; NABOS (Nansen and Amundsen Basins Observational System) - американская группа от университета Аляски Фейрбенкс, занималась океанологическими наблюдениями в бассейнах Нансена и Амундсена (UAF); T-ICE - изучали изменение льда.
Вторая экспедиция была в 2019 году в ноябре, на американском судне Sikuliaq. Экспедиция проходила на Аляске, в морях Берингова, Чукотском, Бофорта. На судне работали вместе 2 экспедиционные группы: GO-WEST - европейцы+американцы, изучали распространение полярной трески и зоопланктона. Полностью биологическая группа; CODA - физики-океанологи, изучали волны.
P.s. 9 октября вышло видео про эту экспедицию. Всего будет 4 или 5 частей. Смотрите: Nadya Psihodelika)

— Поделитесь своими впечатлениями, что для Вас значит экспедиция.

Виктор: Экспедиция в моем понимании - это далеко от дома, суровые условия, поиски нетронутых мест, открытия, завораживающие воображение виды. Мои впечатления... Стоит повторить снова и снова! Шикарная компания ученых от млада до стара.

Надежда: Экспедиция - это бесконечная романтика, заряд энергии от прекрасной природы, интересная работа и всегда неожиданные открытия о мире, людях и себе.

— Расскажите о Вашей роли в экспедиции, что Вы исследовали.

Виктор: Я лично был в отряде зоопланктона. Отбирал пробы сетями джедди и конусом, глубоководные пробы мультинетом. Проводил измерения углерода в различных пробах на приборе toc шиматсу. Работал с различным судовым оборудованием. На Новой Земле с отрядом геологов отбирал пробы почв.

Надежда: В первой экспедиции я была студентом на судне и работала со всеми, училась всему. В основном, я работала в группе биологов. Отбирали зоопланктон, фитопланктон и делали попутные измерения первичной продуктивности. Во второй экспедиции я тоже была в биологической группе. Помогала со сбором и обработкой зоопланктонных и фитопланктонных проб.

— Как Вы попали в экспедицию (с преподавателем факультета, с другой организацией), кто был инициатором? Нужно ли было готовиться?

Виктор: Пришел в ИО [Институт океанологии] РАН и захотел. Меня взяли посмотреть эту кухню и заверили, что понравится, и это действительно так! Руководитель, начальник, инициатор - акад. Флинт М. В. и многие другие. Готовиться естественно нужно!

Надежда: В первую экспедицию нас пригласили как студентов (всего 4 человека) руководители магистерской программы (ПОМОР). Вторая экспедиция - по приглашению моего немецкого научного руководителя, с которым я писала свою магистерскую диссертацию. Готовиться всегда надо. К первой экспедиции я готовилась в лабе, отрабатывала некоторые методы лабораторные. И еще мы помогали упаковывать оборудование. Ко второй я готовилась только сборами, получением визы, и морально.

— Трудности и плюсы, на Ваш взгляд, отправления в экспедицию.

Виктор: Напишу трудности, но я их считаю и плюсом опять же! - много тяжелого оборудования и вещей нужно грузить в фуры и потом в порту разгружать и грузить на борт.

Надежда: Экспедиция в море - это очень много непредсказуемых ситуаций, на которые надо быть готовым быстро реагировать. Нагрузка может быть достаточно высокая за счет того, что станции могут идти друг за другом и работы будет много подряд. Иногда приходится работать сутками, или работать ночью, или вставать рано или посреди ночи. Это не то чтобы трудность, просто надо быть к этому готовым. А еще надо быть готовым к качке и морской болезни. Морская болезнь вышибает тебя из рабочего процесса, потому что ты совсем ничего не можешь делать. Но все эти «трудности» компенсируются прекрасным бирюзовым цветом моря, добрыми людьми вокруг и приключениями.

— Результат экспедиции (написание дипломной работы по проведенным исследованиям/статья/грант).

Виктор: Диплом в бакалавриате и магистратуре, статьи и гранты.

Надежда: Мы до сих пор обрабатываем пробы, отобранные в 2018 году, анализируем информацию. Надеюсь, по окончании будет статья и не одна.

— С какой целью Вы бы посоветовали отправляться в экспедиции?

Виктор: 1 - опыт (этим всё сказано),
2 - компания, знакомства в научных кругах,
3 - материал для диплома/статьи и пр. и т.п.,
4 - пейзажи, виды, животные.

Надежда: В любую экспедицию, независимо от того море это или суша, стоит отправиться всем, кто любит поле. Полевые работы всегда дают перезагрузку мозга, отдых от лаборатории, заряд и новые впечатления о настоящем мире, в котором мы живем.

Фото: В. Карманов

Уникальная летняя полевая практика почвоведов и экологов в фотографиях Г.П. Глазунова на его персональном сайте.

Что же такое Зоналка? Это практика, наглядно иллюстрирующая работу В.В. Докучаева «К учению о зонах природы». Студенты в течение трех недель путешествуют по России от Москвы до Волгограда, совершая остановки в зоне широколиственных лесов, лесо-степной и степной зонах и изучая изменения, происходящие с растительным и почвенным покровом. Это жизнь в палатках, еда из полевой кухни, гербарии и почвенные разрезы, костер, гитара и незабываемые впечатления.

Может ли почвовед помочь создать здоровую атмосферу на международной космической станции? Об этом рассказывает Александра Дымова, выпускница 2011 года.

Александра закончила кафедру биологии почв под руководством Марата Мутагаровича Умарова, и ее научные интересы во время обучения на факультете были связаны с изучением микробиологических комплексов муравейников и особенностями трансформации азота в гнездах почвообитающих муравьев.

«Я всегда грезила космосом. С детства в любой поездке, да и до сих пор, обязательные пункты для посещения — это планетарии и обсерватории. Поэтому упустить возможность совместить два своих любимых направления, а именно микробиологию и космос, я не могла!

В последний год обучения я уже начала работать в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН). Работа там дала мне большой опыт, как в профессиональной сфере, так и в понимании того, чем конкретно я хочу заниматься. Так я начала свой путь в Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН). Попасть туда было трудно, я прошла собеседование у своего теперь уже начальника отдела и директора института.

Сейчас я работаю старшим научным сотрудником в «Лаборатории микробиологии среды обитания и противомикробной защиты». Основной моей работой является мониторинг среды обитания Российского сегмента Международной космической станции.

Поскольку МКС — это замкнутые герметичные объемы, очень важно отслеживать состояние среды внутри станции. Регулярно перед каждым спуском на Землю, космонавты проводят отборы проб с внутренних поверхностей и конструкционных материалов, а также отбирают пробы воздуха. Получив данные пробы, мы незамедлительно делаем посевы и идентифицируем полученные микроорганизмы. Для МКС существует свои нормативные правила, обозначающие верхние предельные значения уровня обсемененности (заражения) микроорганизмами и в случае их превышения, мы посылаем на борт радиограмму с просьбой обработать данные зоны специальным дезинфицирующим средством. Кроме основного мониторинга, я участвую и в других интересных проектах, а также провожу дополнительные исследования полетных штаммов, ведь их изучение имеет большое значение для построения баз на других объектах Солнечной системы и для дальних космических полетов.

Помимо общения с космонавтами через центр управления полетами, мы регулярно встречаемся с ними после каждого полета, и каждый специалист в своей сфере обсуждает различные нюансы и перспективы на будущее.

Также в рамках общекосмической подготовки кандидатов в космонавты-испытатели мы проводим обзорную лекцию по нашей работе, и мне выпала честь выступить перед последним набором кандидатов в космонавты-испытатели 2020 года и поделиться своими знаниями.

Несмотря на то, что моя работа сейчас не связана с темой, которой я занималась на факультете, я продолжаю развивать это направление, внедряя в свои исследования более современные методы. Я начинаю связывать почвенные исследования и с космическими экспериментами, так как исследование почв очень важно, например, для будущих космических оранжерей.

В течение последнего года мы с Натальей Викторовной Костиной и Михаилом Владимировичем Горленко успешно применяем методику мультисубстратного тестирования к полетным штаммам, в ближайшее время я надеюсь на выход уже полноценных публикаций на эту тему.

Я с теплотой вспоминаю всех своих преподавателей, особенно мою кафедру - биологии почв, и я очень рада, что до сих пор мы продолжаем тесное сотрудничество.

Всем тем, кто раздумывает над выбором факультета я хочу пожелать, в первую очередь, никогда не сомневаться в себе и в своих силах! Наш факультет дает настолько полноценное и разностороннее естественно-научное образование, что после окончания учебы вы будете востребованы и сможете работать во множестве отраслей, как сделали я и мои однокурсники.

Могла ли я, поступая на наш чудесный факультет и придя на любимую кафедру биологии почв, мечтать о том, что я смогу стать космическим микробиологом, который прикасается к чему-то поистине неземному? Думаю, ответ перед вами!».

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете