Как докладывать свою научную работу

Этот вопрос рано или в последний момент встает перед каждым студентом, аспирантом, научным сотрудником и даже профессором. И всякий раз после доклада даешь себе зарок, - надо готовиться к докладу, вот в следующий раз обязательно буду готовиться. А как? Уж точно этому никто ни меня, ни моих коллег не учили. Не учили красноречию, режиссуре доклада, постановке голоса и его модуляции, где надо сделать крещендо, где пиано, пианиссимо.

Конечно, во-первых, надо познакомиться с литературой по презентациям. Поискал, где же найти, как делать доклад. Про то, как писать статьи, их оформлять есть даже специальное пособие: «Краткие рекомендации для авторов по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных», М.: 2017.Под общ. ред. О.В. Кирилловой. Но это для статей. А как готовить и делать научный доклад. Нашел только не очень серьезные полушутливые рекомендации в журнале “Physics Today”, 1961, 14, No 7, которые перекочевали в переводную книжку «Физики шутят», изд. 2-е, М.: ЛЕНАНД, 2019. Но это шутят…, а если серьезно?

А если серьезно, то всегда надо помнить три «золотых» правила докладчика:

1. к докладу/сообщению надо готовиться;

2. к слушателям надо относиться с глубоким уважением, где бы этот доклад не происходил – и на студенческом кружке и в ООН;

3. начинать и заканчивать доклад доброжелательной улыбкой. И во время доклада улыбка должна быть с Вами, не обязательно на лице уж точно где-то внутри.

Итак, эти правила нас настроили, Вы сосредоточились и посматриваете на свои материалы к докладу. И первый вопрос, как уместиться в положенные 5, 7, 15 или 20 мин. Более 20 мин сейчас практически не дают даже на пленарных докладах на международных конференциях. Возьмем для примера доклад в 7 минут. По моему опыту для него достаточно 10 слайдов, можно и больше, но тогда придется некоторые слайды показывать мельком, например «Методы».

Вот они 10 слайдов:

1. Название работы, автор, руководитель, организация, желательно символы конференции, факультета или кафедры.

2. Цель. Как правило, она почти равна названию, приведенному на предыдущем слайде. Задачи, которые Вы выделили для достижения этой цели. Например, разработать/усовершенствовать методику, экспериментальный подход, исследовать свойства и т.д.

3. Объекты. Вот здесь надо поразить публику красотой Вашего объекта, и селфи с лопатой в разрезе. Это создает доброжелательную обстановку и сразу сближает Вас со слушателями. И все же не забудьте дать краткую (но важную для работы) количественную характеристику объекта. Например, плотность почв, гранулометрический состав, содержание органического вещества, изменение водопроницаемости по профилю и др.

4. После слайда с целью и задачами, слайд с методами. Если они традиционны, можно просто привести список методов и указать источники. Этого достаточно. Но если в задачи работы входит разработка/модификация метода, то надо привести слайд с пояснением того, что Вы предлагаете и причины модификации метода. В этом случае надо быть готовым к вопросам типа: «в чем различия? Достоверны ли они (а это уже статистика)? И другие вопросы по соответствию и закономерным расхождениям (если они есть) методов».

5. Далее 3-5 слайдов с результатами. Это графики зависимостей, причем особо важен последний – основной результат, который Вы получили... после делаем паузу, и держим ее секунд 5-7. Дайте аудитории оценить Ваше открытие (самое время обвести взглядом всю аудитория и убедиться, что Вас слушают. Действует, правда!).

6. И, наконец, два последних слайда. Первый – это выводы. Они должны представлять собой ответы на те задачи, которые Вы выделили на слайде 2 с целью и задачами, и по количеству, и по сути. И вот последний слайд – «Благодарю за внимание!». Это сигнал и для Вас (необходимо еще раз улыбнуться) и всем слушателям – «Закончил!». И переходим к вопросам из зала. Поэтому доброжелательная улыбка здесь необходима, как смягчающее обстоятельство.

 Это самые общие, самые необходимые правила. Есть еще много, казалось бы, мелочей. Но в публичном докладе мелочей не бывает. Например, как одеться, какая должна быть прическа, нужен ли маникюр, булавка на галстук (как ни странно, их видно чуть ли не с последнего ряда!). И множество других важных моментов, но об этом в следующий раз…

Профессор, Е.В.Шеин