Поселение в общежитие - 2023
Поселение в общежитие ДАС МГУ для поступивших на 1 курс бакалавриата и в магистратуру начинается с 22 августа. Для поселения необходимо обращаться в паспортный стол общежития по адресу: ул. Шверника, д. 19, кор. 2, к. 141. На факультет за направлением приезжать не надо! Поселение производится с 9:00 до 18:00 (в остальное время возможно поселение только на сутки, после чего необходимо обратиться в паспортный стол и оформить проживание на постоянной основе). Родители в период поселения первокурсников в общежитие не допускаются. При себе иметь:
1. Паспорт + копия 1 стр. и стр. с регистрацией (на одном листе)
2. Две фотографии 3х4 (матовые)
3. Приписное свидетельство или военный билет (для юношей).
Поселение старшекурсников начнется с 25 августа.
Самое главное - это навыки быстрого поиска и анализа любой информации, способность мыслить критически, эрудированность
После окончания университета я поступила в аспирантуру факультета почвоведения, которую закончила в 2019 году и защитила в том же году кандидатскую диссертацию. На данный момент работаю научным сотрудником в ФИЦ «Почвенный институт им. В.В. Докучаева», лаборатория физики и гидрологии почв. С какой областью знаний связана Ваша профессиональная жизнь сейчас? Естественно-научная: почвоведение, агрофизика, механика почв и грунтов, отчасти микробиология. Какие знания, полученные на факультете, позволили реализовать себя в Вашей нынешней профессиональной области? В первую очередь, профильные знания, полученные на факультете в первые годы обучения и на спецкурсах кафедры физики и мелиорации почв. Но самое главное (что до конца осознается только сейчас, по прошествии нескольких лет после окончания специалитета и защиты диссертации) — это навыки быстрого поиска и анализа любой информации, способность мыслить критически, эрудированность. Какие, на ваш взгляд, есть преимущества у естественно-научных специальностей? Непосредственное соприкосновение с объектами своих исследований, возможность видеть их изменения и проявления; необходимость контакта с другими специальностями помимо профильной. Но если в целом, я думаю, что любые специальности хороши, просто важно быть открытым к разным наукам, дисциплинам или подходам. Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой? Евгения Викторовича Шеина, Долгор Доржиевну Хайдапову, Наталью Викторовну Костину и Петра Михайловича Сапожникова. Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета? Веры в себя, упорства в тех целях, которые важны именно вам. Смелости, если есть страх поменять кафедру, направление, пойти на стажировку, найти работу по специальности или полностью сменить свой вектор. И, конечно, активной внеучебной жизни! Какой совет Вы бы дали абитуриентам при выборе направления обучения? Ответственно подойти к выбору направления: почитать официальные и неофициальные ресурсы, пообщаться со студентами и выпускниками, поизучать рынок вакансий по выбираемому направлению, прислушиваться к себе - и только после делать выводы. Сотрудники ЦЛАТИ Росприроднадзора прошли повышение квалификации на факультете почвоведения
29 сотрудников ЦЛАТИ расширили компетенцию в теории и методологии пробоотбора и пробоподготовки воды, воздуха и почвы для различных видов анализа. Значительная часть курса была отведена практике по рекогносцировке на местности, методам работы со специализированными приборами для отбора проб, оценке качества процедур отбора проб. Так на фитоочистном сооружении Москвы был организован отбор проб воды, донных отложений и воздуха. II летняя почвенно-экологическая школа «Carbon.MSU» 2023Дорогие школьники и уважаемые родители, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, являющийся оператором карбонового полигона «Чашниково», приглашает Вас принять участие в летней почвенно-экологической школе «Carbon.MSU» в дистанционном формате!
В рамках реализации проекта С 14 по 18 августа 2023 сотрудники факультета почвоведения и биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудники карбонового полигона «Чашниково», представители бизнес-партнеров проекта проведут для школьников серию интерактивных научно-популярных лекций и семинаров по тематике исследований на карбоновых полигонах РФ, почвоведению, климатологии и экологии. Особое внимание будет уделено вопросам декарбонизации, устойчивого развития, глобального изменения климата, парниковых газов и цикла углерода, целям и задачам карбоновых полигонов и ферм. Школа проводится при поддержке Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Министерства просвещения РФ и ООО «Яндекс.Облако». Приглашаются учащиеся 8-11 классов из России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Южной Осетии и других дружественных государств. Когда – 14-18 августа 2023 года. Как - дистанционно. Участие в работе школы – бесплатно. Время работы школы – 10:00 – 14:30 Для участия в летней школе необходимо до 10 августа 2023 г. заполнить регистрационную форму, перейдя по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScCacwell-NOD3Zheg9CQC37hfRnH8e6VmHYkc1Rjjf-aykjw/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0 Куратор школы: Бобрик Анна Александровна, помощник декана факультета почвоведения МГУ по работе со школьниками. Вопросы по участию в школе направляются на адрес электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Подробнее: II летняя почвенно-экологическая школа «Carbon.MSU» 2023 Я контролирую деятельность практически 3000 оценщиков по всей странеО том, как сложилась профессиональная жизнь после окончания Университета, рассказывает выпускница факультета 2022 года Надежда Данилова. В дипломной работе Надежды «Сравнительная характеристика кадастровой стоимости земель агроландшафтов Северо-Западного федерального округа» была показана чувствительность подходов кадастровой оценки к различным почвенно-географическим условиям агроландшафтов. Обучаясь в бакалавриате, Надежда проходила производственную практику в ассоциации «Русское общество оценщиков» - и осталась там работать: «Моя профессиональная жизнь неразрывно связана с областью оценочной деятельности вот уже более четырех лет. Я контролирую деятельность практически 3000 оценщиков по всей стране. В свободное от работы время я передаю свои знания в области химии ребятам, выбравшим это направление для своей дальнейшей реализации. Сложно сказать, с какой областью знаний мне приходится сталкиваться в работе: это и аналитика, и право, и психология (когда пытаешься расстроенным специалистам объяснить, в чем они были не правы при выполнении своей работы), и математика. Знания, полученные в курсах высшей математики, информатики, кадастровой оценки, земельного права и правоведения позволили мне реализовать себя в профессиональной среде оценщиков. По моему мнению, естественно-научный профиль дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности, развивает мышление и интерес к различным исследованиям. Также естественно-научные специальности предполагают много различных практик, в том числе и полевых. - Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой? Сложно выделить кого-то конкретного, так как преподаватели всех курсов были прекрасными людьми и педагогами. С особой теплотой я вспоминаю весь преподавательский состав своей кафедры (физики и мелиорации почв), и отдельно не могу не выделить своего научного руководителя - Петра Михайловича Сапожникова, и прекрасную заведующую кафедрой Аминат Батальбиевну Умарову; Ирину Евгеньевну Смирнову – нашего куратора; Павла Владимировича Красильникова и его интереснейшие лекции по продовольственной безопасности; Алексея Сергеевича Сорокина. - Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета? Ставить перед собой цели и не бояться их достигать! Относиться ко многим вещам с философской точки зрения. Найти ту нишу, в которой захочется развиваться, дело, которое будет приносить удовольствие». Подведены итоги III очереди конкурса «Студенческий стартап»1235 победителей III очереди конкурса «Студенческий стартап» получат грант в 1 млн рублей на развитие своих бизнес-идей. Конкурс проводится в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
В видео Анастасия Рычагова, победитель I очереди, рассказала, как участие в конкурсе позволило ей развить свой стартап по разработке и производству очистителей воздуха «Арукей». Анастасия окончила факультет почвоведения по направлению «Экология и природопользование», а в настоящяя время обучается в аспирантуре на кафедре земельных ресурсов и оценки почв нашего факультета:
Yandex Cloud и учёные из МГУ запустили систему мониторинга потоков парниковых газов
Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с облачной платформой Yandex Cloud объявили о запуске карбонового полигона «Чашниково» в Московской области. Основная задача полигона – мониторинг потоков парниковых газов, включая двуокись углерода, метан и закись азота. С помощью исследований специалисты смогут найти максимально эффективные способы контроля и сокращения выбросов климатически активных газов в московском регионе, а следовательно – предотвратить опасные изменения в окружающей среде. Завершен значительный этап строительства полигона – установлена и введена в эксплуатацию метеорологическая вышка. Сейчас над проектом работают ученые четырех факультетов МГУ: почвоведения, биологического, географического и химического. Научные группы проводят замеры потоков газов с поверхности почвы, исследуют дыхание растений. Эти наблюдения станут круглогодичными.
Ученые собрали десятки терабайт данных в единый массив с разных датчиков и газоанализаторов. Они позволят получить информацию о балансе газов и разработать методы изъятия «лишнего» углерода из атмосферы. Для хранения и обработки этого массива данных в режиме реального времени научные группы университета используют хранилище на базе Yandex Cloud, загружая помимо прочего данные об условиях рельефа и климата исследуемой территории. Общий анализ данных позволит разработать модели машинного обучения, которые будут способны спрогнозировать динамику эмиссии и поглощения климатически активных газов.
Читать полностью: пресс-релиз на сайте МГУ и в блоге Yandex Cloud
Мне представилась возможность устроиться настоящим микробиологом в настоящую биотехнологическую компанию
Кафедра биологии почв факультета почвоведения МГУ - одно из тех мест, где готовят лучших в России микробиологов. Сильной стороной ее выпускников является то, что они разбираются не только в классической микробиологии, но и в экологии микроорганизмов: понимают не только как они устроены и как растут на чашке Петри, но и как развиваются в естественных условиях и какие функции выполняют в биосфере. Могут ли выпускники этой кафедры работать, например, в сфере биотехнологий? Да - и очень успешно! Дело в том, что на многочисленных биотехнологических направлениях различных вузов зачастую дается инженерно-техническое, а не биологическое образование, так что на действующих предприятиях существует дефицит квалифицированных микробиологов. Но и этим возможности трудоустройства не ограничиваются, хорошие микробиологи нужны во многих отраслях. Анна Гончарова закончила бакалавриат по направлению «Экология и природопользование» на кафедре биологии почв, а сейчас обучается там же на направлении «Почвоведение» в магистратуре. Сегодня она рассказывает о начале своего профессионального пути: «Ещё в бакалавриате я начала подрабатывать. Всегда хотелось если и подработку, то именно по специальности, чтобы копился стаж — на третьем курсе я влюбилась в микробиологию, и долго искала вакансию какого-нибудь лаборанта, надеясь потом вырасти в настоящего взрослого микробиолога. Основная сложность была в том, что почти все вакансии, что мне попадались, были рассчитаны на полный график, который никак не совместишь с учебой. Я пробовала репетиторство, работу с лабораторными животными в виварии, работала на производстве ИФА-тестов на ковид, и однажды, уже во время обучения в магистратуре, мне представилась возможность устроиться настоящим микробиологом в настоящую биотехнологическую компанию. Компания «Биофорте-лаб», в которой я работала, занимается производством белково-витаминных концентратов (БВК) — это продукт культивирования микробных клеток на отходах переработки различного нерастительного сырья, например, метанола. За полгода работы я просмотрела много ещё советских технологических регламентов, и узнала, что помимо меприна — БВК из микроорганизмов-метилотрофов, то есть питающихся ядовитым для нас метанолом — бывает ещё эприн, гаприн, паприн… Микроорганизмы-продуценты белка столь разнообразны, что могут потреблять и метанол, и этанол, и природный газ, и даже нефтяные парафины, и давать до 50% белка от массы получаемого продукта. Эти белково-витаминные концентраты используются, в первую очередь, как кормовая добавка для животных, но, я думаю, это достойный аналог растительному соевому мясу для людей, ведь некоторые микроорганизмы дают даже больше незаменимых аминокислот, чем соя. В настоящее время люди пытаются восстановить или построить новые заводы по производству БВК, так что отрасль активно развивается. В работе я активно использовала навыки, полученные на практикумах кафедры биологии почв — любимые культуральные методы микробиологии (посевы на плотные и жидкие питательные среды), подсчёт колоний, я варила питательные среды и осуществляла контроль физико-химических показателей микроорганизмов, растущих в колбах — это первая стадия производства, подготовительная. После того, как микробы попадают в ферментёры (это такие большие бочки, в которых непрерывно растут микроорганизмы и куда им подаются необходимые питательные среды и микроэлементы, а ещё там строго заданные условия — например, температура и pH), вся работа ложится на плечи операторов, а микробиологам остаётся микроскопировать культуральную жидкость и внимательно следить за состоянием микробов. Спустя полгода я решила поменять работу и совсем скоро начинаю работать санитарным микробиологом на большом заводе в Московской области. Надеюсь, что получится совмещать эту работу с учебой столь же успешно, как и прошлую. Я считаю, что стаж необходимо нарабатывать без отрыва от обучения. Хорошим подспорьем здесь являются производственные практики, но двух месяцев такой практики может быть недостаточно, а чтобы устроиться на то место, которое интересно именно тебе, нужно проявить инициативу. Часто можно слышать, что выпускники попадают в замкнутый круг — чтобы найти работу, нужен опыт, но опыт можно получить в результате работы. Но если не лениться, то полученного в студенческие годы опыта становится достаточно для плавного старта своей настоящей, взрослой карьеры. Самое главное — не бояться искать себя, менять работу, если что-то не нравится, искать разные пути к своему счастью. И помнить, что факультет почвоведения не ограничивается одними почвами, почвовед может всё!» Всероссийский конкурс молодежных проектов
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) продолжает прием заявок на участие в конкурсе молодежных проектов на получение микрогранта. Претендовать на грантовую поддержку могут граждане России в возрасте от 14 до 35 лет.
Для участия в конкурсе необходимо до 3 августа направить через автоматизированную информационную систему «Молодежь России» заявку на реализацию социальной инициативы и ролик-презентацию об авторском проекте по одному из 18 направлений, в числе которых:
#развивай_среду — проекты по развитию малых территорий,
#сохраняй_природу — проекты по экологическому просвещению,
#вдохновляй — проекты по поддержке творческих инициатив,
#делись_опытом — проекты по развитию наставничества в молодежной среде,
#открывай_страну — проекты по развитию молодежного туризма,
#вклад_в_будущее — проекты по вовлечению молодежи в сферу науки и технологий,
и другие
Авторы лучших проектов получат микрогранты в размере от 5 до 100 тыс. рублей на целевые расходы. Список победителей, а также информация о рейтинге участников, критериях отбора и размере финансовой поддержки будут опубликованы на сайте Росмолодежи не позднее 27 сентября.
Зоналка - это не только про почвоведение, экологию и геоботанику
- Какие впечатления от практики вообще? - Впечатления — атас! Я влюбился в зональную практику еще в первый раз, будучи студентом. После магистратуры я ездил стажером (у преподавателя Ольги Юрьевны Гончаровой), и, когда мне доверили быть полноценным бригадным преподавателем, был в восторге. Как сказал провожая студентов Лев Анатольевич Поздняков: «Нет таких людей, кто съездил бы в зональную практику и жалел об этом», — вот я не только не жалею, но и стремлюсь попасть туда снова. - Отличается ли зоналка со стороны преподавателя и студента? - Да, конечно. Когда ты студент, тебя беспокоят совершенно другие вещи: всё вовремя сдать, написать отчет, успеть потусоваться на костре и так далее. В качестве преподавателя приходится нести ответственность за всю бригаду: готовиться к полевым выходам и камеральным занятиям, пытаться понять, как лучше донести информацию до студентов, да и в целом повышать свой уровень осведомленности о предметах исследования — собственно, почвах. - Какие ценные качества даёт ребятам опыт полученный в зоналке? - Я, как и многие мои коллеги по зональной практике, убежден, что зоналка — не только про почвоведение, экологию, геоботанику. Это про работу в коллективе. Даже если студент не запомнит и не усвоит абсолютно всю полученную на практике информацию, он точно научится работать три недели с одной группой людей в непривычных для городского жителя условиях. Когда тебе поначалу некомфортно, или когда люди в твоей бригаде уже надоели за этот 21 день, когда тебе постоянно надо куда-то идти и что-то делать — вот тогда человек по-настоящему раскрывается, видит в себе все недостатки и может их исправить. Вот именно этот опыт — и есть самое главное, что дает зональная практика. - Легко или просто быть преподавателям в условиях зональной практики? - Поначалу (на первой и чуть-чуть на второй стоянках) мне было очень непривычно. Я не понимал, как правильно выстроить рабочий процесс со студентами, как правильно подавать им информацию и как, собственно, учить их почвоведению. Я думал, что можно просто отправить студентов в самостоятельный научный поиск — позволить им попытаться самим разобраться в том, что мы исследуем. Сам я планировал наблюдать и направлять студентов. Оказалось, что это так не работает. Студентам нужно объяснять, рассказывать, четко указывать им на то, что они должны найти в своем научном поиске. А если ты не объяснил, не рассказал или указал пять раз за практику — можно считать, что ты не сделал этого ни разу. Кроме того, когда ты молодой преподаватель, то бывает сложно выстроить нормальные рабочие отношения со студентами. Грани между «преподаватель — старший товарищ — друг» очень легко размываются в полевой, более неформальной, обстановке. Я был морально готов к этому, и заранее приготовил слова к тому случаю, когда студенты начнут нарушать субординацию. К счастью, мне очень повезло с бригадой — студенты сами очень строго держали себя в рамках. И даже после завершения условного «рабочего дня» на практике, относились с большим уважением и пиететом. - В современном мире при высоком уровне развития технологий - нужны ли полевые практики вообще и зональная в частности? - Да, конечно! Особенно — студентам факультета почвоведения. К счастью, почва — не тот объект, который можно познать на лекции, когнизировать посредством учебников или изучить на цифровом двойнике. Любой человек, который хочет называть себя почвоведом или экологом — обязан побывать в этом невероятном научном приключении. Многие мои коллеги считают зоналку центральной частью их обучения на факультете. И я с ними солидарен. Читать больше отзывов и рассказов про обучение на факультете Летняя очно-заочная почвенно-экологическая школа «Живая наука: студенты – школе»
Силами 16 студентов кафедр агрохимии и биохимии растений, биологии почв, географии почв, земельных ресурсов и оценки почв, общего почвоведения, радиоэкологии и экотоксикологии, химии почв, под руководством преподавателей кафедры географии почв (ст. преп. И.А.Мартыненко, доц. Н.В.Орешникова, доц. А.А.Рахлеева, с.н.с. М.Е.Рыхликова), было организовано четыре вебинара, включающие лекционную часть и интерактивную составляющую, а также четыре практических мастер-класса по разнообразной тематике из области почвоведения и экологии. В целом в работе школы приняли участие 35 школьников 1-10 классов, 4 педагога и 4 родителя из Москвы, Санкт- Петербурга, Брянской, Ленинградской, Новосибирской и Ярославской областей. Слушатели школы высоко оценили работу магистров! Подробнее: Летняя очно-заочная почвенно-экологическая школа «Живая наука: студенты – школе» Вручение дипломов - 2023В эти особенные и торжественные для вас дни вы открываете новую страницу своей жизни. Вы изрядно потрудились: позади несколько лет упорной работы, полевых и производственных практик, экзаменов, зачетов, курсовых и дипломных работ. И вот, наконец, вы стали выпускниками Московского Университета. Нам хочется поблагодарить вас за любовь к факультету, за любовь к почвоведению и экологии, за верность родному Университету; за то, что вы достойно смогли пережить учебу в пандемию, за то, что из года в год вы были частью нашего факультетского коллектива. Мы уверены, что те знания, которые вы получили в стенах Alma Mater, станут прочным фундаментом и помогут построить успешную карьеру. Мы надеемся, что они помогут легко шагнуть во взрослую самостоятельную жизнь. Перед Вами открыты все двери: кто-то из вас продолжит научную деятельность, кто-то посвятит себя бизнесу, кто-то будет добиваться успехов на государственной службе. Идите вперед, открывайте новые грани своих талантов, дерзайте! Поверьте в себя так, как верят в вас ваши преподаватели, и смело идите к цели с высоко поднятой головой! Наслаждайтесь молодостью, беззаботностью, открывающимися перспективами. Пусть та радость и жизнелюбие, которые переполняют вас сегодня, будут сопровождать вас долгие годы. Вручая дипломы, мы испытываем не только счастье, но и сожаление. Каждый из вас – наш воспитанник, наша гордость, вы менялись вместе с факультетом, стали частью его и нашей жизни, и мы отпускаем вас в будущее. Все фотографии с церемоний вручения доступны в альбомах официальной группы факультета почвоведения в VK: Если вам кажется, что вы созданы для науки, то вам не кажется
«После получения диплома магистратуры я поступила на PhD в Тартуский университет. Меня приняли в большой ERC грант, посвященный экологии растений и адаптации растительных сообществ под изменяющиеся условия среды на пастбищах и заброшенных угодиях. Наш проект затрагивает угодья на территориях Эстонии, Швеции, Австрии, Англии и Нидерландов. На данном этапе я занимаюсь тремя экспериментами, в задачи которых входят анализы микробных сообществ, микоризы, почв и растений, а также постановка опытов. Суммарно мы выращиваем больше двух тысяч различных генотипов одного вида. В нашей команде работают ученые из разных стран мира с совершенно разными специализациями от химии до физики почв, что помогает нам расширить границы исследования и придумывать что-то новое. На данный момент я занимаюсь экологией растений, но это включает в себя все, что можно только представить: химия, минералогия, физиология растений, эволюция, физика почв, биология почв, микология и многое другое. Например, недавно мы измеряли фотосинтез и дыхание растений. На самом деле, я бы сказала, что все знания, полученные на факультете, позволили мне реализовать себя как профессионала. Каждый кусочек из каждого предмета в итоге помогает сложить свое видение о каком-то вопросе и выступать экспертом в той или иной сфере. Пожалуй, самое основное, что можно выделить, это вопросы о функционировании почв, о процессах внутри и о том, как они влияют на растения. Главное преимущество естественно-научных специальностей – это творчество. Любой эксперимент в естественно-научных специальностях начинается с неожиданного вопроса и поиска путей ответа на него. И эти пути могут быть совершенно разные, все зависит от объема знаний и способности их применить. А сегодняшним студентам факультета мне бы хотелось сказать: «Если вам кажется, что вы созданы для науки, то вам не кажется». Я бы пожелала проявляться, участвовать в конференциях, искать новые методы и больше общаться с научными кругами, чтобы приобрести не только полезные знакомства, но и обмениваться идеями и вдохновением. Самое главное пожелание – не бояться спрашивать как можно больше и чаще у старших или более опытных коллег. Совет абитуриентам от Анастасии: «Слушать себя и свое сердце. Если абитуриент чувствует, что не может жить без природы, любит создавать и задается вопросами о том, как устроен мир с точки зрения биологии, то ему точно к нам». Заседание Ученого Совета
Заседание Ученого совета факультета почвоведения состоится 29 июня 2023 г. в 15 ч. 15 мин. в аудитории М 2.
Повестка дня:
1. Конкурсные дела.
2. Разное.
Вручение дипломов с отличием - 2023Фото Н.Звягинцева 27 июня на факультете состоялось торжественное вручение дипломов с отличием новому выпуску почвоведов и экологов: всего «краснодипломников» в этом году 49 человек! Мы присоединяемся к поздравлениям и желаем вам всегда помнить, что вы - лучшие выпускники лучшего вуза страны. Перед вами открыты все пути, и нет таких задач, которые были бы вам не под силу. Но какой бы путь вы не избрали - в науке, на производстве, в органах власти - будьте уверены, что вам всегда будут рады в стенах Alma mater, здесь вы всегда найдете поддержку и источник жизненных сил. Многие из вас выпускаются, но никуда не уходят: остаются в магистратуре, в аспирантуре. Кто-то впоследствии станет научным сотрудником или профессором и свяжет всю свою жизнь c факультетом. Как бы то ни было, вы навсегда - люди Московского университета! Все фотографии с мероприятия доступны в альбоме официальной VK-группы факультета почвоведения МГУ. |
|