Автор: д.б.н., с.н.с. Т.А. Зубкова

Область применения: научно-популярная, педагогическая и просветительская деятельность

Для кого предназначен? Для широкого круга слушателей: иностранные студенты, студенты старших курсов, магистранты, аспиранты, преподаватели ВУЗов по специальностям биология, почвоведение, экология, природопользование, география, религиоведение, социальные науки, а также служащие административно-управленческого аппарата.

Какая проблема решается с помощью продукта? Лекционный курс направлен на расширение представлений о роли почвы в жизни человека за пределы традиционного сельскохозяйственного восприятия и устанавливает связи с различными гуманитарными науками, в том числе историей, культурологией, философией, искусствоведением, социальными науками и др.

Описание продукта: Цель данного курса – показать стратегическую роль почвы в развитии цивилизации, направленную на сельскохозяйственное использование, на регулирование биосферных процессов и социальных функций в условиях климатических, экологических и эпидемиологических вызовов современного мира.

Задачи:

1. Показать важную роль почвы и почвенного покрова в развитии земледельческих цивилизаций, религии, религиозного и научного мышления, прикладных и фундаментальных наук. 

2. Раскрыть геополитическую роль почв в развитии общества и обосновать новую парадигму о санитарных функциях почв и медицинском почвоведении. 

3. Показать роль почв и качества почвенного покрова в формировании социальной структуры общества: экономика, здоровье, искусство. 

4. Сформировать системный подход и экологическое мировоззрение слушателей, способствующие социальной интеграции, с учетом научного вклада российских почвоведов и сотрудников Московского университета имени М.В. Ломоносова в учение о Почве и социуме.

У слушателей будут сформированы экологическое мировоззрение и системные знания о глобальных изменениях биосферы, почвы и социума в России и в мире; умение видеть и понимать причинно-следственные связи в природных и социальных процессах. Учащиеся получат представление о роли почвы в развитии религии, цивилизации, о связи с экономикой, здоровьем человека, искусством и ответы на вопросы: «В чем геополитическая роль почвы? Так ли однозначна роль почвенного плодородия в развитии общества, и почему современная цивилизация устроила свою «штаб-квартиру» в зоне почв невысокого естественного плодородия?»

Новизна и преимущества. Новизна данной образовательной программы состоит в том, что она направлена на расширение представлений о роли почвы и почвенного покрова в жизни человека и позволяет выйти за рамки традиционного земледелия и сельскохозяйственного использования почв и устанавливать связи с различными социальными науками. Основы образовательной программы были заложены сотрудниками Московского университета имени М.В. Ломоносова академиком Г.В. Добровольским и профессором Л.О. Карпачевским еще в конце 20 века. Разделы программы «Почва и геополитика», «Почва в живописи», «Почва и здоровье человека» и «Взаимодействие почвоведения с фундаментальными науками» совершенно новые и разработаны лично автором, остальные разделы программы «Почва и религия», «Почвы и цивилизация», «Почва и эволюция биосферы» – совместно с профессором Л.О. Карпачевским.

Преимущества для иностранных слушателей от освоения программы в том, что они смогут оценить возрастающую стратегическую роль почвы, почвенных конструкций и почвоподобных тел в обеспечении продовольственной безопасности и жизни городского населения в любом государстве в условиях климатических, экологических и эпидемиологических вызовов современного мира. В международных университетах специализация геолога, географа и почвоведа обычно совмещается в одном сотруднике. Поэтому предложенная образовательная программа, охватывающая аспекты геологии, географии, почвоведения, биологии и социальных наук, включая и религиоведение, будет актуальна среди сотрудников и студентов международных университетов.

Преимущества для служащих административно-управленческого аппарата от освоения программы в том, что они получат знания о связях почвы с социальной структурой общества, что актуально в связи с необходимостью учёта экологических проблем при принятии административных решений городских служб.

 

Авторы: д.б.н., Н.М. Щеголькова, Н.В. к.б.н., доцент Орешникова, к.б.н., н.с. А.А. Астайкина, н.с. С.Л. Харитонов, Басарыгина Т.В., Вайнблат В.С., преп. Казанцева С.Ю., к.г.н., доцент П.Е. Каргашин, к.г.н., с.н.с. Карпачевский А.М., Куприянова Ю.В., К.Ю. Рыбка, д.б.н., профессор А.Л. Степанов, к.б.н., с.н.с. Р.А. Стрелецкий, к.б.н., в.н.с. О.С. Якименко.

Область применения: образовательная деятельность, водопользование

Потребители: высшие учебные заведения с экологической специализацией.

Какая проблема решается с помощью продукта? Инновационный интерактивный курс видео-лекций обучает использованию новейших технологий в управлении водными ресурсами

Описание продукта: Образовательный проект включает в себя две части: восьмисерийный фильм, который последовательно раскрывает основные понятия и подходы в современной очистке сточных вод, и учебно-методическое пособие. 

Разработанная образовательная программа будет использована для обучения студентов профильных специальностей, не только на факультете почвоведения, но и в университетах Индонезии, Вьетнама, Филиппин, Лаоса и других стран АСЕАН.

Подробнее о НИР, на основе которой создан курс, можно прочитать на сайте ИСТИНА.

 

 
 

Научная работа