Договоры об организации и проведении практик, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе
Договоры о сетевой форме реализации образовательной программы
Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
Документ об утверждении стоимости обучения по образовательной программе
Результаты переводов, восстановления и отчисления по образовательной программе
Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)
Договоры об организации и проведении практик, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе
Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
Документ об утверждении стоимости обучения по образовательной программе
Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)
Договоры об организации и проведении практик, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе
Договоры о сетевой форме реализации образовательной программы
Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
Документ об утверждении стоимости обучения по образовательной программе
Результаты переводов, восстановления и отчисления по образовательной программе
Информация о трудоустройстве выпускников за последние 3 года. Статистика
Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)
Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)
Договоры об организации и проведении практик, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе
Договоры о сетевой форме реализации образовательной программы
Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
Документ об утверждении стоимости обучения по образовательной программе
Результаты переводов, восстановления и отчисления по образовательной программе
Информация о трудоустройстве выпускников за последние 3 года. Статистика
Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)
Море и горный Кавказский хребет создали исключительное своеобразие природных условий на юге России. Если в средней полосе Российской Федерации смена климатических, почвенных особенностей и растительности происходит на протяжении сотен километров, то здесь эти изменения наблюдаются на протяжении десятка и даже одного-двух километров. Многообразие почв, изрезанность рельефа, изобилие влаги создали благоприятные условия для произрастания здесь самых разнообразных пород растений.
Специфические природные условия края, явились причиной возникновения и организации в 1894 году Сочинской сельскохозяйственной и садовой опытной станции, в позднее переименованная в Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИЦиСК Россельхозакадемии). Лаборотория агрохимии и почвоведения была оборудована уже к 1896 году, основными направлениями исследований которой стали:
- всестороннее изучение почв субтропической зоны России;
- разработка принципов создания устойчивых агроценозов в субтропиках России на основе комплексного рационального использования природно-климатических ресурсов и средств химизации;
- мониторинг и прогнозирование состояния основных компонентов агроэкосистем (почва-растение) при разных уровнях агрогенной нагрузки;
- разработка приемов экзогенной регуляции адаптивного потенциала растений, с целью повышения их устойчивости к экологическим стрессам и обеспечения стабильной продуктивности агроэкосистем на основе использования макро- и микроудобрений.
Студенты кафедры химии почв могут пройти практику в лаборатории агрохимии и почвоведения ВНИИ цветоводства и субтропических культур, в ходе которой сумеют:
Задачи:
Ознакомиться с принципами разработки высокоэффективных экологически сбалансированных систем минерального питания чая, южных плодовых и субтропических культур
Понаблюдать за системой мониторинга состояния основных компонентов агроэкосистем при разных уровнях агрогенной нагрузки
Изучить этапы анализа образцов субтропических почв и растений
Всероссийский Научно-исследовательский институт Фитопатологии входит в перечень научно-исследовательских учреждений, допущенных к проведению регистрационных испытаний по экологической оценке пестицидов.
В лаборатории химии окружающей среды ВНИИ Фитопатологии традиционно проводятся полевые, лизиметрические и лабораторные исследования по изучению поведения пестицидов в почвах и сопредельных средах.
Исследования, проводимые в больших лизиметрах совместно с факультетом почвоведения МГУ, позволяют детально изучать процессы, связанные с разложением, перемещением в почвенном профиле и выносом за его пределы действующих веществ пестицидов.
В лабораторных опытах изучается разложение и сорбция пестицидов, влияние свойств почв и их режимов на эти процессы.
Альтернативой аналитического определения остаточных количеств пестицидов в объектах окружающей среды служит моделирование поведения пестицидов в почве, грунтовых и поверхностных водах, атмосферном воздухе.
Важным направлением работы лаборатории является определение экотоксикологических показателей пестицидов в рамках их регистрационных испытаний. С этой целью научным коллективом и аспирантами разрабатывается методология оценки опасности и риска применения пестицидов для нецелевых почвообитающих организмов на примере дождевых червей.
Лаборатория принимает участие в разработке нормативных актов, регулирующих обращение пестицидов в РФ, подготовке соответствующих методических документов (классификаций опасности, методов определения экологических показателей, инструментов и методов оценки риска пестицидов)
Учебно-производственная практика (лекционно-ознакомительному курс) «Современные инструментальные методы химического анализа объектов окружающей среды» для студентов 4 курса, обучающихся по направлению "Экология и природопользование"
Целью практики является получение обучающимися представления о возможностях и особенностях современных инструментальных методов, применяемых при проведении исследований в области экологической химии; знакомство с методологией элементного и компонентного анализа почв и других объектов окружающей среды с использованием новейшего аналитического оборудования.
Задачи практики
1. Знакомство с современной технической базой, аналитическими методами и подходами, применяемыми при химическом анализе объектов окружающей среды.
2. Знакомство с особенностями функционирования аналитических комплексных лабораторий, осуществляющих экологический контроль за объектами окружающей среды.
3. Формирование первичных навыков по проведению исследований в сфере экоаналитической химии, необходимых для дальнейшего выполнения квалификационных работ, самостоятельного решения научных и производственных задач.
Время проведения практики – сентябрь - ежедневно в течение недели (7 дней), руководитель практики - асс. Ю.А.Завгородняя и асс. А.В.Кирюшин.
Список рекомендованной литературы.
1. Основы аналитической химии. Методы химического анализа. Под ред. Ю.А.Золотова, Т.2. – М.: Высшая школа, 2002. – 494 с.
2. Эмиссионная фотометрия пламени и атомно-абсорбционная спектроскопия: электронное учебное пособие для студентов 2 курса / Казан. гос. ун-т, ХИ им. А.М.Бутлерова, каф. аналитической химии; сост.: А.Р.Гарифзянов. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2009. – 94 с.
3. Теория и практика химического анализа почв. Под ред. Л.А. Воробьёвой. Москва, 2006. 400 с.
4. Пупышев А.А. Атомно-абсорбционный спектральный анализ. М.: Техносфера, 2009. 784 с.
Практика в Почвенном институте им. В.В. Докучаева.
Факультет почвоведения МГУ и Почвенный институт им. В.В. Докучаева связывает многолетнее сотрудничество. Почвенный институт им. В.В. Докучаева – лидер в области решения фундаментальных и прикладных задач почвоведения с более чем 80-ти летним опытом работ. Научные исследования Почвенного института по своей тематике и содержанию сочетают разработки фундаментальных проблем почвоведения с решением конкретных прикладных задач по актуальным проблемам повышения плодородия, эффективности использования и охраны почвенных ресурсов в сельскохозяйственном производстве.
Студенты кафедры химии почв могут пройти практику в Испытательном центре Почвенного института. В лабораториях Почвенного института выполняется широкий спектр лабораторных исследований различных объектов (почв, грунтов, питьевой и природных вод, объектов растительного и животного происхождения и др.), необходимые для: химического и физико-химического анализа почв в рамках комплексного мониторинга состояния почв земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения; оценки антропогенного загрязнения почв для дальнейшей рекультивации промышленных зон, оценки безопасности использования почв в сельскохозяйственных и других целях, и т.д., подробнее - http://www.esoil.ru/.
Целью практики является знакомство с работой производственной лаборатории. Задачи практики следующие: 1) ознакомиться с работой современного оборудования института, 2) изучить этапы подготовки образцов к анализу, 3) принять участие в потоковом анализе образцов почв, вод и растений
Практика студентов кафедры химии почв на нефтезагрязненных территориях.
Западная Сибирь всегда славилась своими природным ресурсами. С некоторых пор под природными ресурсами стали понимать, помимо прочего, нефть и газ.
За последние семьдесят лет преобразование биотопов Сибири приняло катастрофический характер: добыча нефти и газа, организованная в советское время, не учитывала экологические аспекты, связанные с влиянием на естественные биогеоценозы, складывающиеся в тех краях тысячелетиями. Урон, нанесённый добычей полезных ископаемых природе не оценивался.
В настоящее время нефтегазодобывающие компании заинтересованы в сохранении экологического равновесия в районах добычи, так как штрафы за нарушение природоохранного законодательства весьма велики.
Ввиду этого добывающими компаниями привлекаются специалисты по оценке и разработке природовосстанавливающих технологий.
Заказчиками работ по выполнению рекультивационных работ являются такие крупные российские и зарубежные компании, как Роснефть, Газпромнефть, Шелл, Сургут нефтегаз, ТНК-ВР и другие.
Специалисты, подготавливаемые кафедрой, владеют знаниями, необходимыми для разработки технологий рекультивации нефтезагрязнённых земель.
Практика студентов кафедры химии почв проходит на территории Западной Сибири в местах добычи полезных ископаемых. В ходе практики студенты учатся отбирать образцы в зонах загрязнения и картировать загрязненные районы. Под руководством специалистов студенты создают карту территории, описывают природные условия участка, и, далее, по необходимости, участвуют в разработке планов производства работ по рекультивации загрязнённых земель.
В соответствии с личным планом работ, студенты выполняют химические анализы по прибытии на факультет под руководством научного руководителя.
Учебно-производственная практика кафедры химии почв по дисциплине «Экологический мониторинг»
Целью производственной практики по экологическому мониторингу является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере проведения полевых и лабораторных исследований в области экологической химии, применения современных методов анализа химических загрязнений воздуха, почвенного покрова и поверхностных вод, оценки экологической ситуации на основе комплекса показателей, включающих существующие базы данных и полученные самостоятельно результаты.
Задачами производственной практики по экологическому мониторингу являются:
1. Закрепление у студентов основ теории экологического мониторинга и экологического анализа объектов окружающей среды.
2. Формирование у студентов представления о наборе прикладных задач, решаемых современными методами экологического мониторинга.
3. Выработка навыков по планированию и проведению всех этапов цикла экоаналитического контроля.
4. Знакомство с современной технической базой, аналитическими методами и подходами, применяемыми при химическом мониторинге объектов окружающей среды.
5. Обучение проведению анализа экологической ситуации на местности в целях осуществления дальнейших мониторинговых исследований, включая диагностику источников химических загрязнений в районе исследования, выбор приоритетных загрязняющих веществ и оптимальных методов их детектирования в экосистеме.
6. Обучение студентов приемам полевого пробоотбора объектов мониторинга, проведению лабораторной пробоподготовки образцов, получению и оценке качества аналитической информации.
7. Ознакомление с особенностями функционирования аналитических комплексных лабораторий, осуществляющих экологический контроль за объектами окружающей среды.
Данная практика логически и содержательно-методически связана с лекционно-практическим курсом «Экологический мониторинг».
Практика углубляет полученные знания и базовые умения в области аналитического определения показателей химического загрязнения, позволяет получить практические навыки полевых работ, которые невозможно преподать в камеральных условиях.
При выполнении задач практики студент также должен иметь необходимые знания по химии, физике, математике, иметь представление о протекании биосферных процессов.
Содержание работ на практике соответствует основной направленности получаемой студентами квалификации в области контроля за состоянием окружающей среды. Освоение полевых этапов экоаналитического мониторинга на учебной практике необходимо для дальнейшего прохождения производственных практик, выполнения курсовых и дипломных работ, самостоятельного решения научных и производственных задач.
Место проведения практики по экологическому мониторингу – территории г.Москвы, лаборатории Центра коллективного пользования ф-та Почвоведения МГУ, лаборатории Аналитической инспекции ГПБУ "Мосэкомониторинг" г.Москвы.
Время проведения практики – летний период (июль) ежедневно в течение недели (7 дней), руководитель практики - Ю.А.Завгородняя
Практика студентов кафедры химии почв в Центрально-лесном Заповеднике.
В средней полосе России осталось немного мест, где природа сохранилась во всей своей первозданной целостности и красоте. Мест, где есть участки векового елового леса, который не вырубали последние 300 лет, а может быть и больше. Мест, где можно встретить Хозяина тайги – бурого мишку, где просеку, не спеша, пересекает енотовидная собака со своим потомством, где в чаще живут рыси, где обитает черный аист – одна из очень редких птиц, мест, где утром слышны дробь дятла и пение иволги.
Таким местом является Центральный лесной государственный природный биосферный заповедник (ЦЛГПБЗ) – поистине эталон ненарушенных человеком ландшафтов южной тайги. Заповедник расположен в Тверской области, всего в 330 км к северо-западу от Москвы, на водоразделе двух крупных речных артерий – Волги и Западной Двины.
Заповедник знаменит не только своими коренными лесами, но и обширными верховыми болотами, заросшими сфагнумом и пушицей, клюквой и багульником, морошкой и единичными карликовыми соснами.
Заповедник был основан в 1931 году, и в нем сразу же начались комплексные исследования всех компонентов природных экосистем. Под руководством профессора А.А.Роде при активном участии И.С.Васильева, М.М.Абрамовой и И.Н.Скрынниковой была создана почвенная станция, на которой с 1938 года начали проводить уникальные наблюдения за динамикой водного режима и химических свойств твердой и жидкой фаз почв, занимающих разное положение в геохимическом ландшафте. Такого рода исследования в то время, очевидно, не имели аналогов в мировой практике почвенных работ, они позволяли проникнуть в «жизнь» почвы, понять механизмы ее функционирования.
К сожалению, война прервала начатые исследования, но почвенный материал, который был получен в 1938-1940 годах и впоследствии опубликован, до сих пор имеет огромную ценность. Он дает возможность оценить изменения, произошедшие с химическими свойствами почв за последние 70 лет, а с методической и методологической точки зрения является эталоном в отношении получения и интерпретации данных о «жизни» почвы.
В 70-80-ые годы прошлого века в заповеднике активно работали сотрудники, аспиранты и студенты кафедр географии и физики и мелиорации почв – М.Н.Строганова, С.А.Шоба, С.Я.Трофимов, Л.О.Карпачевский, Е.А.Дмитриев, В.Ф.Басевич. Их трудами на значительную часть территории заповедника была составлена почвенная карта, разработана рабочая классификация почв, получен богатый фактический материал по химической характеристике и физическим свойствам почв.
Чем занимаются на практике в ЦЛГПБЗ студенты кафедры химии почв?
Обязательным элементом практики является знакомство с наиболее широко распространенными в заповеднике экосистемами и их почвами – это ельники сфагново-черничные на торфянисто-подзолисто-глееватых почвах, ельники зеленомошно-кисличные с участием неморального разнотравья на подзолистых почвах, экосистемы пойм мелких ручьев, верховые болота с торфяными почвами.
В ЦЛГПБЗ есть богатая библиотека, поэтому в процессе прохождения практики студенты имеют возможность проработать литературу по почвам и природным условиям заповедника и использовать этот материал в отчете о практике.
В поле студенты описывают разрезы и отбирают образцы для выполнения курсовых и дипломных работ, которые посвящены различным вопросам химии почв: их кислотно-основному состоянию, содержанию и составу глинистых минералов, несиликатных соединений Fe и Al, органического вещества. В последние годы большое внимание уделяется влиянию функционирования ризосферы деревьев на химические свойства почв и минералогический состав тонкодисперсных фракций, а также вопросам устойчивости почв к воздействию кислотных и щелочных реагентов.
Студенты принимают активное участие в организации и проведении модельных полевых экспериментов, в частности в закладке опыта по выветриванию тест-минерала (биотита) в ризосфере ели.
Со стороны администрации и сотрудников ЦЛГПБЗ мы всегда видим самое внимательное и доброжелательное отношение – нам представляют бесплатное жилье, дают транспорт для дальних маршрутов, помогают решать бытовые проблемы.
Подробнее о физико-географическом положении, истории заповедника и его деятельности - на сайте http://www.clgz.ru/