Студенческие научные школыС момента основания нашего факультета и до начала 90-ых годов существовала замечательная традиция проведения студенческих научных школ в дни зимних каникул. Хотя формально это мероприятия именовались «школами», в действительности это была уникальная возможность свободного обмена мнениями по многим вопросам почвоведения, а иногда и смежных наук. В дискуссиях самое активное участие принимали участие студенты, аспиранты, профессора и преподаватели факультета, и царила свободная демократичная атмосфера.
Школы пользовались на факультете большой популярностью, в них всегда имели возможность участвовать все студенты и аспиранты, которым были интересны проблемы почвоведения. Финансовых проблем для этого не существовало – у факультета в те годы была возможность оплачивать всем участникам и транспорт, и проживание, и командировочные расходы. Обычно выбирали для обсуждения одну или несколько проблем, по которым сначала кто-либо из крупных специалистов высказывал свое мнение – в виде лекции или рассказа или просто кратких тезисов. А потом эти тезисы развивались в сообщениях студентов, аспирантов и специалистов из числа преподавателей и начиналось живое обсуждение. Для всех участников это была хорошая возможность послушать самые разные мнения, учиться сформулировать и отстаивать свою точку зрения.
Темы и проблемы, которые обсуждались на школах, были самые разные, например изменение почв под влиянием орошения, соединения Fe в почвах, проблемы генезиса солонцов, проблемы почвенной классификации и др. Наиболее живое обсуждение проходило в тех случаях, когда по одной и той же проблеме подбиралось две команды с разными точками зрения. Одной из таких проблем, например, была роль процессов разрушения минералов и лессиважа в формировании профиля суглинистой подзолистой почвы.
Ведущие профессора и преподаватели факультета всегда охотно откликались на предложение об участии в работе зимних школ. Нельзя не вспомнить с глубокой благодарностью профессора Б.Г.Розанова, который приезжал вместе со своей командой и ставил на обсуждение проблему влияния орошения на черноземы, и профессора Е.А.Дмитриева, который вместе со своими учениками доказывал, что на результаты анализов влияет не только масса, но и форма(!) почвенного образца. Профессор Е.М.Самойлова со своей командой представляли интереснейший материал по современным и древним процессам почвообразования в лугово-черноземных почвах Тамбовской низменности и по более общим вопросам эволюции почв. Профессор Л.О.Карпачевский и его команда всегда предлагали для обсуждения необычные и мало исследованные проблемы, например можно ли считать почвами скопления мелкозема на поверхности курумников (каменистых россыпей) в горах Сихотэ-Алиня или к какому таксону отнести почвы кедровых стлаников Камчатки. После каждой школы появлялась поэма Л.О.Карпачевского, в которой в стихотворной форме продолжались дискуссии по научным вопросам и виде дружеской шутки изображались портреты участников.
В некоторые годы к работе зимних школ нашего факультета присоединялись представители других организаций и даже других наук. Одно из заседаний школ проходило при участии В.Ф.Бабанина – физика по образованию и по специальности, профессора Ярославского Политехнического Института. В.Ф.Бабанин защищал докторскую диссертацию по соединениям Fe в почвах. Вместе с Л.О.Карпачевским, со своими студентами и аспирантами они поставили на обсуждение именно эту проблему и представили материал, полученный наиболее совершенными для того времени методами. Профессор А.И.Морозов из Курчатовского Института предложил для обсуждения математическую модель процесса формирования профиля иллювиально-железистого подзола, и эта идея встретила поддержку у одних участников школы и полное неприятие – у других, но обсуждение было интересно всем.
Из современного профессорско-преподавательского состава нашего факультета почти все представители старшего поколения со своими командами в разные годы активно участвовали в работе школ. Много раз школы проводили в Пущине, где была возможность посетить институт Почвоведения РАН, посмотреть лаборатории и оборудование, пообщаться с сотрудниками Института, которые часто присоединялись к работе школ. А в длительный обеденный перерыв можно было покататься на лыжах или просто погулять по берегам Оки. Вечером были импровизированные концерты, и на всю гостиницу звучал великолепные голоса Андрея Валентиновича Смагина и Николая Александровича Петрова-Спиридонова. А еще Николай Александрович, тогда просто студент Коля, привозил на школы и устраивал выставки своих картин и фотографий, и было понятно, что их автор – незаурядный художник, способный в самом незатейливом северном пейзаже увидеть и донести до других красоту мира.
Но самое главное впечатление, которое оставалось от зимних научных школ – это дух свободных дискуссий и дружеская демократическая творческая атмосфера. Можно только пожелать, чтобы на нашем факультете была бы вновь воссоздана традиция зимних научных студенческих школ. |
|