Абитуриенту
- Какие впечатления от практики вообще? - Впечатления — атас! Я влюбился в зональную практику еще в первый раз, будучи студентом. После магистратуры я ездил стажером (у преподавателя Ольги Юрьевны Гончаровой), и, когда мне доверили быть полноценным бригадным преподавателем, был в восторге. Как сказал провожая студентов Лев Анатольевич Поздняков: «Нет таких людей, кто съездил бы в зональную практику и жалел об этом», — вот я не только не жалею, но и стремлюсь попасть туда снова. - Отличается ли зоналка со стороны преподавателя и студента? - Да, конечно. Когда ты студент, тебя беспокоят совершенно другие вещи: всё вовремя сдать, написать отчет, успеть потусоваться на костре и так далее. В качестве преподавателя приходится нести ответственность за всю бригаду: готовиться к полевым выходам и камеральным занятиям, пытаться понять, как лучше донести информацию до студентов, да и в целом повышать свой уровень осведомленности о предметах исследования — собственно, почвах. - Какие ценные качества даёт ребятам опыт полученный в зоналке? - Я, как и многие мои коллеги по зональной практике, убежден, что зоналка — не только про почвоведение, экологию, геоботанику. Это про работу в коллективе. Даже если студент не запомнит и не усвоит абсолютно всю полученную на практике информацию, он точно научится работать три недели с одной группой людей в непривычных для городского жителя условиях. Когда тебе поначалу некомфортно, или когда люди в твоей бригаде уже надоели за этот 21 день, когда тебе постоянно надо куда-то идти и что-то делать — вот тогда человек по-настоящему раскрывается, видит в себе все недостатки и может их исправить. Вот именно этот опыт — и есть самое главное, что дает зональная практика. - Легко или просто быть преподавателям в условиях зональной практики? - Поначалу (на первой и чуть-чуть на второй стоянках) мне было очень непривычно. Я не понимал, как правильно выстроить рабочий процесс со студентами, как правильно подавать им информацию и как, собственно, учить их почвоведению. Я думал, что можно просто отправить студентов в самостоятельный научный поиск — позволить им попытаться самим разобраться в том, что мы исследуем. Сам я планировал наблюдать и направлять студентов. Оказалось, что это так не работает. Студентам нужно объяснять, рассказывать, четко указывать им на то, что они должны найти в своем научном поиске. А если ты не объяснил, не рассказал или указал пять раз за практику — можно считать, что ты не сделал этого ни разу. Кроме того, когда ты молодой преподаватель, то бывает сложно выстроить нормальные рабочие отношения со студентами. Грани между «преподаватель — старший товарищ — друг» очень легко размываются в полевой, более неформальной, обстановке. Я был морально готов к этому, и заранее приготовил слова к тому случаю, когда студенты начнут нарушать субординацию. К счастью, мне очень повезло с бригадой — студенты сами очень строго держали себя в рамках. И даже после завершения условного «рабочего дня» на практике, относились с большим уважением и пиететом. - В современном мире при высоком уровне развития технологий - нужны ли полевые практики вообще и зональная в частности? - Да, конечно! Особенно — студентам факультета почвоведения. К счастью, почва — не тот объект, который можно познать на лекции, когнизировать посредством учебников или изучить на цифровом двойнике. Любой человек, который хочет называть себя почвоведом или экологом — обязан побывать в этом невероятном научном приключении. Многие мои коллеги считают зоналку центральной частью их обучения на факультете. И я с ними солидарен. Читать больше отзывов и рассказов про обучение на факультете
«После получения диплома магистратуры я поступила на PhD в Тартуский университет. Меня приняли в большой ERC грант, посвященный экологии растений и адаптации растительных сообществ под изменяющиеся условия среды на пастбищах и заброшенных угодиях. Наш проект затрагивает угодья на территориях Эстонии, Швеции, Австрии, Англии и Нидерландов. На данном этапе я занимаюсь тремя экспериментами, в задачи которых входят анализы микробных сообществ, микоризы, почв и растений, а также постановка опытов. Суммарно мы выращиваем больше двух тысяч различных генотипов одного вида. В нашей команде работают ученые из разных стран мира с совершенно разными специализациями от химии до физики почв, что помогает нам расширить границы исследования и придумывать что-то новое. На данный момент я занимаюсь экологией растений, но это включает в себя все, что можно только представить: химия, минералогия, физиология растений, эволюция, физика почв, биология почв, микология и многое другое. Например, недавно мы измеряли фотосинтез и дыхание растений. На самом деле, я бы сказала, что все знания, полученные на факультете, позволили мне реализовать себя как профессионала. Каждый кусочек из каждого предмета в итоге помогает сложить свое видение о каком-то вопросе и выступать экспертом в той или иной сфере. Пожалуй, самое основное, что можно выделить, это вопросы о функционировании почв, о процессах внутри и о том, как они влияют на растения. Главное преимущество естественно-научных специальностей – это творчество. Любой эксперимент в естественно-научных специальностях начинается с неожиданного вопроса и поиска путей ответа на него. И эти пути могут быть совершенно разные, все зависит от объема знаний и способности их применить. А сегодняшним студентам факультета мне бы хотелось сказать: «Если вам кажется, что вы созданы для науки, то вам не кажется». Я бы пожелала проявляться, участвовать в конференциях, искать новые методы и больше общаться с научными кругами, чтобы приобрести не только полезные знакомства, но и обмениваться идеями и вдохновением. Самое главное пожелание – не бояться спрашивать как можно больше и чаще у старших или более опытных коллег. Совет абитуриентам от Анастасии: «Слушать себя и свое сердце. Если абитуриент чувствует, что не может жить без природы, любит создавать и задается вопросами о том, как устроен мир с точки зрения биологии, то ему точно к нам».
Александра закончила кафедру биологии почв под руководством Марата Мутагаровича Умарова, и ее научные интересы во время обучения на факультете были связаны с изучением микробиологических комплексов муравейников и особенностями трансформации азота в гнездах почвообитающих муравьев. «Я всегда грезила космосом. С детства в любой поездке, да и до сих пор, обязательные пункты для посещения — это планетарии и обсерватории. Поэтому упустить возможность совместить два своих любимых направления, а именно микробиологию и космос, я не могла! В последний год обучения я уже начала работать в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН). Работа там дала мне большой опыт, как в профессиональной сфере, так и в понимании того, чем конкретно я хочу заниматься. Так я начала свой путь в Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН). Попасть туда было трудно, я прошла собеседование у своего теперь уже начальника отдела и директора института. Сейчас я работаю старшим научным сотрудником в «Лаборатории микробиологии среды обитания и противомикробной защиты». Основной моей работой является мониторинг среды обитания Российского сегмента Международной космической станции. Поскольку МКС — это замкнутые герметичные объемы, очень важно отслеживать состояние среды внутри станции. Регулярно перед каждым спуском на Землю, космонавты проводят отборы проб с внутренних поверхностей и конструкционных материалов, а также отбирают пробы воздуха. Получив данные пробы, мы незамедлительно делаем посевы и идентифицируем полученные микроорганизмы. Для МКС существует свои нормативные правила, обозначающие верхние предельные значения уровня обсемененности (заражения) микроорганизмами и в случае их превышения, мы посылаем на борт радиограмму с просьбой обработать данные зоны специальным дезинфицирующим средством. Кроме основного мониторинга, я участвую и в других интересных проектах, а также провожу дополнительные исследования полетных штаммов, ведь их изучение имеет большое значение для построения баз на других объектах Солнечной системы и для дальних космических полетов.
Помимо общения с космонавтами через центр управления полетами, мы регулярно встречаемся с ними после каждого полета, и каждый специалист в своей сфере обсуждает различные нюансы и перспективы на будущее. Также в рамках общекосмической подготовки кандидатов в космонавты-испытатели мы проводим обзорную лекцию по нашей работе, и мне выпала честь выступить перед последним набором кандидатов в космонавты-испытатели 2020 года и поделиться своими знаниями. Несмотря на то, что моя работа сейчас не связана с темой, которой я занималась на факультете, я продолжаю развивать это направление, внедряя в свои исследования более современные методы. Я начинаю связывать почвенные исследования и с космическими экспериментами, так как исследование почв очень важно, например, для будущих космических оранжерей. В течение последнего года мы с Натальей Викторовной Костиной и Михаилом Владимировичем Горленко успешно применяем методику мультисубстратного тестирования к полетным штаммам, в ближайшее время я надеюсь на выход уже полноценных публикаций на эту тему. Я с теплотой вспоминаю всех своих преподавателей, особенно мою кафедру - биологии почв, и я очень рада, что до сих пор мы продолжаем тесное сотрудничество. Всем тем, кто раздумывает над выбором факультета я хочу пожелать, в первую очередь, никогда не сомневаться в себе и в своих силах! Наш факультет дает настолько полноценное и разностороннее естественно-научное образование, что после окончания учебы вы будете востребованы и сможете работать во множестве отраслей, как сделали я и мои однокурсники. Могла ли я, поступая на наш чудесный факультет и придя на любимую кафедру биологии почв, мечтать о том, что я смогу стать космическим микробиологом, который прикасается к чему-то поистине неземному? Думаю, ответ перед вами!». Перед человечеством все острее стоит проблема выживания. Учёные всего мира сформулировали глобальные экологические вызовы, ответ на которые определит будущее людей: это и глобальные изменения климата, и сокращение биологического разнообразия, и истощение природных ресурсов, и загрязнение окружающей среды в целом. Правительство России сконцентрировало внимание на этих проблемах при помощи Нацпроекта «Экология». Научно-образовательная школа «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды» создана Московским университетом для более активного участия в этом национальном проекте через входящие в него стратегические проекты: «Научные основы комплексной системы мониторинга качества окружающей среды» и «Рациональное природопользование в условиях меняющегося климата». В организации школы принимают участие несколько факультетов, в том числе и факультет почвоведения МГУ. В рамках работы Школы осуществляется подготовка магистров по программе «Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов», руководство и организацию которой осуществляет наш факультет. О самой Школе, ее задачах и магистерской программе «Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов» рассказывает ведущий научный сотрудник, куратор работы НОШ «Будущее планеты и глобальное изменение климата» Евгений Цветнов.
Существует возможность подать документы и быть допущенным к вступительным испытаниям до получения диплома, если его выдача задерживается по объективным причинам. Вам следует написать рукописное заявление с обязательством направить копию документа об образовании в приемную комиссию факультета по получении, но не позднее даты публикации конкурсных списков. Заявление пишется в свободной форме, ориентировочный пример дан ниже. Далее в системе webanketa.msu.ru в блоке «Сведения о предыдущем образовании» в поле «Вид документа» необходимо выбрать «справка об окончании ВУЗа», в поле «номер» указать «б/н», в поле «дата» записать текущую дату, в поле «Название образовательного учреждения» указать «МГУ имени М.В.Ломоносова». Для выпускников бакалавриата МГУ этих действий достаточно. Для поступающих на программы магистратуры выпускников других вузов в случае отсутствия копии документа об образовании в заявлении о приеме в системе webanketa.msu.ru в блоке «Сведения о предыдущем образовании» загружается копия справки, подтверждающей объективную причину задержки выдачи документа об образовании, а также скан рукописного заявления с обязательством предоставить копию документа не позднее даты публикации конкурсных списков. В этом случае в поле «Вид документа» также необходимо выбрать «справка об окончании ВУЗа», в поле «номер» указать номер справки (если есть), либо «б/н», а в поле «дата» - дату получения справки. Таким же образом могут поступать и выпускники школ, в которых была задержана выдача аттестатов. Они также загружают копию соответствующей справки из школы, скан рукописного заявления с обязательством предоставить копию документа не позднее даты публикации конкурсных списков, в поле «Вид документа» выбирают пункт «справка об окончании школы», а в поле «номер» указывают номер справки (если есть), либо «б/н», а в поле «дата» - дату получения справки.
Сегодня о своей профессиональной деятельности рассказывает Роман Титарев – выпускник факультета почвоведения МГУ 2005 года. Роман закончил кафедру земельных ресурсов и оценки почв, а в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию. «Мой общий профессиональный стаж составляет более 16 лет и включает работу на должностях: почвоведа в ООО «Изыскательский центр ШАНЭКО»; главного специалиста в ЗАО «Группа компаний ШАНЭКО»; ведущего инженера экологической группы и руководителя экологической группы в Проектно-изыскательском институте электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» - филиал акционерного общества «Росжелдопроект». В рамках работы в этих организациях я приобрел большой опыт по производству, координации и руководству всеми этапами инженерно-экологических изысканий (в том числе на линейных объектах) в различных природно-климатических зонах России, взаимодействию с экспертными органами и подрядными организациями. В 2019 году я приступил к работе в ФАУ «Главгосэкспертиза России» в должности главного специалиста отдела экологической экспертизы. С марта 2022 года являюсь заместителем начальника Отдела инженерно-экологических изысканий Управления экологической экспертизы. За время работы в «Главгосэкспертизе России» рассмотрено более 500 проектов. Участвовал в проведении государственной экспертизы результатов инженерно- экологических изысканий значимых объектов по целому ряду важных для развития экономики и социальной инфраструктуры страны, водохозяйственным и гидроэнергетическим объектам, горнодобывающим и перерабатывающим предприятиям, объектам производственного и гражданского назначения. Инженерно-экологические изыскания это один из обязательных видов изысканий, которые ложатся в основу разработки любого проекта. Результаты инженерно-экологических изысканий являются основой для разработки ОВОС, ПМООС и МООС, а также «Проектов рекультивации земель» и «Проектов консервации земель». В целом, моя профессиональная деятельность связана с почвоведением, геоботаникой, зоологией и экологией. В рамках учебы на факультете мы получили на первых курсах общие знания по химии, географии, минералогии, геоботанике, потом нас учили их применять на практике в почвоведении и экологии. Все эти знания и опыт работы пригождаются для решения производственных задач. Они позволяют осуществлять экспертизу в части исследований плодородного слоя почв, выявления неточностей и недостатков исследований компонентов природной среды в рамках инженерно-экологических изысканий. С особой теплотой я вспоминаю своих преподавателей - С.А. Баландина, А.С. Яковлева, Г.П. Глазунова, Н.Ю. Гончарук, О.А. Макарова, горжусь личным знакомством с Глебом Всеволодовичем Добровольским. А сегодняшним студентам я хочу пожелать всецело отдаваться учебе и работе - жизнь вас за это вознаградит» Почему у нас стоит учиться? Потому что почвоведение - это экологично, это междисциплинарно, это уникально, это важно, это увлекательно и, наконец, это красиво! Приглашаем вас на небольшую обзорную видеоэкскурсию по факультету:
«Во-первых, Вы получите диплом самого важного вуза страны! Это уже стартовая позиция! В процессе даже простого общения в стенах университета Вы почувствуете ауру великих открытий человечества, почувствуете себя частью всего мироздания. Преподаватели дадут Вам необходимые алгоритмы жизнеустройства, которые будут универсальными в любых ситуациях. Вы будете понимать природу как таковую в целом и определите своё место в ней. В отличие от других специалистов, сможете заглядывать далеко в будущее, и от Вас будет зависеть, каким оно будет. Эти утверждения и выводы я делаю с высоты 65-летнего выпускника факультета почвоведения МГУ. Факультет даёт фундаментальное образование, знания о почве, о земле как основе жизни и деятельности людей. Проходя обучение по разным предметам: математике, химии, физике, геологии, биологии, земельным ресурсам и другим перспективным научным проработкам - вы получите такой объём знаний, которых хватит на любые направления. И Вам просто нужно будет выбрать своё! Я, например, работал в органах власти, так сложилось. Всегда мог найти то решение, которое было бы наиболее приемлемым из предлагаемых. Но я всегда видел дальше остальных. Мне всегда было интересно заглядывать, а что там дальше - меня этому научил факультет. Во время обучения я этого не понимал, меня больше интересовали друзья, девочки, как сходить на дискотеку, как сдать очередную сессию... Но само собой как-то впиталось все, - молодой был! Работал впоследствии председателем Земельного комитета по Кабардино-Балкарской республике (КБР), руководителем управления Кадастра объектов недвижимости по КБР, министром земельных ресурсов и госимущества КБР.
Вы научитесь быть в гармонии с окружающими, с природой. А какая на факультете зональная практика! Можно руками, взглядом, воздухом ощутить природу земли Российской. У вас будет твёрдая почва под ногами, потому что вы её будете знать и любить. Незабываемые на всю жизнь ощущения молодости, песен под гитару или другую музыку у костра на опушке леса, у озера, в горах дадут вам такой заряд, который даже виртуально не может быть создан! Вы можете сказать: «Это было вчера!» Нет! Как раз в сочетании с теми кибервозможностями, которые у вас в руках, полученное фундаментальное образование даст ощущение превосходства. К примеру, уважаемый ректор В.А. Садовничий на праздновании 50-летия факультета объявил о суперкомпьютере, который вот-вот запустится в МГУ, и которым смогут пользоваться студенты. И какой же это будет прорыв во всех направлениях! Приходится вам позавидовать! Удачи!»
С приветственным словом выступил и.о. декана факультета член-корр. РАН Павел Владимирович Красильников. Павел Владимирович отметил важность таких встреч и пожелал успехов ребятам на пути изучения экологии. Заместитель декана по учебной работе Лев Анатольевич Поздняков рассказал про специфику обучения на факультете, востребованность выпускников и значении почвенно-экологического образования в будущем.
После обеда ребят ждал целый ряд занятий по экологии. Анна Александровна Кокорева показала уникальные установки кафедры физики и мелиорации почв – Большие лизиметры. Ребята с большим интересом узнали о том, как устроены эти установки и воочию увидели подземные галереи лизиметров. Максим Владимирович Дабахов и Вера Александровна Терехова провели занятие по промышленной экологии, а Дмитрий Валентинович Манахов в лаборатории кафедры радиоэкологии рассказал и показал, как осуществляется радиационный контроль за продуктами питания. Последним по программе, но не по значимости, прошло занятие «Таинственный мир почвенного микрокосмоса», которое провел Андрей Владимирович Якушев. На практическом занятии были продемонстрированы пластинки обрастания, заложенные в различные почвенные объекты. В объективе микроскопа участники увидели разнообразие обитателей почвы: мелких почвенных животных, простейших, бактерий, грибов и водорослей. Опыт участия в таких занятиях поможет ребятам в дальнейших экологических исследованиях. А для младших школьников и их родителей сотрудник кафедры физики и мелиорации почв Риана Ахметзянова провела экскурсию по опытным площадкам с разными видами мульчирующих материалов. Все занятия, которые провели наши преподаватели, были специально разработаны для участников заключительного этапа олимпиады «Ломоносов» по экологии. Мы от души благодарим всех, кто пришел сегодня к нам в гости, и рады знакомству! Поздравляем ребят с достигнутыми успехами и желаем им новых побед в будущем! Этот день для Вас подготовили заместитель декана по учебной работе Лев Анатольевич Поздняков, ответственный секретарь приемной комиссии Екатерина Павловна Макарова и прекрасные студенты нашего факультета: Мария Коваленко, Наиля Фазультдинова, Екатерина Шутова, Анна Арзамасова и Всеволод Тюнькин.
Подведены итоги Универсиады «Ломоносов-2023» по почвоведению и экологии, с ними можно ознакомиться в прикрепленных файлах. Победители и призеры при поступлении в магистратуру получают 100 баллов по вступительному испытанию строго по направлению подготовки (специальности), по которому участвовали в Универсиаде. Это гарантирует прохождение конкурса на бюдженые места. Прием документов для поступления в магистратуру будет проходить с 20 июня по 20 июля. Указывать реквизиты диплома Универсиады не требуется - баллы будут засчитаны по приказу о награждении (см. в приложении). Поздравляем и желаем успехов!
Публикуются технические баллы заключительного этапа Универсиады. Ответы на задания опубликованы на портале Ломоносов https://lomonosov-msu.ru/rus/event/7853/ Срок подачи апелляции - сутки с момента публикации технических баллов (до 10:00 18 апреля 2023 года). Образец апелляции приведен на портале Ломоносов. Апелляция пишется от руки, далее делается скан или фото (в хорошем качестве!), затем апелляцию необходимо отправить на почту Универсиады Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Обратите внимание: при рассмотрении апелляции работа проверяется апелляционной комиссией вновь, поэтому итоговый балл может быть как повышен, так и понижен. Победители и призеры Универсиады, а также преференции при поступлении в магистратуру на факультет почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова будут определены после согласования результатов в Ректорате и общего Приказа по МГУ (точный срок пока не определен), следите за объявлениями на сайте факультета. Оргкомитет Универсиады по Почвоведению и Экологии Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
В субботу 1 апреля на факультете прошел заключительный этап IX Универсиады «Ломоносов» по почвоведению и экологии. В этом году в мероприятии приняли участие 76 студентов из разных вузов. В заключительный этап прошли, помимо студентов выпускного курса бакалавриата факультетов почвоведения, биологического и географического МГУ им. М.В. Ломоносова, студенты из Российского университета дружбы народов, Российского государственного аграрного университета МСХА имени К.А. Тимирязева, Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе, Санкт-Петербургского государственного университета, Государственного университета «Дубна», Южного федерального университета (Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского), Ярославской государственной сельскохозяйственной академии. Победители и призеры Универсиады получают 100 баллов за вступительное испытание при поступлении в магистратуру факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова по соответствующей специальности в текущем году. Огромная благодарность членам оргкомитета Универсиады, оказавшим помощь в организации и проведении заключительного этапа! В настоящее время начата проверка работ.
Уважаемые участники Универсиады «Ломоносов» по почвоведению и экологии! Опубликованы списки участников, прошедших отбор и приглашенных на очный этап Универсиады.
Заключительный этап Универсиады пройдет 01 апреля (суббота) на факультете почвоведения МГУ с 14-00 до 17-00 в аудитории М-2 Биолого-почвенного корпуса (адрес: г. Москва Ленинские горы д. 1 стр. 12). Для участия в Заключительном этапе необходимо пройти регистрацию, которая будет проводиться для студентов МГУ:
Для регистрации участник лично предоставляет следующие документы:
Списки призеров отборочного этапа по направлениям представлены ниже. Подробнее: Опубликованы списки прошедших на заключительный этап Универсиады-2023
Участники приехали из 32 регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Кировской, Курской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областей, Пермского края, а также республик - Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и Чувашия.
Огромная благодарность членам оргкомитета олимпиады, магистрам и аспирантам, оказавшим помощь в организации и проведении заключительного этапа! В настоящее время работает жюри. Итоги олимпиады будут подведены к середине апреля. Победители и призеры Олимпиады, обучающиеся в 11 классе, получат возможность поступить без вступительных испытаний на факультет почвоведения Московского университета по направлениям «Почвоведение» или «Экология и природопользование», если при этом наберут не менее 75 баллов на ЕГЭ по биологии или географии соответственно.
Стенд факультета в Главном здании МГУ посетили несколько сотен школьников и, конечно, поддерживающие их во всем родители. Главными вопросами остаются перечень экзаменов на направления «Почвоведение» и «Экология и природопользование», проходные баллы, конкурс, специфика обучения, перспективы трудоустройства. Обо всем этом будущим абитуриентам рассказали волонтеры-студенты и сотрудники факультета. Информационная сессия на факультете была посвящена процедуре поступления, учебным планам, самим профессиям эколога и почвоведа, перспективам профессионального роста. С подробным докладом выступил и.о. декана П.В. Красильников, а также его заместитель по учебной работе Л.А. Поздняков. А.А. Бобрик, помощник декана по работе со школьниками, рассказала о формах взаимодействия между школами, учениками и нашим факультетом. В.А. Кузнецов завершил весенний День открытых дверей экскурсией по факультету и коллекции почвенных монолитов.
Главная ценность нашего факультета – студенты. Именно они были на передовой общения с нашими сегодняшними гостями. Мы благодарны за ваш энтузиазм и любовь к факультету! Вы лучшие! Если у вас остались вопросы по поступлению и обучению на нашем факультете, либо возникли новые - вы всегда можете задать их приемной комиссии по электронной почте или через сообщения нашей официальной группы в VK. Ну а если вы все пропустили - не нужно унывать! Ниже на странице вы найдете множество увлекательных и полезных информационных материалов, которые мы подготовили для абитуриентов.
На главной странице портала Ломоносов опубликованы графики регистрации и проведения заключительного этапа олимпиад «Ломоносов». Регистрация на заключительный этап олимпиады по экологии будет проходить в личных кабинетах участников с 11 часов 9 марта до 11 часов 23 марта 2023 года. Сам заключительный этап пройдет в МГУ 25 марта 2023 года, в субботу, в 11.00 по московскому времени. Начало прохода участников в Ломоносовский корпус - 10 часов утра. Важно! Чтобы регистрация прошла быстро - подготовьте все необходимые документы. На отборочном этапе у вас должны были быть загружены Согласия и Справка из школы текущего учебного года (не ранее 1 сентября 2022 или позднее). Если справка не загружена, нужно взять новую справку в школе и подгрузить. Во время регистрации на заключительный этап необходимо загрузить в личный кабинет сканокопию паспорта (для детей до 14 лет - свидетельства о рождении), СНИЛС, фотографию 3х4. После прохождения регистрации следует распечатать Лист участника, который будет сформирован в личном кабинете автоматически. С паспортом (школьники до 14 лет - свидетельством о рождении) и распечатанным Листом участника организаторы будут ждать вас на заключительном этапе. Проверьте, чтобы в Личный кабинет была загружена «официальная» фотография, т.е. это было именно фото на документ, а не любительская фотография в кафе или на природе. Победителям и призерам заключительного этапа прошлого года, продолжающим обучение в школе (в случае, если они еще не регистрировались на отборочном этапе в этом учебном году) будет доступна функция подачи заявки с момента начала регистрации на олимпиаду, т.е. с 11.00 9 марта 2023 года. Вопрос о региональных площадках для каждой из олимпиад прорабатывается и зависит от региональных образовательных организаций, готовых на своей базе провести в конкретные даты заключительный этап по тому или иному предмету. |
|