Отзывы студентов и выпускников

Сегодня перед сотнями тысяч вчерашних школьников встает вопрос: куда идти учиться дальше? Кто-то уже давно знает ответ, а кто-то до сих пор выбирает и сомневается.

Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета.

Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников.

Содержание раздела: про что хотите почитать?

  • Про обучение на факультете в целом: 
  • Специальности и научные исследования:
  • Аспирантура и стажировки:
  • Экспедиции и практики:
  • Трудоустройство:
  • Или просто обновите страницу и читайте в случайном порядке!

Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021
 
На наши вопросы отвечал:
 
Михаил Чекин, аспирант третьего года обучения по направлению «Экология».
 
1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Факультет почвоведения для меня – это прекрасные люди: преподаватели и студенты. Почвоведу с почвоведом всегда будет о чём поговорить, необязательно об объекте исследования. Факультет формирует свою собственную среду, которая оказывает влияние на людей, это заметно, когда общаешься с представителями других факультетов.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
На факультете я научился мыслить шире. Этому способствует многообразие дисциплин и направлений на факультете. Это очень ценно – выйти за пределы своего взгляда на вещи, понять другие точки зрения, другой образ жизни, другие ценности. Важно помнить, что у каждого своя правда, и зачастую она не совпадает с вашей.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
На нашем факультете есть преподаватели, которые способны перевернуть твои представления и всячески способствовать на твоём пути к познанию. Если вы видите эти качества в преподавателе, значит вам повезло, цените это.
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я уверен, что практически каждый на факультете найдет себе занятие по интересу. Направления настолько разнообразны и гибки, что пересекаются с другими науками и дисциплинами, в общем-то далёкими от почвоведения. По моему мнению, сейчас наиболее интересным и многообещающим направлением является создание карбонового полигона на базе УОПЭЦ «Чашниково».
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
На мой взгляд, главным внеучебным мероприятием всегда было и остается ежегодное Посвящение первокурсников. К сожалению, в период пандемии возникают трудности с его организацией. Но кто сказал, что мы боимся трудностей?
 
6. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Из всех университетских событий мне больше всего запомнилась зональная практика. Да и вообще все полевые практики. Но самая-самая – «зоналка». Впечатления от нее настолько велики, что возвращаешься оттуда другим человеком, а те, кто по каким-то причинам не хотят туда ехать поначалу, по итогам меняют свое отношение и хотят повторить это событие.
 
Мое пожелание абитуриентам:
 
Дорогу осилит идущий. Пусть удача сопутствует вам во всех начинаниях!

Сегодня я - выпускница Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова. А всего лишь несколько лет назад была обычной школьницей из далекой Ульяновской области. В те юные годы я и не подозревала о том, что смогу поступить и учиться в лучшем вузе нашей страны. С детства мне было интересно наблюдать за природой, я обожала поездки в лес, там папа учил меня узнавать птиц, собирать «правильные» грибы и ягоды.

Но серьезно заниматься экологией я стала в 9 классе. Именно тогда я узнала о том, насколько хрупка красота окружающего мира и как многое зависит от деятельности человека. Вместе с учителем биологии, которая и открыла для меня столь интересный предмет, мы проводили исследования, участвовали в экологических конкурсах и конференциях. Финальным штрихом нашей работы стала победа во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, которая дала мне право поступить в любой вуз, где обучают специалистов-экологов, без вступительных испытаний. Мой выбор пал на МГУ имени Ломоносова.

На тот момент, я мало знала о факультете почвоведения. Первое знакомство с ним произошло в июле 2010, когда мы с мамой приехали подавать документы в приемную комиссию. Помню, как с энтузиазмом расспрашивала секретаря о том, чем же здесь занимаются, что преподают и есть ли научные конференции и олимпиады. Не могу не отметить тот факт, что мне сразу понравился интерьер факультета: коридоры, обшитые деревом, аудитории с величественными партами, за которыми сидело не одно поколение – все это создает атмосферу фундаментальности университета и образования в нем (на память сразу приходит известное выражение: театр начинается с вешалки…).

Так и началась моя студенческая жизнь. У нас не было разделения на почвоведов и экологов с первого курса, направление подготовки выбиралось после второго года обучения, когда за спиной была практика в Чашниково и уникальная зональная практика. Я выбрала почвоведение, вторым шагом был выбор кафедры, который, признаюсь, был не из легких. Я посещала дни открытых дверей, советовалась с преподавателями и друзьями. Мне хотелось восполнить недостаток информации о законах в области земельных отношений, поэтому кафедра земельных ресурсов и оценки почв стала моей родной кафедрой.

На спецкурсах рассказывали о процедурах оценки ущерба, нанесенного различными видами загрязнений, о законодательстве в сфере отходов, о бонитировке почв, о нормировании антропогенного воздействия, учили рассчитывать кадастровую стоимость земель, показывали современные методы биоиндикации и биотестирования.

Курс об экологической экспертизе заканчивался прохождением производственной практики в организации, занимающейся подготовкой инженерно-строительной документации и разработкой технических регламентов, после которой стало понятно, как применять полученные знания в университете непосредственно в деле. При желании всегда можно найти работу по специальности, а можно продолжить свое обучение дальше в магистратуре и аспирантуре. Какой путь выбрать - зависит только от Вас!

В завершении хочется сказать замечательные слова одного преподавателя, что в моей жизни было два важных события – это рождение и поступление в Московский Государственный Университет!

Астайкина А., выпускница 2015, каф. земельных ресурсов и оценки почв, направление «Почвоведение»

Абитуриентов, увлекающихся химией и экологией, обязательно заинтересует информация о трудоустройстве своих выпускников, которую собирает кафедра химии почв: http://soil.msu.ru/kafedry/kaf-himia/vipuskniki-himia

 

Сейчас доступна информация о выпускниках с 2007 года по настоящее время.

 

А кем бы хотели стать Вы?

Hello всем сомневающимся и сопереживающим!

Я выпускница 2015 года, отделения экологии, кафедры химии почв. На данный момент обучаюсь в магистратуре в Японии (занимаюсь анализом геологических процессов). Во время 3-его курса год училась по обмену в Токио, занималась изучением процессов в атмосфере. Факультет почвоведения дает вам огромный выбор областей для исследования, как вы уже наверное заметили из моего описания. И что главное-вы можете в них разбираться. Strongly recommend ;)

Про обучение

Это весело. Весело и интересно. Мне бы этого было достаточно, но как вам - не знаю, так что подробнее

У вас будет множество (но не так чтобы прям не продохнуть) курсов, в том числе и на других факультетах МГУ. Так что это несомненный плюс. Дисциплины будут и биологические, и химические, и экономические, и физические... в общем, вам скорее всего что-то точно придется по душе.

Студентов меньше, чем на других факультетах, так что профессора - все ваши, так сказать. Помочь-объяснить всегда пожалуйста.

Про студенческую жизнь

У вас будут практики (едешь на природу, занимаешься наукой, общаешься итп) и это тоже весело. Вообще учиться довольно интересно мне кажется, если совмещать приятное с полезным, но правильный баланс у вас получится найти только став студентом.

Так как вы сможете ориентироваться в большом количестве областей, какая-то вам скорее всего придется по душе и у вас будет довольно много свободного времени, по сравнению с другими факультетами, поэтому настоятельно советую не забывать и о саморазвитии. Очень большой шанс, что вы станете успешнее других, поняв это раньше. Так что факультет почвоведения дает вам все для успешного старта в жизни, куда-бы вы не решили приложить свои усилия. 

Факультет и университет сыграли огромную роль в моей жизни, но не стоит полагаться только на них. Ваша судьба в ваших руках, шевелитесь и будет вам счастье!

Миндалева Д., выпускница 2015, каф. химии почв, 
аправление «Экология и природопользование»

Сегодня на наши вопросы ответила Марина Сушенцова, студентка 4 курса кафедры химии почв.

Марина рассказала нам об обучении на кафедре, научной работе и волонтерстве. Марина также поделилась своим опытом прохождения производственной практики и стажировки!

Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе?

На 1 курсе я сразу пошла на день открытых дверей на кафедру. Пообщалась с завкафедрой, рассказала ей, чем хочу заниматься, на тот момент были интересы заниматься нефтяными загрязнениями, она назвала мне 3 фамилии научных сотрудников, к кому можно прийти под крыло. Я почитала информацию про каждого на сайте, пообщалась со старшекурсниками, узнала «фишки и подводные камни» каждого потенциального научного руководителя, и написала письмо Марине Сергеевне, что хотела бы к ней. Потом сходила на стационар, мы пообщались, и как говорится – глаза в глаза, любовь, буря, эмоции…На 2 курсе я начала заниматься своей первой научной работой.

Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

У меня изначально был слабый уровень знания химии, боялась, что могу не потянуть спецкурсы и будет очень сложно. Однако, преподаватели настолько понятно объясняют даже самые сложные темы, что страх отпал с первой лекции по спецкурсу завкафедрой.

У нас надо реально учиться, вникать сразу. Спецкурсы достаточно сложные, но очень полезные – каждый вытекает из другого.

Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться достаточно сложно, но не смертельно. Не работаю на данный момент. В доковидное время я проходила стажировку в исполнительной дирекции РГО, было непросто совмещать с учебой, но возможно.

Расскажите поподробнее о Вашей стажировке в РГО. В чем заключались Ваши обязанности? Оказалось ли прохождение стажировки полезным?

Я проходила стажировку в департаменте по аналитической и проектной деятельности исполнительной дирекции РГО (ныне это уже 2 разных департамента). Я участвовала в подготовке отчетных документов и разработке тематических программ разных проектов. Часть моей стажировки проходила в дистанционном формате.

Расскажите о своей дипломной работе, лабораторных исследованиях?

Моя дипломная работа посвящена оценке качества вод реки Рудневка, которая протекает по Косинскому парку города Москвы. Я изучаю химический состав вод и донных отложений различными методами химического анализа. Применяя нормативные документы, рассчитываю коэффициенты и показатели, благодаря которым можно дать оценку степени и характера загрязненности. Изучение загрязнения малых рек очень важно, особенно в черте рекреационных зон большого города. Многие работы, посвященные изучению загрязнения рек, зачастую не затрагивают изучения донных отложений – потенциальных вторичных источников загрязнения. Я стараюсь дать комплексную оценку загрязнения реки с учетом сопряженной системы «вода-донные отложения». Всю лабораторную часть я выполняю на стационаре, там есть возможность выполнить почти весь перечень необходимых химических анализов.

На нашей кафедре на данный момент я, наверное, единственная занимаюсь изучением загрязнения не почвы. Это интересный опыт, позволяющий расширить научный кругозор.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Я проходила производственную практику в службе защиты окружающей среды НИИ «Пульсар». Эта практика помогла вживую увидеть работу эколога на предприятии, познакомиться с реальностью.

Практика была больше полезна для профориентации, чем для научной работы.

В ходе практики я изучала принципы работы службы, изучала технологический процесс и знакомилась с отчетной документацией и различными процессами работы предприятия.

Участвуете ли Вы во внеучебной деятельности университета?

Я совмещаю учебу с общественной деятельностью, являюсь сопредседателем совета Студенческого союза МГУ, курирую деятельность Волонтерского центра МГУ, поэтому почти все традиционные международные мероприятия в нашем университете проходят с моим участием в роли организатора волонтерской поддержки. В рамках своей деятельности сопредседателя реализую свой проект «Школа тим-лидеров МГУ».

Я стараюсь участвовать в различных конференциях, уже скопила порядка 10 публикаций в сборниках. Участвую во всероссийских форумах, например «Территория смыслов», «Трэвел форум», форум МК РГО и другие.

На данный момент являюсь участником программы «Наставничества» РСВ и стипендиатом программы Экологического фонда имени В.И. Вернадского.

В этом году мне удалось вернуться в спортивно-бальные танцы вместе с «Грацией МГУ».

Наверное, самые мои любимые мероприятия в МГУ – это день Первокурсника и Татьянин день. А из городских – Фестиваль РГО в Зарядье.

Такая активная общественная жизнь помогает поднять уровень коммуникации и командной работы, развить лидерские качества, прокачать креативное мышление, найти друзей – единомышленников, завести полезные знакомства и стать узнаваемым.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ?

Из преимуществ, наверное, основное – это возможность научиться комплексно подходить к исследованиям, четко видеть взаимосвязи и научиться работать руками как в поле, так и в лаборатории. Приятный бонус нашего факультета – это прекрасный преподавательский состав и шикарные полевые практики после 1 и 2 курса.

Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Мне очень нравится процесс работы «в поле» и дальнейшая обработка проб в лаборатории. Очень здорово сравнивать свои полевые записи с полученными данными, выявлять взаимосвязи, причины тех или иных феноменов.

Поскольку я общественник, мне нравится организовывать разные просветительские, научные и протокольные мероприятия. Я периодически провожу экопросветительские мастер-классы и читаю лекции – консенсус фундаментальных знаний и общественных наработанных навыков.

Какие навыки важны на практике больше всего?

На практике, неважно работаете ли вы в лаборатории руками, читаете нормативные документы или составляете проекты, очень важно критически мыслить, находить взаимосвязи и причины. Важно применять навыки коммуникации – без этого вообще никуда.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Для меня самыми яркими моментами являются полевые практики, особенно зональная, на которую мы поехали после 3 курса, 265-летие МГУ, традиционная Масленица, съезд молодых ученых в Красновидово, выступление перед ректором на Студенческом Огоньке и практикум по химическим методам анализа компонентов окружающей среды!

Совет студентам.

Я бы хотела посоветовать брать от студенческой жизни все – попробовать себя везде, чтобы найти то, что вас заряжает, и чем вы реально хотите заниматься в жизни! Не бояться синдрома упущенной выгоды! Помнить, что необязательно выбирать только одно направление, всегда можно обучиться новому и найти способ соединить на первый взгляд несовместимые вещи, например, как у меня добровольчество и научная деятельность. И помнить, что мы все с вами многогранные личности, которые способны на многое, главное не бояться экспериментировать!

Сегодня на наши вопросы ответила Мария Узун, выпускница кафедры биологии почв, научный сотрудник Института биоинженерии ФИЦ Биотехнологии РАН.

Мария рассказала нам об обучении в бакалавриате и магистратуре, научных конференциях и трудоустройстве.

Насколько тяжело было учиться? Была ли возможность совмещать работу с учебой?

Лично мне поступить было сложнее, чем учиться, потому что я заканчивала школу в другой стране. В учебе мне с самых первых дней помогали освоиться окружающие люди. Старшекурсники делились конспектами, однокурсники помогали с насущными вопросами. К тому же, я жила в общежитии, где практически любую проблему можно было решить в короткие сроки благодаря окружающим. Возможность совмещать работу с учебой была. На первых двух курсах это были редкие подработки, не связанные с умственным трудом, а дальше я работала репетитором по химии и биологии, готовила школьников к ЕГЭ.

Что было самым сложным во время выполнения диплома?

В бакалавриате для меня самым сложным было научиться писать литературный обзор. У меня почему-то этот навык не выработался самостоятельно, я не до конца понимала, где и какую информацию мне искать. В магистратуре, в моей новой лаборатории, был журнальный клуб. Там меня и научили анализу текстовой информации. Тогда возник новый челлендж - научиться работать с большими объемами данных. Учусь этому до сих пор.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Моя производственная практика проходила на кафедре биологии почв. Нас учили основным методам работы с бактериальными культурами и газовой хроматографии. В целом, эти навыки послужили хорошей основой для проведения экспериментов в магистратуре и аспирантуре.

Расскажите о своей дипломной работе.

В бакалавриате я занималась мониторингом функционального микробного комплекса почв Вьетнама, загрязненных нефтепродуктами. В целом, я больше училась методам, чем развивала глубокую научную мысль (как и положено бакалаврам, наверное). Я научилась продумывать постановку эксперимента, работать с флуоресцентным микроскопом, выделять ДНК, проводить измерения на газовом хроматографе, базово анализировать готовые результаты секвенирования, высчитывать статистические показатели и делать научные презентации.

Магистерскую работу я делала в другой лаборатории по совершенно иной теме. Она была связана с исследованием влияния степени минерализованности водных местообитаний на распространение разных групп магнитотактических бактерий (синтезируют наномагниты). Благодаря смене темы я добавила к своим навыкам еще несколько новых. Например, я научилась работать с просвечивающим электронным микроскопом, проводить ПЦР-амплификацию, электрофорез, биоинформатический анализ сырых данных секвенирования и определять таксономическую принадлежность изучаемых бактерий. Благодаря результатам этой работы удалось понять, какие группы магнитотактических бактерий с бóльшей вероятностью можно найти в содовых озерах, а какие в соленых морях, например. Это интересно, в том числе и потому, что среди некоторых групп изучаемых бактерий есть представители, синтезирующие до 1000 наномагнитов на клетку (суперпродуценты), и нам хотелось понять, где их можно найти в России (спойлер – в пресных озерах) и как можно получить их в чистую культуру (пока никак).

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? Если да, то пригодились ли Вам полученные навыки и опыт при поиске работы?

Времени для внеучебной деятельности было не очень много, но я старалась в ней участвовать. С первого года обучения я ходила на факультетские тренировки по волейболу, потом несколько лет была капитаном факультетской команды. Тренировки, кстати, до сих пор проводятся в трехзальном корпусе, только юные почвоведы перестали на них ходить, и их места заняли ребята с других факультетов. Ребята, приходите!)

Также, я помогала с организацией дней почвоведа, посвящения первокурсников и другими мероприятиями, проводимыми студсоветом факультета. Напрямую в поиске работы эти навыки не пригодились, но нетворкинг и умение работать в коллективе очень полезные навыки для жизни в целом.

Проходили ли Вы стажировку за границей?

К сожалению, нет. Во времена моей учебы это не было особо распространено, по крайней мере в моем окружении. Но мне удалось побывать на международной конференции в Японии, выступить там с устным докладом. Всем желаю получить как можно больше опыта взаимодействия с мировой наукой, это правда очень полезно. Даже само осознание, что тебя с твоим неидеальным английским понимают и готовы взаимодействовать, уже очень сильно поддерживает в научных начинаниях. После этого, писать письма иностранным коллегам становится намного проще.

Расскажите поподробнее о международной конференции в Японии.

На конференцию я поехала в конце магистратуры. Это было тематическое собрание всех лабораторий в мире, которые, как я, изучают магнитотактических бактерий. Такая конференция проводится раз в 2 года, каждый раз в новой стране. В 2018-м она проводилась в Японии. Узнала я о ней от старших коллег в лаборатории (узнайте в своей лаборатории, вдруг у вас тоже такие узконаправленные конференции есть).

О конференции объявили за полгода до ее проведения, и тогда же началась подготовка. Было сложно, потому что я решила не выступать с темой магистерской работы, а начала развивать новую, которую потом продолжила в аспирантуре. Соответственно, работы было очень много, а времени мало, потому что магистерская работа не собиралась сама себя защищать. Кроме того, я решила выступать с устным докладом, а не с постером. Это совсем не облегчало мне жизнь, но я подумала, что такого шанса у меня может никогда больше и не быть, и надо пробовать. К слову, в 2020-м случилась пандемия известной болезни, и следующую конференцию отменили до лучших времен.

В итоге я рассказывала о том, как найти новые геномы магнитотактических бактерий в открытых базах геномных и метагеномных данных (NCBI, например) и что нового можно найти в самих геномах. В то время в моей жизни случился расцвет двух вещей: самостоятельного изучения биоинформатики и привычки делать все в последний момент. Первое рекомендую вообще всем, а из-за второго у меня случилось 30-часовое отсутствие сна перед докладом (не делайте так никогда!).

Несмотря на все трудности, это, конечно, был уникальный опыт в самопрезентации и общении с мировым научным сообществом, всем желаю испытать во время учебы нечто подобное.

Участвовали ли Вы в научных экспедициях?

И тут, к сожалению, нет. Я – «мокрый биолог» и мои «экспедиции» заканчивались отбором проб в Москве-реке и в Чашниково. Но был такой период, когда многие мои друзья привозили мне образцы из своих путешествий, необязательно научных. Еще иногда «полевые» биологи привозили что-то интересное из своих экспедиций.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

Мне кажется, что преимущество такого образования – многопрофильность. Практически любое дальнейшее изучение новой естественно-научной темы не будет начинаться с нуля, всегда будут хоть какие-то базовые знания. Но в этом же и минус: мало в какой области знания будут глубокими и узконаправленными, многому надо будет доучиваться самостоятельно.

Расскажите поподробнее о работе и трудоустройстве. На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Чем Вы занимаетесь в данным момент?

Сейчас я учусь в аспирантуре на биологическом факультете МГУ и параллельно работаю научным сотрудником в Институте биоинженерии ФИЦ Биотехнологии РАН. На третьем курсе бакалавриата я пришла в этот институт отдавать образцы ДНК на секвенирование, и мне провели по нему экскурсию. Я тогда отметила, что в институте много современного оборудования, люди занимаются интересными, актуальными для мировой науки исследованиями и постоянно стремятся к улучшению своих теоретических знаний и практических навыков. Многие из исследований затем получают практическое применение и публикуются в высокорейтинговых журналах. Мне очень хотелось получить такой же научный опыт, и было ощущение, что в этом месте его могут дать. Поэтому, все вышеперечисленное и стало моими критериями выбора места работы. Проблем с трудоустройством не было, потому что изначально я пришла туда выполнять магистерскую работу.

Кстати, о том, что в лабораторию разыскивается магистр мне рассказал одногруппник – нетворкинг наше всё!

Сейчас я занимаюсь изучением разнообразия, геномики и эволюции бактерий, способных внутри себя синтезировать наномагниты. Уже известно несколько эффективных способов применения таких наномагнитов в медицине, но для их широкомасштабного использования нужно решить еще несколько фундаментальных вопросов, чем я и занимаюсь.

Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?

Не могу сказать, что спрос на микробиологов огромен, но найти хорошо оплачиваемую работу и в науке, и в коммерции вполне реально.

Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?

Конкретно сейчас ближе наука, потому что я доучиваюсь в аспирантуре, но в будущем я не исключаю возможности попробовать себя в коммерции. Главное, чтобы работа была интересной.

Какие навыки важны на практике больше всего?

Уметь самостоятельно учиться новому. Критически мыслить при анализе информации. Не бояться совершать ошибки и уметь получать из них опыт. Ну и уметь много и усердно работать, без этого никуда.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Зональная практика и всё взаимодействие с моими любимыми однокафедрянами (особенно практикумы по растениеводству, грибам и локальные шутки). Просто обожаю!

Совет студентам.

Учитесь учиться. Заводите и поддерживайте научные связи.

Не бойтесь искать работу/учебу за пределами факультета. Успевайте качественно отдыхать)

Владимир Куликов, аспирант третьего года обучения кафедры земельных ресурсов и оценки почв рассказывает о своей научной работе. Владимир изучает возможности восстановления почв, загрязненных осадками сточных вод, с помощью ризосферных бактерий, мелиорантов и методов фиторемедиации под руководством Ирины Овакимовны Плехановой:

«Состав осадков сточных вод зависит от специфики промышленной деятельности района, при этом он обычно отличается высоким содержанием органических веществ, а также азота, фосфора, кальция, калия – элементов минерального питания растений. Вместе с этим, сточные воды в большом количестве содержат тяжелые металлы, полициклические ароматические углеводороды и патогенную микробиоту. Именно это и ограничивает возможности безопасного использования осадков сточных вод в качестве удобрений. А такая идея выглядит притягательной, поскольку позволяет одновременно и решить проблему утилизации данного вида отходов, и получить дешевое и эффективное удобрение.

Если сточные воды все же используются в этом качестве, то формируется комплексное загрязнение почв с высокой вариабельностью содержания тяжелых металлов. В таком случае необходима разработка мер по ремедиации почв для их дальнейшего безопасного и эффективного использования. Ремедиация - это комплекс мероприятий по устранению экологического ущерба. Для почв, загрязненных посредством внесения осадков сточных вод, мы изучаем разные методы восстановления: бактериальные препараты, внесение мелиорантов, фитомелиорацию. Каждый метод имеет и плюсы, и минусы. Моя задача – не только оценить возможность применения метода, но и сравнить их между собой, определить лучший, в том числе и по экономическим характеристикам.

Параллельно с учебой я работаю государственным инспектором в области охраны окружающей среды в Министерстве экологии и природопользования Московской области. Среди моих обязанностей – предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Сильные стороны почвоведа-эколога как специалиста на предприятии или в органах власти – это понимание законодательства в области охраны окружающей среды, нестандартное мышление и широкий спектр знаний».

Читать остальные отзывы о факультете почвоведения

Своим опытом обучения на факультете делится Ольга Денисова, студентка 4-го курса направления «Экология и природопользование». Поступление, обучение, научная работа, производственные и учебные практики, культурная жизнь, студенческие организации и многое другое. Смотрим!

 

Газета "Московский университет" опубликовала в одном номере сразу три интервью с первокурсниками факультета почвоведения:
Быть студентом МГУ имени М. В. Ломоносова – большая честь для меня! Когда я впервые пришел в университет, меня поразила его красота, монументальность. Стоял и любовался, разглядывал мелкие детали фасада, а когда вошел в само здание университета, буквально почувствовал силу и дух российской науки, появилось стремление стать настоящим ученым. Учиться в главном университете нашей страны нелегко – постоянно осваиваешь новый материал, повторяешь, применяешь. В аудиториях Московского университета встречаешь авторов учебников, видишь в интерьерах портреты знаменитых выпускников, получаешь бесценный опыт.
 
Антон Тананыкин, первокурсник факультета почвоведения,
направление «Экология и природопользование»
Полностью интервью читайте на 2 странице
 
– Что заинтересовало тебя в сфере почвоведения? Какие проблемы, вопросы тебя затронули или даже вдохновили?
– Я с детства увлекаюсь биологией, в частности, экологией и зоологией. А почвоведение – это такая наука, которая сейчас стремительно набирает обороты в силу того, что мы живем в век наиболее сильной антропогенной нагрузки на окружающую среду. Почва является источником всех ресурсов, которые потребляются человеком, непосредственно или напрямую, поэтому, я думаю, что в будущем актуальность специальности почвоведа только возрастет. Возникнет необходимость минимизировать уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду, и потребуются квалифицированные специалисты, которые смогли бы найти решение этой проблемы.
Мария Рубец, первокурсница факультета почвоведения,
направление «Почвоведение»
Полностью интервью читайте на 4 странице
 
– Почему ты выбрал именно факультет почвоведения?
– Почвоведы занимаются не только исследованием почв, но и многими смежными науками – экологией, биологией, химией. Я  вижу в этом потенциал. Многие не знают, какие сейчас есть проблемы с производством сырья: растительного, пищевого. Специалисты в этой сфере очень востребованы. Также не стоит забывать про нефтедобывающую промышленность.
– Что тебя интересует больше всего?
– Пожалуй, биология, организмы, которые обитают в почвах. Мне интересно заниматься фауной.
Виктор Мураховский, первокурсник факультета почвоведения,
направление «Почвоведение»
Полностью интервью читайте на 8 странице

Кирилл Толстыгин, аспирант факультета почвоведения, рассказывает о своей педагогической практике и ценных качествах, которые приобретают студенты и молодые преподаватели в условиях полевых практик. В этом году Кирилл ездил в зональную практику в качестве преподавателя бригады.

- Какие впечатления от практики вообще?

- Впечатления — атас! Я влюбился в зональную практику еще в первый раз, будучи студентом. После магистратуры я ездил стажером (у преподавателя Ольги Юрьевны Гончаровой), и, когда мне доверили быть полноценным бригадным преподавателем, был в восторге. Как сказал провожая студентов Лев Анатольевич Поздняков: «Нет таких людей, кто съездил бы в зональную практику и жалел об этом», — вот я не только не жалею, но и стремлюсь попасть туда снова.

- Отличается ли зоналка со стороны преподавателя и студента?

- Да, конечно. Когда ты студент, тебя беспокоят совершенно другие вещи: всё вовремя сдать, написать отчет, успеть потусоваться на костре и так далее. В качестве преподавателя приходится нести ответственность за всю бригаду: готовиться к полевым выходам и камеральным занятиям, пытаться понять, как лучше донести информацию до студентов, да и в целом повышать свой уровень осведомленности о предметах исследования — собственно, почвах.

- Какие ценные качества даёт ребятам опыт полученный в зоналке?

- Я, как и многие мои коллеги по зональной практике, убежден, что зоналка — не только про почвоведение, экологию, геоботанику. Это про работу в коллективе. Даже если студент не запомнит и не усвоит абсолютно всю полученную на практике информацию, он точно научится работать три недели с одной группой людей в непривычных для городского жителя условиях. Когда тебе поначалу некомфортно, или когда люди в твоей бригаде уже надоели за этот 21 день, когда тебе постоянно надо куда-то идти и что-то делать — вот тогда человек по-настоящему раскрывается, видит в себе все недостатки и может их исправить. Вот именно этот опыт — и есть самое главное, что дает зональная практика.

- Легко или просто быть преподавателям в условиях зональной практики?

- Поначалу (на первой и чуть-чуть на второй стоянках) мне было очень непривычно. Я не понимал, как правильно выстроить рабочий процесс со студентами, как правильно подавать им информацию и как, собственно, учить их почвоведению. Я думал, что можно просто отправить студентов в самостоятельный научный поиск — позволить им попытаться самим разобраться в том, что мы исследуем. Сам я планировал наблюдать и направлять студентов. Оказалось, что это так не работает. Студентам нужно объяснять, рассказывать, четко указывать им на то, что они должны найти в своем научном поиске. А если ты не объяснил, не рассказал или указал пять раз за практику — можно считать, что ты не сделал этого ни разу. Кроме того, когда ты молодой преподаватель, то бывает сложно выстроить нормальные рабочие отношения со студентами. Грани между «преподаватель — старший товарищ — друг» очень легко размываются в полевой, более неформальной, обстановке. Я был морально готов к этому, и заранее приготовил слова к тому случаю, когда студенты начнут нарушать субординацию. К счастью, мне очень повезло с бригадой — студенты сами очень строго держали себя в рамках. И даже после завершения условного «рабочего дня» на практике, относились с большим уважением и пиететом.

- В современном мире при высоком уровне развития технологий - нужны ли полевые практики вообще и зональная в частности?

- Да, конечно! Особенно — студентам факультета почвоведения. К счастью, почва — не тот объект, который можно познать на лекции, когнизировать посредством учебников или изучить на цифровом двойнике. Любой человек, который хочет называть себя почвоведом или экологом — обязан побывать в этом невероятном научном приключении. Многие мои коллеги считают зоналку центральной частью их обучения на факультете. И я с ними солидарен.

Читать больше отзывов и рассказов про обучение на факультете

Выбор кафедры является проблемой большинства студентов. Сколько я ни общалась с второкурсниками, всегда есть две группы: те, кто давно определился и знает, чего хочет, и те, кому интересно все и хочется попробовать себя и там и тут, потому что непонятно, что вообще тебе понадобиться в этой жизни. Я, как и большинство, была частью второй группы. Выбор был между растениеводством, агрохимией и физикой почв. И если выбор первых двух был обусловлен интересом и пониманием того, что там делают люди, то на физику почв меня подтолкнул курс лекций по этому предмету. А именно – лектор Аминат Батальбиевна Умарова и ее способность интересно, лаконично и структурно излагать материал. Физические свойства почвы – это те, которые мы можем видеть и чувствовать или описывать при помощи математических формул. Суммарно эти факторы и повлияли на мое решение пойти на кафедру ФиМП.
 
Жалею ли я о своем выборе? Конечно нет. За период обучения смогла поработать и с растениями, и с нефтью, и с классическими физико-механическими свойствами почв. Во время обучения на кафедре можно познакомиться с современным уникальным оборудованием, которого нет на других направлениях. Побывать в сторонних лабораториях, пройти практику в городских парках или съездить в экспедиции.
 
Думаю, что на кафедре понравится людям с математическим складом ума: если вам нравится математика, физика, программирование, статистика, то Вам сюда! Узнаете о новых программах обработки данных почвенных свойств, сможете строить модели переноса веществ (например, пестицидов) и, конечно, анализировать большие объемы данных. Но! Здесь найдут себя и те, кому нравится озеленение, ландшафтный дизайн и проектирование, изучение городских экосистем.
 
На кафедре физики почв особенно любят научно-практические конференции и всячески поддерживают студентов в этом деле. Главное быть активным, не бояться показывать свою позицию, интересы, потому что сфера деятельности кафедры ооооочень обширна. В том числе и сотрудники кафедры – это люди разносторонние, как в личном, так и в профессиональном плане. Главное – не стесняться задавать вопросы! К сожалению, я поздно это поняла, так было бы гораздо больше возможностей…
 
Вообще, самым главным преимуществом этой кафедры является ее научно-педагогический состав! Люди, которые не только дают уникальные знания, но и поддерживают, по-человечески помогают, создают дружественную атмосферу. Несмотря на кажущуюся строгость, это те, кто действительно будет беспокоиться о вашем состоянии, и радоваться вашим успехам.
 
Токмакова Вера, выпуск 2021 года

Александра Князева закончила бакалавриат и магистратуру на факультете почвоведения и сейчас учится в аспирантуре по специальности «Микробиология»:

«Аспирантура стала еще одной ступенью обучения и логичным продолжением моей научной работы, которой я занималась последние годы.

Уже несколько лет я изучаю микробное разнообразие тропических лесов. Я рассматриваю особенности функционирования микробного сообщества: его обилие, разнообразие, активность и распределение в пространственно-временных рамках. Как все мы знаем, основной точкой сосредоточения биологического разнообразия наземных экосистем являются тропические регионы Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Однако вследствие расширения антропогенного воздействия, площади, занятые «целинными» биогеоценозами, неумолимо сокращаются. Поэтому в результате сотрудничества с Совместным Российско-Вьетнамским Тропическим научно-исследовательским и технологическим центром проводятся разнообразные исследования, одной из целей которых является сохранение и изучение разнообразия тропических муссонных лесов.

На данный момент я занимаюсь поиском бактериальных культур, которые могут потенциально быть использованы в качестве микробных препаратов, стимулирующих рост сельскохозяйственно значимых растений путем проведения процессов азотфиксации, фосфатмобилизации, продукции фитогормонов и иных вторичных метаболитов.

Классическое образование, которое мы получаем в Университете, определило широту моих профессиональных интересов. Спектр практических навыков, которые мы отрабатывали на семинарах, и теоретические знания, полученные от старших коллег и преподавателей, а также из литературных источников, заложили фундамент знаний, который мы можем использовать практически в любом направлении. В частности, за годы учебы я работала в сфере клинической медицинской микробиологии, преподавала биологию, сейчас же я работаю во Всероссийской коллекции микроорганизмов.

Наука - это не просто работа. Наука - это стиль жизни, это образ мышления.

Стремитесь, развивайтесь, достигайте. Никогда не бойтесь, что ваш труд недостаточен, не думайте, что ваша работа неважна. Если вы вложите в нее все возможные силы, она даст прекрасные плоды!»

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На вопросы Пресс-службы МГУ отвечала:

Александра Князева, второй курс магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра биологии почв.

Без чего ваш факультет - не ваш факультет?

Почвоведение было бы не таким, если бы не было практик, лабораторий, улыбок и смеха, песен под гитару, утомительной иногда учёбы и подготовки к экзаменам ночи напролёт. Мы были бы не мы, если бы не были такими целеустремленными, интересующимися, разносторонними, но все равно объединенными под крышей одного факультета.

Чему самому интересному ты научилась на факультете?

Самое важное - научиться оперировать полученной информацией. Тут не учат запоминать, тут учат учиться. И учиться всегда и во всем.

Пару слов о твоем лучшем преподавателе?

Мой лучший преподаватель - это мой научный руководитель - Лысак Людмила Вячеславовна, заведующая лабораторией бактериологии на биологии почв. Очень добрый, отзывчивый и разумный, но при этом прямой и стоящий на своём педагог, который очень легко заинтересовывает тебя в своём предмете. Но я не могу сказать, что в университете есть какие-то «плохие» преподаватели, с которыми я сталкивалась. Каждый из них очень сильно любил свой предмет и старался нести его в массы так, чтоб и другие начинали его любить и понимать.

Какие самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?

Сфера моих научных интересов распространяется на ненарушенные почвы тропических лесов, взаимодействие микроорганизмов и растений, городские почвы, ландшафтный дизайн, земельные ресурсы и кадастры.

Какое событие университетской жизни тебе запомнилось больше всего?

Мое первое сентября на первом курсе с множеством новых знакомств, костёр в Чашниково после второго курса с песнями под гитару и бесконечным ночным небом в поле, мое первое собрание в студенческом совете в качестве председателя.

Твое пожелание абитуриентам?

Вы все сможете. Вы - сильное настоящее, которое при должном старании и терпении превратится в прекрасное будущее. Стремитесь к лучшему. И, если вы решите поступать в наш университет, вас научат, как до этого «лучшего» добраться.

«Хотите стать министрами, фундаментальными учёными, или успешными предпринимателями, идущими на шаг впереди всей планеты? Поступайте на факультет почвоведения МГУ!» - о своей учебе и карьере, а также талантах и перспективах выпускников-почвоведов рассказывает Хабдульсалам Патович Лигидов, экс-министр земельных ресурсов и госимущества Кабардино-Балкарской республики. Хабдульсалам Патович закончил кафедру физики и мелиорации почв под научным руководством Александры Федоровны Вадюниной в 1982 году.

«Во-первых, Вы получите диплом самого важного вуза страны! Это уже стартовая позиция! В процессе даже простого общения в стенах университета Вы почувствуете ауру великих открытий человечества, почувствуете себя частью всего мироздания. Преподаватели дадут Вам необходимые алгоритмы жизнеустройства, которые будут универсальными в любых ситуациях. Вы будете понимать природу как таковую в целом и определите своё место в ней. В отличие от других специалистов, сможете заглядывать далеко в будущее, и от Вас будет зависеть, каким оно будет. Эти утверждения и выводы я делаю с высоты 65-летнего выпускника факультета почвоведения МГУ.

Факультет даёт фундаментальное образование, знания о почве, о земле как основе жизни и деятельности людей. Проходя обучение по разным предметам: математике, химии, физике, геологии, биологии, земельным ресурсам и другим перспективным научным проработкам - вы получите такой объём знаний, которых хватит на любые направления. И Вам просто нужно будет выбрать своё! Я, например, работал в органах власти, так сложилось. Всегда мог найти то решение, которое было бы наиболее приемлемым из предлагаемых. Но я всегда видел дальше остальных. Мне всегда было интересно заглядывать, а что там дальше - меня этому научил факультет. Во время обучения я этого не понимал, меня больше интересовали друзья, девочки, как сходить на дискотеку, как сдать очередную сессию... Но само собой как-то впиталось все, - молодой был! Работал впоследствии председателем Земельного комитета по Кабардино-Балкарской республике (КБР), руководителем управления Кадастра объектов недвижимости по КБР, министром земельных ресурсов и госимущества КБР.

Такие универсальные алгоритмы, заключенные в выражения: «Почва зеркало ландшафта», «Характерное время» и другие - выстроили мой поведенческий характер в работе. И когда начинались не совсем компетентные дискуссии на любом уровне, я говорил: «Почва зеркало ландшафта, - и для понимания добавлял, - она записывает всё как на магнитной ленте (на жёсткий диск сказали бы сейчас), надо уметь это считывать». Когда разбирали ситуации, растянутые во временном поле по тем или иным событиям, я напоминал про характерное время и говорил просто: «Всё что происходит в промежутке больше этого - константа, а всё что меньше - не существенно».

Вы научитесь быть в гармонии с окружающими, с природой. А какая на факультете зональная практика! Можно руками, взглядом, воздухом ощутить природу земли Российской. У вас будет твёрдая почва под ногами, потому что вы её будете знать и любить. Незабываемые на всю жизнь ощущения молодости, песен под гитару или другую музыку у костра на опушке леса, у озера, в горах дадут вам такой заряд, который даже виртуально не может быть создан!

Вы можете сказать: «Это было вчера!» Нет! Как раз в сочетании с теми кибервозможностями, которые у вас в руках, полученное фундаментальное образование даст ощущение превосходства. К примеру, уважаемый ректор В.А. Садовничий на праздновании 50-летия факультета объявил о суперкомпьютере, который вот-вот запустится в МГУ, и которым смогут пользоваться студенты. И какой же это будет прорыв во всех направлениях! Приходится вам позавидовать!

Удачи!»

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

Сегодня на наши вопросы ответила Алёна Железова, выпускница факультета почвоведения, научный сотрудник группы биологии и биохимии почв Почвенного института им. В.В. Докучаева.

Алёна рассказала нам о научных конференциях, стажировке в Шведском университете сельскохозяйственных наук, научной экспедиции во Вьетнам, а также поделилась с нами своим опытом работы в Почвенном институте им. В.В. Докучаева.

Насколько тяжело было учиться? Была ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться было довольно легко, учебная программа была составлена последовательно, с логичным усложнением от курса к курсу. Сложно было только в первом семестре на третьем курсе, когда одновременно было несколько курсов химии. Мне не приходилось совмещать работу с учёбой.

Какие предметы/спецкурсы Вам запомнились больше всего? Что было наиболее полезным?

Больше всего мне нравились курсы аналитической химии, агрохимии и географии почв: сочетание насыщенной теоретической части и интересных практикумов. А выделить наиболее полезный предмет мне затруднительно, так как общие курсы хорошо дополняли друг друга и формировали общую теоретическую базу, необходимую для сужения специальности в рамках спецкурсов на кафедре.

Расскажите о своей дипломной работе.

В лаборатории, где я делала диплом, основной темой была экология гидролитических комплексов в разных биоценозах. Изучались микроорганизмы и сообщества, способные к деструкции природных полимеров: хитина, пектина, целлюлозы. Поэтому мы использовали достаточно большой спектр методов: проводили выделение хитинолитиков на твердых средах, оценивали эмиссию углекислого газа в сукцессии в микрокосмах после добавления полимеров, исследовали активных гидролитиков с помощью люминесцентной микроскопии и FISH (метод, предполагающий молекулярные «метки» для разных таксонов бактерий). В моей работе были исследованы гидролитические сообщества разных ярусов южно-таежного леса.

Что было самым сложным во время выполнения диплома?

Если честно, я не помню каких-то особых сложностей. Может, только с выбором времени постановки экспериментов и снятия результатов. Тогда в лаборатории работало много других студентов и аспирантов, и надо было следить, чтобы не пересечься с кем-то по времени работы на хроматографе.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика кафедры биологии почв проходила на факультете, это были дополнительные занятия, на которых была возможность больше попрактиковаться с разными методами. Её полезность я оценила бы как среднюю.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? Если да, то пригодились ли Вам полученные навыки и опыт при поиске работы?

Я регулярно, с 2 курса, посещала различные научные молодежные конференции (Ломоносов, Леса Евразии, Докучаевские чтения, Биология – наука XXI века и другие). Это было полезно для расширения кругозора и с точки зрения апробации своей научной работы – на конференциях можно получить обратную связь, отличающуюся от замечаний сотрудников кафедры. Для дальнейшей работы мне пригодились навыки выступлений и подготовки презентаций.

Ещё я занималась в секции дуэльной стрельбы и 1 раз выиграла Потанинскую стипендию.

Проходили ли Вы стажировку за границей?

Да, я была на стажировке в аспирантуре – 1 год провела в Шведском университете сельскохозяйственных наук (Swedish University of Agricultural Sciences) в Уппсале. Там в составе лаборатории почвенной микробиологии я сделала часть экспериментов для своей диссертации, прослушала несколько курсов и подготовила свою первую статью в англоязычном журнале. Опыт учёбы в другом университете был весьма полезным и необычным. К примеру, сдача экзаменов для бОльшей объективности там проводится максимально анонимно.

Расскажите о прохождении стажировки в Шведском университете сельскохозяйственных наук.

Я узнала о стажировке из рассылки по электронной почте. Но и до этого регулярно смотрела объявления на стендах на факультете и общалась на эту тему с однокурсниками или старшекурсниками, которые уже бывали на стажировках. Это была программа по обмену студентами и аспирантами Erasmus Mundus. В рамках программы проводится конкурсный отбор, и в итоге участник получал стипендию от фонда, медицинскую страховку, компенсацию за билеты до места стажировки и обратно.

Для более легкой адаптации к обучению на английском я прошла 5-недельный курс английского незадолго до стажировки. Учиться на английском было не очень сложно: даже при обычной работе в аспирантуре приходилось много читать на английском. Действительно сложно было только один раз: успевать записывать за приглашенным лектором из Англии, так как его скорость речи была гораздо быстрее, чем у шведских лекторов.

Участвовали ли Вы в научных экспедициях?

Во время учебы я работала почвоведом в экспедиции: копала и описывала прикопки и разрезы. Это было несколько выездов в Подмосковье. Уже после окончания аспирантуры я съездила во Вьетнам, в совместную экспедицию Почвенного института и Института проблем экологии и эволюции.

Алена, расскажите поподробнее об экспедиции во Вьетнам.

Экспедиция во Вьетнам была частью работы по гранту моего коллеги. Мы присоединились к одной из ежегодных поездок сотрудников ИПЭЭ (институт проблем экологии и эволюции) в заповедник Кат Тьен. У них в рамках сотрудничества с Вьетнамским ТропЦентром там есть стационар. Экспедиция длилась две недели. Нашей задачей был отбор почвенных проб для микробиологического анализа. Конечно, взять по десятку проб из верхнего горизонта в 5 разных локациях не кажется долгим и трудным делом. Но на одну площадку было очень сложно пробраться через колючие заросли (100 м мы шли полчаса), и почти на всех площадках были сухопутные пиявки – нужно следить, чтобы они не добрались до открытых участков кожи и защищаться репеллентом. Плюс ко всему жара с температурой за +30. Мы успели не только взять пробы, но и помочь с постановкой других экспериментов, и погулять по экологическим тропам.

Где Вы работаете сейчас?

С 2014 года я работаю в Почвенном институте им. В.В. Докучаева научным сотрудником группы биологии и биохимии почв. Кажется, это наиболее соответствующая моей специальности работа. Я пришла туда работать по рекомендации однокурсника; тогда институт активно набирал молодых сотрудников. Не могу отметить проблем с трудоустройством.

Чем Вы занимаетесь в данный момент?

Моя работа заключается в планировании и выполнении экспериментов в молекулярно-биологической лаборатории, в подготовке публикаций – анализе и описании полученных данных, изредка – в поездках за образцами. Мне нравится это разнообразие рабочих обязанностей, позволяющее переключаться с интенсивного умственного труда на лабораторную рутину или вольность полевых выездов.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

Самым большим плюсом мне видится широта полученных знаний, выбирать из большого спектра возможностей карьерного развития. Минусом мне кажется некоторая фундаментальность образовательной программы, недостаточное количество прикладных, практических курсов – но это легко доработать в дальнейшем при необходимости.

На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Что для Вас было в приоритете?

Нельзя сказать, что я тщательно подошла к вопросу выбора места. Но основные критерии, благодаря которым я выбрала и выбираю работу в институте, это 1) возможность заниматься интересными мне вопросами, 2) достойная оплата труда, 3) приятный коллектив.

Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?

Если рассматривать сферу фундаментальной науки, то спрос не очень большой и никогда не был большим. Однако если рассматривать молекулярную биологию, то спрос на хороших лабораторных специалистов значительный и растёт с каждым годом.

Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?

Мне ближе наука. Мои личностные качества не позволили бы мне заметно преуспеть в другом виде деятельности. Но после стольких лет, посвященных изучению фундаментальных вопросов, хотелось бы приблизиться к решению более прикладных задач.

Какие навыки важны на практике больше всего?

Умение быстро находить нужную информацию и подробно знакомиться с ней в короткие сроки. Умение поддерживать социальные связи. Аккуратность.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Конечно же, полевые практики – и в Чашниково, и зональная. Огромное количество знаний на занятиях в полевых условиях и замечательная возможность общения с друзьями-однокурсниками.

Совет студентам.

Время студенчества – самое яркое и насыщенное. Советую провести его с максимальной пользой и радостью!

Интервью взято корреспондентами газеты «Московский университет» (№6 (4566) июнь 2021)

Выпускница бакалавриата факультета почвоведения – 2021 Елизавета Деревенец, победительница Всероссийской олимпиады по экологии, лауреат многочисленных студенческих конкурсов и просто талантливый молодой ученый.

- Расскажи, пожалуйста, как начался твой путь в науке, как бы ты описала свои научные интересы?

- Моя научная деятельность началась еще в начальной школе. Первое исследование, в котором мне помогал папа, было посвящено влиянию выбросов котельных установок в окружающую среду Геленджика (моего родного города) и расчету эффективности их перевода на газ. Уже в 5-м классе я защищала свою работу на конкурсе в г. Королеве и заняла 1-е место. Все школьные годы я участвовала во множестве конкурсов и олимпиад по разным предметам, защищала честь Геленджика и своей школы №2 на уровне края и России.

- Почему ты выбрала именно МГУ? Как ты узнала о Московском университете?

- Нет сомнений в том, что Московский университет – это лучший вуз нашей страны. Мне посчастливилось стать студенткой без вступительных испытаний, благодаря победе на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Я определилась со специальностью «Экология и природопользование», ознакомилась с учебными планами, рассказами выпускников и осознанно пришла на факультет почвоведения МГУ. Мне всегда было сложно выбирать что-то одно, хотелось изучать и химию, и географию и много чего еще. Я  поняла, что именно здесь смогу получить образование высокого уровня в области естественных наук. И заканчивая бакалавриат, могу с уверенностью сказать, что не ошиблась в своем выборе. Факультет почвоведения помогает студенту развивать комплексный взгляд на окружающий мир и дарит теплую дружественную атмосферу обучения, за что я благодарю своих друзей и преподавателей!

- Расскажи немного о научном сообществе, организатором которого ты являешься. Какие задачи там решаются?

- Студенческое научное общество на нашем факультете создано по инициативе студентов в конце 2019 г. На факультете почвоведения немало высококлассных молодых специалистов, большой студенческий потенциал и качественные исследования. Однако о нас знают немногие, поэтому основная задача СНО представлялась нам в повышении уровня научной активности студентов и взаимодействии с другими факультетами, вузами и организациями. Мы помогаем нашим студентам в выборе кафедры, организовываем встречи со специалистами и работодателями, проводим интервью с выпускниками – все для того, чтобы нынешние студенты видели свои возможности и не упускали их! Также мы активно налаживаем сотрудничество с другими научными обществами вуза и города, выходим на новые уровни взаимодействия с организациями. В январе-феврале 2021 г. мы впервые провели мероприятие с партнером – организацией «Городские реновации». СНО организовало экологический кейс на тему «зеленых» офисов. Мы с Наташей Коршуновой являемся организаторами СНО. У нас небольшая, молодая, но очень дружная команда. Нас поддерживают преподаватели факультета, к которым мы всегда можем обратиться за помощью, - Елена Александровна Тимофеева и Лев Анатольевич Поздняков.

- В каких еще проектах ты участвовала во время учебы? Оставалось ли время на общественную жизнь факультета?

- Я считаю, что человек способен сделать многое, главное, чтобы дело, за которое ты берешься, по-настоящему увлекало! Со 2-го курса я участвую в проектной деятельности и в кейс-чемпионатах. Вместе с друзьями мы решали кейсы от Департамента экологии и природопользования Москвы, компаний Unilever и BCG. На 3-4-м курсах я в свободное от учебных занятий время выполняла исследовательскую работу - анализировала почвенные пробы в лаборатории. А сейчас я состою в команде факультета, представляющей Россию в международном проекте со странами АСЕАН. Это новый для меня опыт международного научного сотрудничества. Однако мне нравится не только проводить время в лаборатории, но и принимать активное участие в жизни своего факультета и университета. С 1-го курса я в Студенческом совете, теперь уже второй год развиваю СНО и стараюсь активно помогать в организации мероприятий. За годы общественной активности мне удалось побывать в разных ролях, от волонтера до организатора крупных мероприятий. Например, поскольку у меня уже хороший опыт организатора, мне недавно предложили стать координатором команды пиара всероссийского мероприятия «Eco and the City» от экологического комитета Студсовета МГУ. В этот раз я отвечала за целую команду вверенных мне студентов-волонтеров, сама расставляла приоритеты, ставила задачи ребятам по налаживанию взаимодействия с российскими вузами. Приятно, когда активная научная и общественная деятельность поощряются – так я стала стипендиатом фонда имени В.И. Вернадского на 2020/2021 учебный год.

- Какие хобби у тебя есть? Как проводишь свободное время?

- В свободное время пою, путешествую и завариваю кофе (улыбается). С восьми лет я занималась в вокальной студии, участвовала в конкурсах, которые проходили и в России, и  в  Европе. Поступив в МГУ, продолжаю петь, хотя сейчас я уделяю творчеству гораздо меньше времени. На первом курсе я защищала честь Московского университета на «Студенческой весне». А больше всего мне нравилась организация факультетского праздника – «Дня почвоведа». В общем, моя творческая натура нашла себя и в Московском университете!

- Как ты видишь свое будущее по окончании бакалавриата? И какие тренды тебе представляются самыми актуальными в твоей профессии?

- Мне нравится быть студенткой. Собираюсь продолжить обучение в магистратуре: углубиться в специальность, выполнить планы по развитию науки для себя и для своего факультета. Профессия эколога обретает все большую важность, но одновременно с этим она становится все более разноплановой. Настоящий специалист-эколог необходим везде  – от  малых предприятий до крупных международных компаний. В первую очередь, это человек, который разбирается в различных аспектах науки и жизни: важны знания не только естественных наук, но также права, менеджмента, развитые мягкие навыки. Всему этому мы учимся в университете, набираемся опыта не только благодаря учебе, но и участию в мероприятиях. Мы учимся всю жизнь, даже по окончании университета необходимо развиваться, ведь научное знание не стоит на месте.

- Ты принимала участие в работе приемной комиссии факультета почвоведения. Расскажи, пожалуйста, об этом.

- Участие в приемной комиссии – интересный для меня опыт, который я получила летом 2020 г. Я наконец почувствовала всю глубину волнения абитуриентов, очень переживала за них. Приемная комиссия – это лицо факультета, и нам, участвовавшим в ее работе, важно было суметь поддержать растерявшегося вчерашнего школьника и вдохновить на учебу в Университете.

- Готовясь к интервью, мы узнали, что ты еще школьницей стала медиа фигурой - о тебе рассказал портал «Прибой» г. Геленджика. Инфоповодом было присуждение тебе премии Президента по поддержке талантливой молодежи. А какое твое исследование стало основанием для премии?

- Лауреатом Президентской премии поддержки талантливой молодежи я стала благодаря победе на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Моя научная работа была посвящена фитоценологическому состоянию краснокнижной «сосны пицундской» и влиянию на лесной массив выбросов автотранспорта. На олимпиаде мы выступали командой и были горды тем, что представляли наш город и край и привезли в родной Геленджик медали призеров.

Беседовали Мария Брындина и Дарья Жаркова