• О ФАКУЛЬТЕТЕ
  • ПОСТУПЛЕНИЕ
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • НАУЧНАЯ РАБОТА
  • КАФЕДРЫ
  • ДОП. ОБРАЗОВАНИЕ
  • ENG
 
  • Самое важное для абитуриентов
    Самое важное для абитуриентов

    Что такое почвоведение? | Чему мы учим? | Как поступить? | Где работают выпускники? | Все ответы на одной страничке!

  • Поступление в бакалавриат в 2025 году
    Поступление в бакалавриат в 2025 году

    06.03.02 «Почвоведение» | 05.03.06 «Экология и природопользование» | Ключевые даты | Подать документы | Задать вопрос

  • Поступление в магистратуру в 2025 году
    Поступление в магистратуру в 2025 году

    06.04.02 «Почвоведение» | 05.04.06 «Экология и природопользование» | Ключевые даты | Подать документы | Задать вопрос

  • Дополнительное образование в МГУ имени М.В. Ломоносова
    Дополнительное образование в МГУ имени М.В. Ломоносова

    Для экологов, почвоведов, географов, микробиологов, ландшафтных дизайнеров, лаборантов, учителей и школьников

  • Мировая реферативная база почвенных ресурсов
    Мировая реферативная база почвенных ресурсов

    Опубликован перевод на русский язык 4-го издания World Reference Base for Soil Resources (WRB)

  • Отзывы студентов и выпускников
    Отзывы студентов и выпускников

    Сегодня перед сотнями тысяч вчерашних школьников встает вопрос: куда идти учиться дальше?

  • Междисциплинарная научно-образовательная школа Московского университета «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды»
    Междисциплинарная научно-образовательная школа Московского университета «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды»

    Объединение 5 факультетов для развития исследований и образовательных программ в области экологии и природопользования

  • Где работают наши выпускники?
    Где работают наши выпускники?

    Узнать об этом можно из материалов, подготовленных к Дням карьеры на факультете

  • Факультет в средствах массовой информации
    Факультет в средствах массовой информации

    Сообщения СМИ о факультете и комментарии наших сотрудников по актуальным темам

Previous Next Play Pause

Подведены итоги III очереди конкурса «Студенческий стартап»

Опубликовано: 23 июля 2023

1235 победителей III очереди конкурса «Студенческий стартап» получат грант в 1 млн рублей на развитие своих бизнес-идей. Конкурс проводится в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».

  • в III волне конкурса победителями представлены 68 регионов и 236 вузов технической и гуманитарной направленности;
  • по количеству лучших проектов лидируют Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург;
  • большинство проектов победителей связаны с цифровыми технологиями — 481;
  • каждый пятый связан с креативными индустриями;
  • 175 авторов будут развивать проекты в сфере новых приборов и интеллектуальных производственных технологий.

В видео Анастасия Рычагова, победитель I очереди, рассказала, как участие в конкурсе позволило ей развить свой стартап по разработке и производству очистителей воздуха «Арукей». Анастасия окончила факультет почвоведения по направлению «Экология и природопользование», а в настоящяя время обучается в аспирантуре на кафедре земельных ресурсов и оценки почв нашего факультета:

Yandex Cloud и учёные из МГУ запустили систему мониторинга потоков парниковых газов

Опубликовано: 22 июля 2023

Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с облачной платформой Yandex Cloud объявили о запуске карбонового полигона «Чашниково» в Московской области. Основная задача полигона – мониторинг потоков парниковых газов, включая двуокись углерода, метан и закись азота. С помощью исследований специалисты смогут найти максимально эффективные способы контроля и сокращения выбросов климатически активных газов в московском регионе, а следовательно – предотвратить опасные изменения в окружающей среде. Завершен значительный этап строительства полигона – установлена и введена в эксплуатацию метеорологическая вышка.

Сейчас над проектом работают ученые четырех факультетов МГУ: почвоведения, биологического, географического и химического. Научные группы проводят замеры потоков газов с поверхности почвы, исследуют дыхание растений. Эти наблюдения станут круглогодичными. 

«В программу полигонов вовлечено несколько структурных подразделений университета, многие уже начали генерировать потоки данных, полученных с помощью метеостанций, газоанализаторов и лидаров. Но они важны не сами по себе, а как часть общей системы мониторинга. Надо создавать базу данных, обеспечивать свободный доступ к полученной информации. Как мне кажется, Yandex Cloud является идеальной платформой для сбора и обработки данных мониторинга потоков климатически активных газов в России», – прокомментировал и.о. декана факультета почвоведения МГУ Павел Красильников.

Ученые собрали десятки терабайт данных в единый массив с разных датчиков и газоанализаторов. Они позволят получить информацию о балансе газов и разработать методы изъятия «лишнего» углерода из атмосферы. Для хранения и обработки этого массива данных в режиме реального времени научные группы университета используют хранилище на базе Yandex Cloud, загружая помимо прочего данные об условиях рельефа и климата исследуемой территории. Общий анализ данных позволит разработать модели машинного обучения, которые будут способны спрогнозировать динамику эмиссии и поглощения климатически активных газов.

Читать полностью: пресс-релиз на сайте МГУ и в блоге Yandex Cloud

Мне представилась возможность устроиться настоящим микробиологом в настоящую биотехнологическую компанию

Опубликовано: 21 июля 2023

Кафедра биологии почв факультета почвоведения МГУ - одно из тех мест, где готовят лучших в России микробиологов. Сильной стороной ее выпускников является то, что они разбираются не только в классической микробиологии, но и в экологии микроорганизмов: понимают не только как они устроены и как растут на чашке Петри, но и как развиваются в естественных условиях и какие функции выполняют в биосфере.

Могут ли выпускники этой кафедры работать, например, в сфере биотехнологий? Да - и очень успешно! Дело в том, что на многочисленных биотехнологических направлениях различных вузов зачастую дается инженерно-техническое, а не биологическое образование, так что на действующих предприятиях существует дефицит квалифицированных микробиологов. Но и этим возможности трудоустройства не ограничиваются, хорошие микробиологи нужны во многих отраслях.

Анна Гончарова закончила бакалавриат по направлению «Экология и природопользование» на кафедре биологии почв, а сейчас обучается там же на направлении «Почвоведение» в магистратуре. Сегодня она рассказывает о начале своего профессионального пути:

«Ещё в бакалавриате я начала подрабатывать. Всегда хотелось если и подработку, то именно по специальности, чтобы копился стаж — на третьем курсе я влюбилась в микробиологию, и долго искала вакансию какого-нибудь лаборанта, надеясь потом вырасти в настоящего взрослого микробиолога.

Основная сложность была в том, что почти все вакансии, что мне попадались, были рассчитаны на полный график, который никак не совместишь с учебой. Я пробовала репетиторство, работу с лабораторными животными в виварии, работала на производстве ИФА-тестов на ковид, и однажды, уже во время обучения в магистратуре, мне представилась возможность устроиться настоящим микробиологом в настоящую биотехнологическую компанию.

Компания «Биофорте-лаб», в которой я работала, занимается производством белково-витаминных концентратов (БВК) — это продукт культивирования микробных клеток на отходах переработки различного нерастительного сырья, например, метанола. За полгода работы я просмотрела много ещё советских технологических регламентов, и узнала, что помимо меприна — БВК из микроорганизмов-метилотрофов, то есть питающихся ядовитым для нас метанолом — бывает ещё эприн, гаприн, паприн… Микроорганизмы-продуценты белка столь разнообразны, что могут потреблять и метанол, и этанол, и природный газ, и даже нефтяные парафины, и давать до 50% белка от массы получаемого продукта.

Эти белково-витаминные концентраты используются, в первую очередь, как кормовая добавка для животных, но, я думаю, это достойный аналог растительному соевому мясу для людей, ведь некоторые микроорганизмы дают даже больше незаменимых аминокислот, чем соя. В настоящее время люди пытаются восстановить или построить новые заводы по производству БВК, так что отрасль активно развивается.

В работе я активно использовала навыки, полученные на практикумах кафедры биологии почв — любимые культуральные методы микробиологии (посевы на плотные и жидкие питательные среды), подсчёт колоний, я варила питательные среды и осуществляла контроль физико-химических показателей микроорганизмов, растущих в колбах — это первая стадия производства, подготовительная.

После того, как микробы попадают в ферментёры (это такие большие бочки, в которых непрерывно растут микроорганизмы и куда им подаются необходимые питательные среды и микроэлементы, а ещё там строго заданные условия — например, температура и pH), вся работа ложится на плечи операторов, а микробиологам остаётся микроскопировать культуральную жидкость и внимательно следить за состоянием микробов.

Спустя полгода я решила поменять работу и совсем скоро начинаю работать санитарным микробиологом на большом заводе в Московской области. Надеюсь, что получится совмещать эту работу с учебой столь же успешно, как и прошлую.

Я считаю, что стаж необходимо нарабатывать без отрыва от обучения. Хорошим подспорьем здесь являются производственные практики, но двух месяцев такой практики может быть недостаточно, а чтобы устроиться на то место, которое интересно именно тебе, нужно проявить инициативу. Часто можно слышать, что выпускники попадают в замкнутый круг — чтобы найти работу, нужен опыт, но опыт можно получить в результате работы. Но если не лениться, то полученного в студенческие годы опыта становится достаточно для плавного старта своей настоящей, взрослой карьеры.

Самое главное — не бояться искать себя, менять работу, если что-то не нравится, искать разные пути к своему счастью. И помнить, что факультет почвоведения не ограничивается одними почвами, почвовед может всё!»

Читать больше рассказов и отзывов студентов и выпускников

Всероссийский конкурс молодежных проектов

Опубликовано: 20 июля 2023

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) продолжает прием заявок на участие в конкурсе молодежных проектов на получение микрогранта. Претендовать на грантовую поддержку могут граждане России в возрасте от 14 до 35 лет.
 
Для участия в конкурсе необходимо до 3 августа направить через автоматизированную информационную систему «Молодежь России» заявку на реализацию социальной инициативы и ролик-презентацию об авторском проекте по одному из 18 направлений, в числе которых:
 
#развивай_среду — проекты по развитию малых территорий,
#сохраняй_природу — проекты по экологическому просвещению,
#вдохновляй — проекты по поддержке творческих инициатив,
#делись_опытом — проекты по развитию наставничества в молодежной среде,
#открывай_страну — проекты по развитию молодежного туризма,
#вклад_в_будущее — проекты по вовлечению молодежи в сферу науки и технологий,
и другие
 
Авторы лучших проектов получат микрогранты в размере от 5 до 100 тыс. рублей на целевые расходы. Список победителей, а также информация о рейтинге участников, критериях отбора и размере финансовой поддержки будут опубликованы на сайте Росмолодежи не позднее 27 сентября.

Зоналка - это не только про почвоведение, экологию и геоботанику

Опубликовано: 07 июля 2023

Кирилл Толстыгин, аспирант факультета почвоведения, рассказывает о своей педагогической практике и ценных качествах, которые приобретают студенты и молодые преподаватели в условиях полевых практик. В этом году Кирилл ездил в зональную практику в качестве преподавателя бригады.

- Какие впечатления от практики вообще?

- Впечатления — атас! Я влюбился в зональную практику еще в первый раз, будучи студентом. После магистратуры я ездил стажером (у преподавателя Ольги Юрьевны Гончаровой), и, когда мне доверили быть полноценным бригадным преподавателем, был в восторге. Как сказал провожая студентов Лев Анатольевич Поздняков: «Нет таких людей, кто съездил бы в зональную практику и жалел об этом», — вот я не только не жалею, но и стремлюсь попасть туда снова.

- Отличается ли зоналка со стороны преподавателя и студента?

- Да, конечно. Когда ты студент, тебя беспокоят совершенно другие вещи: всё вовремя сдать, написать отчет, успеть потусоваться на костре и так далее. В качестве преподавателя приходится нести ответственность за всю бригаду: готовиться к полевым выходам и камеральным занятиям, пытаться понять, как лучше донести информацию до студентов, да и в целом повышать свой уровень осведомленности о предметах исследования — собственно, почвах.

- Какие ценные качества даёт ребятам опыт полученный в зоналке?

- Я, как и многие мои коллеги по зональной практике, убежден, что зоналка — не только про почвоведение, экологию, геоботанику. Это про работу в коллективе. Даже если студент не запомнит и не усвоит абсолютно всю полученную на практике информацию, он точно научится работать три недели с одной группой людей в непривычных для городского жителя условиях. Когда тебе поначалу некомфортно, или когда люди в твоей бригаде уже надоели за этот 21 день, когда тебе постоянно надо куда-то идти и что-то делать — вот тогда человек по-настоящему раскрывается, видит в себе все недостатки и может их исправить. Вот именно этот опыт — и есть самое главное, что дает зональная практика.

- Легко или просто быть преподавателям в условиях зональной практики?

- Поначалу (на первой и чуть-чуть на второй стоянках) мне было очень непривычно. Я не понимал, как правильно выстроить рабочий процесс со студентами, как правильно подавать им информацию и как, собственно, учить их почвоведению. Я думал, что можно просто отправить студентов в самостоятельный научный поиск — позволить им попытаться самим разобраться в том, что мы исследуем. Сам я планировал наблюдать и направлять студентов. Оказалось, что это так не работает. Студентам нужно объяснять, рассказывать, четко указывать им на то, что они должны найти в своем научном поиске. А если ты не объяснил, не рассказал или указал пять раз за практику — можно считать, что ты не сделал этого ни разу. Кроме того, когда ты молодой преподаватель, то бывает сложно выстроить нормальные рабочие отношения со студентами. Грани между «преподаватель — старший товарищ — друг» очень легко размываются в полевой, более неформальной, обстановке. Я был морально готов к этому, и заранее приготовил слова к тому случаю, когда студенты начнут нарушать субординацию. К счастью, мне очень повезло с бригадой — студенты сами очень строго держали себя в рамках. И даже после завершения условного «рабочего дня» на практике, относились с большим уважением и пиететом.

- В современном мире при высоком уровне развития технологий - нужны ли полевые практики вообще и зональная в частности?

- Да, конечно! Особенно — студентам факультета почвоведения. К счастью, почва — не тот объект, который можно познать на лекции, когнизировать посредством учебников или изучить на цифровом двойнике. Любой человек, который хочет называть себя почвоведом или экологом — обязан побывать в этом невероятном научном приключении. Многие мои коллеги считают зоналку центральной частью их обучения на факультете. И я с ними солидарен.

Читать больше отзывов и рассказов про обучение на факультете

Летняя очно-заочная почвенно-экологическая школа «Живая наука: студенты – школе»

Опубликовано: 02 июля 2023

С 19 по 22 июня 2023 года на факультете почвоведения работала Летняя очно-заочная почвенно-экологическая школа «Живая наука: студенты – школе», проведенная в рамках научно-педагогической практики магистров первого года обучения.

Силами 16 студентов кафедр агрохимии и биохимии растений, биологии почв, географии почв, земельных ресурсов и оценки почв, общего почвоведения, радиоэкологии и экотоксикологии, химии почв, под руководством преподавателей кафедры географии почв (ст. преп. И.А.Мартыненко, доц. Н.В.Орешникова, доц. А.А.Рахлеева, с.н.с. М.Е.Рыхликова), было организовано четыре вебинара, включающие лекционную часть и интерактивную составляющую, а также четыре практических мастер-класса по разнообразной тематике из области почвоведения и экологии.

В целом в работе школы приняли участие 35 школьников 1-10 классов, 4 педагога и 4 родителя из Москвы, Санкт- Петербурга, Брянской, Ленинградской, Новосибирской и Ярославской областей. Слушатели школы высоко оценили работу магистров!

Подробнее: Летняя очно-заочная почвенно-экологическая школа «Живая наука: студенты – школе»

Вручение дипломов - 2023

Опубликовано: 29 июня 2023

Дорогие выпускники!

В эти особенные и торжественные для вас дни вы открываете новую страницу своей жизни. Вы изрядно потрудились: позади несколько лет упорной работы, полевых и производственных практик, экзаменов, зачетов, курсовых и дипломных работ. И вот, наконец, вы стали выпускниками Московского Университета. Нам хочется поблагодарить вас за любовь к факультету, за любовь к почвоведению и экологии, за верность родному Университету; за то, что вы достойно смогли пережить учебу в пандемию, за то, что из года в год вы были частью нашего факультетского коллектива.

Мы уверены, что те знания, которые вы получили в стенах Alma Mater, станут прочным фундаментом и помогут построить успешную карьеру. Мы надеемся, что они помогут легко шагнуть во взрослую самостоятельную жизнь. Перед Вами открыты все двери: кто-то из вас продолжит научную деятельность, кто-то посвятит себя бизнесу, кто-то будет добиваться успехов на государственной службе. Идите вперед, открывайте новые грани своих талантов, дерзайте!

Поверьте в себя так, как верят в вас ваши преподаватели, и смело идите к цели с высоко поднятой головой! Наслаждайтесь молодостью, беззаботностью, открывающимися перспективами. Пусть та радость и жизнелюбие, которые переполняют вас сегодня, будут сопровождать вас долгие годы.

Вручая дипломы, мы испытываем не только счастье, но и сожаление. Каждый из вас – наш воспитанник, наша гордость, вы менялись вместе с факультетом, стали частью его и нашей жизни, и мы отпускаем вас в будущее.

Все фотографии с церемоний вручения доступны в альбомах официальной группы факультета почвоведения в VK:

  • Вручение дипломов с отличием 27 июня
  • Вручение дипломов 28 июня

Если вам кажется, что вы созданы для науки, то вам не кажется

Опубликовано: 28 июня 2023

О своей профессиональной жизни за стенами факультета и преимуществах выпускников естественно-научных специальностей рассказывает Анастасия Тыниссон. Настя закончила кафедру физики и мелиорации почв в 2022 году под научным руководством Марины Александровны Бутылкиной.

«После получения диплома магистратуры я поступила на PhD в Тартуский университет. Меня приняли в большой ERC грант, посвященный экологии растений и адаптации растительных сообществ под изменяющиеся условия среды на пастбищах и заброшенных угодиях. Наш проект затрагивает угодья на территориях Эстонии, Швеции, Австрии, Англии и Нидерландов. На данном этапе я занимаюсь тремя экспериментами, в задачи которых входят анализы микробных сообществ, микоризы, почв и растений, а также постановка опытов. Суммарно мы выращиваем больше двух тысяч различных генотипов одного вида. В нашей команде работают ученые из разных стран мира с совершенно разными специализациями от химии до физики почв, что помогает нам расширить границы исследования и придумывать что-то новое.

На данный момент я занимаюсь экологией растений, но это включает в себя все, что можно только представить: химия, минералогия, физиология растений, эволюция, физика почв, биология почв, микология и многое другое. Например, недавно мы измеряли фотосинтез и дыхание растений.

На самом деле, я бы сказала, что все знания, полученные на факультете, позволили мне реализовать себя как профессионала. Каждый кусочек из каждого предмета в итоге помогает сложить свое видение о каком-то вопросе и выступать экспертом в той или иной сфере. Пожалуй, самое основное, что можно выделить, это вопросы о функционировании почв, о процессах внутри и о том, как они влияют на растения.

Главное преимущество естественно-научных специальностей – это творчество. Любой эксперимент в естественно-научных специальностях начинается с неожиданного вопроса и поиска путей ответа на него. И эти пути могут быть совершенно разные, все зависит от объема знаний и способности их применить.

А сегодняшним студентам факультета мне бы хотелось сказать: «Если вам кажется, что вы созданы для науки, то вам не кажется». Я бы пожелала проявляться, участвовать в конференциях, искать новые методы и больше общаться с научными кругами, чтобы приобрести не только полезные знакомства, но и обмениваться идеями и вдохновением. Самое главное пожелание – не бояться спрашивать как можно больше и чаще у старших или более опытных коллег.

Совет абитуриентам от Анастасии:

«Слушать себя и свое сердце. Если абитуриент чувствует, что не может жить без природы, любит создавать и задается вопросами о том, как устроен мир с точки зрения биологии, то ему точно к нам».

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

Заседание Ученого Совета

Опубликовано: 28 июня 2023
Заседание Ученого совета факультета почвоведения состоится 29 июня 2023 г.  в 15 ч. 15 мин. в аудитории М 2.
 
Повестка дня:
1. Конкурсные дела.  
2. Разное.     

Вручение дипломов с отличием - 2023

Опубликовано: 27 июня 2023

Фото Н.Звягинцева

27 июня на факультете состоялось торжественное вручение дипломов с отличием новому выпуску почвоведов и экологов: всего «краснодипломников» в этом году 49 человек!

Мы присоединяемся к поздравлениям и желаем вам всегда помнить, что вы - лучшие выпускники лучшего вуза страны. Перед вами открыты все пути, и нет таких задач, которые были бы вам не под силу. Но какой бы путь вы не избрали - в науке, на производстве, в органах власти - будьте уверены, что вам всегда будут рады в стенах Alma mater, здесь вы всегда найдете поддержку и источник жизненных сил. Многие из вас выпускаются, но никуда не уходят: остаются в магистратуре, в аспирантуре. Кто-то впоследствии станет научным сотрудником или профессором и свяжет всю свою жизнь c факультетом. Как бы то ни было, вы навсегда - люди Московского университета!

Все фотографии с мероприятия доступны в альбоме официальной VK-группы факультета почвоведения МГУ.

Связать почвенные исследования с космическими экспериментами

Опубликовано: 18 июня 2023

Может ли почвовед помочь создать здоровую атмосферу на международной космической станции? Об этом рассказывает Александра Дымова, выпускница 2011 года.

Александра закончила кафедру биологии почв под руководством Марата Мутагаровича Умарова, и ее научные интересы во время обучения на факультете были связаны с изучением микробиологических комплексов муравейников и особенностями трансформации азота в гнездах почвообитающих муравьев.

«Я всегда грезила космосом. С детства в любой поездке, да и до сих пор, обязательные пункты для посещения — это планетарии и обсерватории. Поэтому упустить возможность совместить два своих любимых направления, а именно микробиологию и космос, я не могла!

В последний год обучения я уже начала работать в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН). Работа там дала мне большой опыт, как в профессиональной сфере, так и в понимании того, чем конкретно я хочу заниматься. Так я начала свой путь в Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН). Попасть туда было трудно, я прошла собеседование у своего теперь уже начальника отдела и директора института.

Сейчас я работаю старшим научным сотрудником в «Лаборатории микробиологии среды обитания и противомикробной защиты». Основной моей работой является мониторинг среды обитания Российского сегмента Международной космической станции.

Поскольку МКС — это замкнутые герметичные объемы, очень важно отслеживать состояние среды внутри станции. Регулярно перед каждым спуском на Землю, космонавты проводят отборы проб с внутренних поверхностей и конструкционных материалов, а также отбирают пробы воздуха. Получив данные пробы, мы незамедлительно делаем посевы и идентифицируем полученные микроорганизмы. Для МКС существует свои нормативные правила, обозначающие верхние предельные значения уровня обсемененности (заражения) микроорганизмами и в случае их превышения, мы посылаем на борт радиограмму с просьбой обработать данные зоны специальным дезинфицирующим средством. Кроме основного мониторинга, я участвую и в других интересных проектах, а также провожу дополнительные исследования полетных штаммов, ведь их изучение имеет большое значение для построения баз на других объектах Солнечной системы и для дальних космических полетов.

Помимо общения с космонавтами через центр управления полетами, мы регулярно встречаемся с ними после каждого полета, и каждый специалист в своей сфере обсуждает различные нюансы и перспективы на будущее.

Также в рамках общекосмической подготовки кандидатов в космонавты-испытатели мы проводим обзорную лекцию по нашей работе, и мне выпала честь выступить перед последним набором кандидатов в космонавты-испытатели 2020 года и поделиться своими знаниями.

Несмотря на то, что моя работа сейчас не связана с темой, которой я занималась на факультете, я продолжаю развивать это направление, внедряя в свои исследования более современные методы. Я начинаю связывать почвенные исследования и с космическими экспериментами, так как исследование почв очень важно, например, для будущих космических оранжерей.

В течение последнего года мы с Натальей Викторовной Костиной и Михаилом Владимировичем Горленко успешно применяем методику мультисубстратного тестирования к полетным штаммам, в ближайшее время я надеюсь на выход уже полноценных публикаций на эту тему.

Я с теплотой вспоминаю всех своих преподавателей, особенно мою кафедру - биологии почв, и я очень рада, что до сих пор мы продолжаем тесное сотрудничество.

Всем тем, кто раздумывает над выбором факультета я хочу пожелать, в первую очередь, никогда не сомневаться в себе и в своих силах! Наш факультет дает настолько полноценное и разностороннее естественно-научное образование, что после окончания учебы вы будете востребованы и сможете работать во множестве отраслей, как сделали я и мои однокурсники.

Могла ли я, поступая на наш чудесный факультет и придя на любимую кафедру биологии почв, мечтать о том, что я смогу стать космическим микробиологом, который прикасается к чему-то поистине неземному? Думаю, ответ перед вами!».

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

Готовы? Дерзайте!

Опубликовано: 13 июня 2023

В свежем номере газеты «Московский Университет» вышло интервью заместителя декана по учебной работе факультета почвоведения Льва Анатольевича Позднякова:

«Нередко мы слышим, как молодые люди скептически говорят о самых разных учебных курсах и знаниях: «Мне это не понадобится». Потом, немного повзрослев, те же люди пожимают плечами и повторяют: «Это вне моей компетенции».

Почвовед не таков. Ведь его объект исследования – почва, а она одновременно и неживая, и пронизана жизнью, находится на стыке различных сред, очень сложно устроена, и к ней невозможно подобрать единственный и универсальный метод исследования. Почвоведа не пугает эта сложность, его не ставят в тупик новые задачи, он стремится во все вникнуть и, если нужно, освоить новые методы и подходы. Почвовед открыт для междисциплинарного взаимодействия, поскольку междисциплинарность — это его родная стихия. Он умеет обобщать, объединять, интегрировать людей, идеи и результаты, а не «зарываться» в бездны узкой специализации. 

Современный почвовед призван дать ответ на экологические проблемы, он гораздо больше эколог, чем агроном. Эти проблемы, начиная от загрязнения окружающей среды и заканчивая эмиссией климатически активных газов, тесно связаны с почвой: она и страдает от них, теряя плодородие, и является ключом к их решению».

Читать полностью: Московский университет (стр. 2)

Вложения:
Скачать этот файл (Московский университет 2023 05.pdf)Московский университет 2023 05.pdf8896 Кб

Круглый стол «Консультант и редактор в научном кино»

Опубликовано: 12 июня 2023

В конце мая в «Доме кино» в рамках «Лаборатории научного кино 2.0» прошел круглый стол «Консультант и редактор в научном кино».

В XX веке научный консультант обязательно входил в состав съемочных групп научно-популярного кино. Его участие было обязательным на всех этапах: от сценария до записи дикторского текста. Но сегодня режиссеры и продюсеры вроде бы легко обходятся без него. Нужен ли в кино научный консультант и для чего? Является ли он соавтором фильма? И вообще — что такое наука для художника?

Среди участников круглого стола — Ирина Аркадьевна Максимова, старший научный сотрудник кафедры биологии почв.

 

Подробнее: Круглый стол «Консультант и редактор в научном кино»

Моя профессиональная деятельность связана с почвоведением, геоботаникой, зоологией и экологией

Опубликовано: 10 июня 2023

Сегодня о своей профессиональной деятельности рассказывает Роман Титарев – выпускник факультета почвоведения МГУ 2005 года. Роман закончил кафедру земельных ресурсов и оценки почв, а в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию.

«Мой общий профессиональный стаж составляет более 16 лет и включает работу на должностях: почвоведа в ООО «Изыскательский центр ШАНЭКО»; главного специалиста в ЗАО «Группа компаний ШАНЭКО»; ведущего инженера экологической группы и руководителя экологической группы в Проектно-изыскательском институте электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» - филиал акционерного общества «Росжелдопроект». В рамках работы в этих организациях я приобрел большой опыт по производству, координации и руководству всеми этапами инженерно-экологических изысканий (в том числе на линейных объектах) в различных природно-климатических зонах России, взаимодействию с экспертными органами и подрядными организациями.

В 2019 году я приступил к работе в ФАУ «Главгосэкспертиза России» в должности главного специалиста отдела экологической экспертизы. С марта 2022 года являюсь заместителем начальника Отдела инженерно-экологических изысканий Управления экологической экспертизы.

За время работы в «Главгосэкспертизе России» рассмотрено более 500 проектов. Участвовал в проведении государственной экспертизы результатов инженерно- экологических изысканий значимых объектов по целому ряду важных для развития экономики и социальной инфраструктуры страны, водохозяйственным и гидроэнергетическим объектам, горнодобывающим и перерабатывающим предприятиям, объектам производственного и гражданского назначения.

Инженерно-экологические изыскания это один из обязательных видов изысканий, которые ложатся в основу разработки любого проекта. Результаты инженерно-экологических изысканий являются основой для разработки ОВОС, ПМООС и МООС, а также «Проектов рекультивации земель» и «Проектов консервации земель». В целом, моя профессиональная деятельность связана с почвоведением, геоботаникой, зоологией и экологией.

В рамках учебы на факультете мы получили на первых курсах общие знания по химии, географии, минералогии, геоботанике, потом нас учили их применять на практике в почвоведении и экологии. Все эти знания и опыт работы пригождаются для решения производственных задач. Они позволяют осуществлять экспертизу в части исследований плодородного слоя почв, выявления неточностей и недостатков исследований компонентов природной среды в рамках инженерно-экологических изысканий.

С особой теплотой я вспоминаю своих преподавателей - С.А. Баландина, А.С. Яковлева, Г.П. Глазунова, Н.Ю. Гончарук, О.А. Макарова, горжусь личным знакомством с Глебом Всеволодовичем Добровольским.

А сегодняшним студентам я хочу пожелать всецело отдаваться учебе и работе - жизнь вас за это вознаградит»

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

IX международная научная конференция молодых ученых и студентов на тему «Геоинформатика, георесурсы, геоэкология»

Опубликовано: 31 мая 2023

Институт геологии и геофизики Национальной АН Азербайджана организует IX Международную научную конференцию молодых ученых и студентов на тему «Геоинформатика, георесурсы, геоэкология». Конференция посвящена 100-летию со дня рождения Гейдара Алиева и пройдет с 10 по 13 октября 2023 года в городе Баку (Азербайджан).

8-я конференция (2021) была посвящена «Году Низами Гянджеви». В конференции приняли участие молодые ученые и специалисты из разных стран, таких как Великобритания, Венгрия, Германия, Румыния, Сербия, Турция, Египет, Грузия, Пакистан, Кыргызстан, Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Иран и др.

Возраст участников до 40 лет, крайний срок подачи тезисов - 1 июля 2023. Проживание и питание оплачивает организатор. Официальный язык конференции - английский. 

Узнать все подробности можно на сайте конференции.

  1. Объявление о защите кандидатской диссертации 6 июня 2023
  2. Объявление о защите кандидатской диссертации 6 июня 2023
  3. Заседание Ученого Совета
  4. В Ташкенте обсудили вопросы субрегионального почвенного партнерства
  5. Международная научная конференция II Никитские чтения «Актуальные проблемы почвоведения, агрохимии и экологии в природных и антропогенных ландшафтах»
  6. МГУ им. М.В. Ломоносова возглавил предметный рейтинг «Экология» агентства RAEX
  7. Ученые МГУ изучили влияние песка и торфа на температуропроводность почвы
  8. Когда Земля превратится в пустыню?
  9. Эти летние дожди...
  10. Forests 2022 Best PhD Thesis Award

Страница 28 из 102

«В началоНазад23242526272829303132ВпередВ конец»
 
МГУ | 270 | Telegram
МГУ | 270 | ВК
 
 
 

 
 

 
 

 
 

    Авторизация

Связь с администрацией сайта

Разработка сайта — soilforum