Факультет почвоведения МГУ был организован 10 апреля 1973 г. приказом Минвуза СССР №44; в его состав вошли кафедры почвенного отделения биолого-почвенного факультета: агрохимии, биологии почв, географии почв, общего земледелия, почвоведения, физики и мелиорации почв. Основателем и первым деканом нового факультета стал академик Глеб Всеволодович Добровольский (1915-2013). Однако, история почвоведения в стенах Московского университета началась гораздо раньше.

Проблемами генезиса почв занимался один из основателей Московского университета – Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), который в книге «О слоях земных» сформулировал теорию растительно-наземного происхождения почв. Началом развития науки о почвах в Московском университете (тогда – Императорском Московском университете) следует назвать научную и преподавательскую деятельность профессора Матвея Ивановича Афонина (1739-1810), который в 1770-1777 гг. читал первый в России курс сельскохозяйственного домоводства при кафедре зоологии и ботаники. М.И. Афонин был первым русским профессором натуральной истории, а свою диссертацию «О пользе естественной истории в домашнем быту» он защитил в 1776 г. под руководством Карла Линнея. Курс сельскохозяйственного домоводства читался им на русском языке, в отличие от остальных курсов, читаемых в Московском университете на латыни. В 1771 г. вышел в свет один из известнейших трудов М.И. Афонина – «Слово о пользе, знании, собирании и расположении чернозему, особливо в хлебопашестве». В основу сочинения легла речь, произнесённая им на торжественном акте в Московском университете, устроенном в апреле 1771 г. в связи с посещением университета императрицей Екатериной II. Матвей Иванович являлся продолжателем идей М.В. Ломоносова о происхождении почв, отмечал, что «чернозем…состоит по большей части из согнивших трав и растений, которые части в самом воздухе, а части в живущих телах перемену сию претерпели». М.И. Афонин был первым, кто выдвинул идею о создании музея почв. Проблемы со здоровьем вынудили профессора покинуть кафедру в 1777 г., вследствие чего чтения курса прекратилось.

В 1804 г. кафедру минералогии и сельского домоводства отделения физических и математических наук возглавил профессор Антон Антонович Прокопович-Антонский (1762-1848). Антон Антонович дважды занимал должность декана отделения (1808-1809, 1813-1818) и вошёл в историю как ректор университета (1819-1826). Несмотря на то, что после восстания декабристов на Сенатской площади (некоторые его участники были воспитанниками Московского университета) Антон Антонович был вынужден оставить должность, он до своей кончины работал в области натуральной истории в целом и земледелия в частности. В последние годы жизни он заведовал Земледельческой школой московского общества сельского хозяйства.

В 1804 г. А.А. Прокопович-Антонский начал читать курс минералогии и сельского домоводства, продолжая дело профессора М.И. Афонина. При чтении курса он ориентировался на труды российского геолога В.М. Севергина, но пользовался и своими собственными материалами, особенно при чтении лекций по сельскому домоводству. Антон Антонович, несмотря на отсутствие выдающегося вклада непосредственно в науку о почве, сыграл очень важную роль в сохранении и развитии этого направления в Московском университете за счёт своих организаторских и педагогических талантов. Профессор внёс значительный вклад в развитие Московского университета, являлся почётным членом многих научных сообществ, имел множество наград, в том числе – звание заслуженного профессора Московского университета.

С 1821 года и до самой своей кончины кафедру возглавлял профессор Михаил Григорьевич Павлов (1793-1840). Михаил Григорьевич обучался в Императорском Харьковском университете (1812-1813), в Медико-хирургической академии (1813-1814), на физико-математическом факультете Московского университета (с 1814 года), а также на медицинском факультете Московского университета, при этом успешно окончил обучение на обоих факультетах, защитив диссертации «О водородном газе, его видах, свойствах и употреблении» и «О питания зародыша в теле человеческом». Неудивительно, что современники признавали его ум «необыкновенным»; есть все основания считать Михаила Григорьевича ярким примером учёного-энциклопедиста. Совет университета командировал в 1818 г. Михаила Григорьевича на двухлетний срок в Европу для изучения естественной истории и сельского домоводства; последнему он обучался у немецкого учёного, основоположника сельскохозяйственной науки в Германии Альбрехта Даниеля Тэера (1752-1828), который показал своему ученику исключительную важность сельского хозяйства как отдельной отрасли науки (впоследствии, Михаил Григорьевич передаст видение «науки сельского хозяйства» как «полезнейшее» и «любопытнейшее» через лекции своим студентам, среди которых были М.Ю. Лермонтов, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и др.). Кроме того, большое влияние на Павлова оказало обучение натурфилософии у Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга (1775-1854). Вернувшись в Москву, Михаил Григорьевич приступил к заведованию кафедрой, читал на ней курсы земледельческой химии, минералогии и сельского хозяйства. С 1822 по 1838 г. профессор заведовал опытным полем на окраине Москвы, на котором проводились исследования по обработке почв, внедрению севооборотов и изучению влияния вносимых в почву удобрений. Это делает М.Г. Павлова основоположником опытного сельского хозяйства в России.

Михаил Григорьевич уделял большое внимание своей педагогической деятельности, стараясь пробудить в слушателях интерес к философским основам обсуждаемых проблем. Помимо этого, он внёс большой вклад в российскую агрономическую науку. Он справедливо полагал, что успех в сельском хозяйстве возможен, если оно базируется на «естествоведении», отмечал колоссальный потенциал плодородных земель России и называл их «единственным источником богатства», подчёркивал необходимость «землеудобрения и плодопеременения», которые должны осуществляться с «надлежащей точностью». Многие свои выводы относительно сельского хозяйства Павлов отразил в своей «Речи о побудительных причинах совершенствовать Сельское Хозяйство в России…» (1825). Как уже отмечалось выше, Михаил Григорьевич выступал за активное внедрение плодосмена, т.к. при трехполевой системе плодородие почвы не поддерживается; в связи с этим, он осуждал консерватизм, доминирующий в сельском хозяйстве. Однако, существуют мнения, что М.Г. Павлов без достаточных оснований переносил зарубежный опыт сельского хозяйства на русские земли, не учитывая особенности природных условий России.

Профессор Павлов был убеждён, что сельское хозяйство базируется на таких естественных науках как физика, химия и биология, и изучение сельского хозяйства невозможно без их предварительного изучения. Основное сочинение Михаила Григорьевича по агрохимии – «Земледельческая химия…» (1825) включает себя не только научные основы земледельческой химии, но и предварительные сведения из естественных наук. В этом сочинении Михаил Григорьевич даёт определение понятию «земледельческая химия» (агрохимия). Значительную часть «Земледельческой химии» он посвятил методам анализа почв и растений, считая, что тщательный химический анализ почвы позволяет выяснить и грамотно оценить ее качественный и количественный состав. В сочинении была приведена первая подробная классификация органических удобрений; этот труд стал первым в России пособием по агрономической химии. Почву М.Г. Павлов разделял на четыре главных компонента: глину, песок, известь и перегной. При этом он подробно излагает случаи, когда эти компоненты способствуют плодородию почвы и когда – снижают, подчеркивая взаимосвязь плодородия почвы с урожайностью выращиваемых культур. Основным источником питания растений Михаил Григорьевич считал перегной (оставаясь верным взглядам своего учителя Альбрехта Даниеля Тэера). Михаил Григорьевич справедливо полагал, что плодородие почвы возможно восстановить в известных пределах с помощью ряда мер, которые он разделял на уже упомянутые «землеудобрение» и «землепашество». В причинах недостаточного плодородия почв он выделял низкое содержание перегноя (что, по его теории, означало недостаток элементов питания) и наличие «веществ, ослабляющих произрастание…». М.Г. Павлов сформулировал положение о необходимости возврата в почву отчуждаемых с урожаем элементов питания, предвосхищавшее теорию возврата Ю. Либиха.

В учении М.Г. Павлова четко просматривается взаимосвязь почвы, растения и удобрения, что получило в дальнейшем глубокое научное обоснование и стало одним из важнейших научных положений агрономической химии. В своих научных публикациях практические советы он старался давать, обосновывая их актуальными достижениями фундаментальных наук.

После кончины М.Г. Павлова его место на кафедре в 1844 году занял воспитанник Московского университета Ярослав Альбертович Линовский (1818-1846). Современникам Ярослав Альбертович запомнился талантливым и красноречивым преподавателем: его лекции всегда пользовались особой популярностью, и даже самые трудные вопросы он мог изложить кратко и доступно. Я.А. Линовский открыл при кафедре сельскохозяйственный кабинет, по поручению университетского руководства предпринимал агрономические поездки в ряд губерний, оставил после себя важные труды по агрохимии. В Санкт-Петербургском университете Я.А. Линовский защитил свой самый известный труд «Критический разбор мнений ученых об условиях плодородия земли, с применением общего вывода к земледелию» (1846). В этой книге дан глубокий критический анализ существовавших в то время теорий питания растений и плодородия почв. Свой анализ Ярослав Альбертович начал с трудов античных учёных: Катонаа, Варрон и Колумеллы, отдельно отмечая последнего; подверг критике гумусовую теорию питания растений, точку зрения о зависимости плодородия почвы от наличия в ней перегнойно-кислых средних солей, растворимых в воде, «азотную школу» французских исследователей, а в завершение рассмотрел теорию Ю. Либиха, считая её, за исключением некоторых недочётов, наиболее приемлемой. После критического разбора, Я.А. Линовский высказывает свой взгляд, который заключается в рассмотрении во взаимосвязи четырех факторов: навоза, воздуха, воды и теплоты. Главная цель эффективного сельского хозяйства, по его мнению – грамотное соотношение этих факторов.

Известен и более ранний труд Ярослава Альбертовича – «Беседы о сельском хозяйстве» (1843), в котором он изложил свои рекомендации по грамотному использованию земель, обращая внимание на необходимость разработки агрономических приёмов с учётом природных и экономических особенностей России. Я.А. Линовский придавал большое значение использованию глубокой вспашки, обработке чистых паров, междурядной обработке пропашных культур, травосеянию, правильному хранению и применению навоза, а также другим прогрессивным приемам того времени, которые и в настоящее время не утратили своего значения. Ярослав Альбертович издал свои лекции по курсу сельского хозяйства, в которых отстаивал необходимость тесной связи между сельскохозяйственной практикой и наукой — «Беседы о сельском хозяйстве, составляющие курс этой науки, публично преподаваемый в Императорском Московском университете в 1844/45 академическом году Ярославом Линовским». В итоге своих работ он близко подошёл к современному понимаю плодородия почвы и путей его увеличения и поддержания. К сожалению, жизнь Я.А. Линовского трагически прервалась в 1846 году.

Следующим заведующим кафедрой сельского хозяйства стал Николай Иванович Железнов (1816-1877) – выдающийся русский ботаник, физиолог растений и агроном. Он не оставил сочинений по сельскому хозяйству, но многие его труды, особенно в области ботаники, оказали серьёзный вклад в развитие науки. Работая на кафедре, Николай Иванович занимался не только ботаникой и сельским хозяйством, но и метеорологией. Однако, ботаника для него была основной областью интересов: в 1853 году он был избран адъюнктом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по физиологии растений, в связи с чем покинул кафедру.

С 1853 года кафедру возглавлял Яков Николаевич Калиновский (1814-1903); при нём кафедра в 1863 году была реорганизована в кафедру агрохимии, которой он продолжал заведовать до 1872 года. Яков Николаевич вел активную общественную и научную работу, но серьёзного вклада в науку о почве он не оставил.

В 1872 года кафедру агрохимии возглавил Николай Евстафьевич Лясковский (1839-1893). Окончив Московский университет, он изучал агрономию за границей; известно, что одним из его учителей был Юстус фон Либих. Возглавив кафедру, Николай Евстафьевич организовал почвенно-химическую лабораторию, что позволило выполнять на базе кафедры различные экспериментальные работы. В 1865 году Николай Евстафьевич защитил диссертацию «О химическом составе пшеничного зерна». В этой работе он доказал, что зерно русской пшеницы отличается от зерна западноевропейской и африканской большим содержанием азота и белка. Докторскую диссертацию Н.Е. Лясковский защитил в 1874 г. на тему «Прорастание тыквенных семян в химическом отношении». Очевидно, что наиболее интересующей его темой был химический состав семян различных сельскохозяйственных культур – возможно, именно этот интерес к химии и побудил его организовать при кафедре лабораторию. В 1884 году кафедра агрохимии была реорганизована в кафедру агрономии. Значительную роль в этом событии сыграл тот факт, что специалисты, выпускаемые кафедрой, не были востребованы, т.к. производство минеральных удобрений в России не было налажено, а применение их не распространилось далеко за пределы опытных полей. Николай Евстафьевич заведовал новообразованной кафедрой до 1890 года, читая курс агрономии вместо агрономической химии, значительно расширив его содержание.

После Н.Е Лясковского заведовать кафедрой агрономии стал его ученик и ассистент Алексей Николаевич Сабанин (1847-1920). После ухода своего учителя в 1890 году, Алексей Николаевич взял на себя ответственность за чтение курса агрономии и ведения практических занятий по агрономическому анализу. Следует отметить, что с самого начала своей деятельности он стал уделять большое внимание преподаванию почвоведения, в особенности – проведению лабораторных и полевых занятий, пришедших на смену литературно-компилятивным. Несомненно, большое внимание на взгляды Алексея Николаевича оказало генетическое почвоведение, возникшее в годы начала его научной карьеры. С самого начала его деятельности в качестве заведующего кафедрой ведётся активная работа по изучению химических и физических свойств почв России. Вместе с этим, Алексей Николаевич продолжает работы своего учителя, изучая химический состав сельскохозяйственных культур. В 1901 году Сабанин защищает магистерскую диссертацию «О кремнезёме в зерне проса». Если до 1901 года Сабанин в равной степени занимался вопросами как агрономии, так и почвоведения, то впоследствии он стал специализироваться в области последнего. В 1902 году он выступил на заседании Агрономической комиссии при Политехническом музее с докладом по вопросу о методах бонитировки почв. В своих трудах Алексей Николаевич предложил собственное определение почвы: «Почва есть до некоторой степени оформленное, постоянно изменяющееся образование, происходящее от взаимодействия материнских горных пород и организмов». Им была предложена оригинальная схема почвенной классификации, в которой почвы делились по растительным формациям. В 1902 году Алексей Николаевич предложил собственный метод определения гранулометрического состава, названный впоследствии методом двойного отмучивания по Сабанину. Эту работу он продолжал ещё долгие годы, совершенствуя свои подходы.

В 1903 году А.Н. Сабанин опубликовал статью «Определение гумуса по хромовой методе», в которой описал метод определения содержания углерода органического вещества в почве окислением хромовой кислотой в присутствии серной кислоты, практиковавшийся в его лаборатории. Метод сильно заинтересовал научное сообщество, т.к. общепринятый метод Густавсона не подходил для карбонатных и засоленных почв. В том же году Сабанин докладывает результаты определения теплоёмкости наиболее типичных русских почв в Агрономической комиссии при сельскохозяйственном отделе Музея прикладных знаний. В 1903 году Алексей Николаевич совместно со своими студентами начинает исследования в области поглотительной способности почв, неудовлетворительное состояние вопроса о которой он объяснял недостатком фактического материала. В 1908 году вышла в свет статья «О поглотительной способности некоторых русских почв», в которой полученные результаты сопоставлялись с химическими и физическими свойствами почв. Стоит отметить, что эта работа предвосхитила дальнейшие работы К.К. Гедройца, с именем которого ассоциируется развитие учения о поглотительной способности почв. Алексей Николаевич уделял особое внимание почвенным растворам, выделяя их разными методами из ряда русских почв. Полученные данные позволили сформулировать закономерность изменения соотношений органической и минеральной частей почвенных растворов по мере перехода от северных к южных почвам. Большое значение Сабанин придавал изучению состава и свойств органического вещества почвы; в разнообразных многочисленных исследованиях принимают участие его сотрудники и студенты, такие как В.В. Геммерлинг, С.А. Захаров, Е.П. Троицкий и другие. В 1909 году вышел «Краткий курс почвоведения», в котором Алексей Николаевич изложил основные вопросы генезиса почв, их свойств, описал методы исследования почв, существующие почвенные классификация и предложил свою собственную. Особую роль А.Н. Сабанин отвёл биологическим факторам почвообразования, роли микроорганизмов в почвообразовании. В качестве основных направлений, которые требуют пристального внимания почвоведов, он называл изучение химических процессов, связанных с гуминовыми веществами и глинистыми минералами почвы («неизвестные почвенные водные сложные кремнеглинозёмные группы»), а также полную морфологическую характеристику почв.

Нельзя не отметить организаторские заслуги А.Н. Сабанина, который выступил с инициативой создания при Московском университете Агрономического института и почвенного музея. Алексей Николаевич призывал к организации сельскохозяйственных факультетов или институтов при университетах, отмечая неудовлетворительное состояние сельскохозяйственного образования в России. При этом он замечал, что почвоведение «выросло до степени самостоятельной науки с вполне определенным объектом ведения, со свойственными лишь ей и ею разрабатываемыми методами исследования, с весьма обширной литературой», вследствие чего считал необходимым организацию кафедр почвоведения. В 1906 году инициатива Сабанина привела к включению курса почвоведения в учебный план физико-математического факультета.

А.Н. Сабанин активно участвовал в научно-общественной жизни, принимал участие в организации и руководстве совещаний почвоведов в Москве в 1907, 1908 гг., руководил деятельностью Почвенной комиссии, а затем и Почвенного комитета при Московском обществе сельского хозяйства. Помимо этого, Алексей Николаевич был талантливым преподавателем, отзывчивым и требовательным научным руководителем. Свою преподавательскую и научную деятельность А.Н. Сабанин продолжал до последних дней.

Место заведующего кафедрой агрономии в 1920 г. займёт ученик Алексея Николавеича профессор В.В. Геммерлинг; через 2 года кафедра агрономии будет разделена на кафедру почвоведения (заведующий – В.В. Геммерлинг) и кафедру агрохимии (заведующий – А.Н. Лебедев). 

В связи с реорганизацией в 1930 г. физико-математического факультета, а затем в 1932 г. - возвращением к факультетскому принципу структуры МГУ, кафедра почвоведения была включена в состав почвенно-географического факультета, в 1938 г. геолого-почвенного, а в 1949-1950 гг. в составе биолого-почвенного факультета было организованно почвенное отделение, состоящее из 6 кафедр: почвоведения, географии почв, организованной в 1939 г., и рожденных в военное время (1943-1944гг.) кафедр физики и мелиорации почв, химии почв, агрохимии и возрожденной в 1950 г. кафедры агрономии, позже переименованной в кафедру земледелия. В 1954 г. была открыта кафедра биологии почв.

Следует отметить, что эти организационные изменения отражают специфику почвоведения как науки, сложность взаимосвязей почв с окружающей средой. Сложная в физическом и химическом отношениях биокосная природа почвы требовала для своего изучения правильного соотношения учебных дисциплин и научных направлений, развития почвоведения как вполне самостоятельной отрасли естествознания. Вот те главные причины, которые определили целесообразность создания самостоятельного факультета почвоведения, который и был организован на базе почвенного отделения биолого-почвенного факультета приказом ректора академика Р.В.Хохлова 10 апреля 1973 г.

ImageПервым деканом факультета стал его организатор профессор Г.В.Добровольский, академик Российской академии наук.

ImageВ 1989 г деканом факультета был избран профессор А.Д.Воронин.

ImageС 1995 по 2020 гг. деканом факультета был профессор, член-корреспондент РАН С.А.Шоба., который с 2020 года стал президентом факультета.

В настоящее время и.о. декана факультета является профессор, член-корреспондент РАН П.В.Красильников.

 








 

 

 

Успешному решению вопроса об организации самостоятельного факультета почвоведения способствовали следующие обстоятельства:

  • во-первых, возросшие к этому времени биосферно-экологические проблемы показали, что их решение невозможно без развития почвоведения как самостоятельной отрасли естествознания, а не одной из сельскохозяйственных дисциплин;
  • во-вторых, Почвенное отделение к 70-м годам располагало таким учебно-научным и кадровым потенциалом, который делал возможным работу его как самостоятельного факультета. К тому времени это было самое разностороннее и самое высококвалифицированное учебно-научное учреждение в области почвоведения, в нем было 6 кафедр представляющих основные направления науки о почве; их возглавляли известные крупные ученые лидеры соответствующих направлений (В.А.Ковда, Н.А.Красильников, Н.А.Качинский, Д.Г.Виленский, Г.В.Добровольский, Н.П.Ремезов, Н.С.Авдонин, Е.П.Троицкий, Н.Г.Зырин и др.);
  • в-третьих, развитие научных школ на кафедрах обеспечило приемственность в руководстве.

Ученики и последователи основателей этих школ успешно повели за собой сложившиеся коллективы и новое научное поколение почвоведов в Московском университете. И, наконец, очень важный момент - понимание Ученым советом университета и руководством (Г.И.Петровский, Р.В.Хохлов) важности почвоведения как университетской, фундаментальной естественно-исторической науки. В тоже время на факультете почвоведения много внимания уделяется и прикладным проблемам почвоведения, успешно разрешаемым благодаря опоре на прочные теоретические основы.

С организацией факультета почвоведение получило новый мощный импульс для развития. Была открыта новая кафедра эрозии почв и расширены исследования по фундаментальным проблемам почвоведения.

В 1974 г. на базе Московского университета состоялся юбилейный Х Международный конгресс почвоведов, посвященный 50-летию Международного общества почвоведов, на котором с президентским докладом «Биосфера и почвы» выступил зав. кафедрой почвоведения чл.-корр. АН СССР В.А.Ковда.

В 1992 г. решением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации почвоведение было включено в перечень направлений базового высшего образования по естественным наукам (наряду с математикой, физикой, биологией, геологией и т.п.) с присуждением академической степени «бакалавра почвоведения», а в 1994 г. Приказом Госкомвуза России в перечень основных естественнонаучных профессионально-образовательных направлений с углубленной общенаучной подготовкой и присуждением академической степени «магистр почвоведения» с соответствующей специализацией. В этом же году почвоведение было включено в перечень естественнонаучных специальностей с углубленной общенаучной (базовой) подготовкой, включающей общепрофессиональную, а также теоретическую и практическую профессиональную подготовку по специальности «Почвоведение» с указанием соответствующей специализации.

С историей отдельных кафедр и структурных подразделений факультета можно ознакомиться по ссылкам:

История кафедры агрохимии и биохимии растений http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-agrokhimii/agrohimia-istoria

История кафедры общего почвоведения

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-pochvovedenie/pochvovedenie-kafedra/pochvovedenie-istoria

История кафедры географии почв

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-pochvovedenie/pochvovedenie-kafedra/pochvovedenie-istoria

История кафедры физики и мелиорации почв

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-fizika/fizika-istoria

История кафедры химии почв

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-himia/himia-kafedra

История кафедры биологии почв

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-biologia/biologia-istoria

История кафедры общего земледелия и агроэкологии

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-zemledelie/zemledelie-istoria

История кафедры эрозии и охраны почв

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-erozia/erozia-istoria

История кафедры агроинформатики

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-agroinformatika/o-kafedre

История кафедры земельных ресурсов и оценки почв

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-zemelnie-resursi/ocenka-pochv-kafedra/34-c

История кафедры радиоэкологии и экотоксикологии

http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-radioecologia/radioecologia-kafedra/1090-814

Почвенный стационар

http://soil.msu.ru/o-fakultete/struktura/pochvennyj-statsionar

Институт экологического почвоведения (1996-2005)

http://soilinst.msu.ru/institut/istoriya-sozdaniya/