Абитуриенту

На сайте Центральной приемной комиссии МГУ опубликован список абитуриентов, сдающих ДВИ по биологии во втором потоке 19 июля.

В 2021 году вступительные испытания для поступающих на программы бакалавриата проводятся с использованием дистанционных технологий на портале МГУ – https://exam.distant.msu.ru/. Вход на портал осуществляется по кнопке «Войти через Webanketa».

Дополнительное вступительное испытания по биологии в МГУ единое для направлений "Почвоведение", "Экология и природопользование" факультета почвоведения и биологического факультета, направлений "Биология", "Биотехнология", "Психология служебной деятельности", "Клиническая психология". При одновременной подаче заявлений на несколько указанных направлений Вы сдаете ДВИ один раз. После подачи документов для участия в конкурсе Вам не нужно отдельно записываться на ДВИ, это происходит автоматически. Ваша оценка за ДВИ по биологии засчитывается только на те направления, на которые Вы подали заявления до 14 июля. После 14 июля Вы не сможете подавать документы на новые направления или иным образом менять список конкурсов, в которых Вы участвуете, даже если имеете необходимый набор результатов ЕГЭ и ДВИ.

Важно!

  • Экзаменуемые будут находится в виртуальной аудитории по 10 человек со своим экзаменатором и проктором. Общаться во время экзамена можно только с ними, вопросы следует задавать через общий чат комнаты и ждать ответа.
  • Для идентификации личности необходимо подготовить паспорт.
  • Экзамен письменный. Подготовьте 10-20 белых чистых нелинованных листов формата А4, не менее двух ручек с чернилами черного или синего цвета.
  • В зоне обзора камеры должны находиться лицо, руки, рабочее место экзаменуемого с бумагой, на которой будет выполняться задание, сканирующие/фотографирующее устройство.
  • Экзаменатор должен Вас видеть постоянно. Время отключения трансляции не должно превышать суммарно 15 минут, включая время на фотографирование и загрузку работы (если для этого используется то же устройство, с которого Вы подключились).
  • На рабочем месте могут находиться только очки без футляра, негазированная вода в полностью прозрачной таре и медикаменты (при наличии предписания врача). 
  • Во время ДВИ в помещении с рабочим местом экзаменуемого появление иных людей категорически не допускается.
  • Экзаменуемому необходимо не позднее чем за 1 час до вступительного испытания войти в «Аудиторию экзамена» на странице вступительного испытания для прохождения идентификации личности и инструктажа.
  • Допуск в аудиторию прекращается после публикации задания вступительного испытания. Опоздавшие к участию во вступительном испытании не допускаются.
  • Выполненная экзаменационная работа загружается на портал https://exam.distant.msu.ru/ в электронном виде, для чего Вам необходимо приготовить сканирующее/фотографирующее устройство.

Актуальная информация:

Материалы для подготовки к вступительным испытаниям в магистратуру доступны по ссылкам:

Ниже также можно ознакомиться с примерами экзаменационных билетов:

Выбор кафедры является проблемой большинства студентов. Сколько я ни общалась с второкурсниками, всегда есть две группы: те, кто давно определился и знает, чего хочет, и те, кому интересно все и хочется попробовать себя и там и тут, потому что непонятно, что вообще тебе понадобиться в этой жизни. Я, как и большинство, была частью второй группы. Выбор был между растениеводством, агрохимией и физикой почв. И если выбор первых двух был обусловлен интересом и пониманием того, что там делают люди, то на физику почв меня подтолкнул курс лекций по этому предмету. А именно – лектор Аминат Батальбиевна Умарова и ее способность интересно, лаконично и структурно излагать материал. Физические свойства почвы – это те, которые мы можем видеть и чувствовать или описывать при помощи математических формул. Суммарно эти факторы и повлияли на мое решение пойти на кафедру ФиМП.
 
Жалею ли я о своем выборе? Конечно нет. За период обучения смогла поработать и с растениями, и с нефтью, и с классическими физико-механическими свойствами почв. Во время обучения на кафедре можно познакомиться с современным уникальным оборудованием, которого нет на других направлениях. Побывать в сторонних лабораториях, пройти практику в городских парках или съездить в экспедиции.
 
Думаю, что на кафедре понравится людям с математическим складом ума: если вам нравится математика, физика, программирование, статистика, то Вам сюда! Узнаете о новых программах обработки данных почвенных свойств, сможете строить модели переноса веществ (например, пестицидов) и, конечно, анализировать большие объемы данных. Но! Здесь найдут себя и те, кому нравится озеленение, ландшафтный дизайн и проектирование, изучение городских экосистем.
 
На кафедре физики почв особенно любят научно-практические конференции и всячески поддерживают студентов в этом деле. Главное быть активным, не бояться показывать свою позицию, интересы, потому что сфера деятельности кафедры ооооочень обширна. В том числе и сотрудники кафедры – это люди разносторонние, как в личном, так и в профессиональном плане. Главное – не стесняться задавать вопросы! К сожалению, я поздно это поняла, так было бы гораздо больше возможностей…
 
Вообще, самым главным преимуществом этой кафедры является ее научно-педагогический состав! Люди, которые не только дают уникальные знания, но и поддерживают, по-человечески помогают, создают дружественную атмосферу. Несмотря на кажущуюся строгость, это те, кто действительно будет беспокоиться о вашем состоянии, и радоваться вашим успехам.
 
Токмакова Вера, выпуск 2021 года

Уважаемые студенты!

Список победителей и призеров заключительного этапа Универсиады-2021 по направлению подготовки (предметной области) ПОЧВОВЕДЕНИЕ и ЭКОЛОГИЯ доступен в прикрепленном файле.

Победителям Универсиады засчитывается 100 баллов, а призерам 97 баллов за вступительное испытание на соответствующее отделение магистратуры, что гарантирует прохождение конкурса на бюдженые места. Указывать реквизиты диплома Универсиады не требуется - баллы будут засчитаны по приказу о награждении.

Обратите внимание!

Победители претендуют на получение 100 баллов по вступительному испытанию строго по направлению подготовки, по которому писалась универсиада

Призеры претендуют на получение 97 баллов по вступительному испытанию строго по направлению подготовки, по которому писалась универсиада

Результаты рассмотрения апелляций участников заключительного этапа Универсиады «Ломоносов» по ПОЧВОВЕДЕНИЮ И ЭКОЛОГИИ представлены в таблице

Победители и призеры Универсиады, а также преференции при поступлении в магистратуру на факультет почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова будут определены после согласования результатов в Ректорате и общего Приказа по МГУ (точный срок пока не определен), следите за объявлениями на сайте факультета. 

 

Ниже опубликованы технические баллы заключительного этапа Универсиады. Ответы на задания опубликованы на портале Ломоносов https://lomonosov-msu.ru/rus/event/6536/

Срок подачи апелляции - сутки с момента публикации технических баллов (до 15:00 10 апреля 2021 года). Образец апелляции приведен на портале Ломоносов. Апелляция пишется от руки, далее делается скан или фото (в хорошем качестве!), затем апелляцию необходимо отправить на почту Универсиады Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Обратите внимание: при рассмотрении апелляции работа проверяется апелляционной комиссией вновь, поэтому итоговый балл может быть как повышен, так и понижен.

 

19 и 20 марта 2021 года проходил заключительный  этап Олимпиады школьников "Ломоносов" по Экологии, второй год подряд - в дистанционном режиме. Задание выполняли 289 школьников со всей территории России, от Калининграда до Приморья, а также учащиеся из Казахстана: 191 ученик 10-11 классов и 98 учеников 5-9 классов.

Огромная благодарность членам оргкомитета олимпиады, сотрудникам, магистрам и аспирантам, оказавшим помощь в организации и проведении заключительного этапа!!

В настоящее время работает жюри. Итоги олимпиады будут подведены через две недели.

Внимание! по многочисленным просьбам - регистрация на Универсиаду продлена до 12.03.2021 (включительно)! Просим тех, у кого были проблемы с регистрацией, подачей заявки, решить вопрос с организаторами, осталось несколько дней!

Хочешь поступить в магистратуру без экзаменов? Успей подать заявку на участие в Универсиаде с 20 января по 12 марта 2021 года!

Факультет почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова приглашает студентов России, СНГ, ближнего и дальнего зарубежья принять участие в 7-й Универсиаде «Ломоносов» по почвоведению и экологии.

Мероприятие проводится по двум направлениям подготовки:
- 06.04.02 «Почвоведение»
- 05.04.06 «Экология и природопользование»

Победители и призеры Универсиады определяются по результатам двух туров и получают право на льготы при поступлении в магистратуру факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова по соответствующей специальности (100 или 95 баллов за вступительное испытание). 

  • Первый этап − отборочный, проводится заочно в виде аннотации квалификационной (дипломной) работы (для студентов выпускных курсов) в период с 20 января 2021 г. по 07 марта 2021 г.;
  • Второй этап – заключительный, проводится в дистанционном формате в виде письменной работы на портале Ломоносов 25 марта 2021 года (четверг) с 15.00 до 18.00, регистрация начнется за час до проведения. 

Более подробная информация, регистрация участников и отправка работ на сайте https://lomonosov-msu.ru/rus/event/6536/

Выпускники прошлых лет также могут принимать участие в Универсиаде и претендовать на льготу при поступлении.

Задать имеющиеся вопросы об участии в Универсиаде по Почвоведению и Экологии можно по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Наталье Владимировне Орешниковой или во Вконтакте https://vk.com/helentimofeeva Тимофеевой Елене Александровне.

Рассказывает Борис Горин – выпускник кафедры географии почв 2012 года, в настоящее время работает менеджером в международной компании KPMG, одной из крупнейших в мире сетей, оказывающих аудиторские, налоговые и консалтинговые услуги, которая входит в Большую четвёрку:
 
"Я закончил кафедру географии почв. При подготовке дипломной работы под руководством Ирины Анатольевны Мартыненко занимался составлением почвенных карт города Москвы с  применением методов ГИС. Освоение данных методов помогло мне быстро найти работу по окончании университета. 
 
Я с теплотой вспоминаю студенческие годы. Факультет почвоведения Московского университета дал отличную подготовку и базу знаний для построения карьеры в области экологического консалтинга. Помимо серьезных профессиональных знаний, университет научил меня самостоятельно находить и анализировать информацию, выделяя главное, структурно мыслить и ставить цели. Что касается полученных софт-скилов, о которых все так часто говорят, обучение на факультете почвоведения вряд ли может конкурировать с обучением на других факультетах. Полевые практики, работа над дипломным проектом и в целом атмосфера на факультете всегда располагала к общению, как внутри студенческого коллектива, так и с преподавателями и профессорами. Умение донести свои мысли, договориться с людьми, способность учиться и креативить, дало основу умения вести переговоры, работать в команде и эффективно коммуницировать с коллегами в контексте профессиональной деятельности.
В настоящее время я работаю в компании KPMG менеджером группы операционных рисков и устойчивого развития. Веду проекты, связанные с низкоуглеродным развитием компаний, направленные на снижения рисков климатических изменений для населения и экономики в различных бизнес-секторах, среди которых металлургия, нефтегаз, нефтехимия, химия, транспорт. Проекты ведутся по всей России и странам СНГ. Работа очень разноплановая, активная, как говорится -  не соскучишься.
 
В нашей компании и в нашей рабочей группе выпускники факультета почвоведения востребованы и активно работают. Я бы хотел мотивировать выпускников факультета следить за вакансиями нашей компании на сайте hh. Кроме навыков, о которых я говорил выше, от кандидата требуется знание английского языка".

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Анастасия Дунаева, выпускница магистратуры 2019 кафедры физики почв

Кирилл Толстыгин, магистр кафедры физики почв

Анастасия:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Кафедру я выбрала в конце 2 курса, после того, как познакомилась с основными темами и работами направления. Меня привлекли работы по гидрофизике почв, которыми занималась Аминат Батальбиевна Умарова. Она подробно рассказала про деятельность кафедры, перспективы. Спектр научных исследований широк и всячески перекликается с различными научными направлениями (биология, химия, география, математическое моделирование). Также уделяется внимание и экологической функции почв (например, работы по городским почвам). За время обучения на кафедре удалось затронуть даже земельный кадастр и ландшафтный дизайн. На кафедре очень много практических занятий, а преподаватели стараются применять новые подходы к обучению и делать пары интересными. Например, мы чертили дренажную систему участка, писали рецензии к работам однокурсников, представляли проект сада. Мои бакалаврская и магистерская работы связаны с изучением влияния дорожной пыли на водно-физические свойства песка, торфа и пахотного горизонта. Эти субстраты очень важны, так как они используются как горизонты при создании почвенных конструкций в озеленении города. В рамках работы образцы смешивались с дорожной пылью, отобранной на улицах Москвы (Минская улица и Новорязанское шоссе). Я исследовала проведение и удержание влаги и доступность влаги образцами – строила кривые водоудерживания, сравнивала почвенные константы, изучала фракционный состав, рассматривала некоторые химические свойства. Также затронула вопрос пригодности таких субстратов для роста и развития растений. Благодаря научной работе и возможностям кафедры я освоила различные методы лабораторного исследования почв.

— Работали ли Вы во время учебы?

— На первом курсе магистратуры мне удалось попасть на программу Doing Business от ВШБ. Это специальная программа для естественников и технарей, где можно освоить менеджмент, маркетинг и предпринимательство, познакомиться с интересными и активными ребятами с разных факультетов МГУ. Отбор состоял из нескольких этапов (анкета, интервью, деловая игра), после чего меня ждал 1 год вечернего обучения и две проектные работы. В конце программы я попала на стажировку в российскую страховую компанию, где проработала 1,5 года в корпоративном проекте, в том числе весь 2 год магистратуры. Мне удавалось совмещать учёбу и стажировку, так как она была гибкой и позволяла уделить время для научной работы.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— Для того чтобы успешно устроиться на работу, нужно нарабатывать опыт и развивать разные скиллы уже будучи студентом. В этом помогают стажировки, проектные работы. Сейчас я работаю, но не по специальности факультета.

— Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

— Научная деятельность и работа не связаны.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Есть много навыков, полученных на факультете, которые пригождаются и на работе: многозадачность, коммуникация, самостоятельность, ответственность за результат, работа с информацией (поиск, цитирование, достоверность источников).

Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Самые яркие впечатления, конечно, от практик. Полевые, лабораторные и даже педпрактика. Одна из запомнившихся – это педпрактика. Благодаря ей после 1 курса магистратуры была возможность примерить на себя роль «препода», о чем я раньше даже и не задумывалась. Мы вели практику по общей экологии от кафедры физики и мелиорации почв у 2 курса. Нам была предоставлена возможность вести своё направление в рамках изучения физических, биологических и экологических свойств почв в самом центре Москвы – в Зарядье! Эта практика позволила посмотреть на сдачу зачётов и отчётов совершенно с другой стороны.

Совет от Насти:

— По итогам обучения в МГУ у меня накопилось много советов, которые хотелось бы передать студентам:

  1. Участвовать в жизни университета с первого курса – секции, студенческие организации, волонтёрства (это поможет завести новые знакомства, открыть для себя новые хобби, прокачать скиллы): важно не бояться менять сферу, изучать другие направления, общаться с людьми. Например, недавно с единомышленниками запустили медиацентр ДОБР в МГУ. Сфера для меня новая, но люди помогают разобраться во всем, и теперь я могу заниматься и медиа. Кстати, скоро у нас будет много интересных мероприятий, присоединяйтесь (https://vk.com/dobr_mediacentr).

2. Общаться с преподавателями, в том числе и о карьерных возможностях – так можно оценить весь спектр направлений и собрать базу контактов на будущее.

3. Начать получать опыт работы максимально на ранних курсах.

4. Как можно раньше понять, что такое инвестиции (в том числе в себя – знания, навыки, опыт), и какой отклик это даёт в будущем.

5. Действовать – начиная от вопросов на парах до реализации своих идей и проектов.

Кирилл:

— Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя.

— Основным критерием выбора кафедры были рекомендации от друзей со старших курсов. Ну и мне как-то в принципе показалось, что на физике почв занимаются чем-то интересным. Контакт с научным руководителем установил легко: написал на почту, а потом встретился ирл. Преподаватели же просто люди, и ничего не запрещает им написать. Как правило, все отвечают очень дружелюбно.

— Расскажите о своей дипломной работе.

— Моя дипломная работа посвящена исследованию преимущественных потоков воды, причинам их образования и моделированию нескольких типов условий, ведущих к их появлению. Работ по этой теме на русском мало, приходится переводить много статей. А для моделирования мы конструируем почвы в лаборатории и делаем кучу прикольных вещей в программах для компьютерного моделирования того, как может течь водичка.

— Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

— Честно говоря, интереснее всего учиться на первых 2-3 курсах. Потом спецы и обычные курсы становятся скучнее, на мой взгляд, и редко когда можно послушать действительно увлекательный курс. Увы, такова жизнь. По итогу за последние 3 года обучения самым интересным для меня курсом лекций был курс «история мировой культуры» :)

— Успеваете ли Вы работать?

— Работаю на полный день, ЦИАН, по специальности – занимаюсь всякими штуками по географии и моделированию, со второго курса магистратуры.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас (работа в лаборатории, педагогическая, работа в офисе, другое?)

— Для меня интересны те места работы, где можно получить крутой опыт, где тебя чему-нибудь научат, и где нормально платят.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее

— Пару раз ездил в Санкт-Петербург на Докучаевские чтения, участвовал в конференциях в Почвенном институте, принимал участие в локальных конкурсах на факультете.

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Пименов Олег, выпускник магистратуры 2020 кафедры химии почв

Хрульков Александр, выпускник магистратуры 2019 кафедры географии почв

Олег Пименов:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Моё обучение на кафедре было прекрасным, интересным и весьма творческим. С моим научруком, Ю.А. Завгородней, мы взялись за достаточно сложную тему, по которой практически отсутствуют отечественные работы, а зарубежные активно начали появляться не так давно. Всё это предоставляло широкий простор для активной деятельности любого рода. Поэтому мы успели поставить пару масштабных экспериментов, а также провести некоторый мониторинг содержания этих веществ в русле реки. Если вдруг кому-то будет интересно, то вещества эти - эфиры фталевой кислоты или просто "фталаты". Практическое значение работы тоже весьма существенно. Ибо фталаты включены в списки приоритетных загрязняющих веществ, поэтому мониторить их и бороться с ними надо. Можно еще рассказать много всего про сложности, особенности работы, но я думаю, что вы их узнаете сами, если встанете на дорожку изучения фталатов ;)

— Работали ли Вы во время учебы?

— Да, с лета после окончания бакалавриата и всю магистратуру я работал инженером в лаборатории.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— Когда я был бакалавром, мы с другом решили еще закончить факультет педагогического образования МГУ. Поэтому в настоящий момент я пробую реализовать себя на этой стезе и работаю учителем в школе по естественнонаучному профилю.

— Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

— Моя научная деятельность непосредственно не связана с нынешней работой. Но вина за это не на факультете, а на моей ищущей натуре.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Умение искать и находить информацию. А также умение не переживать слишком сильно и видеть прекрасное в обыденном.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Зоналка. Многолетние дубы и сосны. Песчаная почва. Ливень. На небольшой прогалинке стоят два столбика, меж которыми натянута волейбольная сетка. Солнце, пробираясь сквозь верхушки деревьев щекочет нам носы. Мокрые от дождя и пота играем в волейбол уже второй час. Скоро ужин, костер и звезды.

Совет студентам:

— Если хотите, что-то сделать - просто берите и делайте. Не бойтесь. Если вы действительно хотите - найдете способ.
МГУ - это то место, где сходится огромное количество интересных людей. Здесь вы скорее всего найдете друзей, любовь, может даже работу. Общайтесь! Дружите! Будьте открыты новому! МГУ многое дает.
Имейте, пожалуйста, смелость это взять!
И, да: Carpe diem.

 

Александр Хрульков:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Для студентов-экологов кафедра географии почв предлагает программу обучения «Экологический менеджмент и экобезопасность». В рамках этой программы большое внимание уделяется основам экологической практики: экологический мониторинг, экологический менеджмент, экологические риски, безопасность на производстве, ОВОС и немножко проектирования. Фишка кафедры – ГИС технологии. Обожаю ГИСы. С их помощью можно картировать почти любую информацию. Фитоценозы? Пожалуйста! Речные бассейны? Легко! Загрязнение почв? Да ради Бога!
Моя научная работа строилась на желании подробно изучить биогеохимические процессы на побережье залива Благополучия, что на Новой Земле. Почему там? Потому что я участвовал в арктической экспедиции вместе с учёными-океанологами и хотел использовать эту возможность, чтобы пролить свет на малоизученный уголок нашей планеты. Не могу сказать, что мне это удалось на сто процентов, но свой урок я всё-таки извлёк.

— Работали ли Вы во время учебы?

В бакалавриате свободного времени было мало, поэтому поработать удавалось нечасто. Только на 4 курсе у меня получилось немного поработать курьером. В магистратуре учебный график стал заметно свободнее, появилось больше времени на подработку. Тогда я усиленно курьерствовал, а также имел честь участвовать в 72 рейсе научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», организованном институтом океанологии им. П.П. Ширшова, в качестве инженера-исследователя.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— В данный момент работаю инженером-экологом в ООО «Газпром проектирование». Занимаюсь инженерно-экологическими изысканиями. Проблемы с трудоустройством были. При отклике на вакансии компании отклоняли моё резюме, поскольку у меня отсутствовал релевантный опыт работы. Решение нашлось там, где его не ждали. Вконтакте. В паблике географического факультета наткнулся на вакансию, которую выложил их выпускник. Откликнулся, сходил на собеседование, получил работу.
Мораль: не сидите только на хедхантере, используйте все доступные ресурсы.

— Связана ли Ваша научная деятельность в университете с работой?

— Косвенно. Моей дипломной работой было исследование экологической обстановки в определенном районе. Сейчас, по сути, я занимаюсь тем же. Но уже для целей строительства. Нужно осмотреть участок изысканий, заложить и описать почвенные разрезы, отобрать образцы почв, поверхностных и подземных вод, донных отложений, определить видовой состав животных и растений, специальными приборами измерить уровень шума, электромагнитного излучения, радиации. После того как независимая лаборатория проведёт анализ проб, полученную информацию необходимо перевести на человеческий язык и изложить в отчёте.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Упорство, умение искать информацию, анализировать и систематизировать её, грамотно излагать свои мысли. Это как раз те качества, которые можно воспитать в себе за годы учёбы в университете. МГУ – настоящий кладезь soft skills.

— Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Помимо традиционных костров на практиках и весёлых посиделок с друзьями в общаге, поделюсь с вами самым тёплым воспоминанием этой поры. Был первый курс бакалавриата. Летняя практика в Чашниково. Лето тогда выдалось очень дождливым. Дождь мог идти целый день и закончиться только к вечеру. Подходила к концу вторая четверть практики – геологическая. Мы уже сделали все закопушки, проанализировали все образцы. Оставалось только сделать геологические профили и подготовить отчёт. В те дни вдарил жуткий дубак. Согреться помогали тёплая одежда, горячий чай и обогреватель, который наш преподаватель каждый день приносила к нам в камералку из своей комнаты.
И вот, сидим мы всей бригадой, камералим. За окном ливень, мы укутаны в куртки, поверх – теплые одеяла. На всех разлит чаёк, на столе вперемешку лежат бумага, цветные карандаши и печеньки. Мы советуемся друг с другом, перекидываемся канцтоварами, шутим, работаем, смеёмся, мечтаем. Нам так тепло. И так хорошо. А впереди целых три года, полных неизведанного, и оттого всё более желанного. А может и все пять!

Совет студентам:

— Помните: если вы выпустились из МГУ – вы можете всё. Вы как никто другой знаете, что у любой проблемы есть решение. И если приложить мозги и достаточное количество усилий, то можно добиться успеха в любой сфере, независимо от вашего образования. В университете есть всё, что нужно для вашего развития. Не зацикливайтесь на своей специальности. Пробуйте всё, что вам интересно, ищите возможности и используйте их. Ставьте цели и достигайте их. И, конечно же, не забывайте отдыхать. Студенческий отдых совершенно особенный. Такое нельзя упускать)

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Карманов Виктор, магистр 2 года кафедры географии почв

Захарова Надежда, выпускница 2017 года кафедры биологии почв. В 2019 закончила международную магистерскую программу Полярные и Морские исследования (ПОМОР) в СПбГУ и Гамбургском университете. Сейчас работает в Арктическом и Антарктическом Научно-исследовательском Институте (ААНИИ) в русско-германской лаборатории им. О.Ю. Шмидта (ОШЛ). С 2020 года аспирант биофака СПбГУ.

— В скольких экспедициях Вы принимали участие?

Виктор: Я участвовал в трех экспедициях НИС "Академик Мстислав Келдыш" в Арктику.

Надежда: Я принимала участие в трех арктических экспедициях: одна была маленькая на суше в Хибинах, а две – морские.

— Расскажите о месте прохождения экспедиции, укажите дату и цели.

Виктор: Экспедиции проходили по Арктическим морям: Баренцево, Карское и море Лаптевых. Мой первый рейс был "АМК 72" 2018 года с 15 августа по 24 сентября, второй мой рейс "АМК 76" в 2019 году в Карское море с 1 июля по 6 августа, третий мой рейс "АМК 81" 2020 года с 25 августа по 25 сентября. По программе комплексных экологических исследований Российской Арктики.

Надежда: Впервые в морской арктической экспедиции я была в 2018 году с августа по сентябрь (45 дней в море), на судне Академик Трешников. Экспедиция была в Баренцевом, Карском, Лаптевых морях, и северо-западе Восточно-сибирского моря. Это была международная экспедиция, но на русском судне. На судне выполняли работы несколько экспедиционных групп: CATS (The Changing Arctic Transpolar System) - немецко-русская группа, занималась изучением арктической трансполярной системы в условиях изменения климата; NABOS (Nansen and Amundsen Basins Observational System) - американская группа от университета Аляски Фейрбенкс, занималась океанологическими наблюдениями в бассейнах Нансена и Амундсена (UAF); T-ICE - изучали изменение льда.
Вторая экспедиция была в 2019 году в ноябре, на американском судне Sikuliaq. Экспедиция проходила на Аляске, в морях Берингова, Чукотском, Бофорта. На судне работали вместе 2 экспедиционные группы: GO-WEST - европейцы+американцы, изучали распространение полярной трески и зоопланктона. Полностью биологическая группа; CODA - физики-океанологи, изучали волны.
P.s. 9 октября вышло видео про эту экспедицию. Всего будет 4 или 5 частей. Смотрите: Nadya Psihodelika)

— Поделитесь своими впечатлениями, что для Вас значит экспедиция.

Виктор: Экспедиция в моем понимании - это далеко от дома, суровые условия, поиски нетронутых мест, открытия, завораживающие воображение виды. Мои впечатления... Стоит повторить снова и снова! Шикарная компания ученых от млада до стара.

Надежда: Экспедиция - это бесконечная романтика, заряд энергии от прекрасной природы, интересная работа и всегда неожиданные открытия о мире, людях и себе.

— Расскажите о Вашей роли в экспедиции, что Вы исследовали.

Виктор: Я лично был в отряде зоопланктона. Отбирал пробы сетями джедди и конусом, глубоководные пробы мультинетом. Проводил измерения углерода в различных пробах на приборе toc шиматсу. Работал с различным судовым оборудованием. На Новой Земле с отрядом геологов отбирал пробы почв.

Надежда: В первой экспедиции я была студентом на судне и работала со всеми, училась всему. В основном, я работала в группе биологов. Отбирали зоопланктон, фитопланктон и делали попутные измерения первичной продуктивности. Во второй экспедиции я тоже была в биологической группе. Помогала со сбором и обработкой зоопланктонных и фитопланктонных проб.

— Как Вы попали в экспедицию (с преподавателем факультета, с другой организацией), кто был инициатором? Нужно ли было готовиться?

Виктор: Пришел в ИО [Институт океанологии] РАН и захотел. Меня взяли посмотреть эту кухню и заверили, что понравится, и это действительно так! Руководитель, начальник, инициатор - акад. Флинт М. В. и многие другие. Готовиться естественно нужно!

Надежда: В первую экспедицию нас пригласили как студентов (всего 4 человека) руководители магистерской программы (ПОМОР). Вторая экспедиция - по приглашению моего немецкого научного руководителя, с которым я писала свою магистерскую диссертацию. Готовиться всегда надо. К первой экспедиции я готовилась в лабе, отрабатывала некоторые методы лабораторные. И еще мы помогали упаковывать оборудование. Ко второй я готовилась только сборами, получением визы, и морально.

— Трудности и плюсы, на Ваш взгляд, отправления в экспедицию.

Виктор: Напишу трудности, но я их считаю и плюсом опять же! - много тяжелого оборудования и вещей нужно грузить в фуры и потом в порту разгружать и грузить на борт.

Надежда: Экспедиция в море - это очень много непредсказуемых ситуаций, на которые надо быть готовым быстро реагировать. Нагрузка может быть достаточно высокая за счет того, что станции могут идти друг за другом и работы будет много подряд. Иногда приходится работать сутками, или работать ночью, или вставать рано или посреди ночи. Это не то чтобы трудность, просто надо быть к этому готовым. А еще надо быть готовым к качке и морской болезни. Морская болезнь вышибает тебя из рабочего процесса, потому что ты совсем ничего не можешь делать. Но все эти «трудности» компенсируются прекрасным бирюзовым цветом моря, добрыми людьми вокруг и приключениями.

— Результат экспедиции (написание дипломной работы по проведенным исследованиям/статья/грант).

Виктор: Диплом в бакалавриате и магистратуре, статьи и гранты.

Надежда: Мы до сих пор обрабатываем пробы, отобранные в 2018 году, анализируем информацию. Надеюсь, по окончании будет статья и не одна.

— С какой целью Вы бы посоветовали отправляться в экспедиции?

Виктор: 1 - опыт (этим всё сказано),
2 - компания, знакомства в научных кругах,
3 - материал для диплома/статьи и пр. и т.п.,
4 - пейзажи, виды, животные.

Надежда: В любую экспедицию, независимо от того море это или суша, стоит отправиться всем, кто любит поле. Полевые работы всегда дают перезагрузку мозга, отдых от лаборатории, заряд и новые впечатления о настоящем мире, в котором мы живем.

Фото: В. Карманов

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Сломинская Екатерина, студентка 1 курса магистратуры кафедры радиоэкологии и экотоксикологии (слева)

Кочеткова Василиса, студентка 2 курса магистратуры кафедры химии почв (справа)
 

— Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя.

Екатерина: Ходила на дни открытых дверей на 2 курсе. Но все же самую полезную рекомендацию по кафедре и научному руководителю лучше получить от старшекурсников, которые расскажут, как работа идет «изнутри», а также от преподавателей лично. Ну и на сайте можно посмотреть всю программу.

Василиса: Я не слишком задумывалась о том, на какую кафедру поступать, кажется, даже не ходила на другие кафедры и не подавала заявлений, кроме как на химию. Я никогда не любила химию, но курс химического анализа почв мне очень понравился, в основном, благодаря Елене Александровне Тимофеевой. Поэтому, когда она предложила мне подать заявления на кафедру, я решила попытаться поступить, и у меня получилось.

— Расскажите о своей дипломной работе.

Екатерина: У меня достаточно интересная научная деятельность. Связана она с главным элементом чернобыльских выпадений - цезием-137. Научную работу и опыты я провожу на химическом факультете, на кафедре радиохимии. Работаю в закрытой лаборатории, доступ к которой получаешь после выдачи личного дозиметра и пропуска, так как в помещении повышен радиационный фон. Ну и к тому же взаимодействие с радионуклидами необходимо строго контролировать. Работа очень увлекательная, но в то же время достаточно опасная и требует четкого соблюдения правил безопасности.

Василиса: После бакалавриата я решила сменить тему работы, было несколько вариантов, но мы остановились на ОСВ [осадок сточных вод], поскольку, мне хотелось работу, которая имеет определенный практический выхлоп. Помимо этого, важно было не замыкаться на каком-то одном (двух, трех) методах анализа почв, хотелось расширить количество отработанных методов. К этой работе мне пришлось перечитать очень много нормативных документов и методик, научиться пользоваться базами технической документации и прочее. Этот опыт потом оказался очень полезен в работе.

— Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

Екатерина: Я искренне люблю свою кафедру и всех преподавателей на ней. Очень приятный и отзывчивый коллектив. Студентов на кафедре любят, всегда есть возможность обратиться за помощью и ее с удовольствием окажут по любому вопросу. Если вас интересует радиация, ее влияние на окружающую среду и человека - вам точно на радийку :)

Василиса: Мне нравится учиться на кафедре Химии Почв несмотря на то, что многие вещи мне даются с трудом. Думаю, учиться на этой кафедре не только для меня бывает сложно, поскольку спецкурсы очень разнообразны, а материал дается обширный и непростой для понимания. Однако, очень многое из того, что нам рассказывали, в итоге нашло применение.

— Успеваете ли Вы работать?

Екатерина: В конце 4 курса были попытки работать, но надвигающийся диплом и госы вынудили пока эту затею оставить. Тут стоит выбор - либо работа, либо учеба. Возможность, конечно, есть, но что-то точно будет страдать. Оптимальный вариант работа на part-time. Работала в компании, которая консультирует государственный орган по вопросам экологии и ведет обширную просветительскую экодеятельность. Так же на 3 курсе проходила практику в Росприроднадзоре. Ну что могу сказать – кому-то такая работа по душе, тут все индивидуально.

Василиса: Я работаю в Национальном медицинском институте реабилитации и курортологии в лаборатории анализа лечебных грязей с 1-го курса магистратуры. Совмещать не всегда просто, особенно, когда обучение было в очном режиме. Сейчас немного проще.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Екатерина: Мне нравится работать в лаборатории, есть в этом что-то атмосферное. Самое главное - правильно подобрать научного руководителя, который будет не только контролировать процесс, но и обучать по ходу деятельности.

Василиса: Мне интересно работать в лаборатории, проводить анализы, хотя последнее время, я очень интересуюсь и темой организации лабораторий, какие есть требования, как должны лаборатории работать. Это именно то, чего, на мой взгляд, очень мало дают на кафедре и что важно знать, если хочешь заниматься не только наукой как таковой.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее.

Екатерина: На 3 курсе участвовала в конференции Ломоносов 2019 и заняла призовое место. На свой страх и риск решили участвовать на химическом факультете. Было немного страшно, так как я была самая «маленькая», да и вообще экологи раньше никогда не выступали на этой секции. Коллеги с химфака очень приятно приняли :) На 4 курсе активно участвовала в кейс-чемпионатах и хакатонах. Но это на любителя, зато отлично прокачивает мозг по темам, в которых ты еще недостаточно силен. Также был стендовый доклад в Праге, конференция в Обнинске.

Василиса: Я не очень люблю публичные выступления, поэтому редко докладываюсь на конференциях. Участвовала в Докучаевских чтениях два раза, подавалась в этом году на Ломоносов.

Совет от Екатерины: Наверное, главный совет - выбрать правильного научного руководителя. И озадачиться этим на 1 курсе. Не бояться ходить на кафедры и знакомиться с научной деятельностью преподавателей, смотреть и выбирать, что ближе) Не стоит стесняться и бояться, на факультете работают отзывчивые люди, которые всегда расскажут, подскажут и направят по нужному руслу.

Совет от Василисы: Развиваться, учиться и не бояться нового.

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Решетникова Радислава, аспирантка 1 года кафедры магистратуры кафедры географии почв

Чекин Михаил, аспирант 2 года кафедры эрозии и охраны почв (выпускник кафедры биологии почв)

— Расскажите о выборе кафедры, научного руководителя и темы научной работы.

Рада: Изначально на третьем курсе я узнала о своем научном руководителе на кафедре общего почвоведения – и именно на ней училась в бакалавриате. Мне была интересна тема палеопочвоведения, связь с археологией (мне тогда представлялись романтичные пейзажи с огромными раскопами, глиняными черепками и костями мамонтов) – разумеется, все оказалось не таким, как грезилось, и тем не менее, очень интересным. В бакалавриате у меня была работа по Крымским почвам, а в магистратуре я перешла на кафедру географии почв и начала заниматься Поволжьем после участия в экспедиции на Волге «Флотилия плавучих университетов».

Михаил: В бакалавриате и магистратуре я учился на кафедре биологии почв, занимался определением численности бактериофагов в различных типах почв под руководством Лысак Людмилы Вячеславовны и Лапыгиной Елены Владимировны. Тема мне в принципе нравилась, очень много было сделано по ней, работа отмечена на конференциях. Почему я решил сменить кафедру и тему? Вопрос хороший и закономерный, но и ответ на него достаточно простой: в конце магистратуры я имел опыт работы в организации, после чего понял, что мне интересно немного другое направление исследований, соответственно захотелось сменить научные интересы. Посоветовавшись с прежними научными руководителями, я выбрал кафедру эрозии и охраны почв, поговорил с ее заведующим, Олегом Анатольевичем Макаровым, и вот теперь под его руководством занимаюсь эколого-экономической оценкой деградации земель.

— Кем Вы работаете?

Рада: 0,5 ставки инженера на кафедре географии почв, с 4 курса.

Михаил: Впервые я официально трудоустроился в конце 3 курса в НИИ «Митоинженерии МГУ», затем немного работал в Институте проблем экологии и эволюции РАН. На 1 курсе магистратуры я проходил практику в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО, после чего устроился туда же работать. В начале обучения в магистратуре я устроился преподавателем экологии в Ассоциацию победителей олимпиад и до сих пор являюсь сотрудником этой образовательной организации.

— Почему сделали выбор в пользу обучения в аспирантуре?

Рада: Интересно продолжать заниматься исследованиями в своей сфере и интегрироваться в научное сообщество.

Михаил: Так как я работал и собираюсь в дальнейшем работать по специальности в научной организации, то в таком случае степень кандидата наук даст большие возможности для карьерного роста.

— Что способствует Вашему развитию в сфере науки и питает Ваши научные интересы?

Рада: Участие в различных научных мероприятиях, конференциях, школах – это помогает взглянуть со стороны на свое исследование и узнать о других, расширить кругозор и завязать контакты с другими учеными, а кроме того, это всегда интересно и весело!

Михаил: Для меня стимулом в сфере науки является природная любознательность и то, что, делая научные изыскания, я вкладываю частичку в общее развитие науки, именно таким образом, капля за каплей, и вырастает мое знание об окружающем мире.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Рада: Мне интересна полевая работа, работа в лабораториях, организационная деятельность и участие в мероприятиях с детьми.

Михаил: Как, наверное, видно из ответа на предыдущие вопросы, я поработал в разных местах, считаю, что не важно место работы (офис, лаборатория, поле и т.д.), важно, чтобы был дружный коллектив, а сама работа приносила хоть немного удовольствия и, конечно же, хороший доход.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее:

Рада: Участвовала в нескольких российских конференциях (Докучаевские чтения и Ломоносов, конференция СЕИ «Человек и природа») и в зарубежной (SETAC в Бельгии), ездила на школу по геоморфологии и классификации почв в Польше, участвовала в конкурсе Фонда Потанина (дошла до очного тура).

Михаил: Международная научная конференция XXI Докучавеские молодежные чтения, XXV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Секция «Почвоведение», V Moscow International Conference «MOLECULAR PHYLOGENETICS AND BIODIVERSITY BIOBANKING», III и IV Молодежные конференции «Почвоведение: Горизонты будущего» Почвенный институт им. В.В. Докучаева, Международная конференция «Фундаментальные концепции физики почв: развитие, современные приложения и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения профессора МГУ А.Д.Воронина, 2-й Российский микробиологический конгресс.

Совет от Рады: Не бойтесь пробовать новое и искать то, что вам нравится!

Совет от Михаила: Мыслите шире. Это очень ценно – выйти за пределы своего взгляда на вещи, понять другие точки зрения, другой образ жизни, другие ценности. Важно помнить, что у каждого своя правда, и зачастую она не совпадает с вашей. Цените свое время, но и не забывайте про других. Пусть удача сопутствует вам во всех начинаниях.

Газета "Московский университет" опубликовала в одном номере сразу три интервью с первокурсниками факультета почвоведения:
Быть студентом МГУ имени М. В. Ломоносова – большая честь для меня! Когда я впервые пришел в университет, меня поразила его красота, монументальность. Стоял и любовался, разглядывал мелкие детали фасада, а когда вошел в само здание университета, буквально почувствовал силу и дух российской науки, появилось стремление стать настоящим ученым. Учиться в главном университете нашей страны нелегко – постоянно осваиваешь новый материал, повторяешь, применяешь. В аудиториях Московского университета встречаешь авторов учебников, видишь в интерьерах портреты знаменитых выпускников, получаешь бесценный опыт.
 
Антон Тананыкин, первокурсник факультета почвоведения,
направление «Экология и природопользование»
Полностью интервью читайте на 2 странице
 
– Что заинтересовало тебя в сфере почвоведения? Какие проблемы, вопросы тебя затронули или даже вдохновили?
– Я с детства увлекаюсь биологией, в частности, экологией и зоологией. А почвоведение – это такая наука, которая сейчас стремительно набирает обороты в силу того, что мы живем в век наиболее сильной антропогенной нагрузки на окружающую среду. Почва является источником всех ресурсов, которые потребляются человеком, непосредственно или напрямую, поэтому, я думаю, что в будущем актуальность специальности почвоведа только возрастет. Возникнет необходимость минимизировать уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду, и потребуются квалифицированные специалисты, которые смогли бы найти решение этой проблемы.
Мария Рубец, первокурсница факультета почвоведения,
направление «Почвоведение»
Полностью интервью читайте на 4 странице
 
– Почему ты выбрал именно факультет почвоведения?
– Почвоведы занимаются не только исследованием почв, но и многими смежными науками – экологией, биологией, химией. Я  вижу в этом потенциал. Многие не знают, какие сейчас есть проблемы с производством сырья: растительного, пищевого. Специалисты в этой сфере очень востребованы. Также не стоит забывать про нефтедобывающую промышленность.
– Что тебя интересует больше всего?
– Пожалуй, биология, организмы, которые обитают в почвах. Мне интересно заниматься фауной.
Виктор Мураховский, первокурсник факультета почвоведения,
направление «Почвоведение»
Полностью интервью читайте на 8 странице
 
 

 
 
 
Спонсор конференции: