Кафедра Химии почв

Раздел материалов кафедры Химии почв.

В задачу химического анализа почв входит оценка химического состояния почв - их химических свойств и химических почвенных процессов. На результатах химического анализа в той или иной мере базируются классификация и диагностика почв, оценка их мелиоративных особенностей и плодородия, оценка пригодности почв для использования в сельском хозяйстве, инженерно-строительных, коммунальных и иных целях, бонитировка и оценка стоимости земель, оценка загрязнения и экологического состояния почв и их мониторинг. В настоящее время курс «Химический анализ почв» преподают всем студентам, обучающимся в МГУ по специальности 021900  «Почвоведение».

Научная работа на кафедре химии почв осуществляется по двум приоритетным направлениям «Почвы и почвенный покров России, как основа ее устойчивого развития» и «Рациональное использование природных ресурсов».

Тематики научных исследований.

1. Органическое вещество почв

2. Глинистые минералы

3. Кислотно-основная буферность почв

4. Сорбционные свойства почв

5.. Жидкая фаза почв

6. Загрязнение почв и сопредельных сред органическими загрязняющими веществами

В научной работе кафедры химии почв активное участие принимают студенты и аспиранты. Курсовые и выпускные квалификационные работы студентов выполняются в рамках темы государственного задания, грантов и внебюджетных договоров.

Кафедра химии почв обладает значительной приборной базой. Коллектив кафедры проводит исследования с помощью современного научного оборудования, которое обеспечивает возможность качественного и количественного определения широкого спектра органических и неорганических соединений, дает возможность разрабатывать новые методики и давать рекомендации, необходимые для принятия природоохранных решений.

В работе используются современные методы анализа, такие как капиллярная газовая и высокоэффективная жидкостная хроматография, хромато-масс-спектрометрия, масс-спектрометрия с индуктивно связанной плазмой, атомно-адсорбционная спектроскопия, рентгенофлуоресцентная спектроскопия, ионная хроматография, УФ-, видимая и ИК-спектроскопия, XRD-анализ, TGA/DSC анализ, элементный анализ.

Актуальные проекты кафедры химии почв:

1. Роль органо-минеральных взаимодействий в цикле углерода и экологической устойчивости почв и сопредельных сред.

https://istina.msu.ru/projects/149573976/.

2. Оценка деструкционного потенциала прокариотного сообщества почвы для ремедиации территорий, загрязненных пестицидами. 

https://istina.msu.ru/projects/360271588/.

3. Органо-минеральные взаимодействия как основа стабилизации органического вещества в почвах.

https://istina.msu.ru/projects/217563814/.

4. Влияние микробиальной активности на изоляционные свойства компактированных глинистых материалов.

https://istina.msu.ru/projects/487604880/.

 

 

Кафедра химии почв имеет более, чем 70-летнюю историю На кафедре работали известные ученые, которые внесли свой вклад в развитие науки почвоведение в целом и для химии почв в частности, сформировали целые научные школы. Замечательная  традиция зимних научных студенческих школ  всем запомнилась свободолюбием и возможностью дополнительного обмена научными идеями. Можно ознакомиться с историческими видеороликами с оцифрованной старой киноплёнки, случайно обнаруженной в одном из хранилищ кафедры.

С момента основания нашего факультета и до начала 90-ых годов существовала замечательная традиция проведения студенческих научных школ в дни зимних каникул. Хотя формально это мероприятия именовались «школами», в действительности это была уникальная возможность свободного обмена мнениями по  многим вопросам почвоведения, а иногда и смежных наук. В  дискуссиях самое активное участие принимали участие студенты, аспиранты, профессора и преподаватели факультета, и царила свободная демократичная атмосфера.

Школы пользовались на факультете большой популярностью, в них всегда имели возможность участвовать все студенты и аспиранты, которым были интересны проблемы почвоведения. Финансовых проблем для этого не существовало – у факультета в те годы была возможность оплачивать всем участникам и транспорт, и проживание, и командировочные расходы.

Обычно выбирали для обсуждения одну или несколько проблем, по которым сначала кто-либо из крупных специалистов высказывал свое мнение – в виде лекции или рассказа или просто кратких тезисов. А потом эти тезисы развивались в сообщениях студентов, аспирантов и специалистов из числа преподавателей и начиналось живое обсуждение. Для  всех участников это была хорошая возможность послушать самые разные мнения, учиться сформулировать и отстаивать свою точку зрения.

Темы и проблемы, которые обсуждались на школах, были самые разные, например изменение  почв под влиянием орошения, соединения Fe в почвах, проблемы генезиса солонцов, проблемы почвенной классификации и др. Наиболее  живое обсуждение проходило в тех случаях, когда по одной и той же проблеме подбиралось две команды с разными точками зрения. Одной из таких проблем, например, была роль процессов разрушения минералов и лессиважа в формировании профиля суглинистой подзолистой почвы.

Ведущие профессора и преподаватели факультета всегда охотно откликались на предложение об участии в работе зимних школ. Нельзя не вспомнить с глубокой благодарностью профессора Б.Г.Розанова, который приезжал вместе со своей командой и ставил на обсуждение проблему 

влияния орошения на черноземы, и профессора Е.А.Дмитриева, который вместе со своими учениками доказывал, что на результаты анализов влияет не только масса, но и форма(!) почвенного образца. Профессор Е.М.Самойлова со своей командой представляли интереснейший материал по современным и древним процессам почвообразования в лугово-черноземных почвах Тамбовской низменности и по более общим вопросам эволюции почв.  Профессор Л.О.Карпачевский и его команда всегда предлагали для обсуждения необычные  и мало исследованные проблемы, например можно ли считать почвами скопления мелкозема на поверхности курумников (каменистых россыпей) в горах Сихотэ-Алиня или  к какому таксону отнести почвы кедровых стлаников Камчатки. После каждой школы появлялась поэма Л.О.Карпачевского, в которой в стихотворной форме продолжались дискуссии по научным вопросам и виде дружеской шутки изображались портреты участников.

В некоторые годы к работе зимних школ нашего факультета  присоединялись представители других организаций и даже других наук. Одно из заседаний школ проходило  при участии В.Ф.Бабанина – физика по образованию и по специальности, профессора Ярославского Политехнического Института. В.Ф.Бабанин защищал докторскую диссертацию по соединениям Fe в почвах. Вместе с Л.О.Карпачевским, со своими студентами и аспирантами они поставили на обсуждение именно эту проблему и представили материал, полученный наиболее совершенными для того времени методами. Профессор А.И.Морозов из Курчатовского Института предложил для обсуждения математическую модель процесса формирования профиля иллювиально-железистого подзола, и эта идея встретила поддержку у одних участников школы и полное неприятие – у других, но обсуждение было интересно всем.

Из современного профессорско-преподавательского состава нашего факультета почти все представители старшего поколения со своими командами в разные годы активно участвовали в работе школ.

Много раз школы  проводили в Пущине, где была возможность посетить институт Почвоведения РАН, посмотреть лаборатории и оборудование, пообщаться с сотрудниками Института, которые часто присоединялись к работе школ. А в длительный обеденный перерыв можно было покататься на лыжах или просто погулять по берегам Оки. Вечером были импровизированные концерты, и на всю гостиницу звучал великолепные   голоса Андрея Валентиновича Смагина и Николая Александровича Петрова-Спиридонова. А еще Николай Александрович, тогда просто студент Коля, привозил на школы и устраивал выставки своих картин и фотографий, и было понятно, что их автор – незаурядный художник, способный в самом незатейливом северном пейзаже увидеть и донести до других красоту мира.

Несколько раз школы проходили в Суздале и Переславле-Залесском. На всю жизнь запомнились монастыри и церкви Суздаля,  дивной красоты маленькая часовня Александра Невского и красота Плещеева озера в Переславле-Залесском. В этих  старинных исконно русских городах участники школ приобщались к истокам русской истории и культуры.

Но самое главное впечатление, которое оставалось от зимних научных школ – это дух свободных дискуссий и дружеская демократическая творческая атмосфера.

Можно только пожелать, чтобы на нашем факультете была бы вновь воссоздана традиция зимних научных студенческих школ.

Начало глубоких исследований по химии почв в Московском университете связано с именем А.Н. Сабанина, который заведовал кафедрой агрономии Московского университета на протяжении 30 лет (1890-1920). Ему принадлежат многие важнейшие решения в области химии почв. В частности, еще в 1908 году он опубликовал статью о поглотительной способности почв, различая три вида поглощения: химическое, физическое и физико-химическое. Эта схема была много позже развита К.К.Гедройцем, который добавил еще два вида поглощения (механическое и биологическое), видоизменил и расширил толкование самих процессов. А.Н.Сабанин развил еще целый ряд химических проблем. Он изучал химический состав зерна, предложил способ определения содержания гумуса в почве, исследовал особенности гуминовой кислоты, интересовался изучением тепловых свойств почв, внедрил хорошо известные до сегодняшнего дня методы определения гранулометрического (тогда механического) состава почв. В «Журнале опытной агрономии» А.Н.Сабанин опубликовал такие работы по химии почв, как «О поглотительной способности некоторых русских почв», «Определение гумуса по хромовой методе», «О гуминовой кислоте» (1901-1908).