Отзывы студентов и выпускников
Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета. Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников. Содержание раздела: про что хотите почитать?
Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. О том, как сложилась профессиональная жизнь после окончания Университета, рассказывает выпускница факультета 2022 года Надежда Данилова. В дипломной работе Надежды «Сравнительная характеристика кадастровой стоимости земель агроландшафтов Северо-Западного федерального округа» была показана чувствительность подходов кадастровой оценки к различным почвенно-географическим условиям агроландшафтов. Обучаясь в бакалавриате, Надежда проходила производственную практику в ассоциации «Русское общество оценщиков» - и осталась там работать: «Моя профессиональная жизнь неразрывно связана с областью оценочной деятельности вот уже более четырех лет. Я контролирую деятельность практически 3000 оценщиков по всей стране. В свободное от работы время я передаю свои знания в области химии ребятам, выбравшим это направление для своей дальнейшей реализации. Сложно сказать, с какой областью знаний мне приходится сталкиваться в работе: это и аналитика, и право, и психология (когда пытаешься расстроенным специалистам объяснить, в чем они были не правы при выполнении своей работы), и математика. Знания, полученные в курсах высшей математики, информатики, кадастровой оценки, земельного права и правоведения позволили мне реализовать себя в профессиональной среде оценщиков. По моему мнению, естественно-научный профиль дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности, развивает мышление и интерес к различным исследованиям. Также естественно-научные специальности предполагают много различных практик, в том числе и полевых. - Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой? Сложно выделить кого-то конкретного, так как преподаватели всех курсов были прекрасными людьми и педагогами. С особой теплотой я вспоминаю весь преподавательский состав своей кафедры (физики и мелиорации почв), и отдельно не могу не выделить своего научного руководителя - Петра Михайловича Сапожникова, и прекрасную заведующую кафедрой Аминат Батальбиевну Умарову; Ирину Евгеньевну Смирнову – нашего куратора; Павла Владимировича Красильникова и его интереснейшие лекции по продовольственной безопасности; Алексея Сергеевича Сорокина. - Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета? Ставить перед собой цели и не бояться их достигать! Относиться ко многим вещам с философской точки зрения. Найти ту нишу, в которой захочется развиваться, дело, которое будет приносить удовольствие».
Давным-давно школьница из Ульяновской области приехала в Москву, чтобы посмотреть столицу. Была в программе и экскурсия к Московскому Госуниверситету. По традиции дети бросили монетки в фонтан перед главной высоткой, загадав учиться здесь. Тогда желание казалось совершенной фантастикой. Оказалось, возможно всё.
Как Анжелика Астайкина поступила, училась, добилась высот в науке и не потеряла себя - в девятом эпизоде документального сериала «Научно. Лично». Вместе с героиней вы попадете и на крышу учебного корпуса факультета почвоведения, и в его катакомбы, узнаете, что такое ветланды, лизиметры и как укротить мейн-куна.
Интервью взято корреспондентами газеты «Московский университет» (№6 (4566) июнь 2021) Выпускница бакалавриата факультета почвоведения – 2021 Елизавета Деревенец, победительница Всероссийской олимпиады по экологии, лауреат многочисленных студенческих конкурсов и просто талантливый молодой ученый.
- Расскажи, пожалуйста, как начался твой путь в науке, как бы ты описала свои научные интересы? - Моя научная деятельность началась еще в начальной школе. Первое исследование, в котором мне помогал папа, было посвящено влиянию выбросов котельных установок в окружающую среду Геленджика (моего родного города) и расчету эффективности их перевода на газ. Уже в 5-м классе я защищала свою работу на конкурсе в г. Королеве и заняла 1-е место. Все школьные годы я участвовала во множестве конкурсов и олимпиад по разным предметам, защищала честь Геленджика и своей школы №2 на уровне края и России. - Почему ты выбрала именно МГУ? Как ты узнала о Московском университете? - Нет сомнений в том, что Московский университет – это лучший вуз нашей страны. Мне посчастливилось стать студенткой без вступительных испытаний, благодаря победе на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Я определилась со специальностью «Экология и природопользование», ознакомилась с учебными планами, рассказами выпускников и осознанно пришла на факультет почвоведения МГУ. Мне всегда было сложно выбирать что-то одно, хотелось изучать и химию, и географию и много чего еще. Я поняла, что именно здесь смогу получить образование высокого уровня в области естественных наук. И заканчивая бакалавриат, могу с уверенностью сказать, что не ошиблась в своем выборе. Факультет почвоведения помогает студенту развивать комплексный взгляд на окружающий мир и дарит теплую дружественную атмосферу обучения, за что я благодарю своих друзей и преподавателей! - Расскажи немного о научном сообществе, организатором которого ты являешься. Какие задачи там решаются? - Студенческое научное общество на нашем факультете создано по инициативе студентов в конце 2019 г. На факультете почвоведения немало высококлассных молодых специалистов, большой студенческий потенциал и качественные исследования. Однако о нас знают немногие, поэтому основная задача СНО представлялась нам в повышении уровня научной активности студентов и взаимодействии с другими факультетами, вузами и организациями. Мы помогаем нашим студентам в выборе кафедры, организовываем встречи со специалистами и работодателями, проводим интервью с выпускниками – все для того, чтобы нынешние студенты видели свои возможности и не упускали их! Также мы активно налаживаем сотрудничество с другими научными обществами вуза и города, выходим на новые уровни взаимодействия с организациями. В январе-феврале 2021 г. мы впервые провели мероприятие с партнером – организацией «Городские реновации». СНО организовало экологический кейс на тему «зеленых» офисов. Мы с Наташей Коршуновой являемся организаторами СНО. У нас небольшая, молодая, но очень дружная команда. Нас поддерживают преподаватели факультета, к которым мы всегда можем обратиться за помощью, - Елена Александровна Тимофеева и Лев Анатольевич Поздняков. - В каких еще проектах ты участвовала во время учебы? Оставалось ли время на общественную жизнь факультета? - Я считаю, что человек способен сделать многое, главное, чтобы дело, за которое ты берешься, по-настоящему увлекало! Со 2-го курса я участвую в проектной деятельности и в кейс-чемпионатах. Вместе с друзьями мы решали кейсы от Департамента экологии и природопользования Москвы, компаний Unilever и BCG. На 3-4-м курсах я в свободное от учебных занятий время выполняла исследовательскую работу - анализировала почвенные пробы в лаборатории. А сейчас я состою в команде факультета, представляющей Россию в международном проекте со странами АСЕАН. Это новый для меня опыт международного научного сотрудничества. Однако мне нравится не только проводить время в лаборатории, но и принимать активное участие в жизни своего факультета и университета. С 1-го курса я в Студенческом совете, теперь уже второй год развиваю СНО и стараюсь активно помогать в организации мероприятий. За годы общественной активности мне удалось побывать в разных ролях, от волонтера до организатора крупных мероприятий. Например, поскольку у меня уже хороший опыт организатора, мне недавно предложили стать координатором команды пиара всероссийского мероприятия «Eco and the City» от экологического комитета Студсовета МГУ. В этот раз я отвечала за целую команду вверенных мне студентов-волонтеров, сама расставляла приоритеты, ставила задачи ребятам по налаживанию взаимодействия с российскими вузами. Приятно, когда активная научная и общественная деятельность поощряются – так я стала стипендиатом фонда имени В.И. Вернадского на 2020/2021 учебный год. - Какие хобби у тебя есть? Как проводишь свободное время? - В свободное время пою, путешествую и завариваю кофе (улыбается). С восьми лет я занималась в вокальной студии, участвовала в конкурсах, которые проходили и в России, и в Европе. Поступив в МГУ, продолжаю петь, хотя сейчас я уделяю творчеству гораздо меньше времени. На первом курсе я защищала честь Московского университета на «Студенческой весне». А больше всего мне нравилась организация факультетского праздника – «Дня почвоведа». В общем, моя творческая натура нашла себя и в Московском университете! - Как ты видишь свое будущее по окончании бакалавриата? И какие тренды тебе представляются самыми актуальными в твоей профессии? - Мне нравится быть студенткой. Собираюсь продолжить обучение в магистратуре: углубиться в специальность, выполнить планы по развитию науки для себя и для своего факультета. Профессия эколога обретает все большую важность, но одновременно с этим она становится все более разноплановой. Настоящий специалист-эколог необходим везде – от малых предприятий до крупных международных компаний. В первую очередь, это человек, который разбирается в различных аспектах науки и жизни: важны знания не только естественных наук, но также права, менеджмента, развитые мягкие навыки. Всему этому мы учимся в университете, набираемся опыта не только благодаря учебе, но и участию в мероприятиях. Мы учимся всю жизнь, даже по окончании университета необходимо развиваться, ведь научное знание не стоит на месте. - Ты принимала участие в работе приемной комиссии факультета почвоведения. Расскажи, пожалуйста, об этом. - Участие в приемной комиссии – интересный для меня опыт, который я получила летом 2020 г. Я наконец почувствовала всю глубину волнения абитуриентов, очень переживала за них. Приемная комиссия – это лицо факультета, и нам, участвовавшим в ее работе, важно было суметь поддержать растерявшегося вчерашнего школьника и вдохновить на учебу в Университете. - Готовясь к интервью, мы узнали, что ты еще школьницей стала медиа фигурой - о тебе рассказал портал «Прибой» г. Геленджика. Инфоповодом было присуждение тебе премии Президента по поддержке талантливой молодежи. А какое твое исследование стало основанием для премии? - Лауреатом Президентской премии поддержки талантливой молодежи я стала благодаря победе на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Моя научная работа была посвящена фитоценологическому состоянию краснокнижной «сосны пицундской» и влиянию на лесной массив выбросов автотранспорта. На олимпиаде мы выступали командой и были горды тем, что представляли наш город и край и привезли в родной Геленджик медали призеров. Беседовали Мария Брындина и Дарья Жаркова
«О факультете почвоведения я узнала, еще когда училась в лицее. Я занималась экологией и биологией, участвовала в олимпиадах, и к 11 классу успела понять, что мне очень интересна именно экология как наука и как направление профессиональной подготовки. Документы я подавала только на факультет почвоведения, только на направление "Экология и природопользование", так как знала со слов старших товарищей, что лучшего места, где бы готовили эколога, просто нет! За 4 года я не только не разочаровалась в факультете, но и укрепила свою уверенность в его уникальности. Искренне! В этом году я закончила кафедру географии почв. Я с детства интересовалась палеонтологией. Со временем моя любовь к палеонтологии переросла в любовь к палеоэкологии. Выбор кафедры произошёл сам собой: научный руководитель (Семиколенных Андрей Александрович) пригласил к себе потенциальных студентов (на тот момент - первокурсников) и предложил на выбор направления исследований, одним из которых была, как раз, палеоэкология. Выбор научного руководителя определил и выбор кафедры, соответственно. Моя научная работа связана с изучением пирогенных палеоархивов почв. Продукты горения в течение тысячелетий накапливаются, формируя пирогенные архивы — это буквально информация, «записанная» в природных почвах, а также почвах и культурных слоях поселений. Такие архивы могут быть использованы для реконструкции пирогенных воздействий и событий в прошлом. Программа направления «Экология и природопользование» не ограничена базовой теоретической экологией, многие предметы практико-ориентированы, а значит - идёт подготовка реальных специалистов. Мне и самой удалось в этом убедиться в рамках моего, пусть и небогатого, опыта работы по специальности. По-моему, это крайне важно. Я бы очень хотела продолжить своё обучение в магистратуре на кафедре географии почв, потому что хочу развивать научное сотрудничество со своим соруководителем (Зазовской Элей Павловной), а также с целым коллективом опытных учёных, в чьих исследованиях, к счастью, мне повезло немного поучаствовать, и которые внесли огромный вклад в мою дипломную работу - это специалисты из Института географии РАН. Факультет является важным мостом между студентом и научными институтами. Там же, в Институте географии РАН, я проходила свою производственную практику».
На вопрос:«Почему вы выбрали факультет почвоведения?» - ответить однозначно очень трудно. Многие из нас, будучи абитуриентами, совсем не представляли, что это за факультет, какие предметы проходят студенты, и куда можно пойти работать после окончания. Мой выбор был основан на том, что в школе мне больше всего нравилось изучать естественнонаучные предметы, такие как биология, химия, география. А по правде говоря, больше всего моё внимание привлекал раздел биологии под названием экология, которую я не изучала в школе как отдельный предмет и, к сожалению, на момент поступления имела совсем небольшое представление об этой науке. Какие есть плюсы и минусы, спросите вы? Одним из главных плюсов, на мой взгляд, является, что на первых курсах в нас вкладывают знания по различным предметам, и к третьему курсу мы уже хорошо осведомлены в вопросах химии, ботаники, зоологии, географии, физики и многих других предметов. После второго курса изучаются уже другие узкоспециализированные дисциплины, на отделении экологии это, в частности, радиоэкология, учение о биосфере, гидросфере, атмосфере, экология человека и др. К сожалению, не обойтись и без минусов: так как направление экологии является относительно новым на нашем факультете, и в курс вводятся изменения, программы ежегодно меняются. Что касается степени учебной нагрузки, она вполне приемлемая, остаётся свободное время и на свои интересы. Может возникнуть вопрос, почему же именно отделение экологии на факультете почвоведении, а не других факультетах, таких как географический или биологический? Ответ совсем простой: наше главное преимущество в том, что мы знаем, как устроена почва, о её типах и процессах, в ней протекающих, в общем, обо всём том, что касается почв! Надо понимать, что почвоведение – это неотъемлемый союзник экологии в вопросах о круговороте веществ и других глобальных процессов, связанных с окружающей средой. Не секрет, что многие из нас, поступая на факультет почвоведения, изначально стремились на другой, может быть, более популярный и известный. Но сейчас, спрашивая своих однокурсников, не жалеют ли они о том, что им не удалось попасть туда, куда стремились, они с гордостью отвечают, что очень рады тому выбору, который сделали в пользу нашего факультета несколько лет назад. После окончания университета стоит выбор, куда можно устроиться на работу. В частности, можно пойти работать в зарубежные компании, но нужно будет знание языка! На факультете налажено сотрудничество с зарубежными университетами, обмен студентами. Можно пойти в государственные учреждения, в лаборатории, занимающиеся анализом проб почвы, воды и воздуха. Наверное, будущие экологи мечтают о работе в «Транснефть» и «Газпром», и наши выпускники там работают. Определённо точно можно сказать, нам есть, куда расти!
Климова А., выпускница 2015, каф. биологии почв,
направление «Экология и природопользование»
Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе? На 1 курсе я сразу пошла на день открытых дверей на кафедру. Пообщалась с завкафедрой, рассказала ей, чем хочу заниматься, на тот момент были интересы заниматься нефтяными загрязнениями, она назвала мне 3 фамилии научных сотрудников, к кому можно прийти под крыло. Я почитала информацию про каждого на сайте, пообщалась со старшекурсниками, узнала «фишки и подводные камни» каждого потенциального научного руководителя, и написала письмо Марине Сергеевне, что хотела бы к ней. Потом сходила на стационар, мы пообщались, и как говорится – глаза в глаза, любовь, буря, эмоции…На 2 курсе я начала заниматься своей первой научной работой. Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.
У меня изначально был слабый уровень знания химии, боялась, что могу не потянуть спецкурсы и будет очень сложно. Однако, преподаватели настолько понятно объясняют даже самые сложные темы, что страх отпал с первой лекции по спецкурсу завкафедрой. У нас надо реально учиться, вникать сразу. Спецкурсы достаточно сложные, но очень полезные – каждый вытекает из другого. Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой? Учиться достаточно сложно, но не смертельно. Не работаю на данный момент. В доковидное время я проходила стажировку в исполнительной дирекции РГО, было непросто совмещать с учебой, но возможно. Расскажите поподробнее о Вашей стажировке в РГО. В чем заключались Ваши обязанности? Оказалось ли прохождение стажировки полезным? Я проходила стажировку в департаменте по аналитической и проектной деятельности исполнительной дирекции РГО (ныне это уже 2 разных департамента). Я участвовала в подготовке отчетных документов и разработке тематических программ разных проектов. Часть моей стажировки проходила в дистанционном формате. Расскажите о своей дипломной работе, лабораторных исследованиях? Моя дипломная работа посвящена оценке качества вод реки Рудневка, которая протекает по Косинскому парку города Москвы. Я изучаю химический состав вод и донных отложений различными методами химического анализа. Применяя нормативные документы, рассчитываю коэффициенты и показатели, благодаря которым можно дать оценку степени и характера загрязненности. Изучение загрязнения малых рек очень важно, особенно в черте рекреационных зон большого города. Многие работы, посвященные изучению загрязнения рек, зачастую не затрагивают изучения донных отложений – потенциальных вторичных источников загрязнения. Я стараюсь дать комплексную оценку загрязнения реки с учетом сопряженной системы «вода-донные отложения». Всю лабораторную часть я выполняю на стационаре, там есть возможность выполнить почти весь перечень необходимых химических анализов. На нашей кафедре на данный момент я, наверное, единственная занимаюсь изучением загрязнения не почвы. Это интересный опыт, позволяющий расширить научный кругозор. Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы? Я проходила производственную практику в службе защиты окружающей среды НИИ «Пульсар». Эта практика помогла вживую увидеть работу эколога на предприятии, познакомиться с реальностью. Практика была больше полезна для профориентации, чем для научной работы. В ходе практики я изучала принципы работы службы, изучала технологический процесс и знакомилась с отчетной документацией и различными процессами работы предприятия.
Участвуете ли Вы во внеучебной деятельности университета? Я совмещаю учебу с общественной деятельностью, являюсь сопредседателем совета Студенческого союза МГУ, курирую деятельность Волонтерского центра МГУ, поэтому почти все традиционные международные мероприятия в нашем университете проходят с моим участием в роли организатора волонтерской поддержки. В рамках своей деятельности сопредседателя реализую свой проект «Школа тим-лидеров МГУ». Я стараюсь участвовать в различных конференциях, уже скопила порядка 10 публикаций в сборниках. Участвую во всероссийских форумах, например «Территория смыслов», «Трэвел форум», форум МК РГО и другие. На данный момент являюсь участником программы «Наставничества» РСВ и стипендиатом программы Экологического фонда имени В.И. Вернадского. В этом году мне удалось вернуться в спортивно-бальные танцы вместе с «Грацией МГУ». Наверное, самые мои любимые мероприятия в МГУ – это день Первокурсника и Татьянин день. А из городских – Фестиваль РГО в Зарядье. Такая активная общественная жизнь помогает поднять уровень коммуникации и командной работы, развить лидерские качества, прокачать креативное мышление, найти друзей – единомышленников, завести полезные знакомства и стать узнаваемым. На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ?
Из преимуществ, наверное, основное – это возможность научиться комплексно подходить к исследованиям, четко видеть взаимосвязи и научиться работать руками как в поле, так и в лаборатории. Приятный бонус нашего факультета – это прекрасный преподавательский состав и шикарные полевые практики после 1 и 2 курса. Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас? Мне очень нравится процесс работы «в поле» и дальнейшая обработка проб в лаборатории. Очень здорово сравнивать свои полевые записи с полученными данными, выявлять взаимосвязи, причины тех или иных феноменов. Поскольку я общественник, мне нравится организовывать разные просветительские, научные и протокольные мероприятия. Я периодически провожу экопросветительские мастер-классы и читаю лекции – консенсус фундаментальных знаний и общественных наработанных навыков.
Какие навыки важны на практике больше всего? На практике, неважно работаете ли вы в лаборатории руками, читаете нормативные документы или составляете проекты, очень важно критически мыслить, находить взаимосвязи и причины. Важно применять навыки коммуникации – без этого вообще никуда. Наиболее яркие моменты студенческой жизни. Для меня самыми яркими моментами являются полевые практики, особенно зональная, на которую мы поехали после 3 курса, 265-летие МГУ, традиционная Масленица, съезд молодых ученых в Красновидово, выступление перед ректором на Студенческом Огоньке и практикум по химическим методам анализа компонентов окружающей среды! Совет студентам. Я бы хотела посоветовать брать от студенческой жизни все – попробовать себя везде, чтобы найти то, что вас заряжает, и чем вы реально хотите заниматься в жизни! Не бояться синдрома упущенной выгоды! Помнить, что необязательно выбирать только одно направление, всегда можно обучиться новому и найти способ соединить на первый взгляд несовместимые вещи, например, как у меня добровольчество и научная деятельность. И помнить, что мы все с вами многогранные личности, которые способны на многое, главное не бояться экспериментировать!
Сегодня о своей профессиональной деятельности рассказывает Роман Титарев – выпускник факультета почвоведения МГУ 2005 года. Роман закончил кафедру земельных ресурсов и оценки почв, а в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию. «Мой общий профессиональный стаж составляет более 16 лет и включает работу на должностях: почвоведа в ООО «Изыскательский центр ШАНЭКО»; главного специалиста в ЗАО «Группа компаний ШАНЭКО»; ведущего инженера экологической группы и руководителя экологической группы в Проектно-изыскательском институте электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» - филиал акционерного общества «Росжелдопроект». В рамках работы в этих организациях я приобрел большой опыт по производству, координации и руководству всеми этапами инженерно-экологических изысканий (в том числе на линейных объектах) в различных природно-климатических зонах России, взаимодействию с экспертными органами и подрядными организациями. В 2019 году я приступил к работе в ФАУ «Главгосэкспертиза России» в должности главного специалиста отдела экологической экспертизы. С марта 2022 года являюсь заместителем начальника Отдела инженерно-экологических изысканий Управления экологической экспертизы. За время работы в «Главгосэкспертизе России» рассмотрено более 500 проектов. Участвовал в проведении государственной экспертизы результатов инженерно- экологических изысканий значимых объектов по целому ряду важных для развития экономики и социальной инфраструктуры страны, водохозяйственным и гидроэнергетическим объектам, горнодобывающим и перерабатывающим предприятиям, объектам производственного и гражданского назначения. Инженерно-экологические изыскания это один из обязательных видов изысканий, которые ложатся в основу разработки любого проекта. Результаты инженерно-экологических изысканий являются основой для разработки ОВОС, ПМООС и МООС, а также «Проектов рекультивации земель» и «Проектов консервации земель». В целом, моя профессиональная деятельность связана с почвоведением, геоботаникой, зоологией и экологией. В рамках учебы на факультете мы получили на первых курсах общие знания по химии, географии, минералогии, геоботанике, потом нас учили их применять на практике в почвоведении и экологии. Все эти знания и опыт работы пригождаются для решения производственных задач. Они позволяют осуществлять экспертизу в части исследований плодородного слоя почв, выявления неточностей и недостатков исследований компонентов природной среды в рамках инженерно-экологических изысканий. С особой теплотой я вспоминаю своих преподавателей - С.А. Баландина, А.С. Яковлева, Г.П. Глазунова, Н.Ю. Гончарук, О.А. Макарова, горжусь личным знакомством с Глебом Всеволодовичем Добровольским. А сегодняшним студентам я хочу пожелать всецело отдаваться учебе и работе - жизнь вас за это вознаградит»
Со времени основания кафедру окончило более 600 студентов, половина из которых стала кандидатами наук, а сорок – и докторами. Здесь собраны рассказы и воспоминания выпускников кафедры разных лет.
Образование, которое дает наш факультет можно считать уникальным, в том плане, что редко где можно встретить такой широкий спектр дисциплин под руководством научной элиты. Конечно, не все пройденное было полезно, но это сугубо дело каждого. В любом случае от информации остался отпечаток. Но дело даже не в предметах, не в том, что лучший ВУЗ страны, не в авторитете и рейтингах. МГУ учит быть самостоятельным. МГУ сбивает спесь с "умников" и подает руку помощи сознательным. Университет начинает сортировать с момента дополнительных вступительных испытаний и до самого последнего этапа обучения. Это то самое "бутылочное горлышко", которое отбирает самых приспособленных, самых стойких и уверенных. И это - ценно. Ну а пока первый этап пройден, что же нас ждет - "море хранит молчанье". И из этого моря мы рано или поздно выйдем на сушу. Чекин М.Р., выпускник 2017, каф. биологии почв
- Какие впечатления от практики вообще? - Впечатления — атас! Я влюбился в зональную практику еще в первый раз, будучи студентом. После магистратуры я ездил стажером (у преподавателя Ольги Юрьевны Гончаровой), и, когда мне доверили быть полноценным бригадным преподавателем, был в восторге. Как сказал провожая студентов Лев Анатольевич Поздняков: «Нет таких людей, кто съездил бы в зональную практику и жалел об этом», — вот я не только не жалею, но и стремлюсь попасть туда снова. - Отличается ли зоналка со стороны преподавателя и студента? - Да, конечно. Когда ты студент, тебя беспокоят совершенно другие вещи: всё вовремя сдать, написать отчет, успеть потусоваться на костре и так далее. В качестве преподавателя приходится нести ответственность за всю бригаду: готовиться к полевым выходам и камеральным занятиям, пытаться понять, как лучше донести информацию до студентов, да и в целом повышать свой уровень осведомленности о предметах исследования — собственно, почвах. - Какие ценные качества даёт ребятам опыт полученный в зоналке? - Я, как и многие мои коллеги по зональной практике, убежден, что зоналка — не только про почвоведение, экологию, геоботанику. Это про работу в коллективе. Даже если студент не запомнит и не усвоит абсолютно всю полученную на практике информацию, он точно научится работать три недели с одной группой людей в непривычных для городского жителя условиях. Когда тебе поначалу некомфортно, или когда люди в твоей бригаде уже надоели за этот 21 день, когда тебе постоянно надо куда-то идти и что-то делать — вот тогда человек по-настоящему раскрывается, видит в себе все недостатки и может их исправить. Вот именно этот опыт — и есть самое главное, что дает зональная практика. - Легко или просто быть преподавателям в условиях зональной практики? - Поначалу (на первой и чуть-чуть на второй стоянках) мне было очень непривычно. Я не понимал, как правильно выстроить рабочий процесс со студентами, как правильно подавать им информацию и как, собственно, учить их почвоведению. Я думал, что можно просто отправить студентов в самостоятельный научный поиск — позволить им попытаться самим разобраться в том, что мы исследуем. Сам я планировал наблюдать и направлять студентов. Оказалось, что это так не работает. Студентам нужно объяснять, рассказывать, четко указывать им на то, что они должны найти в своем научном поиске. А если ты не объяснил, не рассказал или указал пять раз за практику — можно считать, что ты не сделал этого ни разу. Кроме того, когда ты молодой преподаватель, то бывает сложно выстроить нормальные рабочие отношения со студентами. Грани между «преподаватель — старший товарищ — друг» очень легко размываются в полевой, более неформальной, обстановке. Я был морально готов к этому, и заранее приготовил слова к тому случаю, когда студенты начнут нарушать субординацию. К счастью, мне очень повезло с бригадой — студенты сами очень строго держали себя в рамках. И даже после завершения условного «рабочего дня» на практике, относились с большим уважением и пиететом. - В современном мире при высоком уровне развития технологий - нужны ли полевые практики вообще и зональная в частности? - Да, конечно! Особенно — студентам факультета почвоведения. К счастью, почва — не тот объект, который можно познать на лекции, когнизировать посредством учебников или изучить на цифровом двойнике. Любой человек, который хочет называть себя почвоведом или экологом — обязан побывать в этом невероятном научном приключении. Многие мои коллеги считают зоналку центральной частью их обучения на факультете. И я с ними солидарен. Читать больше отзывов и рассказов про обучение на факультете Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения На наши вопросы ответили: Карманов Виктор, магистр 2 года кафедры географии почв Захарова Надежда, выпускница 2017 года кафедры биологии почв. В 2019 закончила международную магистерскую программу Полярные и Морские исследования (ПОМОР) в СПбГУ и Гамбургском университете. Сейчас работает в Арктическом и Антарктическом Научно-исследовательском Институте (ААНИИ) в русско-германской лаборатории им. О.Ю. Шмидта (ОШЛ). С 2020 года аспирант биофака СПбГУ.
— В скольких экспедициях Вы принимали участие? Виктор: Я участвовал в трех экспедициях НИС "Академик Мстислав Келдыш" в Арктику. Надежда: Я принимала участие в трех арктических экспедициях: одна была маленькая на суше в Хибинах, а две – морские. — Расскажите о месте прохождения экспедиции, укажите дату и цели. Виктор: Экспедиции проходили по Арктическим морям: Баренцево, Карское и море Лаптевых. Мой первый рейс был "АМК 72" 2018 года с 15 августа по 24 сентября, второй мой рейс "АМК 76" в 2019 году в Карское море с 1 июля по 6 августа, третий мой рейс "АМК 81" 2020 года с 25 августа по 25 сентября. По программе комплексных экологических исследований Российской Арктики.
Надежда: Впервые в морской арктической экспедиции я была в 2018 году с августа по сентябрь (45 дней в море), на судне Академик Трешников. Экспедиция была в Баренцевом, Карском, Лаптевых морях, и северо-западе Восточно-сибирского моря. Это была международная экспедиция, но на русском судне. На судне выполняли работы несколько экспедиционных групп: CATS (The Changing Arctic Transpolar System) - немецко-русская группа, занималась изучением арктической трансполярной системы в условиях изменения климата; NABOS (Nansen and Amundsen Basins Observational System) - американская группа от университета Аляски Фейрбенкс, занималась океанологическими наблюдениями в бассейнах Нансена и Амундсена (UAF); T-ICE - изучали изменение льда.
Надежда: Экспедиция - это бесконечная романтика, заряд энергии от прекрасной природы, интересная работа и всегда неожиданные открытия о мире, людях и себе. Надежда: В первой экспедиции я была студентом на судне и работала со всеми, училась всему. В основном, я работала в группе биологов. Отбирали зоопланктон, фитопланктон и делали попутные измерения первичной продуктивности. Во второй экспедиции я тоже была в биологической группе. Помогала со сбором и обработкой зоопланктонных и фитопланктонных проб.
— Как Вы попали в экспедицию (с преподавателем факультета, с другой организацией), кто был инициатором? Нужно ли было готовиться?
Надежда: В первую экспедицию нас пригласили как студентов (всего 4 человека) руководители магистерской программы (ПОМОР). Вторая экспедиция - по приглашению моего немецкого научного руководителя, с которым я писала свою магистерскую диссертацию. Готовиться всегда надо. К первой экспедиции я готовилась в лабе, отрабатывала некоторые методы лабораторные. И еще мы помогали упаковывать оборудование. Ко второй я готовилась только сборами, получением визы, и морально. Надежда: Экспедиция в море - это очень много непредсказуемых ситуаций, на которые надо быть готовым быстро реагировать. Нагрузка может быть достаточно высокая за счет того, что станции могут идти друг за другом и работы будет много подряд. Иногда приходится работать сутками, или работать ночью, или вставать рано или посреди ночи. Это не то чтобы трудность, просто надо быть к этому готовым. А еще надо быть готовым к качке и морской болезни. Морская болезнь вышибает тебя из рабочего процесса, потому что ты совсем ничего не можешь делать. Но все эти «трудности» компенсируются прекрасным бирюзовым цветом моря, добрыми людьми вокруг и приключениями.
— Результат экспедиции (написание дипломной работы по проведенным исследованиям/статья/грант). Надежда: Мы до сих пор обрабатываем пробы, отобранные в 2018 году, анализируем информацию. Надеюсь, по окончании будет статья и не одна.
— С какой целью Вы бы посоветовали отправляться в экспедиции? Надежда: В любую экспедицию, независимо от того море это или суша, стоит отправиться всем, кто любит поле. Полевые работы всегда дают перезагрузку мозга, отдых от лаборатории, заряд и новые впечатления о настоящем мире, в котором мы живем. Фото: В. Карманов Интервью взято корреспондентом газеты «Московский университет» (№7 (4567) август 2021)
«Маршрут зональной практики прокладывался по основным земледельческим районам, – поясняет Дарья Комкова. – Стоянки каждый год расположены в одних и тех же местах, где удобно поставить лагерь, может без проблем проехать тяжелая автотехника с вещами и оборудованием. Обязательным условием стоянки является наличие места для забора воды недалеко от лагеря». «Наши стоянки были выбраны идеально для того, чтобы увидеть и описать зональные плакорные растительные сообщества, зональные и интразональные почвы, – продолжает Марина Сушенцова. – И перемещаясь с юга на север, прекрасно видишь, как меняются климатические условия, рельеф, и как это сказывается на растительных ассоциациях и подстилающих их почвах, а также как изменяется вид природопользования». – Сколько дней заняла полевая часть практики? В каких условиях приходилось жить и трудиться? Марина: «Полевая часть практики длилась с 17 июня по 4 июля. Мы жили в настоящих полевых условиях: ночевали в палатках, все камеральные работы, питание – под открытым небом. Разбивали и устанавливали лагерь самостоятельно. Кто-то жил в палатке с друзьями, кто-то, как, например, я, в одиночестве». Дарья: «Привыкнуть к палатке получилось не сразу: то под боком колола веточка, которую забыли убрать при установке палатки, то просто не спалось на новом месте. Рано вставать тоже не хотелось, особенно когда предстояло описывать разрезы почвы под палящим солнцем. Приходилось привыкать к сольпугам и мошкам в Волгограде, в Воронеже приспособиться к жаре, а в Туле – к прохладе. Но все трудности остались позади, и наш лагерь полностью наслаждался полевой жизнью!».
Дарья: «Основной задачей практики является приобретение и закрепление навыков морфологического описания почвенного профиля и классификации почвы при помощи полевой диагностики. Также важной задачей является знакомство с растительностью и диагностика почв на основе этой же произрастающей растительности. Главная цель практики у почвоведов и экологов в целом одна – ознакомление с закономерностями формирования почвенного покрова различных природных зон. Почвоведы для этого изучают почвоведение и геоботанику, у ребят-экологов к этим дисциплинам прибавляются зоология и химический анализ. Да, объем новых знаний был весомым, но со всеми поставленными на практике задачами мы удачно справились!». Марина: «У экологов и почвоведов одинаковые лекции и экскурсии по почвоведению и геоботанике, все готовят бригадный гербарий – 80 видов с трех стоянок на одну бригаду. Почвоведы описывают больше почв и делают почвенные катены, некоторые бригады готовят индивидуальные отчеты по практике. У экологов меньше разрезов – всего 15, у нас были дополнительные геоботанические задачи по фитоиндикации, описанию различных сообществ. Как бонус – мы ездили на террикон. Также у экологов были дополнительные занятия, экскурсии и эксперименты по зоологи, блок химии почв – так называются полевые анализы проб горизонтов описанных почвенных покровов. Моя бригада успешно сдала зачет по всем дисциплинам». – Вместе со студентами на практику отправляются и преподаватели. Они делились своим опытом, советами? Помогали подготовиться? Марина: «На эту практику с нами поехала Марина Сергеевна Розанова, мой научный руководитель. Марина Сергеевна советовала, как выбрать палатку: какой каркас лучший, какая должна быть водонепроницаемость, какой спальник самый подходящий, сколько их брать, а также какие вещи лучше захватить с собой и без чего можно обойтись. Непосредственно в поле преподаватели объясняли, как выбрать подходящее место для палатки. Лучше всего – выровненная поверхность. Ветки и шишки нужно убрать, при сильном ветре надо закрепить палатку на все растяжки, а лучше привязать их к дереву для большей устойчивости. Рассказывали, как спастись в жару. Например, в Волгограде нельзя обливаться водой – можно легко сгореть на солнце, лучше надеть шаровары и рубашку с длинным рукавом и воспользоваться солнцезащитным кремом, укрыться от солнца под зонтом. А в Воронеже, наоборот, мы обливались водой с ног до головы прямо на маршруте, чтобы не перегреться и не потерять сознание. С нами проводили инструктаж, как лучше подготовиться к полевому выходу. Здесь правило номер один – штанины всегда заправляют в носки, чтобы никакие насекомые, особенно клещи, не смогли заползти под одежду». Дарья: «Преподаватели на практике – это очень интересные люди. Мне кажется, они просто влюблены в эти поля и леса, они горят желанием передавать свои бесценные знания. В ходе практики мы слушали лекции о каждой природной и почвенной зоне, лекции, посвященные классификации почв и их органическому веществу. Кроме лекций были камеральные работы, где преподаватели отвечали на вопросы, давали нам новую интересную информацию и помогали с написанием отчетов. Конечно, преподаватели помогали нам в первые дни привыкнуть к полевым условиям, делились лайфхаками полевой жизни, очень интересно рассказывали о своей зональной практике. Все это нас вдохновляло». – Оставалось ли время на отдых? Марина: «Времени не так много, как хотелось бы, все же программа практики обширна. На первой стоянке было очень жарко и ветрено, редко удавалось после обеда поспать в палатке и не перегреться. В свободное время мы разгадывали кроссворды, общались, играли в настольные игры, устраивали фотосессии или просто разговаривали обо всём: о впечатлениях, смешных историях из жизни, о мечтах и грядущем окончании бакалавриата. Нередко вспоминали практику после 1 курса на базе в Чашниково. В Хреновском бору (Воронежская область) было поприятнее с погодой. После обеда можно было поиграть в бадминтон или волейбол, иногда мальчики играли нам на гитаре, удавалось даже порисовать и поспать. С одним из поваров нас сопровождала немецкая овчарка Берта, она лихо бегала с нами во время подвижных игр. Когда мы были в Тульских засеках, уже приближался зачет, поэтому все старались поскорее подготовить отчеты и выучить растения к геоботанике. На всех стоянках лучшее время отдыха был вечер, после линейки. Мы гуляли и разговаривали, играли в волейбол, мальчики – в футбол, по вечерам собиралась группа болельщиков Чемпионата Европы, кто-то усердно учил латынь. Но самое запоминающееся – это костер, песни под гитару и беседы».
Дарья: «У костра в кругу своих однокурсников, друзей чувствуешь единение с людьми и природой, которая тебя окружает. Можно погрузиться в свои мысли, наблюдая за языками пламени. После практики ваш плейлист обязательно пополнится подборкой песен «с костра». Когда снова слушаешь их дома, будто опять стоишь под звездами, озаренный огнем, и так тепло на душе. Вспоминая зональную практику, ловлю себя на мысли, что каждый день я улыбалась и смеялась. Бывали и трудные моменты, но каждый раз происходило что-то хорошее, что перекрывало все невзгоды. Для меня практика была нескончаемым потоком эмоций». – Какие рекомендации вы бы дали студентам, которым предстоит отправиться на зональную практику? Дарья: «Подготовка к выезду проходила весной, нужно было разобрать, починить и помыть оборудование. В конце мая мы разбирали бригадные ящики, чистили кухонный инвентарь, зашивали и чинили палатки общественного пользования. 31 мая был самый ответственный этап: погрузка. Грузили ящики, палатки, учебные материалы, столы, скамейки, личные вещи. Здесь важна командная работа, в одиночку решить такие задачи невозможно. Я рекомендую запомнить одно из главных правил: общественное превыше личного. Очень важно в первые часы стоянки поставить и облагородить места общественного пользования, а затем уже ставить свои личные палатки. А если что-то не получается, например, поставить палатку на первой стоянке, не стесняйтесь просить помощи у однокурсников, имеющих походный опыт». Марина: «На мой взгляд, самое сложное – это выбор снаряжения и одежды: непонятно, какую взять палатку и спальник, какой фонарик нужен, как выбрать одежду – что понадобится, а что нет? Я советовалась и со студентами старших курсов, и с преподавателями. Перед отъездом каждый день проверяла прогноз погоды, читала информацию о растительности и почвах природных зон, где у нас будут остановки, чтобы сложился некоторый фундамент знаний. Студентам, готовящимся к зональной практике, я бы рекомендовала покупать палатку с максимальной водонепроницаемостью и «предбанником». По количеству вещей – может хватить и рюкзака в 50 литров. Также необходимо взять два спальника – один должен быть рассчитан на низкие температуры. Обязательно берите плед или термоодеяло спасателя, возьмите налобный фонарик (это очень удобно), резиновые сапоги, хорошие походные ботики и кроссовки на нескользкой подошве, одежду как на жаркую, так и на холодную погоду (ищем баланс), не лишними будут рабочие перчатки, «противокомарные» костюмы, средства от насекомых (в том числе и порошок от муравьев), солнцезащитные кремы. А для перемещения по лагерю, мне кажется, самая удобная обувь – кроксы». – Как оцените личный опыт зональной практики? Марина: «Очень атмосферное во всех смыслах время! Однозначно я очень хочу снова поехать в «зоналку». Многие поступают на наш факультет ради этой практики, этого опыта, эмоций». – Зональная практика факультета почвоведения для многих становится дорогим воспоминанием на всю жизнь. Вы чувствуете, что так же будет и для вас? Марина: «У нас была полевая практика в Чашниково после 1-го курса, поэтому необходимый минимум знаний имелся, но то, чему мы научились в «зоналке», наверное, самое ценное и дорогое! Я всегда буду помнить, как мы поднимались на территории, как спускались с них, как вместе копали, спасали вещи от дождя, спорили в разрезе, ставили друг другу палатки и все вместе пели под гитару». Дарья: «Зональная практика – это бесценный опыт, как научный, так и жизненный. Для меня – это первый опыт полевой экспедиции, в которой мы приобрели ценные знания. Отвечая на Ваши вопросы, я вспоминала наш палаточный лагерь, запах каши со сгущенкой по утрам и тушенки на обед, смех и обрывки песен, доносящиеся ночью от костра, танцующие языки пламени и байки в ночь дежурства, потрясающие виды сухой степи или долины реки Упы и еще тысяча моментов, которые навсегда останутся в сердце. Знания, полученные в поле, запоминаются в тысячу раз лучше учебника. Фотографии или описания почвы в литературе не передают ее настоящие свойства, а спускаясь в почвенный разрез, ощущаешь, как вся информация о процессах и свойствах, о которых ты читал, становится понятнее, все закономерности проясняются. В ходе практики влюбляешься в объект исследования – почву и в бескрайние поля, тенистые леса. Также зональная практика оказывает влияние на коллектив в целом, мы стали настоящей семьей почвоведов не только преодолевая трудности, но и проживая вместе тысячи счастливых, радостных моментов». Марина: «Я бы добавила, что для любого студента нашего факультета «зоналка» становится рубежом между «до» и «после» во всех смыслах: от профессиональных навыков почвоведа/эколога до эмоционального развития».
Беседовала Анастасия Сычева
Фотографии предоставлены участниками практики
После окончания университета я поступила в аспирантуру факультета почвоведения, которую закончила в 2019 году и защитила в том же году кандидатскую диссертацию. На данный момент работаю научным сотрудником в ФИЦ «Почвенный институт им. В.В. Докучаева», лаборатория физики и гидрологии почв. С какой областью знаний связана Ваша профессиональная жизнь сейчас? Естественно-научная: почвоведение, агрофизика, механика почв и грунтов, отчасти микробиология. Какие знания, полученные на факультете, позволили реализовать себя в Вашей нынешней профессиональной области? В первую очередь, профильные знания, полученные на факультете в первые годы обучения и на спецкурсах кафедры физики и мелиорации почв. Но самое главное (что до конца осознается только сейчас, по прошествии нескольких лет после окончания специалитета и защиты диссертации) — это навыки быстрого поиска и анализа любой информации, способность мыслить критически, эрудированность. Какие, на ваш взгляд, есть преимущества у естественно-научных специальностей? Непосредственное соприкосновение с объектами своих исследований, возможность видеть их изменения и проявления; необходимость контакта с другими специальностями помимо профильной. Но если в целом, я думаю, что любые специальности хороши, просто важно быть открытым к разным наукам, дисциплинам или подходам. Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой? Евгения Викторовича Шеина, Долгор Доржиевну Хайдапову, Наталью Викторовну Костину и Петра Михайловича Сапожникова. Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета? Веры в себя, упорства в тех целях, которые важны именно вам. Смелости, если есть страх поменять кафедру, направление, пойти на стажировку, найти работу по специальности или полностью сменить свой вектор. И, конечно, активной внеучебной жизни! Какой совет Вы бы дали абитуриентам при выборе направления обучения? Ответственно подойти к выбору направления: почитать официальные и неофициальные ресурсы, пообщаться со студентами и выпускниками, поизучать рынок вакансий по выбираемому направлению, прислушиваться к себе - и только после делать выводы.
«Во-первых, Вы получите диплом самого важного вуза страны! Это уже стартовая позиция! В процессе даже простого общения в стенах университета Вы почувствуете ауру великих открытий человечества, почувствуете себя частью всего мироздания. Преподаватели дадут Вам необходимые алгоритмы жизнеустройства, которые будут универсальными в любых ситуациях. Вы будете понимать природу как таковую в целом и определите своё место в ней. В отличие от других специалистов, сможете заглядывать далеко в будущее, и от Вас будет зависеть, каким оно будет. Эти утверждения и выводы я делаю с высоты 65-летнего выпускника факультета почвоведения МГУ. Факультет даёт фундаментальное образование, знания о почве, о земле как основе жизни и деятельности людей. Проходя обучение по разным предметам: математике, химии, физике, геологии, биологии, земельным ресурсам и другим перспективным научным проработкам - вы получите такой объём знаний, которых хватит на любые направления. И Вам просто нужно будет выбрать своё! Я, например, работал в органах власти, так сложилось. Всегда мог найти то решение, которое было бы наиболее приемлемым из предлагаемых. Но я всегда видел дальше остальных. Мне всегда было интересно заглядывать, а что там дальше - меня этому научил факультет. Во время обучения я этого не понимал, меня больше интересовали друзья, девочки, как сходить на дискотеку, как сдать очередную сессию... Но само собой как-то впиталось все, - молодой был! Работал впоследствии председателем Земельного комитета по Кабардино-Балкарской республике (КБР), руководителем управления Кадастра объектов недвижимости по КБР, министром земельных ресурсов и госимущества КБР.
Вы научитесь быть в гармонии с окружающими, с природой. А какая на факультете зональная практика! Можно руками, взглядом, воздухом ощутить природу земли Российской. У вас будет твёрдая почва под ногами, потому что вы её будете знать и любить. Незабываемые на всю жизнь ощущения молодости, песен под гитару или другую музыку у костра на опушке леса, у озера, в горах дадут вам такой заряд, который даже виртуально не может быть создан! Вы можете сказать: «Это было вчера!» Нет! Как раз в сочетании с теми кибервозможностями, которые у вас в руках, полученное фундаментальное образование даст ощущение превосходства. К примеру, уважаемый ректор В.А. Садовничий на праздновании 50-летия факультета объявил о суперкомпьютере, который вот-вот запустится в МГУ, и которым смогут пользоваться студенты. И какой же это будет прорыв во всех направлениях! Приходится вам позавидовать! Удачи!»
Интервью взято корреспондентами газеты «Московский университет» (№3 (4563) март 2021)
– Наташа, конечно же, хотим поздравить тебя с победой на Докучаевских чтениях! Расскажи о своем докладе. Как именно звучала его тема? – Спасибо! Тема моего доклада – «Закономерности сорбции свинца минеральными горизонтами подзолистой почвы». Это первая моя научная работа, так что факт победы стал для меня немного неожиданным. В моей секции были студенты старших курсов, аспиранты и младшие научные сотрудники. Было очень интересно послушать других участников, многие работы были сильными, с хорошо обработанными результатами. – Наши читатели вряд ли близко знакомы со сферой почвоведения. Насколько нова тема, которой ты занимаешься? – Почвоведение в целом – относительно молодая наука. В 1877 г. Вольное экономическое общество поручило профессору В.В. Докучаеву, основоположнику школы научного почвоведения, исследовать черноземную полосу России. В 1883 г. была опубликована его магистерская диссертация «Русский чернозем», которая послужила основой для выделения почвоведения как отдельной отрасти естествознания. Многие знаменитые ученые (в том числе В.И. Вернадский) также вели исследования в области почвоведения. Почвоведение находится на стыке многих естественных наук и активно развивается, оно гораздо более многогранно, нежели кажется на первый взгляд. Именно этот фактор и стал решающим для меня при выборе специализации. Но, соглашусь, едва ли можно назвать эту научную дисциплину популярной на данный момент. Несколько раз я была волонтером на Дне открытых дверей в Главном здании МГУ, представляла свой факультет и заметила, что нередко абитуриенты просто не понимают, в чем суть почвоведения как науки, что именно она изучает. – Как, по-твоему, можно сделать почвоведение более доступным для массовой аудитории научным направлением? – Я думаю, понимание того, что почвенный покров – это не просто верхний слой литосферы, но еще и важнейшее звено в круговороте многих веществ, без которого невозможно было бы существование человечества, придет несколько позже. Любое строительство, к примеру, не может планироваться без участия почвоведов. Надеюсь, популяризации почвоведения поспособствует развитие тематических рубрик в соцсетях. Например, Студенческое научное общество нашего факультета регулярно проводит тематические лекции с разными учеными в группе ВКонтакте. – А как начался твой личный научный путь? – В начале 1-го курса мне просто хотелось получать новые знания, а вот понимания существа профессии было маловато (улыбается). Поворотным моментом стало знакомство с заведующей кафедрой химии почв Инной Игоревной Толпештой, которая стала и моим научным руководителем, и вдохновителем. Сначала я просто помогала другим ребятам с их работами, параллельно читая литературу. Потом уже появилась своя научная тема, связанная с загрязнением подзолистой почвы свинцом. В условиях повышения антропогенной нагрузки на экосистемы оценка сорбционных возможностей почв по отношению к тяжелым металлам является актуальной задачей. Свинец – сильный токсикант по отношению к человеку и животным, и потому очень важно понимать механизмы его миграции. – Твои исследования касаются конкретного региона или имеют более глобальный характер? – Почва, которую я исследовала, отобрана в Центральном лесном государственном биосферном заповеднике, расположенном в Тверской области. Безусловно, закономерности перемещения свинца неодинаковы в различных орографических условиях, однако общие данные по механизмам его поглощения будут сопоставимы для всех почв данного типа. – Как ты видишь свое дальнейшее развитие в науке? – На данный момент я работаю в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана и начинаю научную деятельность на геологическом факультете параллельно с моей основной «почвенной» научной темой. Планирую работать и в области минералогии, и в области почвоведения, и далее выбрать для себя точку пересечения. Возможно, она будет связана с изучением глинистых минералов, обширно представленных в почвах различных типов. – Какие тренды в современной почвоведческой науке ты бы выделила? На чем стоит сконцентрироваться молодому почвоведу? – Как я уже говорила, почвоведение – многогранная наука, и изучают ее сейчас с самых разных сторон – с точки зрения почвенной микробиологии, агрохимии, земледелия, географических закономерностей, влияния возрастающей антропогенной нагрузки, минералогических особенностей… Как мне кажется, наиболее интересно изучать закономерности воздействия различных загрязнителей на почвы разных типов, особенно интересны научные работы по их конкурентной сорбции. – Мы знаем, что студенты-почвоведы участвуют в так называемых «зональных практиках» – изучении почв разных климатических зон в процессе экспедиций. Доводилось ли тебе принимать участие в подобных практиках? – Да, такие практики – настоящая легенда! (Смеется). Некоторые даже хотят поступить на наш факультет ради зональных практик! К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией моя «зоналка» (так мы называем практику) была перенесена на лето 2021 года. Надеюсь, в этот раз все же удастся съездить и узнать, что же такое настоящая полевая экспедиция. – Вернемся к Докучаевским чтениям. Какие впечатления остались от конференции? Это был твой первый опыт выступления на подобных мероприятиях? – Я благодарна организаторам за приятную атмосферу и соблюдение таймингов и своему научному руководителю Инне Игоревне Толпеште за качественную подготовку. Это был мой первый опыт выступления на конференции, и он оказался очень даже удачным. – Мы знаем, что ты изучаешь английский и немецкий языки. А чем, помимо этого, увлекаешься? Участвуешь ли ты в студенческой общественной жизни? – Кроме английского и немецкого, я изучаю и норвежский язык (наверное, стоит сказать, что также знаю медицинскую латынь, т.к. училась в мед/био классе Лицея №1535). В течение 12-ти лет я занималась спортивно-бальными танцами. Но на 3-м курсе пришлось оставить это занятие – серьезно продолжать уже не получалось. Несколько раз в неделю хожу на тренировки, это помогает оставаться в тонусе. Увлекаюсь современной поэзией. Очень хочется попасть на литературный вечер Веры Полозковой, когда масштабы пандемии сократятся. И общественная жизнь факультета мне, безусловно, близка. На первом курсе я много «волонтерила», позже была главой стипендиального комитета Студенческого совета МГУ (в 9-м созыве). Сейчас я заместитель председателя Студсовета факультета почвоведения, занимаюсь стипендиальными и правовыми вопросами на факультете уже второй год. Беседовали Мария Брындина и Дарья Жаркова
|
|