Факультет почвоведения входит в состав и участвует в работе Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды».

Школа была создана приказом Ректора МГУ № 986 от 16 октября 2020 г., она развивает и существенно дополняет направления программ развития МГУ имени М.В.Ломоносова и его отдельных факультетов. В рамках Школы объединились специалисты пяти факультетов - географического, биологического, химического, факультета почвоведения и факультета наук о материалах. Это дает возможность междисциплинарного подхода к изучению состояния окружающей среды и подготовки специалистов, способных дать комплексную оценку ее экологического состояния, прогнозировать динамику и предложить способы управления.

Целью деятельности Школы является сохранение и укрепление ведущих позиций Московского университета в области экологии и рационального природопользования и формирование центра компетенций в сфере наук об окружающей среде мирового уровня. Для достижения указанных целей Школа решает следующие задачи:

1. Проведение научных исследований по актуальным фундаментальным и прикладным направлениям:
  • Экологический нано- и микромир больших городов.
  • Исследования природной среды Арктики.
  • Климат и окружающая среда.
  • Создание системы устойчивого управления природными ресурсами в национальном масштабе.
  • Экология и управление биосистемами.
  • Экология и химическая безопасность.
  • Новые материалы и технологии для устойчивого развития экосистем.
2. Подготовка специалистов высшей квалификации в областях: 
  • 02.00.00 Химические науки,
  • 03.00.00 Биологические науки,
  • 25.00.00 Науки о Земле.
Подготовка магистров в областях:
  • 040000 Химия,
  • 050000 Науки о Земле,
  • 060000 Биологические науки.
3. Организация и проведение школ молодых ученых, студентов и аспирантов в области экологии и рационального природопользования.
4. Разработка учебно-методических материалов в области экологии и рационального природопользования.
 
Миссия школы заключается в консолидации усилий, знаний и опыта представителей разных наук в развитии исследований и образовательных программ в области экологии и природопользования, в том числе в рамках приоритетов и перспектив научно-технического развития РФ:
  • возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук;
  • переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии.
Стратегической целью научной школы является создание научных основ и системы образования для обеспечения экологической безопасности РФ в условиях глобальных вызовов последних десятилетий: изменений климата, загрязнения и эвтрофирования природных экосистем, урбанизации, инвазий чужеродных видов (включая переносчиков и возбудителей болезней), деградации земель и чрезмерной эксплуатации возобновляемых природных ресурсов.
Научная школа может стать важной составляющей «Программы стратегического академического лидерства (ИСАЯ)», которая входит в Проект Постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, кадрового и технологического обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействию регионального развития».
 
Стратегическими проектами Школы являются:
  • научные основы комплексной системы мониторинга качества окружающей среды;
  • рациональное природопользование в условиях меняющегося климата. 
Приоритетные направления научной школы и решаемые в их рамках задачи:
  • климат и окружающая среда, в рамках которого решаются задачи оценки влияния климатических условий на компоненты природной среды, отрасли экономики, здоровье населения;
  • экология и управление биосистемами направлена на исследования биоразнобразия, структурно-функциональной организации природных и антропогенных экосистем, создание научных основ стратегии обеспечения экологической безопасности в условиях глобальных вызовов последних десятилетий: климатических изменений, загрязнения и эвтрофирования природных экосистем, инвазий чужеродных видов (включая резервуаров, переносчиков и возбудителей болезней), переэксплуатации природных ресурсов, развитие методов биоиндикации и ремедиации нарушенных биосистем;
  • рациональное использование возобновляемых природных ресурсов предполагает разработку научных основ мониторинга и устойчивого использования ресурсов почв, лесов и водоемов, развитие низкоуглеродных технологий;
  • экология городов, которое предполагает изучение урбанизированных ландшафтов, закономерностей формирования инфраструктуры городов и их функционального зонирования, особенностей техногенного воздействия на городскую среду, состояния и биосистем; разработку методов оценки качества жизни населения;
  • природная и социальная среда Арктики, исследование реакции различных компонентов окружающей среды на влияние потепления климата и усиливающегося антропогенного воздействия, оценке экологических и социально-экономических рисков в экстремальных условиях Арктической зоны;
  • экология и химическая безопасность решает задачи разработки методов выявления загрязнений, представляющих опасность для человека и среды его обитания и установления структуры различных экотоксикантов в природных средах, в том числе и продуктов технологической деятельности;
  • новые материалы и технологии для устойчивого развития экосистем направлена на разработку новых и оптимизацию существующих технологий переработки природного сырья и производства химической продукции на основе требований рационального природопользования, экологической безопасности и энергоэффективности, обеспечению перехода к «зеленой химии» — созданию новых экологически чистых природоподобных технологий.
Принятие стратегических решений по вопросам деятельности Школы осуществляет Международный совет Школы, в состав которого входят ведущие ученые Московского университета, других российских и зарубежных организаций по направлению деятельности Школы, представители организаций-партнеров школы в научной и образовательной сферах (по согласованию). Научное руководство деятельностью Школы осуществляют научные руководители:
  • Н.С. Касимов, президент географического факультета, академик РАН;
  • С.Н. Калмыков, декан химического факультета, член-корреспондент РАН;
  • С.А. Шоба, президент факультета почвоведения МГУ, член-корреспондент РАН;
  • Ю.Ю. Дгебуадзе, заведующий кафедрой общей экологии и гидробиологии биологического факультета, академик РАН.
Руководители школы - ведущие ученые России в данной области знаний (члены Российской академии наук), имеющие большой опыт преподавательской работы в области экологии и природопользования. В работе школы планируется участие ряда известных российских и зарубежных исследователей из Института географии РАН, Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Почвенного института им. В.В. Докучаева, Сколковского института Науки и Технологии, Института физической химии и электрохимии имени А.Н. Фрумкина РАН. Широко представлены научные центры, успешно работающие в данной области: профильные институты РАН, зарубежные институты и университеты Амстердама, Мюнхена, Парижа, Копенгагена, Лондона и другие.
 
Преподаватели Школы - ведущие ученые и педагоги факультетов, осуществляющих деятельность Школы: географический, биологический, химический, факультет почвоведения, факультет наук о материалах.
 
В рамках Школы планируется дополнительная научно-образовательная деятельность в форме научных семинаров, конференций и школ для студентов, аспирантов и молодых ученых с привлечением специалистов мирового уровня.