Одной из популярных тем в московских масс-медиа уже почти месяц остаётся установленная на Болотной набережной скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». Ее появление в самом центре города вызвала множественные споры; впрочем, для москвичей монументальная скульптура давно стала больной темой, и обсуждение всех новых композиций с самого начала идет на повышенных тонах, а критики не стесняются в выражениях.

Само название «Большая глина» показывает, что скульптура относится к почвенной тематике, поэтому я не поленился и съездил к месту ее установки, чтобы составить о ней собственное мнение. Могу сказать, что это действительно произведение искусства, оказывающее серьёзное эмоциональное воздействие. Скульптор – талант. 

Сам автор говорит, что композиция изображает скульптурную глину, которую он смял перед началом работы, это сюжет о творчестве художника. Можно продолжить мысль: глина перед тем, как ей придали форму, символизирует Хаос. У любого, даже поверхностно образованного человека, это немедленно вызывает целый букет ассоциаций, начиная с древнегреческой мифологии (и вторичной по отношению к ней фэнтези типа Желязны), и заканчивая знаменитым афоризмом Эйнштейна. В Хаосе огромный потенциал, потому что из него может возникнуть любая форма, в то время как однажды созданный порядок отрицает иные порядки, которые могли бы реализоваться. 

Но какие ассоциации вызывает «Большая глина» у человека, который с почвой, будь то глина, суглинок или супесь, работает бóльшую часть сознательной жизни? Можно отвлечься от того, каково содержание илистых частиц в глине и какова влажность данного образца, хотя для опытного почвоведа это очевидно. Скорее, хочется вспомнить, какова роль глины в человеческой культуре и мифологии.

В большинстве мифов именно глина стала материалом, из которого создан человек. В древнеегипетских источниках указывается, что бараноголовый бог Хнум создал на гончарном круге как человека, так и всех животных. В шумеро-аккадской мифологии говорится о том, что бог-творец Энки, вместе с богиней Нинмах решили создать людей, дабы переложить на них тяжесть труда, вылепили три человеческие пары, определили им судьбу и устроили пир. Захмелев, они решили вылепить ещё людей, но те получились уродливыми (потому не все люди красивы). Собственно, и в греческой мифологии Прометей сделал людей из земли и воды: он более известен, как титан, укравший огонь для людей, но его пристрастие к человеческой расе объяснялось тем, что он сам людей и смастерил. Даже само латинское hоmо выводится от humus – «земля». Легенды малых народов о сотворении человека из глины настолько многочисленны, что их невозможно все перечислить.

Мировые авраамические религии также согласны с тем, что человек создан из глины, из почвы. Библейские источники (Бытие, 2.7) пишут: «И созда́ Бо́гъ человѣ́ка, пе́рсть [взе́мъ] от­ земли́, и вду́ну въ лице́ его́ дыха́нiе жи́зни: и бы́сть человѣ́къ въ ду́шу жи́ву». Вторит этой теме и Коран, священная книга Ислама: «Поистине, Мы создали человека [Адама] из квинтэссенции глины [из глины, взятой от всех земель]» (сура Аль-Муминун: 12).

Не так давно по новому кругу ученые вспомнили, что жизнь могла зародится именно на поверхности глинистых минералов. Бодрые журналисты немедленно представили это в формате «учёные доказали, что человек сотворён из глины», что довольно типично для текущего уровня масс-медиа и совершенно не удивляет. 

На самом деле речь идет о событиях гораздо более отдаленных, сложных и интересных. Многие вспомнят о коацерватах – коллоидных структурах, явившихся по теории А.И. Опарина предшественниками первых настоящих одноклеточных организмов. И про эксперимент Миллера-Юри, показавший возможность абиогенного синтеза разнообразных органических молекул в условиях ранней Земли. Однако промежуточный этап, на котором произошло превращение разбавленных растворов простых органических веществ в сложнейшие взаимодействующие автокаталитические системы, из которых уже могла возникнуть жизнь, до сих пор остается предметом многочисленных дискуссий. Ведь эти события происходили свыше 4 миллиардов лет назад, еще до начала архейского эона, и у этого времени нет даже устоявшегося названия: кто-то называет его катархей или преархей, кто-то – гадей, а кто-то – приской.

Какую же роль сыграли здесь глинистые минералы? Прежде всего, за счет колоссальной удельной поверхности и высокой адсорбционной способности они концентрировали синтезирующиеся вещества на себе, что очевидным образом увеличивало скорость дальнейших реакций между ними. Но также они выступали катализаторами определенных химических процессов: например, обыкновенный монтмориллонит катализирует реакции синтеза молекул РНК и белков из соответствующих мономеров. Опытным путем была показана возможность образования достаточно длинных молекул РНК, чтобы те и сами могли проявлять каталитические свойства, положив таким образом начало РНК-миру. Но это уже совсем другая история. 

Живые организмы могли сохранить минеральные частицы в своем составе и научиться их воспроизводить. В начале 2000-х годов в оглеенных почвах около города Фужер во Франции был обнаружен минерал, названный по месту открытия фужеритом. Известно, что он образуется при отсутствии кислорода; напомню, что кислорода в земной атмосфере не было в течение первых двух миллиардов лет ее существования. Зато в атмосфере был метан, и в очень больших концентрациях. И фужерит имеет структуру, химически схожую с кофактором, находящемся в активном центре метанмонооксигеназы – фермента, позволяющего бактериям окислять метан и использовать его для получения энергии. Сам минерал также проявляет каталитические свойства, правда при восстановлении нитратов в аммоний. Однако вполне возможно, что некоторые кофакторы ведут свою «родословную» от глинистых минералов, и те по-прежнему помогают нам осуществлять свой метаболизм, высшую нервную деятельность, а значит и создавать произведения искусства.
 
 
Собственно, вот такие мысли вызвала «Большая глина № 4». Будет возможность – съездите и посмотрите. 
 
И.о. декана П.В. Красильников
с.н.с. Л.А. Поздняков
 
 

 
 
 
Спонсор конференции: