Биологические науки

ДИСЦИПЛИНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ

Педагогика и психология высшей школы. - Формирование готовности аспирантов к преподавательской деятельности в высшей школе осуществляется, как через теоретическое обучение, так и через практические занятия. Дисциплина включает 5 разделов. В первом разделе рассматриваются нормативно-правовые основы высшего образования в РФ, второй раздел посвящен психологическим основам высшего образования, третий – педагогическим основам, четвертый – формам и методам организации учебного процесса в высшей школе, в пятом разделе рассматриваются современные педагогические технологии. Особенность дисциплины – направленность на практическое использование учебно-методических материалов и возможность осуществления педагогической деятельности. - д.пед.н. Л.В.Попова

Математическое моделирование почвенных процессов.- Получение и/или совершенствование теоретических знаний в области математического моделирования почвенных процессов. Курс знакомит с современным состоянием моделирования почвенных процессов и наиболее актуальными проблемами в этой области. Рассматривается моделирование поддерживающих (стабилизирующих) почву процессов, моделирование процессов деградации почв, а также моделирование экосистемных функций почв, в том числе моделирование регулирующих и обеспечивающих функций. Обсуждаются общеупотребительные приемы построения и проверки математических моделей, в том числе на примерах моделей почвообразования, моделей эволюции ландшафта, моделей водного цикла и циклов элементов питания. Особое внимание уделяется моделированию гидрологии почв и моделированию динамики углерода. Анализируются современные вызовы и успехи в области моделирования таких деградационных процессов, как уплотнение почв, засоление почв, водная эрозия. Рассматривается представление о необходимости баланса стабилизирующих и дестабилизирующих процессов. Обсуждаются ключевые вызовы моделирования почв и их экосистемных функций. - д.б.н. Т.А. Архангельская

Статистический анализ экспериментальных данных с использованием пакетов прикладных программ. - выработка у аспирантов  целостного  представления  в  области  статистического  анализа  экспериментальных  данных  в  почвоведении,  экологии  и  сельском  хозяйстве,  овладение  современными  методами  анализа  данных  с  использованием  пакетов  прикладных программ, в том числе программной среде R, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере целостного анализа  исследовательской ситуации. - д.б.н. В.П.Самсонова, к.с.-х.н. Ю.Л.Мешалкина

 

Биогеохимия стабильных изотопов. - В курсе рассматривается особенности использования в почвенных и экологических исследованиях стабильных изотопах основных биогенных элементов по массе, таких как водород, кислород, углерод, азот и сера. Показазывается возникновение различий изотопного состава и их использование для интерпретации и получения новых знаний,  возможность и преимущество решения таких глобальных задач как изучение трансформации и скорости обновления органического вещества почв, процессов трансформации соединений азота в почвах, потоков элементов в системе «почва-микроорганизмы-растения», особенностей минерального питания растений, реконструкция климатических условий функционирования экосистем и их продуктивности по почвенным данным (палеоклиматология, палеоэкология и пр.). - к.б.н. Т.И. Малышева, к.б.н. М.С. Кадулин

 

Система современных научных изданий и публикации в высокорейтинговых журналах в области биологических наук. - Дисциплина направлена на формирование у аспирантов навыков подготовки результатов научных исследований для публикации в высокорейтинговых международных журналах. В лекционном курсе даются основы наукометрической оценки научных изданий и деятельности отдельных учёных и научных организаций. Описываются крупнейшие базы данных научных публикаций, которые одновременно выполняют функции рейтинговых агентств: Web of Science, Scopus, e-library. Даются практические основы подготовки научных статей, характеризуется структура научной статьи и особенности каждого из её компонентов. Аспиранты выполняют практические упражнения, готовят и обсуждают отдельные компоненты статей на основе данных, полученных в ходе своих научных исследований. Приводятся практические рекомендации по оформлению статей, их подаче в автоматизированные редакторские системы и по работе с рецензентами. Курс предполагает хорошее владение английским языком, поскольку примеры удачных и неудачных форм подачи материала приводятся из международных англоязычных журналов. Практические задания также выполняются на английском языке. - д.б.н. А.О Макеев, д.б.н. А.А.Бобров.

 

Современные методы и приборная база мониторинга окружающей среды. - Знакомство с современными и классическими приборами и методами почвоведения, теоретическими основами методов. Изучение современных методов и приборов изучения твердой фазы почв, методы и приборы измерения влажности и давления влаги. Современные датчики: температура, влажность, электропроводность почв. - д.б.н. А.А. Дымов

Научно-педагогическая практика необходима для профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования и представляет собой вид практической деятельности аспирантов по Осуществлению учебно-воспитательного процесса (преподавание специальных дисциплин, организация учебной деятельности студентов, научно-методическая работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности). Цель прохождения аспирантами научно-педагогической практики: приобрести опыт педагогической и методической работы, сформировать и развить профессиональные навыки преподавателя высшей школы.

Дисциплины по выбору

  1. Популяционная экология микроорганизмов. - Предмет и задачи популяционного подхода. Основное уравнение популяционной динамики как фундамент современной экологии (краткая история “золотого века“ экологии). Связь логистического уравнения с основными проблемами экологии (от теорий экониш, экологических стратегий до прикладных задач управления, включая биоконтроль). Выявление и количественный учет микробных популяций в природе (фенотипические и генотипические подходы). Теория микробного роста (основные показатели кинетики). Стехиометрия роста. Аллометрия. Значимость термодинамических показателей, включая экоэксергию. Динамика микробных популяций в почвах и других природных местообитаниях. Критерии приспособленности, экологические стратении, механизмы регуляции, подходы к управлению. Ключевая роль микробных популяций в проблемах экологической и продовольственной безопасности. - д.б.н. П.А. Кожевин
  2. Основы молекулярно-биологических методов и современные подходы к оценке биологической активности почв.  -  Введение в  молекулярную биологию. Выделение ДНК (РНК). Амплификация специфических фрагментов ДНК. Детекция продуктов амплификации. Принцип полимеразной цепной реакции (ПЦР). Применение ПЦР в различных отраслях. Секвенирование ДНК. Метод FISHКлонирование генов. Рестрикционный анализ. Понятие «функционального» гена. Геномика как  комплексная наука, изучающая геномы. - д.б.н. Н.А. Манучарова 
     

  3. Образовательные и научные кейсы для естественно-научных дисциплин как современный метод обучения в высшей школе.  -  Изучение классических и новых образовательных технологий. В курсе рассматриваются исторические аспекты возникновения кейсов как образовательной технологии и их роль в современном образовательном процессе в мире и России. Уделено внимание их видам и формируемым навыкам.  Он включает вопросы создания кейсов, их информационного обеспечения, методических подходов с учетом уровня обучения, поставленных задач и формируемых навыков, вопросы оформления текстового и иллюстративного материала, их представления перед студенческой аудиторией. Рассматриваются методологические подходы по решению кейсов, вопросы внедрения в образовательный процесс и их реализации на практических занятиях. В курс включены вопросы обеспечения методическими материалами для преподавателей, проводящих занятий с использованием кейс-технологий.  Особое внимание уделяется особенностям создания и реализации научных и образовательных кейсов в области естественно-научных дисциплин для разных уровней высшей школы.  - д.б.н. А.Б.Умарова
  4. Организация научных исследований в почвоведении, экологии и микробиологии. - Выработка у аспирантов целостного представления в области статистического анализа экспериментальных данных в почвоведении, экологии и сельском хозяйстве, овладение современными методами анализа данных с использованием пакетов прикладных программ, в том числе программной среде R, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере целостного анализа исследовательской ситуации. - д.б.н. В.П. Самсонова, к.с.-х.н. Ю.Л. Мешалкина
  5. Экосистемы Арктики: прошлое, настоящее и будущее.  - Углубленное освоение слушателями теоретических основ об особенностях формирования и функционирования экосистем и почв, развивающихся в зоне распространения многолетнемерзлых пород. - к.б.н. Г.В.Матышак