Отзывы студентов и выпускников

Сегодня перед сотнями тысяч вчерашних школьников встает вопрос: куда идти учиться дальше? Кто-то уже давно знает ответ, а кто-то до сих пор выбирает и сомневается.

Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета.

Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников.

Содержание раздела: про что хотите почитать?

  • Про обучение на факультете в целом: 
  • Специальности и научные исследования:
  • Аспирантура и стажировки:
  • Экспедиции и практики:
  • Трудоустройство:
  • Или просто обновите страницу и читайте в случайном порядке!

Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Анастасия Дунаева, выпускница магистратуры 2019 кафедры физики почв

Кирилл Толстыгин, магистр кафедры физики почв

Анастасия:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Кафедру я выбрала в конце 2 курса, после того, как познакомилась с основными темами и работами направления. Меня привлекли работы по гидрофизике почв, которыми занималась Аминат Батальбиевна Умарова. Она подробно рассказала про деятельность кафедры, перспективы. Спектр научных исследований широк и всячески перекликается с различными научными направлениями (биология, химия, география, математическое моделирование). Также уделяется внимание и экологической функции почв (например, работы по городским почвам). За время обучения на кафедре удалось затронуть даже земельный кадастр и ландшафтный дизайн. На кафедре очень много практических занятий, а преподаватели стараются применять новые подходы к обучению и делать пары интересными. Например, мы чертили дренажную систему участка, писали рецензии к работам однокурсников, представляли проект сада. Мои бакалаврская и магистерская работы связаны с изучением влияния дорожной пыли на водно-физические свойства песка, торфа и пахотного горизонта. Эти субстраты очень важны, так как они используются как горизонты при создании почвенных конструкций в озеленении города. В рамках работы образцы смешивались с дорожной пылью, отобранной на улицах Москвы (Минская улица и Новорязанское шоссе). Я исследовала проведение и удержание влаги и доступность влаги образцами – строила кривые водоудерживания, сравнивала почвенные константы, изучала фракционный состав, рассматривала некоторые химические свойства. Также затронула вопрос пригодности таких субстратов для роста и развития растений. Благодаря научной работе и возможностям кафедры я освоила различные методы лабораторного исследования почв.

— Работали ли Вы во время учебы?

— На первом курсе магистратуры мне удалось попасть на программу Doing Business от ВШБ. Это специальная программа для естественников и технарей, где можно освоить менеджмент, маркетинг и предпринимательство, познакомиться с интересными и активными ребятами с разных факультетов МГУ. Отбор состоял из нескольких этапов (анкета, интервью, деловая игра), после чего меня ждал 1 год вечернего обучения и две проектные работы. В конце программы я попала на стажировку в российскую страховую компанию, где проработала 1,5 года в корпоративном проекте, в том числе весь 2 год магистратуры. Мне удавалось совмещать учёбу и стажировку, так как она была гибкой и позволяла уделить время для научной работы.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— Для того чтобы успешно устроиться на работу, нужно нарабатывать опыт и развивать разные скиллы уже будучи студентом. В этом помогают стажировки, проектные работы. Сейчас я работаю, но не по специальности факультета.

— Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

— Научная деятельность и работа не связаны.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Есть много навыков, полученных на факультете, которые пригождаются и на работе: многозадачность, коммуникация, самостоятельность, ответственность за результат, работа с информацией (поиск, цитирование, достоверность источников).

Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Самые яркие впечатления, конечно, от практик. Полевые, лабораторные и даже педпрактика. Одна из запомнившихся – это педпрактика. Благодаря ей после 1 курса магистратуры была возможность примерить на себя роль «препода», о чем я раньше даже и не задумывалась. Мы вели практику по общей экологии от кафедры физики и мелиорации почв у 2 курса. Нам была предоставлена возможность вести своё направление в рамках изучения физических, биологических и экологических свойств почв в самом центре Москвы – в Зарядье! Эта практика позволила посмотреть на сдачу зачётов и отчётов совершенно с другой стороны.

Совет от Насти:

— По итогам обучения в МГУ у меня накопилось много советов, которые хотелось бы передать студентам:

  1. Участвовать в жизни университета с первого курса – секции, студенческие организации, волонтёрства (это поможет завести новые знакомства, открыть для себя новые хобби, прокачать скиллы): важно не бояться менять сферу, изучать другие направления, общаться с людьми. Например, недавно с единомышленниками запустили медиацентр ДОБР в МГУ. Сфера для меня новая, но люди помогают разобраться во всем, и теперь я могу заниматься и медиа. Кстати, скоро у нас будет много интересных мероприятий, присоединяйтесь (https://vk.com/dobr_mediacentr).

2. Общаться с преподавателями, в том числе и о карьерных возможностях – так можно оценить весь спектр направлений и собрать базу контактов на будущее.

3. Начать получать опыт работы максимально на ранних курсах.

4. Как можно раньше понять, что такое инвестиции (в том числе в себя – знания, навыки, опыт), и какой отклик это даёт в будущем.

5. Действовать – начиная от вопросов на парах до реализации своих идей и проектов.

Кирилл:

— Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя.

— Основным критерием выбора кафедры были рекомендации от друзей со старших курсов. Ну и мне как-то в принципе показалось, что на физике почв занимаются чем-то интересным. Контакт с научным руководителем установил легко: написал на почту, а потом встретился ирл. Преподаватели же просто люди, и ничего не запрещает им написать. Как правило, все отвечают очень дружелюбно.

— Расскажите о своей дипломной работе.

— Моя дипломная работа посвящена исследованию преимущественных потоков воды, причинам их образования и моделированию нескольких типов условий, ведущих к их появлению. Работ по этой теме на русском мало, приходится переводить много статей. А для моделирования мы конструируем почвы в лаборатории и делаем кучу прикольных вещей в программах для компьютерного моделирования того, как может течь водичка.

— Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

— Честно говоря, интереснее всего учиться на первых 2-3 курсах. Потом спецы и обычные курсы становятся скучнее, на мой взгляд, и редко когда можно послушать действительно увлекательный курс. Увы, такова жизнь. По итогу за последние 3 года обучения самым интересным для меня курсом лекций был курс «история мировой культуры» :)

— Успеваете ли Вы работать?

— Работаю на полный день, ЦИАН, по специальности – занимаюсь всякими штуками по географии и моделированию, со второго курса магистратуры.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас (работа в лаборатории, педагогическая, работа в офисе, другое?)

— Для меня интересны те места работы, где можно получить крутой опыт, где тебя чему-нибудь научат, и где нормально платят.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее

— Пару раз ездил в Санкт-Петербург на Докучаевские чтения, участвовал в конференциях в Почвенном институте, принимал участие в локальных конкурсах на факультете.

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На наши вопросы отвечала:

Ольга Манакова, студентка второго курса магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра географии почв.

1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Полевые практики — одна из самых важных и неотъемлемая часть факультета. Как такая наука, как почвоведение, которая относится к естественным, может обойтись без выездов на природу? Без изучения полей и лесов? Даже в городе, для того, чтобы понять устройство почв парков и скверов, почв под асфальтовым покрытием, необходимо иметь навыки работы и морфологического описания разрезов.
 
Хочу отметить, что мои личные навыки работы в поле пригодились мне на одной из подработок в институте географии РАН.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
Для меня самым интересным на факультете было научиться видеть в почве то, что скрыто для обывателя. Просто держа в руках образцы почв, можно увидеть их происхождение, состояние, и многое другое. Так же было интересно научиться работать в современных программах, как по статистике, так и по картографии. Совершенствуя свои навыки сначала делая «руками», а затем при помощи программ, намного глубже понимаешь суть предмета.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
Сложно выбрать одного человека, которого я могла бы назвать лучшим! На мой взгляд лучший — это тот, кто вдохновляет.
Мой первый преподаватель на семинарах по почвоведению — Галина Владимировна Стома. Этот человек научил меня мыслить, как почвовед. Находить закономерности, выделять главное и отбрасывать лишнее. Конечно, именно она заинтересовала меня предметом почвенной науки!
 
Прокофьева Татьяна Вадимовна — преподаватель в зональной практике по почвоведению. По-настоящему профессионал своего дела! Да, приходилось многое запоминать и вникать, но это было увлекательно и интересно.
 
Мешалкина Юлия Львовна — один из самых удивительных преподавателей. Я не ожидала увидеть столько увлеченности своим делом в этом человеке. Работа в современных программах, сложная статистика простым языком — это всё она. Благодаря Юлии Львовне я стала востребованным специалистом в области не только почвоведения, но и картографии и работы с большими данными (big data science).
 
Могу перечислять и дальше, но просили всего пару слов ?
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я обучаюсь на кафедре географии почв, но как мне кажется, каждый найдёт тут что-то интересное для себя.
 
Если вы увлекаетесь биологией — на кафедре есть направление, занимающееся биоиндикацией и биодиагностикой почв. Различные обитатели почв, от простейших до млекопитающих — удивительная микро- мезо- и мегафауна почвенного покрова.
 
Достаточно сложное, но по-научному увлекательное направление — палепочвоведение. Доисторические эпохи, археологические находки и многое другое — а как это связано между собой? Как распутать этот сложный клубок процессов в почве от отложения породы до настоящего времени?
 
А если вы всегда мечтали путешествовать? Изучение почвенного покрова мира открывает возможность обучения в других странах, совместного сотрудничества и стажировок в иностранных университетах.
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Полевые практики — самое запоминающееся событие не только в университетской, но и во всей жизни. преодоление трудностей бок о бок с однокурсниками и преподавателями, работа с почвами «в живую» и неописуемые красоты подмосковья и различных областей городов России.
 
6. Ваше пожелание абитуриентам.
 
Как бы парадоксально это ни звучало, но лучше не идти на этот факультет, если у вас нет естественно-научного желания познавать природу вокруг себя. Особенно, если вы «не любите почвы», тогда обучение не принесёт вам ничего, кроме усталости и страданий.
 
Но если вы хотите обучаться на полевом факультете, ознакомились с программой почвенного направления и чувствуете, что вам может это понравиться и пригодиться — смело поступайте к нам, и студенческое время принесёт вам радость и успехи в будущей работе!

Обучение на факультете - сказка, если это действительно призвание всей твоей жизни, и ты с детства бегал за жуками, пытался сажать лимоны и рисовал карты сокровищ. Нас учили всему! И почти все, что дал мне факультет, я уже успела использовать в своей жизни. Для примера, в рамках курса геодезии на практике первого курса нас учили пользоваться теодолитами, и следующим же летом мне предоставилась возможность продемонстрировать эти навыки на даче при строительстве дома. Все были в восторге и приятном шоке! А я была горда собой и в очередной раз осознала, что вот оно - то самое, что мне интересно, и оттого у меня все получается.

А кроме знаний факультет дает широчайший кругозор. Ну когда еще в жизни проведешь месяц в палатках и доедешь до Волгограда, заехав на соленое озеро Баскунчак!? Зоналка - лучшее воспоминание студенческой поры. Помимо воспоминаний и знаний на факультете люди обычно заводят хороших друзей на всю свою жизнь. Во-первых, потому что у вас схожие интересы, а во-вторых, потому что выездные практики очень здорово сближают тебя со своими однокурсниками.

Четыре года пролетели как один день, и вот уже мы все в преддипломных хлопотах и мечтах о будущем. Летом откроются двери факультета для того, чтобы выпустить нас в большой мир, полный возможностей, а кому-то факультет даст немного погулять, а в сентябре снова будет ждать в гости.

Преподаватели и однокурсники стали второй семьей, а здание факультета - вторым домом, и все это останется с нами навсегда! Не хватит слов, чтобы описать свою благодарность и оказать почтение всем, кто является частью факультета почвоведения! В моем сердце останется каждый преподаватель, потому что благодаря им всем мы стали взрослее, умнее, внимательнее и добрее.

На этом все, желаю счастья и удачи всем, кто прочитал мой рассказ. Будущим студентам желаю сделать правильный выбор, успешно сдать экзамены и поступить на факультет своей мечты. Мы смогли - и вы тоже сможете!

Ульянова А., выпускница 2016 года, кафедра общего почвоведения, направление почвоведение

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Сломинская Екатерина, студентка 1 курса магистратуры кафедры радиоэкологии и экотоксикологии (слева)

Кочеткова Василиса, студентка 2 курса магистратуры кафедры химии почв (справа)
 

— Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя.

Екатерина: Ходила на дни открытых дверей на 2 курсе. Но все же самую полезную рекомендацию по кафедре и научному руководителю лучше получить от старшекурсников, которые расскажут, как работа идет «изнутри», а также от преподавателей лично. Ну и на сайте можно посмотреть всю программу.

Василиса: Я не слишком задумывалась о том, на какую кафедру поступать, кажется, даже не ходила на другие кафедры и не подавала заявлений, кроме как на химию. Я никогда не любила химию, но курс химического анализа почв мне очень понравился, в основном, благодаря Елене Александровне Тимофеевой. Поэтому, когда она предложила мне подать заявления на кафедру, я решила попытаться поступить, и у меня получилось.

— Расскажите о своей дипломной работе.

Екатерина: У меня достаточно интересная научная деятельность. Связана она с главным элементом чернобыльских выпадений - цезием-137. Научную работу и опыты я провожу на химическом факультете, на кафедре радиохимии. Работаю в закрытой лаборатории, доступ к которой получаешь после выдачи личного дозиметра и пропуска, так как в помещении повышен радиационный фон. Ну и к тому же взаимодействие с радионуклидами необходимо строго контролировать. Работа очень увлекательная, но в то же время достаточно опасная и требует четкого соблюдения правил безопасности.

Василиса: После бакалавриата я решила сменить тему работы, было несколько вариантов, но мы остановились на ОСВ [осадок сточных вод], поскольку, мне хотелось работу, которая имеет определенный практический выхлоп. Помимо этого, важно было не замыкаться на каком-то одном (двух, трех) методах анализа почв, хотелось расширить количество отработанных методов. К этой работе мне пришлось перечитать очень много нормативных документов и методик, научиться пользоваться базами технической документации и прочее. Этот опыт потом оказался очень полезен в работе.

— Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

Екатерина: Я искренне люблю свою кафедру и всех преподавателей на ней. Очень приятный и отзывчивый коллектив. Студентов на кафедре любят, всегда есть возможность обратиться за помощью и ее с удовольствием окажут по любому вопросу. Если вас интересует радиация, ее влияние на окружающую среду и человека - вам точно на радийку :)

Василиса: Мне нравится учиться на кафедре Химии Почв несмотря на то, что многие вещи мне даются с трудом. Думаю, учиться на этой кафедре не только для меня бывает сложно, поскольку спецкурсы очень разнообразны, а материал дается обширный и непростой для понимания. Однако, очень многое из того, что нам рассказывали, в итоге нашло применение.

— Успеваете ли Вы работать?

Екатерина: В конце 4 курса были попытки работать, но надвигающийся диплом и госы вынудили пока эту затею оставить. Тут стоит выбор - либо работа, либо учеба. Возможность, конечно, есть, но что-то точно будет страдать. Оптимальный вариант работа на part-time. Работала в компании, которая консультирует государственный орган по вопросам экологии и ведет обширную просветительскую экодеятельность. Так же на 3 курсе проходила практику в Росприроднадзоре. Ну что могу сказать – кому-то такая работа по душе, тут все индивидуально.

Василиса: Я работаю в Национальном медицинском институте реабилитации и курортологии в лаборатории анализа лечебных грязей с 1-го курса магистратуры. Совмещать не всегда просто, особенно, когда обучение было в очном режиме. Сейчас немного проще.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Екатерина: Мне нравится работать в лаборатории, есть в этом что-то атмосферное. Самое главное - правильно подобрать научного руководителя, который будет не только контролировать процесс, но и обучать по ходу деятельности.

Василиса: Мне интересно работать в лаборатории, проводить анализы, хотя последнее время, я очень интересуюсь и темой организации лабораторий, какие есть требования, как должны лаборатории работать. Это именно то, чего, на мой взгляд, очень мало дают на кафедре и что важно знать, если хочешь заниматься не только наукой как таковой.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее.

Екатерина: На 3 курсе участвовала в конференции Ломоносов 2019 и заняла призовое место. На свой страх и риск решили участвовать на химическом факультете. Было немного страшно, так как я была самая «маленькая», да и вообще экологи раньше никогда не выступали на этой секции. Коллеги с химфака очень приятно приняли :) На 4 курсе активно участвовала в кейс-чемпионатах и хакатонах. Но это на любителя, зато отлично прокачивает мозг по темам, в которых ты еще недостаточно силен. Также был стендовый доклад в Праге, конференция в Обнинске.

Василиса: Я не очень люблю публичные выступления, поэтому редко докладываюсь на конференциях. Участвовала в Докучаевских чтениях два раза, подавалась в этом году на Ломоносов.

Совет от Екатерины: Наверное, главный совет - выбрать правильного научного руководителя. И озадачиться этим на 1 курсе. Не бояться ходить на кафедры и знакомиться с научной деятельностью преподавателей, смотреть и выбирать, что ближе) Не стоит стесняться и бояться, на факультете работают отзывчивые люди, которые всегда расскажут, подскажут и направят по нужному руслу.

Совет от Василисы: Развиваться, учиться и не бояться нового.

Может ли почвовед помочь создать здоровую атмосферу на международной космической станции? Об этом рассказывает Александра Дымова, выпускница 2011 года.

Александра закончила кафедру биологии почв под руководством Марата Мутагаровича Умарова, и ее научные интересы во время обучения на факультете были связаны с изучением микробиологических комплексов муравейников и особенностями трансформации азота в гнездах почвообитающих муравьев.

«Я всегда грезила космосом. С детства в любой поездке, да и до сих пор, обязательные пункты для посещения — это планетарии и обсерватории. Поэтому упустить возможность совместить два своих любимых направления, а именно микробиологию и космос, я не могла!

В последний год обучения я уже начала работать в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН). Работа там дала мне большой опыт, как в профессиональной сфере, так и в понимании того, чем конкретно я хочу заниматься. Так я начала свой путь в Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН). Попасть туда было трудно, я прошла собеседование у своего теперь уже начальника отдела и директора института.

Сейчас я работаю старшим научным сотрудником в «Лаборатории микробиологии среды обитания и противомикробной защиты». Основной моей работой является мониторинг среды обитания Российского сегмента Международной космической станции.

Поскольку МКС — это замкнутые герметичные объемы, очень важно отслеживать состояние среды внутри станции. Регулярно перед каждым спуском на Землю, космонавты проводят отборы проб с внутренних поверхностей и конструкционных материалов, а также отбирают пробы воздуха. Получив данные пробы, мы незамедлительно делаем посевы и идентифицируем полученные микроорганизмы. Для МКС существует свои нормативные правила, обозначающие верхние предельные значения уровня обсемененности (заражения) микроорганизмами и в случае их превышения, мы посылаем на борт радиограмму с просьбой обработать данные зоны специальным дезинфицирующим средством. Кроме основного мониторинга, я участвую и в других интересных проектах, а также провожу дополнительные исследования полетных штаммов, ведь их изучение имеет большое значение для построения баз на других объектах Солнечной системы и для дальних космических полетов.

Помимо общения с космонавтами через центр управления полетами, мы регулярно встречаемся с ними после каждого полета, и каждый специалист в своей сфере обсуждает различные нюансы и перспективы на будущее.

Также в рамках общекосмической подготовки кандидатов в космонавты-испытатели мы проводим обзорную лекцию по нашей работе, и мне выпала честь выступить перед последним набором кандидатов в космонавты-испытатели 2020 года и поделиться своими знаниями.

Несмотря на то, что моя работа сейчас не связана с темой, которой я занималась на факультете, я продолжаю развивать это направление, внедряя в свои исследования более современные методы. Я начинаю связывать почвенные исследования и с космическими экспериментами, так как исследование почв очень важно, например, для будущих космических оранжерей.

В течение последнего года мы с Натальей Викторовной Костиной и Михаилом Владимировичем Горленко успешно применяем методику мультисубстратного тестирования к полетным штаммам, в ближайшее время я надеюсь на выход уже полноценных публикаций на эту тему.

Я с теплотой вспоминаю всех своих преподавателей, особенно мою кафедру - биологии почв, и я очень рада, что до сих пор мы продолжаем тесное сотрудничество.

Всем тем, кто раздумывает над выбором факультета я хочу пожелать, в первую очередь, никогда не сомневаться в себе и в своих силах! Наш факультет дает настолько полноценное и разностороннее естественно-научное образование, что после окончания учебы вы будете востребованы и сможете работать во множестве отраслей, как сделали я и мои однокурсники.

Могла ли я, поступая на наш чудесный факультет и придя на любимую кафедру биологии почв, мечтать о том, что я смогу стать космическим микробиологом, который прикасается к чему-то поистине неземному? Думаю, ответ перед вами!».

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

Сегодня на наши вопросы ответил Андрей Салмин, выпускник кафедры географии почв.

Андрей рассказал нам о своей научной работе, посвящённой исследованию биоаккумуляции тяжелых металлов в условиях техногенного загрязнения. А также поделился с нами своим опытом работы в Департаменте инженерных изысканий.

Насколько тяжело было учиться?

На самом деле, обучение на факультете давалось достаточно легко. Помню, что тяжелыми были первые 2 семестра: было тяжело перестроиться с ритма и темпа школьного обучения на университетский. Однако, в дальнейшем все проблемы были преодолены, и это позволило закончить факультет с красным дипломом.

Помню, что уже со второго курса начал работать, естественно не по специальности, в основном это была работа в сфере обслуживающего персонала – магазины одежды и кафе.

Однако, уже после третьего курса, вплоть до окончания обучения, в летний период проходил производственную практику на проектах рекультивации нефтезагрязненных земель в качестве супервайзера в АНО «Экотерра». Данная производственная практика была оплачиваемая. Основным преимуществом в данной работе являлось получение колоссального опыта как в сфере практических знаний, так и в части общения с представителями профессии.

Что было самым сложным во время выполнения диплома?

Основной проблемой при выполнении дипломной работы являлся отбор необходимого материала для исследования ввиду специфичности нашей темы, а именно – отбор биоматериалов – волос.

Тема дипломной работы была выбрана совместно с научным руководителем – д.б.н., проф. Трифоновой Татьяной Анатольевной. Основной гипотезой научной работы являлась идея, что загрязнение тяжелыми металлами в городской среде неравномерно, и то, что большую роль играет именно территориальное распространение. Методикой является отбор волос, как естественный индикатор состояния окружающей среды и последующий микроэлементный анализ.

Следовательно, концепцией работы является некоторая схема: выявление районов с неблагоприятной экологической обстановкой → микроэлементный анализ волос → подтверждение гипотезы о пространственном распределении загрязнения.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика проходила на базе Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республик Татарстан. Практика была полезна для последующей научной работы, в частности, в ходе прохождения практики были освоены методы отбора проб грунтов и описания растительного покрова, а также химико-аналитические методы исследований (в частности, рентгено-флуоресцентный метод анализа), которые использовались в дальнейшем при написании дипломной работы.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? В каких конкурсах/конференциях Вы участвовали?

В течении обучения в конференциях (Ломоносов, Докучаевские чтения). Это позволило познакомиться с большим количеством единомышленников.

Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

В данный момент занимаю должность ведущего инженера-эколога в Департаменте инженерных изысканий ООО «Желдорпроект».

Расскажите поподробнее о работе и трудоустройстве.

В сферу моих обязанностей входит подготовка отчетной документации для региональных объектов транспортной (железнодорожной) инфраструктуры в части инженерно-экологических изысканий.

Инженерно-экологические изыскания необходимы для принятия экологически взвешенных решений до начала проектирования объектов капитального строительства.

Основными задачами, с которыми я сталкиваюсь в ходе подготовки отчетной документации по инженерно-экологическим изысканиям, являются:

  • Сбор исходных данных (сбор и изучение исходных данных, в том числе государственных докладов о состоянии окружающей среды, ответов уполномоченных органов);

  • Полевой этап работ (пробоотбор почв и грунтов; описание компонентов окружающей среды, в том числе почвенного покрова);

  • Камеральный этап работ, включающий интерпретацию результатов лабораторного исследования, подготовку графических материалов.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

В части инженерно-экологических изысканий преимуществом будут являться знания в области генетического почвоведения, в частности, для определения нормы снятия плодородного почвенного слоя при строительстве.

Полевая геоботаническая практика позволяет овладеть знаниями в части методологии описания пробных площадок.

На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Что для Вас было в приоритете?

В первую очередь обращаю внимание на социальную значимость проектируемых объектов. Например, в «Желдорпроекте» я так или иначе принимал участие в подготовке отчетной документации для важных инфраструктурных объектов, таких как «Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Санкт-Петербург», «Западный обход Саратовского узла».

Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

Не связана.

Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?

В сфере инженерных изысканий спрос на специалистов экологов и почвоведов высокий ввиду того, что строить и реконструировать объекты будут всегда.

Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?

Коммерция ближе. Думаю, что в науке сейчас зарабатывать деньги гораздо сложнее, к сожалению.

Какие навыки важны на практике больше всего?

Описание почвенного разреза. К сожалению, специалистов, умеющих описать разрез для целей инженерно-экологических изысканий крайне мало. Почвенный дневник с практики в Чашниково и Зональной практикой всегда под рукой.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Все время студенчества, проведенного на факультете почвоведения МГУ, было одним сплошным ярким моментом.

Совет студентам.

Учитесь хорошо!

Выбор кафедры является проблемой большинства студентов. Сколько я ни общалась с второкурсниками, всегда есть две группы: те, кто давно определился и знает, чего хочет, и те, кому интересно все и хочется попробовать себя и там и тут, потому что непонятно, что вообще тебе понадобиться в этой жизни. Я, как и большинство, была частью второй группы. Выбор был между растениеводством, агрохимией и физикой почв. И если выбор первых двух был обусловлен интересом и пониманием того, что там делают люди, то на физику почв меня подтолкнул курс лекций по этому предмету. А именно – лектор Аминат Батальбиевна Умарова и ее способность интересно, лаконично и структурно излагать материал. Физические свойства почвы – это те, которые мы можем видеть и чувствовать или описывать при помощи математических формул. Суммарно эти факторы и повлияли на мое решение пойти на кафедру ФиМП.
 
Жалею ли я о своем выборе? Конечно нет. За период обучения смогла поработать и с растениями, и с нефтью, и с классическими физико-механическими свойствами почв. Во время обучения на кафедре можно познакомиться с современным уникальным оборудованием, которого нет на других направлениях. Побывать в сторонних лабораториях, пройти практику в городских парках или съездить в экспедиции.
 
Думаю, что на кафедре понравится людям с математическим складом ума: если вам нравится математика, физика, программирование, статистика, то Вам сюда! Узнаете о новых программах обработки данных почвенных свойств, сможете строить модели переноса веществ (например, пестицидов) и, конечно, анализировать большие объемы данных. Но! Здесь найдут себя и те, кому нравится озеленение, ландшафтный дизайн и проектирование, изучение городских экосистем.
 
На кафедре физики почв особенно любят научно-практические конференции и всячески поддерживают студентов в этом деле. Главное быть активным, не бояться показывать свою позицию, интересы, потому что сфера деятельности кафедры ооооочень обширна. В том числе и сотрудники кафедры – это люди разносторонние, как в личном, так и в профессиональном плане. Главное – не стесняться задавать вопросы! К сожалению, я поздно это поняла, так было бы гораздо больше возможностей…
 
Вообще, самым главным преимуществом этой кафедры является ее научно-педагогический состав! Люди, которые не только дают уникальные знания, но и поддерживают, по-человечески помогают, создают дружественную атмосферу. Несмотря на кажущуюся строгость, это те, кто действительно будет беспокоиться о вашем состоянии, и радоваться вашим успехам.
 
Токмакова Вера, выпуск 2021 года

Сегодня я - выпускница Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова. А всего лишь несколько лет назад была обычной школьницей из далекой Ульяновской области. В те юные годы я и не подозревала о том, что смогу поступить и учиться в лучшем вузе нашей страны. С детства мне было интересно наблюдать за природой, я обожала поездки в лес, там папа учил меня узнавать птиц, собирать «правильные» грибы и ягоды.

Но серьезно заниматься экологией я стала в 9 классе. Именно тогда я узнала о том, насколько хрупка красота окружающего мира и как многое зависит от деятельности человека. Вместе с учителем биологии, которая и открыла для меня столь интересный предмет, мы проводили исследования, участвовали в экологических конкурсах и конференциях. Финальным штрихом нашей работы стала победа во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, которая дала мне право поступить в любой вуз, где обучают специалистов-экологов, без вступительных испытаний. Мой выбор пал на МГУ имени Ломоносова.

На тот момент, я мало знала о факультете почвоведения. Первое знакомство с ним произошло в июле 2010, когда мы с мамой приехали подавать документы в приемную комиссию. Помню, как с энтузиазмом расспрашивала секретаря о том, чем же здесь занимаются, что преподают и есть ли научные конференции и олимпиады. Не могу не отметить тот факт, что мне сразу понравился интерьер факультета: коридоры, обшитые деревом, аудитории с величественными партами, за которыми сидело не одно поколение – все это создает атмосферу фундаментальности университета и образования в нем (на память сразу приходит известное выражение: театр начинается с вешалки…).

Так и началась моя студенческая жизнь. У нас не было разделения на почвоведов и экологов с первого курса, направление подготовки выбиралось после второго года обучения, когда за спиной была практика в Чашниково и уникальная зональная практика. Я выбрала почвоведение, вторым шагом был выбор кафедры, который, признаюсь, был не из легких. Я посещала дни открытых дверей, советовалась с преподавателями и друзьями. Мне хотелось восполнить недостаток информации о законах в области земельных отношений, поэтому кафедра земельных ресурсов и оценки почв стала моей родной кафедрой.

На спецкурсах рассказывали о процедурах оценки ущерба, нанесенного различными видами загрязнений, о законодательстве в сфере отходов, о бонитировке почв, о нормировании антропогенного воздействия, учили рассчитывать кадастровую стоимость земель, показывали современные методы биоиндикации и биотестирования.

Курс об экологической экспертизе заканчивался прохождением производственной практики в организации, занимающейся подготовкой инженерно-строительной документации и разработкой технических регламентов, после которой стало понятно, как применять полученные знания в университете непосредственно в деле. При желании всегда можно найти работу по специальности, а можно продолжить свое обучение дальше в магистратуре и аспирантуре. Какой путь выбрать - зависит только от Вас!

В завершении хочется сказать замечательные слова одного преподавателя, что в моей жизни было два важных события – это рождение и поступление в Московский Государственный Университет!

Астайкина А., выпускница 2015, каф. земельных ресурсов и оценки почв, направление «Почвоведение»

Сегодня на наши вопросы ответила Марина Сушенцова, студентка 4 курса кафедры химии почв.

Марина рассказала нам об обучении на кафедре, научной работе и волонтерстве. Марина также поделилась своим опытом прохождения производственной практики и стажировки!

Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе?

На 1 курсе я сразу пошла на день открытых дверей на кафедру. Пообщалась с завкафедрой, рассказала ей, чем хочу заниматься, на тот момент были интересы заниматься нефтяными загрязнениями, она назвала мне 3 фамилии научных сотрудников, к кому можно прийти под крыло. Я почитала информацию про каждого на сайте, пообщалась со старшекурсниками, узнала «фишки и подводные камни» каждого потенциального научного руководителя, и написала письмо Марине Сергеевне, что хотела бы к ней. Потом сходила на стационар, мы пообщались, и как говорится – глаза в глаза, любовь, буря, эмоции…На 2 курсе я начала заниматься своей первой научной работой.

Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

У меня изначально был слабый уровень знания химии, боялась, что могу не потянуть спецкурсы и будет очень сложно. Однако, преподаватели настолько понятно объясняют даже самые сложные темы, что страх отпал с первой лекции по спецкурсу завкафедрой.

У нас надо реально учиться, вникать сразу. Спецкурсы достаточно сложные, но очень полезные – каждый вытекает из другого.

Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться достаточно сложно, но не смертельно. Не работаю на данный момент. В доковидное время я проходила стажировку в исполнительной дирекции РГО, было непросто совмещать с учебой, но возможно.

Расскажите поподробнее о Вашей стажировке в РГО. В чем заключались Ваши обязанности? Оказалось ли прохождение стажировки полезным?

Я проходила стажировку в департаменте по аналитической и проектной деятельности исполнительной дирекции РГО (ныне это уже 2 разных департамента). Я участвовала в подготовке отчетных документов и разработке тематических программ разных проектов. Часть моей стажировки проходила в дистанционном формате.

Расскажите о своей дипломной работе, лабораторных исследованиях?

Моя дипломная работа посвящена оценке качества вод реки Рудневка, которая протекает по Косинскому парку города Москвы. Я изучаю химический состав вод и донных отложений различными методами химического анализа. Применяя нормативные документы, рассчитываю коэффициенты и показатели, благодаря которым можно дать оценку степени и характера загрязненности. Изучение загрязнения малых рек очень важно, особенно в черте рекреационных зон большого города. Многие работы, посвященные изучению загрязнения рек, зачастую не затрагивают изучения донных отложений – потенциальных вторичных источников загрязнения. Я стараюсь дать комплексную оценку загрязнения реки с учетом сопряженной системы «вода-донные отложения». Всю лабораторную часть я выполняю на стационаре, там есть возможность выполнить почти весь перечень необходимых химических анализов.

На нашей кафедре на данный момент я, наверное, единственная занимаюсь изучением загрязнения не почвы. Это интересный опыт, позволяющий расширить научный кругозор.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Я проходила производственную практику в службе защиты окружающей среды НИИ «Пульсар». Эта практика помогла вживую увидеть работу эколога на предприятии, познакомиться с реальностью.

Практика была больше полезна для профориентации, чем для научной работы.

В ходе практики я изучала принципы работы службы, изучала технологический процесс и знакомилась с отчетной документацией и различными процессами работы предприятия.

Участвуете ли Вы во внеучебной деятельности университета?

Я совмещаю учебу с общественной деятельностью, являюсь сопредседателем совета Студенческого союза МГУ, курирую деятельность Волонтерского центра МГУ, поэтому почти все традиционные международные мероприятия в нашем университете проходят с моим участием в роли организатора волонтерской поддержки. В рамках своей деятельности сопредседателя реализую свой проект «Школа тим-лидеров МГУ».

Я стараюсь участвовать в различных конференциях, уже скопила порядка 10 публикаций в сборниках. Участвую во всероссийских форумах, например «Территория смыслов», «Трэвел форум», форум МК РГО и другие.

На данный момент являюсь участником программы «Наставничества» РСВ и стипендиатом программы Экологического фонда имени В.И. Вернадского.

В этом году мне удалось вернуться в спортивно-бальные танцы вместе с «Грацией МГУ».

Наверное, самые мои любимые мероприятия в МГУ – это день Первокурсника и Татьянин день. А из городских – Фестиваль РГО в Зарядье.

Такая активная общественная жизнь помогает поднять уровень коммуникации и командной работы, развить лидерские качества, прокачать креативное мышление, найти друзей – единомышленников, завести полезные знакомства и стать узнаваемым.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ?

Из преимуществ, наверное, основное – это возможность научиться комплексно подходить к исследованиям, четко видеть взаимосвязи и научиться работать руками как в поле, так и в лаборатории. Приятный бонус нашего факультета – это прекрасный преподавательский состав и шикарные полевые практики после 1 и 2 курса.

Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Мне очень нравится процесс работы «в поле» и дальнейшая обработка проб в лаборатории. Очень здорово сравнивать свои полевые записи с полученными данными, выявлять взаимосвязи, причины тех или иных феноменов.

Поскольку я общественник, мне нравится организовывать разные просветительские, научные и протокольные мероприятия. Я периодически провожу экопросветительские мастер-классы и читаю лекции – консенсус фундаментальных знаний и общественных наработанных навыков.

Какие навыки важны на практике больше всего?

На практике, неважно работаете ли вы в лаборатории руками, читаете нормативные документы или составляете проекты, очень важно критически мыслить, находить взаимосвязи и причины. Важно применять навыки коммуникации – без этого вообще никуда.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Для меня самыми яркими моментами являются полевые практики, особенно зональная, на которую мы поехали после 3 курса, 265-летие МГУ, традиционная Масленица, съезд молодых ученых в Красновидово, выступление перед ректором на Студенческом Огоньке и практикум по химическим методам анализа компонентов окружающей среды!

Совет студентам.

Я бы хотела посоветовать брать от студенческой жизни все – попробовать себя везде, чтобы найти то, что вас заряжает, и чем вы реально хотите заниматься в жизни! Не бояться синдрома упущенной выгоды! Помнить, что необязательно выбирать только одно направление, всегда можно обучиться новому и найти способ соединить на первый взгляд несовместимые вещи, например, как у меня добровольчество и научная деятельность. И помнить, что мы все с вами многогранные личности, которые способны на многое, главное не бояться экспериментировать!

Александра Князева закончила бакалавриат и магистратуру на факультете почвоведения и сейчас учится в аспирантуре по специальности «Микробиология»:

«Аспирантура стала еще одной ступенью обучения и логичным продолжением моей научной работы, которой я занималась последние годы.

Уже несколько лет я изучаю микробное разнообразие тропических лесов. Я рассматриваю особенности функционирования микробного сообщества: его обилие, разнообразие, активность и распределение в пространственно-временных рамках. Как все мы знаем, основной точкой сосредоточения биологического разнообразия наземных экосистем являются тропические регионы Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Однако вследствие расширения антропогенного воздействия, площади, занятые «целинными» биогеоценозами, неумолимо сокращаются. Поэтому в результате сотрудничества с Совместным Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром проводятся разнообразные исследования, одной из целей которых является сохранение и изучение разнообразия тропических муссонных лесов.

На данный момент я занимаюсь поиском бактериальных культур, которые могут потенциально быть использованы в качестве микробных препаратов, стимулирующих рост сельскохозяйственно значимых растений путем проведения процессов азотфиксации, фосфатмобилизации, продукции фитогормонов и иных вторичных метаболитов.

Классическое образование, которое мы получаем в Университете, определило широту моих профессиональных интересов. Спектр практических навыков, которые мы отрабатывали на семинарах, и теоретические знания, полученные от старших коллег и преподавателей, а также из литературных источников, заложили фундамент знаний, который мы можем использовать практически в любом направлении. В частности, за годы учебы я работала в сфере клинической медицинской микробиологии, преподавала биологию, сейчас же я работаю во Всероссийской коллекции микроорганизмов.

Наука - это не просто работа. Наука - это стиль жизни, это образ мышления.

Стремитесь, развивайтесь, достигайте. Никогда не бойтесь, что ваш труд недостаточен, не думайте, что ваша работа неважна. Если вы вложите в нее все возможные силы, она даст прекрасные плоды!»

«Хотите стать министрами, фундаментальными учёными, или успешными предпринимателями, идущими на шаг впереди всей планеты? Поступайте на факультет почвоведения МГУ!» - о своей учебе и карьере, а также талантах и перспективах выпускников-почвоведов рассказывает Хабдульсалам Патович Лигидов, экс-министр земельных ресурсов и госимущества Кабардино-Балкарской республики. Хабдульсалам Патович закончил кафедру физики и мелиорации почв под научным руководством Александры Федоровны Вадюниной в 1982 году.

«Во-первых, Вы получите диплом самого важного вуза страны! Это уже стартовая позиция! В процессе даже простого общения в стенах университета Вы почувствуете ауру великих открытий человечества, почувствуете себя частью всего мироздания. Преподаватели дадут Вам необходимые алгоритмы жизнеустройства, которые будут универсальными в любых ситуациях. Вы будете понимать природу как таковую в целом и определите своё место в ней. В отличие от других специалистов, сможете заглядывать далеко в будущее, и от Вас будет зависеть, каким оно будет. Эти утверждения и выводы я делаю с высоты 65-летнего выпускника факультета почвоведения МГУ.

Факультет даёт фундаментальное образование, знания о почве, о земле как основе жизни и деятельности людей. Проходя обучение по разным предметам: математике, химии, физике, геологии, биологии, земельным ресурсам и другим перспективным научным проработкам - вы получите такой объём знаний, которых хватит на любые направления. И Вам просто нужно будет выбрать своё! Я, например, работал в органах власти, так сложилось. Всегда мог найти то решение, которое было бы наиболее приемлемым из предлагаемых. Но я всегда видел дальше остальных. Мне всегда было интересно заглядывать, а что там дальше - меня этому научил факультет. Во время обучения я этого не понимал, меня больше интересовали друзья, девочки, как сходить на дискотеку, как сдать очередную сессию... Но само собой как-то впиталось все, - молодой был! Работал впоследствии председателем Земельного комитета по Кабардино-Балкарской республике (КБР), руководителем управления Кадастра объектов недвижимости по КБР, министром земельных ресурсов и госимущества КБР.

Такие универсальные алгоритмы, заключенные в выражения: «Почва зеркало ландшафта», «Характерное время» и другие - выстроили мой поведенческий характер в работе. И когда начинались не совсем компетентные дискуссии на любом уровне, я говорил: «Почва зеркало ландшафта, - и для понимания добавлял, - она записывает всё как на магнитной ленте (на жёсткий диск сказали бы сейчас), надо уметь это считывать». Когда разбирали ситуации, растянутые во временном поле по тем или иным событиям, я напоминал про характерное время и говорил просто: «Всё что происходит в промежутке больше этого - константа, а всё что меньше - не существенно».

Вы научитесь быть в гармонии с окружающими, с природой. А какая на факультете зональная практика! Можно руками, взглядом, воздухом ощутить природу земли Российской. У вас будет твёрдая почва под ногами, потому что вы её будете знать и любить. Незабываемые на всю жизнь ощущения молодости, песен под гитару или другую музыку у костра на опушке леса, у озера, в горах дадут вам такой заряд, который даже виртуально не может быть создан!

Вы можете сказать: «Это было вчера!» Нет! Как раз в сочетании с теми кибервозможностями, которые у вас в руках, полученное фундаментальное образование даст ощущение превосходства. К примеру, уважаемый ректор В.А. Садовничий на праздновании 50-летия факультета объявил о суперкомпьютере, который вот-вот запустится в МГУ, и которым смогут пользоваться студенты. И какой же это будет прорыв во всех направлениях! Приходится вам позавидовать!

Удачи!»

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете