Абитуриенту

Интервью взято корреспондентами газеты «Московский университет» (№3 (4563) март 2021)
 

1-3 марта [2021 года] в г. Санкт-Петербурге прошли XXIV Докучаевские молодежные чтения «Почвоведение в цифровом обществе». Нам удалось пообщаться с Натальей Усковой, студенткой 3-го курса кафедры химии почв факультета почвоведения, автором доклада, удостоенного диплома I степени.

– Наташа, конечно же, хотим поздравить тебя с победой на Докучаевских чтениях! Расскажи о своем докладе. Как именно звучала его тема?

– Спасибо! Тема моего доклада – «Закономерности сорбции свинца минеральными горизонтами подзолистой почвы». Это первая моя научная работа, так что факт победы стал для меня немного неожиданным. В моей секции были студенты старших курсов, аспиранты и младшие научные сотрудники.

Было очень интересно послушать других участников, многие работы были сильными, с хорошо обработанными результатами.

– Наши читатели вряд ли близко знакомы со сферой почвоведения. Насколько нова тема, которой ты занимаешься?

– Почвоведение в целом – относительно молодая наука. В 1877 г. Вольное экономическое общество поручило профессору В.В. Докучаеву, основоположнику школы научного почвоведения, исследовать черноземную полосу России. В 1883 г. была опубликована его магистерская диссертация «Русский чернозем», которая послужила основой для выделения почвоведения как отдельной отрасти естествознания. Многие знаменитые ученые (в том числе В.И. Вернадский) также вели исследования в области почвоведения.

Почвоведение находится на стыке многих естественных наук и активно развивается, оно гораздо более многогранно, нежели кажется на первый взгляд. Именно этот фактор и стал решающим для меня при выборе специализации. Но, соглашусь, едва ли можно назвать эту научную дисциплину популярной на данный момент. Несколько раз я была волонтером на Дне открытых дверей в Главном здании МГУ, представляла свой факультет и заметила, что нередко абитуриенты просто не понимают, в чем суть почвоведения как науки, что именно она изучает.

– Как, по-твоему, можно сделать почвоведение более доступным для массовой аудитории научным направлением?

– Я думаю, понимание того, что почвенный покров – это не просто верхний слой литосферы, но еще и важнейшее звено в круговороте многих веществ, без которого невозможно было бы существование человечества, придет несколько позже. Любое строительство, к примеру, не может планироваться без участия почвоведов. Надеюсь, популяризации почвоведения поспособствует развитие тематических рубрик в соцсетях. Например, Студенческое научное общество нашего факультета регулярно проводит тематические лекции с разными учеными в группе ВКонтакте.

– А как начался твой личный научный путь?

– В начале 1-го курса мне просто хотелось получать новые знания, а вот понимания существа профессии было маловато (улыбается). Поворотным моментом стало знакомство с заведующей кафедрой химии почв Инной Игоревной Толпештой, которая стала и моим научным руководителем, и вдохновителем. Сначала я просто помогала другим ребятам с их работами, параллельно читая литературу. Потом уже появилась своя научная тема, связанная с загрязнением подзолистой почвы свинцом. В условиях повышения антропогенной нагрузки на экосистемы оценка сорбционных возможностей почв по отношению к тяжелым металлам является актуальной задачей. Свинец – сильный токсикант по отношению к человеку и животным, и потому очень важно понимать механизмы его миграции.

– Твои исследования касаются конкретного региона или имеют более глобальный характер?

– Почва, которую я исследовала, отобрана в Центральном лесном государственном биосферном заповеднике, расположенном в Тверской области. Безусловно, закономерности перемещения свинца неодинаковы в различных орографических условиях, однако общие данные по механизмам его поглощения будут сопоставимы для всех почв данного типа.

– Как ты видишь свое дальнейшее развитие в науке?

– На данный момент я работаю в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана и начинаю научную деятельность на геологическом факультете параллельно с моей основной «почвенной» научной темой. Планирую работать и в области минералогии, и в области почвоведения, и далее выбрать для себя точку пересечения. Возможно, она будет связана с изучением глинистых минералов, обширно представленных в почвах различных типов.

– Какие тренды в современной почвоведческой науке ты бы выделила? На чем стоит сконцентрироваться молодому почвоведу?

– Как я уже говорила, почвоведение – многогранная наука, и изучают ее сейчас с самых разных сторон – с точки зрения почвенной микробиологии, агрохимии, земледелия, географических закономерностей, влияния возрастающей антропогенной нагрузки, минералогических особенностей…

Как мне кажется, наиболее интересно изучать закономерности воздействия различных загрязнителей на почвы разных типов, особенно интересны научные работы по их конкурентной сорбции.

– Мы знаем, что студенты-почвоведы участвуют в так называемых «зональных практиках» – изучении почв разных климатических зон в процессе экспедиций. Доводилось ли тебе принимать участие в подобных практиках?

– Да, такие практики – настоящая легенда! (Смеется). Некоторые даже хотят поступить на наш факультет ради зональных практик! К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией моя «зоналка» (так мы называем практику) была перенесена на лето 2021 года. Надеюсь, в этот раз все же удастся съездить и узнать, что же такое настоящая полевая экспедиция.

– Вернемся к Докучаевским чтениям. Какие впечатления остались от конференции? Это был твой первый опыт выступления на подобных мероприятиях?

– Я благодарна организаторам за приятную атмосферу и соблюдение таймингов и своему научному руководителю Инне Игоревне Толпеште за качественную подготовку. Это был мой первый опыт выступления на конференции, и он оказался очень даже удачным.

– Мы знаем, что ты изучаешь английский и немецкий языки. А чем, помимо этого, увлекаешься? Участвуешь ли ты в студенческой общественной жизни?

– Кроме английского и немецкого, я изучаю и норвежский язык (наверное, стоит сказать, что также знаю медицинскую латынь, т.к. училась в мед/био классе Лицея №1535).

В течение 12-ти лет я занималась спортивно-бальными танцами. Но на 3-м курсе пришлось оставить это занятие – серьезно продолжать уже не получалось. Несколько раз в неделю хожу на тренировки, это помогает оставаться в тонусе. Увлекаюсь современной поэзией. Очень хочется попасть на литературный вечер Веры Полозковой, когда масштабы пандемии сократятся.

И общественная жизнь факультета мне, безусловно, близка. На первом курсе я много «волонтерила», позже была главой стипендиального комитета Студенческого совета МГУ (в 9-м созыве). Сейчас я заместитель председателя Студсовета факультета почвоведения, занимаюсь стипендиальными и правовыми вопросами на факультете уже второй год.

Беседовали Мария Брындина и Дарья Жаркова

 

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На вопросы Пресс-службы МГУ отвечала:

Александра Князева, второй курс магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра биологии почв.

Без чего ваш факультет - не ваш факультет?

Почвоведение было бы не таким, если бы не было практик, лабораторий, улыбок и смеха, песен под гитару, утомительной иногда учёбы и подготовки к экзаменам ночи напролёт. Мы были бы не мы, если бы не были такими целеустремленными, интересующимися, разносторонними, но все равно объединенными под крышей одного факультета.

Чему самому интересному ты научилась на факультете?

Самое важное - научиться оперировать полученной информацией. Тут не учат запоминать, тут учат учиться. И учиться всегда и во всем.

Пару слов о твоем лучшем преподавателе?

Мой лучший преподаватель - это мой научный руководитель - Лысак Людмила Вячеславовна, заведующая лабораторией бактериологии на биологии почв. Очень добрый, отзывчивый и разумный, но при этом прямой и стоящий на своём педагог, который очень легко заинтересовывает тебя в своём предмете. Но я не могу сказать, что в университете есть какие-то «плохие» преподаватели, с которыми я сталкивалась. Каждый из них очень сильно любил свой предмет и старался нести его в массы так, чтоб и другие начинали его любить и понимать.

Какие самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?

Сфера моих научных интересов распространяется на ненарушенные почвы тропических лесов, взаимодействие микроорганизмов и растений, городские почвы, ландшафтный дизайн, земельные ресурсы и кадастры.

Какое событие университетской жизни тебе запомнилось больше всего?

Мое первое сентября на первом курсе с множеством новых знакомств, костёр в Чашниково после второго курса с песнями под гитару и бесконечным ночным небом в поле, мое первое собрание в студенческом совете в качестве председателя.

Твое пожелание абитуриентам?

Вы все сможете. Вы - сильное настоящее, которое при должном старании и терпении превратится в прекрасное будущее. Стремитесь к лучшему. И, если вы решите поступать в наш университет, вас научат, как до этого «лучшего» добраться.

Сегодня исследования экологов и почвоведов затрагивают основы существования человечества. Обеспечение продовольствием и качественной средой обитания, глобальные изменения климата, нехватка пресной воды, истощение запасов ископаемого горючего, качество воздушной среды и прочее, и прочее... Казалось бы, что общего между всеми этими проблемами, какая наука в состоянии найти спасение? Но все они в той или иной степени замыкаются на почве - четвертом царстве природы. И решение их следует искать с помощью почвоведения.

Роль почвы в нашей жизни остается первостепенной уже на протяжении 10 тысяч лет, с тех самых пор, как человек вышел из первобытного состояния и перешел к производящему хозяйству. Почва - необходимое средство и материальная основа обеспечения продукцией сельского хозяйства, высококачественной и экологически чистой. При этом речь идет не только о продуктах питания, но и о выращивании технических культур, получении экологически безопасных материалов и биотоплива.

Но не менее важно, что почва выполняет ряд ключевых глобальных биосферных функций, по отношению к которым она незаменима. Она является основным звеном биогеохимических циклов всех элементов на Земле, регулируя процессы обмена веществом и энергией между атмосферой, литосферой, гидросферой и биосферой. Почву пронизывают корни растений, гифы грибов, она дает приют не подсчитанному еще количеству видов животных и микроорганизмов, многие из которых уникальны и представляют ценность для перспективных биотехнологий. Почва является одним из важнейших источников парниковых газов - и мощным фильтром, способным к их поглощению. Она аккумулирует в себе загрязняющие вещества: тяжелые металлы, радионуклиды, разлившиеся нефтепродукты - препятствуя их попаданию в воды и живые организмы. Но она ранима и требует пристального внимания эколога, способного провести грамотную рекультивацию загрязненных почв. Почва - зеркало ландшафта, и только на здоровых почвах может существовать и функционировать здоровая экосистема: в том числе и искуственная, при помощи которой ландшафтный дизайнер формирует комфортную для человека городскую среду.

 

Близость почвоведения и экологии особенно ярко проявляется на факультете почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, являющимся крупнейшим учебно-научным центром страны, готовящем высококвалифицированных специалистов по направлениям 06.03.02 и 06.04.02 «Почвоведение», а также 05.03.06 и 05.04.06 «Экология и природопользование».

По обеим специальностям на факультете реализованы все уровни высшего образования: закончив обучение в бакалавриате, выпускник имеет возможность продолжить свое обучение в магистратуре по тому же направлению подготовки, для углубления избранной специализации. Для выпускников других ВУЗов открыт прием в двухлетнюю магистратуру. На факультете почвоведения ведется обучение в аспирантуре, действуют два диссертационных совета, присваивающих степени кандидата и доктора биологических наук.

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Очень важную роль в подготовке естествоиспытателей на факультете почвоведения играют учебные полевые практики, где студенты осваивают современные полевые методы исследования почвенного покрова, атмосферы, контроля окружающей среды. Особое место занимает зональная практика по основным природным зонам европейской части России, чрезвычайно полезная в учебном отношении и оставляющая неизгладимые впечатления у всех, кто ее прошел.

Одной из главных особенностей университетского образования является сочетание обучения с проведением собственной исследовательской работы. Факультет почвоведения, являясь одним из ведущих исследовательских центров в области экологии и почвоведения, предоставляет студентам возможности научного поиска. Сотрудники факультета плодотворно работают над крупными научными проектами, в которых студенты принимают самое непосредственное участие. Каждый выпускник готовит и защищает перед государственной комиссией свою научую работу, большинство из них отличаются высоким качеством и публикуются в профильных рецензируемых журналах.

 

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ

Наши выпускники обладают гибким мышлением и подготовлены к решению разнообразных задач как в науке, так и в бизнесе. Они способны прорабатывать фундаментальные теоретические проблемы экологии и почвоведения в научно-исследовательских учреждениях, успешно работать в производственной сфере или заниматься экологическим мониторингом и экспертизой. Университетское образование и широкий кругозор делают их готовыми к участию в междисциплинарных проектах, а также получению новых знаний и навыков.

 

Количество мест в бакалавриате - 60/8 (бюджет/контракт)

Вступительные испытания - ДВИ: биология (1); ЕГЭ: биология (2); математика или химия или география или физика или информатика (один на выбор абитуриента) (3); русский язык (4)

Поступление без вступительных испытаний - победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии, а также олимпиады «Ломоносов» по экологии

Проходные баллы - 250...280 из 410.

Количество мест в магистратуре - 40/5 (бюджет/контракт)

Профили подготовки с интегрированной магистратурой - «Земельные ресурсы и функционирование почв», «Агрохимия и агроэкология», «Физика, мелиорация и эрозия почв», «Химия почв», «Биология почв»

Профиль подготовки внешней магистратуры«Управление земельными ресурсами»

 

Учебный план по подготовке высококвалифицированных специалистов в области почвоведения – это хорошо сбалансированный состав учебных дисциплин, их распределение по семестрам в течение всего срока обучения. 

Он построен так, чтобы на 1 и частично на 2 курсах обеспечить фундаментальную подготовку по основным естественным наукам, включая математику, физику, химию, общую геологию и минералогию, географию, биологию, экологию и другие. Образование в области гуманитарных наук студентам дает изучение истории, культурологи, основ экономической теории и права, социологии и других дисциплин.

Все это закладывает базу для последующего изучения основных разделов почвоведения на 2 и 3 курсах: биологии почв, химии почв, физики почв, географии почв, генезиса и эволюции почвенного покрова и т.д. Профессиональная теоретическая подготовка сопровождается лабораторными занятиями, что позволяет студентам получать практические навыки экспериментальных исследований и умение работать с современными приборами.

Большое внимание уделено изучению основ программирования и вычислительной техники, которые затем используются при освоении математического моделирования природных процессов, современных информационных технологий.

Обучение на старших курсах бакалавриата и затем в магистратуре посвящено изучению специальных дисциплин, необходимых как в исследовательской, так и практической деятельности почвоведа: агрохимия и физиология растений, геоинформационные системы, земельный кадастр, управление земельными ресурсами, мониторинговые исследования почв и др. Охватить весь спектр знаний на должном уровне невозможно, поэтому с 3 курса бакалавриата и студенты-почвоведы выбирают и проходят узкую подготовку по одному из профилей: «Земельные ресурсы и функционирование почв», «Агрохимия и агроэкология», «Физика, мелиорация и эрозия почв», «Химия почв», «Биология почв».

В соответствии с потребностями общества в условиях новых экономических отношений претерпевает изменение и учебный план. В последние годы перед почвоведами наиболее актуальными стали задачи рационального использования земельных ресурсов, экологической оценки состояния окружающей природной среды, внедрения новых технологий рационального природопользования. Это нашло отражение и в структуре учебного плана: усилено изучение современной нормативно-правовой базой, методов контроля и предотвращения  деградации почв в результате техногенеза, технологий мелиорации и  ремедиации почв, получения практических навыков почвенно-ландшафтного проектирования для создания ландшафтов с заданными эстетическими и функциональными свойствами.

Квалификация выпускника – почвовед

Областью профессиональной деятельности являются:

  • почвенно-экологические, почвенно-ландшафтные, почвенно-мелиоративные, оценочные организации, проводящие работы по почвенному покрову
  • организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач
  • органы охраны природы и государственные органы управления землепользованием и природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений).
  • агрохимические, картографические и сельскохозяйственные организации различных форм собственности
  • научные и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с исследованием почв
  • высшие учебные заведения и др.

Объектами профессиональной деятельности являются: физическое состояние почв, мелиорация почв, химический состав почв и химический мониторинг,  биологическое состояние почв, география почв, генезис и эволюция почвенного покрова, агрохимия и биохимия почв, экология человека (адаптация и взаимоотношения со средой, медико-демографические проблемы); экологический менеджмент и аудит; управление земельными ресурсами, сертификация почв, экологический мониторинг и нормирование, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

Почвовед подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на почвенный покров,
  • организации управления земельными ресурсами и сертификации;
  • проектированию типовых мероприятий по охране почв;
  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • моделированию и прогнозированию почвенных процессов;
  • обеспечению качества сельскохозяйственной продукции;
  • проведению экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработке практических рекомендаций по сохранению почвенного покрова;
  • контрольно-ревизионной деятельности;
  • информационному моделированию и разработке геоинформационных систем
  • почвенно-ландшафтному проектированию.

Количество мест в бакалавриате - 20/5 (бюджет/контракт)

Вступительные испытания - ДВИ: география (1); ЕГЭ: география (2); математика или биология или химия или физика или информатика (один предмет на выбор абитуриента) (3); русский язык (4)

Поступление без вступительных испытаний - победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и географии, а также олимпиады «Ломоносов» по экологии

Проходные баллы - 240...280 из 410.

Количество мест в магистратуре - 23/5 (бюджет/контракт)

Профили подготовки с интегрированной магистратурой - «Экологический менеджмент и экобезопасность», «Радиоэкология», «Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды»

Профиль подготовки внешней магистратуры - «Экотехнологии»

Межфакультетская магистерская программа«Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов»

Магистерская программа на английском языке«Natural Resources Management for Food Security»

 

Учебный план по подготовке экологов обеспечивает фундаментальную подготовку студентов 1 и 2 курсов по основным естественным наукам: математика, физика, химия, география, биология, общая геология, экология и др. Гуманитарное образование студентам дает изучение истории, культурологи, экономики, права, социологии и других дисциплин.

На 2 и 3 курсах на основе заложенного научного фундамента идет изучение основных разделов экологии: экология организмов, экология человека, экотоксикология, устойчивое развитие, биологический контроль окружающей  среды, кадастры природных ресурсов, молекулярно-биологические методы в экологии и т.д. Одним из главных преимуществ обучения экологов на факультете является сочетание теоретических курсов и профессиональной практической подготовки, заложенной во время лабораторных занятий. Это дает студентам базовые навыки экспериментальных исследований и умение работать с современным лабораторным оборудованием, применяемым в экологии и смежных науках.

Изучение программирования и вычислительной техники, а затем освоение математического моделирования природных процессов, современных информационных технологий используется при расчете экологического риска и оценке техногенных систем.

С 3 курса бакалавриата и затем в магистратуре студенты-экологи выбирают и проходят узкую подготовку по одному из профилей: «Экологический менеджмент и экобезопасность», «Радиоэкология», «Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды». Это позволяет овладеть самыми современными достижениями, необходимыми как в исследовательской, так и практической деятельности.

В учебном плане постоянно находят отражение актуальные направления экологии, внедрение новых технологий и методов оценки состояния окружающей природной среды, технологические и региональные аспекты экологической безопасности производств в России, проблемы экологической безопасности при нефтедобыче, экологическая биотехнология, урбоэкология, современная нормативно-правовая база в сфере экологии.

Квалификация выпускника – эколог

Областью профессиональной деятельности выпускника по направлению «Экология и природопользование» являются:

  • проектные, изыскательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, научно-исследовательские, обучающие, экспертные отделы, департаменты, институты, бюро, фирмы, компании, центры и др. в сфере экологии и природопользования
  • органы охраны природы и государственные органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений)
  • службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по экологической безопасности и экологической политике, службы системы мониторинга окружающей среды
  • экологические службы отраслей и органы местного самоуправления, природоохранные подразделения производственных мероприятий
  • химико-аналитические лаборатории, службы очистных сооружений, фермерские хозяйства
  • органы системы охраняемых природных территорий разного уровня и подчинения
  • общеобразовательные, профессиональные образовательные и образовательные организации высшего образования

Объектами профессиональной деятельности эколога являются: популяции, сообщества, экосистемы, экология человека (адаптация и взаимоотношения со средой, медико-демографические проблемы); экологический менеджмент и аудит; экологическое страхование и сертификация; экологический мониторинг и нормирование, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду, экологические риски

Эколог подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на окружающую среду,
  • организации систем экологического менеджмента и сертификации;
  • проектированию типовых мероприятий по охране природы;
  • анализу медико-демографических проблем в условиях антропогенно-техногенных геосистем;
  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • моделированию и прогнозированию экологических рисков ;
  • обеспечению экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
  • проведению экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;
  • контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту;
  • информационному моделированию и разработке геоинформационных систем.

До 12 ноября продолжается прием заявок для участия в олимпиаде школьников «Ломоносов» по профилю «Экология». 

Олимпиада проводится факультетом почвоведения совместно с научно-учебным музеем землеведения и Экоцентром МГУ с целью поиска и поддержки талантливой молодежи, вовлечения школьников в научно-исследовательскую и природоохранную деятельность, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения. Учащиеся 11 классов, ставшие победителями или призерами олимпиады, зачисляются на факультет почвоведения МГУ без вступительных испытаний при условии наличия не менее 75 баллов за ЕГЭ по биологии или географии.

Узнать подробности и подать заявку: https://lomonosov-msu.ru/rus/event/6988/

Студентка факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова Ольга Манакова ответила на вопросы "Лаборатории научной журналистики" об обучении на факультете и о сфере своих научных интересов. Почему почвоведение это сложно и интересно, что скрывается за этим понятием, чем можно заниматься на факультете почвоведения и кто является вдохновляющим примером для наших студентов? Смотрим!

Уважаемые поступающие в магистратуру!

Прием документов в магистратуру будет проводиться с 20 июня по 20 июля в дистанционном формате через систему webanketa.msu.ru. Поступающие в магистратуру сдают один экзамен по выбранной специальности: для отправляющихся на военные сборы экзамен по экологии состоится 28 июня, по почвоведению 29 июня; основные даты экзамена по экологии - 22 июляпо почвоведению - 23 июля. Экзамены проводятся дистанционно на платформе Zoom.

Победителям Универсиады засчитывается 100 баллов, а призерам - 97 баллов за вступительное испытание по соответствующему направлению подготовки. Указанное число баллов дает им гарантию на поступление, в связи с чем им рекомендуется подавать согласия на зачисление одновременно с остальными документами.

Зачисление в магистратуру происходит в одну волну вне зависимости от даты написания экзамена. Лица, не подавшие все документы и согласие на зачисление в установленный срок рассматриваются как отказавшиеся от зачисления. Поступающие, не прошедшие по конкурсу на бюджетные места по программам подготовки бакалавров и магистров, могут обучаться на факультете на платной основе.

После поступления на направление "Экология и природопользование" на бюджетной или контрактной основе желающие могут быть зачислены на межфакультетскую магистерскую программу "Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов" по результатам отдельного собеседования.

Прошедшие события:

О поступлении на факультет почвоведения МГУ:

Факультет почвоведения открывает прием на направления подготовки «Почвоведение» и «Экология и природопользование». В 2021 году приемные комиссии работают только в дистанционном формате. Подача личных заявлений и необходимых документов будет производиться через систему webanketa.msu.ru. Получить консультацию сотрудников приемных комиссий Вы можете в чате на портале webanketa, по электронной почте, телефону или WhatsApp. Дополнительные вступительные испытания в МГУ также проводятся дистанционно на портале exam.distant.msu.ru

Прошедшие события:

Обратите внимание:

  • До 14 июля необходимо подать документы на все направления, в конкурсе на которые вы хотите участвовать. После этого дня добавление абитуриентов в общий конкурс становится невозможным, даже если они сдали все необходимые ЕГЭ и ДВИ, поступая на другой факультет.
  • Доступ к порталу exam.distant.msu.ru для прохождения вступительного испытания предоставляется автоматически после проверки и подтверждения успешной подачи документов не позднее чем за 2 дня до дня вступительного испытания. Вход на портал осуществляется по кнопке «Войти через Webanketa».
  • Вступительные испытания проводятся дистанционно. Ознакомьтесь с техническими требованиями и регламентом их проведения.
  • Если Вы должны сдавать экзамен, но не нашли себя в опубликованных списках экзаменуемых и не получили информации на e-mail за 2 дня до вступительного испытания - свяжитесь с приемной комиссией.
  • Согласия на зачисление поступающим без вступительных экзаменов, по особой и целевой квотам необходимо подать до 4 августа, а поступающим в общем конкурсе - до 11 августаАбитуриенты, не прошедшие по конкурсу на бюджетные места по программам подготовки бакалавров и магистров, могут обучаться на факультете на платной основе.
  • Подлинники документов об образовании подаются на факультеты после зачисления в течение первого года обучения. Лучше всего это будет сделать в конце августа в день вручения студенческих билетов.

Актуальная информация:

О факультете почвоведения МГУ:

Вручение студенческих билетов поступившим на первый курс бакалавриата состоится 31 августа 2021 г. в холле 1 этажа сектора Д биолого-почвенного корпуса (под аудиторией М-2). Начало – 12:00.

При себе иметь:

- аттестат и приложение к аттестату (оригинал);
- СНИЛС, ИНН (копии);
- 6 фото – 3х4 (матовые, с подписью на обратной стороне Ф.И.О.)
- медицинская справка 086у – для москвичей,  
 
Иногородние студенты получают направление на медицинский осмотр, после чего с направлением, паспортом, фото, справкой 086у, прививочным сертификатом и страховым полисом ОМС идут в МНОЦ МГУ (поликлиника для студентов МГУ), прикрепляются к ней и проходят медицинский осмотр. Оформить направление на удобное время можно заранее, позвонив в учебный отдел.

 

День знаний 1 сентября 2021 года
 
10.00 - 12.00 – Лекция ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего для студентов 1 курса. Торжественное собрание и церемония посвящения Первокурсников в студенты. Актовый зал Главного здания МГУ
12.00 - 18.00 – Ярмарка знаний. Площадь у памятника Ломоносову.
13.00 - 18.00 – Мероприятия на факультете: торжественная встреча первокурсников с учеными, руководством факультета. 
13.00 – вводная лекция декана факультета почвоведения П.В. Красильникова. Ауд. М-2 биолого-почвенного корпуса. 
16.00 - 17.00 – Welcome day (для иностранных первокурсников). Дистанционный формат.

 

Вручение студенческих билетов поступившим на первый курс магистратуры состоится 1 сентября 2021 г. в ауд. М-2 биолого-почвенного корпуса. Начало – 15:00.

При себе иметь:

  • диплом и приложение к диплому (оригинал);
  • СНИЛС, ИНН (копии);
  • 4 фото – 3х4 (матовые, с подписью на обратной стороне Ф.И.О.)

Поселение в общежитие ДАС МГУ для поступивших на 1 курс бакалавриата и в магистратуру начинается с 20 августа. Для поселения необходимо обращаться в паспортный стол общежития по адресу: ул. Шверника, д. 19, кор. 2, к. 141 (проезд от ост. ДК МГУ – авт. №119, от м. Университет; трамвай № 26 и  авт. №119). На факультет за направлением приезжать не надо!

Поселение производится с 9:00 до 18:00 (в остальное время возможно поселение только на сутки, после чего необходимо обратиться в паспортный стол и оформить проживание на постоянной основе). Родители в период поселения первокурсников в общежитие не допускаются.

При себе иметь:

  1. Паспорт + копия 1 стр. и стр. с регистрацией (на одном листе)
  2. 2 фотографии 3х4 (матовые)
  3. Приписное свидетельство или военный билет (для юношей).

Поселение старшекурсников начнется с 25 августа. 

Завершился прием согласий на зачисление в бакалавриат на бюджетные места. 

Ранее 6 августа состоялось зачисление поступающих без вступительных испытаний, приказ опубликован на сайте ЦПК. После этого на направлении "Почвоведение" осталось для поступления по общему конкурсу 56 бюджетных мест, а на "Экологии и природопользовании" 23 бюджетных места. На них приказом от 17 августа будут зачислены абитуриенты, подавшие согласия до 18:00 11 августа в соответствии с итоговыми конкурсными списками, опубликованными на сайте ЦПК МГУ: http://cpk.msu.ru/rating/dep_06

Абитуриенты, нашедшие себя в списках соответствующих направлений ниже 56 и 23 позиции по согласиям, рекомендованы к зачислению на контрактные места. Прием согласий на зачисление на контрактные места продолжается.

Также продолжается прием согласий на зачисление на контрактные места от поступающих в магистратуру.

 

Как поступить на контрактные места?

  1. Выдержать вступительные испытания и набрать суммарный балл не ниже половины от максимального возможного (с учетом индивидуальных достижений это 255 на направлении "Почвоведение" и 205 на направлении "Экология и природопользование").
  2. Написать согласие на зачисление через систему webanketa.msu.ru/ поставив две подписи (и на бюджетные, и на контрактные места).
  3. Обратиться в приемную комиссию и согласовать время личной встречи для подписания договора на оказание платных образовательных услуг.
  4. Если Вы не можете приехать в Москву в августе, то возможно дистанционное заключение договора. Для этого также обращайтесь в приемную комиссию.

 

Приемная кампания в 2021 году проводится полностью в дистанционном формате, для связи с приемной комиссией Вы можете воспользоваться любым удобным способом.

Уважаемые абитуриенты!

Стали известны результаты дополнительного вступительного испытания по биологии, написанного в резервный день (27 июля). С ними вы можете ознакомиться в прикрепленном файле. 

Показ работ состоится 30 июля (пятница), начало в 14:00 (по МСК). Предварительная запись осуществляется на портале "Университет без границ" (https://exam.distant.msu.ru) со страницы экзамена. При себе необходимо иметь паспорт для идентификации личности. 

 

Опубликованы ранжированные списки поступающих в магистратуру в 2021 году по направлениям подготовки "Почвоведение", а также "Экология и природопользование" (в том числе образовательную программу научно-образовательной школы "Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды": "Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов").
 
Крайний срок подачи согласий на зачисление - 18:00 1 августа. Лица, не представившие указанные документы в установленный срок будут рассматриваться как отказавшиеся от зачисления. В случае недостаточного количества баллов для поступления на бюджетные места можно обращаться в приемную комиссию для заключения контракта на платное обучение.
 
Подать согласие на зачисление необходимо через систему https://webanketa.msu.ru/

Результаты вступительных испытаний в магистратуру
 
В прикрепленных файлах доступны оценки за вступительное испытание в магистратуру по почвоведению и по экологии (результаты двух потоков и резервного дня). Показ работ состоится 27 июля (вторник) с 10:00 до 12:00, для предварительной записи обращайтесь в приемную комиссию по e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
Ранжированные по баллам списки поступающих в магистратуру с указанием наличия согласия на зачисление будут опубликованы позже. Следите за обновлениями! Прием согласий на зачисление продолжится до 18:00 1 августа.